Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.
Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.
Поэтому мы решили привлечь внимание окружающих к данной проблеме. Для этого мы создали свой проект «Давайте говорить правильно».
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_davayte_govorit_pravilno.docx | 22.27 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Социально-ориентированный учебный проект
«Давайте говорить правильно»
Автор: Кокшарова Светлана Андреевна,
учащаяся 4 класса
МОУ «Седановская СОШ»
Руководитель: Прокопенко Лариса Геннадьевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОУ «Седановская СОШ»
Усть-Илимский район
2015 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………1
Заключение…………………………………………………………………………………………4
Список использованной литературы
Введение
Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.
Очень часто можно услышать:
– ЖАлюзи, а правильный вариант жалюзИ!
– ЗвОнит, а правильно звонИт!
– С тортОм, а правильно с тОртом!
Также много ошибок допускается в произношении глаголов женского рода прошедшего времени: догнАла, прогнАла, убрАла. Все это неверные варианты.
Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.
Поэтому мы решили привлечь внимание окружающих к данной проблеме. Для этого мы создали свой проект «Давайте говорить правильно».
Проблема: акцентологические нормы (нормы ударения) литературного языка нарушаются большинством учащихся из-за их незнания, и потому, что школа и семья не придают должного значения правильности произношения слов.
Цель исследования: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.
Объект исследования: культура речи учащихся школы, членов их семей, взрослого населения поселка
Предмет исследования: правильность произношения слов, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы.
Гипотеза исследования: уровень культуры речи учащихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования орфоэпическим словарём.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы и тест-опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются акцентологические нормы.
2. Определить пути повышения культуры речи.
3. Способствовать активному включению в изучение норм литературного языка.
4. Создать индивидуальные памятки «Мой акцентологический минимум».
Этапы работы над проектом
1. Изучение литературы по данной проблеме.
2. Наблюдение за разговорной речью среди одноклассников, взрослых, в семье. Выявление слов с типичными ошибками.
3. Составление карточек со словами для тест-опроса, распределение их по группам (части речи).
4. Социальное исследование (тест-опросы среди учащихся школы, знакомых, в семье).
5. Обобщение исследований.
6. Составление памятки «Акцентологический минимум», проведение акции «Говори правильно!».
7. Презентация. Защита проекта.
I. Изучение литературы по данной теме. Специфика русского ударения.
Работу над проектом мы начали с того, что изучали и собирали нужный материал по теме. Познакомились глубже со спецификой русского ударения. Этот материал мы пометили в первой главе.
Акцентология – раздел науки о языке, изучающий природу, особенности и функции ударения.
Ударение – своеобразный фонетический «паспорт» слова. Часто достаточно изменить ударение в хорошо известном слове, чтобы оно стало неузнаваемым.
Специфика русского ударения
-равноместность (может быть на любом слоге в слове (кУхонный, экспЕртный, проходнОй)
-подвижность (может менять свое место в разных формах одного слова (начАть, нАчал, началА, нАчало)
-ударение может меняться с течением времени. Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильно считается произношение таких вариантов как твОрог и творОг, бАржа и баржА;
-постановка ударения может зависеть от значения слова:
забронИровать место в гостинице и забронировАть новое оружие;
привОд в милицию и прИвод в механизме;
осенняя сырость и мокротА и кашель с мокрОтой;
языковОй барьер и языкОвая колбаса;
занятОй человек и зАнятое место;
- в русском языке не принято ставить знак ударения над буквой Ё, так как она всегда ударная. Исключением являются заимствованные слова и сложные, составные слова (например, трёхъЯрусный);
II. Социологическое исследование
2.1 Констатирующий эксперимент
Следующим этапом нашей работы стало наблюдение за речью среди одноклассников, взрослых, в семье. В этот же период мы готовились к олимпиаде по русскому языку среди учеников начальных классов, активно изучая и отрабатывая нормы произношения слов. Эта работа нам тоже помогла выявить слова, в которых наиболее часто допускаются ошибки в ударениях.
После этого мы смогли легко составить таблицу со словами, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы. Данные слова мы для удобства распределили на 3 группы по частям речи (имена существительные, прилагательные, глаголы)
Имена существительные | Имена прилагательные | глаголы |
Банты, шарфы, склады, форзац, обеспечение, танцовщица, сироты, договор, каталог, квартал, в туфлях, с тортом, свекла, жалюзи, водопровод, мусоропровод | Сливовый, оптовый, украинский, кухонный, новорожденный, экспертный | Начался, облегчит, вручит, включит, насорит, баловаться, кашлянуть, отдала, прогнала, ворвалась, дождалась, включишь, откупорить |
На этом этапе работы проводили социальное исследование среди учащихся нашей школы, в семье, среди друзей и взрослых. Мы раздавали карточки и предлагали проставить в словах ударение. Исследование показало очень низкий уровень знаний акцентологических норм в предложенных вариантах слов. Также исследования показали, что достаточно много ошибок допускают и взрослые. Мы выявили слова-лидеры по ошибкам в каждой группе слов (диаграммы)
2.2 Пути повышения уровня речевой культуры
Школьная акция «Давайте говорить правильно»
Обобщив полученные результаты, мы стали внедрять различными способами правильные варианты слов. Для этого каждый учащийся нашего класса приготовил рекламный плакат с правильным вариантом слов (см. фото 1)
Эти рекламные плакаты мы развесили в начальной школе. Для старшеклассников мы составили словарь и развесили в коридоре школы. На данную акцию у учащихся нашей школы была очень бурная реакция. Плакаты читали, обсуждали. Мы думаем, что старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ, наши плакаты пригодятся.
Составление памятки «Мой акцентологический минимум»
На основе наиболее частых ошибок, встречавшихся при произношении слов в нашем исследовании, мы составили памятку «Мой акцентологический минимум». Данные памятки мы дарили ребятам, своим знакомым, родственникам. Получалось так, что окружающие заинтересовались, а главное включились в процесс изучения акцентологических норм (таблица 2)
Имена существительные | Имена прилагательные | глаголы |
бАнты, шАрфы, склАды, фОрзац, обеспЕчение, танцОвщица, сирОты, договОр, каталОг, квартАл, в тУфлях, с тОртом, свЁкла, жалюзИ, водопровОд, мусоропровОд | СлИвовый, оптОвый, украИнский, кУхонный, новорождЁнный, экспЕртный | НачалсЯ, облегчИт, вручИт, включИт, насорИт, баловАться, кАшлянуть, отдалА, прогналА, ворвалАсь, дождалАсь, включИшь, откУпорить |
Заключение
В результате проведения исследования, проанализировав типичные ошибки, были выявлены слова, в которых больше всего нарушаются акцентологические нормы.
Нарушение норм литературного языка – одна из проблем разговорной речи. Часто неправильно произнесенные слова в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.
В процессе работы над проектом мы попытались повысить уровень культуры нашей речи и речи окружающих нас людей, изучая акцентологические нормы. У учащихся появилось желание контролировать правильность произношения слов, соблюдая акцентологические нормы.
В случае трудностей при постановке ударения в слове лучше обращаться к словарям русского языка с орфоэпическими нормами и составлять свой индивидуальный акцентологический минимум.
Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека.
Следует не допускать ошибок в произношении и активно изучать нормы литературного языка.
Список использованной литературы
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Стеклянный Человечек
Груз обид
Этот древний-древний-древний мир!
"Портрет". Н.В. Гоголь