Данная работа носит исследовательский характер. В ней рассматривается феномен дополненной реальности (AR), приводятся примеры использования технологии в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется возможности использования дополненной реальности в сфере искусства, проведен анализ AR приложений в арт-сфере.
В практической части работы описывается уровень осведомленности школьников о дополненной реальности, а также опыт проведения декады искусства с применением AR. По итогам декады, посвященной шедеврам Русского музея, учащиеся поделились своими впечатлениями от знакомства с новой технологией, указали на достоинства и недостатки ее применения в выставочно-экспозиционной деятельности.
Автор приходит к выводу, что дополненная реальность позволяет обогащать мир новейшими технологиями, порождая уникальный, комплексный интерактивный опыт. Применение ее в выставочно-экспозиционной деятельности имеет большие преимущества как в системе образования, так и в системе культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_mezentseva.docx | 235.84 КБ |
Тема: «Дополненная реальность как художественный феномен XXI века»
Автор: Мезенцева Ирина Юрьевна, учащаяся 9 класса ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть – Кинельский
Научный руководитель: Минина Валентина Владимировна, учитель искусства ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть – Кинельский
г.о. Кинель, 2020 г.
Аннотация
Мезенцева Ирина Дополненная реальность как художественный феномен XXI века.
Данная работа носит исследовательский характер. В ней рассматривается феномен дополненной реальности (AR), его отличия от реальности виртуальной (VR), приводятся примеры использования технологии в различных видах деятельности человека. Особое внимание уделяется возможности использования дополненной реальности в сфере искусства, проведен анализ AR приложений в сфере культуры.
В практической части работы описывается уровень осведомленности школьников о дополненной реальности, а также опыт проведения декады искусства с применением AR. По итогам декады, посвященной шедеврам Русского музея, учащиеся поделились своими впечатлениями от знакомства с новой технологией, указали на достоинства и недостатки ее применения в выставочно-экспозиционной деятельности.
Автор приходит к выводу, что дополненная реальность позволяет обогащать мир новейшими технологиями, порождая уникальный, комплексный интерактивный опыт. В современном искусстве данная технология открывает поистине неограниченные возможности. Применение ее в выставочно-экспозиционной деятельности имеет большие преимущества как в системе образования, так и в системе культуры.
Список ключевых слов
Дополненная реальность (Аugmented reality, AR), виртуальная реальность (Virtual reality, VR), искусство, арт-объекты, выставочно-экспозиционная деятельность, школа
Оглавление
Введение…………………..…………………………………………….. | 4 стр. | |
1. | Дополненная реальность и искусство ……………………………………… | 6 стр. |
1.1. | Дополненная реальность и принцип ее работы…………………………….. | 6 стр. |
1.2. | Дополненная реальность как инструмент искусства……………………….. | 8 стр. |
1.3. | Арт-приложения дополненной реальности…………………………………. | 10 стр. |
2. | Возможности использования дополненной реальности в экспозиционно-выставочной деятельности школы……………………………..…………….. | 12 стр. |
2.1. | Выявление уровня осведомленности школьников о дополненной реальности и возможностях ее применения в области искусства….……… | 12 стр. |
2.2. | Проведение предметной недели по искусству с применением технологии дополненной реальности………………………………….….………………. | 16 стр. |
2.3. | Анализ проведенной работы…………………………………………..……… | 18 стр. |
Заключение …………………………………………………………………… | 21 стр. | |
Библиографический список……………………………………………………. | 22 стр. | |
Приложения |
Введение
В 2016 году повсеместный интерес вызвала игра «Pokemon Go», разработанная компанией Niantic для устройств на платформах IOS и Android. Игра была выполнена в жанре городского ориентирования с использованием технологии дополненной реальности или Augmented Reality (AR).
А недавно Apple и Google показали новые инструменты по созданию приложений с применением дополненной реальности, чьи возможности гораздо шире и полезнее для общества, чем ловля слоупоков [6].
И, действительно, с каждым годом можно наблюдать, что данная технология набирает все большую популярность. Ведущие мировые бренды используют ее в своих рекламных кампаниях, издательства “дополняют” контент своей печатной продукции, учебные заведения применяют ее для лучшего усвоения материала. Неудивительно, что AR-технология проникает в искусство и осваивается им.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что современное искусство все больше выходит за рамки реальности. Арт-объекты в настоящее время часто создаются с помощью цифровых инструментов или сами предстают перед зрителями в цифровом формате. Все чаще музеи стали включать в программу интерактивные проекты и внедрять в свою деятельность AR-технологии для привлечения посетителей. Артефакты древности и музейные экспонаты теперь оживают и дают зрителю новый опыт. Формируется новый кластер мастеров и арт-пространств, использующих технологии дополненной и виртуальной реальностей. Можно смело утверждать, что дополненная и виртуальная реальности становятся культурным и художественным феноменом XXI века.
В связи с этим возникают логичные вопросы: каким образом технологии дополненной реальности могут быть использованы в области искусства? Какие задачи они решают? Какие приложения доступны для российских пользователей? Насколько удобно и практично применение AR в экспозиционно-выставочной деятельности школы? Чтобы ответить на эти вопросы, требуется детальное изучение опыта и возможностей применения технологий дополненной реальности в искусстве.
Цель работы: изучить возможности применения дополненной реальности в области искусства.
Задачи:
Гипотеза: дополненная реальность может сделать процесс знакомства с произведениями искусства более интересным и запоминающимся.
Объект исследования: технологии дополненной реальности, имеющие потенциал применения в искусстве.
Предмет исследования: возможности технологий дополненной реальности в экспозиционно-выставочной деятельности, их необходимость и эффективность.
Методы работы:
Теоретические – сбор и анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические – методы сбора данных (опрос, наблюдение, анкетирование).
Методы математической (статистической) обработки результатов.
В ходе работы были использованы журнальные статьи, новостные колонки, статьи периодических изданий, веб-сайты.
Данная работа состоит из введения, 2х глав и заключения. В первой, теоретической главе мы рассмотрим технологию дополненной реальности, ее особенности, принципы работы, сферы применения в целом и в искусстве в частности. Также здесь мы познакомимся с конкретными арт-приложениями, которые можно использовать в своей повседневной жизни. Во второй, практической, части мы опишем работу по применению дополненной реальности в выставочно-экспозиционной деятельности школы. Она позволит нам выявить уровень осведомленности школьников среднего звена об AR-технологии, опыте ее использования в практической деятельности, достоинствах и недостатках.
В качестве наглядности в работу включены QR-коды с ссылками на Интернет-ресурсы, демонстрирующие возможности дополненной реальности и конкретных приложений. Вам достаточно навести на них камеру своего смартфона и воспользоваться одним из многочисленных бесплатных приложений-«ридеров».
Термин «дополненная реальность» был предложен исследователем авиа-космической корпорации Boeing Томом Коделом в 1990 году. Чтобы снизить затраты на дорогие диаграммы, которые использовали для разметки заводских зон по сборке самолетов, он предложил использовать специальные шлемы, которые отображали информацию для инженеров. Это позволило не переписывать обозначения вручную, а просто изменять их в компьютерной программе [6].
Что же такое дополненная реальность?
Дополненная реальность (от англ. augmented reality, AR) — это общее название технологий внесения цифрового контента в физический мир в режиме реального времени. Они накладывают смоделированные компьютером слои улучшений на существующую реальность, дополняют физический мир, как мы его видим, цифровыми данными с помощью каких-либо устройств — планшетов, смартфонов и пр. Основная цель использования AR — сделать окружающую среду более выразительной, многогранной и яркой [1, 2, 6] (Рис.1).
Дополненная реальность – это вариация виртуальной среды (virtual reality, VR). Главным отличием AR от VR является частичное погружение в виртуальный мир. Пользователь может видеть реальную картину мира с виртуальными объектами, включенными в нее. А технологии виртуальной реальности полностью погружают пользователя в синтетическую, созданную среду. Следовательно, AR дополняет реальность, а не полностью ее заменяет [10].
Как же работает эта технология?
Основа дополненной реальности – это система оптического трекинга. Виртуальные объекты помещаются поверх реального изображения и привязывают их к окружающей обстановке с помощью специальных меток-маркеров или якорей GPS-координат. Объектами AR-технологии могут быть видео и аудиоматериалы, 3D-модели, текстовый контент и проч.
Смартфон с помощью камеры и встроенных датчиков через специальное приложение получает изображение и данные для обработки, которые затем идентифицирует. Распознав маркеры в реальном мире, устройство «переносит» их в виртуальную среду, накладывает один слой реальности на другой и таким образом создает мир дополненной реальности [6,10].
Дополненная реальность зарекомендовала себя как очень полезный инструмент в повседневной жизни. Области ее применения поистине безграничны.
Так, в области медицины AR обладает большим потенциалом от максимально наглядного обучения студентов до эксплуатации оборудования МРТ и выполнения сложных операций. Визуализация данных прямо на пациенте вместо расставленных вокруг экранов может помочь врачу быстрее реагировать и точнее работать.
В сфере образования AR технология позволяет применить виртуальные интерактивные иллюстрации, которые можно рассмотреть со всех сторон, с которыми можно взаимодействовать и тут же видеть результат своих опытов.
В военной промышленности AR служат в системах наведения в боевых истребителях, дронах и танках. Сейчас новейшие технологии применяются в обучении и позволяют солдатам побывать в условиях, максимально приближенных к боевым, без всякой опасности для жизни и здоровья.
AR предоставляет множество возможностей для повышения эффективности и экономии затрат в области бизнес-логистики. Она включает транспортировку, складирование и оптимизацию маршрута.
Один из самых больших промышленных вариантов использования AR — это ремонт и обслуживание сложного оборудования. Будь то автомобильный мотор, МРТ-машина или небольшой кондиционер, рабочие могут использовать AR-гарнитуры и очки, чтобы оперативно предоставлять полезную информацию, предлагать возможные исправления и указывать на возможные проблемы.
В последние годы технологии значительно продвинулись в развитии индустрии туризма. Использование дополненной реальности дает возможность туристическим агентствам предоставить потенциальным клиентам захватывающий опыт перед их путешествием, совершить виртуальную прогулку по той стране или городу, где они хотели бы побывать. Кроме того, дополненная реальность позволяет сориентироваться на местности, помогает найти нужный объект и проложить к нему маршрут.
Дополненная реальность обещает помочь в ситуациях общественной безопасности. Сегодня, в случае чрезвычайной ситуации, люди немедленно берут в руки смартфон, чтобы узнать, что происходит, куда идти и находятся ли их близкие в безопасности. Те, кто реагирует в AR-очках, смогут предупреждать об опасных зонах и показывать в режиме реального времени людей, которые нуждаются в помощи, позволяя при этом быть в курсе окружающей обстановки. Для тех, кто в этом нуждается, AR с поддержкой геолокации может показать направление и лучший маршрут к безопасным зонам и районам с пожарными или медиками.
Таким образом, приложения AR, гарнитуры и умные очки обещают повысить эффективность работы практически во всех отраслях. И хотя многие из проектов находятся пока на стадии разработки и тестирования, использование дополненной реальности уже становится частью нашей жизни [3, 6, 10].
Инновационные решения IT-технологий внедряются в искусство по всему земному шару. Визуальное и цифровое искусство, архитектура, уличное искусство, а также издательская деятельность используют AR как инструмент «омоложения» художественного опыта. Музеи и выставочные центры активно применяют интерактивные методики для привлечения посетителей и повышения их интереса к экспонатам [1, 2].
Давайте более подробно рассмотрим возможности применения AR в области искусства.
Обучение творчеству. Научиться живописи, рисунку, скульптуре и другим видам искусства можно, используя пошаговые инструкции в AR. Рисующий будет видеть виртуальные линии, как будто они уже находятся на стене или на бумаге, и с помощью гаджетов сможет перевести их в реальный мир. А любая обводка линий — это работа мышечной памяти, и шаг за шагом, повторяя линии, можно совершенствовать свои художественные навыки.
Создание произведений искусства. Художники до сих пор используют камень, глину, цемент, дерево, краски в качестве материалов для создания своих произведений. Развитие технологий в XX веке добавило к арсеналу инструментов художников компьютерные технологии. Эксперты Интернет-ресурса Artsy назвали виртуальную реальность «самой мощной художественной средой нашего времени».
Современные художники либо создают VR/AR-картин с помощью специальных гаджетов, либо добавляют собственные элементы в существующие полотна, скульптуры и архитектурные сооружения в дополненной реальности. Многие художники полностью отказываются от привычных музейных стен и переходят в цифровое измерение (Рис. 2).
Отличительная черта АR-живописи – это чаще всего трехмерность изображения, анимация, а также дополнительные эффекты, например, музыкальный ряд, помогающий еще более сильно прочувствовать красоту того или иного произведения искусства. Арт-объекты, создаваемые в процессе внедрения AR-элементов, могут иметь самостоятельную художественную ценность и повысить привлекательность музея, а также создать ему репутацию новаторского, современного и даже авангардного культурного учреждения.
Музеи и экскурсии. Современные музеи активно сотрудничают с IT-разработчиками приложений, чтобы оживить свое пространство. Совмещение виртуального и реального мира даёт возможность узнать музейные шедевры и экспонаты намного глубже и более подробно. Обычно на выставках и в галереях представлена информация далеко не обо всех объектах. Профессиональный гид может раскрыть подробности, но не покажет дополнительную информацию в виде фото и видео файлов, на словах не объяснит: как могла выглядеть та или иная достопримечательность в разное время.
Дополненная реальность предлагает свое решение: поверх реальных экспонатов накладывается видео, которое буквально погружает зрителя в мир музейных шедевров. Многие произведения буквально «оживают» после наведения на них смартфона. Кроме того, в специальном окошке отображается справка с интересной информацией об экспонате. При этом узнавать что-то новое об экспонатах музея или достопримечательностях города можно в своем ритме, просто проходя мимо (Рис. 3).
Необычная подача материала вызывает у людей неописуемый восторг и привлекает все большую аудиторию в храм искусства. А молодые люди, которые испытывают привязанность к мобильным устройствам и постоянно находятся онлайн, чувствуют себя здесь в своей среде [9, 11] .
Анализ предметов искусства. Специальные приложения могут обеспечить посетителей интересной информацией об экспонатах. Это может быть обзор ранних версий картины, демонстрация реконструированной скульптуры с отсутствующими частями тела, подробная информация об использованных художественных приемах, интервью с авторами работ, их биографии, интересные видеоролики и т.п..
Архитектура и строительство. Дополненная реальность в проектах строительства и архитектуры предполагает размещение 3D-модели предлагаемого проекта в существующем пространстве с использованием мобильных устройств. Это помогает увидеть то, что еще не существует или не закончено. Как утверждают эксперты, уже в скором будущем все участники строительства будут получать необходимую информацию о стройке прямо на поверхности своих очков или линз (Рис. 4). Кипы чертежей заменят технологии дополненной реальности, которые уже и на сегодняшний день способны помочь архитекторам, как на стройплощадке, так и в общении с заказчиком.
Архитекторы также могут инсценировать реальные жизненные ситуации. Например, проверять, правильно ли спроектированы пожарные выходы, привлекая добровольцев, готовых симулировать побег из еще не существующего здания.
Дизайн. Также как и в предыдущем случае, AR помогает еще на этапе создания эскизов и выбора материалов. Например, дизайнер интерьера может продемонстрировать клиенту планировку новой квартиры, определенные участки дома, расстановку мебели, цвет стен и полов и т.п. В 2017 году розничная сеть магазинов представила гардеробную в дополненной реальности. Она позволяет потребителям совершить примерку вещей в цифровом виде и подобрать себе подходящие вещи [3, 6].
В целом технологии дополненной реальности используются в искусстве по трем причинам:
В настоящее время разрабатывается большое количество AR приложений, которые охватывают абсолютно разные сферы: от современного искусства до экономики и валютных фондов. Работая над темой исследования, мы подготовили ТОП-5 приложений дополненной реальности в области искусства.
Первоначально продукт планировался для профессиональных художников, однако после исследования рынка было решено сфокусироваться, в первую очередь, на массовой аудитории и разработать продукт на стыке онлайн-обучения, искусства и развлечений.
Пользователь приложения выбирает эскиз, который накладывается поверх чистого листа бумаги, а затем обводит линии, пока не получится готовый рисунок. За работой следит виртуальный помощник — он комментирует действия пользователя, шутит и даёт советы. Со временем советы становятся более индивидуальными — наблюдая за руками художника, ассистент «учится» и определяет уровень его навыков.
Кроме того, у SketchAR есть режим для рисования на вертикальных поверхностях. Он предназначен для более удобного переноса готовых рисунков на стену [12].
Кей Ширатори, Такеши Мукаи и Янгхаи Бек отрисовывают потрясающую анимацию на основе шедевров живописи. Авторы предлагают неожиданный взгляд на события, стоящие за произведениями, подчеркивая связь между реальностью и запечатленным моментом. При взгляде на экран гаджета невозможно заметить грань, где кончается физическое полотно и начинается виртуальный ролик – настолько его мельчайшие детали стилизованы под оригинал.
Охват Arart не ограничивается масштабными полотнами: скрытые истории ждут пользователей и на обложках дисков, и в иллюстрациях книг.
Принцип работы Arart повторяет любое ПО, реализующее AR-интерактив. Поскольку произведения искусства уникальны, они сами выступают в роли паттернов, к которым привязывается проигрываемая анимация. Это усиливает эффект магии при «оживлении» картин [5].
Интересным применением данной технологии является уникальный арт-проект «Плотность пустоты» (Рис. 7). Это выставка, где нет работ, но есть вход в дополненную реальность через маркеры. Alchemy AR - проводник в мир современного искусства. При наведении камеры мобильного телефона на таблички-маркеры на экране возникают разнообразные картины. Размер и качество картины зависят от технических характеристик смартфона.
В проекте представлены работы 11 художников из России, Белоруссии, Франции и США. 100 работ расположены в определенной последовательности: через графику и живопись к цифровому искусству, анимации и трёхмерной графике [7] .
Во время разработки приложения была проведена огромная работа по оцифровке произведений искусства, написанию материалов, подготовке аудиогидов. Наведя телефон на любой из музейных экспонатов, вы получаете подробный интересный рассказ о деталях, сюжете и истории работы. Если он был отреставрирован, то приложение показывает его первоначальный вид или авторские эскизы.
В приложение вшит путеводитель по помещениям музея. Он сможет проложить нужный вам маршрут и сделает поход в музей более интересным. А если вы остались дома, то, благодаря мультимедийному гиду Artefact, можно изучать музейные коллекции в режиме «Каталог».
Кроме того, приложение позволяет российским музеям самостоятельно создавать выставки в формате AR. На данный момент к проекту уже подключилось более 90 музеев и организаций России, в том числе ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей, Реставрационный центр им.Грабаря и др [4, 9].
Согласно исследованиям, различные системы с использованием дополненной реальности положительно влияют на заинтересованность и информированность посетителей музея. Наблюдение показало лучшую усвояемость материала именно у групп, имеющих дело с мобильным гидом с AR в отличие от обычных.
Все приложения можно скачать для iOS и Android в магазинах App Store и Google Play.
Таким образом, дополненная реальность позволяет обогащать мир искусства новейшими технологиями, порождая уникальный опыт взаимодействия с арт-объектами. Интерактивное изучение культурного пространства должно быть особенно интересно и полезно для современных детей и подростков, которые не представляют своей жизни без гаджетов.
Прежде, чем приступить к практической части своей работы, нами был проведен опрос школьников с целью выявления уровня осведомленности о технологии дополненной реальности (Приложение 1).
В опросе приняло участие 25 учащихся из 7-ого класса, 26 из 8-ого, 9 из 9ого. Итого 60 человек. Мы предполагали, что уровень информированности о AR-технологии будет увеличиваться с возрастанием класса. Однако на практике убедились, что знания и семиклассников, и девятиклассников незначительно отличаются друг от друга.
Насколько же учащиеся школы знакомы с дополненной реальностью? Наглядно ответ на этот вопрос можно увидеть на схеме 1.
Схема 1
Знакомство учащихся с AR
Очевидно, что большинство учащихся (67%) не знакомы с технологией дополненной реальности. Они не знают, что это такое и как она может работать. 33% указали, что знают о AR технологии. Однако из определений 17 % школьников стало понятно, что они не понимают сути вопроса, не четко представляют себе, что такое AR, затрудняются с ее описанием. Например, встречались такие формулировки, как «в дополненной реальности нереальная вселенная становится реальной», «это реальность, дополненная техникой», «это реальность, которая применяется в кино и видеоиграх» и т.п. Только 16 % участников опроса дали определения, близкие к раскрытию данной технологии. Они понимают, что это «среда, создающаяся с помощью цифровых технологий», «это картинки, которые накладываются на реальность».
Второй вопрос нашей анкеты выявлял личный опыт взаимодействия школьников с технологией дополненной реальности. Наглядно ответы школьников можно увидеть на схеме 2.
Схема 2
Опыт взаимодействия школьников с AR
Мы видим, что больше половины опрошенных (58%) встречались с технологией дополненной реальности. В 1 случае это произошло на выставке современных технологий, в 4х – на выставке роботов. 1 участник указал, что современная навигация, которой мы пользуемся, это продукт дополненной реальности. 1 участник самостоятельно работал над созданием AR-объектов. Трое опрошенных указали, что под дополненной реальностью они понимают использование QR-кодов, 8 участников назвали, что встречались с технологией во время игр с помощью различных аттракционов, а 17 – благодаря очкам виртуальной реальности.
Очевидно, что школьники не до конца понимают суть дополненной реальности. Поэтому данным термином они называют схожие технологии, но не являющиеся AR. Так, технология считывания QR-кодов не принадлежит полю дополненной реальности, поскольку не является в полной мере компьютерным зрением. Приложение просто передает информацию на мобильные устройства. Многие аттракционы, о которых упоминали школьники, являются лишь симуляторами гонок, стрельбы и т.п. Современные технологии с помощью VR очков позволяют усилить эффект присутствия во время игр, многие развлечения построены именно на погружение в мир виртуальности. Но эти технологии далеки от рассматриваемой нами.
Непонимание различий дополненной и виртуальной реальностей можно наглядно увидеть на схеме 3.
Схема 3
Понимание отличий AR от VR
67% опрошенных не знают, чем дополненная реальность отличается от виртуальной, что совпадает с количеством учащихся, не знакомых с технологией AR. 15% не могут четко сформулировать эти отличия. И только 18 % школьников могут развести эти понятия. С их слов, «AR взаимодействует с объектами в реальном мире, а VR – это полное погружение в виртуальную среду», «AR дополняет имеющуюся реальность, а VR создает новую», «в AR генерируются объекты на имеющейся местности, а VR генерирует и объекты, и саму локацию» и т.п. Некоторые ответы носили довольно-таки наивный характер. Например, «AR идет на пользу человеку, как у Тони Старка, а VR создана для развлечений», «в реальной жизни, если ты упадешь, то ударишься, а в виртуальной – нет» и пр.
Не смотря на свой уровень информированности о технологии дополненной реальности, школьники предположили, где она может найти себе применение. Ответы учащихся представлены на схеме 4.
Схема 4
Сферы использования AR
Если не принимать во внимание ответы «не знаю», то большинство опрошенных видят применение дополненной реальности в сфере развлечений. Это всевозможные игры, квесты и т.п. Действительно, в современном мире технология AR наиболее распространена именно в этой области. На втором месте ученики видят применение AR в области проектирования и моделирования различных объектов, начиная от архитектурных сооружений и заканчивая дизайном одежды. Примерно равное количество участников указали на возможности применения AR в обучении для использования в учебных тренажерах и в качестве средства для считывания различной информации. По 1-2 школьники предположили о том, что технология будет полезна в военной промышленности, медицине, кино, науке, искусстве. Только 2 опрошенных указали, что дополненную реальность можно использовать везде, практически в любой сфере деятельности. Это соответствует действительности, в чем мы смогли убедиться при работе над данной темой.
Особенно нас интересовал вопрос о применении технологии AR в области искусства. Какими видят возможности дополненной реальности в арт-сфере школьники, можно увидеть на схеме 5.
Схема 5
AR в искусстве
Большинство школьников затруднились ответить, где AR технология могла быть применима в сфере искусства. Отсутствие сведений о сути опроса ставило школьников в тупик. 9 человек из 60 предположили, что с помощью дополненной реальности можно создавать арт-объекты. Они описывали их, как «картины, которые нельзя увидеть наяву», «объемные картины в воздухе» и т.п. 7 человек указали на возможность использования AR в музеях для того, чтобы «осматривать скульптуры», «увидеть отсутствующие экспонаты» и «сформировать представление о какой-либо эпохе».
Таким образом, очевидно, что школьники имеют крайне низкий уровень знаний о технологии дополненной реальности. Они не видят ее особенностей и отличий от других современных технологий, не осознают возможностей применения вообще, и в искусстве в частности. Это делает тему исследования еще более актуальной.
Мы не можем продемонстрировать процесс создания объектов искусства с помощью AR в силу того, что это сложный процесс. Он требует от автора не только технических, но и художественных навыков. Однако в школьной экспозиционно-выставочной деятельности реально показать возможности дополненной реальности.
В ГБОУ СОШ №2 действует проект «Музейное искусство детям». Это культурно-просветительская деятельность, которая знакомит учащихся с живописными произведениями, шедеврами искусства из коллекций известных российских музеев. В текущем году данный проект посвящен Русскому Государственному музею в связи с юбилейной датой этого выдающегося музея русской живописи. На две недели коридоры школы оформляются репродукциями шедевров Русского музея и превращаются в картинную галерею.
Декаде предшествует большая подготовительная работа. Отбираются выдающиеся произведения из коллекции музея, печатаются репродукции, сопровождаются этикетажем (автор, название, год создания, материал, местонахождение), оформляются экспозиции. Участники рабочей группы заранее ищут материал о художниках и выставляемых произведениях. Это может быть биография, интересные факты из жизни живописцев, история создания картины, описание содержания произведения и т.п. Данная информация ложится в основу текстов выступлений учащихся-экскурсоводов. Кроме этого, готовятся задания поисковой и творческой работы, составляются вопросы квестов, ищется наглядный материал, оформляется книжная выставка о творчестве русских художников и многое другое.
В связи с темой исследовательской работы в этом году было уделено особое внимание использованию цифровых технологий в ходе реализации проекта «Шедевры Русского музея». Отдельной экспозицией выставляются 10 работ проекта «Плотность пустоты». Чтобы увидеть ожившие изображения, учащимся необходимо будет скачать приложение Alchemy AR и навести камеру смартфона на интересующее их изображение.
Ученица 9 класса, Минина Ирина, работая над проектом по информатике, познакомилась с технологией создания объектов AR и помогла нам в подготовке к декаде. Совместно с ней мы нашли короткие видеоролики и аудио файлы, рассказывающие о шедеврах Русского музея, выставляющихся в школьной галерее. Она помогла закодировать найденную информацию и создать AR объекты, привязанные к нужной метке.
Кроме того, каждую репродукцию мы сопроводили QR–кодом, содержащим ссылку на ресурс в интернете. Пройдя по данной ссылке, ученики смогут подробнее узнать о выставленной картине, художнике или целом направлении в искусстве.
Таким образом, экспонаты школьного музея получили возможность «говорить сами за себя». Любой желающий сможет узнать о выставленных в школьной галерее репродукциях картин. При этом каждый будет иметь альтернативу –получить справку с помощью AR-приложения или QR-кода.
Традиционно в рамках декады проводятся экскурсионные занятия, на которых учащиеся 5-8 классов знакомятся с репродукциями школьной галереи с помощью ребят-экскурсоводов. Уже на этом этапе работы они могли увидеть возможности дополненной реальности и позже воспользоваться рекомендованными приложениями для индивидуального ознакомления с экспонатами.
В течение всей декады проходит «Культурный детектив», в рамках которого учащиеся ежедневно выполняют задания поискового характера. Часть заданий носит ознакомительный характер с галереей и живописными произведениями (например, поиск по фрагменту, счет предметов на произведениях искусства, кроссворд на запоминание художников и их произведений и т.п.). Но ряд заданий требует от участников более глубоких знаний (например, определение жанров и направлений живописи, вопросы по содержанию и истории создания произведений и пр.). Здесь не обойтись без дополнительной информации. Ее источником могут быть и книги в библиотеке, и AR технология, и QR-коды.
Поисковая работа активно идет во время перемен и после уроков. Каждый класс может работать в присущем ему темпе. Элементы соревновательности всегда добавляют интереса к мероприятиям декады.
Задуманный проект был реализован в течение марта 2020 года практически в полном объеме.
По итогам проведения декады искусства «Шедевры Русского музея» с применением дополненной реальности мы вновь провели опрос тех же 60 учащихся 7-9 классов (Приложение 2). В этот раз нас интересовали впечатления школьников от знакомства с AR. Все они (100%) наглядно увидели технологию в действии, смогли оценить ее возможности. При этом более трети опрошенных скачали приложения AR на свои смартфоны и выступали посредниками между арт-объектами и своими одноклассниками.
100% опрошенных получили положительные впечатления от знакомства с объектами дополненной реальности. Анализируя ответы школьников и наблюдая за их реакцией во время первого взаимодействия с AR, мы увидели проявления, так называемого, WOW – фактора. Никто не смог остаться равнодушным и не высказать свое «WOW» (варианты: «офигенно», «волшебно», «чудесно» и т.п.) от образа музейного экспоната с применением AR.
Мы попытались узнать, какой источник информации: книги, QR-коды или AR и почему был наиболее востребованным школьниками во время выполнения заданий декады. Результаты можно увидеть на схеме 6.
Схема 6
Наиболее востребованные источники информации о шедеврах Русского музея
Из данной схемы очевидно, что книги практически не использовались школьниками во время проведения декады. С их слов, отсканировать QR-код или AR-маркер гораздо удобнее и быстрее, т.к. смартфон всегда под рукой, в за книгами еще нужно идти в библиотеку. Получается, что благодаря современным технологиям, обучающиеся имеют возможность мгновенного доступа к нужной информации. При этом школьники в равной степени рассматривают QR-коды и AR технологию как средства получения необходимых им сведений.
Какие же преимущества использования дополненной реальности в ходе реализации выставочно-экспозиционной деятельности смогли увидеть школьники? Ответ на этот вопрос можно наглядно увидеть на схеме 7.
Схема 7
Достоинства AR в выставочно-экспозиционной деятельности
Большинство опрошенных – 38 человек - отметили легкость и удобство использования приложений дополненной реальности. Использование AR не требует от пользователя специальных знаний и навыков, не занимает много времени и сил. Но может обеспечить доступность информации через мобильные устройства. 21 ученик отметили наглядность и зрелищность экспонатов. Реалистичность воспроизведения и оживление арт-объектов с применением AR играет огромную роль в создании образа и впечатлений от музейных экспонатов. 14 школьников отметили мобильность в качестве плюсов данной технологии. Еще 8 указали необычность подачи информации, что не позволяло скучать, гуляя по школьной галерее, а также добавляло элемент развлекательности. 5 школьников отметили такую черту, как доступ к несуществующим объектам: эскизам и первоначальным вариантам живописных полотен, «тому, чего нет в реальности».
Использование дополненной реальности, благодаря своим несомненным плюсам, вызвало неподдельный интерес в школьной среде.
Однако она имеет и свои недостатки. Ответы учащихся на данный вопрос можно увидеть на схеме 8.
Схема 8
Недостатки AR в выставочно-экспозиционной деятельности
9 учащихся отметили, что дополненная реальность не работает без специального приложения, которое нужно найти и установить на свой смартфон. Однако большинство - 49 опрошенных - в качестве главного недостатка AR видят необходимость подключения к Интернету. Если смартфон не имеет выхода в глобальную сеть или закончился трафик, то приложения AR перестают работать. 16 учащихся отметили, что их смартфоны не имели возможность поддерживать приложения дополненной реальности из-за низкой или переполненной оперативной памяти или неподходящей платформы. 4 указали на недостатки в работе самих приложений: выдают ошибки, долго прогружаются, неудобный интерфейс. Для 12 учеников минусом приложений стала невозможность прикоснуться к арт-объектам дополненной реальности.
По отзывам детей, проведение предметной недели «Шедевры Русского музея» с использованием технологии дополненной реальности нашло у них положительный отклик. Картинная галерея дала возможность соприкоснуться с прекрасным, испытать радость от красоты живописных произведений. А современная технология обеспечила эффективное получение сведений о произведениях искусства. По итогам проведения «Конкурса знатоков», завершающего и подводящего итоги декады, у школьников отмечается рост осведомленности и информированности и выставляемых экспонатах.
Положительный опыт использования дополненной реальности в экспозиционно-выставочной деятельности дает хорошие перспективы подобной работы в условиях школы. Поступило предложение продумать варианты подобного мероприятия на следующий учебный год, взяв за основу репродукции картин других известных музеев России.
Заключение
Дополненная реальность поистине стала культурным феноменом XXI века. IT-компании все более активно занимаются разработкой AR-приложений, которые востребованы абсолютно во всех сферах человеческой деятельности: от маркетинга до военной и авиационной навигации. Информация, передаваемая виртуальными объектами поверх объектов реального мира, помогает пользователю выполнять реальные задачи.
Дополненная реальность в искусстве - это не только тема, но и новое средство, новый инструмент создания арт-объектов. Она все больше набирает популярность среди художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Уже есть удачные примеры использования дополненной реальности для создания объектов искусства. В музейном и галерейном деле она активно используется для добавления информативности, расширения доступности к экспонатам и привлечения аудитории.
В ходе реализации практической части нашей работы мы смогли убедиться в том, что дополненная реальность позволяет сделать выставочную экспозицию более живой и увлекательной. Благодаря ей, посетители получают более яркие и глубокие впечатления, а также доступ к комфортному получению информации. При этом все сведения они получают в ненавязчивой форме, которая дает им почувствовать себя не пассивными зрителями, а исследователями, открывающими в экспонатах скрытые от обычного глаза тайны.
Учащиеся ГБОУ СОШ №2 положительно оценили применение дополненной реальности во время проведения декады по искусству «Шедевры Русского музея». Она, действительно, помогла сделать процесс знакомства с произведениями искусства более интересным и запоминающимся.
Таким образом, гипотеза работы нашла свое подтверждение. Цель работы достигнута, все задачи решены.
Дополненная реальность позволяет обогащать мир новейшими технологиями, порождая уникальный, комплексный интерактивный опыт. В современном искусстве данная технология открывает поистине неограниченные возможности. Применение ее в выставочно-экспозиционной деятельности имеет большие преимущества как в системе образования, так и в системе культуры
.
Библиографический список
Приложение 1
Опрос по выявлению уровня осведомленности обучающихся
о технологии дополненной реальности
1.Знаете ли вы что такое дополненная реальность? Попробуйте объяснить, что это такое.
Да Нет
2. Встречались ли вы в своей жизни с технологией дополненной или виртуальной реальностью ? Где и как это было ?
Да Нет
3.Чем, по вашему, отличается дополненная реальность от реальности виртуальной ?
4.Где, по вашему мнению, может быть применима эта технология и каким образом ?
5. Предложите свои варианты использования дополненной реальности в искусстве.
Приложение 2
Опрос по выявлению впечатлений от знакомства с
технологией дополненной реальности
Да Нет
Книги QR-коды AR технология
3.Чем вам понравилась эта технология ?
4.Чем вам не понравилась или вызвала затруднения эта технология ?
5.Почему вы не использовали возможности дополненной реальности во время предметной недели ?
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Заяц-хваста
Простые новогодние шары из бумаги
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Горка