В библиотеке села Бехтерево я нашла информацию, что Екатериненскую дорогу после войны ремонтировали военнопленные японцы и немцы (в г.Елабуга находился лагерь для военнопленных 1946г.). возле Св.Ключа вдоль лесных просек и дорог можно видеть заросшие ямы - остатки землянок, а вдоль тракта находился летний лагерь с кухней. Японцы работали также в лесу-заготавливали лес. А у Святого ключа, рядом с торфяниками находился рабочий поселок "Торфоразработка -Малый Бор". Во время Великой Отечественной войны женщины и девушки из окрестных деревень заготавливали торф и отправляли в Елабугу на нужды спиртзавода. Разрабатывали вручную и при помощи драги, это прямоугольные озера у родника - там где прошла драга.
Это действительно участок Сибирского тракта который шел через Елабужский уезд потом уходил на северо-восток.
Вложение | Размер |
---|---|
elabuga_istoricheskaya.docx | 19.6 КБ |
Тема: «Елабуга историческая »
Автор работы: Валиханова Рената 5класс
Руководитель:
Мухамедзянова Альфия Рамазановна
учитель начальных классов
МБОУ « Бехтеревская СОШ» ЕМР РТ
Сегодня мы живём в мире скоростей, где современные асфальтированные дороги играют чуть ли не первую роль. Стремление же быстро и с небольшими потерями перенестись из одного пункта в другой у человека появилось достаточно давно. Ещё древние римляне были озабочены строительством комфортабельных дорог и не жалели на них ни сил ни средств. Российская империя, с её масштабами просторов, несомненно нуждалась в постоянных дорогах с развитой инфраструктурой.
201 лет тому назад, в 1817 году, были учреждены этапы Сибирского тракта («Высочайшее утверждение назначения этапов для препровождения арестантов по тракту от Москвы, через Казань и Пермь, по Тобольской губернии»).
У Сибирского тракта много вариантов названия. Говорили: Большой Сибирский тракт, Главный Сибирский почтовый тракт, Государева дорога, Осьмая государственная дорога, Большой тракт, Великий тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт… Из Сибири в Россию отправляли обозы с пушниной, золотом, серебром, кедровыми орехами, из России в Сибирь шли мука, крупы, мануфактура, ружейный припас. И Петр I, и Екатерина II, и Александр I понимали необыкновенную важность дороги на Урал и далее — в Сибирь.
Сколько лет Сибирскому тракту? Если считать начало Сибирскому тракту от знаменитой Бабиновской дороги, то получается более 400 лет. К XVII веку относится первое упоминание о прокладке дороги от Казани на Кунгур через елабужские земли.
Чего только не видел Большой сибирский тракт По тракту проследовали закованными в ножные кандалы декабристы: Е. П. Оболенский, А. И. Якубович, М. С. Лунин. И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер. Н. М. Муравьев, братья. С декабристами и петрашевцами, среди которых был и Ф. М. Достоевский, власти обошлись строже всех.
А в 1860 году по Сибирскому тракту перевезено до 20 тысяч пассажиров, 3 миллиона пудов груза (около 50 тысяч тонн) и проследовало 18 тысяч осужденных.
Не надо ездить далеко, что бы увидеть интересные места. Прямо у нас под носом полно прекрасных исторических и краеведческих памятников. Начнём с так называемого Екатерининского тракта, который ещё называют Сибирским.
Дорога берёт начало от окраины Елабуги и прямой линией, пересекая Малый Бор, уходит в сторону с. Поспелово, обрываясь в никуда на границе с трассой Челны - Казань. Протяжённость сохранившегося тракта - 7 километров.
Дорога выложена брусками известняка, которые плотно пригнаны друг к другу. Очень чётко видна граница дороги, она поражает своей прямотой и сохранностью. Сама дорога находится на возвышении, очень хорошо сохранился ров по краям, но вот старых деревьев я не нашёл.
В библиотеке села Бехтерево я нашла информацию, что Екатериненскую дорогу после войны ремонтировали военнопленные японцы и немцы (в г.Елабуга находился лагерь для военнопленных 1946г.). возле Св.Ключа вдоль лесных просек и дорог можно видеть заросшие ямы - остатки землянок, а вдоль тракта находился летний лагерь с кухней. Японцы работали также в лесу-заготавливали лес. А у Святого ключа, рядом с торфяниками находился рабочий поселок "Торфоразработка -Малый Бор". Во время Великой Отечественной войны женщины и девушки из окрестных деревень заготавливали торф и отправляли в Елабугу на нужды спиртзавода. Разрабатывали вручную и при помощи драги, это прямоугольные озера у родника - там где прошла драга.
Это действительно участок Сибирского тракта который шел через Елабужский уезд потом уходил на северо-восток.
Поначалу дорога представляла собой череду верстовых столбов, переправ через реки и горы, перелесков. Ее мостили камнем под наблюдением иностранных специалистов. В болотистых местах клали деревянные настилы — гати. Для мощения проезжей части и строительства мостов через реки и овраги требовалось огромное количество бутового камня, песка и строительного леса. Для добычи камня по всей длине Сибирского тракта были открыты каменные и песчаные карьеры. Дорожная служба обеспечивала хорошее содержание проезжей части. Каждый участок великой дороги нужно было ремонтировать, строить мосты, стелить гати. Повинность эта возлагалась на села, находящиеся вдоль тракта. За любую провинность жестоко наказывали. Крестьяне вносили денежную и натуральную плату для содержания дороги и привлекались к трудовому участию по ее обустройству, к бесплатным принудительным перевозкам различных грузов, расчистке пути, по требованию проезжавших предоставляли провиант. Поэтому, несмотря на оживление торговли, крестьяне старались отселиться подальше от тракта. Чтобы путники не плутали в снег и непогоду, императрица Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта березы на расстоянии почти трех метров друг от друга. Деревья должны были предохранять тракт от снежных заносов. Эти старые березы, которые в народе так и называли «екатерининскими», встречаются и сегодня. Каждое крестьянское хозяйство в притрактовых деревнях обязано было посадить по несколько берез и следить за их выживанием.
В Елабужском районе в стороне от оживленных современных автодорог сохранились старинные инженерные сооружения - каменные мосты через речушки и овраги, а также связанные с ними участки дорог, вымощенные природным известковым камнем. Большой каменный мост сохранился на реке Каринка вблизи современной трассы на Ижевск.
Часто мы слышим, что елабужане называют эти дороги «екатерининскими» - будто бы по ним ездила сама императрица Екатерина II. Нередко эти дороги называют и Сибирским трактом.
Московско-Сибирский тракт был самой длинной в мире сухопутной дорогой,
но при всей своей длине это был наиболее короткий путь, связавший восточные окраины Российского государства с центром.
Благодаря тракту ускорилось заселение Сибири и Дальнего Востока переселенцами из центральных губерний России, что способствовало развитию экономики региона. Большую роль в развитии образования и культуры сыграли ссыльные дворяне и разночинцы.
Сибирский тракт имел всероссийское значение на протяжении полутора веков. Елабуга находилась несколько в стороне от настоящего Сибирского тракта и лишь имела выход на него по другим почтовым дорогам.
Использованные интернет- ресурсы
4http://elabuga-rt.ru/index.php/news/kultura/o-pochtovyih-dorogah- elabuzhskogo-uezda
5. https://oren-inga.livejournal.com
Сила слова
Мост из бумаги для Киры и Вики
Девочка-Снегурочка
5 зимних аудиосказок
Астрономический календарь. Октябрь, 2018