Аннотация на проект:
«История страны и в строчке, и в судьбе. (Галина Андреевна Мушта)»
Цель проекта: увековечивание памяти о подвиге живых и погибших земляков – участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Укрепление связи между поколениями.
Актуальность: Актуальность данного проекта заключается в том, что годы войны все дальше уходят от нас, и меняется наш угол зрения на нее. Поэтому актуальность заключается еще и в стремлении сохранить память о земляках – участниках Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых, необходимостью формирования патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.
Очень важно именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими боевыми и трудовыми подвигами прославляли имя родной страны, позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир.
Методологическую основу исследования составляет общефилософский подход к познанию объективной реальности с использованием методов: системного анализа, сравнительно-исторического, конкретно-исторического, структурно-функционального методов.
Практическая значимость работы состоит в том, что в рамках данного проекта учащиеся не только смогли открыть для себя еще одну страницу истории, но и смогли рассказать другим об итогах своей работы
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_g_a_mushta.docx | 47.18 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 53»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«История страны и в строчке, и в судьбе.
(Галина Андреевна Мушта)»
Выполнили: ученики 11 «А» класса МОУ «Лицей № 53» Кузнецова Алина Павлюк Анастасия Руководители Артюшина Н.Н., учитель русского языка и литературы высшей категории, Пчелинцева Л.В., учитель биологии высшей категории. |
Саратов
2020
Оглавление
Введение | 3-4 |
Глава 1. «Они сражались за Родину». | 4 |
Глава 2 «С великой любовью в сердце» | 4-7 |
Практическая часть. | 8-10 |
Результаты работы | 10 |
Заключение | 10-11 |
Список, используемой литературы. | 12 |
Приложения | 11 |
Введение.
Семьдесят пять лет назад, закончилась самая кровопролитная война в истории человечества, унесшая жизни миллионов людей. Это событие оставило неизгладимый след в истории нашего народа, однако свойство человеческой памяти таково, что многие события постепенно стираются.
Нам, родившимся в 21 веке никогда в полной мере не представить и не прочувствовать всех тягот и страданий военных лет. Но знать об этих событиях мы должны. (приложение 1)
Актуальность данного проекта заключается в том, что годы войны все дальше уходят от нас, и меняется наш угол зрения на нее. Свойство наших дней – открытие правды о вещах, казалось бы, давно известных. Сказанное всецело и полностью относится к истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Поэтому актуальность заключается еще и в стремлении сохранить память о земляках – участниках Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых, необходимостью формирования патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.
Цель исследования: увековечивание памяти о подвиге живых и погибших земляков – участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Укрепление связи между поколениями.
Задачи проекта:
- оживить творческую и поисково-исследовательскую активность учащихся через проектную деятельность.
- расширить знания о Великой Отечественной войне;
- рассмотреть вклад каждого воина (на примере судьбы одного) в Победу;
- создать тематическая экскурсия в школьном музее «История страны и в строчке, и в судьбе (Галина Андреевна Мушта)»
Новизна исследования: заключается в том, что гласность, открытие современных архивов, ранее недоступных исследователям, породили сегодня совершенно противоречивые оценки, значения и итогов войны. У этого спора, который в другой исторической обстановке и в других формах продолжается и сейчас - глубокие корни. Поэтому особо важно именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими боевыми и трудовыми подвигами прославляли имя родной страны, позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир.
Методологическую основу исследования составляет общефилософский подход к познанию объективной реальности с использованием методов: системного анализа, сравнительно-исторического, конкретно-исторического, структурно-функционального методов.
Практическая значимость работы состоит в том, что в рамках
школьного курса истории, Великой отечественной войне отводится совсем немного времени и учащиеся имеют отрывочные представления о героях войны, также создаваемый проект предполагает пропаганду патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
Глава 1. «Они сражались за Родину».
С каждым годом все дальше уходят в прошлое события воины, в потоке повседневности все реже выхватывает память ее эпизоды, образы фронтовиков и тех, кто трудился в тылу. Но, пожалуй, есть то единственное, что мы забыть не вправе. Массовый героизм советского солдата, с необычайной силой раскрывшийся в годы Великой Отечественной войны, навсегда останется в людской памяти. Высокогуманные и справедливые цели войны пробудили у советского народа неиссякаемую энергию, величайшую самоотверженность. Это было время, когда героизм стал нормой поведения миллионов людей.
22 июня 1941 года фашистская Германия по-разбойничьи, внезапно, без объявления войны вторглась в пределы Советского Союза, поставив перед собой изуверские цели: уничтожение государственности нашей страны, расчленение и колонизация ее, захват материальных богатств, порабощение народов СССР, физическое истребление миллионов из них, установление мирового господства. Так началась Великая Отечественная война. Длилась она 1418 дней и ночей. И каждые сутки она уносила, в среднем, 14104 жизни советских людей. Каждый час погибало 588 человек, каждую минуту - 10, каждые 6 секунд - один человек. И не было в истории такой войны как Великая Отечественная война не только потому, что в ней погибли миллионы людей, и она была самой разрушительной, но и потому, что раньше не было столько героев и героических подвигов, как в этой войне. И потому в ней участвовали все нации и народности от мала и до велика, живущие в нашей стране, и даже дети становились героями. .[2]
С первых же дней войны все народы Советского Союза поднялись на защиту Отечества. Был выдвинут лозунг "Все для фронта, все для Победы!"
Советские люди сражались на фронте, трудились в тылу, боролись с врагом в партизанских отрядах, в подполье.
На защиту Саратовского неба были призваны Галина Андреевна Мушта и ее боевые подруги.
Глава 2 «С великой любовью в сердце»
Жизнь меня наказывала Счастьем,
И большой Любовью награждала.
В океаны нежности и страсти
С головою грешной погружала.[1]
Так начинается одно из многочисленных стихотворений замечательного человека, ветерана Великой Отечественной войны, поэта Галины Мушты. (см. приложение 2)
Галина Андреевна Мушта была человеком с добрым, любящим сердцем. Во вступительной статье к одному из своих сборников стихов Галина Андреевна написала: «Я иду к Тебе с раскрытым сердцем и верю, что Ты поймешь меня».
Она пронесла через всю свою жизнь самую большую любовь – любовь к своей Родине:
Хочу впитать Весну и Волги ширь,
И шум берез веселый и зеленый,
И весь в цветах и песнях этот Мир,
В глазах друзей прекрасных отраженный! .[1]
Зоя Ларионова, боевая подруга поэтессы, писала:
«Стихи ее наполнены беспредельной любовью к России; России, за которую она воевала в годы Великой Отечественной Войны; России, с которой она в ногу шла всю жизнь, которой отдала свой труд, воспитывая и обучая молодежь; России, которая истерзана и больна сегодня.»
Галина Андреевна Мушта родилась 18 августа 1922 г. в г. Краснодаре в семье военнослужащего(см. приложение 3). В 1940 г. окончила среднюю школу № 36 в г. Ростове-на-Дону и поступила в Саратовский техникум физической культуры. Весна…Молодость… Любовь… Готова жить, любить, быть счастливой:
Все стихи писательницы наполнены огромной волей к жизни, положительными эмоциями. Эти жизнеутверждающие ощущения пронесла Галина Андреевна через всю жизнь.
Была счастливой и была любимой,
Была активной, а теперь уж нет?
Любовь и Счастье пусть проходят мимо
Лишь потому, что мне немало лет?
Так нет же, нет – до крышки гробовой
Я не расстанусь, Молодость, с тобой!
Именно такой настрой нередко присутствует в ее стихах и поэмах:
Не отрекайся от своих желаний,
Живи всегда – волнуясь и любя,
И теплая волна воспоминаний
Наполнит светлой Радостью тебя.
Не отрекайся от своих мечтаний,
Хотя, быть может, ты – не молода…
Пусть теплая волна твоих желаний
Наполнит светлой Радостью тебя! .[1] (см. приложение 4)
Такая любовь к жизни, Родине, всему миру помогла Галине Андреевне в годы войны. В 1942 г. ушла добровольцем в Советскую Армию. Свой фронтовой путь начала в 501-м отдельном зенитном артиллерийском дивизионе, стоявшем на защите Саратова (см. приложение 5). После окончания школы младших командиров ей было присвоено воинское звание – зам.политрук батареи. В июне 1944 г., после полученной контузии, Г.А.Мушта была демобилизована и отправлена в тыл.
Галина Андреевна посвятила не одно стихотворение военным годам. Эти поэмы проникнуты патриотическим духом, стойкостью и храбростью:
Нам – не БЫТЬ,
Нам – не ЖИТЬ,
Нам бы Счастья –
Не видеть,
Если б только
Посмели
ТЕ ГОДЫ – забыть!
На Войне –
Мы учились
Врага НЕНАВИДЕТЬ!
А Отчизну свою –
Мы УМЕЛИ ЛЮБИТЬ! .[1] (см. приложение 6)
В послевоенные годы Г.А.Мушта большое количество своих произведений посвящает своим погибшим товарищам, боевым подругам:
Нас Судьба – не обидела.
Мы – были в бою
За любимую Родину,
За Отчизну свою.
На защите Саратова
От фашистских вояк –
Сколько мы отразили
Воздушных атак!..
В плащ-палатке и каске, с винтовкой в руках –
Сколько мы простояли часов
На «часах»!
На ветру неуемном?
Под ливнем-дождем,
На морозе -морозном,
И ночью, и днем…
Не щадили здоровья
И юность свою,
Чтобы встреть Победу –
В далеком краю. .[1]
Щемящей болью звучат воспоминания о боевых буднях. (см. приложение 7)
В 1951 г. Галина Андреевна с отличием окончила Саратовский педагогический институт и поступила в аспирантуру при кафедре русского языка и литературы. По окончании аспирантуры работала в пединституте преподавателем на заочном отделении. В 1971 г. заняла должность директора вечерней школы № 31, а в 1987 г. переведена на должность директора в школу рабочей молодежи № 30. В 1998 г. Г.А.Мушта вышла на заслуженную пенсию, отдав преподавательской деятельности более 40 лет (см. приложение 8).
Уж так случилось - на войне кровавой
Моей Судьбы не оборвалась нить…
Теперь я старше и Отца и Мамы –
Мне их пришлось надолго пережить. .[1]
В 1965 г. создала Совет ветеранов 501 ОЗАД и 1078-го зенитного артиллерийского полка, объединив впоследствии ветеранов всех частей, стоявших на защите Саратовского неба, стала председателем совета ветеранов войск ПВО-защитников Саратовского неба (см. приложение 9).
Легендами стали окопные были
Солдатских землянок девчачий уют…
Когда-то нас помнили. Нынче – забыли:
Поэты – поэмы о нас не сложили,
И песен с эстрады про нас не поют. .[1]
Г.А.Мушта проводила большую благотворительную работу. По инициативе и при непосредственном участии Г.А.Мушта в Заводском районе был установлен памятник защитникам Саратовского неба. Эту зенитку на пьедестале народ давно назвал «Пушкой Мушты» (см. приложение 10).
Митинги, посвященные войскам ПВО проходят в нашем лицее традиционно в начале апреля. Раньше всегда на них присутствоала Галина Андреевна. А сейчас на таких митигах мы обязательно говорим о ней.
Для создания Саратовского государственного музея боевой славы она передала 224 экспоната, имеющего большую историческую ценность.
Для создания Книги памяти Галина Андреевна внесла 150 тыс. рублей из своих сбережений. Свою личную библиотеку, которую собирала всю жизнь, передала в дар областной универсальной научной библиотеке. Вносила свои средства и на сооружение памятников.
Галина Мушта награждена Орденом Отечественной войны II степени, медалью к Ордену «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями «За победу над Германией», Жукова, а также юбилейными медалями. Также Г.А. Мушта – почетный гражданин города Саратова.
Галина Андреевна часто встречалась с молодежью, передавая им бесценный опыт, делясь воспоминаниями о Великой Отечественной войне. В нашем лицее она была частым гостем. В школьном музее боевой славы много экспонатов, переданных Галиной Андреевной (см. приложение 11).
22 января 2019 года Галины Андреевны не стало.
Через всю свою жизнь Г.А.Мушта пронесла самую искреннюю, самую важную, настоящую любовь – любовь к своей Родине! Она приобрела ее еще в детстве, пронесла через беззаботную молодость и юность, мужественно пронесла через годы Великой Отечественной Войны. Эта любовь не погибла под гнетом жестокостей жизни. Эту любовь Галина Андреевна внушала будущему поколению, чувство патриотизма, чувство долга перед родной Страной.
«Любовь к Родине у Галины – это главный стержень ее жизни…» - пишет Зоя Ларионова. .[2]
4. Практическая часть.
Перед тем как приступить к изучению данной темы и созданию тематической экскурсии в школьном музее войск ПВО был проведен социологический опрос учащихся и родителей лицея (5-11 классы) в форме анкетирования:
Были получены следующие результаты:
1 вопрос: «Что я знаю о жизни своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны?», «Хотели бы узнать больше?»
Результаты опроса: Всего опрошено 110 человек. В семьях знают о родственниках, участниках Великой Отечественной войны – 52% респондентов, не знают – 28%. Хотели бы узнать больше – 92% опрошенных.
2 вопрос «Есть ли в Вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которые вы бережно храните, и передается из поколения в поколение?
Хранят семейные реликвии военных лет – 16% опрошенных респондентов.
В семьях знают о родственниках, участниках Великой Отечественной войны – 52% респондентов, не знают – 28%.
3 вопрос «Интересовались ли вы подробностями участия Ваших родственников в Великой Отечественной войне?
4 вопрос «Что вы знаете о Г.А. Мушта? Читали ли вы её стихотворения?»
5 вопрос «Считаете ли Вы знания о ветеранах-земляках актуальными в настоящее время?».
Данные исследования показали: знания о ветеранах-земляках 92% респондентов ответили, что является актуальной и важной. 8 человек посчитали эту проблему не представляющей большего значения, аргументировав свой ответ тем, что в настоящее время знания о прошлом не являются актуальным. Какая проблема для них важна – они не смогли ответить.
По результатам опроса учащихся можно сделать следующие выводы:
- большинство учащихся знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны, не имеют представление об этом в основном школьники (5-7 классов).
- небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фотографии, награды, похоронки, письма и прочее).
- практически все респонденты уверены в необходимости создания тематической экскурсии «История страны и в строчке, и в судьбе (жизнь и творчество Г.А. Мушта)» (см приложение 12)
2. Создание экспозиции в школьном музее войск ПВО
«История страны и в строчке, и в судьбе.»
В школьном музее боевой славы мы создали экспозицию, посвященную Г.А. Мушта. У нас в музее хранятся личные вещи Галины Андреевны. И, клонечно, сборники ее стихов, которые наполнены любовью
Была разработана и проводится для учащихся и гостей лицея экскурсия «История страны и в строчке, и в судьбе. «(Галина Андреевна Мушта)». Материал данной экскурсии представлен в нашей работе(см приложение 13).
В ежегодном школьном конкурсе стихов открыта номинация «Строки, опаленные войной».
Одна из номинаций конкурса «Наши земляки говорят о войне». В этой номинации ежегодно звучат строки Галины Андрееевны. А ее стих «Неопознанный самолет» стал самым любимым у нас лицее. В этом году конкурс прошел 27 января 2020.
Почетная гостья, офицер в отставке, лейтенант медицинской службы Сосна Валентина Ивановна в завершении мероприятия горячо поблагодарила всех ребят, директора МОУ «Лицей №53» и весь педагогический состав за вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения, а также за память, которую чтят в стенах лицея. Честью для лицеистов стала совместная фотография с ветераном(см приложение 14).
В этом году мы решили провести акцию: Наши земляли говорят о войне» и рассказали стихи Галины Андреевны всем неравнодушным людям и разместили видео, где мы читаем стихи Галины Андреевны в соцсетях(см приложение 15). Ты тоже можешь принять участие в нашей акции. Для этого ты можешь разместить видео, где ты читаешь стихотворения твоих земляков с хештегом #войнаивстрочкеивсудьбе.
В 2019 году в день сметри Галины Андреевны прошел первый митинг. Инициаторами его стали учщиеся лицея, которые не раз встречались с Галиной Андреевной. И совет старшеклассников принял решение, что теперь этот митинг в шем лицее станет ежегодным.
И 22 января 2020 года провели митинг, посвященный Г.А. Мушта. Проводится буккроссинг «Читаем книги о войне» (см приложение 16)
Мы знаем, что на радиостанции ГТРК Саратов уже более 5-ти лет проходит радиопередача «Война коснулась и нашей семьи» Автор этой программы Лилия Федоровна Липатова, которая работает в системе Саратовского телевидения и радиовещания более 45 лет, с марта 1969 года. За это время прошла путь от младшего редактора отдела писем до главного редактора радиовещания.
В основе программы - письма, заметки, воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны и рассказы их родственников. И в 2013 году Лилия Федоровна собрала весь этот материал и была издана книга. Сейчас готовится второе издание книги.
Мы собрали материал о Галине Андреевне и написали в редакцию ГТРК Саратов о ее подвиге на войне и в мирное время. Каково же было наше удивление, когда с нами связался редактор этой программы и предложил принять участие в ее записи.
14 февраля мы записали на ГТРК «САРАТОВ» передачу, посвященную Г.А. Мушта. В эфир программа выйдет в марте 2020 года, и радиослушатели услышат о ЖЕНЩИНЕ с большой буквы (см приложение 17).
Результаты работы:
1. Мы убедилась, какой великий и могучий наш народ! Мужественный, гордый, свободолюбивый и героический в труде! Победа досталась ценой огромных жертв, материальных потерь. Но наш доблестный народ проявил массовый героизм не только на фронте, но и в тылу. И судьба Г.А.Мушта – тому яркое подтверждение!
2. Мы поняли, что Победа, ее история, героические люди живут в народной памяти, живут в воспоминаниях родных, в памяти наших прадедушек, прабабушек и передаются по наследству. Главное – все это сохранить, записать. Память должна простираться далеко во времени, она – вечна!
3. Наше поколение знает о войне со страниц учебников. Все меньше остается живых ветеранов войны, тыла. Мы должны уважительно относиться к этим людям и помогать им, окружать заботой и вниманием и учиться их героическому примеру.
4. В школьном музее боевой славы создана композиция, посвященная Г.А. Мушта. Инициирован и проводится буккроссинг «Читаем книги о войне»
Выводы:
1.Ветераны– это героические люди, внесшие огромный вклад в великую Победу. Тыл и фронт – были едины – это один из главных источников Победы.
3. Самоотверженный подвиг ветеранов– прекрасный пример для нас, для молодежи. Нам есть, у кого учиться! Не будем Иванами, не помнящими родства!
4. Цена Победы – велика! Нам есть что беречь, охранять и помнить!
Будем верны заветам предков!
5. Записана на ГТРК «САРАТОВ» радиопередача, посвященная Г.А. Мушта. В эфир программа выйдет в марте 2020 года, и радиослушатели услышат о ЖЕНЩИНЕ с большой буквы
Заключение
Фронтовикам в день майский честь и слава!
На их груди сверкают ордена,
Но тыл в победу сил вложил немало.
Фронт трудовой! Была им вся страна!
Великая Отечественная война - один из самых трагических периодов в истории нашей страны. Для нас и наших сверстников это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, - годы тяжелых испытаний. Победа, так необходимая нашей Родине и всему миру, досталась дорогой ценой.
Фронтовики и труженики тыла нашего города внесли весомый вклад в общее дело победы над фашизмом. Не только героизм и отвага солдат, но и тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу во имя победы помогли выстоять нашим дедам и прадедам в этой страшной и жестокой войне, унесшей миллионы жизней.
Нашему поколению становится всё сложнее узнать из воспоминаний очевидцев, как это было, так как ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше. Поэтому наших ветеранов нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием, как можно больше записать воспоминаний, рассказов, написанных либо самими ветеранами, либо со слов – детьми и внуками. Подвиги наших земляков и самоотверженный труд в тылу являются прекрасным примером для молодежи.
Шагнувшие в третье тысячелетие ветераны войны, труженики тыла - это живая история, это бесценная устная повесть о горьких военных годах тех, кто испытал радость жизни и трагедию своего народа в ушедшем столетии.
Мы хотим, чтобы каждый подросток и взрослый, задумался, пропустил через свое сознание и помнил, какой ценной завоевана свобода и независимость нашей страны. Мы, молодое поколение, обязаны уважать и чтить память наших земляков – ветеранов Великой Отечественной войны. Ведь именно им мы обязаны своей жизнью.
Мы будем свято чтить память тех, кто подарил нам мирную жизнь, пусть их судьбы, их подвиг и мужество, станут достойным примером для последующих поколений.
Список используемой литературы
Сказка "Колосок"
Проказы старухи-зимы
Астрономический календарь. Март, 2019
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Волшебная фортепианная музыка