В театральной практике отношение к музыке как к элементу «оформления», «сопровождения» становится все более редким. Театр все чаще руководствуется идеей глубокого синтеза искусства, в котором музыка в спектакле присутствовала бы не в примитивном, иллюстративном виде, а раскрывалась, захватывала внимание и играла бы такую же важную роль, как, например, игра актеров.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzyki_dekoratsiy_i_kostyumov_v_raskrytii_avtorskogo_zamysla_v_pese.docx | 17.79 КБ |
Роль музыки, декораций и костюмов в раскрытии
авторского замысла в пьесе.
Когда мы приходим в театр, садимся в кресло и смотрим, мы не задумываемся над тем, какие детали составляют ту целую картину, которая предстает перед нами и переносит нас в совершенно иной мир. Явно мы видим только игру актеров, и нам кажется, что это самое главное и этого достаточно для полного восприятия. Однако одной игры актеров не достаточно, ведь пьеса - это еще и совокупность музыки, декораций и костюмов, которые играют немаловажную роль. Один из многочисленных вопросов, волнующих сегодня участников театральной самодеятельности,- это вопрос об использовании музыки в спектакле. В театральной практике отношение к музыке как к элементу «оформления», «сопровождения» становится все более редким. Театр все чаще руководствуется идеей глубокого синтеза искусства, в котором музыка в спектакле присутствовала бы не в примитивном, иллюстративном виде, а раскрывалась, захватывала внимание и играла бы такую же важную роль, как, например, игра актеров.
К подбору музыки обращались еще в старом театре, но больших успехов в этом деле достиг Художественный театр. В 1926 году К. С. Станиславский высказал следующее мнение о подобранной музыке: «Музыканту, в полном смысле слова, трудно написать для нас музыку. Я не знаю, какая музыка нужна для «Отелло». Удачно подобранная и органически включенная в действие музыка - важный фактор музыкального оформления современного драматического спектакля».
Через музыку герой может выразить не только свое настроение, но и черты характера, склонности, темперамент, уровень культуры, национальную, социальную принадлежность. Прием этот в театре распространен весьма широко: любая песня, инструментальная пьеса и даже короткий наигрыш, исполняемый действующим лицом, в той или иной степени неизбежно становится его характеристикой.
Пьеса А.Островского “Гроза” начинается с песни Кулигина, и эта песня является ключом к внутреннему миру героя, к его отношению к природе и Матушке - Волге. А также эта песня (как и чувства Кулигина) является антитезой к остальному обществу в Калинове. Как мы знаем, маленький городок Калинов не раз попадал в зону внимания критиков, а Н.Добролюбов в своей статье утверждал: “Калинов – темное царство”. Всё объясняется тем, что местные жители не умеют любить, быть благосклонными и могут легко оскорбить чувства другого человека.
Декорации, бутафория, мебель, костюмы, грим и освещение составляют художественное оформление спектакля. У художественного оформления спектакля две задачи: создание определенной зрительной, социальной, исторической, бытовой и психологической среды спектакля (для выявления образов героев) и организация сценического пространства.
Пьеса А.С. Грибоедова “Горе от ума” выступает примером драматического произведения, в котором декорации и обстановка вещей в целом показывают материальное положение героев. Действие пьесы происходит в доме Фамусова - московского дворянина. Весь дом обставлен мебелью из дорогого дерева, обтянутыми тканью диванами, а на стенах висят портреты и картины. Но самая главная деталь интерьера – это лестница, та самая лестница, около которой произойдет кульминационная сцена произведения, откроются настоящие лица героев, сорвутся маски, а Чацкий окончательно разочаруется в так называемом “фамусовском обществе” и покинет его навсегда.
Костюм — произведение прикладного искусства и внешняя характеристика человека, социальный знак, формирующийся в определенное время в данном обществе. Поэтому костюм — это зеркало эпохи, ее научно-технического уровня и культуры. По костюму мы многое можем узнать о конкретном человеке, но в то же время и обо всем обществе в целом. Это свойство костюма очень важно для театрального искусства, для спектакля. В театральное искусство входят литература, музыка, актерское мастерство, изобразительное и прикладное искусство. В этом сложном организме место костюма весьма важно. Костюм — не только внешняя характеристика сценического образа, он еще и часть зрелища, каковым является спектакль.
В пьесе Н.В. Гоголя “Ревизор” очень важную роль играют костюмы героев. Главный герой появляется перед нами в неряшливом образе: в небогатом костюме, старых туфлях, но, несмотря на такой внешний вид, в городе он принят за тайно подосланного ревизора, и это только усиливает весь комизм пьесы. Конечно, нельзя оставить без внимания и прекрасных дам в их обворожительных платьях, ведь именно костюмы героев указывают на время действия, а следовательно, и образ жизни, взгляды, устоявшиеся порядки представшегося перед нами общества.
Сказка "Узнай-зеркала"
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Карандаши в пакете
На горке
Лягушка-путешественница