В работе исследуется правило о непроизносимых согласных
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа 2 класс | 48.59 КБ |
презентация к выступлению | 619 КБ |
творческая работа ученицы | 705.23 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 2 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо
Секция: русский язык
Исследовательская работа
Тема: Как согласные играют в прятки?
Автор работы:
Кузьминых Наталья Васильевна, 2 А класс
Руководитель:
Кочетова Элла Геннадьевна,
учитель начальных классов
п. Хор
2018 год
Содержание:
Введение ………………………………..…………..………………….…….3
Основная часть
1.1 Результаты проведения анкетирования. ……………………….…….....5
1.2 Непроизносимые согласные. Теория. ………………………….…….…5
1.3 Какие слова являются проверочными?.....................................................6
1.4 История появления правил ………………………………………………7
1.5 Нестандартные правила изучения непроизносимых согласных……….9
Заключение……………………………………………………………………11
Литература………………………………………………………….....….........12
Введение
Иногда согласные
Играют с нами в прятки,
Они не произносятся,
но пишутся в тетрадке.
Проблема грамотности человека является актуальной на протяжении многих поколений людей. Взрослые люди и учащиеся часто пишут с ошибками. Задача каждого, кто считает себя носителем языка, знать его и пользоваться богатством языка в полной мере.
Я знаю, что многим детям трудно даются правила. Однажды, на уроке русского языка, мы проходили правило о написании непроизносимых согласных в корне слова. Один из моих одноклассников воскликнул: «Да это согласные играют в прятки!»
И мне стало интересно: «Как согласные играют в прятки?» Я провела опрос среди учащихся, спросив у них: «Знаете ли вы согласные, которые играют в прятки?» и «Как их отыскать?» Оказалось, что не все мои друзья смогли ответить на первый вопрос, да и способ, как их отыскать знают не все. И я решила провести своё исследование.
Цель исследования: выяснить, какие согласные не произносятся в словах и как их можно обнаружить
Гипотеза исследования: если согласная спряталась, то её можно отыскать
Задачи исследования:
Предмет исследования: русский язык
Объект исследования: правило русского языка
Методы исследования:
Продукт: презентация, сказка
Практическая значимость:
- пропаганда знания правила русского языка;
- распространение материала исследования посредством показа и публикации презентации
Основная часть
1.1 Анкетирование учащихся
По теме моего исследования был проведен опрос, в котором приняли участие –25 учеников.
Результаты проведения анкетирования по вопросам:
1. «Знаете ли вы согласные, которые играют в прятки?»
Не знают – 19 чел. Не задумывались– 6 чел.
Вывод: Многие мои одноклассники не знают этих согласных, некоторых эта тема вообще не интересует.
2. «Как их отыскать?»
В другом слове – 14 чел. Не знают – 11 чел.
Вывод: Не все одноклассники знают способ поиска потерявшейся согласной.
Данные опроса утвердили меня в решении провести исследование по теме: «Как согласные играют в прятки?» (Приложение 1)
1.2 Непроизносимые согласные. Теория
Что такое непроизносимые согласные? Почему они пишутся, если не произносятся?
Непроизносимыми согласными в орфографии и фонетике называют буквы, обозначающие согласные звуки, которые пишутся, но не произносятся. Например, в слове «солнце» нужно писать непроизносимый согласный «л», а в слове «праздник» - непроизносимый согласный «д».
Их написание связано с одним из основных принципов русской графики и орфографии - с морфемным (есть ещё 2 других: традиционный и фонетический).
Морфемный принцип в системе русского языка ( в некоторых пособиях он называется морфологическим) является главным (более 90% написания всех слов подчиняется ему). Суть его заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно вне зависимости от произношения. На этом принципе основаны следующие правила: правописание безударных гласных в корне, правописание звонких и глухих согласных в корне, правописание большинства приставок и суффиксов. На основании этого принципа и пишутся в корнях слов непроизносимые согласные.
1.2.1 Особенности непроизносимых согласных
- Непроизносимыми чаще всего бывают согласные В, Д, Л, Т, С.
- Непроизносимые согласные чаще встречаются в словах, имеющих сочетания СТН, ЗДН, СТЛ, ВСТВ, НТСК, НДСК и др.
Например, доблеСТНый, поЗДНо, счаСТЛивый, здраВСТВуйте, дилетаНТСКий, голлаНДСКий.
- Непроизносимые согласные могут находиться в корне слова (чаще это согласные Д, Т, В, Л, С) или в суффиксе (в суффиксе -ОСТ- – Т), в сложном слове - в приставке. Например, в корне - деТство, соЛнце, маСштаб; в суффиксе - радосТный; в приставке - сумаСшедший.
- Непроизносимые согласные могут быть непроверяемыми и проверяемыми.
Вывод: Слова с непроизносимыми согласными следует проверять или запоминать.
1.3 Какие слова являются проверочными?
Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо знать правило, которое говорит о том, что слова с непроизносимыми согласными необходимо проверять. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.
Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:
✔согласный звук ясно слышится на конце слова;
✔согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.
1.3.1 Способы проверки непроизносимых согласных
1. Подобрать однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?
властный – (что?) власть
радостный – (что?) радость
несчастный – (что?) несчастье
прелестный – (что?) прелесть
ненастный – (что?) ненастье
бескорыстный – (что?) корысть
доблестный – (что?) доблесть
честный – (что?) честь
Вывод: в проверочном слове есть Т, значит и в слове её нужно писать.
2. Подобрать однокоренные слова, которые отвечают на вопрос каков?
вкусный – (каков?) вкусен
интересный – (каков?) интересен
безопасный – (каков?) безопасен
прекрасный – (каков?) прекрасен
ужасный – (каков?) ужасен
напрасный – (каков?) напрасен
Вывод: в проверочном слове нет непроизносимой согласной, значит и в слове её не следует писать.
3. В словах «солнце» и» сердце» есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д. Подобрать однокоренные слова нам помогут пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко». Или надо подобрать однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? В этом случае непроизносимые согласные Л,Д находятся в сильной позиции, так как перед ними стоят гласные.
солнышко, (какой?) солнечный – солнце
сердечко, (какой?) сердечный – сердце
Вывод: Слова «солнце» и «сердце» можно проверить однокоренными словами, в которых проверяемая непроизносимая согласная стоит в сильной позиции.
1.4 История появления правил
Правило – это сложный текст, учить его трудно и долго и без него не обходится ни один урок русского языка.
Первым, кто поставил вопрос об основе русской орфографии, был Тредиаковский. (Приложение 1) В своем трактате «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой и всем, что принадлежит к сей материи» (1748) Тредиаковский провозглашает фонетический принцип правописания, считая его доступным всему народу. Большую роль в развитии русской орфографии сыграла книга М. В. Ломоносова «Российская грамматика». (Приложение 2) Появлению правил так же способствовали труды В. Светова и А.А. Барсова, авторов грамматических работ школьного типа. В своих работах авторы дали краткий перечень орфографических правил второй половины XVIII в.. Важным событием в истории русской орфографии является капитальный труд академика Я.К. Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» и его книга «Русское правописание», представляющая практическое руководство для школы и печати. (Приложение 2)
В начале XX в. результатом длительной работы филологов и педагогов явились «Правила русской орфографии и пунктуации», утвержденные в 1956 г. Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР. (Приложение 2) С этих пор правила являются обязательными для всех пользующихся письмом, как для органов печати, учебных заведений, государственных и общественных организаций, так и для отдельных граждан. Так же в 1956 году был издан «Орфографический словарь» (110 тысяч слов), составленный на основе «Правил». С тех пор правила прошло много лет, некоторые правила устаревают, поэтому в Институте русского языка Российской академии наук создана специальная комиссия, которая занимается созданием нового перечня правил орфографии и пунктуации.
Учить правила русского языка необходимо, чтобы быть образованным и культурным гражданином нашей страны.
О важности знания русского языка высказывалось много великих людей. (Приложение 3)
Писатель Ф.М. Достоевский писал: «Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде».
А.Н. Толстой: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно»
К. Паустовский: "Человек, равнодушный к родному языку,- дикарь... Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».
1.5 Нестандартные правила изучения непроизносимых согласных
На вопрос «Учите ли вы правила?» - одноклассники отвечали:
Да -17, нет – 3, не всегда - 5
Вывод:. Большинство ребят учат правила, остальные – не всегда или не учат, потому что правила плохо запоминаются. (Приложение 3)
Для лучшего запоминания правил существуют нестандартные правила, которые составлены преподавателями, родителями, а иногда и самими учениками. Их легко усвоить, но они не имеют научной основы.
До 20 века нестандартных правил не существовало, но еще с 19 века люди пытались зарифмовать некоторые правила, иногда ради развлечения. В Настоящее время идёт новое осмысление подходов к изучению русского языка, и нестандартным правилам здесь нашлось место. Уже существуют много разных книг и пособий по изучению правил в стихотворной форме, созданные писателями и педагогами.
Вот примеры таких правил.
И ужасно, и опасно
Букву «Т» писать напрасно!
Всем известно как прелестно
Букву «Т» писать уместно!
***
Сегодня погода ненастная,
И я такая несчастная.
Сеет дождь совершенно ужасный.
Скорей бы снова стало ясно,
И засияло б солнце красное,
И стало бы вокруг прекрасно!
***
Известный – известие, здравие – здравствуй.
Теперь от ребят не прячься согласный!
А трудности будут – словарик возьмём
И нужное слово всегда в нём найдём.
***
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте! » сегодня не сказал.
Правила- стихотворения помогут учащимся повысить уровень грамотности и успешно овладеть орфографическими нормами. (Приложение 4)
Сделать орфографические правила русского языка интересными можно при помощи сказок. А сказка, сочиненная самим учеником, становится средством повышения уровня его теоретической подготовки, формирования практических навыков, развитию творческих способностей. Например, «Сказочный сон», автор Кузьминых Н. (Приложение 5)
Заключение
Как показали мои исследования и выдвинутая гипотеза, что если согласная спряталась, то её можно отыскать, подтвердилась.
В результате проделанной работы я узнала, что в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.
Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался. И что существуют нестандартные правила, которые помогают быстро и с интересом разучивать правила русского языка.
Свою работу я могу использовать на уроках русского языка для того, чтобы грамотных людей становилось больше.
Любите русский язык, учите правила, и вы будете грамотным и образованным человеком!
Литература
Слайд 1
Исследовательская работа Тема: Как согласные играют в прятки? Автор работы: Кузьминых Наталья Васильевна, 2 А класс Руководитель: Кочетова Элла Геннадьевна, учитель начальных кла ссовСлайд 2
Цель исследования : выяснить, какие согласные не произносятся в словах и как их можно обнаружить Гипотеза исследования: если согласная спряталась, то её можно отыскать Задачи исследования: изучить теоретический материал по теме исследования; узнать алгоритм поиска непроизносимой согласной; изучить нестандартные правила по теме исследования; провести опрос среди одноклассников.
Слайд 3
Результаты проведения анкетирования . «Знаете ли вы согласные, которые играют в прятки?» Вывод: Многие мои одноклассники не знают этих согласных, некоторых эта тема вообще не интересует. Вывод: Не все одноклассники знают способ поиска потерявшейся согласной. «Как их отыскать?»
Слайд 4
Что такое непроизносимые согласные? Почему они пишутся, если не произносятся? Непроизносимыми согласными в орфографии и фонетике называют буквы, обозначающие согласные звуки, которые пишутся, но не произносятся. Например, в слове «солнце» нужно писать непроизносимый согласный «л», а в слове «праздник» - непроизносимый согласный «д». Их написание связано с одним из основных принципов русской графики и орфографии - с морфемным. Суть его заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно вне зависимости от произношения.
Слайд 5
Особенности непроизносимых согласных Непроизносимыми чаще всего бывают согласные В, Д, Л, Т, С. Непроизносимые согласные чаще встречаются в словах, имеющих сочетания СТН, ЗДН, СТЛ, ВСТВ, НТСК, НДСК . Например, доблеСТНый, поЗДНо, счаСТЛивый. - Непроизносимые согласные могут находиться в корне слова - деТство, или в суффиксе - радосТный , в сложном слове - - сумаСшедший. - Непроизносимые согласные могут быть непроверяемыми и проверяемыми. Вывод: Слова с непроизносимыми согласными следует проверять или запоминать.
Слайд 6
Какие слова являются проверочными? Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых: согласный звук ясно слышится на конце слова; согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным. Способы проверки непроизносимых согласных 1. Подобрать однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? влас т ный – (что?) власть радос т ный – (что?) радость Вывод : в проверочном слове есть Т, значит и в слове её нужно писать.
Слайд 7
Способы проверки непроизносимых согласных 2. Подобрать однокоренные слова, которые отвечают на вопрос каков? вкусный – (каков?) вкусен интересный –(каков?)интересен 3. К словам «соЛнце» и» серДце» надо подобрать однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? (какой?) солнечный – солнце (какой?) сердечный – сердце Вывод : В проверочном слове нет непроизносимой согласной, значит и в слове её не следует писать. Вывод : Слова «солнце» и «сердце» можно проверить однокоренными словами, в которых проверяемая непроизносимая согласная стоит в сильной позиции.
Слайд 8
История появления правил Книга М. В. Ломоносова «Российская грамматика», в которой были прописаны правила. Я.К. Грот В 1956 г. вышел свод «Правил орфографии и пунктуации» «Русское правописание»
Слайд 9
Учить правила русского языка необходимо, чтобы быть образованным и культурным гражданином нашей страны. Ф.М. Достоевский А.Н.Толстой К. Паустовский
Слайд 10
Нестандартные правила изучения непроизносимых согласных Известный – известие, здравие – здравствуй. Теперь от ребят не прячься согласный! А трудности будут – словарик возьмём И нужное слово всегда в нём найдём. Сделать орфографические правила русского языка интересными можно при помощи сказок. А сказка, сочиненная самим учеником, становится средством повышения уровня его теоретической подготовки, формирования практических навыков, развитию творческих способностей. Вывод:. Большинство ребят учат правила, остальные – не всегда или не учат, потому что правила плохо запоминаются
Приложение 1
Приложение 2
Я. К.Грот
Приложение 3
Ф.М. Достоевский А.Н.Толстой
Приложение 4
«Стихи для урока русского языка»
авт.Кузьмина Ольга Афанасьевна, учитель начальной школы
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.
Грустный
Грустный - грусть,
Грустить не буду.
Грустный - «Т» не позабуду.
Здравствуй
В слове здравствуй «В» не слышна,
Проверим словом здравица.
Здоровья всем мы пожелаем
И в слове здравствуй
«В» не забываем.
Лестница
Лестница проверим лезть.
В слове лестница «Т» есть.
Местный
Местный – мы проверим место.
Теперь все это будут знать
И в слове местный «Т» писать.
Поздно
Поздно – проверим опоздали.
В слове поздно «Д» написали.
Пастбище
Пастбище – проверь пасти.
В пастбище «Т» не пропусти.
Ещё раз слово ты прочти,
«Т» найди и подчеркни.
Праздник
В слове праздник «Д» не слышна,
Но она там очень нужна.
Праздник был и праздник будет –
«Д» никто в нём не забудет.
Прелестный, честный
Прелестный – это прелесть,
А честный – это честь.
В словах прелестный, честный
«Т» без сомненья, есть.
Радостный, известный
Радостный – проверим радость,
А известный – словом весть.
В словах радостный, известный
Буква «Т» конечно есть.
Счастливый, неизвестный
Счастливый – это счастье,
А неизвестный – весть.
Неизвестный и счастливый –
Буква «Т» конечно есть.
.
Приложение 5
«Сказочный сон», автор Кузьминых Н.
Жила-была одна девочка. Она любила праздники. Однажды после праздника она уснула, и ей приснился прекрасный сон. В её глазах блеснули звёздочки. По лестнице шёл прекрасный принц. Чувство восторга захватило девочку, когда она увидела его. Вдруг появился дракон и проглотил прелестницу. Однако принц не растерялся, вытащил шпагу и вспорол живот чудовищу. В тот же миг возникла настоящая принцесса. Жили принц с принцессой долго и счастливо, и было у них много детей.
Рисуем "Осенний дождь"
«Течет река Волга»
Сочные помидорки
Бородино. М.Ю. Лермонтов
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку