Данный материал представляет собой презентацию к исследовательскому проекту "Шекспировские мотивы в произведении А.С.Пушкина "Дубровский"
Вложение | Размер |
---|---|
shekspirovskie_motivy_v_proizvedenii_a.s.pushkina_dubrovskiy.ppt | 2.66 МБ |
Слайд 1
Тема проекта: «Шекспировские традиции в романе А.С.Пушкина «Дубровский» Научный руководитель: Жемчужникова Юлия Евгеньевна Автор: ученица 10 «Б» класса ГБОУ гимназии № 1636 «НИКА» Харланова МарияСлайд 2
ЦЕЛЬ: выявить и объяснить сходства и различия двух шедевров классической литературы разных эпох – знаменитой пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и романа А.С. Пушкина «Дубровский». ЗАДАЧИ: 1. изучить произведения и время их написания; 2. найти сходства в сюжете и композиции произведений, а также в характерах и судьбах главных героев; 3. выяснить, чем обусловлены различия в сюжетных линиях произведений
Слайд 3
А.С. Пушкин, взяв в романе «Дубровский» за основу шекспировсий сюжет, дал ему свою интерпретацию, обусловленную русскими реалиями действительности и собственными представлениями о нравственных ценностях в человеческой жизни. ГИПОТЕЗА:
Слайд 4
Уильям Шекспир написал знаменитую пьесу «Ромео и Джульетта» примерно в 1594-1595 годах. История несчастной любви вновь была затронута в конце сентября 1832 года в романе А.С. Пушкина «Дубровский».
Слайд 5
Пушкинисты часто замечали, что Александр Сергеевич любил экспериментировать с разными литературными источниками и давать свои версии «вечным» сюжетам.
Слайд 6
Новое время ставит перед писателем новые задачи, предлагает искать новые формы изображения «вечных» сюжетов. Пушкин блестяще справляется с этими задачами. Из-под его пера выходит авантюрный роман с захватывающим сюжетом, в котором автор не только донёс до нас главную тему трагедии Шекспира,но и, поместив героев на русскую почву, отразил социальные реалии своего времени.
Слайд 7
ГЛАВА 1 Сходство произведений ГЛАВА 1 Джульетта не должна любить Ромео не только из-за старой распри между Монтекки и Капулетти, но и потому, что Ромео оказывается убийцей ее брата. Дубровский должен питать нена- висть к Троекурову, виновнику смерти отца. Внезапная ссора двух помещиков обладает стихийной силой водоворота.
Слайд 8
1. Все это позволяет нам утверждать, что перед нами произведения, на взаимоотношения героев которых влияет социальная среда, заставляя их совершать непредвиденные поступки, бороться за своё счастье.
Слайд 9
2. Для героев обоих произведений любовь - решающий этап на пути самопознания и на пути к зрелости. По мере развития чувства им приходится корректировать свои представления о мире и о своем положении в нем.
Слайд 10
Герои трагедии Шекспира «взрослеют в своих чувствах» на глазах. Ромео, встретив свою любовь, преображается в человека, способного на поступок. Он мгновенно чувствует, что Джульетта – его избранница, что с ней связана его судьба. Джульетта из кроткой и наивной девочки превращается в сильную женщину, идущую на все ради своей любви.
Слайд 11
Владимир Дубровский ради любви отказывается от своего первоначального плана мести отцу Маши
Слайд 12
Соединенная против воли с князем Верейским, Маша отказывается нарушить данное ею при венчании слово, сохраняя верность долгу.
Слайд 13
3.Любовь в пьесе и в романе противостоит человеконенавистничеству и вражде. Ромео и Джульетта не только восстали против старых взглядов и отношений, они дали пример новой жизни. Дубровский ради любви к Марии отказывается от своего плана мести её отцу.
Слайд 14
4.Сходства в композиции. Два свидания Ромео и Джульетты по основному мотиву напоминают две встречи Маши и Владимире в саду. В первом случае героиня переживает потрясение, открывая истинное лицо возлюбленного («ведь имя лишь твое мне враг»).
Слайд 15
Во втором — сближение героев соседствует с сознанием невозможности быть вместе, иллюзия счастья нарушается тревогой и враждебными обстоятельствами.
Слайд 16
5. Присутствие в произведениях образов немилых женихов, знатностью и богатством покоривших родителей. В романе «Дубровский» - это состоятельный князь Верейский . В трагедии Шекспира нежеланным оказывается граф Парис – родственник отца главной героини.
Слайд 17
6. Близость «Дубровского» и «Ромео и Джульетты» и в мотиве опоздания, которое губит влюблённых. Владимир Дубровский не сумел предотвратить свадьбу Маши, а вереница ужасных совпадений привела к трагической гибели двух влюблённых из Вероны.
Слайд 18
Оба произведения, конечно, во многом отражают социальные проблемы своей эпохи. Надо учитывать, что роман был написан в России в 19 веке, а пьеса - в 16 веке в Англии. Поэтому взаимоотношения между разными слоями общества, мировоззрение людей, их взгляды и нравственные ценности не могли не приниматься во внимание авторами этих произведений, У. Шекспиром и А.С. Пушкиным.
Слайд 19
В романе Пушкина социальные конфликты эпохи носят политический характер и оказывают сильное влияние на взгляды, выбор способов выражения протеста против произвола власти, на характер и судьбу Владимира В пьесе Шекспира горожане тоже нередко конфликтует между собой, но по причине личной неприязни или в силу принадлежности одной из враждующих семей.
Слайд 20
Драматическая развязка сюжета романа (Владимир и Маша живы, но никогда не будут вместе) – не случайное стечение обстоятельств, а закономерный итог, обусловленный эпохой. Мир и покой воцарятся в Вероне, но лишь ценой гибели детей, которой можно было избежать. Получается, что в страшной трагедии виновата не эпоха, а люди, не сумевшие вовремя остановиться в своей ненависти друг к другу.
Слайд 21
ВЫВОДЫ: Можно отметить следующие черты сходства между двумя исследуемыми произведениями: - на взаимоотношения героев влияет социальная среда; - сходством ситуаций оправданы и совпадения в композиции обоих произведений; - присутствие в произведениях образов немилых женихов, знатностью и богатством покоривших родителей; - мотив опоздания, которое губит влюблённых; - любовь - решающий этап на пути самопознания и взросления героев, события, происходящие с героями, закаляют их характер, делают их сильнее, взрослее, духовно богаче; - любовь в пьесе и в романе противостоит человеконенавистничеству и вражде. Но различие в странах и эпохах диктует свою развязку сюжета: - в ходе вражды семейств главные герои пьесы Шекспира в силу случайных обстоятельств погибают, но восстанавливают мир; -финал романа «Дубровский» - вполне закономерное, обусловленное эпохой, расставание влюбленных и их неопределённое будущее.
Слайд 22
БИБЛИОГРАФИЯ: . Петрунина Н. Н. Пушкин на пути к роману в прозе: "Дубровский" // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. .Автор: Шекспир Уильям. Переводчик: Пастернак Борис Леонидович. Название печатной книги: Ромео и Джульетта Город печати: Москва Год печати: 2004 ISBN: 5-699-07094-Х. . Автор: Александр Пушкин . «Дубровский». Издательство: «Советская Россия».1980г. 160 страниц.Тираж: 100000 экз. Формат: 70x100/32 (120х165 мм) . http://www.loveread.ec/view_global.php?id=1431
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Хитрость Дидоны
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
"Разделите так, как делили работу..."