Народные промыслы России.
Работа: Ученицы 9 «в» класса
МКОУ СОШ №4
Анайко Татьяны
Руководитель: Полянская Е.В
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly_rossii.pptx | 2.58 МБ |
Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4» Шпаковского района. Народные промыслы России. Работа: Ученицы 9 «в» класса МКОУ СОШ №4 Анайко Татьяны Руководитель: Полянская Е.В Г.МихайловскСлайд 2
ГОРОДЕТСКАЯ РОСПИСЬ Приузолье-северо - запад Нижегородской области. Великий лесной край, где зеленое вечно живое море простирается до самого горизонта. Здесь родина двух изумительных народных промыслов- хохломского и городецкого. Хотя и не сравнится городецкая роспись по известности с хохломской Не забывали и не забывают взрослые и о своих детях: делали и делают превосходные игрушки, красочно расписывая их.
Слайд 4
. Хохломская роспись Русский народный художественный промысел возник в 17веке. Ныне фабрика «Хохломский художник» и производственное художественное объединение «Хохломская роспись». Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным тонами и золотистого по золотистому фону.
Слайд 6
ЖИЗНЬ ПРОМЫСЛА ПОЛХ-МАЙДАНА В Полх-Майдане занимаются художественным ремеслом: артель «Полх-Майданская роспись», кооператив надомников; мастера, работающие индивидуально, непосредственно для сбыта на рынке и выплачивающие государству соответственный налог. В Полх-Майдане система росписи – это устойчивый художественный феномен. В Полх-Майдане выпускают: матрешки, копилки в виде грибов, ставни-круглые шкатулки с крышкой, сахарницы, солонки, чаши-пиалки, вазочки, винные приборы и многое другое. Технология росписи уникальна, краски разводят спиртовыми растворителями, что значительно усиливает интенсивную насыщенность и свечение света.
Слайд 8
КЕРАМИКА. Понятие керамика включает в себя все виды изделий выполняемых из белой и красной глины. Изделия из обожженной глины – очень древний вид народного художественного ремесла. Это кувшины миски тарелки горшки фляги, а так же игрушки.
Слайд 9
БОЛДИНСКАЯ КЕРАМИКА. Процесс изготовления керамики имеет свои особенности только при соблюдении всех правил обжига. Готовая посуда приобретает равномерную черную или темно - серую окраску, а незамысловатый узор, нанесенный лощилом перед обжигом в печи, начинает отливать серебром и таит в себе неяркую мерцающую красоту. Желание создавать нечто свое, оригинальное, осталось в характере гончаров. Современная посуда покрывается глазурью. Это обеспечивает ей прочность и практичность
Слайд 10
В ГОРОДЕ РУССКОЙ ИГРУШКИ Подмосковный Сергеев Посад. где жили сотни, тысячи кустарей. Ни один промысел в России не знал такого многообразия тем и сюжетов, Оно передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось, приобретая массовый характер . До сих пор точно не установлен год появления русской матрешки. Считается , что прообразом матрешки стала привезенная из Японии традиционная древняя игрушка с росписью – кукла и повлияла на замысел сделать русскую игрушку такой же конструкции. Воплощение этого замысла происходило на основе национального искусства, на базе народного ремесла.
Слайд 11
СОБАКА С ЗЕРКАЛОМ ИЗ ФИЛИМОНОВА Мастера в Филимонове больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полосам по желтому фону. Пользовались орнаментом, относящимся к самому древнему геометрическому стилю. Только здесь и сохранился этот забытый другими графический прием . В самые давние времена ремесленники наносили краски в виде штрихов , черточек. Потом они увлеклись растительным и животным орнаментом , а черточки ушли в прошлое, задержавшись лишь в Филимонове. Здесь не только гончарные изделия, но и одежду, и скатерти раскрашивали в красную полосочку. А женские наряды на фигурках покрывались ромбами, розетками и полосками. При этом орнамент часто напоминает мотивы народной вышивки . Расписывали предметы гусиным или куриным пером, макая его в краски, разведенные на яйце. Потом несколько дней просушивали и отправляли в обжиг. Раньше для обжига применялись ямные гончарные горны . Теперь используют 800-градусный жар муфельных печей: отправляют туда изделия на двенадцать часов!
Слайд 12
ИНДЮКИ И БАРЫНИ НА МОЛОКЕ Дымково - бывшая заречная слобода города Вятки. В ней уже больше 200 лет мастера лепят глиняную декоративную игрушку. Раньше делались только свистульки, поскольку они были нужны для ритуальных обрядов — свистком поминали усопших. Постепенно обряд сменился веселым праздником «Свистунья», с непременной ярмаркой, дрессированным медведем и Петрушкой-зазывалой. Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, петухи, индюки, барыни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками, в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Высотой они около 20-25 сантиметров. Их лепят из местной жирной глины, перемешанной с просеянным речным песком. При лепке под рукой всегда должна быть мокрая тряпка ,подсохшая глина быстро растрескивается. А уже вылепленные фигуры следует хорошенько просушить. сначала при комнатной температуре, от нескольких дней до двух недель. потом их отправляют в печь, на обжиг. Остывают игрушки обязательно в печи. Роспись начинается с того, что и барынь, и индюков, и всадников покрывают слоем мела, разведенного на снятом молоке. И на этот ослепительно-снежный фон начинают наносить многоцветные узоры. Чаще всего геометрический узор из кругов, полос, клеток, горохов , волнистых линий . Применяют до восьми цветов, порой добавляя золото. Из цветных красок используют гуашь, разведенную на яйце . Дымковскую игрушку невозможно спутать ни с какой другой.
Слайд 15
ДАМСКОЕ РУКОДЕЛИЕ Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России - это вышивка и кружево. Вышивка в прошлом была присуща каждому народу, как наиболее доступный способ создания вручную в домашних условиях красивых вещей. В северных районах России вышивали узор - изображали животных, птиц, людей; для средней полосы более характерны геометрические фигуры, а для южной России - обилие цветов . ВИДЫ ВЫШИВОК : 1. Вышивание крестом . 2 . Гладь . 3. Накладное шитье (аппликация). 4 . Ажурное вышивание. 5. Ришелье. 6. Золотошвейное искусство.
Слайд 16
ПЛАТКИ И ШАЛИ Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор. Не менее знамениты в России и в мире оренбургские платки. Одним из первых ученых, рассказавших об Оренбургском крае и его богатствах, был Петр Иванович Рычков. Ученый побывал у чабанов, увидел образцы изделий из пуха и предложил наладить в крае пуховязальный промысел. Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. У калмыков и казахов вязка из пуха была «глухой». Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке растительный орнамент живые мотивы природы. Оренбургские «паутинки» Шамсури Абдуллиной побывали на Всемирных выставках в Канаде и Японии, она участник многих Всероссийских и Всесоюзных выставок. Но славой своей оренбургский пуховый платок во многом обязан искусству козоводов.
Слайд 17
ВЯЗАНИЕ Ручное вязание стало весьма популярным. Трикотажные вещи ручной работы декоративны, самобытны и порой не уступают в красоте и изяществе машинному трикотажу. Ручной трикотаж можно встреть на каждом шагу: шапочки и шарфы, майки и жилеты, жакеты и пальто, спортивные свитера и куртки. прекрасное , древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется , поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной.Вязание столь же увлекательное занятие, как и вышивание, а по своему значению в домашнем хозяйстве, пожалуй, еще более ценное. Инвентарь вязальщицы несложен - спицы либо крючки. Вязание относится к числу тех видов досуга, в которых приятное сочетается с полезным. Включен телевизор или радиоприемник, слушаешь музыку или смотришь телепередачу. А тем временем проворные руки почти машинально создают красивые и очень полезные вещи: свитера, ажурные кофточки, пальто, шарфы, шапочки и т. д. Многие утверждают, что во время вязания «хорошо думается», что успокаиваются нервы.
Слайд 18
СТАРИННЫЕ МАСТЕРА-КОСТОРЕЗЫ Старинные мастера-косторезы бережно обращались с костью. Они не считали ее умершим материалом и своим умением пытались дать ей вторую жизнь, поскольку охотники лишили ее первой. Вся их работа по вырезанию гребней, подвесок, шахмат была как бы искуплением перед живой природой. Длинными зимними вечерами, когда солнечный диск надолго покидал эту землю, в руках мастера теплились то фигурка оленя, то глазастая круглая голова филина, то резная крышечка табакерки. И непонятно было - собирают ли они в себя тусклый свет фитиля из светильника или сами источают едва уловимое свечение. Известны косторезы братья Шешенины, Семен и Евдоким. Были они не только прекрасными резчиками, но и знатоками токарного дела. Любой сотворенный их стараниями предмет не уставал удивлять заказчиков совершенством исполнения .
Слайд 19
ТОБОЛЬСКОЕ ЧУДО В 60-70 годы XVII века преобразовывается, наконец, в промысел косторезное дело. Следует заметить, что под крышей первой мастерской, принадлежавшей . И. Е Овешкову , объединились не новички, которые впервые взяли в руки резец и кость. Это были мастера с навыками и традициями, передававшимися из поколения в поколение. Огромные пространства вокруг Тобольска были заняты пустынной суровой тайгой и тундрой с ее вечной мерзлотой. Долгое время прятала она населявших эти места людей от внешнего мира. Здесь жили остяки, ненцы, селькупы и другие северные народности, занимавшиеся охотой и рыболовством . Надеяться им приходилось только на себя, на милость природы да на высокую квалификацию местных шаманов. И хотя нет на свете нации, лишенной стремления к красоте, все же в условиях тяжелой борьба за существование основное внимание, как правило , уделяется практичным вещам. Так что местные косторезы, как и собратья в каменном веке, вынуждены были сосредотачиваться на самых необходимых хозяйственных и охотничьих предметах: простые наконечники для копий, ножи, острия стрел и т. д. Когда уходит зверь из тундры, когда заканчиваются запасы еды или страшный мор нападает на стадо оленей, не до ажурных портсигаров и витиеватых гребней для волос. Тут нужно договариваться с природой. Для этого следовало укрыться в чуме, взять в руки резец и вырезать фигурки весело бегущих здоровых оленей и охотников, возвращающихся домой с большой добычей. Или на пластине из моржового клыка разместить множество юрких песцов и лисиц, оставляющих следы на снегу…
Слайд 20
ГОРОД КРУЖЕВ Вологда-это кружева. В том числе и металлические. Стоит лишь поднять голову, проходя мимо ничем вроде бы не примечательного дома, и на фоне бегущих облаков отчетливо и невесомо проступает многослойная «юбочка» водосточной трубы. Чуть дальше - тонкие линии оформления еще одной трубы, но уже печной. Ни одна деталь не повторяет другую, а композиция воспринимается как единая, фрагменты взаимодополняются и обоюдно «подпитываются» изяществом и гармонией.
Слайд 21
КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ И это искусство появилось в России в XVII веке. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта . В России кружевоплетение распространилось ближе к ХУП веку, то есть гораздо позже вышивки. Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. Сидит кружевница перед подушкой-валиком, набитой опилками или сеном. А на валике закрепляется сколок -лист плотной бумаги , на который нанесен рисунок будущего кружева. В его линиях и точках не сразу и разберешься. Но для мастерицы они - как маршрутная карта для путешественника. Она знает, куда переставлять многочисленные булавки с навитыми нитями, сплетающими кружево. Выплетают кружево с помощью пар гладких деревянных палочек - коклюшек. Коклюшки имеют специальные углубления на концах, на которые намотаны нитки. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется, иногда используют до сотни пар. Различают три основных вида кружев: численное, парное и сцепное . Все несравненное богатство кружевных узоров держится на нескольких основных элементах плетения: 1 - плетешок - представляет собой шнурочек. 2 - полотнянка — полоса полотняного плетения. 3 - сетка - состоит из редкого плетения, чередующегося с полотнянкой. 4 - насновка - плотно сплетенный овал или квадрат, его присутствие разнообразит рисунок кружева. Кроме основных, существуют дополнительные элементы: отвивная воздушная петелька или придающая рельефность узору более толстая нить - скань. В России существуют четыре основных центра кружевного промысла: в Вологде, в Вятке, в Ельце и Михайлове.
Слайд 22
ДЕРЕВЯННОЕ КРУЖЕВО КОСТРОМЫ Туристов, приезжающих в Кострому, привлекает обилие памятников архитектуры в городе: бывшие Игнатьевский и Богоявленский монастыри, церкви, пожарная каланча, каменные жилые и общественные здания. Деревянные дома Костромы не столь заметны, но благодаря тому что сохранилось их много, эти дома придают особый колорит старинному русскому городу , среди них есть подлинные шедевры строительного искусства и архитектуры. Деревянный дом с маленькими окнами без коммунальных удобств уходит в прошлое. Но не все старое должно исчезнуть. Великолепное искусство русских мастеров-плотников, умевших придавать. индивидуальность каждому дому при помощи резных наличников, подзоров, причелин, мастерство кузнецов и жестянщиков, изготовлявших ажурные решетки над парадными дверями, кружевные дымники, водосточные трубы, и, наконец, сама техника строительства, исключительное знание дерева, его умелое применение строителями заслуживают пристального внимания.
Слайд 23
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СОЛОМКА Как и другие художественные промыслы, соломоплетение получило постоянную «прописку» у многих любителей-мастеров. Традиции соломоплетение восходят к глубокой древности . В прошлом из соломки изготавливали вещи домашнего назначения: разнообразные емкости для хранения зерна, муки, соли; предметы домашнего обихода - дорожные сумки, предметы одежды, шляпы. Приемы плетения выбирались самые простые. Жгуты золотистой соломки переплетались коричневыми прутьями лозы или белыми корнями ели, реже суровыми нитками, придававшими изделию не только прочность, но и красоту . Художественная выразительность достигалась за счет декоративных возможностей самого материала. Искусство современного соломоплетения развивается как в виде домашнего художественного творчества, так и в виде художественных промыслов ; соломенные куклы, фантастические птицы, прекрасные картины. Традиции художественной соломки живут и развиваются в Вологде; в художественной школе прикладного искусства открыто отделение, где ребят учат работе с соломкой; они ежегодно бывают со своими изделиями на самых разных выставках. Из соломки ребята сделали целую деревню: дома, фигурки животных и людей. Юные умельцы из Вологды стали победителями конкурса «Рукотворное чудо» на IV Международном фестивале, проходившем летом 1999 года в городе Анапе.
Слайд 24
ПОДНОСЫ ИЗ ЖОСТОВА Сто с лишним лет назад подмосковные крестьяне братья Вишняковы откупились от крепостной зависимости и открыли в деревне Жостово собственную мастерскую. Они решили расписывать металлические подносы - обычные подносы, которыми пользовались в каждом трактире, подавая на них к столам тарелки с закусками, чашки с горячим чаем, бублики. Подносы делались кузнечным способом - выколоткой. Расписывались они по черному фону яркими цветами - рисунок выходил красочным, объемным. Художественное чутье и смекалка не подвели мастеров - изделия пользовались спросом, особенно у купцов и мещан, раскупались на ярмарках. Жостовские подносы могут быть овальными, круглыми, прямоугольными . Бывают они и причудливой формы - фигурные («крылатые», «гитарные», «готические»). Металлическую заготовку больше не выколачивают вручную, как раньше, а прессуют на станке. И фон бывает не только черным, но и золотым, зеленым, кремовым, расписывают также и по перламутру. Фон делают со всей тщательностью, соблюдая определенную последовательность : поверхность дважды промазывают маслом с олифой, сушат и шлифуют, кладут три слоя черного грунта, дважды покрывают черным лаком и снова слегка шлифуют. Расписывают подносы только масляными красками и только беличьей кисточкой. Мастер работает сразу на нескольких подносах и использует по очереди каждую краску. При этом он строго придерживается очередности операций , каждая из которых имеет свое название.
Слайд 25
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА Художественная обработка металла достигла высокого уровня еще во времена Киевской Руси. Изделия из металла широко применялись в домашнем быту, сельском хозяйстве и военном деле. Основным видом обработки металла была ковка. Кузнецы в большом количестве ковали посуду, орудия труда, оружие и доспехи. Часто деревенских кузнецов приглашали в город, где они ковали кружевные решетки для оград и ворот. Откованные и отожженные листы металла, обладающие большой пластичностью, шли на изготовление щитов, шлемов и посуды. Технологические приемы чеканки и тиснения использовались для отделки выколоченных изделий. На пластических свойствах металла также основана техника филиграни, или скани. Из гладкой, слегка завальцованной или крученой проволоки мастера выгибали всевозможные завитки и спирали. Соединенные с помощью пайки, они образовывали сложный витиеватый узор, напоминающий кружева. На способности металла обрабатываться резанием основана техника гравировки. Гравировкой декорировали посуду, оружие, ювелирные украшения. Эта техника также служила подготовительной операцией для черни и насечки. В этих случаях углубления гравировочного узора заполнялись смесью, состоящей из сернистых окислов серебра, свинца и меди. После обжига чернь расплавлялась и заполняла все углубления, прочно соединяясь с металлом. После шлифовки на поверхности изделия возникал рисунок благородного черного цвета с серебристым отливом. Русские черневые изделия отличались красотой и высокой прочностью . При выполнении насечки в бороздки гравированного орнамента мастера забивали проволоку или полоски из мягкого металла - золота, меди или латуни. После воронения железа узор контрастно выделялся на поверхности металла. На русском Севере широкое развитие получило искусство просечного железа. Им обивали деревянные ларцы» шкатулки и сундуки. Славились мастера и умением наводить на жести морозные узоры. Одним из важнейших видов металлообрабатывающего ремесла было литье. Из металла отливались пушки, колокола, а также мелкие изделия: подвесные чернильницы, ажурные ларцы, шкатулки, посуда, подсвечники и много другое. За многовековую практику мастера выработали множество самых разнообразных приемов декоративной отделки металла: полировку, матование, воронение, оксидирование, меднение, серебрение, золочение, хромирование . Технологические приемы художественной обработки и декоративной отделки металла бережно передавались из поколения в поколение. Многие из них легли в основу современных народных промыслов.
Слайд 27
КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЕ Каслинское литье - художественные изделия: скульптура , садовые столики, решетки, статуэтки и т. д. из чугуна, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли на Урале (на железнодорожной линии Свердловск-Челябинск). Традиции каслинского литья: графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обожженных плоскостей с энергетической игрой бликов - сложились в XIX веке. Благодаря таланту известных скульпторов и мастерству заводских рабочих весь мир увидел великолепные художественно-пластические возможности , оценил эстетическое достоинство русского чугуна. Каслинское литье из чугуна широко распространяется в быту городского населения, особенно Москвы и Санкт-Петербурга. После второй мировой войны в ассортименте завода получает жизнь литературная, спортивная и балетная тематика: «Хозяйка Медной горы», «Боксер» и др. До сих пор во многих старых квартирах Москвы и Санкт-Петербурга можно встретить небольшого размера чугунные статуэтки, изображающие персонажей русского классического балета. В настоящее время Каслинский завод является единственным в стране и Европе предприятием, в рамках которого сохранились традиции и знание технологии художественного чугунного литья.
Слайд 28
НАРОДНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДАГЕСТАНА ( КУБАЧИ ) Дагестан, Кубачи - эти два слова широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Ювелирное искусство Дагестана, наряду с ковроделием, представляет высшее достижение мастеров из края, где развиты различные ремесла. Современное творчество златокузнецов и гончаров, ковровщиц и мастеров других профессий продолжает лучшие традиции древней культуры народов Северного Кавказа. Кубачинский промысел имеет давнюю известность и признание как центр ювелирного дела и художественного оформления холодного оружия. Славу промысла мастера сохраняют и сегодня, создавая уникальные произведения из серебра . Особенно часто это можно видеть в декоративных тарелках, демонстрирующих богатство декоративных форм орнамента. Для кубачинского орнамента характерны два вида его построения: симметрично организованная ветка тута и свободно вьющийся побег -мархарай, т. е. заросль.
Слайд 29
СЕРЕБРО Второй высокий металл называется серебро, - писал в одном из своих трудов М. В. Ломоносов: «Сие злата разнится больше цветом и тягостию. Цвет его столь бел, что ежели серебро совсем чисто и только после плавления вылить, а не полировано, то кажется, оно издали бело как мел». Серебро и золото - два «высоких металла», которые часто стоят рядом в песнях, пословицах, поговорках. В старинной русской пословице говорится: «Луна - серебро, а красно солнышко - золото». В народных песнях «злато-серебро» символизирует деньги и богатство. «Мое злато-серебро в земле вычернило», — поется в одной из песен. Порой серебро так же, как и золото, связывали с мздоимством, обманом, жадностью, старостью , неуживчивостью. Серебряная ложка или ее миниатюрная копия символизировала успех, а серебряный ключ - взятку. Серебро древние прочно связывали с луной, олицетворением которой в древнеримской мифологии была Диана, а в древнегреческой - Селена . Имя Селены происходит от слова «селес», означающего «блеск», « сияние ». Селену изображали крылатой, с факелом в руке, ведущей за собой звезды, а также маящейся в блестящей колеснице, запряженной парой белоснежных коней и быков. Рога быков символизировали серп луны, изображение которой считалось магическим. На Руси богиня Луны Селена была покровительницей девушек. К ней обращались с заклинаниями, которые должны были помочь в трудную минуту. Особенно действенными считались те, которые произносились при полном сиянии луны .
Слайд 30
УРЮПИНСКИЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ Уважение к труду, к творчеству, предприимчивость предшествующих и живущих поколений - непременное условие трудного дела возрождения России. В народе говорят: «Что не ремесло, то и промысел », «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел ». А более конкретное определение слова «промысел» можно найти у Даля: «Промысел - действие, промышляющее что-либо». У каждого свой способ добычи, умение и средство для жизни и заработков. В современном осмыслении промысел это возможность заработать деньги помимо основного заработка. В наш край промысел вязания пуховых платков пришел с воронежскими переселенцами. В начале двадцатого века они поселились в городе Урюпинске, и уже с 20-х годов промысел становится традиционным для этих мест. Как известно, «родина» пуховых платков - город Оренбург. Первым предложил вычесывать пух из коз историк, географ, экономист П. И. Рынков, опубликовавший в 1766 году в журнале «Труды вольного экономического общества» статью «Опыт о козьей шерсти». Его жена, А. Д. Рычкова, связала первые изделия из пуха и была награждена золотой медалью за статью «Сообщение нового рукоделия». К 50-м годам двадцатого века слава об Урюпинских платках уже не уступала славе оренбургского платка. Этому промыслу активно учились и в окрестных селениях. То, что коза спасла Урюпинск, не знают сегодня даже многие волгоградцы. А вот «Голос Америки» еще 20 лет назад называл Урюпинск «козьим городком», то есть местное население жило благодаря пуху этой особенной козы, из которой вязали теплые носки и красивые изделия. Коза из Урюпинска - особенная. Многочисленными эмпирическими наблюдениями доказано: как только ее вывозят за пределы района, она перестает пушиться. Почему - наукой не выяснено. То ли трава особенная в Урюпинске, то ли вода «живая». Только на своей родине коза дает такой пух, который, как вода, льется и блестит. Однако в родном отечестве знаменитая коза долго предавалась забытью , а о платочном бизнесе, несмотря на его расцвет, не принято было ни писать, ни говорить. В «годы застоя» один пуховый платок стоил от 100 до 300 и даже 400 рублей.
Слайд 31
ВОЛГОГРАДСКИЙ ЗАВОД « СУВЕНИР » Волгоградский опытный завод народно-художественных промыслов «Сувенир» работает с лета 1936 года. Он является одним из старейших предприятий, которые выпускают подобную продукцию в России. За 65 лет работы завод выпустил много художественных сувениров, которые пользуются спросом не только у жителей Волгограда и области, но и за ее пределами . Завод чутко реагирует на запросы покупателей и выпускает изделия, пользующиеся спросом. Это чеканка-панно : «На охоте», «Сбор урожая», «Кот в сапогах», «Песни баяна»; металлическое художественное литье: « Факел », «Родина-мать», «Бокал», «Подсвечник»; предметы быта : орехокол, пепельница; бюсты знаменитых людей; штамповки знаков зодиака (брелки); декоративные тарелки ; памятные значки выпускника школ и к знаменательным датам, юбилеям; памятные медали. Керамический завод города Волгограда также радует своими изделиями. Это и вазы для цветов, и цветочные горшки, большие напольные вазы, небольшие керамические бочонки, керамическая плитка.
Слайд 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Все, что окружает человека, за исключением самой природы , создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главными экспонатами которого являются вдохновение, работа, мастерство. Время сметает с лица Земли целые государства, где-то исчезают горы , где-то опускаются на дно океана острова, меняют очертания материки. Навсегда покидают зеленые просторы и морские глубины многие виды животных, птиц и рыб, меняется климат планеты, исчезают древние языки и обычаи многих народов, да и сами народы остаются подчас лишь как отзвук далекого прошлого в мифах и легендах. Но ни мощные землетрясения, ни ураганы, ни наводнения, ни извержения вулканов, ни страшные эпидемии и испепеляющие войны не смогли уничтожить такой, казалось бы, необязательной потребности человека , как стремление к красоте. Для выживания надо было не так уж много - грубая шкура, дающая тепло, примитивные орудия труда, немногочисленная утварь, пещера с надежно прикрытым входом. Но в тяжелейших условиях с удивительной быстротой уже первые жители Земли зачем-то постигали законы гармонии и стремились делать не только нужные, но и выразительные по форме, украшенные пусть даже самым примитивным орнаментом предметы. Не зря во все времена мастера повторяли, что материал не глупее ремесленника и порой может сам подсказать, для чего предназначен. Может быть, в этом одна из загадок вечности всех возникших когда-то на Земле ремесел? И то, что не могли сохранить люди, сохранили дерево, глина, камень, руда, тонкие, как паутина, волокна льна или шелка? Наверное, это самое реальное волшебство и в него стоит поверить. Крупнейшие музеи мира и частные коллекции хранят произведения как высокого класса, так и ничем особенно не примечательные изделия. Они из дерева и драгоценных металлов, из камня, кости, перламутра, бересты, кожи или фарфора. Это мебель, табакерки, браслеты из слоновой кости, перстни с гранатами, медные гравюры, чеканка, гобелены, сервизы, кувшины для воды, всевозможные статуэтки. А на улицах и площадях буквально все, начиная от кирпичей в старинных зданиях до парковых оград, решеток и витражей в соборах, - все это дело рук известных на весь мир или безвестных мастеров.
Слайд 33
Литература. Гранько Н.М, Шантырь О.В. Ручное вышивание. 1983г. Дайн Г. Игрушечных дел мастера – прсвещение1994г. Жилкина А. Д., Жилкин В.Ф. Рукоделие – 1959г. Кузьмина М. Азбука плетения – 1993г. Логинов В., Скальский Ю., Эта звонкая сказка – Гжель – 1994г. Попов С., Дамское рукоделие – 1993г. Разина Т. М., Суслов И. М., русский художественный металл – 1990г. Газеты, исторические справки, интернет.
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Золотой циркуль
Сочини стихи, Машина
Рисуем весеннюю вербу гуашью