Исследовательская работа "Шерлок Холмс - образ, взбудораживший умы человечества".
Шерлок Холмс – один из тех литературных персонажей, который известен практически каждому, включая даже тех, кто ничего не читал о его похождениях. Своим появлением на свет он обязан великому английскому писателю сэру Артуру Конан Дойлю, который познакомил нас с ним в своём романе «Этюд в багровых тонах» в 1887 году. О Шерлоке Холмсе снято 211 фильмов. Вопросы о Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне широко обсуждаются в Интернет ресурсах. Произведения Артура Конан Дойла принадлежат мировой литературной классике. Все это само по себе заслуживает особо пристального внимания. Сегодня персонаж Конан Дойла не только его интеллектуальная собственность, но и достояние людей всего мира, неиссякаемый источник анекдотов, пародий. В данное время заметен очередной всплеск интереса к Шерлоку Холмсу, связанный с рядом современных экранизаций, в частности с двумя фильмами Гая Ричи и мини-сериалом BBC, в котором действие перенесено в настоящие дни. Задумка ВВС также повлияла на появление подобных сериалов в других странах. Поэтому тема нашего исследования не потеряет своей актуальности до сих пор. Шерлок Холмс - герой нашего времени. Качества, сочетающиеся в этом персонаже, ценились людьми во все времена. Непревзойдённое чувство юмора, хорошие манеры, незаурядные умственные способности – вот неполный список тех черт характера, которые делают Шерлока Холмса уникальным.
Цель нашей работы состояла в том, чтобы привлечь внимание наших сверстников к образу всемирно известного литературного героя, созданному Артуром Конан Дойлом и показать влияние литературы на общественную мысль.
Поставим перед собой несколько задач:
ü изучить биографию Артура Конан Дойла;
ü проанализировать работы литературоведов, изучавших образ Шерлока Холмса;
ü изучить истоки образа Шерлока Холмса, историю его создания, факторы, влияющие на его развитие;
ü рассмотреть образ Шерлока Холмса на примере повести «Этюд в багровых тонах»;
ü выявить влияние этого персонажа на современную культуру.
Объектом исследования являлся целостный образ Шерлока Холмса. Предметом исследования послужили повесть Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» и другие повести и новеллы о Шерлоке Холмсе.
Практическая значимость работы состоит в возможности её применения в курсе изучения зарубежной литературы на уроках иностранного языка, литературы и искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
oblozhka_titul.doc | 240 КБ |
soderzhanie.doc | 38 КБ |
sherlok_.doc | 149 КБ |
sherlok_holms.ppt | 2.5 МБ |
Дрожжина Екатерина
Шерлок Холмс – образ, взбудораживший умы человечества
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тяжинская средняя общеобразовательная школа №2»
Шерлок Холмс – образ, взбудораживший умы человечества
Исследовательская работа
Выполнила:
Дрожжина Екатерина,
ученица 10 класса
Руководитель:
Радохлеб Ксения Викторовна,
учитель иностранного языка
Тяжинский, 2015
Содержание
Введение
Биография Артура Конан Дойла
История создания повести «Этюд в багровых тонах»
Образ Шерлока Холмса
Роль Шерлока Холмса в культуре и литературе
Заключение
Список литературы
3 стр.
5 стр.
9 стр.
12 стр.
17 стр.
21 стр.
23 стр.
Введение.
Шерлок Холмс – один из тех литературных персонажей, который известен практически каждому, включая даже тех, кто ничего не читал о его похождениях. Своим появлением на свет он обязан великому английскому писателю сэру Артуру Конан Дойлю, который познакомил нас с ним в своём романе «Этюд в багровых тонах» в 1887 году. О Шерлоке Холмсе снято 211 фильмов. Вопросы о Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне широко обсуждаются в Интернет ресурсах. Произведения Артура Конан Дойла принадлежат мировой литературной классике. Все это само по себе заслуживает особо пристального внимания. Сегодня персонаж Конан Дойла не только его интеллектуальная собственность, но и достояние людей всего мира, неиссякаемый источник анекдотов, пародий. В данное время заметен очередной всплеск интереса к Шерлоку Холмсу, связанный с рядом современных экранизаций, в частности с двумя фильмами Гая Ричи и мини-сериалом BBC, в котором действие перенесено в настоящие дни. Задумка ВВС также повлияла на появление подобных сериалов в других странах. Поэтому тема нашего исследования не потеряет своей актуальности до сих пор. Шерлок Холмс - герой нашего времени. Качества, сочетающиеся в этом персонаже, ценились людьми во все времена. Непревзойдённое чувство юмора, хорошие манеры, незаурядные умственные способности – вот неполный список тех черт характера, которые делают Шерлока Холмса уникальным.
Цель нашей работы состояла в том, чтобы привлечь внимание наших сверстников к образу всемирно известного литературного героя, созданному Артуром Конан Дойлом и показать влияние литературы на общественную мысль.
Поставим перед собой несколько задач:
Объектом исследования являлся целостный образ Шерлока Холмса. Предметом исследования послужили повесть Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» и другие повести и новеллы о Шерлоке Холмсе.
Практическая значимость работы состоит в возможности её применения в курсе изучения зарубежной литературы на уроках иностранного языка, литературы и искусства.
В работе использованы следующие методы исследования:
Биография Артура Конан Дойла
Артур Конан Дойл родился в семье ирландских католиков, известной своими достижениями в искусстве и литературе. Школьная жизнь Артура прошла в подготовительной школе Годдера. Когда мальчику исполнилось 9 лет, родственники направили на следующие семь лет в иезуитский закрытый колледж Стонихерст (графство Ланкашир). Немногочисленные счастливые моменты тех лет для него были связаны с письмами к матери: с привычкой подробно описывать ей текущие события своей жизни он не расставался всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в интернате Дойл с удовольствием занимался спортом, в основном крикетом, а также открыл в себе талант рассказчика, собирая вокруг себя сверстников, которые часами слушали на ходу придумывавшиеся истории.
В 1876 году Артур закончил колледж и вернулся домой: первым делом ему пришлось переписать на своё имя бумаги отца, который к тому времени почти совершенно лишился рассудка. О драматических обстоятельствах заключения Дойла-старшего в психиатрическую лечебницу писатель впоследствии поведал в рассказе «Хирург с Гастеровских болот» (1880). Занятиям искусством Дойл предпочёл карьеру медика — во многом под влиянием Брайана Ч. Уоллера, молодого врача, которому мать сдавала комнату в доме. Доктор Уоллер получил образование в Эдинбургском университете: туда и направился Артур Дойл для получения дальнейшего образования.
Будучи студентом-третьекурсником, Дойл решился попробовать свои силы на литературном поприще. Его первый рассказ «Тайна Сэсасской долины», созданный под влиянием Эдгара Аллана По и Брета Гарта (его любимых на тот момент авторов), был опубликован университетской газетой.
С февраля по сентябрь 1880 года Дойл в качестве корабельного врача семь месяцев провёл в арктических водах на борту китобойного судна «Хоуп», получив за работу в общей сложности 50 фунтов. «Я взошёл на борт этого корабля большим неуклюжим юношей, а сошёл по трапу сильным взрослым мужчиной», — писал он позже в автобиографии. Впечатления от арктического путешествия легли в основу рассказа «Капитан „Полярной звезды“». Два года спустя он проделал аналогичный вояж к Западному побережью Африки на борту парохода «Маюмба», курсировавшего между Ливерпулем и западным побережьем Африки.
Получив в 1881 году университетский диплом и степень бакалавра медицины, Конан Дойл занялся врачебной практикой в Портсмуте. Наконец, в 1891 году Дойл решил сделать литературу своей основной профессией. В январе 1884 был опубликован рассказ «Сообщение Хебекука Джефсона». В те же дни он познакомился с будущей женой Луизой Хокинс; свадьба состоялась 6 августа 1885 года.
«Скандал в Богемии», первый рассказ из серии «Приключения Шерлока Холмса» был напечатан в 1891 году. Прототипом главного героя, ставшего вскоре легендарным сыщиком-консультантом, был Джозеф Белл, профессор Эдинбургского университета, славившийся способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека. В течение двух лет Дойл создавал рассказ за рассказом, и в конце концов начал тяготиться собственным персонажем. Его попытка «покончить» с Холмсом в схватке с профессором Мориарти («Последнее дело Холмса», 1893 год) оказалась неудачной: полюбившегося читающей публике героя пришлось «воскресить». Холмсовская эпопея увенчалась романом «Собака Баскервилей» (1900), который относят к классике детективного жанра.
Похождениям Шерлока Холмса посвящены четыре романа: «Этюд в багровых тонах» (1887), «Знак четырёх» (1890), «Собака Баскервилей», «Долина ужаса» — и пять сборников рассказов, самые известные из которых — «Приключения Шерлока Холмса» (1892), «Записки о Шерлоке Холмсе» (1894) и «Возвращение Шерлока Холмса» (1905). Современники писателя были склонны преуменьшать величие Холмса, усматривая в нём своего рода гибрид Дюпена (Эдгара Аллана По), Лекока (Эмиля Габорио) и Каффа (Уилки Коллинза). В ретроспективе стало ясно, насколько Холмс отличается от предшественников: сочетание необычных качеств подняло его над временем, сделало актуальным во все времена. Необычайная популярность Шерлока Холмса и его верного спутника и биографа доктора Ватсона постепенно переросла в отрасль новой мифологии, центром которой по сей день остаётся квартира в Лондоне на Бейкер-стрит, 221B.
На момент написания «Собаки Баскервилей» в 1900 году Артур Конан Дойл был самым оплачиваемым в мировой литературе автором.
В 1900 году Конан Дойл вернулся к медицинской практике: в качестве хирурга военно-полевого госпиталя он отправился на англо-бурскую войну. Выпущенная им в 1902 году книга «Англо-Бурская война» встретила горячее одобрение консервативных кругов, сблизила писателя с правительственными сферами, после чего за ним утвердилось несколько ироническое прозвище «Патриот», которым сам он, впрочем, гордился. В начале века писатель получил дворянское и рыцарское звание и дважды в Эдинбурге принимал участие в местных выборах (оба раза он терпел поражение).
4 июля 1906 года от туберкулёза скончалась Луиза Дойл, от которой писатель имел двоих детей. В 1907 году он женился на Джин Лекки, в которую был тайно влюблен с момента знакомства в 1897 году.
Начало Первой мировой войны полностью перевернуло жизнь Конан Дойла. Сначала он записался добровольцем на фронт, будучи уверенным, что его миссия состоит в том, чтобы подавать личный пример героизма и служения родине. После того как это предложение было отклонено, он посвятил себя публицистической деятельности.
Всю вторую половину 1920-х годов писатель провёл в путешествиях, побывав на всех континентах, не прекращая активной публицистической деятельности. В это время он активно увлекается спиритизмом. Заехав в Англию лишь ненадолго в 1929 году, чтобы отпраздновать 70-летний юбилей, Дойл отправился в Скандинавию. Эта последняя поездка подорвала его здоровье: весну следующего года он провёл в постели в окружении близких.
В какой-то момент наступило улучшение: писатель немедленно отправился в Лондон, чтобы в беседе с министром внутренних дел потребовать отмены законов, преследовавших медиумов. Это усилие оказалось последним: ранним утром 7 июля 1930 года в своём доме в Кроуборо (Суссекс) Конан Дойл умер от сердечного приступа. Его последние слова перед смертью были адресованы его жене. Он прошептал: «Вы замечательны». Он был похоронен неподалеку от своего садового домика. На надгробной плите по просьбе вдовы выгравирован рыцарский девиз: «Верен как сталь, прям как клинок», а также высечены слова, завещанные им лично:
«Меня не поминайте с укоризной,
Если увлек рассказом хоть немного
И мужа, насмотревшегося жизни,
И мальчика, пред кем еще дорога…»
История создания повести «Этюд в багровых тонах»
В марте 1886 года, Конан Дойл начал писать повесть, которая привела его к популярности. Сначала он назывался «Запутанный клубок». Первоначально главного героя в ней звали Шеридан Хоуп, потом - Шеррингфорд Холмс. И только в окончательной редакции появляется такое знакомое всему миру имя - Шерлок Холмс. «Я чувствовал, что могу сделать нечто свежее, бодрое и более искусное. Герой По, замечательный сыщик Дюпен, с детства был моим кумиром. Но смогу ли я добавить что-нибудь своё? И тогда мне вспомнился мой учитель Джо Белл, его орлиный профиль, странные манеры, поразительная наблюдательность. Будь он сыщиком, так уж наверняка поставил бы это захватывающее, но плохо организованное дело на научную основу...», писал Артур Конан Дойл о том времени, когда персонаж рождался в его воображении. В апреле он заканчивает повесть и отсылает в «Корнхилл» Джеймсу Пейну, который в мае этого же года очень тепло о ней отзывается, но отказывает в её публикации, так как она, по его мнению, заслуживает отдельного издания. Так начались мытарства автора, пытающегося пристроить свое детище.
Следующий издатель, к которому обратился Конан Дойл с повестью «Этюд в багровых тонах», назвал ее «бульварной дешевкой». Произведение, как рассказывает биограф Артура Конан Дойла Рассел Миллер в книге «Приключения Конан Дойла», было опубликовано только спустя полтора года в альманахе «Рождественский ежегодник Битона». На обложке, кроме изображения Шерлока Холмса, склонившегося над трупом, было много рекламы, в том числе пасты от клопов. Альманах распродался очень быстро; отзывы были отличные.
Пока «Этюд» ждал публикации, Конан Дойл пребывал в расстроенных чувствах. «Раскрыть раковину настоящей литературы и извлечь оттуда устрицу нелегко. Со временем, однако, все наладится», - писал он матери. И был, как мы знаем, абсолютно прав. Все более чем наладилось.
Литературная карьера Артура Конан Дойла - пусть не разом, а постепенно - пошла в гору. Не с первого раза, но тем не менее публикуются рассказы в толстых журналах, за чем пристально следит отец писателя Чарльз. Человек со сложной судьбой, художник по призванию, алкоголик, Чарльз Дойл во время написания «Этюда...» вообще находился в приюте для душевнобольных.
В 1868 году, чтобы поддержать отца, Конан Дойл предлагает ему проиллюстрировать переиздание «Этюда в багровых тонах». Рисунки вышли неудачными - как пишет Рассел Миллер, Шерлок Холмс оказался больше похож на самого отца писателя, с усами и бородой. Тогда как в повести четко написано, что Холмс всегда был гладко выбрит.
Как дальше сложилась судьба первой повести о Шерлоке Холмсе? Сумасшедший успех в Америке, где повесть была издана пиратским тиражом. В то время конвенция об авторских правах в США была еще не подписана, и едва книга получала успех в Великобритании, она тут же оказывалась изданной в Америке. «Этюд в багровых тонах» имел и там огромный успех.
Роман-повесть разделён на две части. В первой части рассказ ведётся от лица доктора Уотсона, он начинает писать дневник о своих приключениях. После войны в Афганистане он приезжает в Лондон, дабы начать новую жизнь. Но жалования отставного офицера не хватает, чтобы снимать полноценную квартиру и по счастливым обстоятельствам он встречает старого приятеля, который говорит, что один из его друзей тоже ищет жильё. Друга зовут Шерлок Холмс и он, вроде как, странноват. Но для Уотсона это не имеет значения и он соглашается на встречу с Холмсом, в следствии чего они становятся квартиросъёмщиками.
Узнав соседа получше доктор узнаёт, что Холмс талантливый детектив, который, изобрёл свой собственный метод поимки преступников, основываясь исключительно на логике. Уотсон поражён гением соседа и тут же соглашается на приглашение Шерлока раскрыть очередное преступление.
Вторая часть показывает, какова истинная причина совершения преступления. Другая точка зрения, другое отношение читателей.
Но переместимся на полвека вперед, в 1927 год - именно тогда Конан Дойль публикует последние рассказы о Шерлоке Холмсе. Между этими датами - 1887 и 1927 - целая эпоха, во время которой поклонники, почитатели и обожатели великого сыщика измучили Конан Дойля. Он возненавидел своего героя, который затмевал собой все прочее творчество писателя: исторические романы, работы о спиритизме, научно-публицистические повести и другие произведения, коих немало. После трагедии, когда Холмс был убит профессором Мориарти («Последнее дело Шерлока Холмса»), читатели завалили его просьбами вокресить сыщика. И Конан Дойль был вынужден продолжать детективные истории.
В том последнем сборнике о Холмсе, озаглавленном «Архив Шерлока Холмса», Артур Конан Дойль написал: «Боюсь, что м-р Шерлок Холмс, подобно иным знаменитым певцам, пережившим свое время, но не желающим покидать сцену, беспрестанно устраивает “последние” выступления. Пора с этим покончить, он должен уйти. Итак, читатель, скажем: прощай, Шерлок Холмс!».
Первое издание романа на русском языке появилось в 1898 году в декабрьском номере журнала «Свет» под названием «Поздняя месть (Уголовный роман Дойля)», оно было переведено с немецкого Вл. Бернаскони. С тех пор сделано более 10 переводов, публиковавшихся под названиями «Красным по белому», «Красное по белому», «Багровый след», «Мормоны в Лондоне» и др. Наиболее распространённым является перевод Натальи Тренёвой, выполненный для собрания сочинений Конан Дойла, опубликованного в1966 году.
Образ Шерлока Холмса
В общей сложности Шерлок Холмс появляется в 56 рассказах и 4 повестях Артура Конан Дойла. В большинстве случаев повествование ведётся от имени лучшего друга и спутника Холмса – доктора Ватсона. Как уже было сказано, образ героя мы будем рассматривать на примере повести «Этюд в багровых тонах». В этой повести читатели впервые знакомятся с Шерлоком Холмсом.
Описание внешности.
Сам Артур Конан Дойл в своих произведениях никогда не сообщал о дате рождения Шерлока Холмса. Некоторые литературоведы называют 1854 год. При первой встрече Ватсона с Холмсом, мы встречаемся с поверхностным описанием возраста Холмса со слов Ватсона: «Лаборатория пустовала, и лишь в дальнем углу, пригнувшись к столу, с чем-то сосредоточенно возился какой-то молодой человек. Услышав наши шаги, он оглянулся и вскочил с места». Далее доктор Ватсон описывает великого сыщика как высокого, худого молодого человека: «Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался ещё выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере». Следует обратить внимание на его пальцы: «Он протянул руку, и я увидел, что пальцы его покрыты такими же кусочками пластыря и пятнами от едких кислот». Это указывает на то, что человек полностью поглощён своей работой, он любит её. Ему не жаль ради удачного опыта изувечить свои пальцы.
Характер героя.
Странный образ жизни и необычные привычки были переданы со слов Стэмфорда (знакомого доктора Ватсона): «Я не говорю, что он плох. Просто немножко чудаковат - энтузиаст некоторых областей науки. Но вообще-то, насколько я знаю, он человек порядочный». Окружающие считают Холмса слишком одержимым наукой. Это у него граничит с бездушием. Стэмфорд говорит: «Легко могу себе представить, что он вспрыснет своему другу небольшую дозу какого-нибудь новооткрытого растительного алкалоида, не по злобе, конечно, а просто из любопытства, чтобы иметь наглядное представление о его действии. Впрочем, надо отдать ему справедливость, я уверен, что он так же охотно сделает этот укол и себе. У него страсть к точным и достоверным знаниям».
Так же недостатки своего характера раскрывает сам Шерлок Холмс, в момент сделки по поводу квартиры – он курит крепкий табак, держит дома химикалии и время от времени ставит опыты, иногда на него находит хандра, он может по целым дням не раскрывать рта.
Образование.
По образованию Шерлок Холмс, видимо, биохимик. На момент знакомства с Ватсоном он работал лаборантом в одной из лондонских больниц — об этом говорится в начале «Этюда в багровых тонах». Окружающие считают, что Холмс отлично знает анатомию, он первоклассный химик, но медицину никогда не изучал систематически. Холмс утверждает, что не знает о том, что Земля вращается вокруг Солнца, так как эти сведения не важны в его работе. Услышав этот факт от Ватсона, он старается поскорее его забыть. Холмс говорит, что человеческий мозг имеет ограниченную ёмкость для хранения информации, и обучение бесполезным вещам сократит его способность к изучению полезных. Доктор Ватсон впоследствии оценивает способности Холмса таким образом:
В конце повести «Этюд в багровых тонах» оказывается, что Холмс знает латынь и не нуждается в переводе эпиграммы в оригинале, хотя знание языка имеет сомнительную ценность в детективном деле, разве что традиционно связано с анатомией.
Шерлок Холмс в работе.
Холмс — многогранная личность. Обладая разносторонними талантами, он посвятил свою жизнь карьере частного детектива. Расследуя дела, которыми снабжают его клиенты, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм. Неоднократно Холмс позволял людям, по его мнению, оправданно совершавшим преступление, избежать наказания. Холмс в принципе не меркантилен, его в первую очередь занимает работа. За свой труд по раскрытию преступлений Шерлок Холмс берёт справедливое вознаграждение, но если его очередной клиент беден, может взять плату символически или вообще отказаться от неё. Также, Холмс часто жалуется Ватсону, что преступники перевелись, и настоящих преступлений не осталось, и Холмс должен сидеть без работы: «Его энергии не было предела, когда на него находил рабочий стих, но время от времени наступала реакция, и тогда он целыми днями лежал на диване в гостиной, не произнося ни слова и почти не шевелясь.»
При составлении представления о картине преступления Холмс использует строгую логику, которая позволяет по разрозненным и мало значащим в отдельности деталям восстановить единую картину так, как если бы он видел происшествие своими глазами. «По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь — это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену."
Ключевыми моментами метода являются наблюдательность и экспертные знания во многих практических и прикладных областях науки, зачастую относящихся к криминалистике. Здесь проявляется специфический подход Холмса к познанию мира, сугубо профессиональный и прагматичный, кажущийся более чем странным людям, малознакомым с личностью Холмса.
Необычная способность Холмса по мельчайшим признакам совершать поразительные догадки вызывает постоянное изумление Ватсона и читателей рассказов. Сыщик использует и тренирует эту способность не только в ходе следствия, но и в быту. Как правило, впоследствии Холмс досконально разъясняет ход своих мыслей, который постфактум кажется очевидным и элементарным. Метод его мышления можно рассмотреть на таком примере:
«- …Так, значит, вы не сумели увидеть, что он в прошлом флотский сержант?
Даже через улицу я заметил на его руке татуировку - большой синий якорь. Тут уже запахло морем. Выправка у него военная, и он носит баки военного образца. Стало быть, перед нами флотский. Держится он с достоинством, пожалуй, даже начальственно. Вы должны были заметить, как высоко он держит голову и как помахивает своей палкой, а с виду он степенный мужчина средних лет - вот и все приметы, по которым я узнал, что он был сержантом».
Холмс в быту.
Холмс — житель викторианской Англии, лондонец, великолепно знающий свой город. Его можно считать домоседом, и он выезжает за пределы города (страны) только в случае крайней необходимости. Многие дела Холмс разгадывает, не выходя из гостиной миссис Хадсон, называя их «делами на одну трубку».
В быту Холмс имеет устойчивые привычки. Он неприхотлив и практически безразличен к удобствам, совершенно равнодушен к роскоши. Его нельзя назвать рассеянным, но он несколько равнодушен к порядку в комнате и аккуратности в обращении с вещами. Например, проводит рискованные химические эксперименты в своей квартире, нередко наполняя её удушливыми или зловонными парами, или тренируется в стрельбе, выбивает выстрелами вензель королевы Виктории на стене комнаты.
Холмс — убеждённый холостяк, ни разу, по его словам, не испытавший ни к кому романтических чувств. Неоднократно заявляет, что вообще не любит женщин, хотя неизменно вежлив с ними и готов помочь.
Роль Шерлока Холмса в культуре и литературе
Шерлок Холмс является одним из самых популярных литературных героев. Ещё при жизни Конан Дойла стали появляться авторы, пишущие рассказы о приключениях сыщика. В начале XX века российские писатели П. Никитин и П. Орловец создали цикл повестей о расследованиях Холмса в России. Рассказы о детективе писали также сын Конан Дойла Адриан Конан Дойл, Джон Диксон Карр, Эллери Куин, Морис Леблан, Стивен Кинг, Рекс Стаут, Марк Твен, Джулиан Саймонс, Борис Акунин, Сергей Лукьяненко, Михаил Харитонов (Константин Крылов), Энтони Горовиц и даже президент США Франклин Рузвельт.
Образ Шерлока Холмса притягивал и признанных классиков. Правда, те предпочитали писать, в основном, пародии. Так, например, Брет Гарт создал «Приключение с украденным портсигаром», Марк Твен — «Приключение с двойным прицелом», О.Генри — рассказы «Приключения Шемрока Джолнса» и «Ищейки», Джеймс Барри — «Приключения двух соавторов».
Работы исследовательского характера о Шерлоке Холмсе появились уже в начале XX века. Классикой и доныне считаются книги Р. Нокса «Исследование литературы, посвящённой Шерлоку Холмсу» (1911), Х.У.Белла «Шерлок Холмс и доктор Ватсон, летопись их приключений» (1931), Х.Бренкенли «Шерлок Холмс: факт и вымысел» (1932).
Вершиной «холмсоведения» стала «Энциклопедия Шерлокиана: Универсальный словарь сведений, установленных о Шерлоке Холмсе и его биографе, докторе Джоне Г. Уотсоне» Джека Трейси. Этот труд считается лучшим справочным изданием, настольной книгой всех поклонников Холмса.
Шерлок Холмс прочно вошёл в нашу жизнь - люди играют в Сети в интерактивные игры, одна из которых называется, «Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти», «Элементарно, Ватсон!» - крылатая фраза, которую можно услышать где угодно, звонок мобильного телефона, который воспроизводит мелодию Владимира Дашкевича из телефильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (режиссёр И.Масленников).
Как свидетельствует Книга рекордов Гиннеса, о приключениях Шерлока Холмса снято 211 фильмов (и эта цифра растет от года к году), а роль Великого Сыщика в мировом кинематографе в разное время исполняли 75 актеров. Этот факт заслуживает самого пристального внимания. Анализ накопленного бесценного материала превращается в интересную задачу.
В случае с фильмами о Холмсе слаженная игра ведущих актеров в первую очередь обеспечивает успех. Это ясно уже из самих произведений сэра Артура: Шерлок Холмс становится Шерлоком Холмсом только с подачи доктора Ватсона, а доктор Ватсон как литературный персонаж без своего выдающегося друга вообще теряет всякий смысл. Холмс и Ватсон в литературном и, следовательно, кинематографическом смысле выступают как одно целое и не могут существовать и воплощаться по отдельности. Вот почему далеко не все фильмы о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона становятся незабываемыми!
Некоторые кино- и телеверсии составляют целые эпохи в холмсианской кинематографии именно потому, что в них дуэт “Холмс-Уотсон” оказался наиболее удачен, наиболее гармоничен и естественен. Именно выразительность и слаженность этого дуэта сделала эти фильмы незабываемыми. И именно удачность найденных актерских решений подвигала режиссеров на съемки все новых и новых серий, тем самым, приближая холмсианскую кинематографию к заветной книге рекордов. Этим, наверное, объясняется и “сериальность” большинства таких фильмов о Холмсе – зритель требует именно новых встреч с любимыми персонажами, а не просто новых детективных историй.
В периоде разрозненных кино- и телеверсий (1947-1983) ни одного дуэта “Холмс-Ватсон”, воплощенного в это время, не осталось в памяти публики. Однако называть этот период разрозненным и неудачным справедливо лишь для западного холмсианского кинематографа, ибо в нашей стране именно этому времени принадлежит создание бессмертного сериала И.Ф. Масленникова с Василием Ливановым в роли Шерлока Холмса и Виталием Соломиным в роли доктора Ватсона.
Все 9 эпизодов (3 серии “Шерлок Холмс и доктор Ватсон” 1979 года, 6 серий “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона” 1980-1983гг.) не только выполнены в едином стиле, но и последовательно раскрывают разные стороны отношений Холмса и Ватсона. Как неоднократно говорил сам В.Б. Ливанов, и как подчеркивал И.Ф. Масленников, сериал был призван прежде всего, показать Шерлока Холмса и доктора Уотсона людьми, освободить их от штампов, найти и обыграть самые интересные стороны личности и натуры того и другого. Благодаря талантливой работе сценариста и режиссера, на редкость удачному подбору актеров и их блестящей игре эта задача была выполнена превосходно (наиболее явное тому доказательство – европейская награда за лучший дуэт “Холмс – Ватсон”).
Ливановский Холмс отличается от своих западных аналогов чрезвычайной сердечностью, теплотой и душевностью. Он спокоен, рассудителен, даже чувствителен, прост в общении и при этом наделен необычайным чувством юмора. Все это в сочетании со взвешенными манерами, неповторимым голосовым тембром и выдающейся внешностью (пожалуй, единственный его минус – это недостаток роста) дает нашему Холмсу сто очков вперед.
Ватсон Виталия Соломина также ломает многочисленные стереотипы: он молод и очень энергичен, инициативен и тактичен, чрезвычайно импозантен и в меру эмоционален, имеет большое влияние на своего знаменитого друга и с годами сам все более преуспевает в детективном деле.
При этом, углубившись в характеры основных персонажей, авторы невольно достигли нужного эффекта – оставаясь оригинальными личностями и своеобразными людьми, Холмс и Ватсон при этом стали восприниматься как одно целое. Холмс перестал быть экзальтированным эксцентриком, а Уотсон – прилагаемым к нему вопросником. Сценарные и режиссерские решения многообразны: отдельные детективные сюжеты словно ложатся поверх идущих сквозной линией взаимоотношений героев, персонажи параллельно переживают схожие события, от серии к серии они меняются и перенимают черты друг друга и т.п. Все это делает сериал историей подлинного товарищества и истинной мужской дружбы.
Советский сериал о Шерлоке Холмсе (1978—1985) признаётся одной из лучших постановок в кино даже англичанами, а с 23 февраля 2006 года можно говорить и о государственном уровне этого признания — на сайте посольства Великобритании в России появилась новость с заголовком «Василий Ливанов — кавалер ордена Британской Империи». Её Величество Королева Великобритании Елизавета II приняла решение наградить званием Кавалера Ордена Британской империи российского актёра Василия Ливанова. Сообщая эту новость присутствовавшему на приеме г-ну Ливанову Посол Брентон в частности сказал: «Когда я был ребенком, я очень любил Шерлока Холмса, и, посмотрев Ваши фильмы, я могу сказать, что Вы на него очень похожи. Именно таким он и был!»
Заключение
Залогом успеха детективных рассказов на рубеже XIX и XX веков был яркий образ героя, и Конан Дойл это понимал. До произведений Конан Дойла, безусловно, были и другие детективные произведения, ныне забытые, так как в них не было яркого образа Детектива. Даже самому Конан Дойлу не удалось повторить свой успех с другим образом – бригадиром Жераром.
Раскрытие образа Холмса происходило через действие. Сыщик первым делом доказывал свое отличие от подобных ему героев благодаря "дедуктивному методу". В то время как в более ранних произведениях сыщик не играл значительной роли, являясь просто человеком с ответами, а на переднем плане была загадка, Конан Дойл, в надежде на постоянные публикации, искал образ героя, который заставит читателей выбрать из многообразия детективной литературы именно его произведения, и задачу свою он выполнил безупречно – так, что и век спустя Холмса предпочитают всем прочим детективам.
Цикл "Приключения Шерлока Холмса" сделал А.К. Дойла знаменитым. Его герой был принят публикой и прочно вошел в детективную мифологию, и произошло это в первую очередь благодаря образу Шерлока Холмса, а не детективным загадкам, некоторые из которых уже в то время были простоваты и наивны.
Не в последнюю очередь привлекательность образа обуславливается тем, что он, изменяясь от рассказа к рассказу, окружен ореолом таинственности, хотя мы знаем даже, что он ест на обед или какого цвета халат он предпочитает носить. Обилие деталей бытовой жизни и одновременно загадочность мыслей – вот что привлекает читателей к Шерлоку Холмсу. Ну и, конечно же, его верный друг доктор Ватсон, который любезно записал для нас его приключения.
Шерлок Холмс – герой-одиночка, герой-эстет, любящий скрипичную музыку и синтез чего-то нового из неожиданных компонентов. Он же – выдающаяся личность, постоянно находящаяся в движении по воле авантюрного сюжета. И в то же время он – викторианский джентльмен, человек, сам создавший себе имя, имеющий право вершить суд.
Образ Шерлока Холмса, однажды взбудоражив мир, волнует его до сих пор. Он уже давно не просто самый популярный персонаж мировой литературы и не только Величайший Детектив всех времен и народов – это уникальная личность, потрясающий, так никем до конца и не разгаданный человек, который жив в сердцах своих поклонников, жив в современной литературе и кинематографе вопреки логике, вопреки прогрессу и вопреки всякому здравому смыслу…
Список литературы
Произведения исследуемого автора
Литературоведческие работы
Периодические издания
Учебные пособия.
Интернет-ресурсы
Литература на английском языке
Слайд 1
Шерлок Холмс - образ, взбудораживший умы человечества Исследовательская работа Выполнила: Дрожжина Екатерина, ученица 10 класса МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №2» Руководитель: Радохлеб Ксения Викторовна, учитель иностранного языкаСлайд 5
Цель исследования Привлечение внимания сверстников к образу Шерлока Холмса, всемирно известного литературного героя, и выявление его влияния на общественную мысль.
Слайд 6
Задачи исследования изучить биографию Артура Конан Дойла; проанализировать текст «Этюда в багровых тонах»; проанализировать работы литературоведов, изучавших образ Шерлока Холмса; изучить истоки образа Шерлока Холмса, историю его создания, факторы, влияющие на его развитие; выявить влияние этого персонажа на современную культуру.
Слайд 7
Объект исследования - целостный образ Шерлока Холмса. Предмет исследования - повесть Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах».
Слайд 8
Методы исследования изучение и анализ литературных и научных источников по данной теме, анализ экранизаций, посвященных Шерлоку Холмсу; описательный метод; биографический метод; культурно-исторический метод.
Слайд 16
Внешность Шерлока Холмса
Слайд 17
Характер
Слайд 18
Образование Знания в области литературы, философии астрономии – никаких. Политики – слабые. Ботаники – неравномерные. Геологии – практические. Химии – глубокие. Анатомии – точные, но бессистемные. Уголовной хроники – огромные.
Слайд 21
Пример дедуктивного метода Шерлока Холмса Шерлок Холмс и доктор Ватсон заночевали в лесу. Ночью просыпаются. ШХ: Что Вы видите над нами, Ватсон? ДВ: Звёзды, Холмс. ШХ: И о чём это Вам говорит? ДВ: Завтра будет ясная погода. ШХ: Нет, Ватсон, у нас украли палатку!
Слайд 24
Гимн поклонников Шерлока Холмса
Слайд 25
Спасибо за внимание
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Нарисуем попугая цветными карандашами
Петушок из русских сказок
Прекрасное далёко
Позвольте, я вам помогу