Используя работу Владимира Яковлевича Проппа «Морфология сказки», в которой впервые за всю историю фольклористики и литературоведения удалось установить строгий закон, которому подчиняется строение целого фольклорного жанра – волшебной сказки, ученица пытается проанализировать сказку Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» и определить степень соотнесения данного произведения с волшебной сказкой.
Вложение | Размер |
---|---|
svoy_i_chuzhoy_mir_v_skazke_gaufa_holodnoe_serdtse.docx | 34.95 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 52»
г. Кемерово
XIX школьная научно-практическая конференция
«Родник знаний»
Секция: «Русский язык и литература»
«Свой» и «чужой» мир в сказке Вильгельма Гауфа «Холодное сердце»
Работу выполнила:
ученица 5 «А» класса
Кузнецова Ксения Максимовна
Консультант:
Касьяненко Елена Станиславовна.
Кемерово, 2018
Содержание
Введение………………………………………………………………3-4
Основная часть……………………………………………………… 5-7
Заключение ………………………………………………………… 8
Список литературы ………………………………………………… 9
Приложение ………………………………………………………… 10-11
Введение
Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.
«Народная сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержание и формы которого первоначально были связаны с мифами и художественно преображённые, стали частью фольклорной прозы. Общепринято условное деление сказки на сказки о животных, волшебные и бытовые.
Волшебная сказка в своих истоках восходит к приёмам магических обрядов, со всей совокупностью мифических взглядов на мир; таково представление о существовании подземного царства, иных миров и прочее». [4]
В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними.
«Герои сказок – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе и этим они обязаны вмешательству сверхъестественных сил, волшебных помощников, обретению волшебного предмета, знанию или умению». [3]
«Литературная (авторская) сказка тесно связана с народной темой, сюжетом, мотивом, нередко и стилем. В творчестве писателей сказка обрела самостоятельность и художественную неповторимость, хотя и удержала в себе ряд фольклорных особенностей: в жанровых приёмах, в трактовке чудес. Возникновение авторских сказок ознаменовало высокий подъём профессиональной литературы и её движение на пути народности к национальной самобытности». [4]
Надо отметить, что поэтика и стиль авторских сказок очень разнообразны: это сказки – поэмы, сказки – новеллы, сказки - повести и т.д. Так, сказка Вильгельма Гауфа – это, на наш взгляд, сказка – новелла с резким, острым конфликтом и с необычным фантастическим сюжетом. И это неслучайно, ведь всё творчество Гауфа относится к течению немецкого Романтизма «как художественного направления в европейской культуре конца 18 – первой половине 19 века. В основу которого положен метод, состоящий в стремлении писателей противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные, отступающие от внешнего правдоподобия образы и сюжеты, рождённые мечтой художника». [2] В период расцвета этого литературного течения формируется новый тип писателя – творца любого неповторимого художественного мира, одно из главных мест в котором принадлежало историческому прошлому народа. Это прошлое открывалось для романтиков не только как объективная реальность, но и как реальность фантастическая. Поэтому-то, немалое значение приобрела национальная мифология и фольклор.
Используя работу Владимира Яковлевича Проппа «Морфология сказки» [3], в которой впервые за всю историю фольклористики и литературоведения удалось установить строгий закон, которому подчиняется строение целого фольклорного жанра – волшебной сказки, мы попытаемся проанализировать сказку Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» и определить степень соотнесения данного произведения с волшебной сказкой.
Основная часть
Сказка «Холодное сердце» входит в цикл сказок «Харчевня в Шпессарте», созданный Гауфом в 1825 году.
В маленькую харчевню в глухом Шпессарском лесу, ночь и непогода загоняют золотых дел мастера, оружейника, извозчика и студента. Харчевню содержит семья, связанная с преступным миром. Чувствуя опасность, путники решают не спать до утра, а где герои Гауфа не спят, там автор заставляет их рассказывать друг другу сказки. Так возникает «Сказание о гульдене с изображением оленя», его рассказывает оружейный мастер, а т.к. до утра ещё далеко, вслед за этим сказанием мастер передаёт слово студенту. И читателю предлагается сказка «Холодное сердце», занимающая основное место в данном цикле.
Сначала определим систему персонажей и их функции в сказке. Они чётко разделяются: на добрых героев с живым сердцем (Петер, мать, Лизбет, бедняки) и на злых – с каменным (Иезакиил Толстый, Шлюркер Тощий, Вильм Красивый, судейские, начальник округа, таможенники). Добрые герои в сказке бедные, а злые – богатые.
Главным героем сказки является Петер Мунк, который работает простым угольщиков, как его отец и дед. Его даже можно сравнить с героем русской сказки Иваном - дураком. Петера называют «дурак себе на уме», а Стеклянный человечек часто говорит Петеру: «Ума тебе не хватает, Петер Мунк». Мать Петера – вдова, они еле перебиваются, но при этом Петер не любит свою работу и мечтает разбогатеть немедленно, не приложив к этому никакого труда. Надо сказать, Мунк отличается от всех остальных людей тем, что родился в воскресенье, в двенадцать часов дня, что, по поверию шварцвальдцев, делает его близким к лесным духам, а значит и к исполнению любых желаний.
Итак, мир Шварцвальда можно разделить на обычный - «свой» и сказочный – «чужой». В обычном мире живут люди, а в волшебном – духи. Их в сказке два – это Стеклянный человечек (покровитель стеклодувов) и Михель - Великан (покровитель плотогонов). Но если Стеклянный человечек – добрый волшебный помощник, опирающийся на такие качества, как трудолюбие и милосердие; то Михель - Великан – это жестокий и бессердечный вредитель, разрушающий моральные устои людей богатством и ненавистью.
Что же побуждает героя отправиться в «чужой» мир? Стремление к быстрому обогащению. Петер считает, что богачи - самые счастливые люди, хотя знает, что они бессердечны. Он перебирает все способы разбогатеть и находит самый необычный, но (с его точки зрения) самый лёгкий. Мунк отправляется на Еловую гору. И вот он – «чужой мир». (Приложение №1) Лес становится всё гуще, «вокруг темно, как ночью». Мир мёртвый, на что указывает, например, одежда Стеклянного человечка« всё было сделано из разноцветного стекла, но оно было как будто ещё не остыло» [1].
А когда Петер оказывается во владениях Михеля – Великана, то мы, вообще, понимаем, что перед нами «живой мертвец»: у него в ущелье неживой свет, голос его, «как погребальный колокол», в доме – холод, стоят часы, и будто никто не живет. И только в соседней комнате в банках лежат живые сердца, которые как бы продляют мертвецу - Михелю жизнь. А когда сердца бьются, он «мертвым ледяным взглядом» заставляет их притихнуть. Но самое главное, то, что Михель раздаёт холодные каменные сердца, чем пытается «омертвить» живой мир. И человек, хотя и становится богат, он уже сам, как «живой мертвец», который не в состоянии радоваться жизни, окружающим его людям, а только больше богатеет и тем самым становится ещё более жестоким и «мёртвым».
Весь этот путь и проходит Петер Мунк. Он мечтает об исполнении желания. И добрый Стеклянный человечек после заветных стишков исполняет два желания Петера, при этом подводит героя к мысли, что всего надо добиваться собственным трудом. Но Мунк работать не хочет, после покупки стекольного завода там мало появляется, а больше посиживает в кабаке за игрой в карты, поэтому деньги у ленивого Петера быстро кончаются, и он спешит на Еловую гору во второй раз, но только уже к злому духу. Надо отметить, что владения доброго и злого духов тоже разделены чётко, добежав до канавы, Петер чувствует, что его удерживают чьи-то руки, как бы защищающие его от беды, но он глуп, за что и поплатится в дальнейшем самым дорогим для себя – живым человеческим сердцем. Михель всегда готов помочь, но плата слишком высока. После того, как Петер приобретает «холодное сердце», он становится ростовщиком, самым бессердечным из всех: он не пускает к себе голодающую мать, несчастных должников встречает с собаками и доходит до того, что чуть не убивает свою жену Лизбет, «самую красивую и добрую девушку в Шварцвальде» [1].
Надо сказать, что духи не только находятся в собственном мире, они спокойно приходят в обычный мир людей, и герой понимает это по особым приметам: тёмная тень, голос (тонкий или хриплый), глаза прозрачные, как стекло.
Итак, определим основные мотивы сказки:
Первый, как мы уже говорили – это стремление к богатству.
Второй – исполнение желания.
Третий – путешествие в «чужой» мир.
Четвертый – превращение героя.
Пятый - испытание героя.
Шестой – перерождение.
Всё это даёт нам возможность утверждать, что сказка Гауфа по основным направлениям сюжетного хода совпадает с народной волшебной сказкой. Но есть и некие различия. Так, одним из основных мотивов сказки также является борьба добра со злом, но у Гауфа это намного сложнее и драматичнее. Особенно показательно это в заключение повествования. Мы понимаем, что добро может стать устрашающим и напугать провинившегося героя больше, чем любое зло. Петер пытается ударить жену, и тут маленький Стеклянный человечек становится огромным и страшным, что даже каменное сердце Мунка сжимается от ужаса. Он просит вернуть своё родное сердце, но вынужден пройти страшные испытания самостоятельно, без поддержки извне. А когда Петер, выдержав все испытания Михеля (змея, пламя, потоки воды) возвращает себе сердце, Голландец теряет свою волшебную силу и моментально превращается в дряхлого старика, а затем и в незаметного червяка.
В конце сказки Петер Мунк, как и Иван-дурак, перерождается, но если в народной сказке упор делается на красоту и статность, то Гауф делает своего героя умным, способным находить радость жизни от всего, что его окружает: соседей, семьи, грязной работы. И, главное, обходиться без волшебства и богатства.
Если говорить о пространственно- временной характеристике, то пространство «своего» мира разомкнутое и замыкается оно по пути на Еловую гору, ведь там никто не ходит и не живёт, а человеком овладевает чувство страха. Внутреннее пространство становится всё меньше и меньше, а когда герой попадает в «чужой» мир Михеля – Великана, при всей огромности внешнего пространства:
« Они очутились перед глубоким чёрным ущельем, оно было такое глубокое, что, что сверху даже Михель казался маленьким, как Стеклянный человечек» [1], внутреннее пространство героя уменьшается до точки «сердце в груди у него тревожно сжалось и забилось часто- часто, а Петер шёпотом сказал: «Правда…»[1]. Пока герой не возвращает себе живое сердце, его внутреннее пространство остаётся замкнутым и раскрывается лишь после его перерождения.
Реальное течение времени, как и для любой сказки, оказывается неважным. Оно то замедляется, то ускоряется, в зависимости от важности момента повествования. ( Приложение №2)
С точки зрения композиции сказку можно разделить на три части:
Интересен конец сказки, т. к. слова старого Петера Мунка, окружённого молодёжью, – это с одной стороны, мораль, что богатство не делает человека счастливым, а с другой – гимн добру, которое восторжествовало над злом:
«Знал я на своём веку и богатство и бедность. Беден я был, когда был богат, богат – когда беден. Были у меня раньше каменные палаты, да зато и сердце в моей груди было каменное. А теперь у меня только домик с печью – да зато сердце человечье» [1].
Заключение
В работе мы попытались проанализировать сказку Вильгельма Гауфа
«Холодное сердце» с позиции соотнесения её с народной волшебной сказкой. В результате анализа мы определили, что главный герой очень схож с основным героем волшебной сказки. Что в сказке «Холодное сердце» мы точно можем разделить пространство на два мира: «свой» и «чужой» с четкой границей между ними (Еловая гора). Как и в волшебной сказке здесь есть вредитель (Михель) и волшебный помощник (Стеклянный человечек). Герой в ходе сюжета путешествует в «чужой» мир, получает недостачу (теряет сердце), проходит испытания и, в конечном итоге, перерождается. Но мы также пришли к выводу, что сказка Гауфа хотя и связана с народной темой, сюжетным ходом, основными мотивами, но всё-таки она самостоятельна, художественно неповторима и сложна авторским отношением к своему, хотя и фантастическому, миру.
Список литературы
1. Гауф, В. Сказки: Пер. с нем./Вступ. статья
В.Каверина. [Текст] – Москва: Худож. лит.,1988
2.Краткий словарь литературоведческих терминов./Сост. Л.И Тимофеев, М.П. Венгеров. – Москва: Наука,1963
3. Пропп, В.Я. Русская сказка. [Текст] – Ленинград, 1984
4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. / Сост. Новиков, В.И. – Москва : Педагогика, 1987
Приложение
№1 Схема для анализа художественного пространства
Старая ель
Ущелье Стеклянный человечек
Михель
Лесорубы и Стеклодувы
плотогоны
№2 Временная цепочка
Много лет тому назад
(сейчас никто не верит)
Шестнадцать лет
Суббота, ночёвка у лесорубов
(вставной рассказ, сто лет тому назад)
Воскресенье, двенадцать часов дня.
Стеклянный человечек исполняет желания
Понедельник, купил завод
Через неделю победил в танцах
Вильма Красивого
Стал беднеть, однажды вечером
Поссорился со Стеклянным человечком
Несколько дней рука болела,
а в воскресенье игра в кости
В понедельник происходит разорение завода и
сделка с Михелем
Два года путешествий
Женитьба, время не определено
Петеру двадцать пять лет,
он ударил Лизбет
Семь дней сроку, чтобы вернуть сердце
Через год
Старость
Как нарисовать черёмуху
Колумбово яйцо
Лягушка-путешественница
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
"Разделите так, как делили работу..."