История Смоленщины тесно связана с судьбой семьи Верховских. Эти люди оказали огромное влияние на развитие духовной и культурной жизни людей, живущих в Переснянском сельском поселении Починковского района.
Мы часто слышим о возрождении памяти. С экранов телевизора, из газет к нам обращаются уважаемые люди, призывая возродить экономику, искусство, семейные традиции и т.д. Кажется, это очень просто — возродить то, что было разрушено годами. Мы считаем, что нам необходимо рассказать о том вкладе, который внесла Людмила Александровна (монахиня Зосима) Верховская в культурное наследие Переснянского сельского поселения Починковского района Смоленской области.
Тема, раскрывающая события культурной жизни Переснянского сельского поселения Починковского района, актуальна: среди молодёжи возрастает интерес к таким понятиям, как «культурное наследие», «служение Родине и народу».
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat_o_proshlom.docx | 52.82 КБ |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «КРАЙ МОЙ СМОЛЕНСКИЙ»
Номинация: «Культурное наследие»
Тема работы:
«Память о прошлом и настоящем для будущего»
Подготовили:
Головичева Алёна Александровна,
обучающаяся 10 класса МБОУ Переснянской СШ
Починковского района Смоленской области.
Починковский р-н, дер. Пересна д.1 кв.9.
Хакризоев Дмитрий Юрьевич,
обучающийся 8 класса МБОУ Переснянской СШ
Починковского района Смоленской области.
Починковский р-н, дер. Пересна д.18 кв. 79.
Руководитель:
Абдулова Марина Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Переснянской СШ
Починковского района Смоленской области.
Починковский р-н, дер. Пересна д.18 кв. 35
e-mаil: abdulova-marina83@yandex.ru
г.Смоленск
2018
Оглавление
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Людмила Александровна Верховская «Я – обыкновенная, как и все».…………………………………………………………………….5
Глава 2. Освящение Поклонного креста, установленного в честь святого Преподобного Зосимы Верховского………………………………….9
Глава 3. Открытие памятных знаков в деревне Лобково Починковского района …………………………………………………………………11
Глава 4. Открытие и освящение часовни в честь Рождества Пресвятой Богородицы …………………………………………………………..15
Заключение ……………………………………………………………19
Список литературы ………………….………………………………..20
Введение
У времени своя память - история. Память…. Нужна ли людям память о прошлом и настоящем для будущего? Конечно, да. А нужна она для того, чтобы помнить о прошлом, об исторических событиях, о современниках. Память о наших предках - главное богатство человеческой души.
История Смоленщины тесно связана с судьбой семьи Верховских. Эти люди оказали огромное влияние на развитие духовной и культурной жизни людей, живущих в Переснянском сельском поселении Починковского района.
Мы часто слышим о возрождении памяти. С экранов телевизора, из газет к нам обращаются уважаемые люди, призывая возродить экономику, искусство, семейные традиции и т.д. Кажется, это очень просто — возродить то, что было разрушено годами. Мы считаем, что нам необходимо рассказать о том вкладе, который внесла Людмила Александровна (монахиня Зосима) Верховская в культурное наследие Переснянского сельского поселения Починковского района Смоленской области.
Тема, раскрывающая события культурной жизни Переснянского сельского поселения Починковского района, актуальна: среди молодёжи возрастает интерес к таким понятиям, как «культурное наследие», «служение Родине и народу».
Цель данного исследования - изучить и зафиксировать события культурной жизни Переснянского сельского поселения Починковского района за последние три года.
Для достижения данной цели мы решали следующие задачи:
Объектом исследования стало изучение вклада Людмилы Александровны (монахини Зосимы) Верховской в культурное наследие Переснянского сельского поселения Починковского района Смоленской области.
Предметом исследования явились общественная деятельность Людмилы Александровны (монахини Зосимы) Верховской в открытии памятных знаков на территории Переснянского сельского поселения Починковского района.
Для достижения цели и решения поставленных задач мы использовали следующие методы: изучение различных источников информации; поисковый опрос, экскурсию, беседу, наблюдение.
Информацию, необходимую для решения поставленных задач, мы получали из различных источников:
Глава 1
Людмила Александровна Верховская: «Я – обыкновенная, как и все» Людмила Александровна Верховская (монахиня Зосима) – праправнучатая племянница Преподобного старца Зосимы (Верховского). Является насельницей женской Зосимовой пустыни , исследует биографию и духовное наследие великого предка.
Людмила Александровна родилась 1 ноября 1938 года. Отец из дворянской семьи, мать – из священнической. Окончила радиофакультет Политехнического института. И только начав работать над техническими военными проблемами, поняла: единственную жизнь посвятить «нелюбимому» делу невозможно. Полистав в библиотеке журналы по естественным наукам, нашла, что математическими методами начали пытаться пользоваться геологи. Закончила вечернее отделение геологоразведочного института. Людмиле Александровне удалось применить один из математических аппаратов для решения поисковых задач в геохимии. Получались очень интересные результаты. К сожалению, после выхода на пенсию кардинально поменялись типы компьютерного обеспечения, использование её программ прекратилось. И всё-таки в начале 2000-х годов удалось установить программы, осуществляющие её методику, на новой технике в том же институте.
Выйдя на пенсию, Людмила Александровна серьёзно взялась за восстановление своей родословной. «Отложив все родословные дела, я погрузилась в поиски информации о монахе Верховском, в миру Захаре. Эта сфера человеческой жизни была тогда для меня за семью печатями. Где что искать – ни малейшего понятия! Но Господь вёл. Как-то взяла давно рекомендованные мне книги Некрополей. И вот в «Провинциальном некрополе» нахожу по фамилии: «Верховский Зосима, см. схимонах». И далее по ссылке: «Схимонах Зосима (Верховский) ум. 24 октября 1833 года, похоронен под плитами Троицкого собора Троице-Одигитриевского монастыря Верейского уезда Московской губернии». Дана ссылка на «Жизнеописание схимонаха Зосимы» в октябрьском выпуске серии «Подвижники православия», издававшейся Пантелеймоновым монастырём на Афоне в начале 1900-х годов. Это Жизнеописание (особенно более полное издание, найденное впоследствии) стало путеводной нитью для дальнейших поисков и биографических подробностей в жизни старца Зосимы и истории основанного им монастыря .[1]
Работа в архивах была достаточно понятной и успешной. Фонд Московской консистории – «под рукой». Ездила в архивы Санкт-Петербурга по чётным годам, а по нечётным - в Смоленск.
Свой путь к Богу Людмила Александровна начала с интереса к семейным историческим корням. Постигая духовное наследие Преподобного Зосимы Верховского, изучая исторические обстоятельства его жизни, нашла своего святого, свой храм. Не могла обойти то место, где он родился, где почувствовал своё предназначение.
На родине преподобного Зосимы в сельце Буловицах Починковского района Смоленской области побывала несколько раз. Первый раз в 1989 году, когда о святом Зосиме ещё ничего не знала. Привела её туда информация о родине декабриста Повало-Швейковского, матерью которого была Верховская. Теперь известно: мать декабриста приходилась родной сестрой Преподобному Зосиме. Жила она после замужества со своей семьёй Повало- Швейковских в том самом доме Верховских, в котором сама родилась и в котором родился её брат Захария.
22 апреля 2015 года поездка в Смоленск была связана с паломничеством сестёр Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни к смоленским святыням. 22 апреля присутствовали при освящении памятной доски в честь Преподобного Зосимы Верховского, сооружённой на стене Успенского храма в районном городе Починке. Освящение совершил настоятель храма, благочинный того округа, в который входит территория бывшей деревни Буловицы, протоиерей Николай Бондар. На памятной доске начертано: «Преподобному Зосиме Верховскому (24 марта 1768 - 24 октября 1833), нашему земляку, уроженцу с. Буловицы Смоленской губернии, от православных смолян. Епархиальный совет, г. Смоленск».
«25 апреля мы доехали до Буловиц. Кругом царило безмолвие. Остаться равнодушными к запустению святых для нас мест было невозможно. К тому времени старец Зосима был уже прославлен в лике святых.
Инициатором установки Поклонного креста на месте дома, где родился Преподобный Зосима, выступила Евгения Викторовна Тихомирова (это – моя дочь). У нас был архивный план усадьбы 1779 года, т.е. того времени, когда будущему святому Зосиме было 11 лет от роду. Теперь пришло время найти на натуре точно то место, где стоял указанный на плане господский дом, и заказать изготовление креста».[2]
24 июля 2015 года вместе с главой администрации Переснянского сельского поселения Анатолием Ивановичем Малашенковым и заведующей Переснянской сельской библиотекой Инной Николаевной Скопцовой установили нахождение дома Верховских в деревне Буловицы Починковского района. «Затем Анатолий Иванович Малашенков отвёз нас в районный центр - город Починок, где удалось заказать изготовление Поклонного креста. Договорились, что крест будет металлический, высотой в три с половиной метра. Установить крест на месте взялся сам мастер Олег Василевский, что и осуществил при содействии неутомимого Главы администрации Малашенкова. Дай Бог им обоим здоровья и неувядаемой бодрости! На перекрестиях креста поместили иконы преподобного Зосимы и выше - икону Божией Матери. Надпись такая: «Здесь, в сельце Буловицы 24 октября/6 ноября 1768 года родился преподобный Зосима Верховский». [3]
Людмила Александровна за последние три года участвовала во многих культурных мероприятиях, проходивших на территории Переснянского сельского поселения. Расскажем о них в следующих главах.
Глава 2
Освящение поклонного креста, установленного в честь святого Преподобного Зосимы Верховского
1 октября 2015 года в деревне Буловицы Переснянского селького поселения Починковского района Смоленской области состоялось освящение Поклонного креста, установленного в честь святого Преподобного Зосимы Верховского. (см.приложение 1)
На освящении креста присутствовали: праправнучатая племянница Зосимы Верховского Людмила Александровна Верховская (матушка Зосима) с дочерью Евгенией, настоятельница Ирина и монахини Троице-Одигитриевского монастыря (Зосимовой пустыни) игуменья Ирина и монахини, секретарь смоленской митрополии протоиерей Павел, настоятель прихода св. Вонифатия деревни Лосни отец Сергий, иерей Роман, настоятель прихода церкви в честь Успения Божией Матери д.Богородицкое, а также заслуженный работник культуры, краевед Н.В. Деверилина, специалисты СОГБУДО «Детско-юношеский центр туризма, краеведения и спорта».
Починковский район представляли специалисты отдела культуры, библиотек, историко-краеведческого музея. В деревне Буловицы гостей встречали А.И. Малашенков, глава Переснянского сельского поселения, И.Н. Скопцова, заведующая Переснянской сельской библиотекой, преподаватели и учащиеся МБОУ Переснянской СШ.
Молебен возглавил секретарь Смоленской митрополии протоиерей Павел (Петровский). Ему сослужили настоятель прихода церкви в честь Успения Божией Матери села Богородицкого иерей Роман Сингаевский и настоятель прихода святого Вонифатия деревни Лосни иерей Сергий Прокопов. Затем отец Павел освятил Поклонный крест.
Матушка Зосима в своей речи отметила, что крест установлен ровно на том месте, где стоял дом, в котором родился Зосима Верховский, где прошли его детские и отроческие годы. Также она обратила внимание присутствующих, что здесь очень благодатное место, «к небу ни чем не загражденный путь», как писал преподобный Зосима в своем писании. «Такое событие, как освящение креста святому Преподобному Зосиме Верховскому, говорит о незабвении исторической памяти, о преемственности поколений» [4] (см. приложение 2).
Глава 3
Открытие памятных знаков в деревне Лобково Починковского района
Долгие десятилетия в деревне Лобково Починковского района находилась церковь. Территория, на которой расположена деревня (в прошлом село) Лобково (Лабково, Лапково, Лопково), т.е. земли в Ивановском стане Смоленского уезда Смоленской губернии, с 1618г. и до середины XVII века находились во власти польского короля. Известно, что в 1790 году в селе Лобково находился «по художественной и иконостасной работе города Смоленска Георгиевской церкви дьяк Афанасий Петрович Павловский». В 1832г. церковь в Лобкове была перестроена уже Павлом Михайловичем Повало-Швейковским. По сведениям на 1897г., в селе Лобково Смоленского уезда «деревянный храм построен в 1832 году. В церкви четыре престола: в главном холодном храме - Рождества Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца и святых мучеников Бориса и Глеба; в придельном теплом храме - во имя Божией Матери "Всех скорбящих радости". Прихожан - 1310 мужчин и 1387 женщин. Расстояние селений - 1-8 верст. В приходе 2 земские школы, учащихся до 125 человек». [5]
В церкви села Лобково крестили: Захара Васильевича (Богдановича) Верховского (1768-1833), схимонаха, духовного писателя и основателя двух женских монастырей; Ивана Семеновича Повало-Швейковского (1787-1845), полковника и декабриста, и Николая Михайловича Пржевальского (1839-1888), путешественника и исследователя. Здесь же похоронены его отец, дед и дядя.
В Интерете удалось найти фотографию храма в Лобкове, подписанную от руки: «1908 г.» (см. приложение 3).
К сожалению, при Советской власти церковь в Лобкове закрыли, а потом и разрушили.
Летом 2017 года возле разрушенного храма поставлены кенотафы в память похороненных родителей и родственников Верховских, Повало-Швейковских. Что такое кенотафы? Обратимся к «Википедии».
Кенотаф (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила), также ценотаф — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен по следующим причинам:
Кенотафы служат для увековечивания памяти об усопшем и выполнения поминальных ритуалов , представляют собой сооружения различных типов и степени сложности (курган, надгробие, гробница, склеп, памятник, бюст, стела, обелиск, мемориал, барельеф, мемориальная плита ).
Глава Переснянского сельского поселения Анатолий Иванович Малашенков, учителя и учащиеся МБОУ Переснянской СШ благоустроили территорию вокруг разрушенного храма, помогли в установке кенотафов.
19 сентября 2017 года в деревне Лобково состоялся торжественный митинг у памятных знаков родителям, родственникам Преподобного Зосимы Верховского, Ивана Семёновича Повало-Швейковского , Н.М. Пржевальского.
На открытии памятных знаков присутствовали жители муниципального образования Переснянского сельского поселения, Л.А. Верховская, депутат областной Думы А.В. Андреенкова, настоятель Починковского храма Н.А. Бондарь, члены Смоленского областного краеведческого общества Д.А. Ивочкин (иеромонах Рафаил) и заслуженный работник культуры РФ Н.В. Деверилина, начальник районного отдела культуры В.А. Кирпичёва.
Л. А. Верховская, обращаясь к собравшимся людям, прежде всего к подрастающему поколению, «… призвала изучать историю своей семьи, своей родины, убеждая, что на этом пути много интересных и неожиданных открытий. Россия жива, благодаря заслугам наших предков, защищавших её от врагов, заботившихся о её процветании». [6]
Из статьи Светланы Ермаковой « Лобково и Буловицы выходят из забвения» газеты «Сельская новь»: «Когда я приезжаю сюда, где был отчий дом моих предков, сама природа русской глубинки наполняет радостью и силой, – поделилась своими впечатлениями Л.А. Верховская. – Помимо установки памятных знаков, я решила помочь возродить озеро в Буловицах. Для меня это святое место. Это небо, озеро, открывающийся простор – среда детства преподобного Зосимы – вселяют желание сохранять нашу Родину, нашу веру, жить по совести. Здесь начало жизненного пути и И.С. Повало-Швейковского (его мать – родная сестра Зосимы), давшего пример чувства ответственности за свою Родину. Хочу, чтобы место, где родились и выросли славные сыновья России, действенно проявившие любовь к своей Отчизне, было дорого для всех нас» (см. приложение 4).
После приветственных слов отец Николай по церковной традиции освятил памятные знаки и совершил заупокойную литию. Также отец Николай провел беседу с учащимися МБОУ Переснянской СШ (см. приложение 5).
Глава 4
Открытие и освящение часовни в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Летом 2018 года по инициативе Л. А. Верховской в деревне Лобково Починковского района Смоленской области около разрушенного храма Рождества Божией Матери построена небольшая часовня-памятник.
Что такое часовня? Обратимся к «Википедии». Часовня — небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где располагается алтарь.
В часовнях читаются молитвы и акафисты, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами и т. п. Литургия в часовне по общему правилу не совершается, но в особых случаях это допускается.
Православная часовня — обычно отдельно стоящее церковное здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах.
Особенность часовни: она связана не со всеми святыми и праздниками, как храм, а лишь с тем, которому посвящена.
Вблизи часовен необходимо соблюдать определённые нормы, правила поведения: нельзя ругаться, занимать часовенную землю, рубить деревья в ближайшем окружении, надо перекреститься на часовенный крест, когда идёшь мимо.
Интересна подготовительная работа к открытию часовни. Сооружение часовни проведено усилиями главы Администрации Переснянского сельского поселения А. И. Малашенковым, учителями и учащимися МБОУ Переснянской СШ на средства Верховских (см. приложение 6). Л.А.Верховская прислала эскиз часовни Анатолию Ивановичу. По замыслу Людмилы Александровны часовня должна была выглядеть немного по-другому. Людмила Александровна отметила в общении с Хакризоевым Дмитрием: «Вид часовни без дверей мы выбрали в Интернете. Прикрепляю ту картинку. Но мастера её несколько изменили. Однако, всё выполнено по канонам, совершенно правильно». (см.приложение 7)
Помогали строить часовню местные жители Биркая Тенгиз Владимирович и Джанет Тенгизович. А купол и металлические детали изготовил мастер из Починка – Олег Василевский. Он также в своё время изготовил Поклонный крест в Буловицах. И к кому бы ни обращался за помощью Анатолий Иванович, никто не отказывался помочь. А ведь учителя МБОУ Переснянской СШ ещё были в отпуске, а учащиеся – на каникулах.
Нас заинтересовала икона, которая находится на часовне. Выяснили, что передала эту икону Людмила Александровна из Москвы, а икона называется «Рождество Пресвятой Богородицы».
Как же выглядит эта икона? Как правило, на иконе «Рождества Пресвятой Богородицы» изображается сама дева Мария в виде совсем маленького младенца и Анна, которая возлежит на ложе. Также часто на одной и той же иконе располагается и второй сюжет, где Иоаким и Анна сидят близко друг к другу и держат на руках младенца – только родившуюся Божью матерь. Интересным аспектом практически на каждой иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» является соотношение размеров фигур. Анна и Иоаким практически всегда пишутся крупными, есть даже такие варианты, где Анна занимает большую часть полотна иконы. Так или иначе, этим фигурам дается больше всего пространства, и величина фигур подчеркивает значимость. Прислуга, которая купает родившуюся Марию и подносит Анне пищу, имеет средний размер. С другой стороны мы видим миниатюрную фигуру Марии, и такой вариант изображения не просто передает образ младенца. Также на символическом уровне указывается на одну из главных добродетелей Богоматери – смирение. Тут прослеживается и аналогия с иконами рождения Христа, где Спаситель тоже пишется небольшого размера.
Каково значение иконы «Рождества Пресвятой Богородицы»? Любопытным является факт того, о чём обращаются к иконе «Рождество Пресвятой Богородицы». Чаще всего молитвы перед ней возносят для того, чтобы вернуть отвернувшихся от веры или вразумить заблудшие души. [7]
26 сентября 2018 года состоялось торжественное событие на территории Переснянского сельского поселения: открытие и освящение часовни в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На открытии присутствовали жители деревень Денисово, Пересны, Лобково, преподаватели и учащиеся МБОУ Переснянской СШ. Приехали гости: Людмила Александровна Верховская, Евгения Викторовна Тихомирова, управляющая делами Администрации МО "Починковский район" Смоленской области Татьяна Викторовна Конопелькина, заслуженный работник культуры РФ, заместитель председателя Смоленского отделения Союза краеведов России Надежда Владимировна Деверилина, настоятель Храма Благовещения Пресвятой Богородицы протоиерей Николай Бондар. Протоиерей Николай Бондар провёл благодарственный молебен около часовни.
В своём трогательно-эмоциональном обращении к собравшимся людям Людмила Александровна отметила: «Такие места должны напоминать, что все ходим под Богом и будем перед ним отвечать за дела наши. За разрушенные храмы. За потерянные купели, в которых были наречены святыми православными именами. За то, что ходим по могилам предков. Чем больше будет мест, озарённых молитвами, тем плотнее будет защитный слой над нашей землёй». [8] (см. приложение 8)
Итак, освящение часовни состоялось. Наша красавица часовня видна издалека, ослепительно сияет новеньким жёлтеньким куполом. Часовня очаровывает: удачно вписалась в природный пейзаж. Деревья начали сбрасывать листву, но часовня великолепна на фоне засыпающей природы. Придёт весна, лето и краски придадут нашей часовне вдохновенный вид. Жители окрестных деревень рады, что их долгожданная мечта исполнилась: есть место, где можно произнести молитву, поставить свечи, побыть наедине со своими мыслями… Они выражают безмерную благодарность всем, кто принял участие в деле организации и строительстве часовни с пожеланиями здоровья на многие годы.
Заключение
В ходе исследовательской деятельности узнали об удивительном человеке – Людмиле Александровне Верховской. Свою жизнь после принятия монашеского пострига посвятила изучению жизни, служения и духовного наследия Преподобного Зосимы (Верховского).
Вклад Людмилы Александровны (монахини Зосимы) Верховской в культурное наследие Переснянского сельского поселения Починковского района Смоленской области огромен: установка Поклонного креста и возрождение озера в Буловицах, установка кенотафов и строительство часовни в деревне Лобково.
Трудовая и общественная деятельность Людмилы Александровны – это пример энтузиазма и самоотдачи. Её жизнь может служить примером для всех поколений, как должен служить своему Отечеству каждый из нас.
Для возрождения духовности, для возрождения исторической памяти необходимо, чтобы мы, подрастающее поколение, лучше знали историю своего народа. Бережно относились к вере своих предков.
Считаем, что культурное наследие Переснянского сельского поселения Починковского района, связанное с именами поместных дворян, нужно возрождать и сохранять для будущего. И тогда каждый человек будет гордиться своей страной, краем, поселением, никогда не прервётся связь поколений. А молодое поколение будет с гордостью произносить: «Я - гражданин России».
Список литературы
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Сладость для сердца
О чем поет Шотландская волынка?
Н. Гумилёв. Жираф
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея