Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_sovremennoy_stomatologii.doc | 93 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Усть-Ишимского муниципального района Омской области «Усть-Ишимский лицей «Альфа»
Исследовательский проект
«Проблемы современной стоматологии. Заболевания. Структура, распространённость и профилактика»
Автор работы:
Киселёва Юлия Владимировна
Класс 11 А
Руководитель:
Огорелкова Марина Витальевна
Учитель химии
с. Усть-Ишим - 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………….………………….........3
1.1 Актуальность……...………………….……………………………………....3
1.2 Проблема…………..……………………….……………………………...…3
1.3 Гипотеза………………...…………………………………………………….3
1.4 Цель и задачи проекта……..……………….………………………………..4
2. Основная часть…………………….……….…………………………………5
3. Заключение…………………………………………………….…………......14
4. Приложение………………………………..…………………………………15
5. Список литературы……………………….…….……………………………19
1.Введение.
1.1 Актуальность: Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у населения в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у населения достигает 80%.
1.2 Проблема: Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.
1.3 Гипотеза: Сохранение здоровья зубов зависит от ухода за ними. Здоровые зубы – залог общего здоровья человека. Наши зубы каждый день подвергаются опасному влиянию со стороны окружающей среды, продуктов питания или механических повреждений. Из-за этого влияния наши зубы начинают болеть, и возникает множество заболеваний, которые ничего хорошего не приносят.
1.4 Цели проекта:
1)Изучить заболеваемости и определить стоматологический статус населения по данным обращаемости населения за стоматологической помощью в Омской области и Усть-Ишимском районе.
2)Узнать о причинах заболеваемости зубов и выявить профилактику.
Задачи:
1) Подробнее изучить строение зуба и его особенности.
2) Ознакомиться с методами профилактики заболеваний полости рта.
3) Разработать санитарный урок гигиены полости рта.
4)Оценить распространенность основных стоматологических заболеваний по данным обращаемости населения за стоматологической помощью.
5) Создать стенгазету для ЦРБ.
2.Основная часть.
2.1 История стоматологии:
Россия познакомилась со стоматологией благодаря Петру I, который впервые привёз из-за границы различные приспособления для лечения зубов. А в 1703 году в Россию приехал голландский врач Николай Бидлоо, который стал придворным врачом государя.
Впервые право заниматься зубоврачеванием в России получил в 1710 году француз Франсуа Дюбрель.
В первой половине XIX века зубоврачеванием занимались лекари широкого профиля. Специализация в этой области была редкостью. В 1809 году согласно «Российскому медицинскому списку», содержащему сведения о специалистах в области медицины, в России числилось всего 18 зубных врачей, большинство из которых были иностранцами, зачастую не имевшими никакого медицинского образования.
В 1810 году издан закон, по которому право на зубоврачебную практику предоставлялось лицам, получившим диплом «зубного лекаря».
2.2 Врачи-стоматологи, какие бывают и для чего нужны:
1. Самая распространенная и известная специализация дантистов – стоматолог-терапевт. Именно его имеют в виду, когда ходят на профилактические осмотры, пломбировать и «наращивать» зубы. Это, пожалуй, первая инстанция, куда стекаются все, у кого возникают проблемы с ротовой полостью.
2. Стоматолог-хирург отвечает за те зубы, которым консервативное лечение уже не поможет. Этот специалист профессионально удалит зуб, вычистит полости между деснами и зубами при пародонтозе, подсадит при необходимости костную ткань и удалит образовавшиеся кисты.
3. Именуемый в народе протезистом, стоматолог-ортопед занимается тем, что восстанавливает утраченные зубы, которые не в состоянии был спасти стоматолог-терапевт. Именно ортопед рекомендует клиенту варианты протезирования, снимает слепки с зубов, проводит примерку и подгонку, а также окончательно закрепляет их в челюсти пациента.
4. Развитие системы имплантации зубов инициировало появление дантистов имплантологов, которые прекрасно справляются с задачей вживления имплантатов в костные ткани челюсти, восстанавливая, таким образом, зуб, по своим функциям не уступающий натуральному.
5. Стоматолог - ортодонт занимается вопросами исправления прикуса при помощи специальных кап и брекет-систем.
6. Особый тип стоматологов – детские врачи. Они работают с детьми с момента рождения и до достижения совершеннолетия, когда весь организм в целом и зубные ряды в частности полностью сформировались.
2.3 Строение зуба:
Зубы представляют собой группу твёрдых органов, расположенных в полости рта. Каждый зуб составляют две основные части: коронка и корень. Выступающая над поверхностью десны коронка является той частью, которая участвует в откусывании и жевании пищи.
Зубы подразделяются на четыре вида: резцы и клыки, которые служат для откусывания, а также премоляры и моляры, используемые для пережёвывания.
Зубы, которые предназначены для жевания, имеют несколько выступов на верхней поверхности коронки чтобы облегчать пережёвывание.
Ниже уровня дёсен расположены части зуба, которые называют корнями. Они закрепляют каждый зуб в костное гнездо челюсти, известное как альвеола.
Корни - это конические структуры, напоминающие корни растений. Каждый зуб может иметь от 1 до 3 корней.
Вся внешняя оболочка зубного корня покрыта окостеневшей тканью, образованной кальцием и коллагеновых волокон, известной как цемент. Именно цемент обеспечивает сцепление зуба с периодонтальной связкой, благодаря которой, в свою очередь, зуб держится в альвеоле.
Человеческий зуб сформирован из трёх слоев: внутреннего - пульпы, среднего - дентина, и внешнего - эмали.
2.4 Важнейшие элементы для формирования здоровых зубов.
Всякий раз, как беспокоят зубы, у каждого из нас невольно проскакивает мысль: «А ведь можно было этого избежать!». И мы изо всех сил стараемся придумать достойное оправдание своему неправильному отношению к зубам. Важно соблюдать меры профилактики и компенсировать уровень полезных элементов, таких как кальций и фтор.
Кальций является основным составляющим компонентом эмали. Кальций попадает в организм из воды и продуктов, таких как: квашеная капуста, картофель, сливы, крыжовник, гречиха, овёс, горох, минеральной воды. Из слюны, омывающей зубы, ионы кальция проникают в поверхностный слой эмали. Чем больше ионов кальция будет поступать к поверхности зуба, тем крепче будет эмаль. Особенно важно обеспечить зуб кальцием в период, который длится в течение примерно двух лет после прорезывания зуба. Ведь когда зуб только появляется на свет, в его эмали активно протекают обменные процессы. И со временем, в результате накопления в ней кальция, она становится зрелой, сформированной.
Кроме воды и продуктов, дополнительными источниками кальция могут быть препараты, которые его содержат. Они применяются местно с помощью зубных паст, в состав которых входит кальций, растворов кальция (глицерофосфат кальция, глюконат кальция), которыми обрабатываются зубы на приеме у стоматолога. Внутрь с помощью таблеток и растворов, которые употребляются по назначению врача.
Особое внимание профилактике кариеса препаратами, содержащими кальций, необходимо уделять в тех районах, где питьевая вода содержит недостаточное количество солей кальция.
Пищевые продукты, содержащие фтор - рыба, зерновые культуры, чай, желток куриного яйца, печень, баранина. Однако с пищей в организм поступает недостаточное количество фтора, так как из пищевых продуктов фтор усваивается гораздо хуже, чем из питьевой воды.
Фторирование зубов подходит всем: и взрослым, и детям. Убедительными показаниями для дополнительного укрепления эмали врачи считают гиперестезию (повышенную чувствительность зубов) и дефицит фтора и кальция в организме, который рано или поздно положит начало разрушению зубов.
Ионы фтора и кальция – вот тот строительный материал, благодаря которому эмаль становится надежной защитой для зубов.
2.5 Сравнительная характеристика по количеству фтора и кальция в воде и водоёмах по Усть-Ишимскому району и частям Омской области.
В северной части Омской области в реках и озёрах, воду которых мы используем для питья, содержание полезного фтора в десятки раз меньше нормы. Омская область находится на 24 месте по количеству фтора в воде по всей России. Немного у нас и продуктов питания, обогащённых этим веществом. А иными путями, в естественном виде, он к нам и не попадает. При недостаточности фтора в организме развивается кариес. Кроме того, выпадают волосы, ломаются ногти, кости становятся менее прочными, возрастает риск переломов. Также возможно развитие остеопороза, пародонтоза и периодонтита.
Однако решение этой проблемы придумано не вчера: одним из путей коррекции неблагоприятного внешнего фактора является искусственное фторирование питьевой воды. Даже в Омске такой опыт уже был. С 1981 года фторировали воду Иртыша на водозаборной станции. И эти шаги дали результат: за первые три года общей профилактики удалось сократить кариес на 20%! Правда, из-за постоянных перебоев с поставкой реагентов в 1993 году от этой практики отказались. И снова к ней не приходили, чем довели ситуацию почти до катастрофического уровня.
Однако, если взглянуть на южные районы Омской области, то можно выделить, что фтор там находится в большом объёме, а точнее в переизбытке. Употребление фтора в большом количестве снижает память, способность к мышлению, провоцируют появление проблем с ориентацией в пространстве, пониманием, вычислением, обучением, речью, способностью рассуждать и другими когнитивными функциями. После длительного влияния фтора на организм человека могут наступить еще более неприятные последствия, такие как рак, генетические нарушения ДНК, понижение коэффициента интеллекта, летаргия, болезнь Альцгеймера. Ионы фтора ингибируют некоторые ферментативные реакции и связывают важные элементы, такие как фосфор, кальций, магний. Это приводит к нарушению баланса обмена веществ. В тяжелых случаях возможны поражения легких и ЦНС. При длительном хроническом влиянии развиваются такие болезни, как конъюнктивит, бронхит, пневмония, пневмосклероз, флюороз.
Что касается кальция в Омской области? Данный элемент находится на высоком уровне своего существования. Переизбыток кальция характерен как для Усть-Ишимского района, так и для всех районов Омской области. Именно в наших реках ионы данного металла превышают норму примерно в 3,5 раза. Переизбыток микроэлемента – серьезная проблема для организма, поскольку при большом количестве этого вещества страдают не только зубы и кости, но и нервная, мышечная и сердечно-сосудистая системы. Избыток трудно заметить сразу, его симптомы проявляются постепенно.
2.6 Причины развития заболеваний зубов и полости рта:
-Нарушение правил гигиены. Речь идет не только о полном игнорировании гигиены, но и о нерегулярной или неправильной чистке зубов. Накопление и затвердение мягкого налета обеспечивает бурное развитие в ротовой полости бактерий, продукты жизнедеятельности которых разрушают даже самую твердую ткань в организме – эмаль.
-Инфекционные заболевания. Патогенны могут проникнуть в зубные ткани из полости рта, в которой протекает воспаление, через трещины на коронках. Помимо этого, бактерии могут быть занесены в них с током крови из любого больного инфицированного органа.
-Недостаточное снабжение зубных тканей питательными веществами при неправильном питании.
-Прием лекарств.
-Низкий иммунитет.
-Наследственная предрасположенность к стоматологическим заболеваниям и врожденные аномалии.
-Действие радиации и химикатов в загрязненных местах проживания или на вредном производстве.
2.7 Профилактика лечения.
Улучшение состояния полости рта и уменьшение количества болезней зубов и десен – одна из главных задач здравоохранения страны и каждого человека лично. Известно, что предупреждение стоматологических проблем – отличная профилактика и многих других заболеваний.
В полости рта часто могут возникнуть очаги воспаления, которые открывают дорогу всевозможным инфекциям в кровь. Даже незначительная дырочка в зубе может привести к серьезным нарушениям не только в пищеварительной системе, но и других органах. Профилактика болезней зубов доступна каждому человеку, и не обязательно для этого тратить крупные суммы денег и искать лучшего специалиста в сфере стоматологии для консультации.
Хотя, все же проходить плановые осмотры необходимо, чтобы вовремя выявить возможные нарушения и отклонения. Профилактические меры включают в себя правильный гигиенический режим, регулярные осмотры, полноценное питание и своевременное лечение зубов.
Очень важно тщательно пережевывать пищу, потому что этот процесс не только улучшает пищеварение, но и способствует тренировке мышц лица и зубов.
Жевательные резинки необходимо жевать около 20-30 минут после еды, потому что они увеличивают выработку слюны. Но не следует чрезмерно увлекаться этим процессом, потому что длительное воздействие на десны способствует застойным процессам и нарушению кровообращения;
Посещение стоматолога должно осуществляться несколько раз в год. Своевременно удаленные зубные камни и налет являются хорошей профилактикой болезней зубов.
Зубы нужно чистить не менее 2 раз в день – утром и вечером. Однако и переусердствовать нельзя, потому что слишком частая и активная чистка может повредить эмаль зубов и поранить десны.
Для профилактики болезней зубов рекомендуется избавиться от курения, которое приводит к появлению неприятного запаха во рту, пожелтению эмали и некоторым заболеваниям;
Также следует употреблять меньше сладкого и газированного и ограничивать себя в спиртном.
2.8 Советы по уходу за полостью рта и профилактике болезней зубов:
Зубы нужно чистить не менее 2 раз в день – утром и вечером. Однако и переусердствовать нельзя, потому что слишком частая и активная чистка может повредить эмаль зубов и поранить десны. В течение дня в ротовой полости накапливаются остатки и микрочастицы пищи, которые во время сна становятся отличной средой для размножения патогенных бактерий;
Помимо зубов следует чистить и язык, хотя многие люди этот процесс игнорируют. На его поверхности также накапливаются бактерии, как на деснах и зубах. Чистить язык необходимо перед сном обычной чайной ложечкой или отдельной зубной щеткой. Сейчас многие производители зубных паст и щеток предлагают универсальные изделия, которые имеют две различные поверхности – для чистки зубов и языка. При отсутствии отдельной принадлежности можно воспользоваться и обычной щеткой;
Выбор зубной щетки должен основываться на определенных критериях. Дело в том, что при выполнении гигиенических процедур перед человеком стоит две задачи – очистить полость рта и помассировать десны для улучшения кровотока и обменных процессов. Слишком жесткие щетки могут повредить слизистую ротовой поверхности и эмаль, а слишком мягкие изделия не в состоянии справиться со своими прямыми задачами. Следовательно, в труднодоступных местах скапливаются микробы, что ведет к образованию зубного камня, кариеса и различных воспалений. Также следует учесть тот факт, что зубная щетка приносит пользу только первые 2 месяца использования, после чего ее нужно обязательно менять на новую;
Для профилактики болезней зубов рекомендуется избавиться от курения, которое приводит к появлению неприятного запаха во рту, пожелтению эмали и некоторым заболеваниям.
Очень важно тщательно пережевывать пищу, потому что этот процесс не только улучшает пищеварение, но и способствует тренировке мышц лица и зубов. Помимо этого активно выделяющаяся слюна нейтрализует кислоты, разлагает крахмал и сахар, уничтожает патогенные микроорганизмы, поэтому пережевывание также относят частично к профилактике болезней зубов.
Твердые фрукты и овощи должны быть обязательно в ежедневном рационе, потому что они способствуют очищению зубов. Яблоки, морковь, редька, огурцы – все это благоприятно сказывается на здоровье полости рта.
Жевательные резинки необходимо жевать около 20-30 минут после еды, потому что они увеличивают выработку слюны. Но не следует чрезмерно увлекаться этим процессом, потому что длительное монотонное воздействие на десны способствует застойным процессам и нарушению кровообращения.
Следует пользоваться зубными нитями, приобретенными в аптеке. Зубочисток лучше избегать, потому что ими можно травмировать десна.
Посещение стоматолога должно осуществляться несколько раз в год даже при отсутствии каких-либо жалоб. Своевременно удаленные зубные камни и налет являются хорошей профилактикой болезней зубов.
3. Заключение.
В нашей стране достигнута высокая обеспеченность населения врачами стоматологами. Однако проблема оказания стоматологической помощи не теряет своей актуальности. Врач лечит уже заболевшие зубы. Необходимо ещё и каждому человеку самому заботиться о сохранении зубов, помня об их исключительно важной роли в жизнедеятельности всего организма. Уход за зубами имеет не только профилактическое значение для предупреждения заболеваний зубов, но и в снижении заболеваний всего организма.
Сегодня всё большее число людей понимает, что красивые, белые зубы – это элемент культуры, определяющий современного человека, это символ здоровья и преуспевания.
4. Приложение.
Санитарный урок гигиены полости рта «Сотвори солнце в себе».
Цель: овладение детьми элементарными умениями и навыками о правильном уходе за полостью рта.
Чтобы зубы не болели
И так радостно блестели,
И чудесно так белели,
Как январские метели,
Нужно зубы чистить утром,
Нужно чистить перед сном,
Чтобы злобные микробы
Не построили в них дом!
- Ребята, скажите зачем человеку зубы?
1. Зубы откусывают и пережёвывают пищу.
- Чтобы пища лучше переваривалась, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами.
2. Зубы помогают правильно говорить.
- Попробуйте сказать слова не касаясь языком передних зубов: «дом», класс, «стол», своё имя. Сделайте вывод, зачем нужны зубы?
- Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для нормальной дикции, то есть ясного, чёткого произношения слов, для нормальной речи.
3. Здоровые зубы украшают лицо человека.
- Нельзя также упускать из виду, что здоровые зубы служат украшением лица.
Для того, чтобы зубы всегда были здоровыми, за ними нужно ухаживать.
- Помните, что зубы надо чистить 2 раза: утром и вечером, перед сном. Щётку менять хотя бы 1раз в 3-4месяца. У каждого члена семьи должна быть своя зубная щётка. А пасту выберем самую полезную и приятную на вкус. А какой пастой вы чистите зубы?
-Ну а если зуб всё-таки заболел? Послушайте стихотворение.
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
– Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?..
- Ребята, как можно помочь Любе?
-К кому должна обратиться Люба? (К зубному врачу-стоматологу)
-Стоматолог - лучший друг больных зубов, он поможет вам, только не надо бояться. Стоматолог – это врач, лечащий зубы. Зубные врачи – стоматологи – знают, как помочь при зубной боли, как некрасивые зубы сделать красивыми!
Рано утром просыпайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся.
Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам - фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем,
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет,
Сохранишь на много лет!
У каждого ученика на парте лежит рисунок с изображением зубика.
- Чего не хватает в зубике? (Улыбки)
- Давайте оживим наш зубик, подарив ему улыбку. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку.
(Дети оживляют зубик.)
- Итак, ваши зубки ожили. Мы их прикрепим на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок стало в классе. Мы вместе сотворили солнце в себе!
Если только рассмеяться,
То настанут чудеса—
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!
5. Список литературы.
https://school-science.ru/4/1/923
http://pogodaomsk.ru/Priroda_Omskoi_oblasti/Poleznye_iskopaemye_Omskoi_oblasti/
Энциклопедия « Я познаю мир» ;
Учебник биологии за 11 класс (Захаров, Сонин, Мамонтов).
Круговорот воды в пакете
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Мать-и-мачеха
Сорняки
За еду птицы готовы собирать мусор