Герб - символ могущества
Вложение | Размер |
---|---|
gerb_-_simvol_mogushchestva.docx | 615.79 КБ |
rayonnaya_nauchno-prakticheskaya_konferentsiya.pptx | 1.4 МБ |
Районная научно – практическая конференция
школьников «К вершинам знаний»
Секция «Общественно - научное направление»
Исследовательская работа
по теме: «Герб – символ могущества»
Выполнила:
Зазуля Карина,
ученица 9 класса
МКОУ Советской СОШ.
Руководитель:
Желиба Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Контактный телефон:
8(383 58) 39283
2018 год
Оглавление
1. Введение 3 стр.
2. Основная часть:
а) история герба; 4-5 стр.
б) герольды; 5 стр.
в) значение гербов; 6 стр.
г) появление герба в России; 6 – 8 стр.
д) результаты практического исследования. 8 стр.
3. Создание своего герба. 9-10 стр.
4. Заключение. 10 стр.
5. Литература. 11 стр.
Введение
Актуальность исследовательской работы:
Человечество устроено так, что разного рода символы и знаки занимают важное место в жизни общества. Есть среди них те, что служат оригинальными отличительными знаками конкретного человека, семьи, организации, города или государства. Что такое герб? Существует ли герб у нас в школе, классе, семье? Верно ли то, что «герб – это отражение жизни народов страны»? Эти вопросы я поставила перед собой. Попробую разобраться в этом.
Тема: «Герб – символ могущества»
Цель: комплексное изучение становления герба, анализ особенностей его образования.
Задачи:
1) показать процессы становления герба;
2) проанализировать причины изменения герба;
3) провести опрос среди учащихся 9-11 классов;
4) создать свой герб.
Гипотеза:
Г.А. Леонтьева в своей работе написала, что «герб – это условное изображение, символ, носящий наследственный характер…, выражающий исторические традиции, главные идеи своего владельца, в качестве которого могут выступать государство, территории, город, частное лицо». Так ли это?
Методы работы: анализ необходимой информации, опрос, сравнение, создание герба.
Первым этапом работы я решила подобрать материал, используя Интернет. Результатом проделанной работы на этом этапе стало представление полученной информации.
Основная часть
В словаре В.И. Даля говорится, что герб - род щита с изображением на нём знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду.
Первобытные люди считали, что каждый род произошел от какого-то животного или растения, предмета или явления природы - орла, бора, медведя, дуба, змеи и так далее. Их изображения становились отличительным знаком рода, указывающим на его происхождение – тотемом. Это слово – «тотем» – на языке североамериканских индейцев племени Оджебве означает «его род». Видя этот знак на теле и на вещах человека, можно было сразу сказать, какого он рода: черепахи, волка, сокола или какого ещё.
Тотем.
В боях и на турнирах рыцари придерживались определённых правил: сражаться только с другим рыцарем, а не с простолюдином, нападать только после вызова на бой, оказывать уважение противнику; победитель получает в качестве трофея оружие и коня побеждённого. Чтобы выбрать на поле боя или на турнире достойного противника, нужно было узнать, принадлежит ли он к благородному сословию, достойному роду, совершил ли он уже какие подвиги. Даже если шлем был открытый, рыцарь не всегда мог узнать другого рыцаря в лицо. Рыцари стали использовать специальные отличительные изображения – гербы.
Рыцарские гербы на щитах.
Они наносились на щиты и на знамёна рыцарей, изображались на шлемах, вышивались на одежде владельцев и попонах лошадей. Ими украшали ворота замков и домов, посуду и мебель, вырезали на печатях. Гербы имели такое же значение, как и имя их владельца, только имя можно было услышать или прочитать, а герб – увидеть издалека.
|
Гербов постепенно становилось всё больше, они делались всё сложнее и сложнее. Каждый рыцарь уже не мог запомнить все гербы и понять их содержание. Поэтому появились люди, которые специально изучали гербы и историю родов, читали и истолковывали гербовые изображения. Таких людей называли герольдами (от латинского Heraldus – глашатай), а их занятие – геральдикой. Часто они выступали как глашатаи на турнирах, к их помощи прибегали рыцари, когда у них возникали затруднения при истолковании герба противника. Постепенно правила составления герба стали одинаковыми для всех государств. Герольды тщательно следили за их соблюдением. |
3. Значение гербов |
Также гербы рассказывают историю дворянских родов, но не в словах или схемах, а в изображениях. Иногда их рассказ правдив, а иногда содержит и вымыслы, включённые чтобы добавить роду древности и заслуг, чтобы было основание требовать для себя большего почёта и уважения. По гербу можно многое сказать и о человеке, его носящем – род, титул, пол, брачные узы, рожден ли он в браке, принадлежность к рыцарскому ордену и др. Иногда важны даже мелкие различия. Чуть позднее возникли также гербы у городов и у живших в них групп ремесленников одной профессии – цехов. Постепенно появились национальные гербы у государств как символ их независимости. Старейшими из них, вероятно, являются датский и английский гербы. Как правило, это были изображения из гербов королей, великих князей, царей возглавлявших эти государства. Каждый такой герб имеет свою историю. |
Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло, но государственный герб в России появляется уже при Иване III. Именно ему приписывается учреждение государственного герба. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.
Изображение змия на печатях появилось давно, причем до Ивана III оно часто давалось в совокупности со святым Федором, колющим змия, в композиции «чудо о змие». Только начиная с Ивана III «змий» стал даваться в композиции со светским всадником-князем, его поражающим. Такое сочетание не было случайным. Иван III, при котором произошло свержение монголо-татарского ига и образование Российского централизованного государства, видел в «змие» зло, в какой бы форме оно ни выражалось: в виде внешнего врага или в виде княжеских усобиц, раздирающих Русскую землю изнутри. Поражение князем-защитником этого зла символически подчеркивало значимость акта централизации и особую роль в этом процессе московского великого князя.
Со времени Ивана III на государственной печати появилось еще одно изображение — двуглавый орел. Первым трактовку двуглавого орла как герба Византийской империи дал В.Н. Татищев. Он связал его появление в России с женитьбой в 1472 г. Ивана III на византийской принцессе, племяннице последнего византийского императора, наследовавшей двуглавого орла, которого Иван III принял «за государственный герб». Версия В.Н. Татищева о заимствовании двуглавого орла из Византии закрепилась в историографии. Однако в настоящее время она подверглась критике. Появление двуглавого орла в государственном гербе стали объяснять контактами России с императорами Священной Римской империи из дома Габсбургов или с южнославянским влиянием. Исследователи доказали, что герб Византийской империи, составленный при Палеологах в 1327 г., не был двуглавым орлом, а представлял собой крест, образованный четырьмя буквами В. Иван III взял в качестве государственной эмблемы двуглавого орла, подчеркивая родство и равенство русских государей с правителями западных держав.
В дальнейшем эта композиция главной эмблематики государственного герба становится устойчивой. Изменения касаются лишь второстепенных деталей, наблюдения над которыми помогают в датировке герба: положение и внешний вид крыльев орла, положение всадника, наличие цепи и ордена Андрея Первозванного вокруг щита на груди орла.
Первое официальное описание государственного герба, сделанное в соответствии с основными правилами геральдики, относится к 1667 г.: «Орел двоеглавый есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца, его царского величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великие — Казанское, Астраханское и Сибирское — славные царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей его царского величества милостивейшего государя державе и повелению. На правой стороне орел три грады своими писаньми образуют восточных, западных и северных; под орлом знак отчича и дедича; на персех изображение наследника, в пазноктех — скипетр и яблоко, и являют милостивейшего государя, его царского величества, самодержца и обладателя».
Методом практических исследований стал опрос учащихся 9 - 11 классов, в котором участвовало 21 человек.
Результаты представлены в таблице:
№ | Вопросы: | Ответы: | |
Знаю, да | Не знаю, нет | ||
1. | Что такое герб? | 21 | 0 |
2. | Есть ли герб в вашей семье? | 2 | 19 |
3. | Заинтересовала ли вас тема исследовательской работы о создании герба? | 11 | 10 |
Проведенное анкетирование выявило следующее: все ребята знают, что такое герб, но точного определения не дают. Я была удивлена, что в некоторых семьях нашего посёлка есть свой герб. А также я рада, что моя исследовательская работа заинтересовала 11 человек.
Второй этап работы - создать свой герб.
В основу своей первой работы «Герб школы» я взяла круг, который символизирует вечную жизнь; цвета – жёлтый(любовь к жизни), коричневый (защита), голубой(преданность), а книга – это летопись нашей школы, сердца –это любовь к школе:
А основой второй работы «Герб посёлка» стал щит, который символизирует защиту; цвета: жёлтый (свет, любовь к жизни), зелёный(цвет жизни), коричневый(защита), красный(жизненная энергия). Жители посёлка занимаются растениеводством, животноводством, а в свободное время увлекаются спортом:
Заключение
Перед вами основные вехи в долгой истории становления герба.
На мой взгляд, гипотеза о том, что «герб – это условное изображение, символ, носящий наследственный характер…, выражающий исторические традиции, главные идеи своего владельца, в качестве которого могут выступать государство, территории, город, частное лицо», доказана.
В заключении я хотела бы сказать, что не флаги, не гербы прославляют страны. Это всего лишь символы, которые есть абсолютно у каждого государства на Земле. Славят отчизну люди.
Мы, граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, должны чтить государственные символы, гордиться своей страной.
Список Интернет-ресурсов:
Список литературы
2008 г. «Просвещение»
Слайд 1
Районная научно – практическая конференция « К вершинам знаний » Тема: Герб – символ могущества Выполнила: ученица 9 класса МКОУ Советской СОШ Зазуля Карина Руководитель : Желиба Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории 2018 годСлайд 2
« Герб – символ могущества »
Слайд 3
Цель: Комплексное изучение становления герба, анализ особенностей его образования.
Слайд 4
Задачи : 1) показать процессы становления герба; 2) проанализировать причины изменения герба; 3 ) провести опрос среди учащихся 9-11 классов; 4 ) создать свой герб.
Слайд 5
Гипотеза: Г.А. Леонтьева в своей работе написала, что « герб – это условное изображение, символ, носящий наследственный характер…, выражающий исторические традиции, главные идеи своего владельца, в качестве которого могут выступать государство, территории, город, частное лицо ». Так ли это?
Слайд 6
В словаре В.И. Даля говорится, что «герб - род щита с изображением на нём знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».
Слайд 7
Тотем
Слайд 8
Гербы рыцарей
Слайд 9
Результаты практического исследования: № Вопросы: Ответы: 1. Знаете ли вы, что такое герб? «Да» – 21 человек. 2. Есть ли в вашей семье герб? «Да» – 2 человека, «Нет» – 19 человек 3. Заинтересовала ли вас тема моего исследования? «Да» - 11 человек, «Нет» - 10 человек.
Слайд 10
Зазуля Карина
Слайд 13
Спасибо за внимание!
Мальчик и колокольчики ландышей
Солнечная система. Взгляд со стороны
Твёрдое - мягкое
Самый главный и трудный вопрос
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"