Житие и чудеса святой Матроны Московской
Вложение | Размер |
---|---|
matrona_moskovskaya.doc | 278 КБ |
prezentatsiya_matrona_moskovskaya.pptx | 1.63 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Сеченовская Средняя Школа"
Школьная конференция
"Святые земли русской"
Исследовательская работа
Духовные наставления Матроны Московской
Автор
МБОУ Сеченовская СШ
ученик 9 класса
Давыдов Владислав
Руководитель
Т.А. Тубина, учитель истории и обществознания
с. Сеченово
2018 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире существует недостаток моральных ценностей, особенно у моих ровесников - подрастающего поколения. В настоящее время идёт тенденция к спаду нравственности, очерствению человеческих душ и сердец, ухудшению духовного здоровья общества. Поэтому особую актуальность в наши дни приобретает проблема воспитания современной молодежи.
Думаю, очень важно с юных лет закладывать правильные жизненные основы в души и сердца детей. Чтобы решить насущную проблему духовного оздоровления всего общества в целом и каждого человека отдельно, необходимо оздоровить его малые части. Но как это сделать? Может ли церковь стать одним из источников решения данной проблемы? Кого можно назвать духовными наставниками русского народа?
Русскому человеку всегда в его бедах, нуждах и горестях помогали святые – помощники и заступники простых людей перед лицом Господа. Немало на Руси святых, которые денно и нощно пекутся о нас в Царствие Небесном.
Православный народ всегда глубоко чтил подвижников, искал в их жизни примеры для подражания, а любимым чтением для него, кроме Житий Святых, являлись патерики и творения святых. Эти люди нам бесконечно дороги, и каждому важно знать их подвиги, помнить, как они поступали среди нашей русской обыденной жизни. У подвижников христианских есть чему поучиться!
Цель исследования – изучение жизни и наставлений, нравственных уроков, которые давала людям почитаемаяе Православной церковью Матрона Московская.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить факторы становления личности и охарактеризовать основные направления пастырско-педагогической деятельности Святых наставников;
2. Проанализировать содержание их духовного наследия
3. Дать определение таким понятиям, как «духовность», «духовно-нравственное воспитание».
4. Охарактеризовать понимание христианского воспитания и образования в трудах Матроны Московской.
Актуальность темы не вызывает сомнения. Нашему обществу очень не хватает хороших людей, умных и вдумчивых поступков. Современную молодежь обвиняют в бездуховности. Работая с наставлениями святой Матроны, заметил за собой небольшие положительные изменения.
Более того, в настоящее время, когда социальные и нравственные изменения в российском обществе привели к тому, что Президентом Российской Федерации В.В. Путиным остро поставлен вопрос о необходимости возрождения нравственности как «важнейшего элемента общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем», считаю важным и полезным еще раз обратиться к изучению православия, на протяжении долгого времени влиявшего на духовный потенциал русского народа.
Ведь и в наши дни православное христианство остается источником нравственности, учит людей бескорыстной помощи, сочувствию, преданности своему народу и любви к Отечеству.
Источники исследования: литературное наследие Матроны Московской: проповеди, поучения, беседы, речи, дневники, а также сборники; биографические исследования жизни; работы философов, педагогов, церковных деятелей и подвижников XIX — XX вв.; современные работы, посвященные религиозным вопросам; издания периодической печати; материалы конференций, образовательных чтений, полученные из Интернета.
Степень изученности темы
Раскрытию педагогического потенциала христианского опыта воспитания посвящены работы многих ученых: И.К. Сурского, Ю.В. Головиной, М. Анашкевича, А. Соловьева, а также современных пастырей и ученых-педагогов - архимандрита Зиновия (Корзинкина), архимандрита Иоанна, игумена Георгия (Шестуна), игумена Киприана (Ященко), игумена.Владимира (Перевертайло) и других.
Для достижения поставленной цели я определила методы:
- изучение источников литературы и периодической печати;
- работа с Толковым словарем, философским словарем, этимологическим словарем;
- наблюдение;
- сравнение.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке к урокам литературы, истории, при проведении классных часов, создании классных уголков, стендов, при создании обобщающих работ, исследований по проблеме «Духовно-нравственное воспитание молодежи».
ГЛАВА 1
Что такое «духовность», «духовно-нравственное воспитание»?
За время своего существования человечество приобрело огромный опыт, изменился уровень его жизни. Но неизменными остаются духовные ценности, которые, к сожалению, утрачиваются.
В современном мире так не хватает добрых дел, слов, мыслей. Многие люди не понимают, что в жизни нет места лжи, зависти и лести; что лишь добро, ответственность и взаимопомощь сделают нас счастливее. Мы часто слышим от учителей и других взрослых людей слова «нравственность», «духовность», но не всегда понимаем их. Поэтому первый вопрос, на который я попыталась ответить в данном исследовании: что такое «нравственность» и «духовность».
Духовно-нравственное воспитание во все времена и эпохи являлось и является важнейшей частью воспитания и образования, потому что учит нас доброте, справедливости, чести. Это «особая форма общественного сознания и общественных отношений, один из способов регуляции действий человека с помощью норм». Мне показалось интересным проследить истоки духовно-нравственного воспитания.
Корни его лежат в православии. Все наши нравственные ценности - родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и к Родине, бескорыстность, скромность, честность, готовность признавать свои ошибки, терпеть, уступать, прощать…
В самом слове «воспитание» заложен глубокий и сокровенный смысл. Воспитывать – значит «питать» духовно. Питало душу, воспитывало слово Божие. В былые времена, когда в семьях и учебных заведениях светом Евангельских истин питали, наполняли душу, изначально закладывали в человеке его высокое предназначение, рожденный по образу и подобию Божию человек всей своей жизнью, всем своим поведением должен был уподобиться Господу. Личность формировалась под воздействием строгих христианских норм морали, им обязан был следовать каждый христианин, независимо от происхождения. Воспитание на Руси всегда основывалось на христианских заповедях: почитай отца своего и мать свою; не убий; не укради; не судите, да не судимы будете…
В наше время в повседневной жизни мы часто используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», но далеко не всегда употребляем их в истинном значении.
Что же такое духовность? «Духовность – духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека (противополагаемая его физической, телесной сущности). Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными», - такое определение дает Толковый словарь С. Ожегова. Если рассматривать происхождение этого слова, то изначально оно имело точный церковный смысл: говорить о духовности – значило говорить о Духе Святом. Все начинается с детства и юности, когда душа ребенка распахнута навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней семена любви к миру, милосердия. Заботясь о развитии личности, люди не должны забывать о главном, что выделяет человека из всего окружающего мира — его духовной и нравственной составляющей.
Воспитывать разумное, доброе, вечное, духовное в человеке необходимо с самого рождения, используя уже созданные и проверенные средства, которые помогут вырастить достойного человека.
По моему убеждению, одним из действенных методов является знакомство с Житиями Святых, с их нравственными заветами.
ГЛАВА 2
Жизненный подвиг и наставления Святой Матроны
Все, все приходите ко мне и рассказывай-
те, как живой, о своих скорбях. Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам. Всех,
кто обратится ко мне за помощью, я буду встречать при смерти, каждого.
Блаженная Матрона Московская
Святая старица Матрона (Матрена Димитриевна Никонова) (Приложение 7) родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (сейчас Кимовского района) Тульской губернии. Когда мать Матроны ждала появления младшей дочери на свет, она была уже немолода, а их семья терпела страшную нужду. Скорое рождение ребенка не радовало будущих родителей – они понимали, что он станет лишним ртом. Еще до появления девочки на свет решено было отдать ее в приют. Но видение белой птицы с плотно сомкнутыми веками на человеческом лице, посланное во сне будущей матери, стало для них знаком всевышнего, и маленькая Матрона, родившаяся слепой, осталась в семье.
Чудеса сопровождали Матронушку на протяжении всей ее жизни – от рождения и крещения до самой смерти. Как это часто бывает, Всевышний в своей великой мудрости, лишив Матрону зрения физического, дал ей духовную прозорливость. Встав в младенчестве на путь служения Господу, святая Матрона уже и сама не сходила с него и других вела за собой. С ранних лет она обладала способностью видеть прошлое и будущее, а по молитвам праведницы происходили различные чудеса и исцеления.
В 17 лет святая лишилась возможности ходить, но еще несколько десятилетий люди сами шли к ней с просьбами о помощи и совете. С 1925 г. и до самой смерти святая праведница жила в Москве (Приложение 8), помогая людям, не только избавляя их от физических страданий, но и спасая их души, во времена безверия обращая их к Свету и Любви господней. Эти годы своего подвижничества Матрона провела как бездомная странница. Никогда не было у нее своего угла, а из-за того, что старица жила в Москве без прописки, ее преследовала милиция. Но святая во всем следовала примеру праведников, которые веками терпели гонения, и всегда благодарила Всевышнего за то, что, посылая ей новые испытания, он укрепляет ее веру и смирение. Никогда не злилась угодница Божья на тех, кто обижал ее, а напротив – сочувствовала их нелегкой жизни. Они считала таких людей Божьими посланцами, рядом с которыми она воплощала в жизнь заповедь Христову – «Возлюбите врагов ваших».
Наставления матушки Матроны
Святая Матронушка никого не поучала, не была она никому ни духовным наставником, ни проповедником. Из смирения своего не могла она взять на себя роль учителя, не умела ни осуждать, ни воспитывать других. Вообще была она немногословной, просто так никогда ничего не говорила. Пустых разговоров, болтовни и вовсе не приветствовала.
Но если уж она говорила, если давала кому-то совет – то он всегда был конкретным, точным и единственно правильным, потому что она духовными своими очами видела, что именно требуется душе каждого человека. Чистая душа ее была чутка к высшей, Божественной истине. Бог многое открывал ей, что скрыто от обычных людей. И ее устами передавал людям то, что важно и нужно им знать.
Именно поэтому, хоть и не стремилась Матрона учить никого, а люди все равно у нее учились. Не хотела она давать наставлений – а люди слушали и записывали ее наставления. Вот и получилось, что для многих она стала все же и наставником, и учителем, и проповедником. Главным образом потому, что самой своей жизнью другим пример подавала. Ведь грош цена тому учителю, который учит одному, а сам делает по-другому. Матронушка же жила так, что и без слов многие стремились быть с ней рядом, видеть и слышать ее, подражать ее праведному служению, ее чистоте и устремленности к Богу, насколько это возможно было для них, простых смертных.
Те истины, которые звучали из уст матушки Матроны, в прямом смысле наставлениями назвать нельзя. Это были просто советы, предупреждения, высказанные с любовью и заботой о людях, которым она это говорила, с желанием им добра. Но и сегодня мы видим, что в ее словах звучит истина, не теряющая своей актуальности даже по прошествии многих лет. И по сей день ее слова заставляют нас остановиться, задуматься: правильно ли мы живем, не нарушаем ли завещанных нам от Господа законов, не предаем ли свою душу, не гонимся ли за ложными ценностями? При жизни Матрона боролась за душу каждого из приходивших к ней людей, отвоевывая ее у темных сил, направляя на путь истинный. Она и теперь продолжает бороться за каждую душу – за нас с вами, чтобы не забывали мы, что каждый из нас по образу Божию создан, и Бога в своей душе сберегли.
Матрона говорила, что не надо осуждать ближних: «Зачем осуждать других? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»
Призывала матушка жить с молитвой. Почаще налагать на себя крестное знамение. «Враг подступает – надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом – ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую – добрые дела. Чаще креститесь! Крест – такой же замок, как на двери».
Говорила, что надо обязательно крестить еду, а на ночь ее убирать и накрывать, чтобы из воздуха злые силы не проникли. Также она советовала почаще крестить все вещи, предметы вокруг себя. «Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!»
Советовала причащаться. Говорила: «Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым… Перед иконами пусть горят лампады».
Говорила, что хорошо бы иметь в доме комнату окнами на восток, и в этой комнате поставить стол – Престол Божий, для икон и молитв, есть и пить на нем нельзя.
Часто она говорила о том, что надо уметь отказываться от собственной воли, и отдавать себя в руки Божьи: «Тогда будешь жить, как дитя в саночках – тебя везут, и ты забот не знаешь, а Бог сам все устроит».
Призывала Святая Матрона каяться в своих грехах. Говорила, что «без покаяния жить нельзя, а если целый народ живет без покаяния, то его постигают бедствия, и он гибнет и исчезает с лица земли».
Святая Матрона не советовала постоянно искать духовных наставников, учителей, «старцев» и «прозорливцев». Говорила: «Если идете к старцу или священнику, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет».
Предвидя, что слишком многие люди далеко отойдут от Бога, вследствие чего в их душах поселится зло, матушка советовала вести себя осторожно даже в церкви, ведь там душа открыта как нигде. Нельзя отвлекаться от молитвы, чтобы не стать жертвой чьего-то дурного влияния: «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону». Нечто похожее советовал и Серафим Саровский.
Призывала владеть собой, не пребывать в состоянии расслабления духа, не бояться, не нервничать: «Не дрожи – от Бога все равно не убежишь», «Какие нервы, вот на войне и в тюрьме нет нервов… Надо владеть собой, терпеть».
Учила праведница любить и прощать старых, немощных, больных: «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали».
Тем, кто желал совершенствоваться в христианской вере, Матрона советовала не носить черной одежды, не выделяться внешне из толпы, а одеваться и выглядеть обыкновенно, никак своим видом не подчеркивая свои духовные устремления.
Женщин матушка Матрона учила беречь свою естественную красоту, не скрывая ее под декоративной косметикой. Ведь «красота поддельная, не та, которую дал человеку Бог, ведет душу к развращению».
Матрона поддерживала тех девушек, которые хотели посвятить свою жизнь служению Всевышнему: «Вам, девицам, Бог все простит, если будете преданы Богу. Кто себя обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец даст».
Сама терпеливо несущая свой тяжкий крест, блаженная старица и других учила принимать скорби с благодарностью и смирением.
Принимая смиренно болезни, Матронушка все же не советовала отказываться от лечения: и сама исцеляла, и призывала людей лечиться, называя тело домиком для души, который надо ремонтировать – ведь этот домик от Бога. Верила в силу лечебных трав, говорила, что «Бог не даром их создал, а специально, чтобы людям помочь».
От обращения к колдунам и знахарям предостерегала: «Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят».
Матушка Матрона учила своих близких, как защищаться от влияния бесовских сил. Говорила, что во время массовых демонстраций лучше оставаться дома, плотно закрыв двери и окна, так как, по ее словам, в воздухе в это время носятся полчища демонов, которые стремятся проникнуть в души людей. Сегодня эти слова, конечно, нужно толковать иносказательно – как призыв не поддаваться массовому гипнозу, тем идеям и лозунгам, которые кто-то навязывает нам, и к тому, чтобы беречь «окна души» (именно так святые старцы часто называют чувства человеческие). Ведь раскрывая душу кому попало, поддаваясь влиянию толпы, мы рискуем оказаться незащищенными перед силами зла.
А это наставление можно воспринимать и как шутливое, и как серьезное: «Цепляйтесь все, все за мою пяточку, и спасетесь, и не отрывайтесь от меня, держитесь крепче». Говорила, что после ее смерти таких, как она, уже не будет. И искать не надо, если не хотим, чтобы нас обманули. Лучше приходить на ее могилку, и разговаривать, и помощи просить, как у живой.
Годы идут, но вновь и вновь узнаем мы о многочисленных случаях чудесной помощи Матроны Московской. Воистину все, как она говорила, так и сбывается, ни одно ее слово не пропало зря.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я сделал попытку исследовать жизнь и духовные наставления святой Матроны.
В наше непростое время вера в чудо помогает в исцелении от недугов, избавлении от бед и житейских невзгод. К ней обращаются с просьбами о детях и близких. Она спасают наши жизни и наставляют на путь истинный.
В ходе исследования первоисточников и литературы о жизни и деятельности Матроны Московской мною было сделано несколько выводов.
Во-первых, святым мы не поклоняемся и ни в коем случае их не обожествляем. Но искренне почитаем их за подвиги любви и веры, за их служение Господу при жизни, за то, что они Богом прославлены и после смерти, на небесах, за то, что они преподают нам уроки нравственности и духовности.
Во-вторых, святые – это вовсе не посредники между человеком и Богом. Каждый из нас может обратиться к Богу напрямую. В каждом из нас есть частичка Бога, и все-таки в нашей земной жизни мы подчас оказываемся очень далеко от Него, и забываем о той искре Божьей, что живет у нас в душе. Как мы, простые смертные, можем хотя бы немного приблизиться к Его величию и совершенству? Иногда нам кажется, что это попросту невозможно. И вот тогда нам на помощь приходит пример святых. Они ведь смогли это сделать – хотя вовсе не Боги, а обычные люди, такие же, как мы с вами. Они еще при жизни снискали Благодать, обрели Царствие Небесное. За жизнь праведную, за подвиги во имя веры и любви к людям и Всевышнему одаривает Он их удивительными способностями – прошлое и будущее видеть, чудеса творить и недуги исцелять, а самое главное – души заблудшие на путь истинный наставлять, вести их в Царствие Небесное.
Значит, подражая им, мы тоже можем идти тем же путем, двигаться к большей любви, к большему совершенству, к Благодати, к Царствию Небесному. А святые своим собственным примером просто помогают нам это сделать. Помогают найти нашу собственную дорогу к Богу.
Они духовные наставники России, заступники наши, они защищают нас в трудную минуту, помогают в нелегкой жизни земной и в нашем общении с Богом.
Мне было интересно работать над выбранной темой, я начала понимать смысл некоторых духовных наставлений Святых. В ходе работы я составил небольшой «нравственный кодекс» из наиболее запомнившихся наставлений святой Матроны и некоторых других духовных наставников России (Приложение 3). Думаю, что подобную работу можно провести учителям и классным руководителям со своими учениками и использовать материал на уроках по основам православной культуры и классных часах.
Закончить исследование я хочу словами Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Познать самого себя – это уже немало. Прикоснуться к познанию тайны Церкви – это уже много. Если же человек поймёт, что второе имеет отношение к первому и что духовный опыт Церкви – это не только сокровищница прошедших столетий, но, прежде всего, рука, протянутая не из прошлого, а из вечности к нему самому, значит, свершилось чудо: Христос тихо постучался ещё в одну душу».
Список использованных источников и литературы
Источники
Литература
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Святая Матрона Московская
Приложение 2
В Покровском монастыре
Рака с мощами Святой Матроны Перед монастырем
Приложение 3
Духовный кодекс для меня и моих сверстников, составленный из наставлений Святых пастырей России
АВТОР | НАСТАВЛЕНИЕ |
Серафим Соровский | Кто любит себя, тот любить Бога не может. |
Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений. | |
Амвросий Оптинский | Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно. |
Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем. | |
Иоанн Крондштатский | Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него, просто взирать и на всякого врага как на создание Божие. Надо быть всегда кротким, незлобивым, благосердым, терпеливым, как бы не замечающим злобы в других, надо побеждать благим — ласкою, благотворением — злое или злых людей. |
Не тогда только делай дело, когда хочется, но особенно тогда, когда не хочется. | |
Матрона Московская | Зачем осуждать других? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков? |
Красота поддельная, не та, которую дал человеку Бог, ведет душу к развращению. |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение " Сеченовская Общеобразовательная Школа" « Духовные наставления Матроны Московской » Руководитель: учитель истории и обществознания Тубина Т.А. Выполнил: обучающийся 9 класса МБОУ СОШ Давыдов В.Слайд 2
C оциальные и нравственные изменения в российском обществе привели к тому, что Президентом Российской Федерации В.В. Путиным остро поставлен вопрос о необходимости возрождения нравственности как «важнейшего элемента общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем » АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 3
Цель : изучение жизни и наставлений, нравственных уроков, которые давала людям почитаемая Православной церковью Матрона Московская. Задачи : 1. Выявить факторы становления личности и охарактеризовать основные направления пастырско-педагогической деятельности Святых наставников; 2. Проанализировать содержание их духовного наследия 3. Дать определение таким понятиям, как «духовность», «духовно-нравственное воспитание». 4. Охарактеризовать понимание христианского воспитания и образования в трудах Матроны Московской.
Слайд 4
Духовно-нравственное воспитание во все времена и эпохи являлось и является важнейшей частью воспитания и образования, потому что учит нас доброте, справедливости, чести.
Слайд 5
В самом слове «воспитание» заложен глубокий и сокровенный смысл. Воспитывать – значит «питать» духовно. В наше время в повседневной жизни мы часто используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», но далеко не всегда употребляем их в истинном значении.
Слайд 6
Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными Заботясь о развитии личности, люди не должны забывать о главном, что выделяет человека из всего окружающего мира — его духовной и нравственной составляющей.
Слайд 7
Святая старица Матрона (Матрена Димитриевна Никонова) (Приложение 7) родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (сейчас Кимовского района) Тульской губернии. С ранних лет она обладала способностью видеть прошлое и будущее, а по молитвам праведницы происходили различные чудеса и исцеления.
Слайд 8
Никогда не злилась угодница Божья на тех, кто обижал ее, а напротив – сочувствовала их нелегкой жизни. Она считала таких людей Божьими посланцами, рядом с которыми она воплощала в жизнь заповедь Христову – «Возлюбите врагов ваших».
Слайд 9
Наставления матушки Матроны Не стремилась Матрона учить никого, а люди все равно у нее учились. Не хотела она давать наставлений – а люди слушали и записывали ее наставления. Вот и получилось, что для многих она стала все же и наставником, и учителем, и проповедником. Главным образом потому, что самой своей жизнью другим пример подавала. Ведь грош цена тому учителю, который учит одному, а сам делает по-другому.
Слайд 10
«Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым… Перед иконами пусть горят лампады» Тогда будешь жить, как дитя в саночках – тебя везут, и ты забот не знаешь, а Бог сам все устроит Без покаяния жить нельзя, а если целый народ живет без покаяния, то его постигают бедствия, и он гибнет и исчезает с лица земли Если идете к старцу или священнику, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет
Слайд 11
Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону Не дрожи – от Бога все равно не убежишь», «Какие нервы, вот на войне и в тюрьме нет нервов… Надо владеть собой, терпеть Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали
Слайд 12
Красота поддельная, не та, которую дал человеку Бог, ведет душу к развращению Вам, девицам, Бог все простит, если будете преданы Богу. Кто себя обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец даст Бог не даром их создал, а специально, чтобы людям помочь Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят
Слайд 13
Цепляйтесь все, все за мою пяточку, и спасетесь, и не отрывайтесь от меня, держитесь крепче
Слайд 14
В ходе исследования первоисточников и литературы о жизни и деятельности Матроны Московской мною было сделано несколько выводов. Во-первых, святым мы не поклоняемся и ни в коем случае их не обожествляем. Во-вторых, святые – это вовсе не посредники между человеком и Богом. Каждый из нас может обратиться к Богу напрямую.
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Круговорот воды в пакете
Спасибо тебе, дедушка!
Знакомимся с плотностью жидкостей