Исследовательская работа ученицы появилась в ходе школьного проекта "Смотрим фильм - читаем книгу" в 2010 году. Фильм П. Лунгина по одноименной киноповести вышел на экраны почти 15 лет назад, но по-прежнему не оставляет равнодушным зрителей разных поколений. Данное исследование - это попытка осмыслить фильм и повесть, наполненные глубинным нравственным смыслом и символикой.
МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи
Донская Академия Наук Юных Исследователей
Наименование секции: «Литературоведение»
Исследовательская работа
тема: «Художественное своеобразие и нравственные уроки киноповести Дмитрия Соболева «Остров». (Опыт читательской интерпретации)»
Автор работы:
Иванова Милана Александровна,
9 «А» класс, МОУ СОШ №37.
Руководитель:
Кузьменко Наталья Михайловна,
кандидат философских наук,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №37
г. Ростов-на-Дону
2010г.
Оглавление:
Художественное своеобразие и нравственные уроки киноповести Дмитрия Соболева «Остров». (Опыт читательской интерпретации)
1. Вступление
Актуальность темы исследования.
Объектом представляемой исследовательской работы является киноповесть Дмитрия Соболева «Остров», получившая известность благодаря одноимённой экранизации Павла Лунгина. Фильм П. Лунгина «Остров», вышедший на экраны в 2006 году и вызвавший широкий зрительский отклик, безусловно, заслужил внимание кинокритиков. Однако, на наш взгляд, философская глубина и духовно-нравственный смысл кинофильма обусловлены не только работой режиссёра и актёров, но и художественными достоинствами первоисточника – киноповести Д. Соболева. Проза Д. Соболева относится к новейшему периоду развития отечественной литературы и тесно связана с кинематографией (автор является профессиональным сценаристом), поэтому его творчество еще предстоит исследовать с позиции литературоведения. Проблематика ранней повести Д. Соболева «Остров» является и вневременной, и очень актуальной, поскольку посвящена вечной теме духовного совершенствования личности, трудному пути человека от искушения и преступления к покаянию и прощению.
Цель данного исследования – определить идейно-художественное, композиционное и жанровое своеобразие киноповести Д. Соболева «Остров», проанализировать образную структуру произведения, в частности, осмыслить значение Библейской символики в тексте, выявить связь киноповести ХХI века с традицией русской классической литературы.
Методы исследования: аналитическое чтение повести Д. Соболева «Остров», изучение критической литературы по данному вопросу с привлечением Интернет-ресурсов; сравнительный метод с целью выявления жанрового и композиционного своеобразия киноповести; элементы культурологического анализа символики произведения.
Новизна исследования состоит в том, что
Научно-практическая значимость. Наблюдения и выводы, сделанные в ходе литературоведческого анализа киноповести Д. Соболева «Остров»,
позволяют рекомендовать это произведение для изучения на уроках внеклассного чтения в старшей школе; материалы данной работы могут быть использованы в работе школьного кинолектория «Смотрим фильм – читаем книгу».
2.Художественное своеобразие повести и её композиция
История, рассказанная в повести "Остров", начинается во время Второй мировой войны. Семнадцатилетний русский солдат Анатолий Савостьянов вместе с сослуживцами попадает в немецкий плен. Чтобы сохранить свою жизнь, он совершает преступление - расстреливает одного из своих товарищей, Тихона Яковлева. Немцы оставляют Анатолию жизнь, но исполненные презрения к предателю, бросают его на маленьком острове, где-то в Северном море, наедине с собой и своей совестью. Парню удается выжить благодаря помощи монахов, которые живут на острове в полуразрушенном монастыре. После войны в восстановленном монастыре мы встречаемся со старцем Анатолием, которого здесь почитают, чуть ли не как святого, за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает прибывающим на остров за советом людям. Однако страшный грех убийства, совершенного им в юности во время войны, не дает ему покоя. Анатолий, чувствуя приближение своей кончины, готовится к смерти. Он знает, что грех его не прощен и не будет прощен, если не произойдет чудо, сотворить которое может только Господь.
Повесть «Остров» посвящена духовной теме – возрождению согрешившего человека через его глубокое покаяние
Анализируя повесть с точки зрения литературоведения, стоит обратить внимание на многогранность и неоднородность сюжета. Сюжетных линий несколько. Они постоянно переплетаются, некоторые из них остаются незавершенными, оставляя ощущение открытого финала. Автор как будто дает нам возможность самостоятельно завершить произведение.
В предисловии к печатному изданию повести Д. Соболева «Остров», Протоиерей Аристарх Егошин пишет, что данное произведение можно определить как притчу [2]. Жанр притчи определяется как «небольшой дидактический рассказ аллегорического содержания» [3]. Не являясь в строгом смысле слова притчей, произведение Д. Соболева содержит в себе некоторые черты этого древнего жанра. Например, используется символика, обобщённость портретной, психологической характеристики персонажей, условность в изображении места и времени действия.
Так, с точки зрения исторической достоверности, в повести присутствует некоторое смешение образов. Герой Соболева, отец Анатолий, одновременно и юродивый, и мудрый старец, и вполне нормальный человек, способный адекватно оценивать свои возможности. Но подобное сочетание невозможно в жизни, где юродивый, то есть человек, добровольно отказавшийся от своего разума, остается таковым во всех своих проявлениях и не снисходит до толкований собственных поступков. Условным в повести является и место действия: некий остров с символическим названием
Холодный, предположительно, один из многочисленных островов Соловецкого архипелага.
Вместе с тем повести присутствуют черты реалистического метода. Наиболее точно изображены отношения между монахами и мирянами. Здесь нет положительных или отрицательных персонажей. Все герои, независимо от их положения в обществе, стремятся приблизиться к Богу, несмотря на то, что все они находятся на разных этапах духовного очищения, и у каждого свой путь к истинной духовной чистоте. Приходя к старцу Анатолию, люди ждут от него чудес, надеются получить помощь не столько от батюшки, сколько от самого Господа Бога. Через свои действия отец Анатолий как бы доносит до разума мирян слова Божьи. Однако реакция людей на открывшуюся им истину неоднозначна, и автор подробно изображает психологическое состояние человека, столкнувшегося с необходимостью трудного жизненного выбора.
Особенностью композиции киноповести Дмитрия Соболева «Остров» является то, что она разделена на три части (главы). Изначально автор планировал назвать их: «Искушение», «Искупление» и «Прощение» [1]. Хотя в дальнейшем сценарист дал им другие названия, этот первый вариант стал сюжетной и композиционной формулой «Острова». Нравственные понятия искушения, искупления, прощения можно рассматривать как ведущие темы киноповести, проходящие красной нитью сквозь текст повествования.
Одним из символических лейтмотивов повести является тема искусителя и жертвы. Данный мотив постоянно прослеживается в произведении и служит одним из элементов сюжета. Сначала в роли искусителя выступает немецкий офицер, который всё время испытывает пленников, заставляя их произносить ругательства и даже совершить преступление. Затем, искусителем становится отец Анатолий, который своим не всегда логичным поведением провоцирует братьев-монахов на нарушение канонов и правил монастырского общежития, на проявление гнева или осуждения в свой адрес, тем самым, проверяя их преданность Богу и способность противостоять греху. С темой искупления совершённого преступления связан преимущественно образ отца Анатолия. Тогда как лейтмотив прощения объединяет всех главных действующих лиц произведения.
Невозможно не оценить художественное своеобразие вступления и заключения повести. На мой взгляд, здесь присутствует образное сходство с Библией: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» [4]. Так начинается книга о создании мира.
А вот начало киноповести Д. Соболева «Остров»: « Тьма вокруг стояла полная и абсолютная, ничем не нарушаемая. Такой же была и тишина. Вековечной и нерушимой. Со времён сотворения мира здесь не было произнесено ни слова, не издано ни звука. Но по мере приближения к
поверхности океана всё стало меняться не то чтобы сразу, а постепенно, не спеша, словно двигаясь через тысячелетия от сотворения мира к его неизбежному концу где-то там, на высшей точке развития. Сначала тьма всё ещё казалась тьмой, сотворённой тьмой. Она становилась серой всё более и более серой, на ней появились блики, лёгкое волнение и движение, словно её разбавлял какой-то белый свет, но не тот божественный, о котором столько написано, а густой белый цвет, словно краска, словно молоко в утреннем кофе. Но жизни видно ещё не было: ни рыб, ни моллюсков, ни птиц, которых можно было разглядеть сквозь толщу морской воды…» [5]
Конец повести как бы зеркально отражает её начало. Если в прологе мы постепенно выходим из тьмы, то в эпилоге, мы снова в неё возвращаемся: «По мере погружения сумрак начал сгущаться, словно постепенно наступал вечер, а затем и ночь, но без звёзд и луны. Тьма становилась полной и абсолютной, ничем не нарушаемой. Шум волн сменила тяжёлая всепоглощающая тишина, вековечная и нерушимая. Со времён сотворения мира здесь не было произнесено ни слова, не издано ни звука. Мироздание как будто откатывалось назад, через всю многовековую историю, к зарождению жизни, не то чтобы сразу, а постепенно, не спеша, словно двигаясь через тысячелетия от высшей точки развития мира к его великому «ничто», предшествующему созданию бытия». [6]
Такое композиционное обрамление обусловлено спецификой жанра киноповести. Предназначенные для экранизации, эти эпизоды призваны создать особую эмоциональную атмосферу, способствующую восприятию сюжета в целом. Однако только при чтении данных фрагментов обнаруживается их глубокая ассоциативная связь с текстом Священного Писания.
3. Система образов киноповести «Остров»
В данном литературном произведении мы встречаемся с тремя психологическими типами людей: отец Анатолий – юродивый, Иов – типичный деятель, Филарет – монах-созерцатель. Давайте, попытаемся охарактеризовать каждого из них.
Юродивые – это особая страница в жизни православной Руси. Считалось, что юродивый – это посланник Божий, и через него Господь доносит до детей своих мысли свои. Поэтому и отношение к юродивым во все времена было особенным, их почитали и боготворили [7].
Прототипами для создания образа главного героя, монаха Анатолия, послужили реально существовавшие русские старцы: преподобный иеромонах юродивый Феофил, живший в Киево-Печерской лавре в 19 веке, и преподобный старец Севастиан, живший в 20 веке в Караганде.
В повести Д. Соболева отец Анатолий предстаёт перед нами и юродивым, и одновременно мудрым старцем, и просто человеком, способным адекватно оценивать свои возможности. Люди ждут от него чудес
и спасения, но его самого может спасти только чудо, которое, в конце концов, происходит, и он получает прощение.
Отца Анатолия мучит жгучее чувство вины за совершенное им в молодости преступление. Пройдя трудный путь очищения через покаяние, Анатолий получает прощение от того человека, в гибели которого всю жизнь считал себя виноватым.
Иов – молодой монах, заведующий хозяйственной частью монастыря, в котором, собственно, и разворачивается действие. Это аккуратный, собранный, трудолюбивый и рассудительный человек. Хотя его рассудительность порой доходит до абсурда, в целом, это образ практичного и целеустремлённого героя, без которого в монастырской, да и в мирской жизни не обойтись.
Филарет – настоятель монастыря на острове Холодный. «На вид ему было лет пятьдесят, и был он тучен, но не высок. Рыженькая борода вокруг круглого подбородка в сочетании с чрезвычайно мягкими чертами лица делала всю фигуру настоятеля немного комичной». Внешность отца Филарета, его манеры и поведение говорят нам о том, что это бесконечно добрый, мудрый, спокойный и наблюдательный человек. Его любимое занятие – чтение духовной литературы.
Филарет относится к своим братьям с любовью, он их по-отечески оберегает, примиряет, ведь практически на протяжении всей повести отец Анатолий и Иов конфликтуют. На мой взгляд, образ Филарета в повести «Остров» играет важнейшую роль. Он воплощает в себе искреннюю, радостную, почти детскую веру в Бога, дух умиротворения и душевного покоя, то есть, те качества, без которых жизнь и в монастыре, и в миру была бы слишком тяжела и безотрадна.
Особенно яркое изображение в повести получили образы мирян. Все они тоже посвящены разным психологическим типам людей. Эти люди принадлежат разным слоям общества, у них разные взгляды на мир, но все они верят в чудо, верят в Бога. Именно вера заставляет их обратиться за помощью к старцу Анатолию. Но, получив указания, они почему-то совсем не торопятся их выполнять. На мой взгляд, это связано с тем, что для того чтобы чудо случилось, нужно приложить и собственные усилия. Но к трудной работе, преодолению себя, отказу от чего-то менее важного в жизни готовы не все.
Например, к отцу Анатолию приезжает женщина с больным ребёнком на руках. У мальчика серьёзно травмирована нога. Старец читает молитвы, но для полного исцеления этого недостаточно. Матери и ребёнку необходимо задержаться на острове на некоторое время. Несчастная женщина разрывается между сыном и работой, ей необходимо срочно возвращаться домой. Но старец категорически против их отъезда, так как в этот момент решается судьба ребёнка. Он останавливает уже почти отчаявшуюся мать от самой страшной ошибки в её жизни.
Трудный выбор приходится делать и вдове, которая много лет живет в полной уверенности, что муж ее погиб на войне. Анатолий рассказывает ей открытую ему истину, что муж на самом деле жив и после плена у немцев проживает теперь в Париже. Старец благословляет женщину бросить всё и ехать к мужу в Париж, чтобы повидаться с ним перед его кончиной. Окончательное решение прихожанки остаётся неизвестным читателю повести.
Итак, образы мирян в «Острове» крайне противоречивые, но в целом яркие и реалистичные.
Особняком в повести стоит образ одного из её главных героев – Тихона.
Тихон – типичный русский солдат тех времён. Это достаточно распространённый образ в отечественной литературе ХХ века (вспомним поэму А. Т. Твардовского «Василий Тёркин», повесть «Судьба человека» М.А. Шолохова). Неразрывная связь с народом подчёркивается речевой характеристикой данного персонажа. В речи Тихона часто звучат народные присказки («Фу-ты ну-ты лапти гнуты» или, например, «Тихон с того света спихан»). Ему присущи такие качества, как честность, храбрость, преданность семье и Отчизне, уважение и любовь к родителям. Его питают истоки традиционной русской культуры. Позднее мы узнаём, что в детстве он был крещён, и это стремление к вере было передано ему по наследству от предков. Доказательством глубокой укоренённости народных традиций в душе Тихона служит молитва к Пресвятой Богородице, произнесённая им самую страшную минуту его жизни. Здесь будут справедливы слова М.М. Дунаева: «Доказано, что все непроизвольные поминания имени Божьего, которые вдруг прорываются у смотрящих в глаза смерти не есть пустой звук, но свидетельство о таящемся в глубинах души, его, быть может, неосознаваемом даже». [8]
Тихон – это тот человек, у которого даже в советское время, несмотря на то, что он состоял в партии, сохранилось стремление к вере. Позже это подтверждает его приезд на остров. Ведь, если бы он не верил в Бога, то вряд ли бы отправился к старцу за исцелением своей больной дочери.
4. Библейская символика
Неразрывна связь произведения Д. Соболева с Библией. В «Острове» присутствует библейская символика, в частности, символика имён.
Например, одного из героев зовут Иов. Согласно Библии, Иов – в иудаистических и христианских преданиях - страдающий праведник, испытываемый сатаной с дозволения Бога. Имя Иова было наряду с именами Ноя и Даниила обозначает (на уровне поговорки) образцового праведника. «Иов в Библии – это образ искренней истовости богатого патриархального главы рода, неуклонно берегущего себя от греха и во всём поступающего как должно». [9]
Персонаж повести Дмитрия Соболева имеет некоторое сходство с библейским героем и, одновременно, отличается от него. Иов в «Острове»
аккуратен, трудолюбив, исполнителен, рассудителен, но, в отличие от страдающего библейского праведника, который ни при каких условиях не поддавался на уловки дьявола, наш герой довольно часто не может противостоять искушению, которому постоянно подвергает его отец Анатолий.
Не случайно параллелью сложным взаимоотношениям отца Иова и отца Анатолия являются библейские образы Каина и Авеля. В одном из диалогов отец Анатолий задаёт Иову многозначительный вопрос, знает ли тот, за что убил Каин Авеля. Согласно Библии, Каин совершил преступление, одержимый чувством зависти к своему брату. Очевидно, что отец Анатолий намекает на подобные чувства Иова по отношению к себе.
В тексте повести встречается также упоминание такого библейского персонажа, как Иисус Навин. Этим именем называет отца Анатолия душевнобольная дочь Тихона Настя. На наш взгляд, такая обмолвка героини является важной художественной деталью. В Библии Иисус Навин олицетворяет собой Божественную волю, его устами говорит сам Всевышний. В одном из фрагментов Ветхого Завета рассказывается, что по слову Иисуса Навина останавливаются в своём движении небесные светила – Солнце и Луна.[10] Закономерно, что в сознании Насти, ещё не окрепшем после совершённого отцом Анатолием чудесного исцеления, его образ соединяется с образом библейского пророка.
5. Заключение
Безусловно, киноповесть Дмитрия Соболева «Остров» - произведение сложное и многогранное, требующее к себе отдельного подхода. Её необходимо перечитывать неоднократно. У разных читателей эта повесть вызывает разные чувства, кому-то она нравится, кому-то – нет, но то, что она не оставляет никого равнодушным, – очевидно.
Цитируемая литература:
1. Соболев Д. Остров и др. произведения. – СПб.: Амфора, 2007, с. 10.
2. Протоиерей Аристарх Егошин «О повести Дмитрия Соболева «Остров» / Соболев Д. Остров и др. произведения. – СПб.: Амфора, 2007, с. 5.
3. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Безносов Э.Л., Ерохина Е.Л. и др. – М.: Дрофа, 2004, с. 402.
4. Бытие. 1:1-2 / Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – 1991, с. 1
5. Соболев Д.: [киноповесть]. – СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2007. – с 15- 16 – (Серия «Смотрим фильм – читаем книгу).
6. Цит. соч., с. 132
7. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. – М.: ВЛАДОС, 1997, с. 86.
8. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII – XX веках. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003, с. 1045.
9. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. – М.: Сов энциклопедия, 1991, 553.
10. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. – М.: Сов энциклопедия, 1991, 488-489.
Самый богатый воробей на свете
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Проказы старухи-зимы
3 загадки Солнечной системы
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей