Уже не одно десятилетие в нашей стране наблюдается все больший интерес к изучению иностранных языков. Стремление изучать языки других народов связано со многими причинами. Например, одни изучают иностранные языки, чтобы найти хорошую работу, другие - из желания путешествовать по миру, обогощать свои знания в общении с представителями различных стран. Так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, учащиеся 11 класса провели исследование и сделали соответствующие выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 70.45 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 31 Красноармейского района Волгограда»
400055, Волгоград, улица имени Фадеева, 1
62-80-05, fadeeva-1@mail.ru
Дисциплина: «Обществознание»
«Особенности
учебной мотивации старшеклассников
при изучении английского языка»
Выполнила: Бережная Дарья Станиславовна,
Близгарёва Елена Евгеньевна
учащиеся 11 «А» класса
Руководители: Вахитова Оксана Рустамовна,
учитель английского языка,
Сергеева Рита Валерьевна,
учитель истории и
обществознания
Волгоград, 2020
Содержание
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I. Учебная мотивация как объект исследования
1.1. Понятие мотивации……..…………………………………………………...6
1.2. Особенности мотивации учения старшеклассников………………………6
Глава II. Исследование особенностей учебной мотивации к изучению английского языка у старшеклассников
2.1 Описание методов исследования………………………………………..…11
2.2 Результаты методов исследования………………………………………....12
Заключение………………………………………………………………….....…20
Список литературы ………………………………………………………...........22
Приложения
Введение.
Уже не одно десятилетие в нашей стране наблюдается все больший интерес к изучению иностранных языков. Стремление изучать языки других народов связано со многими причинами. Например, одни изучают иностранные языки, чтобы найти хорошую работу, другие – из желания путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран, а без знания иностранного языка это сделать очень трудно, а порой и невозможно.
В школе, со второго класса, мы тоже изучаем иностранный язык – английский. Некоторые ребята с удовольствием изучают данный предмет и показывают высокий уровень знаний, другие, наоборот, проявляют небольшой интерес к изучению английского языка. Как уже было сказано, в последнее время проявляется всё больший интерес к изучению иностранных языков. Так ли это, если говорить об учащихся нашей школы? Мы решили найти ответ на этот вопрос. Если конкретнее, нас интересует, насколько заинтересованы наши старшеклассники изучением английского языка и почему они стремятся или не стремятся его выучить. Мы решили провести исследование и сделать соответствующий вывод.
Актуальность нашего исследования заключается в том, среди иностранных языков английский язык стоит на первом месте и уже давно вышел на международный уровень. Сегодня повсюду используется английский язык – бизнес, путешествия, наука, обучение, интернет, фильмы и многое другое. Английский объединяет людей и помогает получать знания из многих источников информации. Применимо к последним мировым событиям, хочется отметить Чемпионат мира по футболу, в 2018 году проводившийся в нашей стране и некоторые матчи которого прошли в нашем городе на стадионе «Волгоград-Арена». Волгоград посетило большое количество иностранных граждан, с которыми можно было пообщаться хотя бы на бытовом уровне как с носителями языка.
Объект исследования: мотивация старшеклассников при изучении английского языка.
Предмет исследования: особенности учебной мотивации, которые проявляются у старшеклассников при изучении английского языка.
В связи с вышесказанным, мы определили цель работы – выявить особенности учебной мотивации старшеклассников к изучению английского языка.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Провести исследование среди старшеклассников (учащихся 10-11 классов) школы.
3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что существуют различные причины, по которым старшеклассники нашего учебного учреждения изучают английский язык. Мы попытаемся доказать или опровергнуть данную гипотезу в ходе исследования.
Материалом для исследования послужили: результаты анкетирования, полугодовые и итоговые отметки по предмету «Английский язык» среди учащихся 10-11 классов нашей школы, результаты участия в олимпиадах и конкурсах по английскому языку.
Методы исследования. В соответствии с характером поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературы по теме;
2. Анкетирование учащихся школы;
3. Опрос учащихся;
4. Количественный и качественный анализ результатов;
5. Изучение направленности на приобретение знаний.
Цель и задачи исследования определили структуру и содержание учебно-исследовательской работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Учебная мотивация как объект исследования
Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.
Мотивация связана с интересами и потребностями человека. Именно поэтому она индивидуальна. Также она определяет стремления личности и в то же время обусловлена ее психофизиологическими свойствами.
Ключевое понятие мотивации – мотив. Это идеальный (не обязательно существующий в материальном мире) предмет, на достижение которого направлена деятельность личности.
Учебная мотивация — частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета. [1]
1.2. Особенности мотивации учения старшеклассников
В ходе обучения и учебной деятельности происходит развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности, трансформируются в учебные; во-вторых, с изменением уровня развития учебных умений и навыков изменяется и система учебных мотивов. Вполне естественно, что все многообразие потребностей не может быть замкнуто на учебную деятельность. В ней он удовлетворяет только часть своих потребностей. Но даже эта часть, претерпевает определенную трансформацию в плане конкретных условий и формы их удовлетворения. Поэтому процесс формирования мотивов учебной деятельности заключается, прежде всего, в дальнейшем раскрытии возможностей учения по удовлетворению потребностей ученика в конкретных формах.
«В содержании мотивации учения подростков раскрывается важный показатель его психического развития: с ним связано появление новых средств регуляции поведения. Такими средствами в подростковом возрасте становятся понятия. Именно понятие, - слово, - средство овладения психическими процессами, средство подчинения их своей воле, средство направления их деятельности на разрешение жизненных задач. Слова должны обязательно отражать личный опыт подростков, их переживания и взаимодействия с людьми, которые раскрываются в словесной, понятийной форме».[2]
Потребности личности в ходе обучения находят свой предмет в деятельности и, таким образом, происходит формирование структуры учебных мотивов и их осознание. В результате этого процесса устанавливается личностный смысл деятельности и отдельных ее аспектов.[3]
Первой особенностью мотивации учебной деятельности является возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не проявляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом, чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает.
Удовлетворение учебной деятельностью возрастает по мере усложнения предмета, увеличения в нем доли творческих компонентов, позволяющих ученику проявлять личную инициативу, реализовывать багаж знаний и умений. По мере роста учебного мастерства ученик начинает видеть пути самовыражения, самоактуализации в деятельности. Учебные неудачи приводят к формированию отрицательной мотивации.
Степень адекватности самооценки учебных способностей подростков в значительной степени влияет на мотивацию учения. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что отрицательно сказывается на стратегических, оперативных и тактических аспектах познавательного развития, приводит к снижению мотивации и активности в обучении.
Для старших школьников отметка становится показателем уровня их знаний в отличие от учащихся средних классов, глее она является, прежде всего, знаком поощрения или порицания, выражением общественного мнения и средством завоевания определённой позиции.
Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполнять домашние задания. У этих учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний - уроки учат не для того, чтобы знать, а для того, чтобы получать отметки. Все это объясняется тем, что у подростков еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, все-таки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок.
Главным мотивом поведения и деятельности учащихся старших классов в школе является, как считает Л. И. Божович, стремление найти свое место среди товарищей. Самой частой причиной плохого поведения подростков является стремление (и неумение) завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников; проявление ложной отваги, дурашливость и т.п. имеют ту же цель. Иногда недисциплинированность в этом возрасте означает стремление противопоставить себя классу, желание доказать свою неисправимость.[4]
Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это еще в большей степени как бы подчиняет учебную деятельность более важной цели - будущей профессиональной или профессионально ориентированной деятельности. Ценность учебной деятельности подчиняется более отдаленным целям профессионального самоопределения. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем, что в наибольшей степени проявляется в студенческом возрасте.
Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
Исследуя отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.[5] Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения.
Глава II. Исследование особенностей учебной мотивации к изучению английского языка у старшеклассников
2.1 Описание методов исследования
В нашем практическом исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов МОУ СШ №31 Красноармейского района Волгограда в количестве 49 человек. Материалом для диагностики послужили разработанные нами анкеты (Приложение 1). При составлении данных анкет мы опирались на метод изучения направленности на приобретение знаний. Метод был предложен психологами Е.П.Ильиным и Н.А.Курдюковой. Метод представляет собой анкетирование, при котором испытуемым предлагается выбрать один из двух предлагаемых ответов на все вопросы. Вопросы касаются учебной мотивации в целом. Мы же опирались на эти вопросы для составления анкет для выявления учебной мотивации как в целом, так в изучении английского языка. Также в своей работе мы использовали опрос ребят, результаты полугодовых и итоговых отметок по английскому языку и грамоты, которые учащиеся нашей школы получили за участие и победы в конкурсах и олимпиадах различного уровня по английскому языку
Анкетирование ребят мы проводили в течение пяти учебных дней, они отвечали на вопросы одной анкеты в день. Исследование проводилось во время уроков обществознания в первой половине дня.
Первая анкета, которую мы назвали «Как ты относишься к учёбе?» и которая, по нашему мнению, должна была помочь нам выявить уровень учебной мотивации старшеклассников в целом, состоит из одиннадцати вопросов, к каждому из которых предлагается несколько вариантов ответа. Ребятам предлагалось выбрать наиболее подходящий, по их мнению, ответ.
Вторая анкета под названием «Нужен ли тебе английский язык?» ставит своей целью выявление учебной мотивации подростков к изучению английского языка. В данной анкете имеются вопросы с вариантами ответов и вопросы, на которые учащимся предлагалось дать максимально развёрнутый ответ.
Анкетирование проводилось анонимно, что повышает достоверность информации, так как многие подростки боятся нареканий в свою сторону, выбрав, по их мнению, «неправильный» ответ. Поэтому мы предполагаем, что ответы соответствуют действительности.
После проведенного анкетирования учащихся, мы провели количественный анализ результатов первой анкеты (об учебной мотивации в целом) и качественный анализ второй анкеты (об учебной мотивации к изучению английского языка). Результаты данного анкетирования мы можем представить наглядно на диаграммах (Приложение 2). Скрупулёзное изучение каждой анкеты, подсчёт результатов и подведение итогов нашего исследования проводилось в течение месяца. Также проводился подсчёт результатов успеваемости по предмету «Английский язык» и результатов участия в олимпиадах и конкурсах в процентном соотношении. Помимо этого, мы проводили опрос абсолютно всех учащихся 10-11 классов на предмет заинтересованности изучением английского языка.
Результаты, к которым мы пришли в результате нашего исследования, представлены в следующем пункте нашей работы.
2.2 Результаты исследования
Итак, рассмотрим, какие ответы давали учащиеся 10-11 классов на вопросы анкеты о мотивации в целом.
1. Укажите, какой у вас склад ума, по вашему мнению.
практический склад ума (14 человек)
художественно-образный (7 человек)
гуманитарный (5 человек)
математический (аналитический) (12 человек)
универсальный склад ума (синтетический) (10 человек)
затрудняюсь ответить (1 человек)
2. Ситуация: Вы получили плохую оценку в школе. Будете ли вы сообщать об этом родителям самостоятельно?
Да (23 человека)
Нет (20 человек)
Затрудняюсь ответить (6 человек)
3. Ситуация: В школе вас попросили сделать реферат, а к вам неожиданно пришли гости. Сделаете ли вы реферат?
Да (41 человек)
Нет (6 человек)
Затрудняюсь ответить (2 человека)
4. Вами будет управлять чувство ответственности? (относится к 3 вопросу при условии выбора ответа «Да»)
Да (41 человек)
Нет (0 человек)
Затрудняюсь ответить (2 человека)
5. Вами будет управлять чувство самопожертвования? (относится к 3 вопросу при условии выбора ответа «Да»)
Да (0 человек)
Нет ( 47 человек)
Затрудняюсь ответить (2 человека)
6. Вами будет управлять мотивация хорошей оценки? (относится к 3 вопросу при условии выбора ответа «Да»)
Да (41 человек)
Нет (0 человек)
Затрудняюсь ответить (0 человек)
7. Родители часто вас мотивируют чем-то материальным? (новый гаджет, новая одежда, деньги)
Да (10 человек)
Нет (39 человек)
Затрудняюсь ответить (0 человек)
8. Родители часто вас мотивируют словами? (отрицательным воздействием: угрозы, крик, ругательства)
Да (7 человек)
Нет (42 человека)
Затрудняюсь ответить (0 человек)
9. Родители часто вас мотивируют словами? (положительное воздействие: поддержка, похвалы)
Да (42 человека)
Нет (7 человек)
Затрудняюсь ответить (0 человек)
10. Для получения положительной, по вашему мнению, оценки вам требуется воздействие учителя?
Да (36 человек)
Нет (8 человек)
Затрудняюсь ответить (5 человек)
11. Ваши друзья мотивируют вас в плане учебы?
Да (23 человека)
Нет (11 человек)
Затрудняюсь ответить (15 человек)
Анализ результатов анкеты «Как ты относишься к учёбе» позволяет сделать вывод, что в нашей школе ребята-старшеклассники показывают высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Это выражается в наличии высоких познавательных мотивов, стремлении успешно выполнять все предъявляемые учителями требований. Многие ребята очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны.
Далее представим результаты анкетирования «Нужен ли тебе английский язык?»
Большинство старшеклассников (39 человек) ответили, что им нравится этот школьный предмет. Ребята написали ряд причин, по которым любят данную дисциплину – интересная подача материала учителем, возможность пополнять словарный запас английскими словами и как результат – понимать английскую речь.
Отвечая на этот вопрос, ребята (41 человек) согласились, что английский язык изучать нужно и что так или иначе он пригодится им в жизни. 5 старшеклассников (1 человек из 11 класса и 3 человека из 10 класса) выразили желание связать свою будущую профессиональную деятельность с английским языком, поэтому усиленно готовятся к сдаче единого государственного экзамена по данному предмету. Среди других причин были указаны следующие – возможность получить хорошую работу, возможность общаться на языке при туристических поездках (11 старшеклассников, что составляет 22%, уже отдыхали за границей и указали, что знание английского языка довольно сильно облегчает жизнь при посещении магазинов, кафе и экскурсий и часто позволяет не зависеть от гидов). Также большая часть старшеклассников отметили, что прилежность в изучении английского языка в школе поможет при обучении в вузе, где английский язык входит в учебную программу и позволит с лёгкостью продолжать его изучать уже рамках выбранной профессии. Также среди других причин ребята указали желание учащихся пополнять словарный запас, для того, чтобы понимать содержание рассказов, учебных текстов, а также песен и фильмов на английском языке. Некоторые ребята (13 человек, что составляет 27%) не скрывают, что очень любят играть в компьютерные игры, в том числе и сетевые, в которых участвуют и носители английского языка. Поэтому желание ребят пополнять словарный запас вызвано желанием понимать различные команды в компьютерных играх и общаться с другими участниками игры. Однако, некоторые старшеклассники (6 человек, что составляет 12%) считают, что в будущем знание английского языка вряд ли пригодится и что прилежность в изучении данного предмета связано лишь с тем, чтобы получить хорошую отметку в аттестат.
cкучно (7 человек)
интересно (42 человека)
Большинство старшеклассников (31 человек) ответили, что больше всего им нравится заниматься разговорной практикой, несмотря на то, что этот вид деятельности является для них наиболее сложным. Также ребята (12 человека) отметили, что очень любят заниматься переводом художественных текстов. 6 человек ответили, что им нравится абсолютно все, что им предлагает выполнить учитель (и письменные работы, и устные).
35 старшеклассников ответили, что занимаются в полную силу. Остальные ребята (все из 11 класса) ответили, что занимаются не в полную силу, поскольку приходится выполнять задания и по другим школьным предметам и готовиться к предстоящим экзаменам.
да (33 человека)
нет (16 человек)
Многие ребята отметили нехватку времени при изучении английского языка, иными словами, ребятам необходимы временные затраты, чтобы уделить больше времени изучению этого предмета. Причина нехватки времени ребята указали усиленную подготовку к предстоящим единым государственным экзаменам (11 класс) и усложнение школьной программы в целом по всем предметам (10 класс).
38 ребят указали временной промежуток от 30 минут до двух часов, в зависимости от объёма задания. Данный показатель указывает на то, что ребята ответственно подходят к выполнению домашних заданий по предмету «Английский язык», больше нацелены на результат, т.е. на получение хороших оценок и хороших знаний, они более усидчивы и терпеливы.
Да (38 человек)
Нет (11 человек)
а) чтение б) аудирование в) говорение г) письмо
Среди старшеклассников самым сложным видом деятельности назывались такие, как говорение, а самым легким – письмо и чтение, иногда - аудирование.
Большинство учащихся (29 человек) ответили, что ищут дополнительный материал по изучаемой теме. Это мотивировано несколькими причинами: возможность получить дополнительную положительную отметку на уроке, заинтересованность той или иной темой, пополнение словарного запаса. Ребята, которые готовятся к сдаче единого государственного экзамена по предмету «Английский язык» отметили, что такой вид деятельности, как поиск дополнительного материала является неотъемлемой частью при подготовке, соответственно, они постоянно этим занимаются, в основном, на сайтах по подготовке к выпускным испытаниям. Это образовательный портал «Решу ЕГЭ» и официальный сайт Федерального института педагогических измерений.
Подводя итоги, мы можем прийти к выводу о том, что наша гипотеза о том, что существуют различные причины, по которым старшеклассники нашей образовательной организации изучают английский язык, подтвердилась.
Кроме того, мы подсчитали количество ребят, имеющих «5» по английскому языку за 2018-2019 учебный год (11 класс) и первое полугодие 2019-2020 учебного года (10 – 11 классы). И оказалось, что из 50 человек 29 (58%) изучают английский язык на «отлично». Из них количество одиннадцатиклассников, которые повысили успеваемость по английскому к концу первого полугодия 2019-2020 учебного года составляет 7 человек. Это подтверждает тот факт, что ребята внимательны на уроках, исполнительны, аккуратны при выполнении заданий, ответственны, терпеливы и усидчивы.
Победители и призёры конкурсов различного уровня по английскому языкусоставляет 57% (28 человек). Из этого можно сделать вывод, что у ребят хорошо развито пространственное мышление, они не имеет проблем с изучением английского языка. Также заинтересованность изучением английского языка доказывает тот факт, что 49 человек, что составляет 100 % (26 человек в 10 классе и 23 человек в 11 классе), посещают элективные курсы по английскому языку на базе нашей школы, на которых они проходят курс «Английский язык как элемент социокультурного общения».
Изучив развёрнутые ответы на вопросы анкеты, мы можем отметить, что большинство учащихся нашей школы изучают английский, чтобы пользоваться им во время поездок и путешествий, а также лучше понимать особенности культуры и традиций стран изучаемого языка. Наибольший интерес на уроках у них вызывает изучение новых слов, сравнение их значений со значениями слов русского языка, пользование полученным словарным запасом во время чтения текстов, выполнения разнообразных речевых упражнений. Кроме того, страноведение также занимает одно из первых мест среди интересов учащихся. Опрос учащихся показал, что подросткам интересно знакомиться с основными достопримечательностями, культурой и традициями англоязычных стран. Большинство ребят нашего возраста ответили, что английский язык они изучают для путешествий и для того, чтобы больше знать о культуре зарубежных стран.
Среди интересов ребята указали желание учащихся пополнять словарный запас, для того, чтобы понимать содержание рассказов, учебных текстов, а также песен и видеофильмов на английском языке. Также желание ребят пополнять словарный запас вызвано желанием понимать различные команды в компьютерных играх.
Важно отметить, что ребята задумываются о будущей профессии и осознают, что без знания английского языка им будет сложнее найти хорошую работу.
В целом, анкетирование и опрос показали, что современные старшеклассники заинтересованы в изучении английского языка, и видят способы его применения на практике.
Таким образом, большинство учащихся 10-11 классов считают необходимым изучение английского языка и имеют четкое представление о том, зачем им это нужно.
Заключение.
Итак, на основании вышесказанного, мы можем прийти к следующим выводам.
Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом. Учебная мотивация — частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность.
Иностранный язык - действительно необычный удивительный и достаточно сложный предмет, на котором мы, учащиеся, учимся общаться на языке другого народа. Цель изучения иностранных языков необычна – мы учимся не только говорить на чужом языке и понимать речь иностранцев, но также многое узнаём об иноязычной культуре. В своей работе путём анкетирования и опроса мы предприняли попытку выявить факторы, влияющие на учебную мотивацию старшеклассников нашей школы при изучении английского языка. Полученные результаты показали, что причинами, которые побуждают учащихся изучать язык, являются необходимость языка для получения хорошей работы, путешествий, понимания содержания песен и видео, для получения хорошей отметки. Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различные причины, по которым старшеклассники изучают английский язык, подтвердилась.
Поскольку наше исследование проводилось по результатам анкетирования старшеклассников, мы смеем предположить, что при проведении подобного исследования среди учащихся других возрастных групп, мы можем получить другие результаты. Поэтому данное исследование нам хотелось бы продолжить, по всей видимости, уже в качестве выпускников школы, так как являемся учащимися одиннадцатого класса. При дальнейшем исследовании учебной мотивации в изучении английского языка мы планируем изучить более подробно и глубоко причины, которые влияют на учебную мотивацию учащихся разных ступеней обучения в сравнительном анализе.
Список литературы
Научная и лингводидактическая литература
Лексикографические источники
Интернет-источники
1. Лингвистический Энциклопедический Словарь URL: http://lingvisticheskiy-slovar.ru/
2. Начинающему социологу //http://sites.google.com/site/avknorre/sociology-intro
Приложение 1
Анкета «Нужен ли тебе английский язык?»
а) cкучно б) интересно
а) да б) нет
а) да б) нет
а) чтение б) аудирование в) говорение г) письмо
Анкета «Как ты относишься к учёбе?»
1. Укажите, какой у вас склад ума, по вашему мнению.
◯практический склад ума;
◯художественно-образный;
◯гуманитарный;
◯математический(аналитический)
◯ универсальный склад ума (синтетический)
◯ затрудняюсь ответить
2. Ситуация: Вы получили плохую оценку в школе. Будете ли вы сообщать об этом родителям самостоятельно?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
3. Ситуация: В школе вас попросили сделать реферат, чтобы учитель мог раскрыть тему урока, а к вам неожиданно пришли гости. Сделаете ли вы реферат?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
4. Вами будет управлять чувство ответственности? (относится к 3 вопросуотносится к 3 вопросу при условии выбора ответа «Да»)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
5. Вами будет управлять чувство самопожертвования? (относится к 3 вопросуотносится к 3 вопросу при условии выбора ответа «Да»)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
6. Вами будет управлять мотивация хорошей оценки? (относится к 3 вопросуотносится к 3 вопросу при условии выбора ответа «Да»)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
7. Родители часто вас мотивируют чем-то материальным? (новый гаджет, деньги)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
8. Родители часто вас мотивируют словами? (отрицательным воздействием: угрозы, крик, ругательства)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
9. Родители часто вас мотивируют словами? (положительное воздействие: поддержка, похвалы)
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
10. Для получения положительной, по вашему мнению, оценки вам требуется воздействие учителя?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
11. Ваши друзья мотивируют вас в плане учебы?
◯ Да ◯ Нет ◯ Затрудняюсь ответить
Приложение 2
Результаты анкетирования «Как ты относишься к учёбе?»
[1] Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С.56.
[2] Ерофеева Н. В классе мальчики и девочки: Как их учить?//Народное образование. - 2001. - №2. - С.169.
[3] Ерофеева Н. В классе мальчики и девочки: Как их учить?//Народное образование. - 2001. - №2. - С.170.
[4] Ерофеева Н. В классе мальчики и девочки: Как их учить?/ . Ерофеева //Народное образование. - 2001. - №2. - С.171.
[5] Божович Л.И., Славина, Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание. 1999. – С.42.
Ах эта снежная зима
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Кто должен измениться?
Золотой циркуль