Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы был детьми, нашими сверстниками. В годы войны в Лотошное были эвакуированы дети из блокадного Ленинграда. Был открыт детский дом.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства.
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_opalennoe_voynoy.doc | 62 КБ |
Областной конкурс
«Люби и знай родной свой край»
Номинация конкурса: Проза – сочинение
«История, легенды, предания родного края»
«Детство, опаленное войной»
Выполнил: ученица 8 класса
Дудка Наталья
Руководитель: учитель истории и обществознания
Пархоменко Людмила Валерьяновна.
МКОУ Лотошанская СОШ
с. Лотошное
Краснозерский район
Новосибирская область
(8-(383)-57-60-231)
2019г.
Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива,
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды,
На две жизни досталось.
(Р. Рождественский)
Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы был детьми, нашими сверстниками. В годы войны в Лотошное были эвакуированы дети из блокадного Ленинграда. Был открыт детский дом.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства.
Среди важных социально-политических проблем периода Великой Отечественной войны была забота государства о подрастающем поколении. Война прошла через судьбы каждой семьи, каждого советского человека. Фашизм ставил своей целью изменить политическую систему СССР, истребить десятки миллионов советских людей. Война, развязанная фашистской Германией, не только прервала мирный созидательный труд советский людей, она разрушила тысячи семей и причинила народу горе и страдания.
В годы войны фашисты не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей. Когда на поле боя гибнет солдат, жизнь его продолжается в его детях. Когда же истребляется семья, гибнут дети, то обрывается род навсегда и бесследно. Что ещё может быть трагичнее? Война особенно больно ранила сердца детей. В неимоверно тяжелых условиях оказались дети на оккупированных территориях, в районах боевых действий. Немало их погибло от рук фашистских палачей, от бомбардировок, тысячи детей остались инвалидами. По неполным данным за 4 военных года более 1 млн. детей потеряли родителей.
С первых дней Великой Отечественной войны проблема охраны жизни детей, обучения и воспитания приобрела особую остроту. Советское правительство разработало совместно с общественными организациями и осуществило программу действий, направленных на предотвращение роста детской беспризорности и безнадзорности, на создание необходимых условий для устройства, обучения и воспитания осиротевших детей. Весь комплекс проблем эвакуации, приема, устройства детей, потерявших родителей, получил государственно-правовую основу в ряде правительственных документов, важнейшим из которых было постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей».
Одной из составных частей программы спасения подрастающего поколения в годы войны была эвакуация детей из фронтовых и прифронтовых районов в тыл страны. Совет по эвакуации был создан на третий день войны.
В самые тяжелые годы начала Великой Отечественной войны многие дети потеряли своих родителей, и руководство страны приступило к созданию детских домов по всей стране.
Дети прибывали из Киева, Калинина, Смоленска, Ростова, Крыма, Днепропетровска, Орджоникидзе, Поволжья, Грозного, Ленинграда и других городов и населенных пунктов. В Новосибирскую область в сентябре 1941 года прибыло 1360 детей, в октябре поступило ещё 1495 детей. Дальше – больше, дети прибывали и в составе различных детских учреждений, и в составе семей, и индивидуально – всех их нужно было определить в детские дома.
Эвакуировались детские дома из занятых врагом областей. Всего на территории нашей области в военный период размещалось 75 детских домов с общим числом воспитанников в 11,5 тысяч человек. Половину их составляли детские дома, эвакуированные из блокадного Ленинграда. К ним сибиряки проявляли особое внимание: для их размещения выделялись лучшие помещения, срочно строились новые корпуса детских домов и интернатов. Новосибирские органы власти стремились облегчить положение детей-детдомовцев.
В годы Великой Отечественной войны наш район принял более 400 детей из Ленинграда, которых разместили в детские дома на территории нашего района, в том числе у нас в с. Лотошное. По воспоминаниям Прасковьи Михайловны Богатырёвой Лотошанский детский дом был создан в ноябре 1941 года.
Писать о детских домах трудно. Трудно представить себе, как вывозили из Ленинграда младенцев и ребятишек дошкольного возраста, как их везли за тысячи вёрст измождённых, испуганных, полуживых. Тяжело читать и рассказывать о тех обстоятельствах, при которых каждый конкретный ребёнок попал в детский дом. Обстоятельства эти всегда индивидуальны и всегда лежат в плоскости конкретной семьи!
В нашем селе было решено разместить детский дом численностью 102 человека в небольшом помещении. Читая воспоминания Прасковьи Михайловны Богатырёвой, я узнала, что было много ребятишек в возрасте от 5-ти лет и им нужна была материнская забота и ласка, а кругом были чужие люди. Трудно было детям приспосабливаться к новым условиям. Многие из них лишились не только дома, привычной обстановки, но и родителей: детей зачастую отправляли в эвакуацию вместе с детскими садами, школами. Кого-то война застала далеко от дома: на отдыхе в пионерском лагере или в санатории. Этим ребятам пришлось рано повзрослеть.
« Мне так хотелось, – писала Прасковья Михайловна – стать ближе этим детям». После подачи заявления в РОНО её, несмотря на преклонные годы, переводят воспитателем в детский дом в младшую группу. Дети быстро привязались к ней и звали, кто мамой, кто бабусей.
Директором Лотошанского детского дома был назначен Антон Гаврилович Варюта. Человеком он был добрым, но требовательным. Отец большого семейства, он и к своим ученикам относился по-отечески. Антон Гаврилович был членом Коммунистической партии, поэтому он никогда не выбирал место своей деятельности, работал там, куда пошлёт его партия. В самые трудные военные годы его назначили директором открывшегося в селе детского дома. Не хватало оборудования, одежды, еды для детей. Эту работу взвалил на свои плечи Антон Гаврилович Варюта.
Поддерживали директора и члены педагогического коллектива: Романок Анна Ивановна, Варюта Евдокия Моисеевна, Гришко Александра Яковлевна, Ставицкая Ксения Ефимовна и др. Они делали всё, чтобы дети были не только сыты и одеты, но и не чувствовали себя не обделёнными вниманием и родительской любовью.
Много потребовалось времени для приведения помещения в порядок. Вместо коек - топчаны. Достали из Новосибирска постельные принадлежности, верхнюю одежду, бельё.
В комнате тесно. Топчаны стояли сплошь. Для малышей из колхозов привезли кроватки с боковыми решёточками, отмыли. Прошло немного времени. И ужас! В кроватках кишат клопы. Пришлось выносить все кровати и топчаны на улицу и обдавать кипятком. Но разве эту нечисть кипятком уничтожишь!
Особенно плохо было с обувью. Привезли брезентовые полуботинки большого размера, и мальчики шлёпали в них, как на лыжах. Из решения Веселовского районного совета депутатов трудящихся мы узнали, что совет депутатов просит областной отдел Народного образования оказать необходимую помощь в приобретении обуви и одежды для Лотошанского детского дома.
Прасковья Михайловна Богатырёва вспоминает: «Трудно переживали военные годы колхозники, ещё труднее было эвакуированным. Вот идёт по улице беженка из Ленинграда, закутавшись в ряднушку, подаренную ей колхозницей. Кое – кто из жителей давал кусок чёрного хлеба. Кое – как она жила подачками. У неё был сын Игорёк школьного возраста. Он бегал возле больницы в грязной майке, оборванный, доедал то, что оставалось от больных. Договорились с матерью, записали Игорька в местный детский дом. А её, грамотную и образованную, приняли в нашу больницу санитаркой. И хотя детский дом был переполнен – 102 человека, но его приняли и, как бездомного щенка, обогрели, накормили, подстригли, отмыли, одели и поместили в ту среду, обитателей которой и тогда, и до сих пор называют словом «детдомовец»»
С наступление зимы начались проблемы, так как помещение не было приспособлено к зиме: рамы одинарные и стекол нет. Окна забивали жердями, оставляя верхние стёкла, а внутри замазывали глиной и белили.
Веселовский районный совет депутатов трудящихся решает отремонтировать помещение детского дома и заготовить дрова на зимний период в количестве 400 кубометров. Председателю райсполкома тов. Чуканову было поручено выделить стекло для окон детского дома и выделить одну разъездную лошадь для заготовки дров. Кроме дров, в детском доме не хватало кадров 2-х воспитателей и 1-й пионервожатой.
Несмотря на тяжелые условия жизни в военное время, дети оставались детьми. В нашем школьном музее сохранились воспоминания Прасковьи Михайловны о детском доме. В них она пишет о том, сколько сил отдавали воспитатели на то, что бы дети не чувствовали себя обделёнными лаской и вниманием. Вот, что написано в воспоминаниях: « Быстро роднились дети с коллективом детдома. Идёшь на дежурство, а детвора бегут навстречу, встречают: « Мама, мама! И так радостно на сердце…»
Известен такой случай. Наступала зима 1946 года и директор посылает хозяйственника, бухгалтера и пионервожатую в город Новосибирск за одеждой, хозяйственными товарами. В городе получили два тюка нужной одежды, тридцать килограмм мыла и, нагрузив всё это на себя, отправились обратно. Дорогою на вокзал девушка-воспитатель упала, с трудом поднялась и кое-как добралась до вокзала. Погрузились в вагон, доехали до станции Карачи. На станции вагон загнали в тупик, и целую неделю голодные и в холоде они стояли в тупике. Добрались до Карасука и тут долго сидели, пока не нашли попутный трактор на Лотошное. И на санях, прикреплённых к трактору доехали домой очень измученные.
Война уже закончилась, но в 1946 году 7 января на заседании Веселовского Совета депутатов трудящихся Новосибирской области было принято решение о расширении детского дома до 110-115 человек, для размещения использовать Лотошанский сельский совет. Директору детского дома Варюта Антону Гавриловичу и заведующей РОНО Шишовой не позднее 20 января пересмотреть состав – сирот, находящихся в Лотошанском детском доме и переростков, передать на патронат в колхозы и имеющихся у сирот родственников. Поместить в детский дом в первую очередь детей, чьи отцы воюют на фронтах Великой Отечественной войны. Оборудовать бывшее помещение Лотошанского сельского совета. Директору Райпромкомбината тов. Фролову к 20 января изготовить для детского дома кроватей /топчанов/ 30 штук и тумбочек 15 штук. А Облисполком дополнительно выделил постельные принадлежности, бельё, одежду, обувь и головные уборы 30 комплектов. К сожалению, и после войны положение воспитанников в ряде детских домов было очень тяжелым. Несмотря на все трудности и сложности военного времени, жизнь в детском доме была подчинена строгому распорядку. Большое внимание уделялось трудовому воспитанию. Для этого было принято решение выделить Лотошанскому детскому дому из земель колхоза «Прогресс» 77 гектаров земли.
Нам, современным школьникам трудно представить, как много приходилось работать нашим сверстникам в военные и послевоенные годы. Летом во время каникул, все, кто постарше, вместе с воспитателями, пропалывали всходы пшеницы, ряды которых казались бесконечными. Помогали обмазывать глиной животноводческие помещения. Кто-то из взрослых на быке месил глину с соломой, мальчишки посильнее носили глину вилами, а девочки вместе с женщинами мазали стены. Это была тяжёлая работа. Практически непосильная для детей, но её нужно было сделать, чтобы подготовить ферму к зиме. На полеводческих бригадах складывали сено в копны, осенью убирали картошку порой до самой поздней осени, дуя на замерзшие пальцы. Когда уборку заканчивали, шли в школу, а там было интересно: уроки, спортивные занятия, библиотека.
Коллектив детей был очень дружный: «Если кто-нибудь заболевал, медсестра, эвакуированная в Лотошное из Ленинграда, уводила его в больницу. А здоровые дети заботились о больных товарищах. «Няня, мы унесём Мише сладкого киселя? – спрашивали дети и с разрешения директора, всегда носили сладкие блюда товарищам в больницу».
Лето - самая удивительная пора для детей. Летом было хорошо! Дети любили ходить в походы, маршировать под музыку, петь под гитару:
« Советская армия - сторож страны
Наша страна не хочет войны!...»
Очень популярен был кружок « Умелые руки», где мальчишки учились мастерить из имеющегося подручного материала, а девочки учились рукоделию. До сих пор местное взрослое поколение помнит, как восхищались и завидовали ребятам-детдомовцам, которые строили модели, клеили и запускали воздушных змеев.
В детском доме был организован шумовой оркестр. Играя на гитаре, балалайке, баночках, ложках, деревяшках, цимбалах дети с увлечением исполняли польку, вальс. После ужина дети любили собираться в спальне тесным кружком и слушали рассказы о Павлике Морозове, Чапаеве, сказки, тихо пели под гитару песни «О Зое Космодемьянской», «Мы кузнецы и дух наш молод».
А как любила местная публика выступления детей детского дома! Колхозный клуб был всегда переполнен. Некоторых артистов няням приходилось нести на руках. « Артистов несут!» - шумела публика. Дети ставили сценки, читали стихи, танцевали. А ведь подготовить танцоров и артистов к выходу на сцену стоило большого труда и хлопот, нужны были костюмы. Когда дети выходили красиво одетые под звуки аккордеона, делали пирамиды или танцевали, зал не мог равнодушно смотреть на эти оживлённые личики, радостно улыбающиеся, светлые и добрые. Известны фамилии некоторых отличившихся артистов: Сергиенко Шурик, Петров Павлик, сёстры Демченко. Выступление сестер перед колхозниками всегда вызывало слёзы у слушателей. Когда приехал демобилизованный с фронта отец девочек, весь детский дом заволновался, зашумел, как пчёлы в улье. Воспитатели и весь персонал детского дома плакали, прощаясь с этими милыми, ласковыми, всеми любимыми певуньями. И долго ещё толпа детей стояла у изгороди, взглядом провожая сестёр Демченко.
Самым интересным и долгожданным праздником был Новый год. Как радовались дети тем скудным подаркам: пряникам, кусочкам сахара, сухарям. Порой и ёлки не было, тогда вместо ёлки наряжали самодельными игрушками осину или берёзу. И у детей был праздник.
Постепенно детский дом богател. Актив Веселовского района были частыми гостями в детском доме, они дарили детям книги и фонд библиотеки рос. Часто посещал детский дом и секретарь Райкома Носков П.Л. и другие. Они тоже приезжали с подарками. В детском доме появились радиоприёмник, патефон. Девочки стали надевать красивые летние платья, а мальчики - суконные костюмы. Артисты выходили на сцену в бархатных костюмах.
Просуществовал Лотошанский детский дом до 1954 года. Дети постепенно разъезжались: кто- то уезжали к родным, кого- то увозили после окончания 6-7 классов в город Новосибирск, где они продолжали учиться в ремесленных школах, ФЗУ - это такие воспитанники: Крат Иван, Тарасов Василий, Лытко Валентина, Огурцов Дмитрий, Дмитриева Екатерина, Курганкина Александра, Попырин Иван. В школьном музее хранится письмо, которые пришло в 1951 году от воспитанника детского дома Огурцова Ивана Прасковье Михайловне.
Детский дом в военное время имел огромное значение в жизни детей. Воспитатели помогали справиться с невзгодами военного времени. Дети в данный период времени взрослели раньше как физически, так и нравственно. Им были присущи такие качества, как чувство долга перед Родиной, семьей, ответственность за свои поступки. Военное время приучило их к дисциплине в труде и в личной жизни. Но сейчас, когда в стране мир, достаток, я считаю, нет места детским домам. Ни один, даже самый богатый, самый красивый детский дом, не заменит тепло родных людей, их заботу, любовь.
Необходимо сохранять истории «малой» Родины и передавать ее грядущим поколениям. Память должна связать воедино «век нынешний» и «век минувший». Ведь память – это залог продолжения жизни.
Список литературы
1. Материалы историко-краеведческого музея
2. Журнал «Вестник Томского Государственного Педагогического Университета» № 13 стр.46-51
3. Архивные материалы: фонд № 2 опись № 1,дело №1, дело № 2, дело № 3, № 4, №5, № 9, № 13.
4. « Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» (альманах Земляки), Новосибирск, 2013 г.-196с.
5. История села Лотошное в изложении П.М. Богатыревой № 146
Зимний дуб
Злая мать и добрая тётя
Рисуем весеннюю вербу гуашью
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Почему Уран и Нептун разного цвета