Сочинение-эссе Интеллигентный человек в современном мире: быть или казаться? на Международный конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачёва и современность»
Вложение | Размер |
---|---|
baterina_d.s._sochinenie-esse_ob_intelligentnom_cheloveke.docx | 29.61 КБ |
Международный конкурс творческих работ старшеклассников
«Идеи Д.С. Лихачёва и современность»
в 2019-2020 году
СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ
Интеллигентный человек в современном мире:
быть или казаться?
Автор: Руководитель: | Батерина Дарья Сергеевна, обучающаяся 10А класса МБОУ «СШ № 40» г. Нижневартовска |
Пучнина Юлия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 40» г. Нижневартовска |
Автор работы ______________ Батерина Д.С.
Директор МБОУ «СШ № 40» ______________ Святченко И.В.
Интеллигентом нельзя притвориться.
Д.С. Лихачёв
Введение
Современный мир стремительно меняется: сегодня он выглядит так, а каким он станет завтра – сложно даже представить. Человеческое общество стало зависеть от мгновенно обновляющегося потока информации как никогда раньше. Современному человеку важно «быть в курсе», всюду успевать. Но изменился ли сам человек, его жизненные задачи, духовный облик? Каким он хочет быть? Входит ли интеллигентность в число качеств современного человека?
Слово «интеллигент» произошло от латинского глагола «intellego», который переводится как «познавать, узнавать, мыслить, разбираться». Сам термин «интеллигенция» был введён писателем П.Д. Боборыкиным и из русского перешёл в другие языки. Со второй половины XIX века считалось, что интеллигент занимается развитием и распространением культуры. С этого времени было принято считать, что интеллигенция – это золотой фонд нации.
Если обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова, то мы увидим, что «интеллигент – лицо, принадлежащее к интеллигенции», а «интеллигенция – люди умственного труда». Одно из значений слова «интеллигент» в словаре Т.Ф. Ефремовой – «человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления».
Впрочем, среди значений этого слова есть и определение, имеющее оттенок презрительности: «человек, чьё социальное поведение отличается безволием, бездействием, постоянными сомнениями». Именно это значение стало расхожим в XX веке, в советское время. И это неслучайно: человек мыслящий был неугоден и даже опасен в годы установления Советской власти. Вспомним повесть-антиутопию А.П. Платонова «Котлован», в которой главный герой был «уволен с производства» по причине «задумчивости».
В советский период словом «интеллигент» обычно обозначали человека, имеющего высшее образование. Возможно, этим подчёркивалась некая элитарность понятия, ведь высшее образование не было доступным для каждого.
В XXI веке возрос интерес к изучению проблемы интеллигентности в современном обществе. Это связано, безусловно, с необходимостью осмысления роли современного человека в обществе, в котором формируется поиск новых морально-нравственных ориентиров и идеалов. На наш взгляд, именно качества интеллигентного человека должны стать основой этого идеала.
Академик Д.С. Лихачёв, посвятивший теме интеллигентности значительную часть своей писательской и общественной деятельности, считал: «Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель» [2, С. 375]. Что же вкладывает в это понятие выдающийся учёный?
Прежде всего Д.С. Лихачёв подчёркивал, что для интеллигентности недостаточно иметь высшее образование: «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью» [4, С. 26].
Размышляя над понятием «интеллигентность», учёный всегда подчеркивал, что настоящая интеллигентность – понятие, связанное не столько с образованностью, сколько с воспитанностью: «… если он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё, … если он может восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек» [4, С. 26-27].
Значит, по мнению Д.С. Лихачёва, интеллигентен тот, кто имеет хорошее воспитание, восприимчив к интеллектуальному и культурному наследию и красоте мира во всех её проявлениях, владеет собой и своей речью, способен к уважению, состраданию и помощи нуждающемуся в ней, чуток к голосу совести и является настоящим патриотом.
Наряду с понятием «интеллигент», по мнению академика, существует и тип «полуинтеллигента»: «Это самая страшная категория людей. Они воображают, что всё знают, обо всём могут судить, могут распоряжаться, вершить судьбами» [2, С. 374].
На наш взгляд, именно из-за «полуинтеллигентов», людей, притворяющихся интеллигентными по причине выгодности такой «маски» (интеллигенту всегда доверяют – он чужд подлости и двуличия), была снижена значимость понятия «интеллигентный человек». А ведь настоящим интеллигентом нельзя притвориться: «Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец, но интеллигентным – никогда» [2, С. 272].
В этом-то и феномен интеллигентности: многие хотят казаться интеллигентными, а вот хотят ли они быть ими (или даже – могут ли?) – вот это вопрос. Ведь быть, а не казаться – сложнейшая задача, так как это требует значительных усилий человека над собой, потому что «кодекс» интеллигента включает много нравственных качеств, с которыми человек вряд ли рождается.
Среди навыков интеллигентного человека Д.С. Лихачёв особо выделяет постоянное стремление в познанию. В его выступлениях и книгах часто звучит призыв к чтению: «Читайте художественную литературу и понимайте её … и будьте душевно богаты» [4, С. 153], «чтение – главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное её «топливо» [2, С. 371].
Попробуем привести примеры кратких характеристик «интеллигентных», на наш взгляд, героев из произведений отечественной литературы. В моём списке «интеллигентов» – Пётр Гринёв (А.С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»), Александр Чацкий (А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»), Евгений Базаров (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»), Андрей Болконский (Л.Н. Толстой, роман-эпопея «Война и мир»), князь Мышкин (Ф.М. Достоевский, роман «Идиот»), Юрий Живаго (Б.Л. Пастернак, роман «Доктор Живаго»). Оговорюсь – мои любимые литературные герои.
Пётр Гринёв… Добр, отзывчив, великодушен, искренен, принципиален и горд, хороший офицер и самое главное – человек слова и чести в отношениях с людьми и к самому себе («Береги честь смолоду…»). Но этот герой неуступчив и упрям, всегда остаётся при своем намерении, не всегда верном, но это, пожалуй, в силу своего юного возраста.
Александр Чацкий… Герой, не приемлющий лицемерия и лжи, «умён, остёр», как мы помним, служит «делу, а не лицам». Но А.С. Пушкин, например, считал, что «метать бисер перед свиньями» не есть признак ума.
Евгений Базаров… Образован, предан своему делу, человек глубокий и мыслящий. Но настоящий интеллигент обладает прежде всего чувством такта, а это уже не совсем про нашего героя. Вспомним его словесные дуэли с Кирсановым. Или – «Природа не храм…». А отрицание искусства и любви духовной? Его, пожалуй, можно назвать «запутавшимся» интеллигентом.
Андрей Болконский… Воспитанный, образованный, настоящий патриот, преодолевший своё честолюбие («Нет ничего, кроме неба»). Но как жаль, что он не сумел найти в себе силы понять Наташу и простить её! Как же дорого даётся ему это позднее раскаяние!
Князь Мышкин… Мягкий, тонко чувствующий мир людей и красоту, тактичный, воспитанный. Но как же беспомощен этот герой в мире перевёрнутых ценностей, когда по-настоящему добрый, порядочный, интеллигентный человек считается «идиотом»!
Юрий Живаго… Блестяще образованный человек с «живым умом», деликатный, порядочный, с любовью относится ко всем людям без исключения, стремится к совершенству в себе, в своём творчестве, в выбранной профессии. Но как же беспомощен этот герой на «изломе» истории!
Возможно, именно эта беспомощность, которая при определённых обстоятельствах может стать и безответственностью (вспомним о значимости нравственной ответственности у Д.С. Лихачёва), склонность к словесам, неумение, а возможно, и нежелание действовать привели к несколько брезгливому отношению к интеллигенту в прошлом веке. Как иронически замечает в своём рассказе «Наоборот» Т.Ф. Толстая, интеллигент XX века был вынужден «мимикрировать», так как ничего кроме как «тихо ходить, скромненько одеваться, очень сочувствовать», «зря не раздражать» он был сделать не в состоянии.
Тем не менее мы видим, что у этих литературных героев есть самые важные качества интеллигентного человека: интеллект, сочетающийся с добротой (а это уже мудрость, по Лихачёву!), порядочность в отношениях и в избранной деятельности. И самое ценное качество в них, на мой взгляд, настоящая, «искренняя» интеллигентность, неумение притворяться. Это считал важным и Д.С. Лихачёв: «человек культурный не притворяется чем-то и кем-то… быть самим собой во всём – от выбора профессии до манеры говорить» [2, С. 373].
Лучшие герои художественной литературы, безусловно, своим примером оказывают влияние на формирование нравственных качеств и мировоззрения читателя. А вот хотят ли люди быть интеллигентными или нет? Возможно, в современном обществе достаточно «казаться» и не обязательно «быть»?
С целью изучения мнения старшеклассников мы провели социологический опрос «Быть или казаться?», за основу которого взяли качества интеллигентного человека, которые выделял Д.С. Лихачёв, и сочинение-рассуждение «Можно ли притвориться интеллигентом?» в 10-х и 11-х классах МБОУ «СШ № 40» г. Нижневартовска.
В результате опроса мы получили следующие данные:
(Уважаемый респондент! Предлагаем Вашему вниманию предполагаемые качества интеллигентного человека. Просим отметить любым знаком позиции (количество без ограничения), которые Вы считаете приемлемыми.)
№ | Качества интеллигентного человека | Считаю эти качества присущими интеллигентному человеку, % | Считаю, что эти качества есть и у меня (или хочу, чтобы они у меня были), % | Считаю, что можно притвориться обладателем этих качеств, % | Считаю, что нельзя притвориться обладателем этих качеств, % |
1 | Наличие высшее образование | 59 | 47 | 19 | 31 |
2 | Интеллект (ум) | 75 | 59 | 19 | 34 |
3 | Доброта | 41 | 75 | 44 | 22 |
4 | Мудрость | 59 | 31 | 6 | 31 |
5 | Патриотизм | 16 | 31 | 56 | 22 |
6 | Нормативная и качественная речь | 69 | 50 | 16 | 34 |
7 | Желание учиться | 38 | 53 | 34 | 22 |
8 | Интерес к истории | 44 | 31 | 38 | 22 |
9 | Вкус в искусстве | 53 | 47 | 34 | 19 |
10 | Воспитанность | 88 | 59 | 23 | 25 |
11 | Неравнодушие | 59 | 59 | 47 | 22 |
12 | Общая культура | 63 | 31 | 9 | 38 |
Анализируя полученные данные, можно прийти к нескольким выводам.
Старшеклассники считают, что основными качествами интеллигентного человека являются воспитанность, интеллект, хорошая речь, общая культура человека, мудрость и неравнодушие. Важным нам представляется факт, что в интеллигентном человеке, по мнению учеников, воспитанность первостепеннее интеллекта, а также наличие неравнодушия в «кодексе» интеллигента. Очень печально также, что старшеклассники не соотносят понятия «интеллигент» и «патриотизм».
Среди качеств, которыми хотели бы обладать старшеклассники или уже их имеют, прежде всего – доброта, а уже потом интеллект, воспитанность и неравнодушие. На наш взгляд, это важный симптом в современном обществе, когда значимость доброты высока, несмотря на все разговоры о снижении роли милосердия в наши дни.
Лидером среди качеств, обладателем которых можно притвориться, стал патриотизм. Может быть, этот показательный для времени «крикливых псевдопатриотов» факт и стал причиной того, почему старшеклассники не включили патриотизм в число качеств интеллигента. Действительно, очень сложно разглядеть истинный патриотизм под маской лжеца. Заметим, что, на наш взгляд, настоящий патриотизм – это любовь к своей стране, воплощённая прежде всего в деле, а не только на словах.
Также респонденты отметили, что притворству подвластны такие качества, как неравнодушие, доброта, интерес к истории, вкус в искусстве, желание человека учиться и наличие высшего образования.
Что же, по мнению опрашиваемых, не поддаётся «подделыванию»? Оказалось, что это общая культура человека, интеллект, правильная речь, наличие высшего образования и мудрость. На наш взгляд, эти качества и составляют портрет «интеллигента», культурного (а здесь и вкусы, и чувство такта, и воспитанность, и речь, и образованность!), умного, а главное – мудрого человека. А мудрость, по мнению академика Лихачёва, – это интеллект в соединении с добротой. И это мнение учёного сложно оспорить.
При анализе сочинения «Можно ли притвориться интеллигентом?» мы выделили общие тенденции в позиции старшеклассников по этому вопросу. Большинство отметило, что «интеллигент – это воплощение воспитанности и высокой нравственности», что это особое «состояние души», которое у человека «либо есть, либо нет». Интеллигентный человек «всегда стремится к новым знаниям, пытается улучшить мир вокруг».
Содержание работ показало также желание и стремление многих из пишущих стать интеллигентным человеком. Почему качества интеллигента сохраняют свою актуальность и значимость и в наше время? Во многом потому, что каждый понимает, что залогом успешности в современном обществе становится именно воспитанность, культура и нравственность человека, уважение к другим и самоуважение. Появился такой термин, как «рукопожатность», когда речь идёт о человеке, не запятнавшем свою репутацию недостойными поступками.
Отвечая на вопрос, заявленный в теме сочинения, старшеклассники отметили, что «притвориться можно образованным, но никак не интеллигентным, так как интеллигентность – это проявление в первую очередь внутренних качеств, а не внешних». «К примеру, если необразованность можно скрыть, то нравственные качества, которые отражают душу человека, практически невозможно». Можно притвориться носителем каких-то отдельных качеств, но «подделать их совокупность очень трудно, практически невозможно».
Такой обман легко разоблачается в какой-нибудь критической жизненной ситуации, когда человек будет вынужден показать своё истинное лицо, а не «маску» приличного человека, которую многие примеряют на себя, так как информационные технологии сейчас дают возможности для того, чтобы быть кем-то другим. Многие люди в социальных сетях имеют вымышленные имена и статусы, как будто даже переставая быть самим собой.
Интеллигентный человек – не только носитель определённых морально-нравственных характеристик, но и тот, кто при любых обстоятельствах остаётся самим собой. А если человек позволяет себе притворяться, то о какой интеллигентности может идти речь?
Заключение
Является ли понятие «интеллигентность» актуальным в современном мире? Кто же такой интеллигентный человек? Можно ли им притвориться? Эти вопросы стали центральными в нашей работе.
Интеллигент, на наш взгляд, – это человек глубокой внутренней культуры и воспитанности, наделённый интеллектом и добротой. Эти качества всегда отличали лучших из людей, независимо от исторической эпохи. Это качества, чья ценность выше всех мыслимых предметов роскоши и богатства, потому что в мире можно подделать всё, кроме человеческого достоинства и порядочности интеллигентного человека.
Но наше время предъявляет особые требования к интеллигенту. На наш взгляд, недостаточно быть просто воспитанным и культурным интеллектуалом. Необходимо осознавать возможности для практического приложения своего предназначения. Мало просто быть хорошим человеком, необходимо, чтобы хорошего и в мире становилось больше.
В этом, безусловно, долг каждого интеллигентного человека: «Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему» [4, С. 28]. Поэтому ко всему перечисленному мы бы добавили способность и желание человека действовать во благо своей семьи и страны. И тогда «портрет» настоящего интеллигента станет полным и его роль в современном мире определяющей. Как это и должно быть.
Библиография
Круговорот воды в пакете
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Рисуем тыкву
Как нарисовать небо акварелью
Заколдованная буква