«Присланная икона Печерской Божией Матери среднедревняго письма. Доска длиною 14 и шириною 12 вершков. Пресвятая Дева изображена в короне на седалище, которое с обеих сторон поддерживают Ангелы. Руки Богоматери положены на главах двух коленопреклоненных старцев, с правой стороны Антония, и с левой Феодосия, основателей Киевопечерской лавры. Лик Феодосия прострелен гранатою на вылет. Икона прислана в киоте, оклеенной дубовым деревом, покрытом политурою; рамы резныя, золоченыя по полименту. Но в 1859 году, от усердия как селенгинских граждан, так и иногородних, на икону устроена в Москве серебряная позлащенная риза, и ещё другая киота. По случаю сих заказов, самая икона посылалась в Москву, и возвращена в январе 1860 года. Риза с киотою и с доставкою обошлась в 470 рублей. Благоукрашенная историческая икона стоит теперь в Селенгинской Покровской церкви за правым клиросом».
Вложение | Размер |
---|---|
ikona_pecherskoy_bozhey_materi.docx | 36.96 КБ |
Республиканской конференции школьных исследовательских работ
«Первые шаги в науку»
Секция: Краеведение
Тема: «К вопросу о неканоничности иконы Селенгинского пехотного полка.»
Выполнил: Ангархаев Николай , ученик 9 кл
МБОУ Новоселенгинская СОШ
Руководитель: Дамбаева Галина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
2019.
План:
К вопросу о неканоничности иконы Селенгинского пехотного полка.
В 2016 году в ноябре месяце нам, рожденным на исторической земле Новоселенгинска, было отпраздновано еще одна значительная дату- 220 лет Селенгинскому пехотному полку. Имя Селенгинского пехотного полка неразрывно связано с Отечественной войной 1812 года, обороной Севастополя в 1854-1855гг, .
Война 1812 года – одно из ключевых событий в истории не только России, но и нашей республики. Потому что в событиях Отечественной войны участвовали и наши земляки, которые составляли основной костяк Селенгинского пехотного полка.
В данном исследовании использованы опубликованные материалы по истории 41-го пехотного Селенгинского полка. О ратных делах воинов сибирских полков, в том числе Селенгинского, и отдельных сибиряков в Отечественной войне 1812 г. много писалось в прошлых и современных публикациях. Интересен очерк 1883 г. о майоре А.В.Камаеве, который 15-летним юношей в составе Селенгинского полка участвовал в сражении под Смоленском. Некоторые сведения об этом и других эпизодах войны с Наполеоном можно найти в «Истории Бурятской АССР» 1954 г. и в очерках 1971 и 1987 гг. А.В. Дулова, в собрании военных документов – в издании «Из боевого прошлого русской армии». В конце 1980-х гг. темой Селенгинского полка занималась и журналист Т.А.Нагаева, которая собрала по ней довольно значительные материалы. Неоценимую помощь оказали исследования Зои Шагжиной, кандидата исторических наук.
К числу наиболее значимых публикаций относятся статьи Юрия Будаева, бурятского журналиста и краеведа, начавшего поиск забытых страниц героической летописи полка и рано ушедшего из жизни, не успевшего завершить его. Эстафету поиска продолжил Николай Федотов. Помогают ему сегодня и другие патриоты родного края. Ведь осталось еще много неизвестного, забытого, невыясненного.
Таким образом, мы считаем, что данная тема актуальна для нашей республики. Необходимость ее исследования и изучения вытекает из собственной жизни в современных условиях:
В связи с актуальностью данной проблемы, мы определили и задачи нашего исследования.
Объект исследования – 41-ый пехотный Селенгинский полк.
Предмет исследования – Икона Печерской божьей матери.
Цель: определить роль и значение Иконы Печерской божьей матери для жителей Селенгинска и для нынешнего поколения.
Задачи:
1. проследить боевой путь пехотинцев Селенгинского полка;
2. исследовать наследие Селенгинского пехотного полка – икону Печерской Божией Матери;
Методы исследования:
2. Основная часть.
2.1.История формирования Селенгинского пехотного полка.
29.11.1796 г. - по указу Павла 1 сформирован из 3-го и 4-го Сибирских полевых батальонов Селенгинский мушкетерский полк в составе 2-х батальонов для защиты государственной границы в Забайкалье. Этим полком и драгунской ротой командовал полковник И. Д. Бухгольц – основатель города Омска. Полк насчитывал 1334 солдат; к нему была передана рота драгун(108 чел.). Уже 16 мая военные приступили к строительству Петропавловской крепости в устье Чикоя, которую закончили 14 августа того же года. После отъезда посла Бухгольц и его военное подразделение долгое время осуществляли военно-инженерную, административную и дипломатическую деятельность, управляя восточной окраиной России. Кроме Забайкалья по одной роте находилось в Нерчинске, Кузнецке и на берегах Тихого океана, но главным занятием военных было несение пограничной службы и укрепление фортеций Селенгинска, комендантом которого Бухгольц был назначен в 1732 г. После смерти в 1741 г. И. Д. Бухгольца его место занял прибывший из Санкт-Петербурга бригадир В. В. Якобий – пленный швед, служивший в России(до смерти в 1769 г.). Ему помогал сын Иван, приехавший в 1747 г. За короткий срок при помощи отца Иван сделал головокружительную карьеру на военном и гражданском поприще: 1759 г. – майор, командир еще не существующего драгунского гарнизонного полка, 1768 г. – полковник. С 1776 г. губернатор Астраханской губернии в чине генерал-поручика (1779), затем генерал-лейтенанта и генерала от инфантерии. С 1781 г. он – наместник Саратовской, затем губер-
натор Иркутский и Колыванский. Умер в 1803 г. в Санкт-Петербурге.29 ноября 1795 г. по указу императора Павла I из Якутского и дислоцированных в Забайкалье 3-го и 4-го Сибирских полевых батальонов был сформирован 41-й Селенгинский мушкетерский полк в составе 2-х батальо-
нов и 2 гренадерских рот в количестве 2126 человек. Они были размещены в старообрядческих деревнях, а одна мушкетерская рота стояла в Верхнеудинском редуте. В 1811 г. полк назван «пехотным», и в том же году пешим порядком выступил из Сибири в европейскую Россию, передав дело охраны государственной границы в руки местных казаков. Принял участие в войне с Наполеоном под Смоленском, на Бородинском поле, в боях за Севастополь и Кавказ, в войсковых операциях в Польше, Германии, Франции, Турции, Румынии, Венгрии. Особенно отличился полк в героической обороне Севастополя,где сохранился так называемый Селенгинский редут: здесь пало 2811 селенгинцев, а полк получил Георгиевские знамена с надписью «За Севастополь в 1854 и 1855 г.» Как память об этом событии в историческом музее Бурятии хранится святая икона Киево-Печерской Божией матери, простреленная осколком снаряда. Полк прислал ее в дар гражданам Селенгинска «за приношения,сделанные забайкальцами в пользу раненых воинов в тяжкую годину осады Севастополя 25 марта 1864 г. Селенгинскому пехотному полку Высочайшим приказом повелено именоваться «41-м пехотным Селенгинским полком
Существует предположение, икона написана непрофессиональным художником, и не соответствует церковным канонам иконописи.
2.2. Иконописный канон в христианстве.
Со времени христианской древности установился взгляд на икону, как на предмет, не подлежащий произвольному изменению. Это воззрение было закреплено строгим правилом написания иконы - каноном, который сформировался в Византии и затем был воспринят на Русской земле. Православная икона - это особый вид самовыражения и самораскрытия учения Православной Церкви. Искусная азбука иконописания из столетия в столетие передавалась от мастера ученику по преданному уставу. Приемы заготовки досок, проклейка клеем, наклейка паволоки, нанесение левкаса, закрепление сторон иконы грунтом и покрытие их природной краской, наложение позолоты, закрепление изображения олифой - те составные, без которых не представлялось началодержательное иконотворение. Не менее важен канонический этап духовного созревания каждого мастера, его подготовка к созданию образа. Смиренный и трепетный путь этот является неотъемлемой частью церковного канона, его важным положением, определяющим, каким должен быть художник. Каноном закреплена и символика цвета - сложная и многозначная. Каждый элемент иконы был носителем символического смысла.
2.3 История появления Иконы Печерской Божьей матери в Селенгинске
А теперь проследим историю появления Иконы Печеской Богоматери в городе Селенгинске.
Героические дела Селенгинского полка при обороне Севастополя и история обретения им иконы Печерской Божией Матери документально описываются в очерке Г.А. Кондакова.
Его автор так предваряет первое послание граждан Селенгинска сражающимся воинам полка: «В 1854 году, как только дошла весть до г. Селенгинска о геройских подвигах на Дунае соименному сему городу Селенгинского пехотного полка, селенгинские граждане сейчас собрали по добровольной подписке 211 рублей серебром и препроводили их в пользу раненых этого полка при следующем письме: «Удалённые на шеститысячно-вёрстном расстоянии от сердца России, мы, граждане селенгинские, поздно узнаём о тех событиях, которые волнуют наше любезное отечество, но узнавая поздно, мы не менее разделяем общия чувствования, одушевляющие народ русский. Все приносят в жертву отечеству посильныя приношения: кто на предстоящия приготовления военныя, кто в пользу воинов, кто для успокоения раненых. Несмотря на бедность нашего полуразрушеннаго и малолюднаго города, мы не можем отстать от прочих соотчичей, но не имея возможности принести большую жертву, ограничиваемся подпискою в пользу раненых славнаго и храбраго Селенгинскаго пехотнаго полка, ознаменовавшаго себя в настоящую войну 23-го числа октября прошедшаго года в упорном бою при Ольтенице и тем возобновляющаго воспоминание россиян о существовании нашего города, бывшаго некогда первенствующим в Забайкальском крае. Да будет лепта сия, как лепта убогой вдовицы, не от избытка, а от чистаго сердца принесена на священный алтарь нашего любезнаго отечества».
О втором послании селенгинских граждан пишется: «Через два года Селенгинский полк отличился на новом боевом поприще в Крыму. Граждане селенгинские сделали вторичную подписку, по которой собрали 234 рубля серебром и отослали их при новом письме к подвижникам:
«Храбрые селенгинцы! Когда слава о ваших богатырских подвигах, с берегов Дуная, достигла до нашего отдалённаго городка Селенгинска, мы, сочувствую общему увлечению, принесли на алтарь отечества посильную лепту в пользу раненых ратных сотоварищей вашего полка. Теперь эта же стоустная слава донесла до нас весть о новых геройских делах ваших на новом боевом поприще, где вы, ночью, с 12 на 13 марта, содействуя защите Севостополя, беспримерной в военных летописях, с бесстрашием и непоколебимою отвагою, свойственною только русскому солдату, в глазах изумлённаго неприятеля воздвигли укрепление, оградили редут грудью своею, как гранитною стеною. Царь, Отечество и история одни могут наградить вас за такие подвиги!
Мы же, мирные жители Селенгинска, только можем удивляться и молить Всевышняго и его Святаго Угодника Георгия, да сохранит Он нас под сению своего святаго знамени и ниспослёт новыя победы. Как ничтожнейшую дань нашего удивления к доблестям вашим, мы, мирные селенгинцы, просим храбрых селенгинцев принять посильное наше приношение. Пусть оно будет каплею мёда, услаждающею труды вашей боевой жизни».
В ответе полка на оба письма, полученном в Селенгинске 10 июля 1856 г., писалось: «Почтенные граждане города Селенгинска! В самый тяжкий период Севастопольской защиты, в августе прошедшаго года, когда редели ежедневно наши ряды, мы услышали ваш голос издалека, - привет нам соименных братий, голос, напомнивший нам, как смотрит на нас Отечество, вдохнувший в нас новыя силы, новую крепость!
Много жертв принесено войску во время настоящей войны всеми сословиями России; но мы не знаем жертвы, которая дала бы более права принявшим ею гордиться получением, чем жертва вами нам принесенная! Она, купленная потоками нашей крови, вызванная нашею славою, составляет честь нашу, нашу гордость! Мы приняли её во имя наших раненых товарищей, с тем восторженным чувством, с каким герои древняго Рима принимали венцы присужденные им народом.
Мы не отвечали вам, граждане Селенгинска, доселе потому, что хотели за вашу жертву отблагодарить вас приношением. Благому Провидению было угодно помочь осуществлению нашего желанию.
Одно приношение мы вам сделали 27-го августа прошлаго года, в тот незабвенный момент, когда мы трупами англичан завалили исходящий угол 3-го бастиона, именуемаго союзниками Большим Редантом, и вместе с нашими камчатскими товарищами не только вырвали из рук врага победу, но нанесли ему совершенное поражение.
Другое приношение мы вам делаем теперь вместе. На берегу речки Черной, в нескольких верстах от Севастополя, насупротив той местности, на которой происходила наша первая битва с союзниками 24-го октября 1854 года, в подножии скалы, увенчанной развалинами древняго Инкермана, известнаго в истории за 1500 лет до Р.Х., существуют пещеры, в которых, как говорит предание, в 90 годах по Р.Х. Св. Клемент, Папа Римский, проповедывал слово Божие диким обитателям края. У одной из этих пещер иссечен в скале скит и церковь Божия, лицем обращенная к позиции врагов, будто чудесный щит православия, принявшая на себя множество их смертоносных стрел, направленных на нас. Один из ударов этих принят Божественным Образом сим Печерской Богоматери, обмененным нами в разбитой обители Инкерманской. Мы вам его приносим, граждане города Селенгинска, да хранясь в Соборном храме вашем, напомнит он отдалённому потомству, что мы, носящие имя вашего города, сделали имя это страшным гордому Западу на высотах Инкерманских, во рвах Селенгинскаго редута и на высотах Большаго Реданта».
Далее Кондаков описывает всеобщее торжество обретения городом драгоценного дара Селенгинского полка: «Присланная при этом письме по почте икона, принята была с глубоким благоговением и с общим восторгом всех обитателей Селенгинска от большаго до малаго! С крестным ходом внесли Её в Покровскую церковь, и по совершению в сем храме Божественной литургии, принесено было Господу Богу благодарственное моление с провозглашением многолетия Государю Императору Александру Николаевичу и Его Августейшему Дому и Селенгинскому пехотному полку».
А вот очень важное для нас сегодня описание самой иконы:
«Присланная икона Печерской Божией Матери среднедревняго письма. Доска длиною 14 и шириною 12 вершков. Пресвятая Дева изображена в короне на седалище, которое с обеих сторон поддерживают Ангелы. Руки Богоматери положены на главах двух коленопреклоненных старцев, с правой стороны Антония, и с левой Феодосия, основателей Киевопечерской лавры. Лик Феодосия прострелен гранатою на вылет. Икона прислана в киоте, оклеенной дубовым деревом, покрытом политурою; рамы резныя, золоченыя по полименту. Но в 1859 году, от усердия как селенгинских граждан, так и иногородних, на икону устроена в Москве серебряная позлащенная риза, и ещё другая киота. По случаю сих заказов, самая икона посылалась в Москву, и возвращена в январе 1860 года. Риза с киотою и с доставкою обошлась в 470 рублей. Благоукрашенная историческая икона стоит теперь в Селенгинской Покровской церкви за правым клиросом».
Этому описанию иконы более 200 лет. Боевое прошлое иконы сказалось на ней в виде отметины. По заключениям экспертиз, эта отметина огнестрельного характера, о чем свидетельствуют обнаруженные частицы пороха и свинца. С тех пор она осталась неизменна, в чем сегодня могут убедиться все желающие.
2.4. Описание Иконы Печерской Божьей матери.
В наиболее трудные для России времена верующему русскому человеку был созвучен и близок образ «заступницы неутомимой», покровительницы всех обездоленных и попавших в беду , какой в глазах и душах верующих является Богоматерь. И свои надежды на лучшее, на заступничество перед самим богом они связывали именно с ее образом. Согласно церковной легенде, образ Печерской Богоматери впервые явился на Киевской земле, и потому она была объявлена защитницей и покровительницей вначале киевской, а затем и всей земли русской, всех русских людей. Архистратиг Михаил и святая мученица Варвара, изображенные на иконе рядом с Богоматерью исполняют функции защитников и покровителей служилых людей. Святая Варвара якобы являлась на поля сражений. Помогала раненым, спасала солдат от неминуемой гибели. Вероятно, поэтому воины Селенгинского пехотного полка выбрали икону своей защитницей.
Проведенный иконографический художественно-стилистический и сравнительно - исторический анализы иконы Печерской Божьей матери позволяют сделать следующие выводы:
Икона написана в первой половине ΧΙΧ века непрофессиональным художником, возможно даже одним из солдат полка по заказу своих однополчан, имеющим, бесспорно, определенные навыки в живописи;
Икона действительно принадлежала Селкенгинскому пехотному полку;
Она выслала в дар жителям Селенгинска в 1856г. самими воинам Селенгинского пехотного полка в благодарность за их пожертвования, о чем свидетельствует надпись на серебряной позолоченной пластине, которая сделана намного позднее и которая, несомненно, принадлежала данной иконе;
Икона является исторической реликвией, свидетельствующей о храбрости, мужестве и героических подвигах воинов Селенгинского пехотного полка и всей русской армии при обороне Севастополя в 1854-1855гг, о существующих связях жителей города Селенгинска, откуда он начал боевой путь, закончившийся в 1918г. В связи с демобилизацией старой русской армии.
3. Заключение
По содержанию икона Печерской Богоматери гораздо глубже и богаче заключенных в ней узкобогословных идей, она несет информацию о своем времени, главных событиях, выступает художественным и историческим памятником эпохи, со всеми присущими ей особенностями и противоречиями.
Оставаясь религиозной по своей форме Икона Печерской Богоматери одновременно выполняет и еще одну функцию- нравственного и патриотического воспитания людей. И эта сторона особенно значима. Через образы святых, через религиозные сюжет неизвестный художник стремился передать идею защиты Отечества, земли русской от иноземных захватчиков, стремился пробудить в человеке «земные» человеческие чувства: жалость, сострадание, справедливый гнев и веру в правое дело.
До 30-х годов XX века икона хранилась в селенгинской Покровской церкви, а потом поступила в бывший Антирелигиозный музей Улан-Удэ. Несомненно, она является художественным и историческим памятником своей эпохи, связанным с историей Забайкалья, в частности старого Селенгинска, и с его жителями.
Таким образом, мы узнали, как Икона Печерской божией матери стала духовным символом Селенгинского пехотного полка.
Выяснили, что икона написана неизвестным художником в первой половине XIX века. Уже первый просмотр изображения иконы говорит нам о том, что автор работы отклонился от церковных канонов. В этом и заключается её особенность. Лики изображенных святых на этой иконе имеют округлую форму, а не вытянутую, как должно быть. А также не соблюдены пропорции тел. Мы считаем, что Икона Печерской Божией Матери свидетельствует о храбрости и мужестве воинов Селенгинского полка и всей русской армии в сражениях за Родину. Поэтому религиозная по форме, икона выполняет функцию нравственного и патриотического воспитания людей.
Список используемой литературы
1. Демин Э.В «Золотая россыпь Селенгинска» том 2 (Историко – краеведческие очерки) г. Улан-Удэ, 2010 год
2. Дулов А. В. «Сибиряки в Бородинском сражении» // Учёные записки Иркутского областного музея. — Иркутск, 1971
3. Седов А. «Летопись построения и событий г. Селенгинска (Забайкальской области) с 1674 по 1874 год» // Прибавления к Иркутским Епархархальным Ведомостям. 1874. № 49.
4. Семейный журнал №2 (17) «Белая юрта»(3/2012)
3. Кондаков Г.А. Историческая икона Божьей Матери в Селенгинске // Прибавления к Иркутск. Епарх. Ведом..-1865.-№10.-С.115-120.
5. Нагаева Т. Редут отваги // Казачий караул.-1990.-№1.-17 ноября.-С.6.
6. Шагжина З. Икона Селенгинского полка . «Бурятия» .-1989.-С.84.
Как нарисовать портрет?
Астрономический календарь. Март, 2019
Кто грамотней?
Сочные помидорки
Рисуем лошадь акварелью