Воспитание-это целенаправленный процесс, осуществляемый не только среди подрастающего поколения, но и среди молодежи и взрослых, поскольку изменение сознания, поведения, духовного состояния людей происходят в течение всей их жизни, отсюда следует вывод о бесконечности духовного развития каждого человека.
Современные социально-политические и духовные проблемы в России, процесс переоценки моральных ценностей, способствуют нивелированию нравственных установок, характерных для традиционной народной культуры и такой ее составляющей, как сострадание. Однако милосердие – это основа развития гуманистического общества, важнейшая норма всех цивилизаций и религиозных систем.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 735.5 КБ |
ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МИЛОСЕРДИЯ У БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Автор:
Фоминова Валентина Николаевна,
СД – 41 «Сестринское дело»
Научный руководитель:
Елена Александровна Иванова,
преподаватель
Валуйки, 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Милосердие-это «сердолюбие, сочувствие, мягкосердость» 6
2. Анализ социальных разделов педагогической литературы 6
3. Православие как средство формирования милосердия у будущих медицинских работников 7
3.1. Мировоззрение современного студента. 7
3.2.Волонтерская деятельность в колледже 8
3.3. Православие и медицина 13
4. История практической деятельности врачевания 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ
Холод милосердия есть молчание сердца,
пламя милосердия есть ропот сердца.
Аврелий Августин
Воспитание-это целенаправленный процесс, осуществляемый не только среди подрастающего поколения, но и среди молодежи и взрослых, поскольку изменение сознания, поведения, духовного состояния людей происходят в течение всей их жизни, отсюда следует вывод о бесконечности духовного развития каждого человека.
Современные социально-политические и духовные проблемы в России, процесс переоценки моральных ценностей, способствуют нивелированию нравственных установок, характерных для традиционной народной культуры и такой ее составляющей, как сострадание. Однако милосердие – это основа развития гуманистического общества, важнейшая норма всех цивилизаций и религиозных систем.
К сожалению, в настоящее время практицизм снова вошел в нашу жизнь: примеров черствости, расчетливости, халатности в медицинском сообществе появляется все больше. Поэтому одной из приоритетных задач в подготовке современного медицинского работника должно стать воспитание духовно-нравственной культуры врача и медицинской сестры. Сегодня, по мнению врачей, медсестра несет 80% всей заботы о больном. От нее требуется как высокая квалификация, так и душевная теплота, забота, любовь к ближнему. В странах Запада на медсестру приходится 5 больных, в нашей же стране эта цифра доходит до 20. Низкая заработная плата, тяжёлобольные пациенты, большая нагрузка не располагают к раскрытию души в процессе работы. Многие больные жалуются на бездушие, холодность, невнимание к ним медработников.
Образовательный процесс в медицинских колледжах должен опираться на православные традиции: как в сложных жизненных лабиринтах помочь человеку обрести путь, цель, истину. Утверждение милосердия в едином понятии этического принципа врачевания и милосердия, созвучным с православным христианским постулатом: «Милосердие Бога-это его доброта, проявляемая к тем, кто находится в отчаянии и горе».
В связи с этим нам представляется, что наиболее интересным направлением конкурса для нас является «Милосердие как основа профессионализма медицинского работника».
Цель исследования: определение значимости милосердия в деятельности медицинского работника через православные традиции
Задачи:
Объект исследования: взаимоотношения православия и медицины.
Предмет исследования: профессиональные и личностные качества врачевателей и современного медицинского работника
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Слово «милосердие» заимствовано из старославянского языка, где оно является словообразовательной калькой латинского «misericordia» («miser» - «достойный сожаления, милости», «cord» - сердце), иными словами - «милующее сердце». Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Противоположность милосердия - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. Согласно «Словарю живого великорусского языка» В.И. Даля, милосердие — это «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать доброе всякому; жалостливость, мягкосердость» [5, с.327].
Тем не менее, милосердие каждый человек понимает очень индивидуально, при этом большинство исследователей данной темы сошлись на том, что феномен милосердия является элементом культуры общества, и далеко не последнюю роль в ней играют медицинские работники. Современное медицинское образование часто страдает от того, что старается подготовить лишь хорошего специалиста. Развитие профессиональных компетенций ставится во главу угла, а все остальное, что необходимо для формирования духовной личности, умеющей понимать и сострадать, отходит, к сожалению, на второй план. Но мы уверены, что даже полностью усвоив программу медицинского вуза или колледжа, можно не стать хорошим медицинским работником, ибо знающий и хороший специалист не одно и то же. Современному обществу нужны врачи и медицинские сестры, сочетающие в себе прочные профессиональные знания с духовно-нравственными, этическими принципами медицинской профессии. Если недостаточная профессиональная квалификация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то его нравственный облик человека в белом халате обнажается без труда.
Конечно, начинать воспитывать веру в духовность и милосердие надо с раннего детства, далее в школе постоянно развивать и совершенствовать эти понятия. Однако особенно необходимо уделять внимание милосердию как духовно-нравственной категории в средних и высших медицинских учебных заведениях. Одним из источников формирования этого понятия в сознании студентов, на наш взгляд, должно стать православие.
Принятие христианства оказало сильное влияние на создание в 988 г. педагогической системы в древней России. Русский народ был глубоко набожен, религиозен, предан церкви, от всего сердца почитал все ее обряды и установления. Ему более подходила такая педагогическая система, которая отличалась религиозным духом, носила ореол святости, утверждалась на слове божьем. Такая система была заимствована из Библии. Но Библия-это собрание многочисленных книг с неодинаковым мировоззрением, разными педагогическими взглядами.
В создании педагогического идеала немаловажную роль сыграли и творения отцов церкви, преимущественно Ионна Златоуста. Он замечает, что родителям необходимо заботиться о детях, давать им христианское воспитание. Цель воспитания, по мнению Златоуста, чисто аскетическая, монашеская –приготовлять Богу благочестивых служителей и рабов.
Немало мыслей о воспитании детей содержится в распространенных в древней Руси сборниках-Пчелы, Измарагды, Златоуста и др. В частности, подчеркивается неуместность радости, греховность, веселия в отношении к детям. Древнерусские моралисты считали, что светлая сторона жизни-лишь соблазн, грех, истинное состояние настоящего христианина-печаль, воздыхание, плач. Веселье и смех должны быть изгнаны из воспитания, они пагубны для души и тела.
Идея духовности и нравственности в воспитании детей ставилась на протяжении многих веков. На этот счет выступали такие философы и педагоги как Аристотель, Сенека, Гельвеций, Руссо, Песталоцци, Ушинский.
Целый свод нравственных норм дает нам библия. Для верующих с давних времен закон божий есть основа нравственной, религиозной и государственной жизни, а следовательно, и воспитания в целом.
Нельзя обойти «Домострой», который отражает социально-экономические вопросы древней Руси, особенно взаимоотношения в семье. Его положения перекликаются с библией. Домострой призывает к тому, чтобы старшие воспитывали в детях трудолюбие, милосердие, послушание, вежливость.
Естественно, то или иное общество возводит в рамки морали требования и правила, присущие укреплению данного строя. Поэтому, мы имеем ввиду воспитание суверенной духовности, т.е. независимой, включающей в себя такие общечеловеческие понятия как совесть, добро, милосердие, чуткость, внимательность к людям, сопереживание.
3.1.Мировоззрение современного студента
В колледже одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является у студентов чувства милосердия. Церковь более тонко вникает в психологию личности, одухотворяет упущенную в работе с детьми каждую мелочь. Ведь всякий человек, начиная с детских лет, не может жить без веры в лучший завтрашний день.
Вера представляется деятельностной, в процессе осуществления пробуждаются определенные чувства, глубина которых зависит от той формы, в которую облекается эта деятельность и ее организация.
Преподаватели, совместно с психологом, провели социологический опрос, в котором приняли участие 75 студентов 2 и 3 курсов сестринской и фельдшерской специальностей.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что современный студент стремится в своем сознании согласовывать научное и религиозное представление о мире. 52% опрошенных считают, что наука и религия открывают человеку истину, но каждая в своей области, 30 % не находят противоречий между наукой и религией, 18 % верят, что человек может многое, но есть вещи ему неподвластные.
Студенты, полагающие на научное представление о мире, составляют меньшинство; во всем мире ориентируются на науку 61%, 13 % утверждают, что в мире господствуют естественные законы, 10 % полагают, что наука должна вытеснять религию, в безграничные возможности верят только 16 % опрошенных.
Итак, мировоззрение современного студента противоречиво. Он открыт для восприятия мира, но еще не убежден в правоте своих знаний. Это можно расценивать как проявление духовной свободы и возрастание личностного начала.
3.2.Волонтерская деятельность в колледже
Реализация ФГОС СПО диктует необходимость формирования у студентов медицинских колледжей общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях. На сегодня практическое здравоохранение как никогда стало нуждаться в квалифицированных специалистах среднего звена, владеющих не только основами сестринского ухода, но и обладающих нравственно-личностными качествами – человеколюбием, самопожертвованием, состраданием, милосердием. При этом необходимо отметить, что нравственно-личностные качества медицинской сестры очень важны при оказании помощи людям пожилого и старческого возраста, так как пожилые люди становятся ранимыми, восприимчивыми к грубым словам, сказанным медперсоналом, реагируют страхом, обидой, отказом от лечебных процедур. В этой связи, вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации среднего медицинского персонала для работы в области гериатрии, занимают значительное место в системе среднего профессионального образования.
Предметом нашего исследовательского интереса является проблема развития нравственно-личностных качеств будущих медицинских работников среднего звена. Обращение к данной проблеме в нашем исследовании имеет вполне обоснованные причины. Анализ результатов исследований и сделанных на их основе выводов позволяют констатировать снижение за последние несколько лет у студентов медицинских колледжей уровня развития нравственных качеств, преобладание у них эгоистично-престижных ценностей. Будущие медицинские работники считают непрестижной работу с некоторыми социальными категориями населения, в том числе с пациентами пожилого возраста, и не желают работать в геронтологической области. Это происходит вследствие негативных стереотипов, сложившихся в обществе и проявлений эйджизма (дискриминации по критерию возраста) молодежи к стареющим людям [1, 3]. Проведенное нами исследование ценностных ориентаций студентов медицинского отделения ОГАПОУ «Валуйский колледж» показывает, что приоритетной в структуре ценностей будущих медицинских работников является «материально обеспеченная жизнь» (57,3%). При этом ценность «счастье других» для них является не очень важной (11,7%). В ходе исследования также выяснилось, что 68,6% студентов осознанно подошли к выбору профессии; случайно пришли в медицинский колледж – 15,5%, по настоянию родителей 12,5%, а по совету знакомых – 3,4%. Вероятно, сознательно выбранная профессия должна бы соответствовать и приоритетной ценности «материально обеспеченная жизнь». В то же время осваиваемая специфика профессиональной деятельности, профессионального взаимодействия с различными категориями пациентов, возможно, не соотносилась в момент выбора с реалиями экономической отдачи вкладываемого труда и психологических затрат. Вполне возможно, что это сопоставление наступит в процессе обучения, а варианты реагирования на результат можно предположить, в том числе и на основании отношения к тем категориям пациентов, работа с которыми предпочтительна для абитуриентов и первокурсников.
Полученные результаты положены в основу разработки и реализации Программы развития нравственно-личностных качеств будущих медицинских работников как одного из средств повышения качества подготовки специалистов. Базовой основой программы стала волонтерская деятельность студенческого отряда «Дом добра», цель, которой заключается в развитии инициативы студентов в деле оказания добровольческих услуг социально незащищенным слоям населения, в том числе людям пожилого и старческого возраста, а также развитие профессионально-нравственных качеств личности медицинских работников, формирование социальной зрелости и гражданской позиции обучающихся.
Волонтерскую деятельность мы рассматриваем как важное педагогическое средство приобретения жизненного и практического опыта, развития личностных качеств будущих медицинских работников. Именно привлечение обучающихся к добровольной и безвозмездной помощи нуждающимся способствует формированию и развитию у будущих медицинских работников мотивационных установок, системного восприятия будущей профессиональной деятельности, в целом духовно-нравственной личности, ориентированной на гуманистические традиции российского сестричества. При этом волонтером может быть любой обучающийся, который может и желает оказать безвозмездную помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации [7].
Для организации волонтерского движения в ОГАПОУ «Валуйский колледж» были выбраны следующие направления работы:
Осознанию будущими медицинскими работниками своей профессиональной роли в оказании медицинских услуг людям пожилого и старческого возраста, а также развитию профессионально-личностных качеств способствовало оказание волонтерами адресной помощи одиноким пожилым и престарелым людям. Эта часть деятельности реализуется в тесном сотрудничестве с «Домом сестринского ухода с. Новопетровка, Валуйского района». Студенты под руководством медицинских работников центра ухаживают за престарелыми людьми, проводят несложные медицинские манипуляции. Практика показывает, что у многих студентов приходит понимание того, что их тоже ждет старость, и, помогая старым людям, заботясь о них, они закладывают «фундамент обратной связи», что когда-то дети и внуки тоже позаботятся о них.
Особой задачей программы стало обеспечение возможности усвоения и воспроизводства студентами позитивного опыта общения с людьми пожилого возраста, умения устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения, осознавать и передавать свои чувства и чувства партнера, сопереживать и сочувствовать. Освоению такого опыта способствовало целенаправленное изучение себя и своих взаимоотношений с окружающими в диалоге и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Наиболее показательными в этом отношении стали подготовка и проведение преподавателями колледжа совместно со студентами концертов и вечеров досуга для пожилых людей.
Созданию образа успешного профессионального будущего способствовало и участие студентов-волонтеров во всероссийских и городских акциях: «Подари мне жизнь», «Георгиевская ленточка», «День борьбы с сердечнососудистыми заболеваниями», «День борьбы с инсультом» и многих других. Принимая участие в различных акциях, волонтеры проводят измерение артериального давления, выступают с санитарно-просветительскими лекциями, готовят поделки, поздравляют пожилых людей с праздниками и т.д.
Опыт волонтерского движения в ОГАПОУ «Валуйский колледж» показывает, что количество добровольцев, желающих оказывать безвозмездную помощь, с каждым годом увеличивается, благодаря привлечению студентов разных курсов. Эффективность вовлечения студентов в волонтерство и становление личностной самореализации было подтверждено экспериментально. Методом анкетирования ежегодно исследовалось отношение студентов первого курса обучения к волонтерской деятельности. Согласно результатам опроса, за 3 года число волонтеров увеличилось на 9%, что свидетельствует о положительной динамике оценки волонтерского движения и высокой активности студенческой молодежи в добровольческой деятельности. По мнению респондентов, в ее основе лежит желание помочь пожилым и больным людям.
Анализ вторичной диагностики ценностных ориентаций студентов свидетельствует о том, что в среде волонтеров главенствуют такие ценности, как: «счастье других» (67,3%), «здоровье» (81,6%), «уверенность в себе» (71,3%), «терпимость» (57,8%). Повторный анализ анкетирования показал, что студенты, имевшие опыт взаимодействия с пожилыми людьми в процессе волонтерской деятельности, стали более позитивно относиться к стареющим людям, и что особенно важно, у большинства волонтеров появилось желание в будущем связать свою профессиональную деятельность с работой в медико-социальной сфере.
Таким образом, вовлечение студентов в волонтерскую деятельность позволяет развить у будущих медицинских работников нужные для профессии нравственные качества, а также подготовить их к работе с людьми пожилого и старческого возраста. Набираясь жизненного опыта, познавая мир, студенты спешат творить добро, сами становятся добрее, эмоционально устойчивее и нравственно богаче. Более того, волонтерство развивает личность будущей медицинской сестры, формирует позитивное мировоззрение, дает возможность попробовать себя в профессиональной деятельности.
Медицина, в отличии от других наук, тесно связана с судьбой человека, его здоровьем и жизнью. Отсюда вытекают и основные нравственные качества медицинского работника: понимание гуманизма, добра и зла, совести и чести, справедливости.
Посмотрим на мир вокруг нас. Сегодня человек пытается разрушить свой вавилонский уют, который сотворила гордая мысль человеческая. Радиактивные облака плывут над планетой, то тут, то там «задыхаются» люди от разрушенной экологии. Техника, ставшая новой религией, все более властвует над душой человека. От всей этой пестрой феерии и разноликого карнавала человек устал и разочаровался. Он ищет себя, своего ближнего. А ритмы жизни набирают свой темп. Но при всей силе и мощи нашей науки, техники, медицины человек все так же остается хрупким, слабым, неповторимым. И в этом бурном мире, в сложных жизненных лабиринтах тонут боль и отчаяния людей.
В подобных критических ситуациях рядом с нами всегда находится единственный и никогда неоскудевающий источник ценностей-церковь. Эта та спокойная пристань, укрывающая каждого жаждущего обрести путь, цель, истину, жизнь.
Три нравственные критерии, три добродетели соединяют существование медицины и религии: Вера, Надежда, Любовь и Милосердие.
Милосердие. В профессии медицинского работника это качество приобретает особое значение. Это понятие тесно переплетается с этическим принципом врачевания «Non nocere» (Не навреди). Милосердие проявляется в чувстве любви к больному, страждущему, в справедливости, помогает избавиться от всякого рода страстей, ненависти, корыстолюбия, хитрости. Учит проявлять к своим пациентам сострадание, быть терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладание. Это созвучно с православным христианским постулатом: Бог полон милосердия. Он хочет и может простить грех человека. Милосердие Бога- это его доброта, проявляемая к тем, кто находится в отчаянии и горе.
Человек, тяжело болеющий, неизлечимо больной трагически переживает свое состояние. У больного человека появляется желание открыть душу медицинскому работнику, от которого он ждет избавления от своих недугов. Многие делятся с ним сокровенными переживаниями, просят совета и надеются, что медицинский работник может их правильно понять, подсказать правильный выход из сложной ситуации.
В основных правилах, которые должен соблюдать медицинский персонал при работе с неизлечимыми пациентами, есть положения:
- привлекать на помощь служителей церкви;
- пробуждать религиозные чувства пациентов, так как религия культивирует чувство ответственности перед смертью, ответственности за совершенные поступки, проповедует смирение с близкими.
Эти общие усилия со стороны православной церкви и медицины направлены во спасение человека.
Большое значение в воспитании и профессиональной подготовке имеет изучение жизненного пути, деятельности, трудов тех, кто посвятил себя служению людям.
История знает немало достойных примеров служения человечеству в практической деятельности врачевания. Это учения Асклепиада, Гиппократа, Галена и др.
Известный отечественный хирург, профессор Ташкентского медицинского института В.Ф.Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) совмещал на протяжении большей части своей жизни врачебную деятельность с пасторским служением. За свои страстные проповеди, лечившие человеческие души, В.Ф.Войно-Ясенецкий постоянно преследовался советской властью. Его неоднократно арестовывали, направляли в ссылку, но дух замечательного пастыря и врача не был сломлен. В.Ф.Войно-Ясенецкий закончил работу над рукописью «Очерки гнойной хирургии». Этот труд стал настольной книгой советских военно-полевых хирургов и был удостоен в 1946 году Сталинской премией 1 степени. В 1996 году архиепископ Лука был канонизирован украинской православной церковью.
До наших дней дожили многие воины, которым он спас жизни своими операциями, благодарственные молитвы произносят в его память их потомки. По книгам В.Ф.Войно-Ясенецкого продолжают учиться новые поколения хирургов.
Особое внимание заслуживает труд профессора Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова заведующего кафедрой внутренних болезней А.В.Сумарокова «Научно-технический прогресс-экология, медицина и некоторые морально-этические проблемы». А.В.Сумароков пишет о том значении, которое имеют в современном обществе древние религиозные заповеди, отвечающие общечеловеческим нормам поведения, независимо от того, чьими устами они высказаны.
С этим удивительно емким и глубоким трудом должен познакомится каждый медицинский работник, поскольку его деятельность вселяет Надежду и сохраняет Веру.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работая над данной темой, мы решили выявить уровень знаний студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» по изучаемой проблеме, а также узнать их мнение относительно того, какими качествами должен обладать современный медицинский работник и с проявлением каких черт они сталкиваются в обычной жизни. Для этого мы опросили 74 студента 2 курса специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело» и пришли к следующим результатам:
Диаграмма 1
2. Наибольший интерес для студентов представляет отечественная кинематография. Образ врача формируют в их сознании герои современных фильмов и сериалов, среди которых наибольшей популярностью пользуются «Склифосовский» и «Интерны» (95% и 90% соответственно). Говорить о возможностях формирования милосердия как нравственной категории на примере сериала «Интерны», на наш взгляд, не представляется возможным. Результаты представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2
3.Героев-врачей литературных произведений большая часть респондентов оценивает положительно (96%) Среди присущих им качеств чаще называют доброе сердце (71%), уважение к пациентам (69%), мудрость (68%), т.е. подчеркивают их морально-этические качества. И практически никто не отмечает, каким должен быть уровень его профессионального мастерства. Трудолюбие и мастерство выбрали лишь 34% и 29% соответственно, стремление к самообразованию не отметил ни один респондент.
4.Респонденты считают, что врач должен быть отзывчивым (60%), обладать терпением(58%), пониманием (45%) и только 6% ответили, что врач имеет право быть равнодушным.
Диаграмма 3
5. Респонденты уверены, что им, выбравшим профессию медицинского работника, свойственны такие качества, как отзывчивость (87%), уважение к пациентам (80%), любознательность (74%), доброе сердце (67%), сострадание (65%). При этом хотели бы развить профессиональное мастерство (70%), мудрость (65%), стремление к самообразованию (46%). Стоит отметить, что студенты, связавшие свою деятельность с медициной, признаются, что им свойственны равнодушие (24%), грубость (19%), безответственность (11%) и только 22% говорят о том, что необходимо развивать сострадание.
Диаграмма 4
6.Отвечая на вопрос о тех качествах, которыми обладают современные медицинские работники, респонденты в большинстве случаев называли отрицательные характеристики (96%). Частотными стали следующие ответы: грубость, халатность, неуважительное отношение к пациенту, взяточничество. Следует отметить, что и по этому вопросу студентами не отмечаются профессиональные качества врачей.
Диаграмма 5
7. Опрос студентов, направленный на оценку роли милосердия в деятельности медицинского работника, показал: 33% считают, что оно всегда должно присутствовать в их действиях, часто - 52%, допускают иногда 13% и 2% убеждены, что милосердие необязательно.
Диаграмма 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим теоретическим выводам:
1) понимание значения категории «милосердие» по отношению к деятельности медицинского работника многопланово. С одной стороны, это доброжелательное, неравнодушное отношение к больному, заключающееся в стремлении не только облегчить боль, но и помочь решить насущные проблемы. С другой стороны, милосердие медицинского работника заключается в умении говорить правду больному, даже если она жестока, чтобы избежать страшных последствий неправильного лечения или его отсутствия;
2) изменение условий жизни общества и основ культуры ведут к нивелированию понятия «милосердие» в деятельности медицинского работника: милосердие перестает быть высшим нравственным благом, на смену «сердоболию» и сопереживанию приходит равнодушие, холодность, цинизм и расчетливость;
3) в литературе не идеализируется образ медика и его личностно-профессиональные качества, кроме того, профессия медицинского работника показывается во взаимосвязи жизни общества и его религиозно-нравственных взглядов. Это дает возможность студентам-медикам делать самостоятельные выводы о том, на каких нравственных категориях должна основываться их будущая профессиональная деятельность;
4) литература раскрывает перед нами разные формы проявления милосердия, а также его оборотной стороны – равнодушия и бессердечия. Читая книги о нелегкой работе , студент может задуматься о том, как он должен себя вести, общаясь с пациентом.
Для выявления того, как православие влияет на формирование милосердия у будущих медицинских сотрудников, нами было проведено анкетирование, результаты которого позволили сделать следующие выводы:
1) студенты ОГАПОУ «Валуйский колледж» видят связь между медициной и православием;
2) оценивая деятельность медицинского работника в литературе, студенты не обращаются к понятию милосердия как таковому, при этом называют качества, связанные с этим видом добродетели, и желают их реализовывать в будущей профессиональной деятельности;
3) студенты ОГАПОУ «Валуйский колледж» уверены, что медицинский работник должен обладать высокими нравственными качествами, однако никто не отмечает, каким должен быть уровень его профессионального мастерства;
4) большинство студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» видят в себе те качества характера, которые являются составляющими понятия «милосердие»: доброе сердце, отзывчивость, сострадание и уважение к пациентам, кроме того, они готовы работать над повышением профессионального мастерства, стремятся набраться мудрости получить хорошее образование;
5) в современной жизни студенты сталкиваются с низким морально-ценностным уровнем медицинского работника, что вызывает их неодобрение, при этом будущие медицинские сотрудники уверены, что в их деятельности нельзя не сочувствовать больному, не проявлять по отношению к нему милосердие.
Выбрать профессию, связанную с медициной, может любой человек, но стать медицинским работником, оценивающим свою деятельность через призму милосердия, способен далеко не каждый. Часто, видя в себе морально-нравственную личность, люди, оказываясь в сложных жизненных ситуациях, не умеют проявить соответствующих качеств характера. В связи с этим формирование деятельностного подхода к реализации понятия «милосердие» должно стать одной из главных задач медицинских образовательных учреждений. Древний ученый Авиценна считал, что «врач должен иметь глаза сокола, руки девушки, мудрость змеи и сердце льва». Достичь такого совершенства можно, на наш взгляд, только в том случае, если формировать отношение к будущей профессиональной деятельности у студентов через понятия, связанные с милосердием. Только в этом случае стремление совершать добрые дела, сострадать нуждающимся в помощи станет осознанной, социально и профессионально значимой нравственной потребностью будущих служителей клятвы Гиппократа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Знакомимся с плотностью жидкостей
Сказка про Серого Зайку
Домик зимней ночью
Загадка Бабы-Яги
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев