Исследовательская работа Игрушка как художественная деталь в произведениях русской и зарубежной литературы
Вложение | Размер |
---|---|
kompaniets_s.d._ir_igrushka_kak_hudozhestvennaya_detal.docx | 135.14 КБ |
Игрушка как художественная деталь
в произведениях русской и зарубежной литературы
Автор: Компаниец София Дмитриевна, обучающаяся 9Б класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 40» Руководитель: Пучнина Юлия Николаевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 40» |
г. Нижневартовск, 2018г.
Аннотация
Игрушка как художественная деталь нередко появляется на страницах литературных произведений. Игрушка в произведениях художественной литературы несёт важную смысловую нагрузку, являясь одним из средств раскрытия образа героя литературного произведения.
Данная исследовательская работа посвящена анализу роли игрушки как художественной детали в произведениях русской и зарубежной художественной литературы.
Автор работы, применяя на различных этапах исследования аналитический, сравнительный и социологический научные методы, выявляет взаимосвязь между игрушкой как деталью в художественном тексте и характеристикой героя литературного произведения и приходит к выводу о том, что любимая игрушка в детстве персонажа выполняет психологическую функцию: способствует формированию лучших морально-нравственных качеств, способности к самоанализу и саморазвитию, умения строить гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми.
План исследования
При организации учебной исследовательской деятельности мы выполнили следующий алгоритм действий:
Теоретико-методологическая основа исследования
В данной научно-исследовательской работе мы опирались на следующие литературные источники:
Актуальность и новизна исследования:
Художественная деталь неоднократно становилась предметом изучения учёных-литературоведов. Однако игрушка как художественная деталь в литературном произведении была изучена недостаточно: в частности, были затронуты только вопросы изучения функции игрушки в художественном тексте. Непосредственно по теме представленной нами работы обобщающие исследования отсутствуют.
На различных этапах исследовательской работы применялись такие научные методы, как аналитический (анализ научно-теоретической, психолого-педагогической, художественной литературы по теме исследования); сравнительный (сопоставление художественной детали-игрушки в литературных произведениях); социологический (изучение мнения респондентов – учителей и обучающихся – о роди игрушки в воспитании и развитии ребёнка и в художественных текстах).
Целью данной работы является определить роль такой художественной детали, как игрушка, в характеристике героев произведений русской и зарубежной литературы.
Гипотеза:
Если в детстве героя литературного произведения была любимая игрушка, то характеристика этого персонажа включает в себя лучшие нравственные качества человека, способствующие его гармоничному развитию и взаимодействию с другими людьми; и наоборот – если любимой игрушки не было, то следствием этого становится дисгармония в характеристике и в жизненных обстоятельствах героя.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: игрушка как художественная деталь в произведениях русской и зарубежной художественной литературы.
Предмет исследования: роль игрушки как средства характеристики героя произведения русской и зарубежной художественной литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение … 2
Заключение … 10
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Игрушка – обязательный спутник ребёнка с первых дней его жизни. Игрушка – это не только предмет, предназначенный для развлечения, но и необходимое и важное средство умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания и развития ребёнка. Она способствует познанию ребёнком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческие способности. И самое главное – игрушка способствует освоению им опыта человеческой деятельности, так как игра является «важнейшим условием проникновения в сферу социальных отношений, их своеобразного моделирования в игровой деятельности» [10, С.5].
Самыми любимыми, как правило, становятся образные игрушки, изображающие людей, животных, разные предметы окружающего мира.
Среди них особое место занимает кукла, самая древняя игрушка, и мягкие игрушки, которые зачастую становятся первым другом, партнёром по игре и даже собеседником ребенка.
Ребенок переживает со своей игрушкой события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных проявлениях, доступных его возрасту.
Игрушка как художественная деталь нередко появляется и на страницах литературных произведений, сопровождая детские годы героев книг.
Несомненно, игрушка в произведениях художественной литературы несёт важную смысловую нагрузку. Как художественная деталь, она является одним из средств раскрытия образа героя литературного произведения: это не просто бытовая подробность из детства персонажа, но и средство психологической характеристики героя книги.
Настоящая работа посвящена анализу роли игрушки как художественной детали в произведениях русской и зарубежной художественной литературы.
Детство героев произведений мировой художественной литературы, как и реальных детей, нередко сопровождает любимая игрушка: кукла, плюшевый мишка, фарфоровый зайчик, лодочка с парусами, оловянный солдатик или даже пушка из катушки ниток. Игрушка как художественная деталь является своеобразным приёмом характеристики героев, дополняя психологический портрет своего обладателя.
Рассмотрим на примере произведений русской и зарубежной литературы, какова роль игрушки как средства характеристики героя художественного произведения.
Осуществив подбор и анализ литературных произведений, в которых упоминается такая деталь, как игрушка, мы сделали краткую характеристику героев указанных текстов. Результаты представлены в виде таблицы, в которой произведения русской и зарубежной литературы были объединены в 6 тематических блоков. Каждый блок завершается выводом о том, каким образом наличие или отсутствие любимой игрушки в детстве литературного персонажа отразилось на особенностях его характера или жизненных обстоятельствах героя.
№ п/п | Автор и название произведения, имя героя | Цитата из текста литературного произведения, в которой упоминается игрушка | Краткая характеристика героя литературного произведения |
| |||
1 | В. Ю. Драгунский, цикл рассказов «Денискины рассказы» (рассказ «Друг детства»), Дениска | Он сидел такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный — жёлтый стеклянный, а другой большой белый — из пуговицы… Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он заранее сдается... [8, С.63] | Дениска – дружелюбный и открытый ребёнок. Он легко находит общий язык с разными людьми. Редко сидит без дела, его детство проходит весело и увлекательно. Он живой и неравнодушный мальчик, честный и трудолюбивый, чуткий и добрый. Когда мальчик решает стать боксёром, мама предлагает ему использовать в качестве боксёрской груши мишку, когда-то любимую игрушку мальчика. Дениска не решается на такое действие. После этого случая мальчик стал более внимательным к людям. |
2 | Л.Н. Толстой, повесть «Детство», Николенька Иртеньев | Потом любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнешь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать…[18, С.49] | Николенька – мальчик из знатной дворянской семьи. Его помыслы обращены к попыткам самоанализа и смысла жизни. Очень застенчивый ребёнок, по-детски непосредственный, искренний, чувствительный, умеющий откликаться на чужую беду. |
3 | Э. Гофман, сказка «Щелкунчик и мышиный король», Мари | …он был не очень складный… Добродушием светилось его лицо. Глаза смотрели приветливо и доброжелательно. На губах выступала ласковая улыбка.[14, С.71] | Мари – смелая и решительная девочка. Она замечает за внешней непривлекательностью Щелкунчика его доброе сердце и становится бесстрашной защитницей своего друга. Доброта и отвага Мари помогает Щелкунчику победить мышиного короля и снова стать человеком. |
Героев представленных произведений объединяет умение быть чутким и внимательным к людям и доброе сердце. | |||
| |||
4 | В.Г. Короленко, повесть «Дети подземелья» («В дурном обществе»), Маруся | Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлёпая по полу слабыми ногами. [10, С.56] | Маруся – девочка четырёх лет, слабая, робкая и болезненная. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца». Она стеснительна и молчалива, не любит шумных игр, «плачет тогда, когда другие на её месте смеются». Когда девочка заболела, Вася приносит куклу своей сестры, получив которую, Маруся как будто оживает. Кукла сделала почти чудо: девочка звонко смеялась и радовалась, играя с ней. Когда куклу пришлось вернуть, через несколько дней девочки не стало. Игрушка стала для неё источником радости и жизни. |
5 | Л.Н. Толстой, рассказ «Кавказский пленник», Дина | Слепил он раз куклу… и поставил на крышу… А куклу уж лоскутками красными убрала и качает, как ребенка, сама по-своему прибаюкивает. [17, С.73, 74] | Дина – дочь татарина, к которому попал в плен главный герой Жилин. Она тоненькая, худенькая, с блестящими и «дикими» глазами, добрая и отзывчивая, отважная девочка, которая способна на настоящую поддержку и дружбу. |
Для героинь-девочек кукла становится источником радости и любимой игрушкой, проявлением сострадания, поддержки и дружбы. | |||
| |||
6 | Ю. К. Олеша, роман-сказка «Три толстяка», Наследник Тутти | «Какая удивительная кукла! Она не похожа на обыкновенную куклу. У куклы обычно голубые вытаращенные глаза, не человеческие и бессмысленные, вздёрнутый носик, губки бантиком. А в этой кукле нет ничего кукольного. Клянусь, она может показаться девочкой, превращённой в куклу!» [12, С.164] | Тутти – мальчик, который должен стать следующим правителем, поэтому Три Толстяка хотели воспитать его жестоким человеком, под стать себе. Мальчику должны были заменить сердце на железное, а общение с детьми – танцующей и говорящей куклой. Но мастер Туб отказался заменить сердце ребёнку. Именно поэтому у мальчика доброе и справедливое сердце, полное сочувствия к другим. А в кукле он находит единственного и любимого друга и собеседника. |
7 | Д. Кинг-Смит, повесть-сказка «Леди Дейзи», Нед | Милое личико куклы обрамляли тёмные блестящие локоны, распущенные по плечам… у неё были розовые щёчки и губки бантиком, а закрытые глаза окаймляли пушистые ресницы. [9, С.16] | Нед решителен и смел и не боится трудностей. Насмехающимся над его дружбой он заявляет: «Да, у меня есть кукла. Сама за себя постоять она не может, и мне, как настоящему мужчине, полагается её защищать». А кукла Леди Дейзи учит мальчика правилам поведения джентльмена. Повзрослевший Нед становится прекрасным мужем и отцом, а куклу дарит своей дочери. |
Кукла в руках героя-мальчика не является признаком слабости. По отношению к ней (и к окружающим людям вообще) он демонстрирует лучшие мужские качества: умение защитить того, кто слабее, и быть настоящим другом. | |||
| |||
8 | М. Твен, роман «Приключения Тома Сойера», Том Сойер | Том превратился в богача… У него оказались двенадцать алебастровых шариков, осколок синей бутылки, пушка, сделанная из катушки для ниток, ключ, который ничего не хотел отпирать, пробка от графина, оловянный солдатик, одноглазый котёнок, собачий ошейник… [15, С.23] | Том Сойер – непоседа и беспечный озорник. Он сметлив, находчив и благороден. Это мужественный, энергичный, остроумный, предприимчивый мальчик. Он настоящий друг и защитник обиженных, способен на самопожертвование, на доброту и сострадание к окружающим. Мир его детства – это фантазии и мечты, по-мальчишески творчески воплощаемые им в жизнь как разнообразные приключения. |
9 | Н.Г. Гарин-Михайловский, повесть «Детство Тёмы», Тёма | Для всех эти кучи были грязным сором, … но для мальчишек они представляли собою неисчерпаемые источники богатств. В этих кучах были зарыты целые клады: костяшки для игры в пуговки, бабки, нитки… [3, С.76] | Тёма – старший ребёнок в большой семье Карташевых. В жизни мальчика, с одной стороны, строгое воспитание отца-военного, а с другой – доброта и любовь кроткой матери. Тема добрый и шаловливый мальчишка, который, совершая ошибки, по-детски случайные и невинные, учится преодолевать свои страхи, чтобы их исправлять. |
Героев данных произведений объединяет доброта, находчивость, детская шаловливость и богатая фантазия, мужество, которое помогает им преодолевать свои страхи. | |||
| |||
10 | А. С. Грин, повесть-феерия «Алые паруса», Ассоль | Одна… была миниатюрной гоночной яхтой; белое судёнышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шёлка… Ассоль пришла в восхищение. Пламенный весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь… [7, С.17, 46] | Ассоль, рано лишившаяся матери, росла чутким ребёнком, наделённым богатым воображением и глубоким внутренним миром. Она умела видеть глубокий смысл в обыкновенных вещах. Игрушки работы её отца стали для Ассоль, лишенной общения со сверстниками, спутниками её загадочного, потаённого мира, символом будущего счастья, исполнения заветной мечты. |
11 | Ш. Бронте, роман «Джейн Эйр» («Джен Эйр»), Джейн Эйр | Я всегда клала с собой куклу: каждое человеческое существо должно что-нибудь любить, и… я находила радость в привязанности к облезлой, дешёвой кукле, …видя в ней чуть ли не живое существо, способное на человеческие чувства. [2, С.32] | Джейн проходит сложный путь взросления, преодолевая жизненные трудности: тяжёлое детство в доме неприветливых родственников, нерадостные дни в пансионе для сирот, испытания любовью. В ней просыпается сильная личность, которая способна преодолеть любые преграды. В итоге Джейн становится заботливой женой и матерью, обретая своё счастье. |
12 | А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин», Татьяна Ларина | Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна… Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала… [13, С.69, 70] | Татьяна Ларина – девушка, воспитанная в провинциальной дворянской семье. Она рассудительна, печальна и задумчива. Игрушкам она предпочитает чтение романов «Ричардсона и Руссо». Татьяна – образец чистоты, верности и нравственной силы. Она полна достоинства и смирения перед долгом хранить верность мужу, но продолжает любить Онегина, а значит, вряд ли её семейную жизнь можно назвать счастливой. |
13 | Л.Н. Толстой, роман-эпопея «Война и мир», Наташа Ростова | Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из-под юбочки. –Видите?.. Кукла... Мими... Видите. [16, С.38] | Наташа Ростова не отличается внешней привлекательность, однако эту героиню отличает глубокий и необыкновенно красивый внутренний мир. Она искренняя, добрая, с открытой душой, невероятно трогательная и живая, не боится быть настоящей. Многое пережив, находит своё семейное счастье с Пьером и становится прекрасной женой и матерью. |
Героини, в детстве которых была любимая игрушка (как правило, кукла), пройдя путь ошибок и испытаний и повзрослев, обретают истинное счастье – становятся хорошими жёнами и прекрасными матерями. | |||
| |||
14 | И.А. Гончаров, роман «Обломов», Илья Ильич Обломов | …заберётся в канаву, роется, отыскивает какие-то корешки… …продержали дня три в постели, а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки… [5, С.104, 130] | Илья Ильич с самого начала романа «лежит» в постели. Лень становится главной чертой его личности, а бездействие – «идеалом», далёким от истинной человеческой жизни. С детства его стараются оградить от жизненных тревог и волнений. Это человек умный, способный, чувствительный, добрый, искренний, с «честным и верным сердцем», «хрустальной, душой». Он как часы, которые однажды «остановились», потому что их «забыли завести». |
15 | Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души», Павел Иванович Чичиков | …слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно… [4, С.214] | Чичиков рос в бедной дворянской семье. Рос замкнутым и одиноким ребёнком, не получающим ласки от своего родителя, чьему совету «беречь копейку» он следовал всю свою жизнь. Одним из первых средств его заработка становится изготовленная им игрушка. Стремление выгодно продать становится целью жизни этого героя. |
16 | А.М. Горький, роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина», Клим Самгин | – Простые, грубые игрушки нравились ему больше затейливых и дорогих, - …говорил отец… Он играл плохими игрушками только потому, что хорошие у него отнимали бойкие дети… [6, С.13, 14] | Клим Самгин с самого детства хотел казаться не тем, кем он являлся на самом деле, вызывая безусловное восхищение родителей, не подкреплённое реальными заслугами. Дедушка же не видел в мальчике ничего необычного, считая его самовлюблённым эгоистом. Постоянное желание быть кем-то, кроме самого себя истинного, быть выше всех приводит к тому, что Клим как будто проживает не свою жизнь, обесценивая своё настоящее предназначение. Не случайно этот роман первоначально был назван автором «историей пустой души». |
17 | А.Г. Алексин, повесть «Ночной обыск» («Игрушка»), Танюша | Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. Я не любила эту куклу. Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими, по-взрослому наивно полагая, что доставляют мне удовольствие. [1, С.175, 177] | Танюша – единственный ребёнок в семье, девочка с непростым характером. Любит «командовать» теми, которые «бессловесны, безмолвны», втайне желая «обращаться с окружающими подобным образом». Мама пыталась «бороться» с тщеславием героини, её желанием быть «выше» игрушек, пытаясь снять будущие противоречия между девочкой и окружающим миром. Отношения с куклой Ларисой, подарком отца, станут для девочки началом переосмысления своей судьбы и взаимоотношений с людьми. |
18 | Е.И. Носов, рассказ «Кукла» («Акимыч»), Акимыч / люди, покалечившие куклу | В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Миловидная лицом, с лёгкой улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. [11, С.59,60] | Акимыч неравнодушный, жалостливый и добрый человек. Видимо, после войны он начал острее воспринимать действительность и тонко подмечать изъяны современной жизни. Такой человек не смог пройти мимо изуродованной игрушки, ведь кукла – это подобие человека. Акимычу приходилось видеть на войне такие же изувеченные тела солдат. Человек, чистый душой, никогда не позволит себе изуродовать игрушку, которая имеет человеческий облик. |
Герои представленных произведений не имели любимой игрушки в детстве либо позволяли себе грубое или жестокое отношение к игрушке. Причины различны: родители Ильи Обломова воспринимают любые попытки сына начать игру как источник опасности для него; завет отца Чичикова становится основным мотивом поведения этого героя; стремление родителей Самгина объяснять поступки сына проявлением его необыкновенности; желание героини повести «Ночной обыск» «повелевать» теми, кто слабее; проявление жестокости людей, растерзавших куклу в рассказе Е.И. Носова. Объединяет этих героев либо неумение ставить перед собой достойную жизненную цель и достигать её, либо отсутствие гармоничных взаимоотношений с людьми или лучших человеческих морально-нравственных качеств. |
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что игрушка как художественная деталь в текстах русской и зарубежной литературы является важным средством характеристики героя литературного произведения. Любимая игрушка в детстве персонажа выполняет психологическую функцию: способствует формированию лучших морально-нравственных качеств, прежде всего – доброты, умения сопереживать и приходить на помощь, быть верным другом, способности к самоанализу и саморазвитию, умения строить гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми, в том числе – в будущей семейной жизни. Следствием же отсутствия любимой игрушки в жизни героя или дурного отношения к ней становится неимение лучших человеческих качеств в характеристике этого персонажа или его неспособность жить в гармонии с окружающими и с самим собой.
На втором этапе нашего исследования мы провели социологический опрос с целью выявления общественного мнения о роли игрушки в жизни человека и героя произведения художественной литературы.
Было опрошено 50 респондентов: 15 учителей и 35 обучающихся 9-11-х классов МБОУ «СШ № 40», которым было предложено ответить на 8 вопросов.
В ходе социологического опроса были показаны следующие результаты:
На вопрос «Считаете ли Вы, что выбор игрушки для ребёнка должен быть особо тщательным?» 46 человек ответили утвердительно, среди обучающихся 3 человек ответили «нет», затруднился с ответом 1 респондент.
На вопрос «Была ли у Вас в детстве любимая игрушка?» 46 человек ответили утвердительно, «не помню» – 4 респондента.
На вопрос «Какая это была игрушка?» респонденты чаще всего отвечали: кукла, медведь, машинка, заяц, солдатики, конструктор, волк, лошадка, кошка, собака, мышонок.
На вопрос «Считаете ли Вы, что любимая игрушка может повлиять на формирование характера человека, стиля взаимоотношений с людьми?» утвердительно ответили 43 опрашиваемых, затруднилось ответить 7 человек.
На вопрос «Какое влияние оказала на Вас любимая игрушка?» были даны следующие ответы: любимая игрушка способствовала формированию доброты, любви к людям, состраданию, отзывчивости, воображения, умению общаться, являясь «участником» диалога в детстве, жизнерадостности, игрушка давала чувство защищенности; кроме того, представители мужского пола добавили, что детская игрушка повлияла на любовь к истории и военному делу, творческие способности, формирование креативности, логики, фантазии.
На вопрос «Обращали ли Вы внимание на такую деталь в текстах художественной литературы, как игрушка?» ответили «да» – 21 человек, «нет» – 29.
При ответе на вопрос «Сможете ли Вы назвать произведения, в которых упоминается игрушка?» примеры текстов художественной литературы привели только 7 из 35 обучающихся (20%) и 8 из 15 взрослых (30%): Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король», стихотворения А. Барто, Ю. Олеша «Три толстяка», В. Короленко «Дети подземелья», Е. Носов «Кукла», русская народная сказка «Василиса Премудрая», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» и «Война и мир».
На вопрос «Является ли, на Ваш взгляд, игрушка в литературном произведении средством характеристики героя?» утвердительно ответили 30 человек, «нет» – 4, «не задумывался» – 16 респондентов.
Таким образом, результаты проведённого социологического опроса подтверждают мысль о важности роли игрушки в детстве ребёнка и героя литературного произведения, так как она оказывает влияние на формирование важнейших качеств человеческой личности. Низкий процент положительных ответов на вопросы 6-8 показывает, что проблема роли игрушки как детали является малоизученной и диктует необходимость её изучения с целью углубления навыков анализа литературного произведения обучающимися.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведя исследование по теме «Игрушка как художественная деталь в произведениях русской и зарубежной литературы», можно сделать следующие выводы:
Следовательно, игрушка как художественная деталь в текстах русской и зарубежной литературы является важным средством характеристики героя литературного произведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Груз обид
Огонь фламенко
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Пейзаж
Рисуем зимние домики