Исследовательская работа по психологии, которая помогает ответить на вопрос: Влияет ли темперамент на взаимоотношения в классе?
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 231.34 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №20»
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Первые шаги в науку»
Психология
Автор: Бжицких Дмитрий
Класс: 3 «Б»
ОУ: МБОУ Лицей№20
Руководитель: Демьянова Екатерина Алексеевна, учитель нач. классов
МЕЖДУРЕЧЕНСК, 2018 год
Содержание
I.Введение…………………………………………………………………………… 3
1.Обоснование выбора темы работы
2.Цели и задачи работы
3.Обект исследования
4.Предмет исследования
5. Методы исследования
6.Гипотеза
II.Основная часть……………………………………………………………………..4
2.1. Теоретическая часть
2.2. Практическая часть
III.Заключение…………………………………………………………………….......
IV.Список литературы……………………………………………………………….
V.Приложение……………………………………………………………………..
Компьютерная презентация.
I.Введение
Обоснование выбора темы
Мой брат – ученик 6 класса, готовясь к уроку обществознания, сказал, что нужно определить тип темперамента, назвав загадочно звучащие слова: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Мне стало интересно узнать, что такое темперамент, и какое он имеет отношение к ученикам. Так определилась тема моего исследования «Темперамент и общение».
Цель. Влияние типа темперамента на взаимоотношения в классе.
Задачи.
Объект исследования: типы темперамента моих одноклассников.
Предмет исследования: влияние типа темперамента на взаимоотношения в классе
Методы исследования:
- поисковый
- сопоставительный
Гипотеза. Я предполагаю, что взаимоотношения в классе не зависят от типа темперамента ученика.
2. Основная часть.
2.1. Теоретическая часть.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность.
Впервые описали темперамент древнегреческие ученые Гиппократ и Гален. Они выделили четыре типа темперамента, считая, что различия между людьми объясняются соотношением различных жидкостей в их теле. Таких жидкостей, как считал Гиппократ, у человека четыре: кровь, два сорта желчи (желчь желтая и черная), слизь (или лимфа). У сангвиников преобладает кровь (по латыни «сангвис»), у холериков преобладает желтая желчь («холе»), у флегматиков - слизь или лимфа («флегма»). И наконец, меланхолики – люди, у которых преобладает черная желчь («меланхоле»).
Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он обратил внимание на то, что темперамент зависит от типа нервной системы. А тип нервной системы определяется соотношением силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Сила – это способность нервной системы удерживать сильные раздражители.
Уравновешенность нервной системы характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения.
Подвижность показывает быстроту смены процессов возбуждения и торможения.
Холерика можно определить как сильного, неуравновешенного, подвижного.
Сангвиника как сильного, уравновешенного, подвижного.
Флегматика отличают сила, уравновешенность, инертность (низкая подвижность нервной системы).
Меланхолик – слабый, неуравновешенный, но может отличаться как подвижностью, так и инертностью нервных процессов.
Сангвиник
Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходит в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Обычно ученики этого типа темперамента быстро решают задачи. Они быстро говорят, и речь их эмоциональная, оживленная. Сангвиник не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах бегает.
Паспорт сангвиника.
Если вы:
1. Веселы и жизнерадостны.
2. Деловиты.
3. Часто не доводите дело до конца.
4. Склонны переоценивать себя, свои возможности.
5. Способны быстро схватывать новое.
6. Неустойчивы в интересах и склонностях.
7. Легко переживаете неудачи и неприятности.
8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
9. С увлечением беретесь за любое новое дело.
10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работы.
13.Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.
14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь, в перерывах реже других.
15.Выносливы и работоспособны.
16.Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
17.Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
18. Прибываете преимущественно в бодром настроении.
19.Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
20.Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях, - то вы сангвиник.
Холерик
Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. У таких учеников устойчивое внимание, они читают быстрее, рассказывают, запоминая с одного раза, с увлечением. Ученики этого типа часто посещают разные кружки.
Паспорт холерика.
Если вы:
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Не выдержаны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны в отношении с людьми.
5. Решительны и инициативны.
6. Энергичны
7. Находчивы в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Незлопамятны и необидчивы.
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
12. Неуравновешенны и склоны к горячности.
13. Агрессивны..
14. Нетерпимы к недостаткам.
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Способны быстро действовать и решать.
17. Неустанно стремится к новому.
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
20. Склонны к резким сменам настроений, - то вы чистый холерик.
Флегматик
Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием. На уроках обычно сидит спокойно, не вертится, редко поднимает руку. Такой ученик не любит лишних движений, пишет обычно медленно, движения его спокойны и медлительны, а жесты редкие.
Паспорт флегматика.
Если вы:
1. Спокойны и хладнокровны.
2. Последовательны и обстоятельны в делах.
3. Осторожны и рассудительны.
4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.
5. Молчаливы и не любите попусту болтать.
6. Обладаете спокойной, равномерной речью, бурно выражаете эмоции, жестикуляций и мимики.
7. Сдержаны и терпеливы.
8. Доводите начатое дело до конца.
9. Не тратите попусту сил.
10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11. Легко сдерживаете порыв.
12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
13.Незлобивы, проявляете снисходительное отношения к колкостям в свой адрес.
14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с друзьями.
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.
16. Ровны в отношении со всеми.
17. Любите аккуратность и порядок во всем.
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
19. Инертны, малоподвижны, вялы.
20. Обладаете выдержкой, - то вы флегматик.
Меланхолик
Человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Такие ученики быстро утомляются, они немногословны, говорят тихим голосом. На уроках сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Движения их не отличаются энергией.
Паспорт меланхолика.
Если вы:
1. Стеснительны и застенчивы.
2. Теряетесь в новой обстановке.
3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.
4. Легко переносите одиночество.
5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.
6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7. Склонны уходить в себя.
8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.
9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
13.Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.
14. Склонны к подозрительности, мнительности.
15.Болезненно чувствительны и ранимы.
16.Чрезмерно обидчивы.
17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.
18. Малоактивны и робки.
19. Безропотно покорны.
20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих - вы меланхолик.
В природе редко встречается чистый тип темперамента, поэтому ученые выделяют такие подгруппы: холерический сангвиник; меланхолический флегматик; сангвинический холерик; флегматический меланхолик; реже – сангвомеланхолик. Но хоть и уживаются два темперамента, один из них будет основным.
Сочетаться могут только похожие темпераменты. Полюс к полюсу не притягивается. Невозможно представить человека, в котором бы мирно уживался флегматик и холерик, так как медлительность и вспыльчивость, а также терпеливость и раздражительность просто не могут быть свойствами одного человека.
Каждый из четырех темпераментов не является ни плохим, ни хорошим. Любой тип имеет свои достоинства и недостатки.
В литературных источниках по психологии существует описание взаимодействия пар по типу темперамента.
Таблица№1.
Холерик | Флегматик | Сангвиник | Меланхолик | |
Холерик | Плохая совместимость | |||
Флегматик | Идеальная совместимость | Благоприятное воздействие | Проблематично | |
Сангвиник | Слишком эмоц. пара, проблема лидерства | Проблематично | Идеальная совместимость | |
Меланхолик | Проблематичное | Пассивное, инертное | Благоприятное воздействие |
Данные таблицы показывают, что хорошее взаимоотношение и взаимопонимание могут достичь пары: флегматик-холерик, флегматик-флегматик, сангвиник-меланхолик, меланхолик-меланхолик.
Интересно, каким типом темперамента обладают мои одноклассники? Соответствует ли полученная теоретическая информация действительности? Это я решил проверить практическим путём с помощью анкетирования.
2.2. Практическая часть.
Для выявления типа темперамента моих одноклассников я использовал характеристики данные К. фон Гейдебранд в статье "О душевной сущности ребенка"
Суть метода такова: участники анкетирования отвечают на вопросы и с помощью данного ключа делается вывод о типе темперамента человека.
Анкета
1. Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
а) Легко включаюсь в работу.
б) Активно действую.
в) Действую спокойно, без лишних слов.
г) Действую робко, неуверенно.
2. Как ты реагируешь на замечания учителя?
а) Прислушиваюсь, но через некоторое время делаю то же самое.
б) Не слушаю и поступаю по-своему, бурно реагирую на замечания.
в) Выслушиваю молча.
г) Обижаюсь, переживаю.
3. Как ты разговариваешь со сверстником в значимых для тебя ситуациях?
а) Быстро, с жаром, но прислушиваюсь к высказываниям других.
б) Быстро, со страстью, других не слушаю.
в) Медленно, спокойно, но уверенно.
г) С большой неуверенностью.
4. Как ты ведешь себя в непривычной обстановке (в незнакомой компании, с учителем и др.)?
а) Свободно, легко ориентируюсь, проявляю активность.
б) Активен, проявляю повышенную возбудимость.
в) Спокойно, рассматриваю окружающее.
г) Стесняюсь, робок, растерян.
Ключ.
Если преобладают ответы "а", вы имеете дело с сангвиническим типом;
если "б" - с холерическим;
если "в" - с флегматическим;
если "г" - с меланхолическим типом темперамента.
В анкетировании приняло участие 24 человека: 11 девочек и 13 мальчиков.
Полученные данные показаны на диаграмме1.
Диаграмма 1. Типы темпераментов учеников 3 класса «Б»
Анализ анкет показал, что в классе преобладают флегматики. 15 человек указали, что основным в характере является флегматический тип. 3 одноклассника – сангвиники, 4 – меланхолики, 2 – холерики.
Если опираться на таблицу по взаимодействию темпераментов, то становится ясно, почему в нашем классе преобладает атмосфера дружелюбия, взаимопонимания.
Флегматик – флегматик идеально дополняют друг друга.
В нашем классе пять «Звездочек». Каждое мероприятие (концерт, инсценировка, конкурс), подготовленные нашими группами, показывают, что мы умеем общаться, слушать друг друга, выручать в непредвиденных ситуациях.
3. Заключение.
В процессе работы я узнал, что такое темперамент, посредством анкетирования выяснил типы темперамента у моих одноклассников, обобщил полученные данные и сделал вывод о роли темперамента в общении со сверстниками.
Таким образом, моя гипотеза оказалась неверной. Темперамент оказывает влияние на взаимоотношения людей, но в то же время при наличии любого темперамента можно выработать, воспитать положительные черты личности и поведения, а темперамент будет лишь придавать своеобразие этим чертам.
4.Список литературных источников
А.А.Амельков. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия.- Мозырь:Содействие, 2006
Б.С.Волков, Н.В. Волков. Задачи и упражнения по детской психологии. М, Просвещение, 1991
К.фон Гейдебранд О душевной сущности ребенка. Архив библиотекиPsyLib. My Word. ru
Р.С.Немов Психология – М.:Логос, 1995
Е.В. Селезнева. Энциклопедия «Я познаю мир». Психология.-М.:АСТ. Астрель, 2005
В. Яровицкий. Моя первая книга по психологии, Издательство АСТ Астрель, М., 2000
Лепесток и цветок
Ворона
Сказка "Морозко"
Как нарисовать ветку ели?
На берегу Байкала