В жизни современного человека песня играет важную роль. Музыка в совокупности со словом действует магически на слушателя. Слово всемогуще, и если выбран верный контекст, если он соответствует состоянию и мыслям слушающего, то это замечательно. Эстрадная музыка для молодежи – это своего рода призма, через которую молодой человек воспринимает мир.
Тексты песен современной российской эстрады зачастую не отражают эстетической природы родного языка, снижают культуру человека.
Нарушения литературных норм воздействует на подсознание и речь подрастающего поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_olehnovich_bokova_2020.docx | 614.1 КБ |
МОУ-СОШ с. Звонарёвка
Школьная учебно-научная конференция учащихся
«Первые исследования»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ ПЕСЕН
Авторы:
Бокова Софья Максимовна,
Олехнович Валерия Александровна,
учащиеся 8 класса
МОУ-СОШ с. Звонарёвка
Руководитель:
Сухоребрик Оксана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ с. Звонарёвка
2020 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть
1. Культура речи…………………………………………………………………..5
1.1. Языковая норма — виды и примеры………………………………………..7
1.2. Популярная музыка как жанр массовой культуры…………………...........9
2. Практическая часть
2.1. Результаты анализа анкетирования………………………………………..10
2. 2. Языковые особенности текстов современных песен……………………12
Заключение...……………………………………………………………………..16
Источники………………………………………………………………………..18
Введение
Современные люди стали меньше читать, и это доказанный факт. Аудирование, как бы ни печально это звучало, становится самым мощным источником пропаганды грамотности. Сегодня можно встретить гораздо больше людей в наушниках, а не с книгой в руках. Музыка во все времена была особенным видом искусства. Для подрастающего поколения современные песни – неотъемлемая часть их жизни. Песни слушаем повсюду. Слушая музыку, человек, так или иначе, принимает то произношение, которое звучит в песне. А если это произношение неправильное?.. Кто-то любит рэп, кто-то – рок, а кто-то в восторге от популярной эстрады. Но задумываемся ли мы над смыслом текстов песен, которые слушаем? Как они воздействуют на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в этих песнях? К сожалению, тексты песен не всегда соответствуют правилам русского языка, они насыщены многими речевыми ошибками, и нельзя допустить, чтобы для молодежи стала образцовой речь с нарушениями норм литературного языка.
Цель исследования: Обнаружить и описать наиболее типичные отступления от языковых норм в текстах популярных русских песен.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: тексты песен современных исполнителей периода 2000-2019 годов.
В качестве гипотезы выступает предположение, что современная песня не отражает литературной нормы языка, снижает словесную культуру человека, отрицательно воздействует на подсознание молодежи.
В процессе работы применялись следующие методы исследования: описательный метод и метод сравнительного анализа.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования может использоваться на уроках русского языка и во время подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку и в 9, и в 11 классах. Наш проект поможет школьникам развить критическое мышление и научит рассматривать любую услышанную речь с точки зрения её языковой грамотности.
Основная часть
Современный русский литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между русскоговорящими людьми. А это значит, что у него должны быть строгие нормы. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении.
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи. Главной целью культуры речи является формирование образцовой языковой личности, речь которой соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой. Известный современный лингвист Е. Н. Ширяев дал следующее определение культуре речи: «Культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». Норма — одно из центральных лингвистических понятий. В широком смысле под нормой подразумевают такие средства и способы речи, которые стихийно, спонтанно формировались в течение многих веков и которые обычно отличают одну разновидность языка от других. В узком смысле норма — это результат кодификации языка. Она неразрывно связана с понятием литературного языка, который иначе и называют нормированным или кодифицированным. Именно поэтому, чаще всего этот термин употребляется в сочетании «литературная норма». Литературная норма как результат не только традиции, но и кодификации представляет собой набор достаточно жестких предписаний и запретов, способствующих единству и стабильности литературного языка. Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определённый период развития литературного языка. Б. Н. Головин, Л. А. Введенская, О. Я. Павлюк рассматривают культуру речи по аспектам. Выделяют три аспекта речевой культуры: нормативный, коммуникативный и этический.
Остановимся на коммуникативном аспекте культуры речи, именно он предполагает для полноценного адекватного понимания речи адресатом соблюдение таких критериев как правильность, точность, логичность, выразительность, чистота, ясность, богатство. Одно из значений слова коммуникация — «сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; общение». Поскольку в акте общения принимают участие адресант (создатель информации) и адресат/адресаты (воспринимающие информацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал ее, адекватно воспринимал и был заинтересован в получении информации. Этический аспект культуры речи предполагает владение нормами и правилами речевого поведения в процессе общения, владение системой речевых формул общения.
Правильная и грамотная речь, а в особенности правильное произношение – один из важнейших показателей общего культурного уровня современного человека. Ошибки в речи затрудняют обмен информацией, так как слушатель отвлекается от содержания текста, который он слышит от собеседника. В наше время роль литературного произношения значительно возросла, так как с помощью радио, телевиденья и интернета устная речь стала средством общения между тысячами и миллионами людей.
Правильность речи (в узком значении слова) — это соответствие речи нормам литературного языка.
Языковая норма литературного языка — это совокупность традиционных правил, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.
Нормы литературного языка существуют на каждом языковом уровне. Обратимся к их классификации.
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия. Соблюдение единообразия в произношении, соответствие орфоэпическим нормам, имеет важное значение, так как облегчает и ускоряет процесс общения. Например, свёкла, а не свекла, звонИт, звонЯт, а не звОнит, звОнят. Скворе/ш/ник, а не скворе/ч/ник).
Лексические нормы – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа:
Правила применения слов в речи, требуют особого внимания. Слово должно использоваться в том значении, которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется использовать толковые словари русского языка, специальную справочную литературу.
Морфологические нормы – это правила использования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.), словообразовательных норм, которые определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов и синтаксических норм, определяющих правильное построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений с помощью грамматических форм слова. Морфологические нормы касаются правильного выбора и употребления форм слов и синтаксических конструкций. Нельзя, например, соединять две формы образования степени сравнения прилагательных: более худшее, более лучшее. Необходимо использовать форму либо более хороший, либо лучший и т.п.. Синтаксические (употребление словосочетания или предложения). Причастный оборот, как известно, должен стоять перед или после определяемого слова. Нельзя говорить: «Купленные билеты вне кассы недействительны». Синтаксически правильным будут следующие предложения: Купленные вне кассы билеты недействительны или Билеты, купленные вне кассы, недействительны.
Стилистические нормы касаются использования языковых средств, присущих тем или иным функциональным стилям. Например, Эта книжка правдиво отражает борьбу русского народа против французов. Слово «книжка» в данном стилевом контексте является неуместным.
1.2. Популярная музыка как жанр массовой культуры
Ещё в древности люди поняли, что благодаря пению можно зарядиться энергией позитива, привнести в будни радость и свет, успокоиться и выразить свои чувства. В быту человека всегда была песня. Родившись, человек слушал колыбельные, смена сезонов и времён года встречалась пением, работа в поле тоже не обходилась без песни. Обрядовые песни, сопровождавшие любые события в жизни — отдельное направление в музыке. В ходе праздников и молодёжных гуляний исполнялись весёлые, жизнерадостные песни. Песня – наиболее простая, но распространенная форма музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня в широком значении включает в себя все, что поется, при условии сочетания слов и напева.
В жизни современного человека песня играет ничуть не меньшую роль. Люди с удовольствием поют, когда у них радость на душе, когда влюблены, когда приходит весна и расцветают цветы. Хорошая музыка улучшает настроение, любимая песня наполняет сердце счастьем. Когда человек несчастен, песня тоже помогает пережить этот этап. Немало песен о несчастной любви сложено за историю человечества. Испытывая страдания и душевные муки, человек старается облегчить свою душевную боль музыкой. А сколько удовольствия приносят музыкальные фильмы. Каждый может найти в музыке что-то для себя.
Музыка в совокупности со словом действует магически на слушателя. Слово всемогуще, и если выбран верный контекст, если он соответствует состоянию и мыслям слушающего, то это замечательно. Но если человек привык слушать песню с её скудной, порой нелитературной речью, то он и не заметит, как речь песенных текстов программирует его речевую культуру. Эстрадная музыка для молодежи – это своего рода призма, через которую молодой человек воспринимает мир.
2. Практическая часть исследования
2.1. Результаты анализа анкетирования
Чтобы выяснить, какие песни любит слушать подрастающее поколение, было проведено анкетирование среди учащихся МОУ-СОШ с. Звонарёвка. В анкетировании приняли участие 30 учащихся 6 – 11 классов. Ученикам предлагалось ответить на следующие вопросы:
1) Замечаете ли Вы ошибки в современных песнях?
2) Считаете ли Вы, что тексты песен должны быть грамотными?
3) Влияют ли ошибки в песнях на грамотность тех, кто их слушает?
4) Считаете ли Вы, что песни не должны содержать ошибки в текстах?
5) Считаете ли вы, что песни не должны содержать в текстах жаргонизмы и сленговые слова?
6) Каких исполнителей вы слушаете?
Выполнив анализ результатов анкетирования и текстов песен современных исполнителей с учетом музыкальных вкусов опрошенной аудитории, мы определили разновидности нарушений норм литературного языка. Результаты анкетирования показали, что молодые люди, слушая тексты песен, не стремятся определить их тему и основную мысль. Школьников больше привлекает внешний вид исполнителей, а не содержание песен. Современный песенный текст состоит из легко узнаваемых подростками стереотипных, примитивных схем, очень близких их накопленному культурному опыту и уровню понимания, поэтому быстро принимаются и запоминаются слушателями. Именно поэтому такой текст влияет на речевую культуру, культуру мышления и поведения молодых людей. Одной из главных угроз является то, что среди молодежи популярны песни, содержащие ненормативную лексику. Тем самым молодое поколение черпает сквернословие из культурной сферы. Тексты песен насквозь пронизаны использованием средств речевой агрессии с преобладанием жаргонизмов и разговорных конструкций. Анализ показал, что в песнях наметилась тенденция к безграмотному составлению текстов. Некоторые художественные средства языка: эпитеты и метафоры - употребляются в них неуместно и порой даже неумело. Стало очевидным, что в некоторых из них наблюдается отсутствие логической связи между предложениями. В песнях наших дней рифма отходит на второй план, в них доминирует мелодия.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что молодежь песню любит, слушает активно, обращает внимание на слова в песнях, вдумывается в смысл песни, но спокойно относится к нарушениям культуры речи в текстах песен.
Мы считаем, что если активно пропагандировать песню хорошую, говорить о речевой некомпетентности авторов и их речевой безграмотности, учить замечать ошибки, то слушатели будут избирательны в выборе песен, не станут повторять выявленные ошибки.
2.2. Языковые особенности текстов современных песен
Для того чтобы выявить нарушения языковых норм в текстах современных песен, мы прослушали ряд популярных музыкальных композиций периода 2000-2019 годов.
Прежде чем рассматривать ошибки с точки зрения нормативности языка в текстах современных песен и отхода от нее, хотелось бы отметить то, что относится, скорее, к нарушениям этических понятий: негативное отношение к жизни, пессимистическое настроение, мысли о смерти, которые порой звучат в текстах песен современных авторов. Такое отношение к жизни не может не отражаться на настроении молодых людей.
Орфоэпические ошибки включают в себя ошибки с неправильной постановкой ударения или неправильным произношением слова.
Ты звОнишь ей домой, когда меня рядом нет… (звонИть) («Руки вверх» «Студент»)
НезаконнорОжденный мой сын… (незаконорождённый) (В. Пресняков «Незаконнорожденный мой сын»)
Ошибки грамматические
Данный тип ошибок включает в себя нарушения в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений.
Из целого ряда грамматических ошибок нами выявлены следующие:
- неверное употребление предлогов:
Дойти к тебе, дойти б к тебе… (дойти до тебя или прийти к тебе) (Тима Белорусских «Мокрые кроссы»)
Звёзды в небе горят… (звёзды на небе горят) (Юлианна Караулова «Ты не такой»).
Вдоль по коже тянется его рука… (вдоль тела или по коже) (Макс Барских – «Глаза-убийцы»);
Я буду помнить манящий, любимый взгляд,
ведущий до остатка моих дней… (правильно - ведущий к ) (Макс Барских – «С…-любовь»);
Остановилось время в этом месте…(если место, то на этом) (Потап и Настя Каменских – «Почему молчишь»);
А может быть тебе про всё забыть… (забывают обо всём) (Потап и Настя Каменских – «Почему молчишь»);
А может быть тебе про всё сказать… (сказать о) (Потап и Настя Каменских – «Почему молчишь»);
У нас на районе… На районы шлём приветы! (в районы) (Потап и Настя Каменских – «На районе»);
На стене календарь и под окном фонарь (фонарь возле окна) («Винтаж» «Всего хорошего»);
Жизнь дарить с тобой, обожать наших детей (двусмысленность) («Дискотека Авария» - «Если хочешь остаться»);
Сколько на подушку дней я плакала (в подушку) (Бьянка «Лёха»);
Ото всех пропала, на меня запала (от всех убегают, а пропадают для всех) (Д. Билан – «Мулатка»);
Увидел снег в своих висках (седина в висках) (Ф. Киркоров – «Я молодой»);
Глаза напрасно отводишь в сторону вокзала (в сторону отводят взгляд) («Руки вверх» - « Танцуй»);
Стоят девчонки – юбки по колено (одежда бывает до колена) («Руки вверх» - «Стоят подружки»);
- ошибки при образовании причастий и деепричастий:
Глядя на город из окон, кажется он таким далёким (деепричастие - добавочное действие к сказуемому) (Звонкий и Рем Дигга «Из окон»)
Ведь не зря тебе кличка дадена, кличка дадена – злая гадина! (правильно –дана) (Рада Рай – «Ты душа моя»);
Не опуская глаз, не пророняя слов… (не проронив – проронить - инфинитив совершенного вида) (Л. Агутин, А. Варум – «Я буду всегда с тобой»);
Весь мир тобою заслоняя… (заслонив) (С. Павлиашвили – «Выдумать»);
- нарушение падежного образования слова:
А я лежу на пляжУ… (на пляже) (Потап и Настя Каменских - «Где ты, лето»);
Ты в память сохрани этих дней параллели… (П. п. - в памяти) (Светлана Лобода – «Пора домой»);
Ты была молода – красива и похожа на апельсина в своем новом плаще… (В. п. – на апельсин) (группа «UMA2RMAN» -«Ты ушла»);
В одеяле из снов кутаюсь лишь едва… (В.п. – в одеяло) (А.Савельева -«Заболела тобой»);
- неправильное употребление степени сравнения прилагательных:
Мне не нужны с неба звёзды даже, / Только твои губы шоколада слаже… (слаще) (Artik& Asti «Очень-очень»)
Самый лучший день заходил вчера… (лучший день) (Григорий Лепс)
Ты мой самый лучший враг… (Юлианна Караулова «Лучший враг»).
- неправильное образование форм глагола повелительного наклонения:
Едь на такси, но нечем платить… (правильнее сказать «поезжай, езжай») («Чили» - «Преступление»);
- образование просторечных форм слова:
Вася, шо ты гонишь?! (правильно – что) (Потап и Настя Каменских – «На районе»);
Таких дворов на свете тыщи… (тысячи) (Потап и Настя Каменских – «На районе»);
В «Одноклассниках нас нету! (нет) (Потап и Настя Каменских – «На районе»);
Ведь ты так хороша, но знай – и я не черте шо! (чёрте что) (Потап и Настя Каменских – «Чумачечая весна»);
Ну а подруги твердят: “Ты чё блин, оглянись… (что) (ElviraT (Эльвира Тугушева) – «Он не для тебя»);
Здрасьте, я такой же масти… (здравствуйте) (Макsim - «Научусь летать»);
И нету сил – закрываю, я глаза закрываю… (нет) (группа «UMA2RMAN» «Проститься»);
Ошибки лексические
Наиболее распространенными являются в текстах современных песен ошибки лексические.
- неоправданным использованием иностранной лексики:
-А помнишь, Катю: House-Party у неё на хате? (Потап и Настя Каменских – «На районе»);
Feshion girl – огонь и грация… (группа «А-студио» - «Feshion girl»);
Супер – мега МС! Disko superstar. Parti porno-kiler. Disko superstar. Crazi midinight dancer! Disko superstar (группа «Дискотека Авария» - «Disco Superstar»);
- нарушение лексической сочетаемости:
Ты так красива сегодня, / И для кого ты одела это милое платье? (надела) (Группа «Нервы» «Будем рузьями»)
Открываешь тяжелые веки… (открывают глаза, а веки поднимают) (Макс Барских - Глаза убийцы);
Ядовитые мысли повисли вот так на моём языке… (на языке могут «повиснуть» слова) (Светлана Лобода – «Не нужна»);
Ты ослабь мне запястья, просто дай мне вздохнуть... ( ослабить можно хватку) (Светлана Лобода – «Революция»);
Наполеоном Я сжигаю всю тебя, моё творение... (сжигать можно огнём, но не Наполеоном) (Светлана Лобода – «Революция»);
Обжигаешь красотой ты гламурная зараза… (зараза не может быть гламурной) (Потап и Настя Каменских – «Не пара»);
Снова вижу я тебя в который вечер (в который раз) («Бумер» «Седая ночь»);
Шепотом громким мне в ухо крадется луна-не луна (шёпот всегда тихий) (Земфира) ;
- речевая избыточность, многословие:
Я у себя внутри сотру вчерашний мир («Винтаж» - «Всего хорошего»);
Не забывай пламя огня, где мы с тобой греем себя… (Ю. Савичева – «Не забывай»);
- употребление омофонов, нарушающее смысловое единство:
Пора домой! Вези меня водитель немой. Пора домой! Как жаль, что ты сегодня не мой (Светлана Лобода – «Пора домой»);
- немотивированное нарушение границ стилистической сочетаемости:
С тобой растаю в пламени огня (в огне сгорают) (И. Аллегрова – «Горькая вишня»);
Нежной рукою обниму (обнять можно двумя руками) (группа «Руки вверх» - «Я не отдам тебя никому»);
Если на тебе нет полнолуния… (на тебе нет света от Луны) («ВИА ГРА» - «Заклинание»);
Когда я умру, я стану ветром на землю падать первым снегом…( тогда я стану тучей…) (Макsim - «Ветром стать»);
Может, это ветерок мои губы колышет… (ветерок губы обдувает) («Дискотека Авария» - «Если хочешь остаться»);
Я как Федор Михайлыч со своим «Идиотом», я тебя разгадаю по первым трем нотам («Гости из будущего» - «Метко»);
Мысли цвета маренго… («Гости из будущего» - «Метко»);
Также в современных песнях наблюдается огромное количество слов из разряда ненормативных, сленговых, жаргонных и слов-паразитов, но, руководствуясь этическими нормами, не будем рассматривать в данной работе.
Мы проанализировали лишь малую часть всего «богатства» современной поп-музыки, но и из этого можно сделать вывод, что современные песни далеки от норм литературного языка и от культуры речи, это помогло нам составить своеобразный пьедестал почёта нарушителей культуры речи. На первом месте по количеству нарушений норм речевой культуры Потап и Настя Каменских, на втором месте группа «Руки вверх», третье место поделили между собой Светлана Лобода и группа «Ленинград».
Вывод: в современных песнях много речевых ошибок, чаще встречаются лексические ошибки, неправильные сочетания слов. Допускают в текстах логические ошибки, употребление просторечной лексики и другие типы нарушений. Зачастую прослушивая и анализируя текст одной песни, можно обнаружить несколько разных речевых ошибок.
Заключение
Работая над данной темой, мы провели наблюдение над языком современных песен. В результате исследования пришли к выводу, что эстрадные песни расшатывают нормы языка и это влечёт за собой снижение общей словесной культуры и изменение эстетического вкуса носителей языка.
Результаты проведенного нами исследования доказывают выдвинутую нами гипотезу: тексты песен современной российской эстрады зачастую не отражают эстетической природы родного языка, снижают культуру человека.
Нарушения литературных норм воздействует на подсознание и речь подрастающего поколения.
Практическая значимость проекта: материалы данной работы могут быть использованы при изучении раздела «Культура речи» на уроках русского языка, при проведении бесед просветительского характера классными руководителями, учителями музыки со школьниками с целью повышения уровня их речевой и музыкальной культуры и воспитания вкуса. Тема, предложенная нами, будет интересна тем носителям русского языка, которым не безразлична его судьба. Предполагаем, что современная молодёжь будет более критично относиться к современным эстрадным песням, а также к произведениям собственного сочинения.
«Как слово наше отзовется?» - спрашивал в своё время русский поэт Ф.И. Тютчев. Это выражение, ставшее крылатым, имеет глубинный смысл. Ведь слово играет важнейшую роль в формировании нашего сознания и мировоззрения. Но, видимо, авторы текстов современных эстрадных песен не задумываются над этим вопросом.
По мнению психологов, песня – очень важный фактор, влияющий на речевое поведение: слова, даже всецело подчинённые музыке, проникая в подсознание, удерживаются, формируя непосредственно в подсознании орфографические формулы и модели. Действительно, ошибка в тексте песни опасна не только потому, что тиражирована во многих тысячах экземпляров, но и потому, что вторгается в языковую картину мира человека, искажая эту картину, внося в неё деформации, которые зачастую управляют речевым поведением человека.
Сохраняется (к счастью, далеко не у всех) отношение к тексту песни, как к эталону. Подростки повторяют песенные ошибки не потому, что «так слышал», а всё из-за отсутствия логического контроля: он может и не помнить, что слышал, но внедрившийся в подсознание эстрадный компонент имеет безусловную власть над ним.
Речь человека – это его «презентация». Использование просторечий указывает на некоторые качества, особенности социальной жизни, формат беседы говорящего. Чаще всего это происходит у тех, кто не особо хорошо владеет грамотным литературным языком и в неформальных компаниях, когда общение приобретает шутливый поворот или, наоборот, в активных спорах.
Вывод: нужно стараться соблюдать нормы литературного языка, бороться за его чистоту. Современные песни должны быть приближены к этим нормам, так как подростки воспитываются, растут на этих музыкальных композициях.
Источники
Литература:
Интернет-источники:
Приложение
Буклет-тренажёр
Как нарисовать зайчика
Знакомимся с плотностью жидкостей
Мать-и-мачеха
За чашкой чая
И тут появился изобретатель