Данная работа представляет собой исследование , в котором рассматривается археологический памятник – могила времен культуры плиточных могил, изучается сосуд, извлеченный оттуда, его содержимое. Описания детских могил крайне редки в литературе. По найденным в сосуде предметам автор делает выводы о быте, занятиях, социальном неравенстве представителей данной культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_govoryashchiy_kuvshinchik.docx | 55.36 КБ |
«Говорящий» кувшинчик»
Россия Забайкальский край Борзинский район пгт.Шерловая Гора
Автор: Паздников Антон Алексеевич
Муниципальное общеобразовательное учреждение:
Харанорская средняя общеобразовательная школа № 40 6 А класс
Научная статья
Все вещи таят в себе загадку.
Эрнст Симон Блох
Плиточные могилы – один из наиболее распространенных археологических памятников Монголии, лесостепного и степного Забайкалья, включая наш юго-восточный Борзинский район. Первые раскопки могил данной культуры были произведены в XVIII в. К настоящему времени «общее количество раскопанных могил приближается к 700»[1] . Однако, по мнению многих историков, данная культура недостаточно изучена по причине чрезвычайно слабой информативности данных археологических памятников. Мы попытаемся внести свою посильную лепту в рассмотрение этого вопроса.
Объект исследования: сосуд времен культур плиточных могил.
Предмет исследования: быт и занятия «плиточников».
Цель работы – изучение особенностей археологической культуры плиточных могил через исследование предметов того времени.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- рассмотреть общие сведения о культуре плиточных могил: причины названия, хронологию, географическое распространение;
- описать могилу, из которой был извлечен исследуемый сосуд;
- изучить сосуд и его содержимое;
- высказать предположения о характере быта и взаимоотношений представителей культуры плиточных могил.
Методами исследования являются: анализ научной литературы, сравнительно-исторический, историко-типологический методы, метод определения горных пород по внешним признакам.
Место исследования: окрестности села Кондуй, школьный краеведческий музей Харанорской СОШ № 40 городского поселения Шерловая Гора.
Продолжительность исследования : 2018 - 2020 гг.
Глава 1 Культура плиточных могил
1.1 Кувшинчик - экспонат краеведческого музея
Музей – одно из уникальных мест школы. Когда звенит звонок с урока, и дверь музея открыта, мысль заглянуть в загадочное помещение логична. Школьный музей был создан в 1970 годы, свидетельство о присвоении звания школьного музея получил в 1998 году, а в 2013 году его руководителем стал Рыдченко А.И. – увлеченный опытный краевед. На одной из полок музея под стеклом среди других не менее интересных артефактов мной был обнаружен сосуд (Приложение 1), как впоследствии оказалось, с очень интересным содержимым и не менее интересным местом недавнего его нахождения. Данный предмет был передан в дар нашему школьному музею Н.Н.Крадиным – руководителем Верхнеамурской археологической экспедицией Дальневосточного отделения Российской Академии наук в 2014 году во время ее деятельности в окрестностях села Кондуй. Эта экспедиция проводила раскопки Кондуйского городища и попутное исследование встречающихся в данной местности погребений.
1.2 Название, хронологические рамки, территория распространения плиточных могил
Название культуры плиточных могил произведено от основного типа захоронений в виде прямоугольных оградок из вертикально поставленных плит гнейса или гранита. (Приложение 2 ) Была выделена Г.П.Сосновским в 1930-х годах по материалам Забайкалья.
По имеющимся в литературе данным, могилы данной культуры занимают территорию от Саян на западе и практически до Большого Хингана на востоке, от лесостепных районов Забайкалья и Бурятии на севере и на юге – до границ Монголии с Китаем, однако, сведения о них очень ограничены. (Приложение 3)
Общие хронологические рамки существования культуры плиточных могил размыты настолько, что выделяется 2 их варианта : «узкий»- VII-III вв до н.э (Г.И. Боровко, Г.П.Сосновский) и «широкий» - II в до н.э - II в н.э. (А.П.Окладников).
Культура плиточных могил – очень древняя, малоисследована и тем и интересна.
Глава 2 Характеристика памятника культуры плиточных могил в окрестностях с. Кондуй Борзинского района Данные этой части статьи собраны со слов Рыдченко А.И. - участника Верхнеамурской археологической экспедиции Дальневосточного отделения Российской Академии наук в 2014 году во время ее деятельности в окрестностях села Кондуй .
Географически описываемое захоронение культуры плиточных могил находятся в 8 - 9 км на юго-запад от села Кондуй в районе равнинного рельефа Кондуйской долины. Могильник невелик по размерам. Количество кладок 8-10. Согласно одного из видов планиграфии плиточные могилы располагаются бессистемно без определенного порядка. (Г.И.Боровко,А.П.Окладников)
Она относится к самому распространенному типу плиточных могил (А.П.Окладников, А.Д.Цибиктаров), представляющих собой прямоугольные ограды. Имеет общие элементы конструкции: ограда из плоских каменных плит, поставленных на ребро, надмогильная выкладка , под ней – могильная яма. Крепиды не были обнаружены, так как раскопки не были поведены за пределами ограды.
Величина ограды оказалась следующей: длина – 2 метра, ширина – 1,5 метра. Согласно исследованиям А.Д.Цибиктарова «наиболее часто встречаются ограды, длина которых варьирует от 3 до 4 м., а ширина от 2 до 3 м. Такие плиточные могилы составляют 44,6 % »[2]. Он изучил описание 542 могил. Данная могила небольшая, такие составили, согласно исследованиям этого же ученого, около 10 % исследуемого материала.
Описываемая нами могила ориентирована на восток-запад, как и большинство подобных могил (около 61%). Высота надмогильной кладки невелика- до 30 см. Это может говорить как о вероятности захоронения на более раннем этапе существования этой культуры, так и о том, что плиты был занесены степными заносами.
Глубина могильной ямы небольшая – до 25 см. Плита перекрытия одна. В заполнении могильной ямы ни угольки, ни вкрапления золы не обнаружены.
Судя по внешнему и внутреннему состоянию могилы, она не была разграблена, как достаточно большая часть подобных археологических памятников.
Человеческие останки в могиле не найдены. Здесь можно высказать два предположения. Судя по размерам и инвентарю, найденному в ней (подробнее об этом чуть позже) вероятнее всего, это – детская могила. Если так, то возможно, детские кости могли стать добычей диких животных, например, грызунов. Второй вариант – перед нами кенотаф - в переводе с греческого «пустая могила». То есть, ребенок умер далеко от этого места, а могилу сделали, чтобы осуществить погребальный ритуал, как полагалось в те времена.
Остеологических материалов, то есть костей животных, так же в могиле не найдено.
Внешние особенности данной могилы для «плиточников» - типичны, кроме ее размеров.
Глава 3. Инвентарь
3.1 Керамика
В головной части могилы был найден сосуд, выполненный из суглинка. Размеры данного кувшинчика невелики: всего 105 мм в высоту, диаметр основания его – 41 мм, «плечики» - 57 мм, наружный диаметр валика – 56 мм, а внутренний размер валика от 29 мм до 31мм, а толщина стенок – чуть более 1 см. Разница в толщине стенок и асимметрии предмета указывает на ручную лепку. Судя по ярко выраженному сероватому цвету, отсутствию рыжей кромки на месте повреждения стенки, можно сказать, что этот сосуд не подвергался обжигу. При визуальном осмотре кувшинчика на нём был найден отпечаток пальца, его размеры таковы, что можно предположить, что он принадлежал женщине. Кроме того, горлышко сосуда в диаметре не более 18 мм, что позволяет полагать, что пальцы мужских рук не смогли бы вылепить внутреннее пространство кувшинчика. Кувшинчик баночной формы, орнамента не имеет. Удивительно то, что данный сосуд был практически целым! Дело в том, что в большинстве своем археологи находили только фрагменты керамических изделий, и крайне редко – целые изделия.( А.Д.Цибиктаров) «Из этого следует, что у населения культуры плиточных могил по нормам погребального обряда не полагалось помещать с умершим жидкую пищу в керамической посуде или включать в состав сопровождающего инвентаря керамику.»[3] Однако, в данном случае это вероятное правило было нарушено, и этому, предполагаем, есть объяснение. Сосуд в данной могиле был предназначен не для жидкости, так ка при просеивании супеси, его забившей, были найдены предметы. Они оказались настоль малы, что, может быть, женщина, собирающая своего ребенка в последний путь, боялась, что все потеряется при переходе в загробную жизнь, поэтому и положила все в кувшинчик.
3.2 Внутри кувшинчика Внутри кувшинчика было найдено 10 предметов (Приложение 6). Их можно разделить на 3 группы: 1 - украшения, 2 - образцы минералов и горных пород, 3 - кусочек кости. Все предметы очень маленького размера – от 2 до 7 мм, кроме одного (12 на 16 мм) Украшения представляют собой две бусины. Бусина № 1 – красного цвета, высотой 4 мм, диаметром 5 мм (Приложение 7). Имеет уплощенно-округлую форму (Е.В.Ковычев), посередине – отверстие для продевания нити. Материал, из которого сделана бусина, определить было трудно из-за малых размеров бусины. Описание минерала (горной породы): красного цвета, непрозрачный, твердость 5-7 ( оставляет нечеткую черту на стекле), не дает черты на бумаге, имеет неметаллический восковый блеск. Данная характеристика указывает на то, что перед нами, вероятнее всего, яшма. [4] Наш Борзинский район богат на минералы, возможно, яшма была привезена с Адун-Челона, а, может быть, и с Шерловой Горы. Бусина № 2 (Приложение 8) выполнена, предположительно из речного жемчуга. Ее размеры: длина – 3 мм, диаметр – от 2 до 3 мм. Имеет вытянутую форму, молочного цвета с желтоватым оттенком. Есть отверстие для продевания нити. Наличие бусины из жемчуга здесь тоже объяснимо. Дело в том, что при раскопках вдоль поселений культуры плиточных могил в Забайкалье часто находят большое количество раковин двухстворчатых моллюсков (Н.Н.Крадин). Предположительно в реках того времени водились зубатка, жемчужница, которых употребляли в пищу.(Приложение 9) Вторая группа предметов – это образцы минералов и горных пород. Их найдено было в количестве 5 . Образец № 1оказался неопределенной формы размером сторон от 3 до 4 мм. Зеленого цвета, дает светло-зеленую черту . Блеск матовый, непрозрачен, твердость по Моосу не более 5 (на стекле не оставляет царапину). Зерна минерала мелкие. По данным характеристикам мы предположили, что перед нами малахит (Приложение 10 ). Он использовался для выплавки меди и у представителей данной культуры. Более того, при анализе литературы мы обнаружили, что на этой территории находится Ихэ-Кондуйское месторождение малахита[5]. Образец № 2 размером 3 на 3 мм, сине-фиолетового цвета, непрозрачный. В виду еще меньшего размера , чем предыдущий образец, твердость не была проверена. Черта – голубого цвета. Зерна минерала мелкие. Логичное предположение, что перед нами – азурит (Приложение 11), так же использующийся для получения меди. По мнению А.Г.Юргенсона: « Развивается … в зоне окисления совместно с малахитом»[6]. В образце есть вторая часть – белый, полупрозрачный крупнокристальный минерал, имеющий стеклянный блеск. Мы предполагаем, что это- кварц.[7] Образец № 3 оказался самым большим: 12 на 16 мм. Белый, непрозрачный, сверху – с коричневатым налетом, мелкозернистый, рассыпающийся при нажиме. Согласно упомянутому ранее определителю, перед нами – песчаник (Приложение 12). Очень распространенная горная порода осадочного происхождения, образующаяся в результате разрушения горных пород, применяющаяся при строительстве. Образец № 4. Белого цвета с желтоватым налетом, полупрозрачный, среднезернистый, со стеклянным блеском, размером 2 на 4 мм. По определителю минералов и горных пород мы решили, что это – галит. Перед нами его разновидность – солончак – соляной выцвет, «образующийся в степных и пустынных районах на поверхности почвы в виде корок и налетов».[8] Образец № 5 размером 4 на 7 мм красного цвета с черно-серыми вкраплениями. Твердость 5-7 (оставляет царапину на стекле), крупнозернитый. Судя по описанию, это – гранит - самая распространенная на планете горная порода. Следующая группа предметов – 2 металлические пластинки. Пластинка № 1 размером 3 на 8 мм, ее толщина – 1 мм. Цвет пластинки серый с темно- серым налетом. Пластинка № 2 оказалась настоль же маленькой, что первая, но еще более тонкой и мягкой. Цветом схожа с предыдущей. (Приложение 15) Учитывая, что первым добываемым металлом в древности была медь, а пластинки из нее золотисто-розовые , мы предполагаем, что перед нами сплавы меди с другими цветными металлами – бронзы разного состава. « … забайкальские бронзы, происходящие из степных районов, совершенно справедливо считаются оловянистыми, исходя из имевшихся анализов…»[9] (Ю.С.Гришин) . И последний предмет – это кусочек кости размером 2 на 3 мм., треугольной формы. (Приложение 16) Сам сосуд и все предметы, найденные в нем, еще раз подтверждают, что перед нами - археологический памятник культуры плиточных могил первой половины периода ее существования.
Глава 4 «Ключик» к кувшинчику
Набор предметов, который клали в могилу, у древних культур имел символическое значение. Согласно верованиям, эти предметы давали покойному продолжать тот же образ жизни, что и до смерти. Как уже говорилось, сходя из маленьких размеров могилы и размеров предметов инвентаря данного захоронения, мы предположили, что перед нами – детская могила. Вообще, описаний детских могил того времени крайне мало, обычно детские скелеты находили в могилах взрослых между ними. Есть описание детской могилы у Е.А.Хамзина[10], найденной в Баргузинской долине. Там в одной могиле, вероятно, были найдены скелеты нескольких детей, предметы отсутствовали. А.Д.Цибиктаров, анализируя в своей книге все описанные к тому времени могилы «плиточников», пишет о том, что в некоторых захоронениях детские могилы располагаются компактно на краю могильника. Он описывает две детские могилы, в которых были найдены фрагменты керамики и обломки костей. Правда, он допускает, что из-за низкой информативности детские могилы мало интересуют исследователей.[11] Видимо, поэтому, сведений о них крайне мало. По предметам, находящимся в описываемой нами могиле, можно сделать следующие предположения о быте и занятиях представителей культуры плиточных могил. 1. Вероятнее всего во времена данного захоронения каменными орудиями труда уже пользовались редко, так как предметов указывающих на это не найдено. Есть песчаник, который, возможно, использовался как вспомогательный материал при строительстве, и гранит, который использовали при погребении и жертвоприношении. 2. Кусочек кости, наверно, говорит о том, что костяные изделия все еще использовали в быту, например, костяными иглами шили. Если металла было недостаточно, то и наконечники стрел все еще были костяные. 3. Малахит и азурит, минералы, содержащие медь, и металлические пластинки указывают на то, что в то время уже выплавляли цветные металлы. Возможно, отсутствие железной пластинки говорит о том, что железо еще не выплавлялось или его было мало, поэтому его очень ценили. 4. Бусы – это украшения. Во все времена люди старались выделиться, придать себе статусности , используя различные средства. Различалась повседневная одежда и нарядная для особых случаев, каким является погребальный обряд. 5. В летний период в местных реках не только рыбачили, но и вылавливали двустворчатых моллюсков, используя их в пищу и изготавливая украшения из попадающихся там жемчужин. Невозможно определить возраст ребенка исследуемой могилы, так как его скелет не был найден. Можно предположить, что он был очень мал, уж очень малы были предметы в кувшинчике. Нам кажется, что ребенка любили, так как предметов было достаточно много собрано в его последний путь. Сложно судить о поле ребенка. Металлы, из которых можно изготовить оружие, принадлежности конской сбруи, может указывать на то, что это был мальчик, а бусины – девочка. Хотя, по используемым источникам, в могилах одновременно находили и то, и другое. В бронзовом веке, возможно, уже существовали социальные прослойки.(А.Д.Цыбиктаров) Раз в могиле находился инвентарь, значит не самые последние в иерархии поселения были люди, хоронившие ребенка. Дело в том, что в большой части не разграбленных могил исследователи инвентарь не находили. К сожалению, в данной могиле ничего не указывает на то, что основным занятием данной культуры являлось скотоводство. В основном, кроме предыдущего, сделанные нами выводы о занятиях и зачатках социального неравенства «плиточников» совпали с данными изученной нами литературы об археологической культуре плиточных могил.
Заключение Настолько древние культуры крайне сложно изучать. Во-первых, прошли века с момента их возникновения, расцвета и гибели, мало что сохранилось в первоначальном виде. Во-вторых, одни культуры поглощают другие, неся в себе особенности и тех и других, происходит их ассимиляция, что затрудняет изучение и их идентификацию. Большая часть исследователей полагают, что культура плиточных могил имеет монгольские корни, до ее возникновения существовала дворцовая культура. В начале нашей эры на эту территорию пришли племена хуннов, вытесняемые «плиточники» «слились» с племенами других народов – духну - и образовали новую культуру – бурхотуйскую. Сведения о культуре плиточных могил скудны в силу разных причин, немного ученых занимается этой страницей истории Забайкалья, Борзинского района. Тайны культуры плиточных могил ждут нас.
Литература
Издательство Бурятского госуниверситета. - 1998. - 288 с., ил.
[1] Цыбиктаров А.Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья Улан-Удэ:
Издательство Бурятского госуниверситета. - 1998. - 288 с., ил., стр. 3
[2] Цыбиктаров А.Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья Улан-Удэ:
Издательство Бурятского госуниверситета. - 1998. - 288 с., ил.
[3] Цыбиктаров А.Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья Улан-Удэ:
Издательство Бурятского госуниверситета. - 1998. - 288 с., ил., стр.66
[4] Определитель минералов и горных пород. Учебное пособие (для учащихся ШКОЛЫ ЮНОГО ГЕОЛОГА И СТУДЕНТОВ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ)/автор Л.Г.Ананьева; Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017.- 81с.
[5] Юргенсон Г.А. Ювелирные и поделочные камни Забайкалья.- Новосибирск: Наука, 2001.
[6] Юргенсон Г.А., Смирнова Н.Г., Каренина Л.А. Об особенностях минералогии зоны окисления Удоканского месторождения меди //Вест. Науч. Информ. Забайкальского филиала геогр. о-ва СССР.-Чита, 1968.- Вып.9.
[7] Определитель минералов и горных пород. Учебное пособие (для учащихся ШКОЛЫ ЮНОГО ГЕОЛОГА И СТУДЕНТОВ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ)/автор Л.Г.Ананьева; Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017.- 81с.
[8] Н.И.Даников Целебная соль Издательство «Э», 2016.- 91 с.
[9] По следам древних культур Забайкалья. Ответственный редактор П.Б.Коновалов. – Новосибирск: Наука, 1983.
[10] По следам древних культур Забайкалья. Ответственный редактор П.Б.Коновалов. – Новосибирск: Наука, 1983.- 152 с., стр. 79
[11] Цыбиктаров А.Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья Улан-Удэ:
Издательство Бурятского госуниверситета. - 1998. - 288 с., ил., стр.87
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Домик зимней ночью
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Проказы старухи-зимы
Нечаянная победа. Айзек Азимов