В представленной работе основными являются следующие положения:
- так как современный темп жизни весьма стремительный, тема влияния сна на успеваемость и здоровье учащихся является достаточно насущной. Многие ученики спят меньше нормы. Это приводит к тому, что у детей снижается работоспособность, активность, они становятся рассеянными, не внимательными, раздражительными. Это становится причиной ухудшения успеваемости. У таких детей появляются проблемы со здоровьем. Рассматривая данную тему, много внимания было отведено практическим советам качественного сна, а это достаточно интересная и малоизученная тема. Это становится перспективным направлением в медицине;
- на наш взгляд, данная работа открывает широкие возможности для дальнейших исследований в медицине, направленных на изучение сна;
- современное обществе не может обходиться без электроники, в работе выявлена зависимость сна от электроники. Исследование этой проблемы выглядит актуальным.
Собственные исследования в работе заключались в выявлении среди учащихся тех, кто недосыпает до нормы. Изучив опрос, сделанные в 4 и 5 классах в процессе анкетирования, была обнаружена зависимость недосыпания на здоровье, настроение и успеваемость учащихся. В работе делается вывод о том, что качество и количество сна действительно влияет на здоровье, настроение и умственную деятельность человека.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_vliyanie_sna_na_uspevaemost_i_zdorove_shkolnikov_tekuchyova_mariya.docx | 143.39 КБ |
Открытая ученическая научно-практическая конференция
«Поиск и творчество»
СЕКЦИЯ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ
Влияние сна на успеваемость и здоровье школьников
Исследовательская работа
Выполнена ученицей
5 А класса МАОУ лицей №17
г.Калининграда
Текучёвой Марией Геннадьевной
Научный руководитель:
Кочукова Наталья Афанасьевна
Калининград
2019
Содержание
1.Введение.
2. Как работает мозг во время сна человека.
3. Почему сон необходим для человека.
4. Практическое исследование количества и качества ночного сна у школьников.
5. Влияние сна на успеваемость и здоровье школьников.
6. Заключение.
7. Советы для хорошего сна.
8. Список использованной литературы.
9. Приложение 1 (анкета)
1.Введение.
Как показывают научные данные, сон учащихся должен длиться 9-10,5 часов. Но фактически некоторые дети спят меньше 7 часов. Это приводит к тому, что у детей снижается работоспособность, активность, они становятся рассеянными, не внимательными, раздражительными. Это становится причиной ухудшения успеваемости. У таких детей появляются проблемы со здоровьем. Поэтому мной была выбрана тема исследовательской работы «Влияние сна на успеваемость и здоровье школьников». Для этого мне пришлось изучить, что такое сон, его значение в жизни каждого из нас и как он влияет на эмоциональные процессы, на умственную деятельность и на здоровье.
Задачи исследования:
2. Как работает мозг во время сна человека.
Около 350 года до новой эры в своей работе работу «О сне и бодрствовании» Аристотеля интересовало, что именно происходит во сне и почему. Лишь спустя 2300 лет ученые смогли найти ответы на вопросы греческого философа с помощью изобретения немецким психиатром Гансом Бергером электроэнцефалографа – прибора, регистрирующего электрическую активность мозга. С тех пор изучение сна перешло в сферу естественных наук. Все, что учёные узнали о сне, подтвердило его значимость для физического и психического здоровья человека. Наша планета вращается с постоянной сменой дня и ночи. У людей тоже за сном следует активность. Нобелевская премия за 2017 год в области медицины за 2017 год была присуждена трем ученым - биологам Джеффри Холлу, Майклу Росбашу и Майклу Янгу. В 1980–1990-х годах она обнаружили в клетках человека «молекулярные часы», которые отвечают за синхронизацию организма с солнцем. Когда суточный ритм ломается, у человека возникают серьезные проблемы со здоровьем, умственным и психическим состоянием.
Сон человеку необходим человеку прежде всего для отдыха. Но многочисленные исследования показывают, что мозг во время сна работает еще больше и продуктивнее, чем во время активности человека. Получается, во время бодрствования человека мозг отдыхает ото сна. Во время сна нейроны мозга не только не отдыхают, а, напротив, работают ещё активнее.
Так как работает мозг во время сна человека?
Принимает решения. Именно мозг во сне занят обработкой полученной за день информации. Он систематизирует её, что помогает человеку после сна быстрее находить правильные решения.
Запоминает и структурирует информацию. Пока мы спим, наш мозг очень активно работает. Каждую ночь он заботится о том, чтобы устранить все лишнее, что больше не нужно и лишь занимает место в нашей памяти. Значимая информация переходит в область долгосрочной памяти, а остальное идет в «мусорную корзину». Затем информация сравнивается с уже имеющейся и направляется на хранение в определенные участки мозга. Постоянный недосып занимает больше времени на переработку информации, в результате чего данные путаются, а человек начинает испытывать затруднения с памятью. Поэтому, при недосыпании способность к запоминанию может снизиться на 40%!
Избавляет от токсинов. В организме токсины накапливаются не только в почках и печени, но и в мозговой жидкости. Во время сна мозг избавляется от вредного и ненужного. Он производит «уборку и очистку» с помощью специальных глиальных клеток, которые окружают и поддерживают нейроны мозга. Глиальные клетки съеживаются, из-за чего увеличивается межклеточное пространство и усиливается приток жидкости, с помощью чего из мозга выводятся токсины. Во время сна эта система усиливает свою активность приблизительно в 10 раз. Если этого не происходит, то из имеющихся токсичных белков в мозгу формируются бляшки, приводящие к развитию болезней слабоумия: болезни Альцгеймера и Паркинсона. Такая работа мозга требует больших энергетических затрат, вот почему человеку необходим полноценный продолжительный сон.
Закрепляет мышечную память. Во сне информация откладывается в долговременной памяти, что помогает закреплять такие моторные навыки, как танцевальные и спортивные движения, управление техникой.
Сон может стимулировать творческую активность. Во время сна могут появляться совершенно неожиданные и интересные ассоциации и идеи, что позволяет принимать креативные решения, искать новые возможности и варианты развития событий. Так периодическая система родилась Менделеевым именно во сне. Теория строения атома озарила Нильса Бора во сне. Химик Ф.А. Кекуле увидел формулу бензола во сне. Учёному Кёнигсбергского университета Карлу Бурдаху приснилось кровообращение. Отто Лёви во время сна нашел доказательство теории о нервной передаче сердечных импульсов. Ф. Бантинг открыл гормон инсулин- главное лекарство при лечении диабета. Авиаконструктор О.Антонов придумал конструкцию хвостовой части самолета с помощью идеи, пришедшей во сне.
Только во время сна вырабатываются нескольких очень важных гормонов. Гормон-мелатонин защищает от стрессов, раннего старения, повышает иммунитет и предупреждает раковые заболевания. Поэтому он очень необходим организму человека. Две трети суточной нормы мелатонина производится именно во сне. Его выработка начинается с захода солнца, достигает максимума в темноте – с полуночи до 4 утра, и к рассвету падает.
Гормон роста или соматотропный гормон не только отвечает за наш рост, но и позволяет восстанавливаться мышцам, костям и другим тканям организма, замедляет старение, улучшает память и регулирует деятельность нервной системы. Кроме того, он борется с низким уровнем глюкозы в крови. Пик его производства приходится на начало ночи, через 2–3 часа после засыпания. Вот почему так важен ночной сон, особенно для детей.
Когда мы спим, вырабатывается лептин, гормон, который говорит нашему организму, что мы сыты. Если человек ложится спать после полуночи, вместо лептина, вырабатывается грелин – гормон, отвечающий за возникновение чувства голода, и человек идёт опустошать холодильник в то время, когда должен спать. Это ведёт к ожирению. А вот если хотите похудеть, в первую очередь надо высыпаться.
3. Почему сон необходим для человека.
Даже одна неделя недосыпания может вызвать сбой в работе сотен генов, повысить риск развития заболеваний, связанных со стрессом, иммунной системой и воспалением. В одном из экспериментов англичане протестировали активность генов у людей, лишенных полноценного сна. Результат: недосып негативно повлиял на работу более 700 генов. Эти гены были связаны с биологическими часами организма, метаболизмом, иммунитетом и стрессовым ответом.
Исследования показали, что недосыпание в течение нескольких ночей подряд может привести к преддиабетическому состоянию здорового человека. Из-за недосыпания организм начинает хуже контролировать уровень глюкозы в крови, что приводит к заболеванию сахарным диабетом.
Эффективность вакцин снижается при недостаточном сне. У людей, прошедших вакцинацию от гриппа и лишенных сна, не вырабатываются антитела, необходимые для защиты организма. Недосыпание сильно сказывается на иммунитете, ослабляя его, что делает нас уязвимыми для инфекций.
Учёные провели эксперимент, в ходе которого участники, которые спали меньше 7 часов, были в 3 раза больше подвержены простудным заболеваниям, чем те, кто спал 7 и больше часов.
Нарушение сна нередко приводит к болевым синдромам. Дети с недосыпанием или прерывистым ночным сном часто страдают хронической головной болью. Качественный нормальный сон защищает нервную систему и улучшает настроение. А вот люди, которые не высыпаются, более раздражительны и подвержены депрессии.
Роспотребнадзором Российской Федерации рекомендованы нормы ночного сна:
1–4 классы — 10–10,5 часов
5–7 классы — 9,5-10 часов
6–9 классы — 9–9,5 часов
10–11 классы — 8–9 часов
4. Практическое исследование количества и качества сна у школьников.
Мною было проведено анкетирование учащихся 4-х и 5-х классов с целью, выяснить фактическое количество и качество ночного сна, что и как влияет на сон учащихся. Было опрошено 82 ученика четвертых классов МАОУ лицея № 17 и 103 ученика пятых классов МАОУ лицея № 17, при этом четвертые классы занимаются в школе во вторую смену, а пятые классы – в первую смену. С помощью анкеты я узнала, во сколько дети просыпаются в будни и в выходные, во сколько ложатся спать, долго ли засыпают, в каком настроении просыпаются, почему поздно ложатся, как учатся, есть ли заболевания и многое другое. Анализ опроса учащихся дал следующие результаты:
Учитывая, что в следующем учебном году нам предстоит учиться уже в первую смену, в исследование я включила сразу 2 смены учеников. Получилось интересное сравнение (см диаграммы 1 и 2):
46% учеников 4-х классов спят меньше нормы, а в 5-ых классах - уже 96%
5% детей недосыпают 3 часа в 4-ом классе, а в 5-ом - уже 17%,
5% учеников 5-ых классов недосыпают на 4 часа. (см. диаграмму 2)
диаграмма 1
диаграмма 2
Из тех детей, кто постоянно недосыпает просыпается в плохом настроении (см диаграмму 3) 47 ребят (38 – пятиклассников и 9 – четвероклассников). 93 школьника (66 пятиклассников и 27 четвероклассников) испытывают днем сонливость и перемену настроения. Сильно устают после уроков в школе 99 учеников (76 пятиклассников и 23 четвероклассника). К вечеру 65 учеников (45 пятиклассников и 20 четвероклассников) раздражительны и возбуждены. 94 человека (71 пятиклассник и 23 четвероклассника) перед сном смотрят телевизор или играют в компьютер, планшет или телефон. Здесь мы видим прямую зависимость между недосыпанием и усталостью и сменой настроения.
диаграмма 3
Я также пыталась выяснить, почему дети поздно ложатся спать (диаграмма 4). Часть детей, конечно, поздно ложиться из-за подготовки домашних заданий, часть детей не может долго заснуть, у других поздно ложатся члены семьи, но многие не спят из-за того, что смотрят телевизор, играют в компьютер, планшет, телефон…
диаграмма 4
5. Влияние сна на успеваемость и здоровье школьников.
В следующей диаграмме №5 видно, что ученики пятых классов заметно больше не соблюдают режим дня и режим питания, гораздо чаще болеют и имеют больше хронических заболеваний.
Обнаружилась прямая зависимость частоболеющих детей из тех, кто имеет недосып. Из 26 частоболеющих детей – 22 человека, кто постоянно недосыпает. У 16 учащихся 4-5 классов есть хронические заболевания, из этих ребят 14 человек спят меньше нормы!
диаграмма 5
На диаграмме №6 показано сколько детей пользуются электроникой непосредственно перед сном. 116 учеников (41 четвероклассник и 75 пятиклассников) пользуются планшетом, телефоном, играют в компьютер непосредственно перед засыпанием. В следствие чего, из этих ребят не могут долго заснуть 42 человека (13 четвероклассников и 29 пятиклассников). 64 ученика, кто пользуется телефоном или планшетом перед сном ( 15 четвероклассников и 49 пятиклассников) имеют проблемы со сном, просыпаясь по несколько раз ночью.
диаграмма 6
Успеваемость учащихся четвертых классов
диаграмма 7
диаграмма 8
Эти диаграммы (№7 и №8)отображают зависимость успеваемости учащихся и норму сна. В четвертом классе во вторую смену у детей пока еще есть возможность поспать подольше и успеваемость у них заметно лучше. Ученики пятых классов, учась в первую смену, практически все не досыпают до нормы (96% детей), из-за чего страдает у них как успеваемость, так и здоровье. Это приведет к тому, что в старших классах такие ученики будут хуже учиться из-за частых болезней и недосыпания.
6. Заключение.
Мы сейчас становимся подростками. В переходном возрасте перестраиваются биологические ритмы. Засыпать рано, как маленькие дети, подростки не могут, так как мелатонин у них вырабатывается не сразу после наступления темноты, а только через час-полтора. И часы сна, так нужные для растущего организма теряются. Подросток не может повлиять на ситуацию недосыпания сам, он подчас не контролирует свои желания, ему интересней смотреть телевизор или общаться с друзьями в интернете, играть в компьютерные игры, чем лечь спать и отдохнуть. В результате чего и происходит ухудшение памяти, восприятия полученной информации и как следствие – успеваемости. Проанализировав диаграммы 4-ых и 5-ых классов, хочу обратить внимание на то, что в следующем учебном году ребятам, которые перешли в пятый класс, надо уделить особое внимание режиму дня и количеству ночного сна. Поэтому я провела беседу в своем классе, дала детям советы для хорошего сна.
На основании анализа полученных результатов были сделаны следующие выводы:
1. Сон учащихся 4-5 классов должен составлять 10,5 час.
2. Полноценный качественный сон положительным образом влияет на эмоциональное и психическое состояние.
3. Недосыпание снижает память и успеваемость.
4. Использование электроники перед сном отрицательно влияет на качество сна.
5. Недосыпание снижает иммунитет и может привести к серьёзным заболеваниям.
В своей работе я проанализировала качество и количество сна учащихся 4-5 классов и доказала, что сон влияет на здоровье, успеваемость и настроение школьников. Результаты работы подтвердили мои предположения. В заключении хочу отметить, что важно понимать, сон – не роскошь. От его качества и количества зависят все системы организма, продолжительность и качество самой жизни человека. Поэтому обязательно высыпайтесь!
7. Советы для хорошего сна.
1. Хорошо ложиться спать в одно и то же время.
2. Вечером, после 19 часов откажитесь от эмоциональных нагрузок (шумных игр, просмотров фильмов). Прогулка перед сном настраивает на крепкий сон.
3. Непосредственно перед сном не смотрите телевизор, планшет. Не берите в спальню мобильный телефон.
4. Создайте приглушенное освещение, в спальне должно быть уютно и спокойно.
5. Старайтесь ужинать рано и не плотно.
6. Недостаток магния влияет на качество сна. Ешьте богатые магнием орехи, семечки, шпинат, фасоль и др.
7. Не забудьте проветрить спальню. Комфортная температура 18–21 градус.
8. Не употребляйте перед сном зеленый чай, кофе, шоколад – все они содержат возбуждающие вещества. Ромашка помогает скорейшему засыпанию.
9. Перед экзаменами, контрольными работами необходимо позаботиться об увеличении обычной продолжительности сна.
10. В течение дня приветствуются физические нагрузки.
8. Список использованной литературы.
Манн, Иванов и Фербер 2018г.
Манн, Иванов и Фербер. 2015 г.
Приложение 1
Анкета
А) Да, я почти никогда не просыпаюсь ночью
Б) Не всегда, бывает, я просыпаюсь
В) Просыпаюсь почти каждую ночь
8. Утром я просыпаюсь:
А) в хорошем настроении
Б) в плохом настроении
9. Утром я чувствую себя:
А) разбитым
Б) бодрым
10. Днем у меня бывает
А) сонливость
Б) активность
В) перемена настроения
11. К вечеру я становлюсь:
А) раздражительным, трудноуправляемым
Б) спокойным, усидчивым
В) активным
12. Я всегда засыпаю
А) долго
Б) быстро
В) когда как
13. Утром меня разбудить:
А) легко
Б) трудно
В) я сам просыпаюсь в нужное время
14. Из-за чего ты поздно ложишься спать?
А) Все равно не засну рано
Б) Поздно ложатся родители, брат, сестра
В) Делаю уроки, занимаюсь
Г) Читаю книги, смотрю телевизор, играю в компьютер
15. Ты предпочитаешь
А) рано ложиться и рано вставать
Б) поздно ложиться и поздно вставать
В) рано ложиться и поздно вставать
Г) поздно ложиться и рано вставать
16. Если у тебя остались не сделаны уроки, ты:
А) будешь доделывать и ляжешь спать поздно
Б) встанешь пораньше и доделаешь утром
17. Перед сном ты проводишь время за компьютером, телевизором?
18. Ты болеешь
А) часто
Б) очень часто
В) редко
19. Страдаешь ли ты хроническими заболеваниями?
20. Соблюдаешь ли ты правильный режим дня?
А) Да, стараюсь всегда его соблюдать;
Б) Пытаюсь придерживаться, но не всегда получается;
В) Нет, я никогда не соблюдаю режим дня.
21. Часто ли ты устаешь после уроков?
А) Почти никогда не устаю;
Б) Иногда устаю очень сильно;
В) Да, почти всегда сильно устаю.
22. Доставляет ли тебе удовольствие урок физкультуры в школе?
А) Да, я всегда хожу на него с удовольствием;
Б) Он меня, в общем–то, устраивает;
В) Я хожу на него без особой охоты.
23. Каким видом спорта ты занимаешься?
24. Нормальный режим питания это плотный завтрак, обед, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у тебя?
А) Именно такой.
Б) Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;
В) Вы вообще не придерживаетесь какого–либо режима.
25. В какую смену ты учишься? ___________
26. Из оценок у тебя больше
А) больше «5»
Б) учусь на «4» и «5»
В) учусь на «4», но бывают и «3»
Г) учусь на «3», но бывают и «2»
Чайковский П.И. "Детский альбом"
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Заповеди детства и юности
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью