Какую роль играет математика в нашей жизни? «Нужны ли знания по математике современному человеку?»
Вложение | Размер |
---|---|
zagaevskiy_stefan_konferentsiya_v_nauku_pervye_shagi_dlya_chego_nuzhna_matematika.docx | 55.91 КБ |
X учебно-практическая конференция младших школьников
«В науку первые шаги»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №406
Для чего нужна математика?
Выполнил: ученик 4в класса Загаевский Стефан
Руководитель: учитель начальных классов
Силиванова Елена Станиславовна
Санкт-Петербург, г. Пушкин
2020 г.
Содержание
Введение
1. Глава I Математика сквозь века. 4
1.1. Возникновение математики 4
1.2. История развития науки математики в быту человека 5
1.3. Великие ученые - математики 6
2.2. Результаты исследования: 11
4. Список используемой литературы 12
5. Список электронных ресурсов 12
Проблема: Какую роль играет математика в нашей жизни? «Нужны ли знания по математике современному человеку?» По результатам анкетирования я выяснил, что большинству опрошенных школьников нравится предмет математика, но ученики имеют не совсем точное представление о математике как науке, о ее важности в жизни человека и необходимости ее изучения.
Актуальность. В школе очень большое внимание уделяется математике. У нас в классе многим нравится этот урок. Я тоже люблю математику. Люблю устно считать, решать задачи, особенно на смекалку. Но некоторые ребята опасаются трудных задач, больших вычислений. Может быть, они не любят математику? Или не понимают, зачем она нужна? Среди своих сверстников иногда слышишь такой ответ: «Знания по математике мне не пригодятся в дальнейшей жизни. Мы же пользуемся математикой только в магазине при покупке продуктов». Считаю, что данное высказывание ими ошибочно. Мне захотелось им помочь, научить любить эту науку, показать важность математики. Поэтому я решил провести исследование «Зачем нужна математика?», собрать доказательный материал и убедить одноклассников изучать математику лучше, заинтересовать их.
Объект исследования: математические знания.
Предмет исследования: применение математических знаний в повседневной жизни.
Цель: показать возможности применения математики в жизни и доказать важность её изучения.
Гипотеза: математические знания, полученные в школе, применимы в жизни.
Задачи:
- с помощью учебной и научной литературы изучить возникновение слова «Математика»;
- познакомиться с историей возникновения и развития математики;
- изучить информацию о известных математиках
- выяснить, как используются математические знания в повседневной жизни.
- провести анкетирование среди учащихся класса
- сделать вывод
Введение
Если внимательно посмотреть по сторонам, роль математики в жизни человека становится очевидной. Компьютеры, современные телефоны и прочая техника сопровождают нас каждый день, а их создание невозможно без использования законов и расчетов великой науки. Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Любой ребенок даже, который не изучал математику, сталкивался с цифрами. Он узнает в поликлинике свой вес, рост, так же ему известен его возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по подсчету игрушек в комнате или конфет, чтобы угостить своих друзей. Многие часто задаются вопросом, зачем нужна математика? Нередко сам факт того, что этот предмет входит в обязательную программу школ, ставит людей в недоумение. Большое количество учащихся не видят никакого смысла для себя в освоении этой науки. Но я уверен, что математика, нужна всем и каждому.
«И откуда она взялась эта математика!». Практически каждый ученик школы хотя бы раз в своей жизни в отчаянии от того, что не решается какая-то задача, произносил эти слова. А действительно, откуда взялась эта наука?
Вообще, название науки «математика» происходит от греческого слова «mathema», что означает «наука», «знание». Математика - это наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения.
Люди учились считать тогда же, когда они учились говорить, и первые названия чисел – ровесники первых слов. Фридрих Энгельс писал, что десять пальцев на руках – самый древний источник математических знаний. С математикой людям приходилось сталкиваться с давних времен. Как, например, определить, кто богаче? И тот, у кого больше скота. Так древним людям пришлось учиться считать. Чтобы определить. у кого больше земли, пришлось учиться ее измерять. Так, постепенно, с древних первобытных времен и пришли к нам знания о количественных отношениях и пространственных форм окружающего нас мира.
Математика – одна из древнейших наук, имеющая дело с числами, количеством и формой. Самые древние, дошедшие до нас математические документы – это хозяйственные записи вавилонян. Они сделаны за шесть тысяч лет до нашей эры, то есть восемь тысячелетий назад!
1.2 История развития науки математики в быту человека
Изучая различные источники о математике как науке я пришел к выводу, что в разные времена человек всегда использовал математику в своей жизни и она неизменно оказывала влияние на прогресс человечества. Для наглядности я систематизировал результаты своего исследования и привел их в следующей таблице:
Эпоха | Период развития математики и как применялись имеющиеся знания человеком |
Древний Египет II тыс. До н.э. | Вычислительная математика - астрономия (вели календари) - мореплавание (определяли время разлива Нила) - земледелие (вычисляли площади посевов и объёмы зернохранилищ) - строительство домов, плотин, каналов и военных укреплений (считали количество камней необходимое для постройки дома, вычисляли вес тел и размеры податей) |
Греция V в до н.э. | Появляется математическая теория, позволяющая делать расчеты более правильными Использовали вычислительную математику не только в обычной жизни, но и в магии, которая основывалась на астрологии и нумерологии |
Индия V-VII вв н.э. | Формируются основы алгебры и геометрии, вводится десятичная система счисления и ноль, а также используются арабские цифры. |
Восток IX-XV вв | Математика используется для деления углов в астрономии. Дается изложение алгебры как самостоятельной науки. |
Темное время V-XVI вв | Из-за падения Римской империи и постоянных войн математика используется только как арифметика, для расчета календаря церковных праздников. |
XVI-XVII вв | Издается книга Симона Стевина «Десятая» о правилах действий с десятичными дробями. |
XVIII-XIX вв | В XVIII-XIX веке многие технические процессы совершались на основе чисто практического опыта, без теоретического расчёта. Например, стены зданий строили ненужно большой толщины или делали машины с излишним расходом металла. Это и стало толчком для дальнейшего развития не только математики, но и теории. |
XX в | Во второй половине XX века, в связи с появлением компьютеров значительно выросла роль таких разделов, как, общение с очень большими базами данных, имитация искусственного интеллекта кодирование звуковых и видеоданных. Возникли новые науки — кибернетика, информатика, распознавание образов, теоретическое программирование, теория автоматического перевода, компьютерное моделирование и др. |
XXI в | Сегодня мы видим различные тенденции, которые сильно зависят от последних достижений в вычислительной технике. Математическое моделирование, разработка алгоритмов и научных вычислений стали инструментами замечательной универсальности для всех наук. Они обещают играть решающую роль в будущем прогресса. |
1.3 Великие ученые - математики
За многие тысячелетия огромное количество учёных занимались развитием математических знаний. Список известных математиков состоит из многих десятков, если не сотен, фамилий. Мы упомянем лишь некоторых:
Леонард Эйлер. Он считается самым великим математиком в истории человечества. Эйлер оставил важнейшие труды по самым различным отраслям математики, механики, физики, астрономии и по ряду прикладных наук. Эйлер впервые увязал анализ, алгебру, тригонометрию, теорию чисел и др. дисциплины в единую систему, и добавил немало собственных открытий. Значительная часть математики преподаётся с тех пор по Эйлеру
Карл Гаусс. Считается королем математики. Многие знают о Гауссе из-за его удивительных умственных способностей, еще в детстве он мог за секунды сосчитать сумму чисел от 1 до 100. С именем Гаусса связаны фундаментальные исследования почти во всех основных областях математики: алгебре, дифференциальной и неевклидовой геометрии, в математическом анализе, теории функций комплексного переменного, теории вероятностей, а также в астрономии, геодезии и механике.
Анализ литературных, интернет источников научных фильмов по данной теме позволил сделать ряд выводов:
- Математика – древняя и великая наука.
- Для эволюции человечества развитие математической науки просто необходимо, так как весь быт человека пронизан математикой.
Таким образом, я увидел, что математика не только наука и школьный предмет, но и то, с чем мы каждый день сталкиваемся на протяжении всего времени эволюции человечества. Математика заставляет думать, помогает человечеству открывать и использовать законы природы и во все времена была могучим двигателем науки и техники. Глава II
В современной жизни, когда даже обычный человек всё больше зависит от применения науки и технике в повседневной деятельности жизни, роль математики очень важна. Даже самые простые расчеты человек делает бессознательно, не задумываясь о том, что применяет математику.
С математикой я встречаюсь каждый день! В школе, на улице, в магазинах и даже дома. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами!
Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. У нас не было бы хороших домов, потому что строители должны уметь измерять, считать и сооружать. Наша одежда была бы очень грубой, так как ее нужно хорошо скроить, а для этого точно все измерить. Не было бы ни железных дорог, ни кораблей, ни самолетов, никакой большой промышленности. Не было бы радио, телевидения, кино, телефона и тысячи других вещей, составляющих часть нашей цивилизации. Использование математики, измерение «насколько?», «как долго?» являются жизненно необходимой частью мира, в котором мы живем. Благодаря математике появились вычислительные счетные машины. Вычислительная техника прошла путь от простых счётов до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками. Машины не только считают, они могут делать переводы с одного языка на другой, могут сочинять музыку, играть в шахматы.
Хорошо, скажете вы, допустим эта точная наука, действительно крайне важна для человечества в целом, но зачем она нужна лично мне? Что она мне даст?
Приведу несколько примеров, где встречается математика в жизни и докажу ее необходимость в жизни человека.
Например, наш распорядок дня, не что иное, как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений. Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах. После школы нам нужно успеть пообедать, сходить на дополнительные занятия, сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать. И так мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше, чем нужно. В магазине нам постоянно приходится производить математические расчеты. Например, нам нужно купить продукты по списку. Дома нам придется рассчитать, сколько денег нужно взять с собой, чтобы чувствовать себя спокойно. Каждый день мы готовим пищу. Мама большинство рецептов помнит наизусть и готовит, как ей кажется, «на глазок». Но когда я прошу меня научить, то тут к всеобщему удивлению снова начинается урок математики. Оказывается, чтобы приготовить такие простые котлеты нужно взять: 300 г - говядины, 200 г - свинины, 150 г - лука, 5 г - соли, 3 г - перца, 100 г - хлеба, 1 яйцо, растительное масло 20 г для жарки. А сколько других сложных рецептов и вкусных блюд существует на свете! Если мы соберемся делать дома ремонт, тои тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов. От точности, которых, будет зависеть, ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату.
Математика применяется практически во всех сферах человеческой деятельности, в разных профессиях. Вот строители, строят дом. Надо высчитать, высоту, ширину сколько нужно цемента, кирпичей. В строительстве без математики никак не обойтись. Посудите сами. Надо ли уметь измерять высоту, ширину, длину предметов? Надо. Надо ли уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир? Надо. Например: портниха собирается шить платье. Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры: длину рукавов, ширину, платья. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку. При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, посчитаем, сколько необходимо метров ткани на изделие. Только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды. Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретенного покупателем товара, отсчитывают сдачу. Инженер с помощью математики рассчитывает реактивный самолёт, корабль или новую электростанцию. Астроному она помогает определить пути далёких звёзд. Учёному-физику математика открывает законы атомного ядра, а моряку указывает путь корабля в океане. Словом, математика нужна практически во всех профессиях.
Математика в увлечениях. Музыка и математика тесно связаны. И увидел это Пифагор. Для того, чтобы ноты были разными по высоте (грубо говоря, звучанию), необходимо было внести определенную пропорциональность в расположении струн, клавиш (на пианино). Для этого нужно хорошо разбираться в математике. Играя на любом музыкальном инструменте, мы сталкиваемся с математикой - размер произведения (например, вальс имеет размер три четверти - как правило) , длительность нот. Учась в музыкальной школе, проигрывая произведения, обязательно вслух произносишь цифры, которые помогают тебе понять структуру ритмического рисунка данного произведения (т. е. понять, какая нота будет звучать дольше, какая - короче). В общем, математика важна для музыки и музыка без математики была бы иной.
Также математика нужна и художникам. Есть много художников, у которых математика находится в центре внимания. Сальвадо Дали - испанский художник использовал математические идеи в некоторых своих картинах. На картине «Распятие» изображен гиперкуб. Известный всему миру Леонардо Да Винчи нарисовал свою знаменитую картину «Мона Лиза» с применением золотого сечения.
Мне кажется, невозможно себе представить спорт без математики: это подсчет баллов или голов, определение мест, правильная расстановка игроков и т.д. Многие соревнования начинаются с распределения спортсменов по их рейтингу: разряду, набранному количеству очков и т.д.
Многие считают, что математика — сухая наука, которая совершенно не сочетается с литературой. Но ведь именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция. Каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении за различными явлениями жизни. Писатель должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А математик преследует те же цели.
Математика позволяет нам развить некоторые важные умственные качества: Я начну этот пункт с известного изречения великого ученого Ломоносова. Он говорил: «Математику только зачем учить надо, что она ум в порядок приводит» Математика сама является воплощением природного порядка, и нет ничего удивительного в том, что она упорядочивает наш ум. А без этой пресловутой логики в голове человек не способен делать верные логические выводы, сопоставлять понятия разного рода, он теряет способность к здравому анализу и рассуждению.
Однажды преподавателю математики Джеремми Куну задали вопрос, над которым ломал голову каждый из нас: «И где же мне пригодятся все эта ваша математика»? Кун не растерялся, а назвал причины, почему математика — это важно. Против таких железных аргументов возразить нечего. Остается лишь вспоминать математику.
Математика учит не просто признавать ошибки, но и двигаться вперед, чтобы все-таки одержать долгожданную победу над неразрешимой задачей. Например, Миша и Таня решают задачу. Таня уверена, что задача решена верно, а Миша точно знает, что нет. Проходит час, за который эти двое меняются ролями: Таня верит, что задача решена ошибочно, а Миша топает ногами и называет Таню невероятной тупицей. Фантастическая ситуация? А ведь математики встречаются с таким чуть ли не каждый день. Спросите любого учителя, что нужно делать, если задача никак не решается. Ответ будет очень простым: «Начните сначала и попробуйте пойти другой дорогой. А главное, не переживайте из-за допущенной ошибки, ведь именно она в конечном счете направила вас по верному следу».
Математика учит подбирать точные и правильные слова. Точность — вежливость всех математиков. С этим довольно сложно поспорить, ведь у каждого термина и у каждого явления есть свое очень четкое определение. Но давайте подумаем: всегда ли мы произносим слова, ни на секунду не сомневаясь в их значении? Сможете ли вы, не задумываясь, ответить, что такое мир, счастье, любовь? Совпадут ли ваши ответы на эти вопросы с ответами ваших родных и близких? А главное, сумеете ли вы назвать то, у чего нет точного определения?
Математика учит мыслить на несколько шагов вперед. Решать математическую задачу — все равно что играть в шахматы. Любой неверный, неосторожный шаг может привести к катастрофическим последствиям. Как часто, делая домашнее задание по математике, вы заходили в тупик лишь из-за того, что вместо плюса ставили минус? Даже самая крохотная оплошность может нарушить все планы и стать огромной преградой на пути к заветной мечте. А математика учит нас быть внимательными и ответственными за собственные поступки. Не мало, правда?
Математика учит мыслить не так как все, а по-своему. Не стоит слепо доверять даже самому авторитетному мнению до тех пор, пока вы не разобрались во всем сами.
Математика учит никогда не сдаваться. Ведь если ты не решишь задачу, ее обязательно решит кто-нибудь другой. Так почему бы не стать первым?
Таким образом, я могу сказать, что математика требуется нам повсюду, и нет такой области жизни, где бы мы могли без нее обойтись.
Результаты исследования:
Когда мы приступаем в школе к изучению математики, мы не знаем, сделаем ли мы открытие в физике, информатике или другой науке. А может, будем инженером или архитектором, авиаконструктором или фармацевтом, т.е. специалистом той профессии, где математика будет нужна именно нам. В данном исследовании мы убедились, что каждый должен знать и изучать эту величайшую из всех наук, без которой нельзя представить своей жизни, поскольку математика является своеобразным проездным билетом, без которого невозможно отправиться в путь. Она развивает логическое мышление, целеустремлённость, воображение, умение находить выход из любых ситуаций. Я убедился, что математика просто необходима в жизни, быту и профессиях. В связи с этим я решила познакомить как можно больше учащихся с результатами моего исследования с целью развития интереса к этому предмету, расширения знаний по математике и кругозора в целом.
Выводы по II главе
Я считаю, что выдвинутая мною Гипотеза о том, что математические знания, полученные в школе, применимы в жизни, полностью подтвердилась.
Заключение
На сегодняшний день мы не знаем сфер жизнедеятельности человека, где не нужна математика. Без неё не обходится ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение, не функционирует ни одно предприятие и государство, следовательно, диапазон всего того, где нужна математика, достаточно широк. Современный стиль жизни в отсутствии математики маловероятен. Ибо, если мы не очень хорошо разбираемся в языке цифр, нам будет трудно достичь важных решений в выполнении повседневных задач. Поэтому с самого детства надо полюбить ее, и она окажет большую помощь на протяжении всей жизни.
1. Аксенова М.Д. - Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Главный ред. М.Д. Аксенова - М. Аванта, 1998.
2. Глейзер Г.И. «История математики в школе»
3. Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва «Слово» 1997, 1999.
Приложение №1
Анкетирование с целью выявления отношения учащихся к предмету математика, представления значения математических знаний в собственной жизни и деятельности человека.
Уважаемый ученик! Просим тебя ответить на несколько вопросов данной анкеты. Твои ответы крайне важны мне, я хочу понять, интересна ли тебе наука математика, знаешь ли ты, для чего она нужна. Поэтому ответь, пожалуйста, на вопросы предельно честно!
1. Нравится ли вам предмет математика? (нужное подчеркни)
А. - Да; Б. – Нет; В – Затрудняюсь ответить
2. Что такое математика? Твой вариант ответа.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Считаете ли вы, что математика трудный предмет, для изучения? (нужное подчеркни)
А. - Да; Б. – Нет; В – Затрудняюсь ответить
4. Для чего нужно знать математику и зачем? Твой вариант ответа.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Кто из перечисленных учёных является знаменитым математиком? (нужное подчеркни)
А. - Архимед; Б.- Менделеев; В.- Пифагор
6. Будете ли вы в своей жизни применять знания по математике? (нужное подчеркни)
А. - Да; Б. – Нет; В – Затрудняюсь ответить
7. При каких обстоятельствах тебе необходимы знания математики? (нужное подчеркни)
А. - Поход за покупками в магазин; Б. - Расчёты семейного бюджета; В. - Другие обстоятельства (Какие? Напиши.) …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
8. Какие профессии требуют знания математики? Твой вариант ответа.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
9. Хотел(а) бы ты в будущем выбрать профессию, связанную с математикой? (нужное подчеркни)
А. - Нет, не хотел (а) бы; Б .- Да, мне бы хотелось, чтобы моя профессия была тем или иным образом связана с математикой; В. - Затрудняюсь ответить.
Итоги анкетирование детей с целью выявления отношения учащихся к предмету математика, представления значения математических знаний в собственной жизни и деятельности человека.
Всего в опросе приняли участие 22 человека, это ученики четвертого класса гимназии № 406
1. Нравится ли вам предмет математика?
82% - Да; 9%– Нет; 9% – Затрудняюсь ответить
2. Что такое математика?
22% -математика - это цифры, примеры, задачи.
59%- математика - это школьный предмет, на котором мы решаем задачи примеры, умножаем, делим, вычитаем и прибавляем
13% - математика - это точная наука, царица наук.
4.5% - математика - это мир открытый и свершенный
3. Считаете ли вы, что математика трудный предмет, для изучения?
41%- Да; 41% – Нет; 18%– Затрудняюсь ответить
4. Для чего нужно знать математику?
13% - не знаю
9% - чтобы быть умным
9%- чтобы в нужный момент вычислить неизвестное
27% - чтобы получить хорошее образование, для жизни, для работы.
40% - для того чтобы считать деньги, ходить в магазин
5. Кто из перечисленных учёных является знаменитым математиком?
9% Архимед; 22%- Менделеев; 68%- Пифагор
6. Будете ли вы в своей жизни применять знания по математике?
77%- Да; 13% – Нет; 9%– Затрудняюсь ответить
7. При каких обстоятельствах тебе необходимы знания математики?
13%- Поход за покупками в магазин и расчёты семейного бюджета;
27%- Поход за покупками в магазин
27% - расчёты семейного бюджета;
31% - Другие обстоятельства (для строительства дома, для сложных случаев, быть умным, чтобы не опаздывать)
8. Какие профессии требуют знания математики?
18% - все
9%- инженер строитель
36% - кассир продавец
9%- не знаю
9% - ученый химик физик
13% - учитель
4.5% - юрист экономист
9. Хотел(а) бы ты в будущем выбрать профессию, связанную с математикой?
36%- Нет, не хотел (а) бы;
45%.- Да, мне бы хотелось, чтобы моя профессия была тем или иным образом связана с математикой;
18% - Затрудняюсь ответить.
По результатам анкетирования можно сделать выводы что математика как предмет нравится, большинству опрошенных - 82%. На вопрос что такое математика большинство учеников ответило « математика - это школьный предмет, на котором мы решаем задачи примеры, умножаем, делим, вычитаем и прибавляем» - 59%; «математика - это цифры, примеры, задачи.»- 29%. Мнения разделились в вопросе - « Считаете , что математика трудный предмет, для изучения, 41%- Да; 41% – Нет. Для чего нужно знать математику? Большинство опрошенных ответило - 2Для того чтобы считать деньги, ходить в магазин 40%. Кто из перечисленных учёных является знаменитым математиком 68% детей ответило правильно - Пифагор. Будут в своей жизни применять знания по математике - 77% опрошенных школьников. При каких обстоятельствах необходимы знания математики, мы увидели различные мнения, где большинство ответов это «поход за покупками в магазин и расчёты семейного бюджета» Большое разнообразие ответов (инженер, строитель, продавец, ученый, химик, физик, учитель, юрист, экономист) мы получили на вопрос «Какие профессии требуют знания математики?», но большинство считает это 36%, что знания математики пригодятся кассиру. Профессию в будущем, которая будет связана с математикой, выбрали 45% учеников.
Из всего выше описанного можно сделать вывод, что большинству опрошенных школьников нравится предмет математика, но ученики имеют не совсем точное представление о математике как науке, о ее важности в жизни человека и необходимости ее изучения.
Пока бьют часы
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Прекрасная химия
Сказки пластилинового ослика
За еду птицы готовы собирать мусор