Личные имена - это особые слова со своей особой судьбой. Имя даетсяпри рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. Исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого - либо языка. Но с течением времени, становясь обозначением лица, слово (фраза) начинало употребляться совершенно по-новому, в ином применении, и первоначальный смысл его забывался; основным для имени становилось его звучание.
Наш ойратский (калмыцкий) именослов сохранил большое количество имен. В нем присутствуют имена из глубокой древности, имена, показывающие взаимосвязь времен и истории народов, на него оказывал влияние тибетский язык, различные факторы, традиции, истории и культуры их носителей.
Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Я раньше никогда не задумывалась над своим именем. Но, занимаясь этой работой, я поняла, как важно, чтобы человек знал происхождение и смысл своего имени. За это время я расширила свой опыт исследователя и узнала много интересного для себя.
Вложение | Размер |
---|---|
chabanova_b_-_vliyanie_imeni_na_sudbu_cheloveka.docx | 39.77 КБ |
Оглавление: стр.
Введение……………………………………………………………… | 2 |
Глава 1. Литературный обзор об особенностях калмыцкой антропонимической системы………………………………………… | 2-4 |
Глава 2. Методика исследования……………………………………. 2.1. Мониторинговые исследования наречения калмыцкими именами учащихся МОКУ «Хар – Булукская СОШ»…………….. 2.2. Анализ частоты встречаемости калмыцких личных имен у учащихся МОКУ «Хар – Булукская СОШ»……………………….. 2.3. Параллельное существование двух или трех имен одного и того же лица…………………………………………………………. | 4-7 4-5 5-6 6-7 |
Результаты исследования…………………………………………….. | 7-8 |
Выводы………………………………………………………………… | 8 |
Заключение……………………………………………………………. | 9 |
Список использованной литературы………………………………... | 9 |
Введение.
Задумывались ли вы когда – нибудь над тем, что одной из особенностей личного имени калмыков является встречающийся иногда случай параллельного существования двух и даже трех имен одного и того же лица? Я обратила на это внимание, что заставило меня задуматься над этим вопросом дальше, появилось желание узнать полнее в этом направлении. Итогом моих раздумий и стала данная учебно – исследовательская работа.
Актуальность нашего исследования в том, роль имени в жизни человека всегда волновала, и будет волновать людей. Человеческое имя с древнейших времён обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. И этот таинственный мир влияет на наши судьбы. Сложилось историческое мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и его судьбу.
На сегодняшний день существует много работ, посвященных изучению тайны имени человека. Однако, мы решили изучить эту тему на примере своего поселка, своего класса и своей школы, и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель исследования: изучить влияние имени человека на его дальнейшую судьбу.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературный материал об особенностях калмыцкой антропонимической системы;
- организовать анкетирование учащихся Хар-Булукской средней школы и проанализировать особенности наречения их калмыцкими именами;
- выявить среди учащихся школы обучающихся, у которых произошла замена имени.
Место исследования: п. Хар – Булук. Продолжительность исследования: 6 месяцев.
Глава 1. Литературный обзор об особенностях калмыцкой антропонимической системы.
Согласно исследованиям Монраева М.У. калмыки имели четко сформировавшуюся антропонимическую систему, которая в течение длительного времени пополнялась за счет заимствований из других языков. Этому способствовали казахи, татары, черкесы, кабардинцы, ногайцы.[1]
Личные имена у калмыков многочисленны и разнообразны, что обусловлено разными факторами: традициями, историей и культуры их носителей. У калмыков существуют традиции наречения именем ребенка.[2] Было достаточно, если во время пребывания гостя или путника в семье родился ребенок, чтобы наделить последнего его именем. Видимо, поэтому у калмыков встречаются имена самого различного происхождения, прежде всего тюркского и русского.
Другим источником личных имен у калмыков было влияние тибетского языка, которое шло через переводные книги и монастыри, но таких имен не так много.
Богатейшим был арсенал личных имен исконно калмыцкого происхождения. В них больше всего и обнаруживается традиционные мифические, суеверные представления, чаяния, желания калмыка при наречении ребенка. Исконно калмыцкие личные имена практически могли быть образованы от любого слова, обозначающего различные предметы деятельности, топонимических наименований, названий животных, частей их тела и масти, а также от слов, обозначающих признаки, свойства, количество, действие (см. приложение). Совершено естественно, что у калмыков отсутствуют личные имена, образованные от названий болезней. Не было у калмыков и личных имен, образованных от имен богов. Для калмыков казалось кощунством нарекать простого человека, даже если он относится к высшему сословию, именами богов. Исключено было использование в качестве личных имен слов, обозначающих нечистые силы. Для калмыцкой антропонимики характерны и так называемые имена с негативной окраской. Однако, если бы личные имена калмыков состояли только из подобных, то калмыцкая антропонимика представляла бы очень мрачную картину. Противоположный полюс составляют имена, указывающие на силу, мощь. Очень много личных имен – пожеланий, в которых выражены надежды на счастье, радость, богатство, мир, благополучие. Поскольку калмыки видели счастье в первую очередь в детях, семейном благополучии, то такими рода именами-пожеланиями наделяли представителей женского пола, от которых во многом зависело исполнение жизненной мечты и чаяний калмыка.
Деление исконно калмыцких личных имен на мужские и женские относительно, оно основано на социально-психологической дифференциации имен по семантике и сложившейся традиции их употребления. Однако в отношении подавляющего большинства имен нет гарантии, что они не могут быть использованы в качестве имен для мужчин, по-видимому, из желания обмануть злых духов, выдавая мальчика за девочку. Одной из особенностей личного имени калмыков является встречающиеся иногда случаи параллельного существования двух и даже трех имен одного и того же лица.
К особому разряду можно отнести личные имена калмычек, получаемых ими при выходе замуж. Это имена-пожелания, причем они, как правило, недвусмысленно выражали наилучшие, с точки зрения наделявшего именем, пожелания, как самой невесте, так и особенно новой семье, вкладывались чаяния и мечты, которые диктовались конкретными условиями жизни.
Монраев М.У. считает, что пополнение калмыцкого именника происходит не только за счет заимствований из других языков, но и за счет развития самой антропонимической системы. Это живой и постоянно действующий процесс.
Глава 2. Методика исследований.
При подготовке своей работы мы пользовались методикой краеведческих исследований А.Г.Озерова, описанной им в его книге «Краеведческая деятельность учащихся», а также использовали методы сбора информации, анализ и сравнение, анкетирование, интервьюирование, фотографирование и ИКТ.
2.1. Мониторинговые исследования наречения калмыцкими именами учащихся МОКУ «Хар – Булукская СОШ».
В нашей школе проходят обучение 60 учащихся, представители калмыцкой, русской и кавказской национальности. В ходе выполнения своей работы автор сделала вначале выборку имен калмыцкой национальности, которыми нарекли родители своих детей (см. приложение 1). Оказалось, что из 60 учащихся школы 37 наречены калмыцкими именами, т.е. 61,6%. Нами отмечено, что наибольшее количество детей, имеющих, калмыцкие личные имена имеют учащиеся 4,5,6,7,9 классов (по 5 человек) (см. приложение 5). Мы это связываем с тем, что родители учащихся 5,6,7,9 классов родили своих детей в пору расцвета возрождения калмыцких народных традиций и обычаев, которые стремились узнать и соблюдать. Усилился приток наших граждан в хурулы, куда они обращались за помощью в наречении имен своих детей. Родители учащихся 4 класса – это новое поколение родителей, которые в повседневной жизни соблюдают правила, запреты, отряды, которые сопровождали жизнь калмыка в прошлом. И детей своих они называли калмыцкими именами и очень гордятся этим. Из анализа данных вышло, что есть в нашей школе дети с очень интересными калмыцкими именами, очень редко встречающимися: Церинга, Санан-Дава. (см. приложение 3).
Автором было проведено анкетирование учащихся о том, знают ли они происхождение и значение своего имени (см. приложение 2). В анкетировании приняли участие все учащиеся школы – 60 человек. Данные опроса показали, что из 37 учащихся, нареченных калмыцкими именами, 32 учащихся знают истинное значение и происхождение своего имени, а 5 – не знают. С ними автором была проведена беседа по ознакомлению значения их имени.
2.2. Анализ частоты встречаемости калмыцких личных имен у учащихся
МОКУ «Хар – Булукская СОШ».
Следующим этапом наших исследований является проведение анализа встречаемости калмыцких имен у учащихся школы. Мы выявили 15 женских калмыцких имен среди девочек, которые встречаются по 1 разу, что составляет 6,66%; среди мальчиков в ходе своего исследования мы выявили 20 мужских калмыцких имен. Только имя «Бадма» встречается дважды, что позволяет назвать его самым распространенным -10%. (приложение 4).
Проведенные исследования выявили невозможность определения призовых мест по этому признаку среди женских имен, так как все обнаруженные имена встречаются по 1 разу, что составляет 6,66%. Из выявленных 20-ти мужских имен только имя Бадма встречается 2 раза, а остальные также встречаются по 1 разу – 3,33%.
Анализируя значение женских и мужских имен учащихся школы мы отметили, что девочек называли уменьшительно – ласкательными именами («зайчонок»), с набором прекрасных качеств: спокойная, добродетельная, счастливая, богатая, мелодичная, открытая, излучающая лунный свет. В этих словах – надежда на будущую счастливую жизнь дочерей, уверенность в том, что они проживут лучше, чем их родители.
Мальчикам давались при рождении имена, олицетворяющие достаток: солнечный, судьбоносный, яркий, независимый, великий, памятный. Родители были уверенны в том, что их сыновья обязательно достигнут успеха в жизни, их ждет почет, слава и уважение.
2.3. Параллельное существование двух или трех имен одного и того же лица.
Для калмыцкой антропонимики характерно параллельное существование двух или трех имен одного и того же лица. Например, нарекли мальчика именем Церн, но называли его Манж, а о существовании первого имени мало кто знал, оно было зарегистрировано, как выяснилось позже, в документах. Бывают случаи, когда первоначальное имя впоследствии забывается из-за редкого употребления. Случаи использования двух имен у калмыков отмечено М. У. Монраевым, который писал, что «основное, данное при наречении зурхачи (астролога), а второе имя – прозвище, появление которого связано с религиозными представлениями и другими различными мотивами».
Когда же второе имя было прозвищем, то по существу не было никаких других причин, кроме обращения не по имени, а по прозвищу, отражающему характерные для индивидуума черты или свойства. Это чаще всего могло быть на стадии детства и юности человека. Два или даже несколько личных имен было обычным явлением для калмыков, поскольку из-за табу личных имен родная мать не могла произнести имя своего ребенка. Кроме того, некоторые незначительно отличались от основного имени. Например, человека с именем Лиж (мужское имя) могли назвать Иҗәә, Дорж - Доож, Кермен - Кеемә.
В ходе своих исследований мы выявили случаи параллельного существования двух имен у учащихся и жителей поселка по причине того, что в детстве ребенок очень болел, и ему было рекомендовано сменить имя (см. приложение 6). Мы обнаружили 9 таких случаев в семьях: Горяева А.Б., Эрендженова О.Н., Тарбаевой Б.Е., Халенгиновой Ц.В., Бадгаева В.С., Чабанова Х.И., Халенгинова А.С., Мушаевой Б.М., Мушаевой Н.М.
Таким образом, мы установили, что изменение имен наших респондентов произошло по причине болезни с целью отвести от своих близких беду, дать им возможность поправиться. В целом эти имена настолько «прикипели» к своим хозяевам, что упоминание первого имени, данного при рождении, совершенно забывалось с течением времени. Изменение имени совершенно меняло судьбу того, кто взял новое имя, которое ему подходит: человек становился более успешным, переставал болеть, обзаводился семьей, стремился сделать карьеру.
Результаты исследования.
Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя даётся при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. Проведенные исследования позволили нам получить следующие результаты:
- изучили литературный материал об особенностях калмыцкой антропонимической системы на основе анализа материалов Монраева М.У. и Биткеевой Г.С.
- организовали анкетирование учащихся Хар-Булукской средней школы и проанализировали особенности наречения их калмыцкими именами;
- выявили среди учащихся школы обучающихся, у которых произошла замена имени;
- выяснили значения имен учащихся нашей школы.
Выводы.
Полученные в ходе проведенного исследования результаты стали основополагающими для обоснования следующих выводов:
1. пополнение традиционного калмыцкого именника происходит не только за счет заимствований из других языков, но и за счет развития самой антропонимической системы;
2. данные анкетирования показали, что из 37 учащихся, нареченных калмыцкими именами, 32 учащихся знают истинное значение и происхождение своего имени, а 5 – не знают. С ними автором была проведена беседа по ознакомлению значения их имени;
3. все, выявленные нами 15 женских калмыцких имен, встречаются по 1 разу, что составляет 6,66%, поэтому нельзя назвать самое распространенное женское имя в нашей школе;
4. из 20 выявленных мужских имен 19 встречаются по 1 разу, что составляет 3,33%. Только имя «Бадма» встречается дважды, что позволяет назвать его самым распространенным мужским именем в нашей школе -10%.
5. установлены случаи параллельного существования двух имен в 9-ти семьях жителей поселка по причине болезни с целью отвести от своих близких беду и дать им возможность поправиться.
6. имя влияет на судьбу человека, но только от нас зависит, какой след оставит наше имя на земле. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени.
Заключение.
Личные имена – это особые слова со своей особой судьбой. Имя даётся при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. Исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка. Но с течением времени, становясь обозначением лица, слово (фраза) начинало употребляться совершенно по-новому, в ином применении, и первоначальный смысл его забывался; основным для именем становилось его звучание.
Наш ойратский (калмыцкий) именослов сохранил большое количество имен. В нем присутствуют имена из глубокой древности, имена, показывающие взаимосвязь времен и истории народов, на него оказывал влияние тибетский язык, различные факторы, традиции, истории и культуры их носителей.
Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Я раньше никогда не задумывалась над своим именем. Но, занимаясь этой работой, я поняла, как важно, чтобы человек знал происхождение и смысл своего имени. За это время я расширила свой опыт исследователя и узнала много интересного для себя.
Эта работа обязательно будет иметь продолжение. Я продолжу изучение калмыцких личных имен и думаю, что в будущем у меня получится создать об этом более полный портрет.
Список использованной литературы.
1. Биткеева Г.С. – «Социальные аспекты некоторых имен у калмыков»
2. Монраев М.У. – «Проблемы современной калмыцкой антропонимии».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Рисуем "Осенний дождь"
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Тигрёнок на подсолнухе
Одна беседа. Лев Кассиль