Работа посвящена изучению жанра послания в лирике А.С.Пушкина: адресаты, стихотворения, тематика посланий.
Вложение | Размер |
---|---|
gizzatullina_a._proektnaya_rabota.docx | 69.34 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нартасская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
«Жанр послания в творчестве А.С.Пушкина»
Автор: Гиззатуллина Алина,
ученица 7 класса
Руководитель: Осипова Е.Н., учитель русского языка и литературы
Елымбаево, 2018
Оглавление
Глава 1. История жанра послания 5
Глава 2. Жанр послания в творчестве А.С.Пушкина 8
2.1. Жанровое разнообразие посланий А.С.Пушкина 10
2.2. Адресаты, которым посвящено наибольшее количество произведений 10
Список использованных источников 18
А.С.Пушкин – гениальный поэт. В его творчестве нашли отражение все темы и проблемы, волнующие читателя не только далекого XIX века, но интересные и современному читателю. Одна из тем, к которой Пушкин обращался с юных лет и до последних минут - тема дружбы. Она нашла отражение и в особом жанре – жанре послания. В своей работе мы обратились к жанру послания в лирике Пушкина.
Работая над проектом «Золотой выпуск Царскосельского лицея», я обратила внимание, что Пушкин написал много стихотворений, адресованных его одноклассникам по Лицею. Но только ли им адресованы стихотворения Пушкина? Моя гипотеза: послание – жанр, свойственный А.С.Пушкину, характерный для него, потому что лирика Пушкина вообще, на наш взгляд, очень адресованная, то есть она обращена к некоему «идеальному» адресату.
Цель нашего исследования – проследить использование и изменение жанра послания в творчестве А.С. Пушкина; выяснить адресатов лирики Пушкина.
Для реализации поставленной цели мы попытаемся решить следующие задачи:
Объект исследования – послание как литературный жанр.
Предмет исследования – стихотворные послания в творчестве Пушкина.
Материал исследования – художественные тексты, написанные в форме послания.
Методы исследования – приемы описательного метода (наблюдение, извлечение стихотворных текстов, написанных в жанре послания, анализ собранного материала, описание) и количественного метода (приём подсчётов).
В приложении – карточки со стихами и цитатми.
Добавить оценку посланий в критике( Бел., страхов, лотман?_)
Почепму в лицейские годы много, а потомменьше?
Приступая к исследованию жанра послания в творчестве А.С.Пушкина, необходимо дать определение этого жанра, то есть определиться с тем, какие именно стихотворения будут отнесены нами к жанру послания.
Послание - жанр так называемой эпистолярной литературы, то есть литературы, изначально задуманной как проза, предполагающая широкий круг читателей. Это переписка, потерявшая отнесенность к конкретному адресату или адресатам, обращенная к условному адресату. Именно эта обращенность к адресату, пусть и условному, и является отличительной чертой жанра.
В античности письма сочинялись как литературные произведения, их стиль и построение определялись риторикой, и строгую границу между частной перепиской и эпистолярной стилизацией провести трудно, о чём свидетельствуют прославленные образцы эпистолярной литературы: письма Эпикура, Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего.
Очерково - документальные «Письма русского путешественника» (1791 - 1795) Н.М.Карамзина и письма из Франции Д.И.Фонвизина А.И.Пущину («3аписки первого путешествия», 1777 — 1778) положили начало освоению традиций эпистолярной литературы в России. Её развивал И.М.Муравьёв — Апостол и стремился «влить» в беллетристику А.С.Пушкин («Роман в письмах», 1829; «Марья Шонинг», 1834). Дидактическое направление эпистолярной литературы продолжали М.С.Лунин («Письма из Сибири», 1836 - 1840), П.Я.Чаадаев («Философские письма», 1829 — 1831), Н.В.Гоголь («Выбранные места из переписки с друзьями», 1847), А.И.Герцен («Письма из Франции и Италии», 1847 - 1852) и др.
Таким образом, послание, эпистола: 1) литературный жанр; стихотворное письмо. В европейской литературе впервые появляется в творчестве Горация (2 книги посланий; наиболее известно послание к Пизонам «Наука поэзии»), затем у Овидия, живёт в латинской поэзии поздней античности и средневековья, а в эпоху Возрождения переходит в поэзию на новоевропейских языках. Время расцвета послания - классицизм ХVII - ХVIII вв.; во Франции классические образцы послания создали Н.Буало (12 посланий), Вольтер и др.; в Англии — А.Поп и др.; в Германии послания писали И.Готшед, Х.Виланд, Ф.Шиллер, И.В.Гёте; в России - А.Д.Кантемир («К стихам своим»), М.В.Ломоносов («Письмо о пользе стекла»), А.П.Сумароков («Епистола о стихотворстве»), Д.И.Фонвизин («Послание к слугам моим»), К.Н.Батюшков («Мои пенаты»), В.А.Жуковский («К Блудову»), А.С.Пушкин («Послание к Галичу», «Послание цензору», «К Дельвигу») и др. В эпоху романтизма П. постепенно выходит из моды и к середине ХIХ в. перестаёт существовать как жанр.
Формальный признак послания - наличие обращения к конкретному адресату и, соответственно, такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевание и прочее; адресат может быть и фиктивный.
Содержание послания фактически произвольное; по традиции, идущей от Горация, предпочиталась тематика морально - философская и дидактическая, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр. Грань между посланием и др. жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков послания, стиралась; этому содействовало и то, что некоторые другие жанры по традиции тоже допускали посвящение конкретному адресату (античные оды и элегии, любовная лирика нового времени); поэтому многие П. близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактическим поэмам (А.Поп), лирическим стихам неопределённого жанра (Пушкин «Во глубине сибирских руд» и др.); в них — то и растворился жанр послания в середине ХIХ в. 2) Послания называются также публицистическими и дидактическими произведениями в прозе в форме открытых писем, имеющие особенно важное содержание, что мы уже рассмотрели ранее. Однако обычно за произведением в прозе в русской терминологии сохраняется термин письмо.
В русской литературе в начале XIX века термины «послание», «эпистола», «стихотворное письмо» сосуществуют как синонимические понятия. И. Левитский определял послание как «речь отсутствующего к отсутствующему» («Курс российской словесности для девиц», 1812), как речь двух друзей, которым дозволялось говорить обо всём.
Таким образом, послание - древнейший жанр монологической поэзии, стихотворение, адресованное конкретному или условному лицу, содержащее философское размышление, дружеское обращение, послание сатирического характера.
В истории русской поэзии (до Пушкина, кстати, насчитывавшей от силы сто лет) этот жанр получил свое развитие. Послания были представлены в 18 веке в творчестве М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина. Но именно в творчестве Пушкина этот жанр достигает наивысшего расцвета.
Обращаясь к творчеству непосредственно А.С.Пушкина, нужно отметить, что творчество Пушкина вообще, на наш взгляд, в большей части адресованно, т.е. имеет адресата. Мы имеем в виду то, что Пушкин в своих произведениях обращался к некоему пусть воображаемому, но идеальному читателю: читателю-единомышленнику, читателю-другу, товарищу, а иногда и сопернику, оппоненту. Такого постоянного диалога с читателем мы не встретим, на наш взгляд, ни у кого из других русских поэтов. По крайней мере, таково наше предположение. У А.С.Пушкина есть стихотворения, прямо не обозначенные как послания или не имеющие конкретного адресата, но Пушкин постоянно находится в диалоге с читателем: «ты», «она», «читатель».
При всем этом объектом рассмотрения в нашей работе мы выбрали те стихотворения, которые обозначены как послания самим поэтом или в заголовке («К***», «К Чаадаеву»), или те произведения, которые легко отнести к жанру послания исходя из содержания или истории написания.
Приступая к работе, мы отобрали материал для исследования. Мы классифицировали послания по 10-томному собранию сочинений А.С.Пушкина[Пушкин А.С. Собрание сочинений:В 10 т. – М.:ТЕРРА, 1996.].
В результате был составлен список стихотворений в жанре послания из 300 текстов. Проанализировав эти стихотворения, мы пришли к следующим выводам.
Все послания, написанные А.С.Пушкиным с 1813 по 1836 годы можно объединить в следующие тематические группы:
Наибольшее в количественном отношении число посланий написано в 1824 (25),1825 (24),1829 (21), 1821 (21), 1828 (20)годах.
Жанровое распределение посланий следующее: эпиграммы – 67; к женщинам – 67; к историческим и государственным деятелям – 34; к литераторам и послания из писем – 31; к друзьям – 28; прочие – 19; к портретам – 16; анонимные – 6; к античным героям – 5.
Также мы обратили внимание на то, что внутри жанра послания выделяется своя спецификация: Пушкин пишет послания в жанре оды, элегии, акафиста, канона.
Подробнее остановимся на этих разновидностях жанра. Отметим, что все они - самостоятельные жанры поэзии. Однако Пушкин адресовал послания конкретным лицам или по конкретному поводу, разнообразив тем самым жанровую специфику посланий.
Акафист – Акафист – хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому.
Канон – символ, образ, сюжет, рожденный многовековыми фольклорными и литературными традициями и ставший до определенной степени нормативными: свет – добро, тьма – зло и т.д.
Ода – стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события
Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
Эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.
Также следует отметить, что жанр послания в творчестве А.С.Пушкина не был неизменным. Если в Лицейские годы и в ранней лирике это обращения к конкретным лицам (Дельвигу, Пущину, В.Л.Пушкину), то в зрелой лирике, примерно со второй половины двадцатых годов, послания Пушкина приобретают обобщенный, социально-философский характер. Через послание Пушкин обращается ко всему миру. Таковы «Во глубине сибирских руд…», «К другу – стихотворцу».
Адресат | Количество посвящённых ему посланий |
Пётр Андреевич Вяземский | 13 |
Антон Антонович Дельвиг | 7 |
Иван Иванович Пущин | 6 |
Василий Андреевич Жуковский | 6 |
Василий Львович Пушкин | 5 |
Анна Алексеевна Оленина | 5 |
Воронцова Елизавета Ксаверьевна | 5 |
Давыдов Денис Васильевич | 5 |
Надеждин Николай Николаевич | 5 |
Остановимся более подробно на биографиях тех, кого Пушкин удостоил наибольшим количеством посланий.
Пётр Андреевич Вяземский
В пушкинском окружении Вяземский занимает одно из самых важных мест. Пётр Андреевич был сыном русского аристократа, представителя старинного рода князя Андрея Ивановича Вяземского (из Рюриковичей) – высокообразованного и свободолюбивого для своего времени человека, личного знакомого французских энциклопедистов и ирландской дворянки, урождённой О’Рейли. В 1795 году Андрей Иванович купил под Москвой имение Остафьево, где построил просторный, в 40 комнат дом в классическом стиле, ставший на протяжении многих десятилетий излюбленным пристанищем его сына-поэта. Здесь бывали Пушкин и Жуковский, Денис Давыдов и Баратынский, Кюхельбекер и Мицкевич. 12 лет прожил в Остафьево, трудясь над «историей государства Российского», Карамзин. Ненависть к деспотизму была выражена в его стихах и письмах, первой половины 20-х годов с большой силой и публицистической страстью. Поэтические создания молодого Вяземского, которым и думать нечего было пробиться через цензуру, ходили в списках, пользовались большой популярностью и, несомненно, были элементом декабристской литературы. Больше 20 лет продолжались самые тесные контакты Пушкина и Вяземского. Были общность взглядов, горячие споры, литературные несогласия, политические расхождения, но не было ни равнодушия, ни сколько-нибудь длительного взаимного охлаждения. И всё же душевного тепла, простоты чувств, которые глубже любых литературных симпатий и антипатий, в отношении Вяземского к Пушкину не доставало. Вяземский одним из первых понял подлинный масштаб дарования Пушкина. Уже «Воспоминания в Царском Селе» поразили его. Но идеалистического согласия между ними не было, они спорили «до упаду, до охриплости». Пушкин был для Вяземского высшим судьёй в литературе. Мало кто написал о смерти Пушкина столько писем, собрал столько материалов «из первых рук» о преддуэльных и предсмертных днях Пушкина как Вяземский.
Антон Антонович Дельвиг
Жизнь Дельвига была недолгой и небогатой внешними событиями. Он происходил из древнего немецкого рода – предки поэта были членами воинствующего ордена рыцарей-меченосцев. Отец поэта был военным на русской службе, не в очень больших чинах, и служил преимущественно в провинции. Мать – русская, из обедневшей дворянской семьи. Антон Антонович родился в Москве 6 августа 1798 года. Родным языком будущего поэта был русский – немецкий он стал изучать только в Лицее, куда поступил в 1811 году вместе с Пушкиным, Пущиным, Кюхельбекером. Из стихотворений, написанных Дельвигом в лицейские годы, особого внимания заслуживают, прежде всего, стихи на античные темы, а также стихи, посвященные теме дружбы. Дружбу с Пушкиным Дельвиг свято сохранял всю жизнь. Он принадлежал к тем людям, которые для друзей способны сделать больше, чем для самого себя. Немало вдохновенных строк посвятил Дельвиг своим лицейским друзьям. Дельвиг и его друзья часто собирались в салоне Софьи Дмитриевны Пономаревой, жизнерадостной красавицы, жены состоятельного хлебосола из купеческого сословия. В то время как жизнь Дельвига текла относительно в спокойном русле, Пушкин успел пережить не одну бурю: «далёкие странствия, клевету, измену, заточение в Михайловском». В начале 1825 года Дельвиг посетил своего друга, эта встреча запечатлена в следующих пушкинских строках:
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали,
С младенчества две музы к нам слетали,
И сладок был их лаской наш удел;
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души,
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
К концу 1829 года относится пушкинский замысел издания периодического органа. С 1 января 1830 года раз в пять дней начинает выходить «Литературная газета», издаваемая бароном Дельвигом. Дельвиг умер 14 января 1831 года. Смерть его потрясла Пушкина, спустя неделю писавшего Плетнёву: «Грустно, тоска. Вот первая смерть, мною оплаканная. Карамзин под конец был мне чужд, я глубоко сожалел о нём, как русский, но никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели».
Иван Иванович Пущин
Лицейское братство – самая светлая глава биографии Пушкина. Дружба с Пущиным оставила в его жизни неизгладимый след. В 1826 году он написал о Пущине: «Мой первый друг, мой друг бесценный», как пишут и думают о первой незабываемой любви. Такие, как Пущин, воистину редкие: они ничего не хотят для себя и умеют не бравировать этим. Небывалое хладнокровие и острый ум Пущина сбивали с толку членов Следственного комитета по делам декабристов. 31 год провёл Иван Иванович в тюрьме, на каторге, в ссылке, а когда воротился, все, кто способен был видеть, заметили, что духом он нисколько не постарел, ничем не поступился, ни перед какой бедой не опустил голову, ни на ноту не потерял прежней доброты и остроты ума. В семье генерал-лейтенанта, генерал - интенданта флота, а потом сенатора Ивана Петровича Пущина и Анастасии Ивановны было 12 детей. Старый адмирал, дед Пущина, Пётр Иванович в 1811 году самолично определил внука в Лицей. Учился Пущин прекрасно. В литературных журналах, чаще всего юмористических, Пущин почти не участвовал, но одним из первых поместил свои переводы в настоящем журнале – «Вестник Европы». С особенным вниманием слушал Пущин курс естественного права. В числе немногих лицеистов Пущин был выпущен не в статскую, а в военную службу – офицером в гвардию. Он для лицеистов был живым олицетворением справедливости, правды и высокого ума. Карьера его ждала скорая и надёжная. За 5 лет службы конногвардеец Пущин дважды повышался в чинах, был на отличном счету и радовал отца-сенатора. Между тем в нём кипела духовная работа, которая сделала И. И. Пущина одним из руководителей декабристов. Немалую пользу принёс он ещё в гвардии, исповедуя и распространяя дух свободолюбия и антианархизма. Потом Пущин подал в отставку и заявил, что собирается служить квартальным надзирателем.
Василий Андреевич Жуковский
Жуковского и Пушкина объединяло высокое отношение к своему поэтическому призванию. К этому добавлялась и самоотверженная забота старшего поэта о младшем. Когда В. Г Белинский сказал: "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина", он имел в виду преемственность литературной традиции. Но эти слова можно отнести и к личной судьбе поэтов, ибо всегда, когда неугомонная судьба грозила Пушкину, на выручку приходил Жуковский. Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенском Белёвского уезда. Отцом его был богатый помещик, матерью - турчанка, наречённая уже в России, при крещении Елизаветой. Будущий поэт учился в Благородном пансионате при Московском университете. Ему довелось служить в действующей армии. А его патриотические стихотворения "Певец во стане русских воинов" и "Императору Александру" привели к тому, что Жуковский был приближен ко двору. Своё пребывание при дворе Жуковский использовал для бесконечных ходатайств за друзей, попавших в беду, в том числе за Пушкина.
Пушкин Василий Львович
Дядя поэта - сам поэт, автор поэмы "Опасный сосед" (1811) и сборника стихотворений (1822), отставной гвардии поручик. Хорошо образованный, остроумный и находчивый, он вёл весёлую светскую жизнь, блистал в салонах и славился своими экспромтами и каламбурами. По словам отца, Пушкин в детстве слушал стихи его дяди. Летом 1811 года Василий Львович выехал со своим племянником из Москвы в Петербург для определения его в Царскосельский Лицей. Одним из первых он был его наставником в литературных занятиях. Был участником литературного общества "Арзамас" и носил шутливый титул "староста" и прозвище "Вот (Я вас)". К литературной деятельности В.Л. Пушкина и к нему самому племянник относился с добродушной иронией. Это нашло отражение и в посланиях к дяде. В сентябре 1826 года Пушкин приехал в Москву и после аудиенции у Николая I тотчас поехал к дяде. Прошло 10 лет после их последней встречи в Лицее. Перед поэтом оказался больной и жалкий старик. Пушкин не забывал дядю и в свои последующие приезды в Москву постоянно навещал его. До последнего дня В. Л. Пушкин не переставал интересоваться литературой. Пушкин был при нём в часы его кончины и написал П. А. Плетнёву в сентябре 1830 года: "Бедный дядя Василий!…"
Оленина Анна Алексеевна
В мае 1828 года были написаны самые прекрасные, исключавшие всякое притворство стихи, внушенные Пушкину Анной Алексеевной Олениной: в начале мая "Её глаза"; 9 мая - "Увы! Язык любви болтливый"; 23 мая - "Ты и Вы". Как нередко бывало с Пушкиным, самые серьёзные переживания и творческие труда не мешали ему весело проводить время в Приютино, ухаживая за Олениной и беседуя со своими друзьями. В первых числах июня Пушкин услышал у Олениной привезённую с Кавказа А. С. Грибоедовым и обработанную М. И. Глинкой грузинскую мелодию. Анна Алексеевна, как показалось Пушкину, прекрасно пела её. Тогда, 12 июня, было создано изумительное стихотворение "Не пой, красавица, при мне…". Можно, конечно, обратить внимание на то, что Пушкин вспоминает в нём черты другой "далёкой, бедной девы", но всё же эти стихи, без сомнения, обращены и к Олениной. Между прочим, она и в самом деле, была очень музыкальна и даже пыталась сочинять музыку - например, к думе К. Ф. Рылеева "Смерть Ермака". Вдобавок она и вправду была красавица и умница, хотя и отличалась несомненной склонностью к самолюбованию. На полях рукописи Пушкина той поры постоянно встречается имя Олениной: по-русски, по-французски. Пушкин и в самом деле скоро сделал предложение, но мать Олениной Елизавета Марковна решительно и резко ему отказала. Вмешались политические причины: началось следствие о "Гаврилиаде". Были и другие мотивы. Она была не настолько влюблена в Пушкина, чтобы идти наперекор семье. Отказ Олениных оказался болезненным ударом для самолюбия поэта.
Итак, мы видим, что А. С. Пушкин не случайно чаще всех обращался в своих стихотворных посланиях к указанным адресатам
Вяземский занимает в пушкинском окружении одно из самых важных мест, ведь именно Пётр Андреевич одним из первых понял подлинный масштаб дарования Пушкина.
Дружбу со своими лицейскими товарищами Дельвигом и Пущиным Пушкин свято сохранил на всю жизнь. Они принадлежали к тем людям, которые для друзей способны сделать больше, чем для самих себя.
Жуковского и Пушкина объединяло высокое отношение к своему поэтическому призванию и самоотверженная забота старшего поэта о младшем.
Дядя Василий Львович оказал огромное влияние на формирование таланта Александра Сергеевича. А Анна Алексеевна Оленина своей красотой и музыкальностью вдохновила поэта на прекрасные стихи.
Проанализировав стихотворные произведения А.С.Пушкина, написанные в жанре послания (или адресованные кому-либо), мы пришли к выводу, что, во-первых, Пушкин, кроме множества общеизвестных и бесспорных талантов, обладал еще одним, особенным - талантом дружбы. Он был предан друзьям на протяжении всей жизни, вне зависимости от того, какое положение они занимали и каково было отношение к ним общества. Во-вторых, поэт достаточно часто обращался к жанру послания, так как именно этот жанр (или разновидность лирики) позволял наиболее полно отразить душевное состояние автора и отношение к адресату.
В ходе исследования мы проанализировали 300 стихотворений Александра Сергеевича, написанных в разные годы, которые возможно отнести к жанру послания или которые имеют адресованное содержание. Мы выяснили, что эти стихотворения адресованы 140 лицам.
Был также рассмотрен круг лиц, которым посвящено наибольшее количество лирических посланий. Здесь мы выделили Петра Андреевича Вяземского (13 посланий), Антона Антоновича Дельвига (7 посланий), Ивана Ивановича Пущина (6 посланий), Василия Андреевича Жуковского (6 посланий), Василия Львовича Пушкина (5 посланий), Анну Алексеевну Оленину (5 посланий), Елизавету Ксаверьевну Воронцову (5 посланий), Дениса Васильевича Давыдова (5 посланий) и Николай Николаевича Надеждина (5 посланий).
Как показало наше исследование, наибольшее количество посланий написано Пушкиным в 1824 (25),1825 (24),1829 (21), 1821 (21), 1828 (20)годах.
Судьба свои дары явить желала в нем,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство, знатный род- с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.
«К портрету Вяземского», 1818
19 ОКТЯБРЯ 1825 ГОДА
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай. камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один: вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера. бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны правы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен—
Неколебим, свободен и беспечен.
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запуганный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся - но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит Мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сены уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте...
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.
ДЕЛЬВИГУ
Любовью, дружеством и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи под их надежной сенью:
В уединении ты счастлив: ты поэт.
Наперснику богов не страшны бури злые:
Над ним их промысел высокий и святой;
Его баюкают камены молодые
И с перстом на устах хранят его покой.
О милый друг, и мне богини песнопенья
Еще в младенческую грудь
Влияли искру вдохновенья
И тайный указали путь:
Я лирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел,
И лира стала мой удел.
Но где же вы, минуты упоенья,
Неизъяснимый сердца жар,
Одушевленный труд и слезы вдохновенья!
Как дым исчез мой легкой дар.
Как рано зависти привлек я взор кровавый
И злобной клеветы невидимый кинжал!
Нет, нет, ни счастием, ни славой,
Ни гордой жаждою похвал
Не буду увлечен! В бездействии счастливом
Забуду милых муз, мучительниц моих;
Но может быть вздохну в восторге молчаливом,
Внимая звуку струн твоих.
К ПОРТРЕТУ ЖУКОВСКОГО
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость
.
Новый снимок Юпитера
Сказка "Морозко"
Флейта и Ветер
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Весенняя гроза