Исследовательская работа о династии учителей.
Вложение | Размер |
---|---|
dinastiya-eto_dostoyno.doc | 71 КБ |
Районный краеведческий проект
«Островки памяти».
Номинация НПК «Дом, в котором уютно всем»
Секция: История школы в лицах
Династия – это достойно.
Автор: Дадуева Диана Леонидовна
МБОУ Идеальская СОШ 6 класс
Руководитель: Миронова Светлана Сандыковна,
педагог д/о
МБОУ Идеальская СОШ,
669475, Иркутская область, Аларский район,
с. Идеал, ул Школьная, 3
E-mail: idealschool@yandex.ru
Тел.89041143911
Идеал 2019
Оглавление
Введение
С древнейших времен и до наших дней профессия учителя была и остается одной из самых важных у всех народов. Благодаря учителям из поколения в поколение передаются знания, опыт, накопленный человечеством. Учителей в жизни каждого бывает много, но каждый из нас запоминает только одного или двух – тех, кто сыграл в твоей жизни особую роль, тех, кто в трудный момент поддержал тебя, указал верный ориентир, сумел поразить твое воображение, помог найти твое призвание, тех кто всегда верил в тебя; тех, чья мудрость, доброта, понимание помогли стать тебе хорошим человеком. Мой рассказ о целой династии таких учителей, которые, по – моему, соответствуют таким понятиям.
Личность в истории, ее жизнь и дела, ее влияние на историю и влияние времени на нее – все это всегда было и является актуальным.
Цель исследования: познакомиться с биографией замечательного человека Санжихаевой Ольги Леонтьевны – основательницы династии учителей, показать вклад членов династии в историю малой родины.
Задачи:
Объект исследования: жизнь и деятельность Санжихаевой Ольги Леонтьевны
Предмет исследования: трудовая деятельность педагога и ее значение для коллектива учителей и учащихся;
Методы:
Исследование проводилось на территории с. Куйта, в МБОУ Идеальская СОШ, Куйтинская НОШ
Временные рамки: апрель 2019 г
Готовясь к участию в конференции, я встречалась с представителями семьи Мироновых и Санжихаевых, слушала рассказ об их маме, и бабушке, видела с какой любовью и гордостью говорят они о ней, познакомилась с их семейным архивом. Результатом проделанной мною работы является данное выступление.
Основная часть.
Санжихаева Ольга Леонтьевна родилась в 1925 году 14 декабря в селе Куйта. Кутуликскую среднюю школу она закончила во время войны. Вспоминала, как трудно было в годы войны. В деревне остались старики, женщины и дети. Вся тяжесть важных, трудных сельскохозяйственных работ легла на их плечи. Всю осень 1942 года две девушки: Протасова Ольга и Бажеева Надя жили одни и веяли хлеб на заимке Кидаева, что в 3 км. от деревни. Об их хорошей работе было написано в районной газете «Аларский колхозник» (нынешняя «Аларь»).
Но несмотря на трудное военное время в 1943 году, решила учиться дальше и поступила в Иркутский двухгодичный учительский институт на историческое отделение. Учиться было трудно, потому, что шла война. Было голодно. Хлеб выдавали по карточкам. Однажды бабушка потеряла карточки, а может их украли и целый месяц ей пришлось перебиваться без хлеба. Помощи из дома ждать не приходилось, мать растила ее одна. Бабушка вспоминала как студенты несмотря на то что сами голодали все же старались помочь фронту: вязали и шили рукавицы и носки, писали письма, собирали посылки.
Заканчивала обучение Ольга Леонтьевна 15 апреля 1945 года. Как об огромном счастье, великой радости она вспоминала о Дне Победы: «Радость всех людей собравшихся в сквере Кирова или, просто оказавшихся там, была велика. Все кричали, обнимались, целовались, плакали…». После окончания института, Ольга Леонтьевна получила назначение в Аларский район, в Нельхайскую среднюю школу преподавателем русского языка в 5-6-ых классах, где проработала два учебных года с 1945 по 1947г.г. Я думаю, что работала она хорошо потому, что ее бывшие ученики, сами уже пожилые люди до сих пор передают приветы и справляются о ее здоровье.
В 1947 году в Куйте открылась вечерняя школа и Ольга Леонтьевна попросилась в родное село, где стала преподавать историю и русский язык в 5-7 классах.
Тогда после войны желающих учиться было очень много. Ольга Леонтьевна вспоминала: «С первого сентября 1947 года в Куйте открылась вечерняя школа. Дети, которые во время войны оставили учебу, снова вернулись в школу. Учащихся было очень много. Не хватало парт. Сидели по трое за партами. Школа работала в три смены».
В 1950 году Ольга Леонтьевна получает назначение в Наренскую начальную школу, совмещая должности учителя и заведующего, где проработала один год, а в 1951 году снова вернулась в Куйтинскую семилетнюю - учителем начальных классов, где и проработала до выхода на пенсию в 1972 году.
Из отзыва о работе Ольги Леонтьевны: «Протасова О. Л.(Санжихаева) добивалась 100% успеваемости в своих, обучаемых классах. Этого она добивалась систематической кропотливой работой с каждым учащимся, хорошей подготовкой к каждому уроку и правильным методическим построением всех своих уроков. Также систематически она работает над повышением своей квалификации и педагогического мастерства, пользуется в своей работе многими методическими пособиями, хорошо работает с родителями своих учащихся, изучает наклонности детей с дошкольного возраста и знает все их особенности».
Отзыв составлен директором Куйтинской восьмилетней школы Хабаевым Ф. Б., секретарем парторганизации Алексеевой П. Л. и председателем МК профсоюза Мироновым Ч.М. (стиль сохранен).
В числе учеников Ольги Леонтьевны много знаменитых и просто хороших людей. Одна из них Змановская Серафима Алексеевна отозвалась о своей учительнице газетной строкой: « Учительница первая моя… Кто она? Энтузиаст, оптимист, который работает на будущее – все это так, но сельский быт, условия жизни заставляли Ольгу Леонтьевну нести на своих хрупких плечах непомерную ношу проблем и забот. Кроме того, она вырастила 7 детей, полагаясь только на себя, т. к. о детсаде и не мечтали. Два понятия определяли жизнь Ольги Леонтьевны – «надо» и «должна», поэтому ни бессонные ночи из – за болезни детей, ни неприятности – ничто не мешало нести свет ученикам.».
Сейчас Ольге Леонтьевне 94 года. Школе отдано все – здоровье, лучшие годы, сердце. Общий педагогический стаж – 30 лет. Награждена многими грамотами разного уровня, орденом «Материнская слава 3 – ей степени, Почетной грамотой Министерства РСФСР за №134807 от 29 декабря 1972 года, медалью «Ветеран труда», медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г., юбилейными медалями. Педагогическое мастерство передалось старшей дочери Светлане, которая тоже стала учителем начальных классов. Светлана Сандыковна отдала школе 40 лет. Начала старшей вожатой в Куйтинской восьмилетней школе в 1966 году. В этой должности проработала 10 лет. Руководимая Светланой Сандыковной Санжихаевой пионерская дружина имени В.В. Терешковой, неоднократно, по итогам года, становилась призером социалистического соревнования – правофланговой, среди пионерских дружин района. Пионеры дружины имени Терешковой Куйтинской восьмилетней, работали под девизом: «Сияйте, ленинские звезды!», шагали по маршрутам Всесоюзного пионерского марша: «Всегда готов!».
Нынешние жители села Куйта, уже очень взрослые люди, с восторгом вспоминают День Пионерии; парадное построение в ярких пилотках, соревнования, в которых участвовала вся школа, а вечером при звездах, пионерский костер с печеной картошкой. За успехи в воспитании подрастающего поколения Светлана Сандыковна неоднократно награждалась многими грамотами разного уровня, а также Почетной грамотой Всесоюзного Совета пионерских организаций (Москва). Начальным классам отдано 27 лет творческих поисков, постоянного самообразования, совершенствования учебного процесса. За годы работы был накоплен огромный методический материал который с успехом применялся на разнообразного вида и типа уроках: совмещенных, интегрированных, сюжетно – ролевых, уроках практикумах, и других видах и типах нестандартных уроков.
Результатом, на протяжении многих лет, становились высокие показатели успеваемости, качества знаний и обученности. Ее дети легко адаптируются в среднем звене, самостоятельны, активны, стабильно подтверждают высокие показатели в дальнейшей учебе. Выпускники успешно продолжают дальней- шее обучение в ВУЗах и СУЗах, а многие стали взрослыми успешными людьми, такими как кандидат социологических наук Хабудаева Валентина Александровна, которая живет и работает в Санкт – Петербурге.
С 2003 года и по сей день Светлана Сандыковна является педагогом дополнительного образования, ведет большую краеведческую работу. Под ее руководством учащиеся изучают историю своей малой родины, культурное наследие, составляют свои родословные, выявляют трудовые династии, разрабатывают проекты и осуществляют их в жизнь. На основе собранного краеведческого материала Светлана Сандыковна основала в Куйтинской школе музей, который стал призером (1 место) областного смотра школьных музеев в 2013 году. Члены кружка «Память» участвуют и становятся призерами различных НПК районного, окружного, областного, а также Всероссийского уровня. Очень ответственная, высоко работоспособная, эрудированная, требовательная к себе и к другим Светлана Сандыковна пользуется большим уважением односельчан, коллег, учеников. За свой труд она награждена многими грамотами разного уровня, а также Почетной грамотой Министерства образования (приказ № 794 /к-н от 1 октября 2014 года).
В семье Мироновых в строгости и нежности выросли четверо детей, двое, из которых, продолжили учительские династии Санжихаевых – Мироновых.
Одна из них Миронова Наталья Всеволодовна. Родилась в 1981 году 1 августа. После окончания Идеальской средней школы, Наташа поступила в Восточно – Сибирский технологический университет.
Закончив его, не найдя работы по специальности, вернулась домой и устроилась в родную Идеальскую школу старшей пионервожатой и учителем химии и информатики. Руководимая ею экологическая детская организация «Росток», становилась призером районных смотров детского движения, была лидером среди пионерских организаций района, а сама Наталья Всеволодовна стала «Вожатым года» в 2012 году. В дальнейшем, Наталья Всеволодовна закончила Бурятский Государственный университет по специальности «учитель математики» и продолжает работать в Идеальской средней школе учителем математики и информатики.
Еще один продолжатель учительской династии Мироновых – Санжихаевых - сын Александр. После окончания Идеальской средней школы поступил в Иркутское музыкальное училище №2, получил специальность «учитель музыки». В данное время работает учителем музыки в Бахтайской средней школе.
Надо отметить, что дедушка Натальи и Александра - Миронов Чингис Матвеевич был учителем русского языка и литературы и всю жизнь проработал в школах района.
Представителем учительской династии Санжихаевых является внучка Ольги Леонтьевны - Оксана Борисовна Будаева (Санжихаева) Закончила Бурятский Государственный Университет по специальности «психология». В данное время в отпуске по рождению ребенка.
Заключение.
Династия – это преемственность поколений одного рода в том виде деятельности. Есть династии монархов, художников, артистов, а Ольга Леонтьевна стала основательницей династии учителей. Завершая рассказ о славной педагогической династии, важно сказать, что профессиональный и человеческий опыт каждый учитель добывает собственным реальным бытием. Представители педагогической династии Санжихаевых всегда понимали, что учитель обязан быть безукоризненным перед детьми, перед обществом в целом, перед собственной совестью. Они убеждены, что педагог – это человек, от порядочности, чести, убежденности которого зависит судьба других вверенных ему людей. А когда продолжателями дела своих родителей становятся их дети, то здесь нет случая, нет ошибки, а есть полная уверенность в своих силах и правильности выбранного пути.
Использованные материалы.
Литература
Источники
Информаторы
Снежный всадник
Астрономический календарь. Март, 2019
Как я избавился от обидчивости
Заяц, косач, медведь и весна
Просто так