В данной статье ученик рассуждает об экологии русского языка и предлагает пути улучшения языковой ситуации.
Вложение | Размер |
---|---|
актуальные вопросы экологии русского языка | 20.73 КБ |
Вопросы экологии русского языка в образовании современного школьника
Сулима Н.В., 7 класс (ГБОУ гимназия № 107, г. Санкт-Петербург)
Научный руководитель (Иванова Е.Б., учитель русского языка и литературы, ГБОУ гимназия № 107, г. Санкт-Петербург)
Экология языка изучает взаимодействие языка с окружающими его факторами с целью сохранения самобытности каждого отдельного языка и поддержания языкового многообразия. Значимость сохранения экологии языка определяется тем, что язык формирует интеллект и личностную, не только языковую, культуру молодого человека, определяет социальные взаимоотношения.
Целью данного исследования являлось привлечение всех участников образовательного процесса гимназии к деятельности по сохранению экологии русского языка, что будет содействовать решению задач нравственного и языкового воспитания и, в целом, формированию речевой и личностной культуры учащихся. Разработать систему практических мероприятий по совершенствованию практики речевого общения.
Непонимание многих людей, особенно молодых, что родной язык является культурным феноменом, приводит к снижению привлекательности, интереса к русскому языку, отсутствию или снижению чувства национальной гордости и ответственности за свой язык. Это, в свою очередь, приводит к нарушению чистоты языка, его «захламлению». По мнению ряда исследователей [1], [2], в последнее время в России наблюдается кризис культуры речи. Современная культура утрачивает понятие о чистоте литературного слова, вытесняет за рамки активной повседневной коммуникации высокие речевые образцы русской классической литературы.
Использование базовой лексики для решения разных коммуникационных задач осуществляется часто без учета исторических смыслов, характерных для родного слова. Все это, как следствие, ведет к искаженному пониманию исторического прошлого народа, его духовного и нравственного опыта, вызывает трудности в реальном описании и соответствующей оценке фактов и событий культурной жизни.
Определяя значимость проблематики сохранения экологии русского языка, необходимо указать на тесную взаимообусловленность языка с личностными особенностями каждого человека, с менталитетом всего народа, являющегося носителем этого языка. Небрежное отношение к культуре речи, употребление неправильных речевых моделей, причем представителями различных социальных и профессиональных групп, и определяется в лингвистике как кризис культуры речи.
В рамках данного исследования проводилось анкетирование подростков 13-14 лет с целью определения отношения к употреблению в речевом общении жаргонных слов, сленга и нецензурной лексики. Анализ результатов позволяет отметить, что 25,9 % «не видят ничего плохого в употреблении сленга», 18 % считают, что «так принято в молодежной среде», 22% указывают, что жаргон позволяет «сделать мысль более доступной для сверстника». Характеризуя отношение учащихся к нецензурной лексике, можно сказать следующее - 28 % «могут сказать нецензурное слово, но так, чтобы никто не услышал (на пике эмоций)», 24 % отмечают, что «когда другие говорят матом, меня это не задевает, замечания им не делаю», 11 % активно пользуются ненормативной лексикой, но «среди своих», 31 % вообще не видят в этом языковом явлении ничего плохого. Таким образом, небрежное отношение к культуре речи является достаточно распространенным явлением среди подростков.
Именно сохранение родного языка, его лексического разнообразия, самобытности языка как языка нации сохраняет экологию культуры и нравственности. В литературе, посвященной данной проблеме, отмечаются следующие основные факторы, приводящие к нарушению экологии русского языка: значительное сужение базы разговорного русского языка вследствие изменения политической обстановки в мире (например, отказ Украины от вещательных каналов на русском языке, запрет обучать детей на русском языке в образовательных учреждениях, запрет пользоваться русской речью в органах государственных структур и т.д.); резкая утрата искусства создания письма, которое подчиняется строгим правилам стиля, краткости и точности; переизбыток в русском языке заимствованных слов, обилие сленга, жаргонов; распространение среди представителей разных социальных слоев в разговорном языке нецензурной лексики; недостаточное владение литературным языком представителями профессий с повышенной речевой ответственностью (СМИ, госструктуры).
Для сохранения экологии языка на данном этапе развития общества можно указать следующие пути:
Существующая тенденция нарушения чистоты русского языка может привести к такой ситуации, что язык перестанет быть средством общения и развития интеллекта человека, потеряет роль важнейшего структурного элемента культуры. Речевая среда существования должна быть годной для жизни не только настоящих, но и последующих поколений. Она как экологическая система должна быть обновляющейся и возрождающейся.
Литература
1.Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. – М.: Ладомир, 2001.
2.Журавлев В. К. Экология русского языка и культуры // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. – М., 1991.
3.Стенин И.А. – «Словарь молодёжного жаргона». – Воронеж, 2004 г.
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Золотой циркуль
Л. Нечаев. Яма
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Красочные картины Джастина Геффри