Рассказ-исследование о малой Родине - д.Аршан Аларского района
Вложение | Размер |
---|---|
arshan.doc | 87 КБ |
МБОУ Идеальская СОШ
Заочный районный конкурс «История одного села»
Исследовательская работа
АРШАН
Автор: Качур Алена Владимировна
МБОУ Идеальская СОШ 8 класс
Руководитель: Миронова Светлана Сандыковна,
педагог д/о
МБОУ Идеальская СОШ,
669475, Иркутская область, Аларский район,
с. Идеал, ул Школьная, 3
E-mail: idealschool@yandex.ru
Тел.89041143911
Идеал 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………….….3
Основная часть……………………………………………………………………5
Заключение……..……………………………………………………..…………11
Список литературы……………………………………………………………..12
Приложение………………………………………………….……..…………...13
Введение
Когда-то на территории Куйтинского сельсовета (нынешнего МО «Куйта») существовали 22 поселения. С начала коллективизации и по настоящее время исчезло 16. Где теперь бывшие жители этих деревень, как сложилась их судьба? Знают ли их потомки, откуда их корни? Чувствуют ли они тягу к родным местам, неизбывную тоску по родному пепелищу какую, наверное, испытывали их предки, уезжая из родных мест? На эти вопросы сейчас трудно получить ответ. Нити детских воспоминаний всегда тянутся к родному дому- к запаху хлеба испеченного мамиными или бабушкиными руками, печенной картошке и парному молоку. Их босоногое детство бежало по пыльной дороге за телегой, заполненной свежескошенным сеном, качалось на возе этого сена, вдыхая его дурманящий запах; летело на самодельных санках – ледянках с крутой горки; до одури, с криком и спорами играло, в забытую всеми – лапту; леденело коньками «снегурками» привязанными к подшитым валенкам сыромятными ремешками или веревкой. Или как у Валентина Распутина «это место рождения, центр земли, основная система координат жизни, к этому месту, первоначальному все остальное только добавляется, крепится, нарастает, но крепиться уже есть к чему. Солнышко как взошло впервые, так отсюда и всходит, где бы мы потом не находились. Здесь натекает наша душа, наливается из природных и родительских звуков голос. Здесь все так сладко будет отзываться в памяти и чувствах всегда.
«Четыре опоры в жизни человека, - пишет он, - дом с семьей, работа, люди, с кем правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом»
Поэтому очень важно ценить, что имеешь, сохранить, сберечь память о том месте на этой планете, где прошло твое детство, юность, о месте, где родились и жили твои предки. А память – это история. История твоего рода, семьи, села. Изучать и сохранять историю своего села всегда актуально во все времена.
Цель данного исследования: изучить историю возникновения, развития и современного состояния села Аршан.
Задачи:
Объект исследования: деревня Аршан.
Предмет исследования: история возникновения, развития. и современного состояния деревни.
Методы исследования:
Временные рамки: сентябрь-октябрь 2017 г. Исследование проводилось на территории деревни Аршан и на территории Мо «Куйта».
Актуальность данного исследования в изучении и сохранении для следующих поколений истории деревни Аршан. .
Новизна в том, что впервые изучается и презентуется на краеведческой конференции история деревни Аршан.
Основная часть
Среди лесов, полей и лугов Аларского района стоит маленькая, уютная деревушка Аршан. По сохранившимся воспоминаниям старожилов Аршану более 100 лет. Жители окрестных поселений Куйты, Идеала, Заречного, Малолучинска и Хигинска всегда знали, что русские первопоселенцы этого некогда небольшого бурятского улуса Тайшинский, переселенцы из центральной России, с Урала. Улус Тайшинский располагался в междуречье рек Куйты и Голумети. В 1883 году здесь жили 25 человек (11 муж., 14 жен.). По другой же справке «Унга-80» в улусе проживало 37 человек (18 муж., 19 жен.). По материалам переписи 1897 г. улус располагал 5 хозяйствами, входил в состав Аларского инородческого ведомства и был населен бурятами 1-го хонгодорского рода (12 муж., 10 жен.).
Название Тайшинский в русс. языке (суффикс – ский), в его основе лежит бур. тайша – « глава степной думы» (14). Топоним «Аршан» достался по нашему переселенцам от бурятского «аршаан». Аршан – целебный или минеральный источник, целебная или минеральная вода, святая или живая вода. Такую же этимологию дает М. Н. Мельхеев (4), подчеркивая, что иркутские буряты так же называют холодный пресный источник с чистой питьевой водой. Возможно, так сами называли свой улус коренные жители – буряты, а переселенцы стали использовать наиболее часто слышимое слово и оно осталось в словаре переселенцев как название местности, куда их привезли и где отныне они должны были жить.
Вокруг деревни лес с грибами и ягодами, обрабатываемые поля, луга для пастьбы скота. Из сохранившихся воспоминаний старожилов нам известно, что в 1905 г. на Урале был сильный голод и население вывозили на поселение в Сибирь и Дальний Восток, еще до официально объявленной столыпинской реформы (1906 г), которая предусматривала, в том числе усиление переселенческой политики, т.е. перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности – Сибирь, Дальний Восток.
Первыми поселенцами аршанцы называют семью Полякова Емельяна Михайловича, его старшего сына с семьей (имен старожилы не помнят), семью Шорникова Николая Емельяновича.
Уполномоченный привез их на отведенное место и оставил.
Переселенцев никто не ждал, жить было негде, но жить - то надо было. Надо было как-то обживаться на новом незнакомом месте. Пришлось рыть землянки, как-то обустраивать их, зимовать две долгие зимы. И лишь в 1907 г. построили первые дома.
После официально объявленной столыпинской реформы (законы о 14.06.1910 и 29.05.2011 гг) прибыли переселенцы с Украины братья Поляковы - Федот Михайлович и Платон Михайлович, а позже, Ситников Иван Данилович.
После 1907 года прибыли еще семьи: Рябченко, , а также поляк Коросенский. Ему был отведен отдельный участок, и он на нем построил особняк. В 1910 году прибыла семья Труфановых.
В 1911 г.выкопали колодец.
В 1930 г. деревня стала прибавляться. В Аршан переехали семьи из д.Рясово: Хоменко, Сурмач, Кузиковы, Кобелевы, Патрашевы, Рябошапко.
Аршанцы помнят первого шофера – Шафранский. В 1937 году он был репрессирован и о его дальнейшей судьбе ничего не известно. Позже, удалось установить еще одно имя из скорбного списка репрессированных по Аларскому району это; Хан-Фо Василий, уроженец Китая, житель колхоза «Аршан», 1888 г.р., б/п. Арестован 28.05.1938 г. Расстрелян 20.11.1938. Реабилитирован 05.10.1962 г.(14).
В 1930 году в Аршане был колхоз «Красный Аршан». Народ работал в поле, выращивали хлеб, овощи, работала ферма 36 коров, конюшня 40 рабочих лошадей, овчарня. Председателем был Поляков Федот Михайлович.
Собирая материалы по истории деревни, мы обратились в архивы ГАИО и У-ОАИО. В п.Усть-Ордынском филиале нам предоставили похозяйственные книги за самый ранний срок (из тех что имелись) 1940 – 1943 г. г. Из них было видно, что деревня разрослась, пополнилась новыми жителями за счет вновь прибывших, и наверное за счет детей, родившихся на новом месте.
Приводим список семей проживавших в деревне в сороковые годы:
Началась Великая Отечественная Война. Мужчины ушли на фронт. Женщины сели за руль тракторов, комбайнов: Полякова Мария Павловна (1924г.р.), Плющенко Е.П., Качур Е.Е., Рябошапко Елена Федоровна (1923г.р.),Кузикова Екатерина (1924г.р.), Ильющенко Екатерина (1923г.р.) Работали добросовестно. За свой труд награждены медалями «Ветеран труда» и Почетными грамотами.
Во время войны в деревне функционировали: пасека, хранилище под картофель. Жители заготавливали лес, запрягали по 12 лошадей, ездили на Урик по графит. Честно, достойно сражались на фронте аршанцы о чем свидетельствуют их награды. На защиту Родины были призваны:
Вернулись с Победой:
В 1951 году шло строительство фермы. В том же году был построен клуб. В 1954 г. построили магазин, до этого магазин был в амбаре. Продавцом был Поляков Геннадий Платонович.
В 1950 году колхозы «Красная Куйта» и «Красный Аршан» объединились и образовали колхоз «Победа». Председателем стал Винокуров Павел Васильевич, заместителем – бывший председатель колхоза «Красный Аршан» Поляков Платон Михайлович.
Точную дату открытия школы в Аршане старожилы не могут назвать. Но если в 2006 году деревня отмечала 75-летие, то можно предположить, что школа была открыта в 1920-ых годах. Учителями Аршанской начальной школы в разные годы работали: Рыбалко Раиса Николаевна, Константинова Александра Ажендаевна, Тумурова Зинаида Ошировна, Переляев Роман Михайлович, Мицкевич Анна Владимировна, Сылко Галина Николаевна, Онищук Людмила Владимировна. Удалось восстановить эти имена, но конечно их было больше за многолетнюю историю школы.
Славились трудом, добросовестным отношением к порученному делу аршанцы. Неоднократно на страницах районной газеты «По заветам Ленина», а затем «Аларь» рассказывалось о трудовых подвигах бригады «Аршан» второго отделения колхоза, а впоследствии совхоза «Идеал». Имена доярок - Сидельниковой Т.С.,Чередниченко А.А., Шмаковой Л.П., Дуц В.П.Быковой Марии, Исланкиной Маргариты, Хоменко Галины, Апухтиной П.А.; скотников - Маркова А.П., Рыбаченок В.А., Кудрявцева Ю., Евдокимова С.М.; механизаторов – Евдокимова П.М., Бурцева Г.Е, Качур И.И., Полякова С.П.; бригадиров – Рябошапко И.Ф., Ситникова В.И., Сидельникова В.И., Качур Н.П., Белохребтова А.Е., Ситникова А.В., Быкова В.В., Качур А.И., Быковой А.И. оставили след в истории деревни.
Заключение
В воскресный день 27 июня 2010 года аршанцы отмечали 105-летие деревни. Отмечали без показного размаха, по-крестьянски просто, с душой и большой радостью. Аршанцы живут единой семьей, деля радости и горести, следуя народной мудрости «Разделенное горе - вдвое меньше, а разделенная радость - вдвое больше». Со времен первых поселенцев прошло больше века, но память о них передается и сохраняется из поколения в поколение. Свидетельством тому данное исследование, в основу которого вошли материалы, которые собрала Бородюк Оксана Александровна. Она и ее мама Качур Наталья Прокопьевна очень благожелательно отнеслись к нашей работе, помогали нам в сборе материалов в установлении контактов с выехавшими аршанцами. Я делаю вывод: мои предки-первопоселенцы, находясь за тысячи километров от родных мест, помнили о своей малой Родине, там далеко на Урале, и передали своим детям и внукам эту тоску и память о ней, научили беречь память о месте, где живешь, жить без злобы, уметь ладить с людьми. И сейчас аршанцы такие; «на доброту приветные, на злобу не ответные».
Надеемся, что данное исследование – это еще один шаг в изучении истории моей деревни, которая будет пополняться, сохраняться, и послужит важным частью в той системе координат жизни о которой было сказано выше. Ведь для этого у моих земляков - аршанцев есть четыре опоры о которых говорил В.Распутин: «дом с семьей, работа, люди, с кем правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом.
Список источников информации
Информаторы
Источники
Список литература
Выбери путь
Две снежинки
Лист Мёбиуса
Мороз Иванович
Петушок из русских сказок