Bзгляд на тело человека с точки зрения различных научных дисциплин для формирования целостного восприятия человеческого индивидуума.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа по теме «Как же вы устроены, господин Тело?» | 41.49 КБ |
Презентация | 2.81 МБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №12
Научно-исследовательская работа по теме
«Как же вы устроены, господин Тело?»
Авторы учащиеся 10А класса:
Руководители проекта:
Москва 2014 г.
Проект «Как же вы устроены, Господин тело?»
Проект выполнен под руководством Волоховой М.Л., учителя биологии и Сидоровой Т.П., учителя литературы ГБОУ СОШ №12 г. Москвы.
Человек – великое создание,
Гениальное творенье мирозданья.
В нем начала всех начал земли
Обрести гармонию смогли.
В нем зажжен души нетленный свет,
Что не гаснет много тысяч лет
Он мыслитель в каждом деле.
Сколько мощи в этом хрупком теле!
Тело человека - часть природы,
Эволюции творенье – все народы.
Тело уникально и прекрасно –
Эволюция трудилась не напрасно.
Как же вы устроены, господин Тело?
Весь внешний и внутренний атлас тела условно может быть представлен в трехчастной композиции – верхняя, серединная и нижняя составляющие человека.
Верхняя: голова с волосами, ресницами, глазами, губами и зубами.
Срединная часть человека: плечи, грудь, руки, живот.
Нижняя часть человека: ноги.
Я был создан землею – с тоски.
А в минуты печали земля
Подарила мне шар головы,
Так похожий на землю и солнце.
Голова моя – шар солнца,
Излучающий свет и счастье,
Оживляющий все земное,
Заселяющий землю людьми.
Так когда-то сказал Эдуардас Межелайтис. Но череп вряд ли был дан нам в минуту печали, именно его размеры и форма позволили человеку занять господствующее положение в природе.
Сравнительно с размерами тела мозг и черепная коробка человека значительно больше, чем у обезьяны; кроме того, мозг человека более высокоорганизован, а его сравнительно более крупные лобные, теменные и височные доли совместно осуществляют функции мышления, управления общественным поведением и человеческой речью.
Череп человека не имеет костных гребней и сплошных надбровных дуг, мозговая часть преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, клыки маленькие, на нижней челюсти имеется подбородочный выступ. Развитие этого выступа связано с речью. У обезьян, наоборот, сильно развита лицевая часть, особенно челюсти. Мозг человека в 2 - 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян. Челюсти современного всеядного человека значительно короче и слабее, чем у человекообразных обезьян, которые придерживаются в основном вегетарианской диеты. У обезьян есть амортизирующие удары надглазничные валики и костные черепные гребни, к которым прикреплены мощные челюстные мышцы. У человека отсутствуют толстые шейные мышцы, которые у взрослых обезьян поддерживают выступающую вперед морду.
Различия в строении языка и глотки у человека и шимпанзе позволяют нам издавать более разнообразные звуки, хотя как у человека, так и у шимпанзе черты лица могут принимать различные выражения.
Голова недаром помещается выше других частей человеческого тела. Человек издавна понял – головой! – что ей надлежит господствовать над телом. Ведь голова, по пословице, действительно, «всему голова».
Голова любого человека в Таиланде в независимости от возраста, пола и социального положения считается священной. По многовековому тайскому обычаю, дух человека, который охраняет его жизнь, находится именно в голове. Поэтому погладить по голове, взъерошить волосы или просто прикоснуться к голове человека воспринимается как настоящее оскорбление.
Жители восточных стран считают, что в голову входит энергия, поэтому в некоторых странах существует обычай посыпать свою голову пылью со стоп святых и таким образом пропустить через неё космическую энергию и зарядить ею свое сознание.
А на берегу Мексиканского залива около 3 тысяч лет назад цивилизация древних ольмеков оставила после себя загадочный памятник – огромные каменные головы весом до 30 тонн. Что символизируют эти головы до сих пор неизвестно, но их внушительный вид заставляет ученых выдвигать различные гипотезы.
Как отдельные черепа, так и их фрагменты, были и остаются реликвиями. Череп украшал кабинет Вальтера Скотта. Удивительная находка была сделана в 1927 году. В день своего семнадцатилетия дочь археолога Митчел-Хеджеса Анна нашла под обломками древнего алтаря человеческий череп в натуральную величину, изготовленный из цельного куска кварца. Через какое-то время исследователи обратили внимание, что в преданиях упоминается о тринадцати хрустальных черепах «Богини смерти». Древние легенды рассказывают о странных ритуалах, связанных с хрустальными черепами. Тринадцать священнослужителей должны были одновременно вглядываться в «свой» череп и таким образом они могли увидеть не только то, что происходит в других местах, но и прошлое и будущее. Есть версия, что черепа выступали получателями и проводниками коллективного бессознательного, то есть наследия чувств и знаний, которые всегда циркулируют в пространстве в форме энергии.
О руки мои!
Как песчинки – в горе,
Как малые капли – в большом океане,
Как тонкие лучики – в красной заре,
И вы сопричастны любому деянью.
Рука развивалась и совершенствовалась в процессе преобразования человеком окружающего мира. По Энгельсу: «Рука является не только органом труда, она также и продукт его», Только благодаря преобразующей силе труда, благодаря приспособлениям ко все новым операциям , развитию мускулов, связок и костей и передаче по наследству этих новых качеств, рука достигла той высокой степени совершенства при которой она смогла создать картины Рафаэля, статуи Микеланджело, и музыку Моцарта.
У человека скелет верхней конечности гораздо тоньше, чем нижней. Все пальцы снабжены хорошо развитыми плоскими ногтями. Моторика пальцев кисти человека высоко дифференцирована, каждый палец может двигаться независимо от других, даже у человекообразных обезьян пальцы намного больше связаны друг с другом в движениях.
Ряд ученых рассматривает жест как предшественника звуковой речи. По мнению искусствоведов о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи: левая рука Христа символизирует «дарю», сложенные руки Иоанна – «грущу», правая рука Петра хватается за нож, а левая «кричит»: «Гневаюсь!». И у других апостолов руки «удивляются», «не верят», «уверяют». Когда О. Роден работал над скульптурой «Рука создателя», ему просто ненужным казалось ваяние остального тела: достаточно было лишь соединенных, как бы в мольбе уходящих ввысь двух рук. Роден вообще считал их более выразительной частью тела, чем лицо. В библии рука - символ указующий, созидающий и спасающий.
Нередко рука использовалась и как лечебное средство. В библии читаем: «Все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого руки, исцелял их. Чисто же исторически, применялось исцеление руками еще в дохристианских культах. Затем следовала компенсация в виде приношения в храм исцеленной части – конечности или внутреннего органа. Генрих Гейне в балладе «Паломничество в Кавлаар» написал:
Руку из воска пожертвуй, -
Твоя заживет рука,
Ногу из воска пожертвуй,
Станет здоровой нога.
Примерно тридцать тысяч лет назад на территории современной Франции для сюжета наскальных изображений характерны были изображения рук, отпечатки ладоней. Нередко после удачной охоты эти изображения обагрялись кровью. Эти палеонтологические отпечатки рук как бы представляли самого человека, служили его двойником. Выброшенные резко вперед в лицо врага пять пальцев воспринимаются магическим жестом. Но значительно чаще раскрытая рука выступает в качестве защитника.
Перейдем теперь к вопросу о пальцах. С одной стороны, это как будто сросшееся с человеком существо, при их помощи мы соотнесены с миром. С другой стороны, палец может выступать как отдельная и даже как бы автономная от нашего тела часть. Можно также утверждать, что пальцы – это окна, через которые лучше виден человек. Применялись кое-где пальцы для характеристики предмета не очень крупного. Мальчик-то ведь с пальчик. Очень важно для нас относительное обособление большого пальца. У нас большой палец – опора и лишь благодаря большому пальцу кисть превратилась в хватательный орган. Без развитого большого пальца наш предок не мог держать дубину, а позднее крепко схватиться за кинжал. При Юлии Цезаре пленным отрубали большой палец, чтобы они не могли больше воевать. Весьма подвижен и ловок указательный палец, он первым приступает к захвату. Им можно и погрозить кому-либо, можно им и показать, хотя это и не совсем вежливо. Третий палец – наиболее длинный. Располагаясь посередине, он придает кисти силу и прочность во время захвата. Ранее его именовали «бесстыдным» и «наглым», его протягивали в направлении чего-либо зазорного. Третий и второй палец весьма проворны. Американцы скрещивают указательный и средний пальцы, когда желают успеха. Четвертый – безымянный. Он хуже всех усваивает трудовые навыки, его считали связанным с сердцем и печенью и именовали просто «медицинским пальцем». Римские эскулапы именно на нем носили специальный перстень с изображением змеи. Мизинец самый медлительный. Но зато закрепляет захват, «закрывает ладонную чашу». Наши предки житейски именовали его «ушным» – им легче всего поковырять в ушной раковине. Пальцы венчают ладонь, без нее они существовать не могут. Ладонь может служить чашей, пусть неглубокой, но напиться все-таки можно. Открытая зрителю, она символизирует собственную беспомощность, призывает защитить от зла, пытается завоевать привязанность.
У европейцев принято при приветствии пожимать друг другу руку, но рукопожатие является жестом приветствия у разных народов, хотя и здесь есть свои нюансы. В Африке рукопожатие должно быть слабым, этим передается особое уважение к собеседнику. Некоторые малайцы, здороваясь, соединяют пальцы и слегка хлопают друг друга сначала по одной, а потом по другой стороне рук. После этого они прикладывают руки к губам или ко лбу. Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу – знак приветствия и глубокого уважения. Двое курдов при встрече хватают друг друга за правую руку, поднимают руки, не разжимая их, и попеременно целуют друг другу руки. А жители Тибета при встрече снимают головной убор правой рукой, левую руку закидывают за ухо и высовывают язык.
Существует несколько теорий возникновения обычая, здороваясь, пожимать друг другу руки.
Большинство людей на Земле праворукие и около 10% леворукие. Проявляется это не сразу, а примерно к шести месяцам, когда ребенок садится. Правая сторона тела и правая рука связывались с сознанием, а левые с бессознательным. Правая рука – получает, левая – деньги отдает. В ряде языков закрепилась преимущественность именно правой руки, она же «правильная», «прямая», «законная». В африканских языках – это рука, которой едят, у индийцев – это рука, которой стреляют из лука, у Гомера она «мечущая копье». По мнению средневековых людей, левая рука – ленивица, неловкая, неуклюжая.
Не смущаю, не пою
Женскою отравою.
Руку верную даю –
Пишущую, правую.
Той, которую крещу
На ночь - ненаглядную.
Той, которую пишу,
То, что Богом задано.
Левая – она дерзка,
Льстивая, лукавая.
Вот тебе моя рука –
Праведная, правая.
Однако левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Микеланджело Буонарротти, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин и многие другие. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей, левши особенно ценятся в боксе и фехтовании. В настоящее время принято считать, что в силу наследственности у правшей сильнее развита левая половина головного мозга, соответственно чему более развита правая рука; при обратных условиях, то есть при более сильном развитии правого полушария мозга, сильнее функционирует левая рука. Из этого очевидно, что подобное состояние (предпочтительное использование левой руки, а не правой) нужно считать врождённой, а не приобретённой особенностью.
Если понятие «рука» неотделимо от представлений о человеке, то ногам в этом отношении повезло значительно меньше. В процессе антропогенеза задние конечности обезьяны превращались в нижние конечности человека. Изменения касались главным образом характера и степени развития их мускулов, а также строения распрямившегося коленного сустава. До пятидесяти процентов всей мускулатуры у нас приходится на ноги, которые удерживают тело в вертикальном положении. Изменилось и строение стопы: сформировался продольный свод; упор ноги при стоянии и ходьбе передвинулся с наружного края стопы на внутренний; первый палец сблизился с остальными и увеличился в размерах. Упругий продольный свод составляет одну из самых характерных особенностей стопы человека. Ноги превратились в мощный орган поддержания тела при стоянии ходьбе и беге. По мере того, как на ноги переходила вся тяжесть тела, у них исчезли такие характерные для человекообразных обезьян функции, как хватание и почесывание, развилась икроножная и седалищная мускулатура, кости бедра и голени сделались массивнее. В ходе развития, все более и более усиливался большой палец, а прочие пальцы отставали. Особенно сократился мизинец, его ноготь обычно деформирован, а последние две фаланги нередко бывают слиты вместе. Опорная стопа современного человека мало похожа на хватательную стопу обезьяны, у которой большой палец сильно противопоставлен остальным. Полное и длительное распрямление ноги в коленном суставе свойственно лишь человеку. Хотя шимпанзе и может распрямить ногу, но лишь на короткое время. Освободившись от функции передвижения, рука человека приобрела возможность совершать трудовые операции.
Пусть говорят, что правды нет в ногах,
Пускай твердят, мы знаем – ну и что же?
Но ведь никто не ходит на руках,
Рука лишь в крайнем случае поможет.
Довершают ноги дела
Те, что голова начала.
Они твердо стоят как скала,
Эту твердость земля им дала.
Эволюции важный скачок
Встать нам на ноги прочно помог.
Выбить почву нельзя из-под ног –
Человек во весь рост встал и смог
Посмотреть, как прекрасна Земля,
Как восходит поутру заря,
На руках приголубить дитя,
Осознать частью мира себя.
Нога, находясь в нормальном положении ниже по отношению к другим частям тела, использовалась в ритуальных и символических действиях, показывающих, что какой-то человек находится ниже, например, в социальной иерархии по отношению к другому. При этом уровень «низшего» человека сравнивается с уровнем ног «высшего». Подобное сравнение может выражаться в различных формах: поцелуй ноги, падение или поклон в ноги, попрание ногой побежденного противника. Преклонение колен всегда символизировало покорность, приверженность. Нога издревле символизирует землю, так как она касается праха. В Новом Завете неоднократно фигурирует выражение «пал к ногам». Католики прикладываются губами к туфле папы.
Вообще нога, в особенности колени, всегда рассматривались символами продолжения рода. Посадить на колени – означало признать отцовство. По особенностям строения ног часто судили о человеке. «В соответствующих кругах можно было уничтожить человека коротенькой справкой: а ноги то у него подозрительные»… писал И. Эренбург. Считали, что большие лодыжки свидетельствуют о завистливости, а маленькие преобладают у ленивых. Кривизна ног воспринималась признаком вырождения. Исаак Бабель считал, что ноги могут быть добрыми, злыми, зрячими и слепыми.
Нога, будучи органом движения, непосредственно соприкасаясь с землей, способна собирать на себя грязь. Эта грязь может быть занесена в чистое помещение: дом, храм. При этом омовение ног является и символическим действием, выражающим почтение к хозяину, чистоте его дома, показывающим отсутствие злых намерений по отношению к нему. Омовение ног служило общим выражением гостеприимства и обычно совершалось слугами или рабами, но перед Тайной вечерей подобным занимался Христос, выражая этим бесконечное смирение. Стопа – это воплощение прерывистости, какого-то раздела между телом и землей. Поэтому поклонение стопе зачастую равно поклонению земле. Ограничение ноги снизу – обувь - мы оставляем при входе в святилище. Существовала даже секта «босоногих» монахов и монашек. Стопа иной раз даже выступала символом души. В ряде музеев можно увидеть скульптуры, ноги которых на разном уровне – голень, стопа, обувь – снабжены крылышками. Это можно рассматривать как указание на возможность не просто подъема, а подъема духовного. Пятка – воспринималась «концом» человека. Именно сюда при испуге «уходит душа». Именно этой частью ступни давят, сокрушая зло или змею, которая норовит ужалить именно в пятку. В фольклоре у осетин пятки вывернуты вперед у чертей, вот почему они «антиподы».
Доказано, что в стопе множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно лечить разные органы. Здесь были обнаружены точки, восприимчивые к действию магнитного поля. Пока еще много неясного в расшифровке этого механизма, как впрочем, и в объяснении возможности хождения босыми ногами по горящим углям, которые демонстрируют нам йоги.
Человек - удивительное создание природы. Свою биологическую сущность он сочетает с духовной и телесной красотой. И все это, несмотря на то, что у него и шимпанзе свыше 98% общих генов. Подчиняясь единому плану строения всех наземных позвоночных, человек намного опередил все остальные организмы, которые живут на Земле.
Список используемой литературы:
Что общего у травы и собаки?
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Рисуем крокусы акварелью
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Астрономический календарь. Октябрь, 2018