Исследовательская работа проведена на основе письма с Фронта Ивана Фёдоровича Ревизцева, уроженца с.Натальино Балаковского района Саратовской области. Письмо вызвало интерес у обучающихся, входящих в исследовательскую группу Комнаты Боевой и Трудовой Славы МАОУ СОШ с. Натальино, координатором группы являлась Кумирова Анастасия, обучающаяся 9 класса. Анастасия определила направления исследования, на основе источника- фронтового письма и группа приступила к работе. В материалах, размещённых на сайте.содержится описание этапов работы,теоретический материал и продукт исследования- презентации "Натальинцы в бою за Родину", "Натальинцы в тылу", "Полевая почта", "Военная цензура", "Голубиная почта"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kumirovoy_pisma_konferentsiya.docx | 65.79 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Всероссийская научно-практическая конференция
«История России через историю регионов: Саратовское Поволжье»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Натальино»
Исследовательская работа
Письмо с фронта - исторический источник о Великой Отечественной войне.
Автор Кумирова Анастасия Евгеньевна,
учащаяся 9 класса МАОУ СОШ с.Натальино
Балаковского района
Саратовской области.
телефон:
E-mail: r.e.d.b.e.a.t@mail.ru
Научный руководитель
Чурикова Людмила Викторовна,
учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с.Натальино Балаковского района Саратовской области
телефон: 89271586934
E-mail: Ludmila.Marina1968@mail.ru
Саратов 2019
Содержание.
Введение. ……………………………………………………………..……… … 3
Глава 1. Предыстория исследования………………………….…………….. 3
Глава 2.Исследование начинается……………………………………………4
Глава 3. Полевая почта…………………………………………………………6
Глава 4.Военная цензура………………………………………………………. 8
Глава 5. Голубиная почта…………………………………………..…………. 9
Глава 6. Натальинцы – участники Великой Отечественной войны…... 10
Глава 7. Натальинцы в тылу………………………….…………….……….12
Заключение…………………………………………………………………….. 15
Список использованной литературы и ресурсов……………..………….. 16
Список приложений …………………………………………………………..16
Введение.
Меня зовут Кумирова Анастасия, я живу в селе Натальино Балаковского района и обучаюсь в 9 классе натальинской школы. Своё село я называю моей малой родиной, потому что здесь я родилась, здесь моя семья, мои друзья, родные моему сердцу люди. Малая, потому что - это маленькая частица моей необъятной страны. Для меня Родина это и страна Россия, и дом где я родилась, и берёзка у родного дома, и место, где жили мои предки. Родина нужна мне, а я нужна ей. Ни одна другая страна не заменит Родину, потому что Россия мне родная, а все остальные - чужбина, пусть даже самая прекрасная, с вечнозелёными пальмами, орхидеями, чудесами света. Здесь, где моя Родина- меня всегда ждут, понимают и любят. Почти каждое слово дорого мне и означает начало всему на Земле: семье, отечеству, ручейку, подвигу. Человек рождается для того, чтобы жить и главное место в его жизни занимают мама, семья, друзья, книги. Природа - такие простые, тёплые, человеческие ценности, которые становятся началом настоящей любви к Родине, хранящейся в моём сердце. Россия и малая родина для меня тождественны. В истории моего села отразились все значимые для России события: научные открытия, искусство, подвиги, слава, войны и революции. Для того чтобы знать историю и своего края, и России, необходимо её изучать по книгам и фильмам, урокам и музеям, но особенно интересно самому прикоснуться к различным источникам, провести исследование и ответить на интересующие вопросы.
Глава 1. Предыстория исследования.
Любовь к историческому наследию привела меня в состав исследовательской группы Комнаты Боевой и Трудовой Славы нашего села, которая находится в кабинете истории. По результатам исследований, мы проводим уроки мужества, экскурсии для других школьников и гостей школы. Мне очень интересно этим заниматься, потому что, прикасаясь к истории моего села, становлюсь сопричастной к истории России.
Я расскажу о проекте «Письмо с фронта - источник знаний о Великой Отечественной Войне», исследовательской группы школьной Комнаты Боевой и Трудовой Славы села Натальино, координатором которой я являлась. Работа над проектом не только открыла для нас новые знания, но и изменило наше мировоззрение, сформировало уважение и гордость к историческому наследию, подвигам наших односельчан, сделало сопричастным к трагедии Великой Отечественной войны, через боль, страдания и подвиги близких нам людей.
В нашей школе учителем истории, Чуриковой Л.В. разработан краеведческий проект «Реализация технологии продуктивного обучения краеведения». В рамках проекта мы проводим исследования по истории села Натальино, трудовых и боевых подвигов односельчан, культуре, этнических общностей.
Экспозиции, расположенные в Комнате Боевой и Трудовой Славы, содержат краеведческий материал и исторические источники о создании нашего села, его жителях, которые трудовыми и фронтовыми буднями принесли нашей малой родине славу, уважение и почёт далеко за её пределами. Экспозиционный материал был заботливо собран не одним поколением натальинцев. В настоящее время поисковые исследования продолжаются. Инициаторами рождения поиска являются гости нашего села, жители и ученики. Экспозиция об участии наших земляков в Великой Отечественной войне занимает центральное место в Комнате Боевой и Трудовой Славы, продолжает пополняться экспонатами. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне через воспоминания живых свидетелей того времени и сохранившееся документы той поры.
Никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. Их именами называют сёла, улицы, теплоходы. Лучший памятник героям-землякам и всем погибшим в той войне – наша память и сохранение её для потомков.
На уроках истории, мы изучаем историю нашей Родины, в том числе темы, связанные с Великой Отечественной войной. События ВОВ и героические подвиги поражают мужеством и отвагой. Жители нашего села тоже пережили страшное лихолетье и героически сражались на всех фронтах. Участвуя в проекте, мы узнали о судьбах односельчан, которые защищали нашу Родину, их семьях, которые не только выживали в тяжёлое время, но и помогали фронту своими трудовыми подвигами. Мы узнаём о Великой Отечественной войне из различных ресурсов: книг, интернета, исторических источников: письменных, вещественных, изобразительных, фонических. В своих исследованиях мы обращаемся к различным видам письменных исторических источников, которые традиционно рассматриваются в источниковедческой литературе: летописям, законодательным источникам, актам, делопроизводственной документации, статистическим источникам, документам личного происхождения (дневникам, частной переписке, воспоминаниям, периодической печати, газетам, фотографиям).
Глава 2. Исследование начинается.
В прошлом году, с просьбой исследовать фронтовое письмо своего родственника к членам исследовательской группы Комнаты Боевой и Трудовой Славы села Натальино, обратился ученик 6 класса Дмитрий. Мы с интересом принялись за работу над проектом «Письмо с фронта - источник знаний о ВОВ». Само письмо сильно обветшало, но родственники солдата переписали его, сохранив уникальное содержание источника:
«Привет в родное село Натальино, мамаше, брату Александру.
Наконец представилась возможность написать Вам письмо. Брошу в ………………в «тыловой ящик», Сейчас нахожусь на территории Ленинградской области, прохожу курс молодого бойца командиры ждут «голубков» и если перебросят, …………..заберёт полуторка. Жив, здоров. Я часто вспоминаю тебя, мамочка твоё огромное материнское сердце и тёплые руки, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю... Получили посылочку: кисеты с махоркой да варежки. Все шибко обрадовались. Напиши, где брат - воюет Алексей, есть ли от него весточка, как дела в нашем Колхозе, тяжело Вам там в тылу как и на передовой. Мама, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт - такая штука, что вот живешь, живешь - и вдруг пули или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Русский характер и русский дух сломит любую вражескую силу. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад».
Познакомившись с источником, нами была определена цель: «Исследовать фронтовое письмо воина-красноармейца Ревизцева Ивана Фёдоровича и ответить на вопрос: «Какую информацию можно извлечь из фронтового письма, как исторического источника?».
Задачи:
Предмет исследования: письмо с фронта как исторический источник.
Методы исследования: изучение исторических источников.
Значение этих задач привели к определению основной проблемы исследования: Что чувствовал автор письма? Какие моральные и физические страдания выпали на его долю? Какую информацию несёт письмо с фронта?
Гипотеза: мы ожидали, что исследование письма расширит наши знания о событиях войны и военной истории.
Этапы работы (план выполнения исследования):
1) первоначальное знакомство с семейной реликвией – с письмом, воспоминаниями родственников;
2) работа с источниками о войне - книгами, фильмами, использование знаний, полученных на уроках;
3) детальное изучение исторических источников, сбор сведений, поиск информации по проблеме;
4) оформление результатов работы и определение задач дальнейшего исследования.
Мы определили направления исследования, создали рабочие группы и приступили к исследованию. Наша исследовательская группа, внимательно изучив текст письма, заинтересовалась тем, как доставляли письма в условиях военного времени? Что означает штамп «проверено цензурой»? Кто и для чего проверял фронтовые письма? Почему некоторые места в письме затушеваны химическим карандашом, а написано оно простым? О каких голубках идёт речь в письме? Какое транспортное средство называли полуторкой? На каких направлениях сражались другие односельчане и как трудились в тылу? Что посылали на фронт в посылках?
Наше исследование будет иметь практическое значение. Письма остались как связующая нить между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. История России становится более близкой, когда переживаешь её через судьбы наших земляков.
Глава 3. Полевая почта.
Первая рабочая группа исследовала вопрос «Полевая почта».
По результатам исследования создана презентация и оформлен уголок в Комнате Боевой и Трудовой Славы села Натальино.
Полевая почта - как дорога она была в годы войны каждому красноармейцу. Служили в этом армейском строю «почтарями» самоотверженные люди – главным образом девушки. Они, не зная усталости, обрабатывали почтовые отправления: сортировали газеты, журналы, письма, оформляли посылки, направляя их по воинским частям и подразделениям. Военные почтальоны, нагруженные тяжелыми сумками с пачками писем, газет, журналов, в мороз и стужу, жару и дождь отправлялись из своих баз сначала на машинах, потом на лошадях в расположения подразделений.
Воинские части в различных странах мира имеют полевые почтовые номера, но их полное название, род войск, место расположения и другие подробности, как в мирное время, так и во время войны не разглашаются и являются военной тайной. Письма от гражданского населения из тыла или из других воинских частей посылаются исключительно на полевой почтовый номер части.
Среди законодательных документов, определяющих структуру и функции фронтовых почтовых служб, мы отыскали следующие:
18 сентября 1941 г. вышел Приказ НКО СССР № 72 «О работе полевой почты». 5 сентября 1942 г. Приказ НКО СССР № 0679 «О введении в действие. «Инструкции по адресованию почтовой корреспонденции в Красной Армии в военное время»», направленной на усовершенствование деятельности полевой почтовой связи. 6 февраля 1943 г. приказ НКО № 0105 «О порядке адресования корреспонденции в Красной Армии и правилах сношения войсковых частей и соединений с гражданскими организациями и частными лицами».
На основании этих документов, ввели в действие новую систему условных наименований управлений, объединений, соединений, частей и учреждений действующей армии, а также строевых частей военных округов.
В самом начале войны в Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты. В частях были созданы почтовые полевые станции (ППС), которые гасили корреспонденцию почтовыми штемпелями. Мы узнали, что почту обычно собирал грузовик ГАЗ-АА – «полуторка». Письма, либо открытки, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялись в гражданское отделение связи, оттуда в тыловой военно-сортировочный пункт. Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт, оттуда на военно-почтовую базу армии, оттуда в дивизию, полк, батальон и, наконец, попадали адресату.
На основании документов, регламентирующих работу полевой почты, был создан «Справочник войсковых частей – полевых почт». Справочник включал номера и расшифровку принадлежности органов полевой почтовой связи РККА - полевых почтовых станций, соединений и объединений (бригад, дивизий, корпусов, армий, фронтов).
В адресной строке делалась сокращенная запись в виде «в/ч ххххх-«буква», где «в/ч» означало «войсковая часть» уровня полка (бригады) либо отдельного батальона с последующим пятизначным цифровым кодом данной части. Условные наименования существовавшим и вновь формируемым воинским частям и учреждениям присваивало Организационное управление Генерального Штаба НКО СССР.
Такая же система распространялась и на иностранные воинские формирования в составе фронтов.
В отличие от строевых частей воинским учреждениям и заведениям, размещавшимся на территории военных округов, пятизначные условные наименования не присваивались — для них разрешалось указывать населенный пункт, где находилось воинское учреждение или заведение, и его действительное наименование без указания его специфики.
В годы Великой Отечественной войны основная переписка велась между родными на фронте и в тылу. Ежемесячно в действующую Красную Армию доставлялось 70 миллионов писем! За годы Великой Отечественной войны с фронта в тыл было отправлено 2 милиарда 794 миллионов писем, 9,9 миллионов посылок, 35,5 миллионов переводов.
Письмо Ивана Фёдоровича не запаковано в конверт, а сложено треугольником.
Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците.
Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги, потому что тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы, вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. На всех треугольниках ставили Символ советской власти – пятиконечную звезду, в центре которой были изображены серп и молот. Помимо писем-треугольников, во время войны также выпускались секретки, конверты и открытки. Большинство из них имели текст «Смерть немецким оккупантам», гриф «Воинское», а иногда «Письмо с фронта». Рисунки на них обычно были на темы боевых действий и героического труда в тылу. Поскольку пересылка почты на фронт и с фронта была бесплатной, почтовые отправления, франкированные марками, попадаются очень редко.
Воспользовавшись Справочником полевых почтовых станций РККА в 1941-1945 годов, мы выяснили, что под номером пп 18551была учебная рота 109 СД (7), располагавшаяся в г.Ленинграде, в которой находился Иван Фёдорович.
Глава 4. Военная цензура.
Вторая рабочая группа исследовала вопрос «Военная цензура». По результатам исследования создана презентация и оформлен уголок в Комнате Боевой и Трудовой Славы села Натальино.
Готовое к отправке письмо не заклеивалось, его должна была прочитать военная цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.
Военная цензура — одна из форм контроля со стороны военных и других государственных органов открытых видов информации: печать, радио, телевидение, кино, произведения изобразительного искусства, экспозиции музеев, а иногда и частной переписки.
Цель военной цензуры - не допустить опубликования и оглашения в открытых источниках сведений, составляющих военную тайну, то есть сведений военного характера, специально охраняемых государством как разновидность государственной тайны. Существует как в военное, так и в мирное время, и является разновидностью ведомственной цензуры.
Во время Первой и Второй мировых войн цензура контролировала деятельность военных корреспондентов и переписку военнослужащих.
Мы узнали о документах, на основании которых действовала военная цензура:
Положение о военной цензуре в Красной Армии» от 22 июля 1935 г.Приказ народного комиссара обороны № 0451 от 16 декабря 1943 г.«О введении в действие «Положения о военной цензуре в Красной Армии (на военное время)», Постановление Государственного комитета обороны«О мерах по усилению политического контроля почтово-телеграфной корреспонденции» 6 июля 1941 года 15 февраля 1942 г., Приказ НКО СССР № 034 «О введении в действие «Правил по сохранению военной тайны в печати Красной Армии (на военное время)». Солдатские письма складывали треугольником ещё и потому, что военной цензуре было намного легче развернуть «треугольник». Почтовые карточки содержали определенную зашифрованную информацию в почтовых штампах. В штампах полевой почты СССР указывались полевые почтовые номера.
Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Просмотрено военной цензурой». В связи с цензурными ограничениями до адресата доходили далеко не все письма, например, письма, сообщающие о проблемах в армии, вовсе уничтожались.
Вторая исследовательская группа выяснила, что в письме Ивана Фёдоровича заретушированы географические объекты (названия населённых пунктов), имеющие стратегическую военную тайну.
Глава 5. «Голубиная почта».
Третья рабочая группа исследовала вопрос «Голубиная почта».
По результатам исследования создана презентация и оформлен уголок в Комнате Боевой и Трудовой Славы села Натальино.
С самого начала Великой Отечественной войны голубей использовали для оперативной связи разведывательных отделов. На базе питомников школ связи, создавались стационарные голубиные станции связи. Голуби дрессировались на основных и вспомогательных направлениях. Военно-голубиные станции вместе с инженерными частями, артиллерией устанавливались на важных участках фронта. Эффективность применения ВГС в годы Великой Отечественной войны доказали битва за Москву, Днепр, Киев, партизанская война.
Основные направления деятельности «крылатых рот» были: передача донесений от регулярных частей и подразделений, обеспечение связи оперативно - разведывательных групп, скрытное проникновение в расположение противника, разведывание оборонительной системы противника, выявление слабых мест в оборонительной системе, установление рода войск, численный состав и систему вооружений, боевые вылеты для доставки в тыл врага зажигательных снарядов.
Являясь, порой единственным источником доставки депеш в штаб были переданы многие схемы, планы, карты районов боевых действий, что невозможно было сделать при помощи телеграфа и радио.
В одной из школ связи было 80 солдат и 90 лёгких переносных голубятен (корзин), в каждой из которых помещалось по 6 голубей. Всего в роте насчитывалось 500 голубей, которые были распределены (надрессированы) на 22 направления и надёжно работали в радиусе 10—15 км. За 6,5 месяцев работы голубями было доставлено более 4000 депеш. В среднем за световой день доставлялось 50—55 голубеграмм, а иногда и более 100.
В немецко-фашистских войсках для перехвата почтовых голубей были специально обученные соколы и ястребы, исполняющие роль истребителей. Помимо срочных донесений героические птахи осуществляли боевые вылеты, доставляя в тыл врага зажигательные снаряды. Птицы, ныне олицетворяющие мир, в годы Второй мировой войны превратились для немецких летчиков и водителей топливозаправщиков в настоящий кошмар, обрушивавшийся на них внезапно и неотвратимо.
Потери «крылатых связистов» были значительны. За каждые два месяца войны от снарядов и осколков погибало до 30% обученных голубей.
В письме Ивана Фёдоровича речь идёт о прибытии почтовых голубей, с депешей для части: выдвинуться в заданном направлении для выполнения определённой боевой задачи, поставленной высшим командованием.
Глава 6. Натальинцы – участники Великой Отечественной войны. Четвёртая рабочая группа исследовала вопрос «Натальинцы – участники Великой Отечественной войны». По результатам исследования создана презентация и оформлен уголок в Комнате Боевой и Трудовой Славы села Натальино.
В своём письме Иван Фёдорович спрашивает у своей матери, есть ли известия о брате, Алексее, который также, как и другие натальинцы- односельчане, был призван в ряды Красной Армии. На основе материалов Комнаты Боевой и Трудовой Славы села Натальино, Книги Памяти Саратовской области, электронных ресурсов, помогающих выяснить боевой путь наших земляков, нам удалось узнать информацию о некоторых воинах и оформить экспозиционный материал. Вот так началась Великая отечественная война для защитников Родины моего села:
22 июня 1941года в военкомат шли сотни людей с просьбой направить их на фронт. 23 июня, в городе Балаково, на заводе имени Дзержинского состоялся митинг. 139 человек в тот же день записались в Балаковском военкомате как добровольцы, среди них и Натальинцы.
На территории Натальинского муниципального образования проживало: 968 ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе 239 инвалидов войны, 586 участников войны с группой инвалидности,182 человека, относящихся к категории «Последний военный призыв», 5844 – труженика тыла, 40 человек, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», 1300 вдов участников Великой Отечественной войны,109 ветеранов Великой Отечественной войны. За годы Великой Отечественной войны из села Натальино ушло 506 человек вернулось 237. Наши земляки участвовали в Великой Отечественной войне, начиная с первого дня, и завоевали Победу, самоотверженно сражаясь на всех фронтах и направлениях. В своей работе я расскажу лишь о некоторых участниках Великой отечественной войны моей малой Родины.
Мольков Павел Васильевич. Ефрейтор 1901г.р. Воевал в составе 1164-го-17-го отдельного стрелкового полков. Участник гражданской войны. Награждён медалями.
Паршин Фёдор Кузьмич 1903г.р. Воевал под Москвой в составе особого батальона по борьбе с десантом. Награждён медалями.
Разин Яков Григорьевич. Рядовой 1914г.р. Воевал в составе 138 дивизии с 1941г по 1944г. Награждён медалями.
Саблин Пётр Фёдорович. Старший лейтенант 1901г.р. Воевал в составе 166-гострелкового полка. Участвовал в обороне Москвы. Награждён медалями.
Савочкин Александр Михайлович. Рядовой 1925г.р. Воевал в составе 1265-го стрелкового полка с 1943 по 1944. Награждён медалями.
Силантьев Василий Антонович. Рядовой, 1909г.р. воевал в составе 282-го стрелкового полка с 1941 по 1945г. Награждён медалями.
Срулик Фёдор Ефимович 1922г.р рядовой, воевал в составе 482-го и 362-го стрелковых полков с 19451 по 1945г. Участвовал в обороне Сталинграда. Награждён медалями.
Титов Василий Иванович 1917г.р. Воевал в составе 136-го стрелкового полка 40-й дивизии. Награждён медалями.
Трофимов Григорий Фёдорович. Мл.сержант, 1925г.р. Участник Великой Отечественной войны. Награждён медалями.
Ульянов Александр Антонович. Рядовой. Участвовал в боях на Халхин-горе.
Хиров Пётр Иванович рядовой 1915г.р. Участник Великой Отечественной войны. Награждён медалями.
Шилкин Василий Семёнович. Рядовой 1903г.р. Участник Великой Отечественной войны. Награждён Медалями.
Ярцев Иван Иванович. Рядовой 1910г.р. Участвовал в обороне Сталинграда и при взятии Берлина. Награждён медалями. Егорчев П.И.Родился в 1926г.Призван в Советскую Армию в 1944г.Младший сержант 47-й стрелковой дивизии. Погиб в бою 02.11.44г.у д. Утыни в Латвии.
Егорчев Я.В. Родился в 1915г. Призван в Советскую Армию в 1941г. Киринским РВК. Сержант 123-й стрелковой дивизии. Погиб в бою 07.06.44г. Похоронен у м . Каряконию в Эстонии.
Егорычев А.В.Родился в 1923г. Призван в Советскую Армию в 1941г.Красноармеец 560-го артиллерийского полка 319-й стрелковой дивизии. Погиб в бою 09.07.44г. и многие другие.
Подводя итоги, группа, исследовавшая вопрос участия земляков натальинцев в ВОВ, пришла к выводу: Мы можем с гордостью сказать, что в деле Великой Победы Советского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-45 годов, есть слагаемые мужества и героизма наших односельчан.
Глава 7. Натальинцы в тылу.
Пятая рабочая группа исследовала вопрос «Натальинцы в тылу». По результатам исследования создана презентация и оформлен уголок в Комнате Боевой и Трудовой Славы села Натальино.
Во фронтовом письме Иван Фёдорович, благодарит родных за посылку, в которой были варежки и кисеты с махоркой, спрашивает как дела в колхозе имени Карла Маркса, пишет о том. Что знает как тяжело в военные годы не только на фронте и в тылу. На основе материалов книг с воспоминаниями тружеников тыла, информации сельской модульной библиотеке и ресурсов интернета, мы узнали о героизме односельчан, которые своим добросовестным, самоотверженным трудом помогали фронту в борьбе с фашистскими захватчиками. Каждый раз, 9 мая, когда наша школа колонной движется к обелиску, где проходит торжественное мероприятие, посвящённое Победе советского народа в Великой Отечественной Войне, мы останавливаемся у таблички с надписью, «Здесь тыл - был фронтом!», расположенной на здании администрации Натальинского Муниципального образования, и поклоняемся трудовым подвигам наших сельчан в годы Великой Отечественной войны.
В начале войны на территории села Натальино, было образовано два колхоза «Красное Знамя» и колхоз имени «Карла Маркса».
Когда началась великая Отечественная война, по воспоминаниям второго секретаря райкома ВКП (б) Георгия Ивановича Хохлова, открылся пленум Балаковского райкома ВКП (б). Внезапно открылась дверь, и в зал заседания вошёл бывший председатель колхоза «Красное знамя» И.Ф. Слепков, и объявил, что фашистская Германия напала на нашу страну. Все натальинцы, способные держать оружие, подали заявления в добровольцы. На их место в колхозе «Красное Знамя». Пришли женщины и дети. С началом Великой Отечественной войны сельское хозяйство страны и наших колхозов, было переведено на военное положение.
Сдавали государству почти всё зерно, работали за трудодни. Отправляли в армию и технику и лошадей. Из Натальино - 17 автомобилей с 17-ю водителями. В колхозе остались две небольшие старые полуторки, которые из-за отсутствия бензина, через некоторое время были переоборудованы на газогенераторное топливо. В специальные бачки, которые устанавливались позади кабины, закладывались дровяные чурки и получаемый от их сжигания газ направлялся в двигатель.
Не стало в колхозе и гусеничных тракторов ЧТЗ. Поля обрабатывались тракторами колёсными. Причём запасных частей не хватало, в связи с чем была организована мастерская по реставрации необходимых деталей. Вся тяжесть полевых работ в основном ложилась на плечи женщин и подростков.
Лишь семь механизаторов получили бронь и остались работать на полях, так как фронту нужен был хлеб. От темна до темна, часто ночуя в поле около тракторов, работали В.Д. Казачёк, И. Г. Чернов, И.Ф. Уткин, П.М. Хиров, В.П. и Т. И. Красовские, И. А. Кистенёв.
Механизатор И.А. Кистенёв стал наставником молодёжи. Он подготовил для работы штурвальными зерноуборочных комбайнов группу подростков, которые под его руководством досконально изучили эти сложные машины и через некоторое время стали отличными комбайнерами. В числе их Г. И. Соснин и Я.М. Толмачёв. Часто в газете в этот период упоминается имя комбайнера из колхоза «Красное Знамя» Кистенева И.А. В первое время сменных трактористов не было и вождению обучали подростков и девушек, организовав для них курсы при МТС. Образцы самоотверженной и вдохновлённой работы показали девушки - механизаторы А.В. Белоусова, Е. П. Клюшникова, Ф. И. Паршина, М.И. Провоторхова , А.И. Савочкина, А.Я. и А.А. Каёкины, А.Г Пряхина, Е.Л. Власова , Е. Н.Разина. Несмотря на то, что на поля сражений ушли почти все мужчины, натальинцы производили и отправляли на государственные склады большое количество зерна, мяса, молока, табака, шерсти и другой продукции сельского хозяйства.
Не отставали от взрослых и дети. В колхозе имени Карла Маркса дети организовали бригады по сбору колосков, которые не смогли подобрать уборочные машины. Работа юных натальинцев была особо отмечена в 1942 году в газете «Социалистический труд»: «Школьники Натальинской неполной средней школы принимают горячее участие в ударном декаднике. Они собирают колосья на полях им. Карла Маркса и «Красное Знамя». До письма товарища Калинина можно было видеть праздно бегающими на улице. Когда их ознакомили с письмом Калинина и вызовом колхозников артели «Сигнал революции» (ворошиловский район Саратовской области) о проведении ударного декадника, дети дружно откликнулись на этот призыв. Если в первые дни, до 22 августа, ребят выходило на сбор колосьев 20-25 человек, то 26 августа-76,27 августа- 96»
Правления колхозов «Карла Маркса» и «Красное знамя» очень заботились о детях. Им выдавали по 100 грамм мёду, арбузы, помидоры. Колхоз имени Карла Маркса выделил 14 премий: две по 2 килограмма мёду, 6-мануфактуры (на рубашки, брюки, платья) и последние - деньгами. Организовывали детей и принимали с ними участие в работе, учителя - Людмила Михайловна Попова, Сахарова, Игнатова и другие». В годы Великой отечественной войны натальинцы сдавали в фонд обороны драгоценности и личные сбережения. Вечерами и ночами женщины вязали из овечьей шерсти варежки, шили тёплые рукавицы, кисеты, носовые платки для фронтовиков. В посылках отправлялись на передовую валенки, махорка, сухари, сушёные ягоды, картофель. В течение войны работал и коллектив Натальинского маслосырзавода под руководством старшего мастера Петрова. Его работники выполнили годовой план по маслу на 105 процентов, по сыру на 138.Масло и сыр сдавались государству высшим сортом. Когда Петров ушёл на фронт, его заменила жена, которая ни в чём не уступала мужу и обеспечивала выпуск продукции только отличного качества. Собирали металлолом.
Наша исследовательская группа, изучив документальные материалы и свидетельства очевидцев военного времени, исполнена гордостью и восторгом, трудовым подвигов односельчан. Мы уверены, что в Великой Победе народа над гитлеровскими захватчиками, есть заслуга и наших земляков - натальинцев, трудившихся в тылу и приближавших
Победу!
Заключение.
Работая над исследованием фронтового письма односельчанина, мы изучили научную и художественную литературу, просмотрели и перечитали много ресурсов о войне. В изученной информации показан весь трагизм Великой войны 1941-1945 г.г., жизнь в военные годы. Мы были поражены мужеству и любовью к Родине всех соотечественников, особую гордость вызывают наши земляки - натальинцы. Судьба наших предков, моих односельчан - яркое отражение славной и трагичной истории нашей страны.
Фронтовое письмо привело нас к открытиям интересных фактов, событий истории ВОВ, которая стала для нас близкой и понятной, через судьбы участников, родственники которых учатся с нами в школе. Ежегодно ученики нашей школы с великой радостью принимают участие в торжественном митинге в парке Победы, в шествии Бессмертного полка, в знак памяти и уважения Андреевские ленты пестрят на улицах нашего села.
Мы смотрим и восхищаемся мужеством и гордостью, с которой носят ветераны свои медали и ордена. И только героям известно, какой ценой они им дались. Мы смотрим на ветеранов, которых остаётся всё меньше, и выражаем им своё уважение и вечное почтение. Слов благодарности не перечесть, всех цветов не передарить, но вечная память о Великой Победе над фашистскими захватчиками, память о подвиге натальинцев, их героическом самопожертвовании, навсегда останется в наших сердцах. Спасибо им за Победу! Мы знаем о ней! Помним! Гордимся!
Наш проект - это дань уважения тем, кто вернулся с Победой домой, тем, кто погиб во имя нашей жизни, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, тем, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Значимость проекта заключается в том, что все должны знать, что наши деды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, прекрасную нашу Родину.
Погибшие живут среди живых,
Ушедшие ушли, чтобы вернуться.
Во всех сердцах, во всех домах людских
Неслышные шаги их раздаются.
Забыть их – значит их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей.
И не чугун, не бронза, не гранит,
которые не раз бывали лживы,
А память поколений их хранит.
Вот почему посмертно они живы.
Мы учимся сегодня, чтоб завтра строить,
чтоб небосвод был вечно голубой-
Мы не забудем никогда героев,
что ради жизни шли в бессмертный бой!
Список использованной литературы и ресурсов:
Федеральная архивная служба России (Росархив):
kinarh@online.ru: http://www.rusarchives.ru
Федеральный электронный ресурс «Подвиг народа»и http://podvignaroda.mil.ru/
Гостевая книга- MEMORIAL.ru - memorial.ru›memorial/book.asp
http://www.soldat.ru/pp_v_ch.html- Справочник войсковых частей.
http://www.soldat.ru/pp_v_ch.html - расшифровка пятизначных в/ч полевых почт ( с 1943 г. )
https://bigenc.ru/military_science/text/315225
Приложение :-Справочник ППС и их подчинение
http://www.kremnik.ru/node/422431
https://bigenc.ru/military_science/text/3152253 - Электронная энциклопедия
http://ptitsadoma.ru/golubi/golubinaj-pochta.html- голубиная почта
Книга памяти Саратовской области 1941-1945 гг(том 11): приволжское издательство «Детская книга», 1997.-592с
Биографические воспоминания Первого Комсомольца с. Натальино - Мурзина И.Т. май 1984 г.
Фронтовое письмо натальинца, участника Великой Отечественной Войны, Ревизцева Ивана Федоровича.
Список приложений (Презентации):
Рисуем тыкву
Два морехода
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Иван Васильевич меняет профессию
Снежная сказка
Комментарии
Интересный подход! Спасибо.
Интересный подход! Спасибо.
Настя!Спасибо за участие в
Настя!Спасибо за участие в Вахте памяти,за очень хорошую исследовательскую работу.Молодцы,что храните память,собираете материал о своих земляках. Поработайте на сайтах Память народа,Мемориал. На сайте Мемориал перейдите на расширенный поиск, там поставьте галочки во всех разделах поиска и потом в строке Место рождения напишите Натальино Саратовская.Выйдет список солдат (погибших или пропавших без вести),ваших земляков. Наверняка,вы сможете найти много дополнительной информации. То же самое можно сделать на сайтах Память народа,Подвиг народа.
Людмила Викторовна,спасибо Вам за то, что учите детей хранить память,помогаете им участвовать в проектах!