Исследовательская работа, посвящённая творчеству писательницы и журналиста, ростовчанки И.Н. Калабуховой, была представлена на муниципальном этапе конференции "Отечество", весенней секции ДАНЮИ, городской конференции "Патриотизм - XXI век"
РОСТОВ-НА-ДОНУ – ГОРОД ДЕТСТВА
И. КАЛАБУХОВОЙ.
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАНИЦАМИ МЕМУАРНОЙ ПРОЗЫ РОСТОВСКОЙ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ
Номинация: исследовательская работа (Мой город в годы Великой Отечественной войны)
Дубовская Анна Андреевна
Класс 9 «Б»
Школа №37
Ростов-на-Дону, Ростовская область
2-я Краснодарская, дом 143/1, кв. 105
Руководитель:
Кузьменко Наталья Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы, к.ф.н.
Место работы: МБОУ СОШ №37
Тел.: 2-22-06-24
г. Ростов-на-Дону
Оглавление:
Читать о людях – всегда интересно, а о человеке твоего возраста, твоём земляке - особенно. Тем более интересно, что этот человек рожден в другую эпоху. Книги И. Калабуховой малоизвестны, и это исследование - возможность поближе познакомиться с творчеством ростовской писательницы. Ростов-на-Дону – город ее детства, и на страницах своей мемуарной прозы она отобразила его неповторимый облик.
Моя работа – попытка проанализировать книги этой писательницы, особенности её творческого метода, роль, которую в её произведениях играет образ города – Ростова-на-Дону.
В двухтысячные годы в ростовском литературно-художественном журнале «Ковчег» опубликованы несколько ее повестей: «В прощаньи и прощеньи», «Поминальная молитва», «Ниточка-иголочка», «Бедный Юрик». В 2006 году опубликован сборник повестей «Где мои тринадцать лет?..», куда кроме перечисленных вошли повести «Старухи», «Огород нашего детства». Именно эти произведения являются объектом моего исследования.
Действие происходит в тех местах, где жил автор: в Москве, в Новосибирске, в Бийске и, конечно же, в родном городе И. Калабуховой – Ростове-на-Дону. Её книги погружают читателя в атмосферу разных эпох: это довоенное время, годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления, студенческая жизнь пятидесятых годов. Особое впечатление производит писательская манера И. Калабуховой: внимательное вглядывание в знакомые, дорогие лица, открытие нового, неожиданного в, казалось бы, привычном и хорошо известном.
В предисловии писательница признается: «Я пишу про людей. Не знаю, в каком жанре. Назвала бы это мемуарами, потому что все персонажи моих опусов – или ближайшие родственники, или друзья, или сослуживцы. Но мемуары обязаны быть документальными и достоверными, а я, в случае необходимости, могу и присочинить, бывшее черным превратить в белое или розовое… Поэтому обозначаю свои писания то повестями, то рассказами».
2. Краткий обзор творчества Инны Калабуховой
Будучи профессиональным журналистом, И. Калабухова не оставляла мечту о писательском творчестве. Писала она постоянно. Один из рассказов был опубликован в «Учительской газете» («Саша, Сашенька»), два больших очерка были изданы в Новосибирске, в периодических, серийных сборниках «Звёзды на каждый день» о Новосибирском институте связи и «В стране непотерянного времени» о профессоре Цивьяне. В журнале «Семья и школа» опубликован её очерк «Ночная школа». В первой книге («Из частного собрания» 1999 год Ростиздат, ИЦ «Булат») было собрано всё написанное в семидесятые и одна новая вещь. В 2006 году в издательстве «Старые русские» вышла вторая книга Инны Николаевны – «Где мои тринадцать лет?..». Также она печаталась в «Ковчеге» (например очерк «Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе…» об И.И.Тхоржевском или повесть «В августе 62-го или лицо еврейской национальности»). Написав две свои первые книги, Калабухова взялась за третью («Мой любимый старый дед»), и уже издала её. Красной нитью через всё творчество писательницы проходит мысль о нравственности, о внутреннем мире человека. О внутреннем мире людей, ей близких, о разнице психологий. Писательница везде старается поднять эту проблему. Даже в её рецензиях на фильмы, спектакли, книги видишь вопрос: чему это нас учит, что помогает понять? Многие рассказы поднимают вопрос о воспитании ребёнка, его хрупкого внутреннего мира. Об ошибках родителей или о верном их чутье. Именно эта тема просматривается в её очерке «Ночная школа», напечатанном в журнале «Семья и школа», об этом же рассказ «Саша, Сашенька».
Творчество писательницы не оставляет никого равнодушным. Как было больно за казненных граждан нашего города, как остро ощущалось чувство несправедливости в повести «Поминальная молитва»! А читая её очерки о знаменитых людях, понимаешь, насколько такие люди незаурядны, а часто и необходимы
3. Особенности творческого метода И. Калабуховой
В своей книге «Где мои тринадцать лет?..» Калабухова пишет о том, что ещё подростком мечтала стать писательницей, во многом из-за этого и стала журналисткой. Эти профессии взаимосвязаны, и многие молодые люди становились журналистами, чтобы позже стать писателем. Что ж, эту мечту она осуществила, хотя и не сразу.… Думается, именно длительный опыт журналистской работы помог ей «отточить перо», овладеть теми литературными приёмами создания художественно-публицистической книги, которые и позволяют ей сегодня именоваться писательницей. Гладилин, Гарышин, Сергуненков, Анатолий Кузнецов – все они ехали на Сибирь с целью, чтобы повариться там, среди людей, а позже писать об этом. И Калабухова тоже свято в это верила! Но спустя время, ей стало понятно, что прав был Пруст, описывающий свою бабушку, служанку, запах своей комнаты. Ты лучше знаешь это и расскажешь об этом гораздо интереснее. Нет, тот, другой путь тоже приемлем и не тупиков, но каждый выбирает для себя. И вот, следуя своему пути, в последние несколько лет она стала автором нескольких вышедших в нашем городе книг.
Её прозу можно назвать художественно-мемуарной, потому что в ней есть явные признаки и художественного произведения, и мемуаров. Писательница повествует о своих родных, о своём прошлом, но, по её же словам, может что-то изменить, сгладить углы, сменить чёрное на белое, поменять плюс на минус. Пишет избирательно, о самом главном. При этом интрига, сюжет в этих повестях практически отсутствуют. Всё цементируется, соединяется человеческой личностью, ярким характером, биографией персонажа. В особенности это характерно для повести «Где мои тринадцать лет?..», где весьма ярко показана психология девочки-подростка, находящейся в том возрасте, когда она уже и не девочка, но ещё и не девушка. События происходят в Москве, где Инна Николаевна жила какое-то время. Удивительные конфликты с новым коллективом, появление друзей, первый уход из дома. Первые писательские опыты, разочарование в них, «комиксы» из собственных «гениальных шедевров» - всё это в повести описывается с лёгкой иронией над самой собой. А как колоритны, красивы, интересны портреты одноклассниц! Повесть, вроде бы о жизни простого человека, захватывает полностью.
Выразительность и точность психологических характеристик – одна из характерных особенностей творческого метода писательницы. «На склоне лет становишься дальнозорким. Я имею в виду не только зрение, но и память.… Фигуры прошлого самопроизвольно двигаются в тумане забвения, меняются местами, приближаются, удаляются, оттесняют друг друга, выходят на первый план, а то вдруг исчезают, казалось бы совсем. Но какая-то струна звенит-звенит, тянется вдаль, чаще всего в детство», - пишет Инна Николаевна в повести «Старухи». Невероятно интересен этот «Двойной портрет» сравнением двух женщин, их судеб, характеров. Личностные характеристики, эпизоды жизни создают такую полную картину похожести и непохожести этих старух! Властная, элегантная, «воплощение красивой старости», бабушка главной героини, рядом с которой формировались все идеалы, мировоззрение, все представления о жизни автора, - женщина с «психологией свободного, самодостаточного человека». И Степановна (это прачка семьи Калабуховой, практически, приходящая домработница) – «трудолюбивая, добросовестная, идеально чистоплотная, безупречно честная», с мощным, надёжным биополем. Разные, но в то же время такие похожие, любящие своих близких, добрые и благородные.
Для Инны Калабуховой характерно глубоко психологическое описание близких ей людей (родителей, бабушки, дедушки, дяди, сестры). Сильней всего это проявилось в повести «В прощании и прощеньи». Существенно, что глубокий анализ жизни своей семьи автор повести ведёт в пожилом возрасте, когда большинства героев её книги уже нет в живых. Ведь именно к пожилому возрасту человек приобретает житейскую мудрость, начинает понимать многое из того, что не понимал раньше или мимо чего в суете жизни прошел не задумавшись. А теперь - самое время осмыслить прожитое, расплатиться со всеми, кто обогатил жизнь. И тут всегда есть что вспомнить….
Действие всех повестей происходит в отдалённом прошлом, поэтому чтение их особенно интересно. Причиной этого является мастерство писательницы, её пристальное внимание к изображению мельчайших, но характерных деталей, которые позволяют нам, не жившим в то время, достаточно ярко представить себе обстановку в стране, недавно победоносно завершившей Великую Отечественную войну, но ещё испытывающую множество бытовых и житейских проблем. С удивительной точностью повествует она о своём детстве, о голодных годах войны.
Одной из ярких особенностей стиля И. Калабуховой является обилие литературных ассоциаций, поднимающих факты обыденной, будничной жизни до уровня философских обобщений. Так, например, автором очень вдумчиво подобраны эпиграфы. К повести «Старухи» она берёт эпиграфом слова Франсуа де Ларошфуко: «Уметь быть старым – это искусство, которым владеют лишь немногие». И как верны эти слова! Они полностью совпадают и с содержанием повести и с психологией автора. В качестве вступления к повествованию «В прощаньи и прощеньи» Калабухова предлагает слова Борхеса: «Счастливы не настаивающие на правоте своей, ибо никто не прав либо все правы», а ведь именно о правоте и неправоте это произведение! Именно в этих эпиграфах одна из главных «изюминок» книги.
На страницах прозы И. Калабуховой часто упоминаются писатели, названия книг русских и зарубежных авторов, прямо или косвенно возникают имена героев литературных произведений. Например, в названии повести «Бедный Юрик!» звучит недвусмысленная аллюзия на известного персонажа шекспировской трагедии «Гамлет»: «Бедный Йорик!» Таким образом, литературный и культурный контекст повестей писательницы обширен. Автор зовёт читателя в увлекательный мир литературы, являя собой пример эрудированного и тонкого знатока-библиофила.
4. Ростов-на-Дону – город детства писательницы
Подробно и с любовью к деталям писательница воссоздает атмосферу тех лет, которые для нас стали историей. Образ Ростова-на-Дону, с которым связаны яркие и драматические эпизоды жизни автора, присутствует во многих произведениях Инны Николаевны. В повестях «Старухи», «Огород моего детства» И. Калабухова описывает ранние годы своей жизни в провинциальном довоенном Ростове, незатейливый быт коммунальной квартиры, взаимоотношения близких людей – бабушки и матери, складывающиеся порой непросто. В круг знакомых семьи также входят коренные жители нашего города. Например, Степановна, которая была обыкновенной, но очень трудолюбивой прачкой. Для маленькой Инны она играла роль некого ангела, который помогал их семье, казалось, в безвыходных ситуациях: «Кем же она была для меня?/…/ Фея, да-да, фея!/…/ - в будничном поношенном наряде, с будничной внешностью, но с волшебной способностью одухотворять обычные вещи». Она была примером той женщины, которая символизировала судьбы ростовских матерей, вынужденных растить детей и поднимать хозяйство в одиночку. Именно благодаря таким людям наш город выживал в тяжелые годы войны.
Особенно ярко и трагично описаны месяцы фашисткой оккупации Ростова (повести «Старухи», «Поминальная молитва»). Репрессии против еврейского населения города коснулись и семьи Инны. Двоюродный дедушка-инвалид и двоюродная бабушка рассказчицы погибли в Змиевской балке в числе казненных евреев. В повести «Поминальная молитва» сразу же ставится цель – вспомнить о тех, кто погиб в тот страшный день. Хотя бы о двоих! Бездушный, безликий пустующий музей, в котором нет даже списков убитых, не дал автору в полной мере почтить близких, погибших в Змиевской балке. Поэтому она пишет: «Я поклялась рассказать историю хотя бы тех двоих, которых знала. Пусть это будет моей поминальной молитвой».
Родная бабушка, мать Инны и сама рассказчица избежали этой участи, поскольку выехали за город на юго-восток области. Вернулась семья в Ростов с наступлением зимы 1943 года, когда город был освобождён от захватчиков. Из повестей «Старухи», «Огород моего детства» мы узнаем, насколько сложны были отношения между людьми в оккупированном городе, как тяжело давалось послевоенное восстановление. Но у жителей города была цель: выжить, несмотря на холод, голод, угрозу разоблачения и казни.
Нам, современным читателям, трудно представить себе тяжесть бытовых и моральных условий, в которых жили люди нашего города. Но автор с помощью деталей дает ощутить холод маленькой квартиры с выбитыми стеклами. Отоплением являлась только одна маленькая керосинка, для которой надо было еще и найти топливо. Едой называли маленький кусочек хлеба, который выдавали по продуктовым карточкам. Благодаря убитой взрывом лошади люди могли почувствовать незабываемый вкус котлет. Водопровод не работал, и воду приходилось носить ведрами.
Это подробное воссоздание быта эпохи заставляет задуматься над тем, как мало мы ценим сегодня то, что имеем, по сравнению с тем, что ценили тогда. Обыкновенная тихая жизнь, за которую боролись наши солдаты на Отечественной войне, была намного важнее материальных ценностей.
Особое место в воспоминаниях Калабуховой занимают книги. Это та духовная пища, которая согревала и поддерживала будущую писательницу в военное время. Книг было немного, но благодаря этому они ценились еще сильнее. Начитанность в семье писательницы вызывала безмерное уважение. Круг чтения Инны был самый разнообразный: А. Пушкин и М. Лермонтов, О’Генри и Т. Гофман, О. Уайлд и Э. Золя, Р. Роллан и В. Гюго, Г. Мопассан и Л. Андреев. В повести «Огород нашего детства» автор рассказала о подруге своего детства, ростовчанке Нике Квашниной, с которой её в тяжёлую пору оккупации и послевоенной разрухи сблизила общая любовь к чтению. Девочек-подростков объединило желание, даже потребность, не только читать, но и обсуждать прочитанное. Это рассказ о взрослении, о воспитании личности, о необходимости присутствия рядом интересных людей.
5.Заключение
Размышляя над страницами повестей И.Н. Калабуховой, приходишь к выводу о том, что автор – яркая, самобытная личность, наделённая писательским мастерством, выработавшая собственный, узнаваемый стиль.
Образы Ростова-на-Дону и его жителей, близких и родных автору людей, играют ведущую роль в повестях, проанализированных в этом исследовании. Благодаря им, современный читатель глубже постигает нашу историю, проникается уважением к прошлому, испытывает чувство гордости за земляков, сострадание к тяжёлой и трагической судьбе многих из них.
Такие особенности творческого метода И. Калабуховой, как психологизм, внимание к деталям, мастерство портретной характеристики, ассоциативность, широкий литературный контекст, опора на подлинные события жизни делают чтение повестей И.Н. Калабуховой увлекательным и познавательным, побуждают к поиску новых подробностей и фактов истории родного города.
Дальнейшее изучение творчества писательницы представляется интересным и актуальным. Среди перспектив исследования можно отметить следующие: прочтение и анализ отдельных произведений И. Калабуховой как беллетризованной родословной автора, изучение творчества нашей землячки в широком литературном и культурном контексте.
1.И.Н.Калабухова «Саша, Сашенька», «Учительская газета» №16, М., 1957 г.
2.И.Н.Калабухова «Звёзды на каждый день» (о Новосибирском институте связи), сборник «Шар великана», Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1966 г.
3.И.Н.Калабухова «В стране непотерянного времени», сборник «Люди первой тропы», Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1968 г.
4.И.Н.Калабухова «Ночная школа», журнал «Семья и школа» №4, «Просвещение», М., 1968 г.
5.И.Н.Калабухова «Из частного собрания», Ростиздат, ИЦ «Булат». Ростов-на-Дону, 1999 г.
6.И.Н.Калабухова «В августе 62-го или лицо еврейской национальности». Журнал «Ковчег» №II, Ростов-на-Дону, 2002 г.
7.И.Н.Калабухова «Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе…», журнал «Ковчег», №XI, Ростов-на-Дону, 2006 г.
8.И.Н.Калабухова «Где мои тринадцать лет», издательство «Старые русские», Ростов-на-Дону, 2006 г.
9.И.Н.Калабухова «Мой любимый старый дед», Ростов-на-Дону, издательство «Булат», 2007 г.
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Выбери путь
Две снежинки
Крутильный маятник своими руками