Для определения физического развития детей и подростков используют метод индексов и стандартов (Кетле, Брокмана, Эрисмана, Пинье, жизненный индекс и другие).
Мы освоили методику оценки индивидуального физического развития детей и подростков с помощью индекса Кетле, т. е. соотношения антропометрических показателей, полученных с помощью математических расчетов. Объектом исследования послужили дети 1-х , 5-х и 9-х кл. МОУ «Новохоперская СОШ № 91», всего 171 человек
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 83 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новохоперская средняя общеобразовательная школа № 91»
Новохоперского муниципального района
Воронежской области
Исследовательская работа
«Оценка степени физического развития школьников
с помощью индекса Кетле»
Автор: Кузьмичёва Елизавета
Ученица 9«А» класса
Руководитель: Писеукова Е.Г.
п. Новохоперский, 2019 год
Содержание
Введение. 2
1. Изучение литературы 3
1.1. Факторы, влияющие на здоровье населения. 3
1.2. Физическое развитие организма человека. 4
1.3. Факторы, влияющие на антропометрические показатели. 4
1.4. Условия проведения антропометрических исследований. 4-5
2. Материалы и методика
2.1. Измерение роста (длины тела) 5
2.2. Измерение массы тела (веса) 5
2.3. Метод нахождения индекса Кетле. 5-6
3. Полученные результаты исследования. 6
Выводы. 7
Список литературы. 8
Приложение.
1. Приложение 1.
2. Приложение 2.
Введение
В настоящее время в нашей стране отмечается заметное ухудшение состояние здоровья детей всех возрастов. В результате этого изучение физического развития школьников в настоящее время стало одной из злободневных проблем. Данное ухудшение — это следствие ряда факторов, это и ухудшение экологической обстановки, и широкое распространение вредных привычек среди школьников, и ухудшение питания и многое др.[6] Все это отрицательно сказывается на состоянии физического развития школьников. А оно является главным фактором физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей и показатель возрастных норм. [6] Это значит, умение самостоятельно оценивать физическое состояние человека, будет способствовать формированию здорового образа жизни и соответственно развитию здорового поколения.
Самой точной оценкой состояния здоровья является квалифицированный врачебный контроль, но важным дополнением к нему может быть самоконтроль, который позволит своевременно выявить имеющиеся отклонения. [6]
Для определения физического развития детей и подростков используют метод индексов и стандартов (Кетле, Брокмана, Эрисмана, Пинье, жизненный индекс и другие).
Цель данного исследования − освоить методику оценки индивидуального физического развития детей и подростков с помощью индекса Кетле, т. е. соотношения антропометрических показателей, полученных с помощью математических расчетов.
Задачи: 1. Использовать метод индекса Кетле для определения параметров физического развития.
2. Оценить физическое развитие детей и подростков 6-8 лет ,11-12 лет и 14-16 летпо нормативным показателям.
3. Проанализировать полученные результаты;
4. Сделать выводы и дать рекомендации.
Объект исследования: дети 1-х , 5-х и 9-х кл. МОУ «Новохоперская СОШ № 91»
Предмет исследования: физическое развитие детей 1-х, 5-х и 9-х классов МОУ «Новохоперская СОШ № 91» .
Гипотеза: я предполагаю, что состояние здоровья школьников 5-х и 9-х классов в сравнении с учениками 1-х классов по антропометрическим показателям значительно ниже. Это связано с низкой физической активностью моих одноклассников, поскольку большую часть времени они проводят, сидя у компьютеров или с телефонами.
Методы исследования:
1. Соматометрический метод нахождения индекса Кетле (весо-ростовой показатель).
2. Метод сравнения соответствия возрастным нормам по антропометрическим таблицам.
Я считаю тему моей работы актуальной, т.к. информация о некоторых антропометрических показателях учащихся и их соответствии среднестатистическим данным, а также разработка практических рекомендаций группе риска позволит в дальнейшем улучшить физическое развитие моих одноклассников. Физически здоровый ребенок обычно успешно учится в школе, гармонично развивается, доволен своими достижениями.
1. Изучение литературы
1.1. Факторы, влияющие на здоровье населения.
Мы живем в ХХІ веке и ни для кого не секрет, что только здоровый человек способен активно жить, быть успешным, легко преодолевать трудности.
Здоровье человека непосредственно зависит от биологических возможностей, от социальной среды, природно-климатических условий. [6] Исследования ученых показали, что влияние экологии на здоровье человека занимает примерно 20-25%, биологических (наследственных) факторов - 20%, на долю здравоохранения отводится 10%, а влияние образа жизни человека составляет 50-55%.
Ежегодно в России увеличивается число больных новорожденных детей, 20% детей дошкольного возраста страдает хроническими заболеваниями, только 15% выпускников школ считаются практически здоровыми.
Халатное отношение к своему здоровью и нежелание вести здоровый образ жизни говорит о болезни общества.
1.2. Физическое развитие организма человека.
Биологические законы управляют физическим развитием организма и влияют на закономерности роста и развития. [5] Физическое развитие зависит от большого количества факторов, это материально-бытовые условия, национальные и региональные особенности, экологическая обстановка, особенности питания, наличие или отсутствие болезней. Оно отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех факторов окружающей среды.
Особенности физического развития закладываются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей. Наследственная программа передается из поколения в поколение, у одних людей она не изменяется, а у других совершенствуется. [5]
1.3. Факторы, влияющие на антропометрические показатели
Процессы обмена веществ и энергии в организме человека, которые протекают непрерывно, определяют особенности его развития. Параметры изменений массы, роста, окружностей тела в разные периоды жизни не одинаковы, но проходят в определенной последовательности. [5] Некоторые факторы, к сожалению, могут не только нарушить последовательность развития, но и спровоцировать необратимые изменения. К таким факторам относятся внешние – неблагоприятное внутриутробное развитие, социальные условия, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, режим труда и отдыха, экология, и внутренние – наследственность и наличие заболеваний.
Исследуя рост и вес тела, можно очень легко оценить физическое развитие ребёнка. Это позволит сформировать представление о здоровье учащихся и их соответствии возрастным нормам.
1.4. Условия проведения антропометрических исследований
Антропометрические исследования проводят с помощью весов и ростомера. Все измерения нужно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, так как к вечеру рост человека становится на 1-2 см меньше. [6] Это происходит из-за усталости в течение дня, снижения мышечного тонуса и т.д. При взвешивании человек должен быть одет в легкую одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, то на 10-15 минут желательно занять горизонтальное положение.
Анализ антропометрических показателей − важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний.
2. Материалы и методика
2.1Измерение роста (длины тела)
Измерение роста − производится в положении стоя при помощи ростомера. Человек становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Планка прикладывается к голове без надавливания. Длина тела может соответствовать возрасту, но может и отличаться от возрастной нормы, при этом малый рост называют нанизмом, а высокий гигантизмом.
2.2.Измерение массы тела (веса)
Взвешивание проводится на рычажных или напольных весах. Человек должен стоять неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем. Колебание веса в течение суток, может составлять от 1 до 1,5 кг.
2.3. Метод нахождения индекса Кетле
Для оценки физического развития человека используется ряд методов. Я воспользовалась методом нахождения индекса Кетле (весоростового показателя) – ИК. Для определения весоростового показателя, необходимо вес разделить на квадрат роста. ИК = М (кг) / Р2 (м)
где М – масса тела в килограммах, а Р – рост в метрах.
Должная величина индекса Кетле составляет:
Верхняя граница нормы, т.е. величина, с которой вес считается избыточным, вычисляется путем прибавления к должной величине 2-х единиц, снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела.
Алгоритм действий:
3. Полученные результаты исследования
В результате данной работы было исследовано 171 человек из 1-х , 5-х и 9-х классов , из них 68 учащихся 1-х классов , 60 учащихся 5-х классов и 43 учащихся 9-х классов. Результаты измерений детей показаны в табл. №1-8 (см. приложение 1, 3,5,7), а на диаграммах (см. приложение 2,4,6,8) можно увидеть результаты весоростовых показателей (в % соотношении) детей возраста 6-8 лет ,10-11 лет и 14-16 лет.
Из 68-и детей 6-8-летнего возраста имеют нормальный показатель ИК – 25%, избыточную массу тела – 3% и 72% имеют дефицит массы тела. При этом следует отметить, что больше всего учащихся с дефицитом массы тела мы обнаружили в 1Б классе – 73%, тогда как в 1А классе-89% и 1В классе-68% . У 60-и человек 10-11-летнего возраста нормальный показатель ИК имеется у 26% (15 чел.), избыток массы тела – у 5% и дефицит массы тела – у 69%. При этом стоит отметить, что самый большой дефицит веса наблюдается в 5А классе – 89%, а самый маленький в 5Б – всего 6%. Если говорить о нормальный показателях, то их больше всего в 5Б классе – 61%.У 43-х человек 14-16-летнего возраста нормальный показатель ИК имеется у 56%,избыток массы тела у 9% и дефицит массы тела у 35%.При этом стоит отметить ,что самый большой дефицит массы тела наблюдается в в 9Б классе -30%,а самый маленький в 9А классе-28%.Если говорить о нормальный показателях , то их больше в 9А классе -67%,а в 9Б классе почти в половину меньше-37%.
Общая оценка физического развития учащихся 1-х, 5-х и 9-х классов МОУ «Новохоперская СОШ № 91» следующая: физическое развитие среднее, гармоничное.
Выводы
В результате проведенного мною исследования была освоена методика оценки физического развития детей и подростков с помощью индекса Кетле. Проводя общий анализ результатов по первым, пятым и девятым классам, то можно сделать следующие выводы:
- 32% детей имеют нормальный показатель ИК, при этом количество детей у которых наблюдается дефицит массы тела -55% и избыток массы тела -13%;
- в разных классах одной параллели результаты не одинаковы и отличия могут быть довольно значительными;
- сравнивая показатели ИК на начальной ступени и на переходе учащихся в среднее звено, можно заметить, что они незначительно , но улучшаются.
Я сделала вывод о соответствии развития детей их нормативным показателям. Наблюдается улучшение физических показателей по мере взросления школьников. Я считаю, что это связано со следующими причинами:
− изменение образа жизни детей;
- желание заниматься физической культурой и спортом, для некоторых детей ещё и возможность занятий в различных спортивных кружках;
Я считаю, что для успешного решения проблем здоровья детей необходимо очень тесное взаимодействие семьи, учителей и медицинских работников. Совместными усилиями необходимо формировать у детей, начиная с 1 класса, ответственное отношение к своему здоровью.
Список литературы
1. Баранова А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков. – М.: Медицина, 2000. – 590 с.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. Руководство для врачей. − М., 2004.
3.Богомолов Е.С. Оценка физического развития детей и подростков. Учебное пособие. Изд-во: НГМА, 2006. − 252 с.
4.Николаев В.Г. Методы оценки индивидуально-типологических особенностей физического развития человека. Учебно-методическое пособие. / В.Г. Николаев и др. – Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2005. – 111 с.
5.https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/01/16/- Оценка степени физического развития школьников.
6.https://infourok.ru/ Физическое здоровье по антропометрическим данным и медико-биологическим показателям.
Почему Уран и Нептун разного цвета
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Астрономический календарь. Май, 2019
Браво, Феликс!
Медведь и солнце