Конкурсная работа Республиканского конкурса лучших практик наставничества "Лучший наставник" Номинация: "Ученик-ученик".
Работа заняла 3 место в Республиканском конкурсе лучших практик наставничества.
Цель проекта: создать условия для активизации и развития лидерского потенциала учеников 7-10 классов.
Задачи проекта:
Ключевой идеей проекта «Школа лидера» стало: побуждение учащихся к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего через выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех учеников, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом у сверстников и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные дела.
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_shkola_lidera.docx | 76.33 КБ |
Республиканский конкурс лучших практик наставничества обучающихся
«Лучший наставник»
Проект «Школа лидера»
номинация: «Ученик-ученик»
Авторы работы:
Баякчан Георгий Рубенович,
Шевченко Руфина Руфатовна,
Макарова Арина Андреевна, учащиеся 11 класса
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №10»,
г. Ухта, Республика Коми
Паспорт проекта «Школа лидера»
Заказчик проекта | Администрация МОУ «СОШ №10» |
Команда реализации проекта | Баякчан Георгий Рубенович, Шевченко Руфина Руфатовна, Макарова Арина Андреевна- учащиеся 11 класса; Горбачева Евгения Игоревна - заместитель директора по воспитательной работе |
Место нахождения | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10», Адрес: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул..Дзержинского,д.13 |
Срок реализации | 1 этап - подготовительный (март – июнь 2019 года). 2 этап - практический (сентябрь 2019 года– май 2020 года). 3 этап - аналитический (май – июнь 2020 года). |
Ключевая идея проекта | Побуждение учащихся к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего через выявление, стимулирование и подготовку лидеров. |
Актуальность проекта | Дефицит инициативных и ответственных учащихся, которые могут и хотят управлять группой детей, реализовывать социальные проекты. У многих учеников есть задатки лидера, но не у каждого есть возможность и желание развивать их самостоятельно. |
Новизна проекта | Отсутствие модели управленческого лифта в школе позволяет предложить успешную практику по «выращиванию» лидеров и школьных управленцев. |
Значимость проекта | Практическая значимость проекта заключается в том, что данная практика может использоваться при организации школьного самоуправления в любом образовательном учреждении. |
Оглавление
Список литературы ..………………………………………………………………………18
I. Пояснительная записка
Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. В решении задач социального становления подростка большое значение имеет стимулирование лидерства.
Лидер – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к деятельности. Он стремиться «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих. Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах школьного самоуправления.
Для того чтобы ученик подросткового возраста был успешным и почувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать других, уметь выражать свои мысли и желания.
Активно участвуя в школьном самоуправлении (совет лидеров, совет старшеклассников, совет активистов), являясь выбранными лидерами школы в течение 2 учебных годов, а также являясь учениками 10 класса, мы задумались над тем, что школе необходимо подготовить новых лидеров школы, которые смогут не только занять наше место после того, как мы окончим школу, но и будут развивать свои личные качества и лидерские способности. Также в школе наблюдался дефицит инициативных и ответственных учащихся, которые могут и хотят управлять группой детей, реализовывать социальные проекты.
Лидерами не рождаются, ими становятся. У многих учеников есть задатки лидера, но не у каждого есть возможность и желание развивать их самостоятельно. Именно поэтому мы решили создать «Школу лидера», где каждый желающий ученик 7-10 классов сможет проявить себя.
Собрав воедино все, что нам хотелось реализовать, мы обратились к администрации школы с просьбой поддержать нашу идею - открыть «Школу лидера», в которой мы сможем делиться своим опытом, помогать новым кандидатам в совете лидеров проявить свои способности, реализовывать лидерский потенциал, улучшать образовательные, творческие, спортивные результаты, развивать гибкие навыки и метакомпетенции. Получив одобрение, мы разработали проект «Школа лидера».
Уникальность нашего проекта в том, что он разработан учениками для учеников. Отсутствие модели управленческого лифта в школе позволило предложить успешную практику по «выращиванию» лидеров и школьных управленцев. Также для нас стало важным - привлечь к активной школьной деятельности детей из группы риска (дети, состоящие на внутриклассном и внутришкольном учетах, дети из неблагополучных семей).
Мы предполагаем, что личность может стать социально активной, успешной, конкурентно-способной в результате систематической работы по формированию активной жизненной позиции. Разработка механизма вовлечения учеников в активную жизнедеятельность будет эффективной, если его технологии основываются на теоретических принципах, отображающих компетентностный, личностно-ориентированный подход, что обеспечит возможность научить школьников:
II. Цель и задачи проекта
Цель проекта: создать условия для активизации и развития лидерского потенциала учеников 7-10 классов.
Задачи проекта:
Ключевой идеей проекта «Школа лидера» стало: побуждение учащихся к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего через выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех учеников, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом у сверстников и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные дела.
III. Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный (март – июнь 2019 года).
2 этап - практический (сентябрь 2019 года– май 2020 года).
- обучение участников «Школы лидера»;
- практические занятия участников «Школы лидера» по применению полученных знаний и обучению учащихся.
3 этап - аналитический (май – июнь 2020 года).
IV.Структура, организация и содержание деятельности
Согласно разработанному и утвержденному положению о «Школе лидера», четко определены участники (наставники, наставляемые лица) и требования, предъявляемые к ним.
Проект предназначена для учащихся 7-10 классов. Вид детских групп – постоянный. Количество обучающихся – не более 20 человек в группе.
Координирует работу «Школы лидера» куратор (педагог).
В роли наставников выступают действующие лидеры школы, активно участвующие в школьном самоуправлении, состоящие в совете лидеров, реализующие различные проекты (социально-значимые, творческие, спортивно - оздоровительные и другие) внутри школы.
Требования к наставникам:
Обучение наставников проводится педагогом-куратором посредством семинаров, мастер-классов, бесед, игр и иных обучающих мероприятий.
Участники (далее – наставляемые лица) выбираются из числа учеников 7-10 классов, активно участвующих в школьном самоуправлении (совет активистов).
Требования к наставляемым лицам:
Взаимодействие наставников и наставляемых ведется в режиме внеурочной деятельности. Занятия в «Школе лидера» проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 2 часа.
Тематический план «Школы лидера»:
Название раздела | Основное содержание | Наставники |
Вводное занятие (сентябрь 2019) | - Игры на сплочение. - Анкетирование. - Знакомство с группой. | Баякчан Георгий Шевченко Руфина Макарова Арина |
Ученическое самоуправление. (сентябрь-октябрь 2019) | - Основы самоуправления. -Самоуправление - управление собой. - Кто и чем управляет в школе? - Смогу ли я управлять? - Модель органов ученического самоуправления в МОУ «СОШ №10». - Функции органов самоуправления. | Баякчан Георгий Шевченко Руфина Макарова Арина Горбачева Е.И. (педагог-куратор) |
Лидер . (ноябрь2019) | - Психология лидера. - Понятие лидера, черты характера лидера. - Как развить в себе лидерские качества. - Тест «Лидер ли я?». - Проработка лидерских качеств. - Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, речи, памяти. | Баякчан Георгий Шевченко Руфина Макарова Арина Горбачева Е.И. (педагог-куратор) Жижина Т.М. (педагог-психолог) |
Самопрезентация (декабрь 2019) | - Основа самопрезентации. - Основные навыки выступлений. - Работа над дикцией, разучивание скороговорок. -Успешная самопрезентация. - Практикум. | Баякчан Георгий Шевченко Руфина |
Общение (декабрь 2019 – январь 2020) | - Деловое общение. - Навыки делового общения. - Деловой стиль. - Методы развития уверенности в себе. - Приемы расположения к себе. - Способы уверенного отказа. - Как преодолеть свою застенчивость? - Ролевые игры: «Мои сильные и слабые стороны», «Комплимент». | Баякчан Георгий Шевченко Руфина Макарова Арина |
Команда лидера (февраль 2020) | - Лидерство – я управляю собой и будущим. - Беседа на тему «Что значит работать в команде». - Алгоритм создания команды. - Игры на выявление лидерской позиции, формирование команды. - Игра «Создай команду». | Баякчан Георгий Шевченко Руфина Макарова Арина Мальцев Кирилл (командир СПО «Ледник») |
Коммуникативные качества, самооценка (март 2020) | -Понятие «коммуникабельность». - Навыки успешной коммуникации. - Разные пути общения. - Приемы ведения диалога. - Генерация идей. - Стимулирование идей, суждений. - Бесконфликтное общение. - Мой уровень самооценки. - Тест на самооценку. -Упражнения на повышение самооценки. | Баякчан Георгий Шевченко Руфина Макарова Арина Жижина Т.М. (педагог-психолог) |
Конфликт (март2020 - апрель 2020) | - Понятие «Конфликт». - Управление конфликтом. - Спор – его цели и стратегии». - Игра «Научись говорить СТОП». | Баякчан Георгий Жижина Т.М. (педагог-психолог) |
Виды и формы КТД (апрель 2020) | - Основные идеи, методики КТД, этапы КТД. - Этапы подготовки КТД. - Виды и формы КТД. - Этапы организации КТД. - Практикум «В копилку лидера». - Игры-поединки. - Игры на сплочение команды. | Баякчан Георгий Шевченко Руфина Макарова Арина Мальцев Кирилл (командир СПО «Ледник») |
Разработка КТД (май 2020) | - КТД для младших школьников. - Проведение КТД для младших школьников. -Микро-игра «Киностудия». - Разработка и проведение мероприятия для классного коллектива. | Баякчан Георгий Шевченко Руфина Макарова Арина Горбачева Е.И. (педагог-куратор) |
Итоговая игровая диагностика (май 2020) | - Игра «Самоуправление – ключ к успеху». - Интеллектуальная игра «Дебаты». - Презентация «Я – лидер». - Подведение итогов работы. | Баякчан Георгий Шевченко Руфина Макарова Арина |
Основные принципы в работе с наставляемыми:
1. Принятие (неосуждение наставляемого).
2. Умение слушать и слышать.
3. Умение задавать вопросы.
4. Равенство (отношение к наставляемому как к равному).
5. Честность и открытость.
6. Надежность и ответственность.
7. Последовательность.
Методы и способы осуществления наставнической деятельности в проекте «Школа лидера»:
- личный пример,
- информирование и консультирование,
- актуализация индивидуальной мотивации,
- управление межличностными отношениями в группе,
- метод контролирующего и диагностико-развивающего оценивания (беседы, анкетирование, наблюдение и др.),
- организация деятельности участников,
- обсуждение,
- рефлексия,
- создание специальных ситуаций для расширения опыта наставляемых лиц и активизации их развития.
Формы:
- беседы,
- пресс-конференция,
- занятия с элементами тренинга,
- интерактивные игры и упражнения,
- сюжетно – ролевое моделирование,
- практикумы,
- дискуссии,
- тренинги,
- самопрезентации,
- проектирование,
- рефлексия и др.
Для того, чтобы определить результативность работы по проекту, проводится анкетирование среди участников, опросы, заполняется тетрадь отзывов и предложений. В конце каждого занятия подводятся итоги, заслушиваются участники встреч, разбираются ошибки. Таким образом, следующее занятие обязательно планируется с учетом рефлексии.
Для определения качественных результатов используются следующие формы:
Методика | Содержание | Ответственный организатор |
Опросный «Оценка эффективности занятий» | Участнику (наставляемому) предлагается ответить 4 вопроса:
| Педагог-куратор |
Методика «Цветопись» Лутошкина А.Н. | Участники (наставляемые) цветом обозначают степень важности, необходимости и пользы лично для себя, каждого занятия:
| Наставник (лидер) или педагог, проводящий занятие |
Анкета «Оценка качества преподавания и этики наставника» | Целью исследования является определение уровня наставников и эффективность преподавания. Заполняется участником (наставляемым). Участникам предлагается определить: 1.уровень компетентности наставника 2.ораторские способности наставника 3.степень зависимости наставника от конспектов и записей 4.Уровень коммуникативных способностей наставника (такт, эмоциональность и др.) 5. Разнообразие используемых наставников методов и средств проведения занятий, приемов активизации познавательной деятельности участников. 6.Использование наставником наглядных пособий, технических средств, раздаточного материала 7.Уровень вовлеченности участников в работу на занятиях наставника 8.Дисциплина и посещаемость участников на занятиях наставников 9.Реакция наставника на негативную критику 10.Объективность оценивания наставником работы участников на занятии 11.Доброжелательность, уважительное отношение наставника к участникам, заинтересованность в их успехах. | Педагог-куратор |
Анкета «Удовлетворенность программой «Школа лидера» | Заполняется участниками в конце года, с целью изучить удовлетворенность программой «Школа лидера». | Наставники, педагог-куратор |
Для определения результативности реализации проекта используются следующие количественные показатели (ответственный куратор –педагог):
Количественные показатели | Единица измерения |
Повышение успеваемости (%) | % |
Улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации | /Наблюдение/ |
Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций | Количество человек |
Количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов | Количество проектов, удовлетворительный/неудовлетворительный уровень |
Снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах | Количество человек |
Снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива учащихся | Количество жалоб |
Формы отслеживания и фиксации результатов: грамоты, дипломы, проекты, материалы анкетирования и тестирования, разработки мероприятий, портфолио, перечень готовых работ, фотоотчеты, отзывы детей.
Как и для любого проекта, для «Школы лидера» важно определить к какому результату мы должны прийти.
Ожидаемые результаты:
- создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия;
- снижение темпов роста негативных социальных явлений среди детей;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
- получение участниками «Школы лидера» умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;
- личностный рост участников проекта, повышение интереса к публичным выступлениям.
В результате реализации проекта лидеры классных коллективов приобретут бесценный опыт, который позволит им самостоятельно организовывать деятельность классных активов, сплотит всех классных лидеров в одну команду, которая будет готова к разработке собственных социальных проектов.
Риски | Способы снижения рисков |
Завышенные ожидания (наставляемые лица могут ожидать особой заботы, постоянной поддержки, внимания, детального разъяснения, а наставники могут считать, что наставляемым заведомо интересно, все, что им предлагают и рассказывают). | Детальный разбор проведенных занятий, мероприятий, акций (что получилось, что нет). Заполнение тетради отзывов и предложений, листков обратной связи. |
Нерегулярность встреч (по причине несовпадения нагрузки и расписания учебных занятий наставников и наставляемых лиц). | Выбор наиболее комфортного дня недели и времени (как для наставников, так и для наставляемых лиц) путем коллективного решения. Совместное утверждение расписания занятий. |
Сопротивление родителей на участие детей в «Школе лидера». | Предоставление родителям полной информации о программе «Школа лидера» (цели, задачи, ответственные лица, частота и продолжительность встреч, ожидаемые результаты). Организация встреч с педагогом-куратором. Вовлечение родителей в деятельность «Школы лидера». |
Отсутствие у участников мотивации к выдвижению в лидерский состав по причине недостатка опыта наставнической деятельности. | Систематические тренинговые занятия с участниками по приобретению данного опыта с привлечением педагога-психолога. |
Отсутствие поддержки со стороны педагогов школы. | Разработка способов мотивации педагогов на участие в проекте. |
IX. Ресурсное обеспечение проекта
Используется дополнительный ресурс студенческого педагогического отряда «Ледник» в проведении обучающих мероприятий и проведении некоторых занятий. Для эффективности реализации проекта необходимо наличие опыта работы педагогов: педагог-куратор, педагог-психолог:
Ф.И.О. | Должность | Функции в реализации проекта | |
1 | Горбачева Е.И. | Заместитель директора по ВР | Руководство проектной группой. Разработка, контроль и коррекция этапов реализации проекта. Разработка нормативных документов для реализации проекта. Обеспечение организационных условий реализации проекта. Руководитель «Проектного офиса». «Анализ эффективности реализации проекта. Представление итогов реализации проекта на различных уровнях. Организация методического сопровождения и консультирование. Организация заседания школьного методического совета по экспертизе проекта, критериев оценивания результатов. |
2. | Жижина Т.М. | Педагог-психолог | Проведения тренингов. |
3. | Мальцев Кирилл Александрович | Командир студенческого педагогического отряда «Ледник» | Проведение занятий по организации КТД. Представление опыта. |
Материально-технические условия:
-учебный кабинет, столы; стулья;
- актовый зал;
- компьютер с выходом в Интернет;
- проектор и экран, микрофоны, аудио и видеоаппаратура;
- канцелярские товары, игровой инвентарь,
- принтер.
X. Информация о реализации проекта «Школа лидера»
На данный момент можно уверенно говорить о том, что проект «Школа лидера» оправдывает себя. За время осуществления деятельности нами было разработано и проведено несколько общешкольных мероприятий и проектов (познавательных, творческих).
Участники (наставники и наставляемые лица) активно проявили себя в реализации таких проектов, как:
Были запланированы, но не состоялись (в связи с эпидемиологической обстановкой) следующие мероприятия:
Все эти проекты будут реализованы в будущем учебном году.
Также участники «Школы лидера» регулярно награждаются грамотами и благодарностями за подготовку и проведение мероприятий различных уровней.
Результатом правильной организации работы наставников является высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что оказывает несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Наставляемые получили необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Одним из важных достижений мы можем назвать то, что в команду «Школы лидера» вступили ученики из группы риска (неуспевающие, состоящие на внутриклассном или внутришкольном учете, дети из неблагополучных семей). Они постепенно реализовывали себя и сейчас активно участвуют во всех мероприятиях. Здесь они нашли поддержку и возможность раскрыть себя. Для каждого участника здесь создана «территория успеха». А девизом нашей деятельности стало высказывание: «От замысла-до результата».
Список литературы:
Пока бьют часы
Фильм "Золушка"
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Рисуем пшеничное поле гуашью
В какой день недели родился Юрий Гагарин?