Исследовательская работа на тему: Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев по произведению Ваалентина Распутина "Уроки французского".
Автор работы размышляет о поступках героев на страницах рассказа В. распутина и попытается ответить на главный вопрос: Была ли права учительница, играя с учеником в азартную игру.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по финансовой грамотности | 36.8 КБ |
Межрегиональный конкурс исследовательских и творческих работ школьников
«Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев»
Номинация: «Исследовательская работа»
Цель оправдывает средства?
По произведению Валентина Распутина «Уроки французского»
Коробова Анна Игоревна
ученица 7 «А» класса
МБОУ СОШ № 6
города Амурска
Научный руководитель: Свирина Юлия Анатольевна,
учитель математики и информатики
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Основная часть………………………………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………………..…8
Список используемых источников…………………………………………………9
Введение
«Ваше благополучие
зависит от ваших
собственных решений».
Джон Рокфеллер
В исследовательской работе мы попытаемся поразмышлять о поступках героев на страницах рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Прочтение книги задало много вопросов. Например, как мать отпустила маленького сына в чужой город одного? Что значит на ужин только кипяток? Как это, ребенку одиннадцати лет самому искать деньги на пропитание? И так далее, и тому подобное. Но главный вопрос, который не дает покоя – почему умная добрая учительница не нашла другого выхода, как играть с учеником на деньги?
Гипотеза: азартные игры не могут привести к чему-то хорошему.
Цель исследования: выяснить, права ли была учительница, играя с учеником в азартную игру?
Исходя из этой цели, нами были поставлены следующие задачи:
Объект исследования: поступок главного героя рассказа.
Предмет исследования: возможные последствия поступка.
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время все хотят получать легкие деньги. Играя в лотерею или делая ставки на чем угодно, можно получить быстрые деньги, не прилагая усилий, а лишь довериться воле случая. А можно попасть в зависимость или все потерять.
Методы исследования:
- анализ;
- сопоставление;
- сравнение;
- обобщение.
Основная часть
События рассказа переносят нас в тяжелый послевоенный 1948 год. Главный герой – мальчик одиннадцати лет, которого мать отправляет учиться в другой город, где пятиклассник вынужден жить один у знакомой тети Нади.
Автор рассказа ведет повествование от лица мальчика и с самого начала подводит нас к ситуации, которая на первый взгляд считается безвыходной: «Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она (мать), видно, рассудила, что хуже уже не будет». За первый месяц учебы мальчишка сильно похудел. Как пишет автор: «…еще я постоянно недоедал. Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу. Привезут — кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал— я не знал».
Неудача постигла главного героя и в рыбалке: «Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков — от такой рыбалки тоже не раздобреешь. Больше не ходил — что зря время переводить!»
Доходило даже до того, что совсем нечего было есть: «…у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать…».
Голод, отсутствие денег подтолкнули ребенка играть в «чику», этой игрой на деньги промышляли местные мальчишки. И чтобы хоть что-то выигрывать, главный герой оттачивает свое мастерство. В рассказе про это говорится так: «По вечерам, когда все расходились, я снова возвращался сюда, доставал из-под камня спрятанную Вадиком шайбу, выгребал из кармана свою мелочь и бросал, пока не темнело. Я добился того, что из десяти бросков три или четыре угадывали точно на деньги». Теперь у главного героя появились деньги. «…Я стал выигрывать постоянно, каждый день. Конечно, я рисковал, но при моей сноровке это был оправданный риск». Такая игра совсем не нравилась «главному» семикласснику, за что удачливого игрока избили и выгнали.
Таким образом, мы видим, что игра не принесла пятикласснику пользы, и удача была временным явлением.
Конечно же добрая и проницательная учительница французского языка не оставила без внимания тот факт, что мальчишка был избит. Она выяснила причину азартных игр и захотела помочь своему ученику: «… вдруг решила, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру (якобы заниматься французским)... Я шел туда как на пытку. И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать». Ребенок никак не мог принять помощь своей учительницы: «… я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет!».
Тогда учительница придумала послать посылку с продуктами, причем без подписи от кого. Но пятиклассник быстро догадался и не принял подношение: «Это не мать: она бы и записку не забыла вложить, рассказала бы, откуда, с каких приисков взялось такое богатство».
Исчерпав все усилия, Лидия Михайловна предложила сыграть в игру ее детства с монетами «пристенок». Игра заладилась: «И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко…».
Однажды во время игры раздался гневный голос директора, он жил во второй половине дома: «— Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…». Учительницу уволили, и она уехала из города.
Таким образом, мы снова находим подтверждение, что игра никого не сделала счастливым.
Игры на деньги подразделяются на две категории азартные и коммерческие. Оказывается, азартная игра — это такая игра, где проигрыш или выигрыш в большей степени определяется не мастерством игрока, а случаем. То есть в азартной игре исход игры в большинстве случаев зависит от фортуны, повезло – не повезло, а не от мастерства играющих. «Как фишка ляжет», — говорят в блатном жаргоне. А вот коммерческая игра — игра сугубо на денежную ставку. То есть коммерческая игра — такая игра, где выигрыш, или исход игры в большей степени зависит именно от мастерства играющих, а не от случая. Это и русский преферанс, и покер, и многие другие.
Без всякого сомнения, игры с монетами, описанные в рассказе Распутина относятся к азартным. В игре с монетами надо учитывать много обстоятельств: от формы ребра и большей или меньшей выпуклости изображений на сторонах до эластичности и коэффициента трения поверхности, на которую падает монета, или точного направления, в котором она закручивается, а еще удар монеты о поверхность, сопротивление воздуха и еще масса тонкостей. Как мы видим одного мастерства не достаточно для выигрыша. Герою рассказа «Уроки французского» приходилось много усилий тратить на выигрыш: «Я мог проиграть три, четыре раза подряд, зато на пятый, забрав кассу, возвращал свой проигрыш втройне. Снова проигрывал и снова возвращал. Мне редко приходилось стучать шайбой по монетам, но и тут я пользовался своим приемом: если Вадик бил с накатом на себя, я, наоборот, тюкал от себя — так было непривычно, но так шайба придерживала монету, не давала ей вертеться и, отходя, переворачивала вслед за собой».
«Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю», оставшись играть дальше, мальчик мог все проиграть и остаться голодным. Не по годам трезвый ум и рассудительность помогали ребенку хоть как-то выживать…
Мальчика одиннадцати лет в силу своей неопытности, одиночества, безграмотности в финансовых вопросах оправдать можно. Он оказался в безвыходном положении, в отчаянии.
На наш взгляд в рассказе очень неожиданный финал. Удивляет тот факт, что взрослый человек, педагог, авторитет играет с ребенком на деньги. Тогда напрашивается вопрос: а был ли у учительницы другой выход из ситуации, как можно было помочь ребенку?
Почему педагог, взрослый человек поступает так легкомысленно и неосмотрительно. Она себя оправдывает такими словами: «— А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала, да за стенкой живет Василий Андреевич. Он очень серьезный человек. Ни в коем случае нельзя, чтобы он узнал, что мы играем в «замеряшки».
Лидия Михайловна понимает всю серьезность ситуации. Однако подвергает не только себя опасности, но и ученика. А если бы ребенка исключили из школы? Он очень ответственно относился к учебе: «Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось?— затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки». Мальчик понимал, что он в семье единственная надежда. «…Мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый». Про него в деревне говорили: «— Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет».
Лидия Михайловна показала ребенку способ «заработка» легких денег. Легкие деньги – это капитал, полученный, на первый взгляд, без приложения особых усилий. В основном, для получения «легких» денег нужны определенные финансовые знания, часто очень сложные для восприятия. Иногда причиной получения легкого капитала является везение, чаще всего – умение быстро ориентироваться в сложной ситуации. Везение – это случай более редкий, но он является традиционной основой получения легких денег. Сюда относятся выигрыши в казино и получение наследства. Крупнейшие финансисты говорят, что большинство людей, получивших легкие деньги в форме удачной лотереи или наследства, через несколько лет возвращается к своему прежнему состоянию, потому что, разбогатев внешне, внутреннее они остались бедными людьми. Мальчик получил добро от авторитетного педагога на такой вид заработка: «Господи, что творится на белом свете! Давно ли я до смерти боялся, что Лидия Михайловна за игру на деньги потащит меня к директору, а теперь она просит, чтобы я не выдавал ее. Светопреставление — не иначе. Я озирался, неизвестно чего пугаясь, и растерянно хлопал глазами».
Итак, мы доказали, что учительница была не права, играя с учеником в азартную игру. Она не должна была так поступать.
Какую альтернативу можно было найти игре на деньги?
Во-первых, придумать игру, в которой необходимо было бы прикладывать умственные способности и «платить» за нее продуктами или едой.
Во-вторых, попросить о помощи по дому или в школе и кормить за это ребенка.
В-третьих, натолкнуть на мысль помогать тете Наде в огороде или по хозяйству.
В-четвертых, заработать трудом у продавщиц на рынке.
Наконец, объяснить и убедить, что помощь от взрослого человека принимать не стыдно, что когда от него потребуется помощь учительница тоже ее примет.
Заключение
Азартные игры - очень легкий и популярный вид заработка. Это – казино, автоматы, ставки на лошадей (спорт и т.п.). Причем деньги можно получить максимально быстро, не прилагая особых усилий. Чаще человек попадает в тяжелую зависимость, особенно почувствовав легкую победу. Он находится в постоянном поиске денег, чтобы играя, заработать в разы больше. Человек привыкает к выигрышу, а когда легкие деньги недоступны, то человек может перейти к мошенничеству и воровству.
В современном мире легкими и быстрыми деньгами считаются лотереи. Но нам не знакомы люди, выигравшие хоть что-нибудь. По данным из статьи «Российский лотерейный рынок в 2016 году, итоги года» в России за последние четыре года продажа лотерейных билетов выросла почти в два раза. Если 2016 году количество проданных лотерейных билетов составило около 40 млн. штук, а средняя стоимость одного билета порядка 100 руб., то не сложно сосчитать какие деньги люди тратят на покупку лотерейных билетов, это около 4 млрд. руб. Выигрыш от которых составляет всего лишь около 10 млн. руб. Таким образом, каждый пятый билет приносит примерно 166 руб. призовых.
Таким образом, мы пришли к выводу, что азартные игры не могут привести к чему-то хорошему. Наша гипотеза подтвердилась.
Даже если бы у рассказа был другой финал, и директор бы не узнал об игре учительницы с учеником, то у ребенка все равно формировалось бы неправильное представление о заработке. С детства необходимо прививать людям чувство ответственности и долга за свое финансовое благополучие. Нельзя надеяться на чудо, легкие деньги. Нужно учиться зарабатывать деньги, и умело ими распоряжаться. Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что для себя мы сделали определенные выводы. Как бы ни хотелось легких денег, мы не станем рисковать и ввязываться в различные «авантюры». Бесплатный сыр только в мышеловке. И цель не оправдывает средства.
Список используемых источников
Ледяная внучка
Для чего нужна астрономия?
Свадьба в Малиновке
Лиса Лариска и белка Ленка
Астрономический календарь. Март, 2019