Куда уходит живое общение со сверстниками? Дворовые игры? Ну разве у наших родителей в свое время был такой досуг? НЕТ! Папа и мама, говорят, что у них в детстве ни компьютера, ни Винкс и Барби, ни радиоуправляемых вертолетов не было, а любимой передачей была программа «В гостях у сказки». Своё свободное время они проводили с друзьями, играли в коллективные подвижные игры. Целью исследовательской работы является изучение игр, в которые играли наши родители с целью их возрождения, как формы организации досуга наших сверстников.
Вложение | Размер |
---|---|
igry_nashego_dvora.docx | 30.89 КБ |
Содержание
Введение………………………………………………………………….……….3
Глава I Исследование проблемы
Глава II Игра в жизни человека
2.1 Что такое игра? .................................................................................................9
2.2 История игры………………………………………………………………….9
2.3 Виды игры……………………………………………………………………11
Глава III Заключение…………………………………………….12
Список использованных источников информации…………………..……... ..13
Приложения
Введение
Детям всегда интересно слушать рассказы своих родителей, бабушек и дедушек о том периоде, когда они были детьми, как они весело проводили свободное время с друзьями на улице, играли в коллективные подвижные игры.
Мы, современные дети, чаще всего, всё свободное время проводим перед экранами телевизоров, играем в стрелялки на компьютере или «Злобных птичек» на планшете, а в подвижные коллективные игры - только на уроках физкультуры, редко – с друзьями на улице.
Куда уходит живое общение со сверстниками? Дворовые игры? Ну разве у наших родителей в свое время был такой досуг? НЕТ! Папа и мама, говорят, что у них в детстве ни компьютера, ни Винкс и Барби, ни радиоуправляемых вертолетов не было, а любимой передачей была программа «В гостях у сказки». Зато у них был двор, откуда их было не дозваться. Все свободное время они играли с друзьями, а то и всей улицей.
И нам стало интересно, какие дворовые игры являлись наиболее популярными в детстве наших родителей? Почему сейчас наше поколение мало играет на улице с друзьями? Будут ли интересны нам игры наших родителей?
Целью нашей исследовательской работы является изучение игр, в которые играли наши родители с целью их возрождения, как формы организации досуга наших сверстников.
Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
Гипотеза исследования – если мы изучим и возродим подвижные игры наших родителей, то это будет интересная форма проведения досуга.
Объектом исследования являются игры наших родителей.
Предмет исследования – содержание игр, в которые играли наши мамы и папы.
Методы исследования –
Актуальность исследования игр наших родителей велика, так как на земле нет ни одного человека, который не любил бы играть. Игра учит нас не сдаваться, не скисать от неудач, помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально, помогают правильно организовать наш досуг. Наши наработки могут быть использованы на уроках физической культуры, на переменах и во внеклассной деятельности.
Мы изучили необходимую информацию в книгах и сети интернет, проинтервьюировали и анкетировали своих пап, мам и вот, что узнали.
Глава I Игра в жизни человека
Весёлые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек Кто их придумал? Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».
О том, что игра — нечто большее, чем пустое занятие от скуки, свидетельствует ее богатая и древняя история.
1.2 История игры
Народные игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие традиции. В игре происходило закалка будущего характера, так ребенок учился преодолевать боль, сохранять спокойствие в чрезвычайных обстоятельствах, учился прощать обиды и уважать соперника. К тому же игра развивала физическую силу, ловкость, находчивость, а так же умение петь и плясать, рассказывать сказки, подражать пению птиц и повадкам животных. Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.
Подвижные игры возникли еще у первобытных людей (6-8 век). Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность). Наиболее элементарные игры зародились еще в древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба - возня).
Среди археологических находок, характеризующих быт и культуру русского средневековья, встречаются предметы, свидетельствующие о существовании разных игр. К ним относятся разнообразного вида шашки из кости и других материалов, костяные и деревянные шахматные фигуры, доски с расчерченным игровым полем для игры «Мельница», кожаные мячи.
В пирамиде Хеопса обнаружена глиняная табличка, где изложен миф, связывающий происхождение календаря именно с игрой. Египетские боги играли в кости. Ставкой в игре служили лунный свет и дни календаря, благодаря чему к году добавилось еще пять дней.
Китайцы для воплощения изощренности восточного ума — игра "вэй-чи", в которой участвуют сотни фигур. Знаменитый император Яо придумал ее, чтобы отточить ум и полководческие таланты своего сына.
В греческой мифологии существует предание о возникновении азартных игр. Покровительница азартных игр, родилась у богини судьбы Тихо и бога Зевса. Она придумывала различные игры, где исход решал только случай. Она находила удовольствие в наблюдении за тем, как возникали распри между игроками. Отчаяние проигравших, приводило ее в восторг.
В развалинах Помпеи из пепла были извлечены игральные кости и доски для игры в нарды и шашки.
Вместе с тем игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городки», «Казаки-разбойники»).
Многие игры воспроизводили в игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли…», «Лён», «Капуста»).
Известный русский исследователь народных игр 19 века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям. У римлян «игра» означало радость, веселье. У немцев слово «игра» означало легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.
Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».
В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!
В языке любого народа можно отыскать образные выражения, связанные именно с игрой:
Во всех этих случаях слово "игра" обозначает легкость, непринужденность, живость, каприз и некоторую несерьезность. Однако неверным было бы считать игру всего лишь пустым развлечением, занятием только для детей и бездельников.
Наших родителей специально игре никто не учил. Они, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.
1.3 Виды игры
У русских детей были самые разные игры: пальчиковые, состязательные, драматические и хороводные. Пальчиковые игры предназначались самым маленьким: в основе лежало движение пальцев ребенка, при этом читались короткие стихи.
Состязательные игры – это подвижные игры, цель которых – добиться превосходства над остальными, показать свою силу, ловкость, находчивость.
Драматические – это целые пьесы, диалоги, а хороводные сопровождались плясками, песнями, пантомимой.
Большую часть времени дети проводили на улице. Поэтому уличных игр известно гораздо больше. Лишь в суровые зимние морозы они сидели дома, и тогда наступало время играть в игрушки. В уличных играх всегда участвовало много детей – поэтому они были, как правило, массовые.
Командные игры преобладали среди мальчиков, и, разумеется, «военным» играм оказывалось предпочтение. Такая известная игра, как «Казаки-разбойники», тоже относилось к разряду военных.
Из спортивных игр дети предпочитали игры, где основными элементами были бег и прыжки. Скакалку заменяла и простая веревка. Широко распространены были игры с обручами.
Самыми распространенными подвижными играми (60-80 годы) среди детей 7-10 лет (по результатам интервьюирования и анкетирования родителей) были: «Казаки-разбойники», «Лапта», «Горелки», «Городки», «Волк во рву», «Царь горы» и «Жмурки». Очень жаль, но некоторые игры были со временем забыты.
Глава II Исследование проблемы
1.1 Анализ анкетирования среди сверстников, как они проводят свой досуг
Перед тем, как начать исследование я провела анкетирование среди сверстников, чтобы выяснить как они проводят свой досуг. Учащимся было предложено три вопроса:
На вопрос: Как ты обычно проводишь свободное время? Среди опрошенных:
20% - гуляю на улице;
42% - играю в компьютер;
54% - смотрю телевизор (телепередачи, фильмы, мультфильмы, видеофильмы);
7% - читаю книги;
7% - слушаю музыку;
На вопрос: Какие игры ты предпочитаешь? Я получили такие ответы:
56% опрошенных не знают никаких подвижных игр, кроме тех, в которые играли на уроке физкультуры;
100% предпочитают компьютерные игры,
20% – настольные;
20% - редко играют в подвижные и спортивные игры на улице.
20% - бытовые игры (семья, школа)
На вопрос: Как часто и долго ты играешь в компьютер? Среди опрошенных:
10% - каждый день по 2 часа;
5% - 1 раз в неделю по 2 часа;
5% - каждый день по 30 минут;
15% - выходные дни по 3 часа;
65% - каждый день, не ограничивая себя во времени;
Как видим, среди моих сверстников больше тех, кто проводит свой досуг за игрой в компьютер, тратя на это безграничное количество времени. Но проводить свободное время, согнувшись над клавиатурой— просто преступление. Нужно играть с пользой для здоровья, попутно развивая смекалку, быстроту реакции и внимательность. И тут на помощь придут старые добрые дворовые игры.
1.2 Анализ интервьюирования, анкетирования взрослых, как они проводили свой досуг, будучи младшим школьником
Для того, чтобы узнать, в какие игры играли наши родители, нами была разработана анкета для родителей и вопросы для интервьюирования. Туда мы включили следующие вопросы:
В анкетировании приняли участие 34 родителя учащихся начальной школы (возраст 30-55 лет)
При заполнении анкеты и беседах, родителям пришлось погрузиться в воспоминания своего детства. Было интересно слушать о том, как и где они играли, с кем играли, где мамы «добывали» посуду для игры в «Клетку» или ткань для пошива одежды для кукол, как им потом доставалось за это от родителей. Как папы делали лаптушки и шаровки для игр «Лапта» и «Клёк». Вспомнили интересные случаи, которые произошли с ними или друзьями во время игр. Зимой лепили сообща снеговиков, играли в снежки, даже прыгали с гаражей в сугробы. Летом - прятки, штандер, ножички, салочки, вышибалы, в резиночку, классики прыгали, качались на качелях, лепили куличики, делали секретики. Вспомнили детей со своей улицы, с которыми они играли. Было очень интересно слушать эти воспоминания.
Обработав полученные данные, мы получили такие результаты.
С кем играли и сколько человек играло | Количество ответивших | |
Играли всей улицей (от 5 до 15-16 лет) | 14 | |
Со сверстниками (5-6 человек) | 12 | |
В основном с ребятами своей улицы | 5 | |
С соседскими девочками | 3 |
в помещении (дома) играли в основном с членами семьи или одни:
С кем играли и сколько человек играло | Количество ответивших |
«Тетрис» | 2 |
В шашки, русское лото, настольный хоккей, «Города» | 12 |
Дома не играли, только на улице | 10 |
Одни в кубик-рубик | 2 |
Читали сказки, худ. лит-ру | 8 |
На улице: «Царь горы», «Прятки», «Жмурки», «Краски», «Лапта», «Штандер», «Глухой телефон», «Колечко-колечко», «Вы поедете на бал?», «Классики», «В картошку», «Резиночка», «Фанты», «Утки-охотники», «Море волнуется раз…»
В помещение: «Тетрис», «Кубик-рубик», «Шашки», «Лото», «Настольный хоккей», «Города»
На этот вопрос родители ответили примерно одинаково. В подвижные игры играли все, кто хотел, по возрасту не различали. Дети, более младшего возраста, учились играть в процессе игры или наблюдали за действиями старших. В волейбол, пионербол и футбол играли те дети, у которых хватало сил и умений, постепенно к более опытным старшим игрокам примыкали те, кто был младше. А в такие игры как «Лапта» с детьми играли и взрослые люди.
Наши родители ответили, что игры, в которые играли на улице, развивали у них ловкость, быстроту бега, меткость, стремление победить. Развивали уверенность в себе, сдержанность, терпение, учили общаться. Игры, в которые играли дома, развивали внимание, воображение, мышление, память, пополняли словарный запас и расширяли кругозор. Но, самое главное, все игры учили быть добрыми, отзывчивыми, честными, заботливыми, учили сопереживать за других, готовили к будущей взрослой жизни.
Глава III Результаты исследования
В ходе проведения данного исследования мы уже разучили с одноклассниками и ребятами начальной школы некоторые игры, а некоторые остались неизученными, так как их необходимо проводить на свежем воздухе. . Как только наступит теплое время года, мы обязательно постараемся научиться играть в такие игры, как: «12 палочек», «Фанты», «Вы поедете на бал?», «Лапта».
Контрольное анкетирование учеников начальных классов показало следующие результаты:
Да – 100%
Да- 100%
100%
Мы составили сборник-описание игр, в которые играли наши родители и у нас эти игры вызвали большой интерес. Сборник будет находиться в нашем классе, по желанию каждый может познакомиться с описанием игр.
Заключение
Проведение данного исследования открыло для нас много нового:
Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам привлечь внимание окружающих к играм, которые были популярны во второй половине двадцатого века. Мы убедились, что игры наших родителей – это интересная и полезная форма проведения досуга После выполнения поставленных, передо мной задач я предполагаю, что, ребята будут больше знать друг о друге, понимать друг друга, меньше сориться, расширят круг друзей, одним словом изменят взаимоотношения между собой..
Для себя я сделала вывод, что игры, в которые играли наши родители, это актуальная и интересная форма проведения досуга. Необходимо возродить эти игры, дать им вторую жизнь. А для этого нужно всего лишь научить детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правила игр передавались от старших ребят к младшим, из поколения в поколение. В дальнейшем мы планируем провести День веселых игр вместе с нашими родителями.
Литература
Литература
1. Сайт: www.dou-ufa.ru
2. Сайт: www.nsportal.ru
3. Т.Е. Заводова. Организация летнего – оздоровительного отдыха. 2006 год.
4. Сайт: www.ug.ru
5. Сайт: . www.2mm.ru/dosug
6. Сайт: www.o-detstlve.ru
Как зима кончилась
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Рисуем белые грибы пастелью
И тут появился изобретатель
Три коробки с орехами