Большинство учащихся, заходя в свое учебное заведение, видят лишь одну надпись: название школы. Мы же, ученики школы № 85 Дзержинского района г.Волгограда, заходим в неё с гордостью, с особым чувством. Каждое утро мы видим мемориальную доску с изображением Героя России Г.П.Лячина, капитана 1 ранга, командира атомного подводного крейсера «Курск». Г.П.Лячин учился в нашей школе с 1963 года и закончил ее в 1972 году.
Целью данной работы стало понять, как школьные годы повлияли на формирование характера будущего Героя РФ Геннадия Лячина, выбор им профессии.
Были определены следующие задачи:
Актуальность данной работы заключается в том, что сейчас для молодых людей очень мало положительных примеров выбора профессии, следования своему жизненному пути вопреки сложностям современной жизни.
Основными источниками при написании работы стали фонды музея МОУ СШ №85 имени Героя РФ Г.П. Лячина, неопубликованные дневниковые записи Г.П. Лячина, личные воспоминания его тестя Глебова Юрия Николаевича, долгое время проживавшего в г. Волгограде и много сделавшего для открытия нашего музея.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 85 имени Героя Российской Федерации Г. П. Лячина
Дзержинского района Волгограда»
Конкурс Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области «Музей XXI века»
секция краеведческая
«Пройди по тихим школьным этажам…
История простого механического карандаша»
Авторы:
Ованисян Анна Ованесовна, 10 класс
Ованисян Сюзанна Ованесовна, 8 класс
Волгоград, Дзержинский район, МОУ СШ №85
тел.: 89616800787,88044156853
Учитель-консультант: Литвинова Елена Александровна, учитель истории
Музейный консультант: Титова Людмила Борисовна, учитель русского языка, руководитель музея МОУ СШ №85 имени Героя РФ Г.П. Лячина.
2019
Оглавление.
Введение………………………………………………………………………….3
Часть 1. Школьные годы чудесные……………………………………………..5
Часть 2. Такой непростой простой карандаш…………………………………..6
Заключение………………………………………………………………………..9
Список источников………………………………………………………………11
Приложение 1……………………………………………………………………12
Приложение 2……………………………………………………………………13
Приложение 3……………………………………………………………………14
Введение
Большинство учащихся, заходя в свое учебное заведение, видят лишь одну надпись: название школы. Мы же, ученики школы № 85 Дзержинского района г.Волгограда, заходим в неё с гордостью, с особым чувством. Каждое утро мы видим мемориальную доску с изображением Героя России Г.П.Лячина, капитана 1 ранга, командира атомного подводного крейсера «Курск». Г.П.Лячин учился в нашей школе с 1963 года и закончил ее в 1972 году (См. Приложение 1).
И вот однажды мне, ученице 8 класса, стало интересно, а каким школьником был Геннадий Лячин, как повлияла учеба, друзья на выбор такой непростой профессии (скоро мне и моим одноклассникам также предстоит принимать нелегкое решение по выбору профессии). С этим вопросом я обратилась к старшей сестре, так как она неоднократно проводила экскурсии в нашем школьном музее, посвященном Герою РФ командиру АПК «Курск» Г.П.Лячину.
И мы в сопровождении руководителя музея Титовой Л.Б. отправились на экскурсию. Меня поразило, что одним из первых экспонатов, на который обратили мое внимание, стал простой школьный карандаш.
Целью данной работы стало понять, как школьные годы повлияли на формирование характера будущего Героя РФ Геннадия Лячина, выбор им профессии.
Были определены следующие задачи:
Актуальность данной работы заключается в том, что сейчас для молодых людей очень мало положительных примеров выбора профессии, следования своему жизненному пути вопреки сложностям современной жизни.
Основными источниками при написании работы стали фонды музея МОУ СШ №85 имени Героя РФ Г.П. Лячина, неопубликованные дневниковые записи Г.П. Лячина, личные воспоминания его тестя Глебова Юрия Николаевича, долгое время проживавшего в г. Волгограде и много сделавшего для открытия нашего музея.
Часть 1. Школьные годы чудесные
Ну как забыть звончей звонка капель
И девочку, которой нес портфель?
У Петра Степановича и Веры Ивановны Лячиных было трое детей: Виктор, Геннадий и Татьяна. До того как переехать в город, семья жила в совхозе «Сарпинский» Сталинградская области. Будущий командир «Курска» родился в первый день 1955 года.
Гена рос спокойным и доброжелательным. Никогда, по словам Петра Степановича, не плакал понапрасну, не капризничал и не хныкал. Но и спуску никому не давал. Умел за себя постоять, хотя и не задирался понапрасну. С детства к нему тянулись друзья и признавали в нём лидера и в классе, и на хоккейной площадке.[1]
Геннадий вел дневник. Читая его, начинаешь понимать: он был очень цельным, искренним человеком, который упорно шел к своей мечте с юности. Четким, убористым почерком намечен по пунктам «Личный план» на день, неделю, месяц.[2]
Однажды Гена вернулся с катка возбужденный. Отец спросил: «Что случилось?» Тот ответил, что перепутал портфели, свой и одной девочки, Иры. Мальчик полез в портфель, а она подлетела, вырвала его и как им стукнет беднягу с размаху. «Вот так девчонка!..» - сказал Гена. [3]
Знакомство с Ирой определило профессию Гены. Да что профессию – жизнь! Ира была дочерью офицера-подводника.
Часть 2. Такой непростой простой карандаш
Пройди по тихим школьным этажам.
Здесь прожито и понято немало!
Юноша учился в седьмом классе, а Ира Глебова в восьмом. После ситуации с портфелем они подружились, позже стали друг другу больше чем друзья. Гена подарил Ире карандаш. Девушка бережно хранила его. Карандаш всегда напоминал ей о Геннадии. Сейчас же этот карандаш находится в нашем школьном музее, посвящённом Г.П.Лячину (См. Приложение 2). Его передала музею вдова Лячина Ирина Юрьевна, как символ начала профессионального пути своего мужа. А случилось это так.
Подростки всё свободное время проводили вместе. Приходя в гости к Ирине, юноша слушал рассказы ее отца, Юрия Николаевича Глебова, морского офицера, капитана 3 ранга, о морской жизни. Вдохновившись, Геннадий решил посвятить свою жизнь этому захватывающему и интересному делу. Будущий тесть оказал огромное влияние на становление характера юноши.
Сохранились такие воспоминания Геннадия Лячина. Юрий Николаевич был весьма строг, воспитывая двух своих дочерей. Его рекомендации звучали для них приказами, которые не обсуждались и выполнялись неукоснительно. Например, дома быть не позже восьми вечера.
Гена, провожая после школы Иру, частенько засиживался у них, слушая интересные рассказы Юрия Николаевича о флотской жизни.
А потом в своем дворе звал свою младшую сестру Таню:
- Петро-овна! Домой! - и объяснял ей, что девочке положено быть дома в восемь. Ведь так было заведено в семье Глебовых![4]
Родители не сомневались в правильности выбора своего сына, а вот Юрий Николаевич, «заразивший» его морем, сказал: «Моряк - это тяжёлый труд и непомерный риск, только потом романтика». Однако Гена остался непоколебим в своём решении. Позже в своём дневнике он запишет: «Можно к старости стать профессором… Но я выбрал профессию – защищать свой народ и Родину. Подводный флот – это мое призвание!!!»[5] Запись сделана курсантом Геннадием Лячиным в его дневнике в 1973 году.
Юрий Николаевич Глебов долгое время жил в г. Волгограде, приходил в нашу школу, музей, на праздничные линейки и, конечно, рассказывал о себе, где служил, как пришел на флот.
- Начинал юнгой в Кронштадте. А служить довелось и на надводных кораблях, и на подводных - в Мурманске, Североморске, Видяево... Служба нелегкая, но если бы все снова начать, я бы повторил свою судьбу.[6]
В его доме все было пронизано романтикой моря. Вымпелы, флаги, штурвал на стене. Макеты судов на полках.
Именно благодаря уверенности Юрия Николаевича в том, что подросток сможет пройти нелегкий путь морского офицера, юный Г.П. Лячин со школьной скамьи начинает готовить себя к службе моряка-подводника.
За пять лет учебы в ленинградском Высшем военно-морском училище подводного плавания курсант Геннадий Лячин из мечтающего о море школьника постепенно превращался в настоящего солдата, готовил себя морально и физически к службе на благо Отчизны (См. Приложение 3). Он был целеустремленный и дотошный человек. Ни разу не пожалел Геннадий и о правильности выбранного пути, жалел лишь, что мало часов в сутках, что «нельзя объять необъятное», прочитать всё, что хотелось бы.[7]
В 1977 году Геннадий Петрович уже командир группы ракетной боевой части на дизельной ракетной подводной лодке К–58 Северного флота. В 1986 году его направляют на учебу на высшие офицерские классы. Там же он становится капитаном 2 –го ранга. Из представления на звание: «… За время прохождения службы на классах зарекомендовал себя как дисциплинированный исполнительный офицер. В сложных ситуациях ориентируется хорошо, способен принимать грамотные решения и нацелить личный состав на их выполнение… По характеру выдержан, спокоен».[8]
Через пять лет, в 1996 году, Геннадий Петрович назначен командиром АПРК К-141 «Курск» и стал капитаном 1 ранга.
В 1999 году капитан 1-го ранга Г.П.Лячин выводит «Курск» в средиземноморский боевой поход. Он осуществлялся по замыслу и под управлением командующего КСФ адмирала Попова В.А. Капитан 1 ранга Г.П. Лячин представлен к званию Героя России. «Курск» признан лучшей подводной лодкой Северного Флота.[9]
12 августа 2000 года крейсер «Курск» во время выполнения учебной боевой задачи в Баренцевом море получил тяжелые повреждения и затонул. В своем последнем, трагическом походе капитан 1 ранга Г. П. Лячин погиб как истинный командир, на центральном посту ракетного крейсера. По положению выдвижных рулей можно предположить, что капитан до последнего боролся за живучесть корабля, пытался спасти жизни вверенных ему людей. [10]
То, что было заложено с детства родителями, встреча с Ю.Н.Глебовым, не пропало даром. Волевые качества характера, твердость убеждений, глубокая порядочность и принципиальность, чувство долга и ответственность за порученное дело, патриотизм – вот, что отличает Героя России, капитана 1 ранга командира атомного подводного крейсера «Курск» Г.П.Лячина.
Заключение
Для нас всегда открыта в школе дверь.
Прощаться с ней не надо торопиться!
Как научиться любить Родину? Как вырасти патриотом? Это не праздные вопросы: от нас, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. Современная школа, независимо от ее статуса (гимназия, лицей, общеобразовательная), остро нуждается в школьном музее как месте воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.
Каждая школа имеет «свое лицо», свой стиль, свои традиции, своих героев … Герой нашей школы – Г.П.Лячин.
… Август 2000 года. Весь мир содрогнулся, услышав о страшной трагедии в Баренцевом море. Болью и скорбью отозвалось известие о гибели атомохода "Курск" в сердцах детей, учителей, родителей. Как известно, любой корабль начинается с командира. Командир атомохода "Курск" – выпускник нашей школы № 85.
После трагедии 12 августа 2000 года в Баренцевом море принято единственно верное решение – музею в нашей школе быть! И ученики МОУ СШ № 85, сегодняшние первоклассники и одиннадцатиклассники, твердо знают: героями не рождаются, ими становятся. И пример тому – обычный вихрастый подросток обычной волгоградской школы, Гена Лячин.
Каким он был, Геннадий Петрович Лячин, чье имя сегодня присвоено нашей школе? Об этом рассказывают экспозиции музея с большим количеством фотографий и личных вещей Геннадия Петровича, переданных его родными, реликвии, видеозаписи. Воспоминания близких, друзей и одноклассников.
Завершая наше исследование, можем с уверенностью сказать, что это был целеустремленный, организованный, честный и верный своему слову и долгу человек. И эти качества начали формироваться в его характере именно в школьные годы. Знакомство с семьей моряка-подводника Ю.Н. Глебова определило его профессиональную и личную судьбу. Со своей женой, Ириной Юрьевной, Геннадий Лячин прожил 25 лет, пока трагедия в Баренцевом море не оборвала жизненный путь этого честного и храброго офицера, уважаемого командира, любящего мужа и горячо любимого отца.
Вечная память. Мы помним. Мы гордимся.
Список источников.
1.Лячин, Геннадий Петрович. Сайт «Герои страны». http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1026
2. Владимир Венгерский. Светлой памяти командира атомохода "Курск" Геннадия Лячина: http://www.chitalnya.ru/work/579688/
3. Захаров Г. И. Рыцари океанских глубин // Волгоградская правда. — 2006. — № от 18 марта. — С. 1, 4.
4. Барыкин И. Над нами океан : моряки-подводники, отметив свой праздник, почтили память героя-земляка // Волгоградская правда. — 2005. — № от 23 марта. — С. 11.
5. Карижский А. Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся… // Вечерний Волгоград. — 2001. — № от 10 августа. — С. 5.
6. Дневниковые записи Г.Лячина, из личного архива Ю.Н.Глебова.
7. Постоянная экспозиция музея МОУ СШ №85 имени Героя РФ Г.П. Лячина Дзержинского района г.Волгограда.
[1] Лячин, Геннадий Петрович. Сайт «Герои страны». http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1026
[2] Дневниковые записи Г.Лячина, из личного архива Ю.Н.Глебова
[3] Владимир Венгерский. Светлой памяти командира атомохода "Курск" Геннадия Лячина: http://www.chitalnya.ru/work/579688/
[4] Дневниковые записи Г.Лячина, из личного архива Ю.Н.Глебова.
[5] Дневниковые записи Г.Лячина, из личного архива Ю.Н.Глебова.
[6] Из личных бесед руководителя музея Л.Б.Титовой с Ю.Н. Глебовым.
[7] Дневниковые записи Г.Лячина, из личного архива Ю.Н.Глебова.
[8] Представление на звание капитана 2-го ранга. Фонды музея МОУ СШ №85 имени Героя РФ Г. П. Лячина.
[9] Захаров Г. И. Рыцари океанских глубин // Волгоградская правда. — 2006. — № от 18 марта. — С. 1, 4.
[10] Барыкин И. Над нами океан: моряки-подводники, отметив свой праздник, почтили память героя-земляка // Волгоградская правда. — 2005. — № от 23 марта. — С. 11.
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Бабочка
Агния Барто. Сережа учит уроки
Разлука
Земля на ладонях. Фантастический рассказ