Проект был выполнен на муниципальный конкурс исследовательских проектов и занял 3 место. Ребята проводили опыты с дрожжами, посетили мини-пекарню, прочитали много материала по данной теме в интернете.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект о хлебе | 917.64 КБ |
МАОУ Краснопутьская СОШ
Муниципальный конкурс исследовательских работ
и проектов младших школьников
«Юный исследователь»
Номинация «Естествознание»
Исследовательский проект
«Почему в хлебе столько дырочек?»
Хлеб – дар божий, отец, кормилец
(русская пословица)
Проект выполнили:
обучающиеся 3-х классов
Руководители:
Монахова Алевтина Владимировна
Пронькина Наталья Николаевна
2019 год
Содержание:
Опыт №1. Количество дырочек в разных мучных изделиях………….……….6
Опыт №2. Влияние сахара на процесс брожения……………………...………..6
Опыт №3. Влияние температуры на процесс брожения……………..…………7
Опыт №4. Дрожжи сухие и прессованные…………………………..…………..8
Опыт №5………………………………………………………………..………….9
Экскурсия в пекарню……………………………...…………………………….10
Приложение. …………………………………………………………………….12
1. Результаты анкетирования обучающихся 3 «В» класса
2. Результаты анкетирования родителей обучающихся 3 «В» класса.
Чтобы вести здоровый образ жизни, нужно много знать о тех продуктах, которые мы употребляем в пищу. Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Нам всегда было интересно узнать, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: почему в хлебе столько дырочек?
Тема проекта:
Откуда в хлебе столько дырочек?
Цель исследовательской работы: выяснить причины появления дырочек в хлебе и их влияние на вкус и качество хлеба.
Задачи:
- узнать, что такое дрожжи, изучить их свойства;
- выяснить, всегда ли в хлебобулочных изделиях есть дырочки;
- узнать, при каких условиях в хлебе появляются дырочки;
- выяснить, зависит ли вкус и качество хлеба от количества дырочек.
Гипотеза: Почти во всех хлебных изделиях всегда бывают дырочки, их может быть много или мало. Предположим, что хлеб, в котором больше дырочек, вкуснее.
Объект исследования: дрожжи, хлеб.
Предмет исследования: дырочки в хлебе.
Методы исследования: сбор информации из разных источников, экспериментирование, сравнение, обобщение.
Время работы над проектом: 1 месяц
Режим работы: внеурочный
Информационно-техническое обеспечение:
Мотивация к познанию: личный интерес обучающихся.
1 этап: организационный
Выбрали тему исследования, связанную с причиной появления дырочек в хлебе, определили цели и задачи исследования, составили план для проведения работы, а также выбрали доступные и наиболее приемлемые методы исследования.
Роль учителя - направляющая на основе мотивации.
2 этап: поисково-исследовательский
Изучали литературу, делали фотографии, проводили опыты, ходили на экскурсию в пекарню.
Роль учителя – тесное взаимодействие с обучающимися в процессе обработки, анализа и систематизации данных.
3 этап: создание продукта проектной деятельности
Продуктом проектной деятельности явилась презентация (о причинах появления дырочек в хлебе), которая в дальнейшем может быть использована для проведения классных часов и внеурочной деятельности в начальной школе.
Роль учителя – обучающая, тесное взаимодействие с обучающимися в процессе обработки, анализа и систематизации данных.
4 этап: предъявление проекта и его продукта
Роль учителя – сотрудничество.
В 1680 году голландский натуралист Антони Ван Левенгук впервые увидел дрожжи в оптический микроскоп, однако не распознал в них, из-за отсутствия движения, живых организмов. Лишь в 1857 году французский микробиолог Луи Пастер доказал, что дрожжи и процесс брожения связаны между собой.
Английское слово «yeast» (дрожжи) происходит от староанглийского «gist» , «gyst», что означает «пена, кипеть, выделять газ» Дрожжи, вероятно, одни из наиболее древних «домашних организмов». Тысячи лет люди использовали их для выпечки. Предполагается, что египтяне к 1200 году до н. э. овладели технологией выпечки дрожжевого хлеба. Дрожжи состоят из особых дрожжевых грибов. В тесте они бродят, выделяя газы, отчего оно становится воздушным и рыхлым
Местообитание дрожжей связано с присутствием сахара: на поверхности плодов и листьев, где они питаются нектаром цветов, соками растений. Как это ни странно звучит, но дрожжи присутствуют и в организме человека. Они являются компонентами нормальной микрофлоры человека.
Кондитерские дрожжи используются для приготовления тортов и других хлебобулочных изделий. Они проводят брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют тесто «подниматься» и после выпечки придают хлебу мягкость .
Пивные дрожжи используются для приготовления тортов и других хлебобулочных изделий. Они проводят брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют тесто «подниматься» и после выпечки придают хлебу мягкость
Чайный гриб является «дружбой» дрожжей и уксуснокислых бактерий. Применяется для приготовления вкусного напитка Также дрожжи являются прекрасным косметическим средством.
Познакомившись с информацией о том, что основная функция дрожжей вызывать брожение с выделением пузырьков газа (что можно увидеть на срезе хлеба), мы провели опыты.
Опыт №1. Количество дырочек в разных мучных изделиях.
Цель: исследовать разные мучные изделия на плотность и количество дырочек.
Продукты для опыта: хлебные палочки, кекс, хлеб (белый, ржаной).
Описание опыта: мы взяли хлебные палочки, кекс, свежий хлеб. В разрезе сравнили их по твердости и по количеству дырочек в них. Прочитали состав на упаковках.
Результат:
Изделие | Сколько дырочек | Плотность |
Палочки | дырочек много | твердые |
Кекс | дырочек много | мягкое |
Хлеб | дырочек очень-очень много | самый мягкий |
Вывод: прочитав состав мучных изделий, выяснили, что во все изделия, кроме кекса, входят дрожжи. Дырочки имеются как в твердых, так и мягких дрожжевых изделиях. А в кексе они образовались с помощью разрыхлителя.
Опыт №2. Влияние сахара на процесс брожения.
Цель: выяснить, влияет ли сахар на процесс брожения?
Продукты для опыта: вода, дрожжи, сахар
Описание опыта
В два стакана мы налили теплой воды. В каждый стакан положили по кусочку дрожжей. Все тщательно перемешали. В один из стаканов добавили сахар и стали наблюдать за процессом брожения.
Результат:
Через 30 минут после помешивания в стакане с сахаром (№1) начался процесс брожения. Появились маленькие пузырьки углекислого газа.
Через несколько часов в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался, на поверхности появилась пена из маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый запах. Во втором стакане процесс брожения не наблюдался, вода стала прозрачной.
Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт, углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.
Опыт №3. Влияние температуры на процесс брожения.
Цель: выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения.
Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль.
Описание опыта: В двух емкостях мы замесили тесто. Одну поставили в теплое место, поближе к батарее. Другую емкость поместили в холодное место.
Результат:
Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме. Тесто, стоявшее в холодном месте, тоже поднялось, но значительно меньше.
Вывод: дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды.
Опыт №4. C сухими и сырыми дрожжами.
Цель: выяснить, какие дрожжи, сухие или прессованные, лучше использовать для выпекания хлеба.
Продукты для опыта: дрожжи сухие и сырые, вода, сахар, мука.
Описание опыта:
В две емкости налили теплой воды. В одну добавили чайную ложку сухих дрожжей (№2), во вторую - 1 чайную ложку прессованных (№1).
Результат: В емкости с сырыми дрожжами процесс брожения начался быстрее и шел интенсивнее, чем в емкости с сухими дрожжами.
Вывод:
Сырые дрожжи чуть активнее начинают процесс брожения.
Опыт №5. Изделия из теста разной по времени выдержки.
Цель: выяснить, зависит ли вкус хлеба от количества дырочек.
Продукты для опыта: мука, соль, сахар, вода, сырые дрожжи.
Мы решили провести эксперимент и испечь 3 маленьких каравая.
Результат:
1 | 2 | 3 | |
Время выдержки | 30 минут | 1 час | 3 часа |
Внешний вид теста | Немного поднялось | Ещё больше поднялось | Пышное больше всего |
Внешний вид изделия | Не очень красивая лепешка | Красивый | Готовой пышный |
Вкус | Не вкусно | Вкусно | Очень вкусно |
Наличие пор | Мало | Много | Очень-очень много |
Вывод: чем дольше выдержка теста, тем больше дырочек и вкуснее хлеб.
Посещение пекарни
Познакомившись с историей хлебопечения, мы поняли, что рождение хлеба – всегда чудо! Возникло огромное желание побывать на хлебозаводе и своими глазами увидеть, как сегодня происходит сотворение этого великого продукта.
Договорились о встрече с заведующей мини-пекарни, с просьбой посетить пекарню с целью написания исследовательской работы. Эта экскурсия поразила нас до глубины души.
Мы узнали о том, что существует пять сортов пшеничной муки: крупчатка, высший, I сорт, II сорт и обойная. И есть три сорта ржаной муки: сеянная, обдирная и обойная. Все эти сорта производятся на специальных мукомольных заводах. Они отличаются один от другого выходом (количеством муки, получаемым из 100 кг зерна), размерами частиц (разной степенью помола) и содержанием отрубей. Именно от этих хлебопекарных свойств муки зависит качество хлеба. Оказывается, мука тоже может образовывать при брожении теста определенное количество углекислого газа. А от него во многом зависит количество дырочек в готовом хлебе. Кроме муки, для выпечки хлеба, как уже известно, необходимы дрожжи. Эти маленькие микроорганизмы обеспечивают брожение теста и получение разрыхленного хлеба.
Созревшее тесто с помощью тестоделительной машины делится на равные куски. Из-за этого оно снова уменьшается в объеме. Поэтому ему нужно пройти «предварительную расстойку в специальных расстойных шкафах». В это время тесто снова начинает сильно бродить. Образуется много углекислого газа, а значит, появляется много дырочек. Тесто становится воздушным и рыхлым.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
1.http://vkusnye-idei.ru/show_current-82-569-1.html История возникновения хлеба.
2.http://www.homebread-shop.ru/istoriya-hleba-v-rossii История хлеба в России.
3.http://storyof.ru/eda-i-napitki/istoriya-poyavleniya-xleba/ История названия.
4. Энциклопедия для детей. Том 14. Биология/ Глав. редактор В.Володин.- М.6Аванта+, 2004 -640с.
5.http://lady.mail.ru/article/465547-vkusnye-bljuda-iz-cherstvogo-hleba/ Рецепты
Новый снимок Юпитера
Где спят снеговики?
Компас своими руками
Мать-и-мачеха
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики