Аннотация на исследовательскую работу
Тема работы: «Есть ли сила в наших словах?»
Авторы: Бурмакина Марина, Ковалева Диана, Точилина Ксения, ученицы 4 «В» класса, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» Находкинского городского округа
Номинация: «Я – исследователь».
Руководитель: Быконя Инна Александровна, учитель начальных классов первой категории МБОУ «СОШ № 11» НГО
Краткая аннотация работы
Выбор темы продиктован глубоким интересом учениц к познанию окружающего мира и себя в нем.
Тема работы достаточно актуальна, так как расширяет кругозор и обогащает содержание учебного материала по Основам Православной культуры за счет привлечения различных источников информации, исследований.
В работе чувствуется искренняя заинтересованность авторов к предмету исследования.
Обучающиеся увлечены процессом познания: расширили круг объектов исследования, подобрали иллюстративный материал, провели анкету среди учащихся.
В ходе выполнения работы учащиеся продемонстрировали самостоятельность, активность в научном поиске, владение исследовательскими методами. Работа
отличается грамотностью изложения материала.
Практическая значимость работы очевидна. Материалы работы уже были использованы на уроке Основы православной культуры по теме «Зачем творить добро?».
Введение
На уроке «Основы православной культуры» по теме «Библия и Евангелие» мы узнали, что в главной книге для христиан «Библии» говорится о том, что Божье слово обладает огромной силой. Учитель предложил нам подумать, а есть ли сила в наших словах? И возможно ли это проверить и почувствовать?
Гипотеза: мы предположили, что наши добрые и злые слова обладают силой. И это можно проверить опытным путем.
Объектом нашего исследования будет: слово.
Цель нашей работы: определить влияние слов на окружающий мир и на нас.
Способы решения проблемы (задачи):
1. Найти информацию в Интернете.
2. Спросить совета у учителей.
3. Провести эксперимент с растениями.
4. Провести исследование пульса.
5. Провести анкетирование.
6. Подготовить сообщение и выступить перед одноклассниками
Обзор литературы
«Добро – все доброе, достаток… В духовном значении - благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу».
«Зло – худо, лихо; противоположное добру» («Толковый словарь русского языка» Даль В.И.)
Эта тема привлекательна еще и тем, что мы использовали материалы исследования на уроке Основы Православной культуры по теме «Зачем творить добро?».
Основная часть
1. Теоретическое исследование.
Многие люди – философы, ученые, поэты, задумывались и до нас, что такое – «Слово», и как оно влияет на человека.
«…Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести…» Вадим Шефнер
Мы узнали у учителя физики, что слова – это звуковые волны. Звук возникает, когда тела вибрируют. Вибрация — это очень быстрое движение туда-сюда. Она распространяется по воздуху в виде непрерывных волн, которые доходят до нас и заставляют вибрировать барабанные перепонки в ушах — так мы слышим звук.
Слова бывают добрые и злые. В «Толковом словаре русского языка» Даля В.И. мы нашли значение слов «добро» и «зло». «Добро - все доброе, достаток; благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно злу». «Зло - худо, лихо; противоположное добру».
В древности всегда было такое понятие как проклятие. Это злые слова, произнесенные эмоционально отрицательно, с пожеланием зла. Мы часто слышим в жизни злые слова. Иногда, не задумываясь, произносим их. Влияют ли они на нас и на мир вокруг нас?
2. Практическое исследование
Мы втроем (Бурмакина Марина, Ковалева Диана, Точилина Ксения) провели эксперимент. Посадили семена акации, рябины, ясеня и овса и поливали их разной водой. Над одной водой говорили хорошие, добрые слова, над второй - ругались. Все остальные условия постарались сделать равными.
Результаты нашего эксперимента следующие:
У Ковалевой Дианы семена овса в «грустной» баночке не проросли. В остальных опытах овес в «плохой» банке рос медленнее, чем в «хорошей». Акация в «плохой» баночке - выросла больше, чем в «хорошей». (Таблицы результатов представлены в Приложении №1.)
Рябина и ясень у нас не взошли. Узнаем у учителя биологии, почему?
Оказывается, рябина и не могла взойти. Для того, чтобы она взошла, ягодку рябины должна была съесть птичка. И только после того, как она окажется с пометом на земле, она может прорасти. Для семян ясеня требовалась стратификация (некоторое время побыть в холоде).
Еще мы узнали, что есть теория о деревьях - донорах (дуб, береза, ива, клен, липа) и деревьях, которые забирают плохую энергию (осина, ольха, тополь, акация). Возможно, поэтому акация и росла лучше в «плохом» горшочке. В городе обязательно должны быть посажены и те, и другие деревья. Мы поняли, что проводить эксперимент на семенах деревьев сложно! Для этого нужно много учитывать и знать!
3. Информация в интернете
В интернете мы нашли похожий опыт. Японский ученый Эмото Масару доказал, что разные слова влияют по-разному на воду. Во время отрицательного воздействия молекулы теряли красивую форму и приобретали неправильные очертания. В ходе опытов выяснилось, что кристаллы образуются только в ответ на положительные эмоции. На результаты опытов не повлияли национальность и вероисповедание.
Мы очень хотели своими глазами увидеть опыт Эмото Масару. Но, к сожалению, у нас не получилось, т.к. не были выполнены все условия: замораживание воды в чашках Петри в криокамере (очень быстро), наличие прибора, который состоит из холодильной камеры и микроскопа с подключенным к нему фотоаппаратом.
Живая и мертвая вода – может, это не сказка? Вода – основа жизни. Человеческое тело примерно на 60-65% состоит из воды. Но влияет не сама вода, влияют слова и наши эмоции. Получается, мы влияем словами на окружающий мир и на себя в нем. И иногда сдержавшись, не сказав злых слов, можно повлиять на мир, сделать его лучше.
4. Народная мудрость
Существуют пословицы, в которых говорится о влиянии слов на нас и на мир вокруг нас. А пословицы – это мудрость народа. Пословицы:
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброе слово и кошке приятно.
Доброму человеку доброе слово не в убыток, а в радость.
Доброе слово, что глоток воды.
На добрый привет, добрый и ответ.
Доброе слово – красное слово.
5. Исследование пульса
Мы провели опыт «Влияние положительных и отрицательных эмоций на самочувствие человека»: измеряли пульс в разных эмоциональных состояниях в течение 45 минут. В исследовании участвовали ученики МБОУ «СОШ №11» 4 класса «В» - 24 человека. Для сравнения показаний пульса был взят средний арифметический результат тестирования класса. (Результаты исследования представлены в Приложении № 2.)
1. «Спокойное состояние». У ребят в классе в среднем получился пульс 93 удара (при норме для детей 8 - 10 лет 90 - 110 ударов).
2. «Состояние волнения, сопереживания». После просмотра притчи «Про кота» у всех ребят пульс увеличился (в среднем на 29 ударов).
3. «Состояние радости, умиротворения». После беседы и просмотра мультфильма «Просто так!» пульс уменьшился (в среднем на 34 удара).
Изменение пульса показало, что настроение человека при воздействии радостных или негативных ситуаций неразрывно связано с сердцебиением – с самочувствием человека.
6. Анкетирование
В анкетировании участвовали ученики МБОУ «СОШ № 11» 4 класса «В» – 27 человек.
(Результаты анкетирования представлены в Приложении № 3.)
Были заданы следующие вопросы:
«Что вы чувствуете, когда вам говорят плохие, злые слова?» («Грусть и обиду» - 12 человек, «боль» - 4 человека.)
«Что вы чувствуете, когда вам говорят добрые слова?» («Я радуюсь» - 14 человек.)
«Какие слова вы говорите чаще?» («Добрые слова» - 22 человека.)
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: «Мы очень хотим слышать добрые слова: и в семье, и в обществе, и в школе».
Заключение
На основе полученных данных можно сделать вывод, что наши добрые и злые слова обладают силой. Мы смогли это проверить с помощью опытов, анкетирования. Наша гипотеза подтвердилась.
Свою работу мы представили одноклассникам на уроке «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» После выступления ребята поделились своими впечатлениями и задали вопросы: «Работа запомнилась тем, что слова действуют на воду»; «Мне понравился опыт с водой, и мне самой захотелось провести такой опыт»; «Девочки предположили, что живая и мертвая вода может быть реальной!»; «Интересно, какой водой поливали в злой горшочек?»; «У цветов тоже есть чувства?»; «Почему на акацию не действовала злая вода?»; «Работа очень поучительная, я поняла, что не хорошо говорить плохие слова, а надо говорить хорошие и добрые слова. Мне очень понравилось!» Итогом урока стал вывод: «Добро творить, добро говорить - значит счастливым быть!»
Список литературы
1. «Аргументы и факты» № 52, 2010 г. Статья «Снежинки добра и зла»
2. Документальный фильм "Вода", Россия, 2006 г, режиссёр Анастасия Попова, ссылка к просмотру - http://kinodrive.org/351-voda.html
3. Документальный фильм "Договор с кровью", Россия, 2014 г, автор: Марина Романова, режиссёр Сергей Краус, телеканал: ВГТРК, ссылка к просмотру - http://docu-films.ru/documentaries/432-dogovor-s-krovyu
4. Масару Эмото «Любовь и вода» Издательство: София, 2008 г.128 стр.
5. Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» Издательство: София, 2007 г. 96 стр.
6. «Толковый словарь русского языка» Даль В.И. Москва, Издательство ЭКСМО, 2007 г. 945 стр.
Приложение № 1
Результаты эксперимента
Дата посадки 18.11.18 г. | Точилина Ксения (овес) | Бурмакина Марина (овес) | Ковалева Диана (овес) | Точилина Ксения (акация) | ||||
Добро | Зло | Добро | Зло | Добро | Зло | Добро | зло | |
27.11 | 3,5 | 2,3 | 2,5 | 2,1 | 2,5 | нет | 0,5 | 1 |
01.12 | 7 | 5,6 | 6 | 5,2 | 6 | нет | 1 | 2,5 |
10.12 | 15 | 13 | 13 | 11 | 13 | нет | 1,5 | 2,5 |
23.12 | 15,6 | 14,4 | 15 | 13,4 | - | - | 1,7 | 2,8 |
04.01 | 17 | 15 | 17 | 15,6 | - | - | 3 | 4,1 |
13.01 | 19 | 17 | 18 | 16,5 | - | - | 3,5 | 5,5 |
28.01 | 22 | 20 | 21 | 19 | - | - | 4,7 | 7,2 |
31.01 | 23 | 21,2 | 22 | 20,2 | - | - | 6,2 | 8 |
04.02 | 25 | 23 | 25,2 | 22,9 | - | - | 7,5 | 8,6 |
Приложение № 2
Исследование пульса (18.02.19 г.)
«Влияние положительных и отрицательных эмоций на самочувствие человека»
Приложение № 3
Результаты анкетирования (05.02.2019 года)
«Что вы чувствуете, когда вам говорят плохие, злые слова?»
«Что вы чувствуете, когда вам говорят добрые слова?»
«Какие слова вы говорите чаще?»
Слайд 1
городская конференция учебно-исследовательских работ школьников «Шаги в науку» «Есть ли сила в наших словах?» Выполнили: Бурмакина Марина, Ковалева Диана, Точилина Ксения, ученицы 4 «В» класса МБОУ «СОШ №11» Руководитель: Быконя Инна АлександровнаСлайд 2
Сила Божьего слова В главной книге для христиан «Библии» говорится о том, что Божье слово обладает огромной силой. А есть ли сила в наших словах? И возможно ли это проверить, почувствовать?
Слайд 3
Гипотеза Мы предположили, что наши добрые и злые слова обладают силой. И это можно проверить опытным путем.
Слайд 4
Мы стали думать, как это можно проверить?
Слайд 5
Способы решения задачи 1. Найти информацию в Интернете 2. Спросить совета у учителей 3. Провести эксперимент с растениями 4. Провести анкетирование 5. Провести исследование пульса 6. Подготовить сообщение и выступить перед одноклассниками
Слайд 6
Что это такое - «слово»? «Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки За собой повести…» Вадим Шефнер
Слайд 7
Мы узнали у учителя физики Звук возникает, когда тела вибрируют. Вибрация — распространяется по воздуху в виде непрерывных волн . Слова – это звуковые волны. Учитель физики: Тингаева Ольга Леонидовна
Слайд 8
Что такое - «добро» и «зло»? «Добро - все доброе, достаток; благо, что честно и полезно; противоположно худу и злу». «Зло - худо, лихо; противоположно добру». «Толковый словарь русского языка» Даль В.И.
Слайд 9
Проклятие – это злые слова, с пожеланием зла.
Слайд 10
Мы часто в жизни слышим злые слова не задумываясь, произносим их
Слайд 11
эксперимент 1. Посадка семян. 2. Полив «доброй» и «злой» водой. 3. Все остальные условия постарались сделать равными.
Слайд 12
Результаты опыта Бурмакиной Марины
Слайд 13
Результаты опыта с семенами овса Ковалевой Дианы
Слайд 14
Опыт с овсом. Точилина Ксения
Слайд 15
Результаты эксперимента Дата посадки 18.11.18г. Точилина Ксения (овес) Бурмакина Марина (овес) Ковалева Диана (овес) Точилина Ксения (акация) Добро Зло Добро Зло Добро Зло Добро зло 27.11 3,5 2,3 2,5 2,1 2,5 нет 0,5 1 01.12 7 5,6 6 5,2 6 нет 1 2,5 10.12 15 13 13 11 13 нет 1,5 2,5 23.12 15,6 14,4 15 13,4 - - 1,7 2,8 04.01 17 15 17 15,6 - - 3 4,1 13.01 19 17 18 16,5 - - 3,5 5,5 28.01 22 20 21 19 - - 4,7 7,2 31.01 23 21,2 22 20,2 - - 6,2 8 04.02 25 23 25,2 22,9 - - 7,5 8,6
Слайд 16
Результаты эксперимента Овес лучше рос в баночке «добра». В одной «злой» баночке овес не вырос. Акация в баночке «зла» выросла лучше. Семена рябины и крылатки ясеня не взошли.
Слайд 17
Узнаем у учителя биологии 1. Почему не взошла рябина? Для того, чтобы рябина взошла, ягодку должна была съесть птичка. И только после того, как семя окажется с пометом на земле, она может прорасти.
Слайд 18
2. Почему не взошли крылатки ясеня? Семенам ясеня требовалась стратификация. 3.Почему акация выросла лучше в горшочке «зла»? Есть теория о деревьх-донорах (дуб, береза…) и деревьях, забирающих отрицательную энергию (осина, тополь, акация). Учитель биологии: Козыкина Надежда Николаевна
Слайд 19
В интернете мы нашли похожий опыт
Слайд 1
А вот что получалось, когда говорили плохие слова:Слайд 2
А это после хороших слов:
Слайд 3
Влияние разной музыки
Слайд 4
Опыт Эмото Масару не получилось повторить, т.к. не смогли выполнить все необходимые условия.
Слайд 5
«Живая» и «мертвая» вода - может, это не сказка?
Слайд 6
Что влияет? Почему такой результат? Влияет не сама вода, влияют наши слова и наши эмоции.
Слайд 7
«Удержи уста свои от зла»
Слайд 8
Пословицы Доброе слово лечит, а злое калечит. Доброе слово и кошке приятно. Доброму человеку доброе слово не в убыток, а в радость. Доброе слово, что глоток воды. На добрый привет, добрый и ответ. Доброе слово – красное слово.
Слайд 9
опыт «влияние положительных и отрицательных эмоций на самочувствие человека» Показания пульса - средний арифметический результат тестирования класса.
Слайд 10
Измерение пульса Изменение пульса показало, что настроение человека при воздействии радостных или негативных ситуаций, слов неразрывно связано с сердцебиением – с самочувствием человека.
Слайд 11
Анкетирование «Ч то вы чувствуете, когда вам говорят плохие, злые слова?»
Слайд 12
«Что вы чувствуете, когда вам говорят добрые слова?»
Слайд 13
«какие слова вы говорите чаще?»
Слайд 14
«Мы очень хотим слышать добрые слова: и в семье, и в обществе, и в школе»
Слайд 15
Наши добрые и злые слова обладают силой. Мы смогли это проверить с помощью опытов, анкетирования. вывод
Слайд 16
главное правило в жизни Всегда следи за своей речью, ведь слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Слайд 17
Выступление перед одноклассниками Впечатления: «Мне понравился опыт с водой, и мне самой захотелось провести такой опыт» «Девочки предположили, что живая и мертвая вода может быть реальной!» «Работа очень поучительная, я поняла, что нехорошо говорить плохие слова, а надо говорить хорошие и добрые слова. Мне очень понравилось!»
Слайд 18
1. «Аргументы и факты» №52, 2010г. Статья «Снежинки добра и зла» 2. Документальный фильм "Вода", Россия, 2006г, режиссёр Анастасия Попова, ссылка к просмотру - http://kinodrive.org/351-voda.html 3. Документальный фильм "Договор с кровью", Россия, 2014г, автор: Марина Романова, режиссёр Сергей Краус , телеканал: ВГТРК, ссылка к просмотру - http://docu-films.ru/documentaries/432-dogovor-s-krovyu 4. Масару Эмото «Любовь и вода» Издательство: София, 2008г. 128 стр. 5. Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» Издательство: София, 2007г. 96 стр. 6. «Толковый словарь русского языка» Даль В.И. Москва, Издательство ЭКСМО, 2007 г. 945 стр. Список литературы
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Рисуем зимние домики
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Рисуем кактусы акварелью
Сказка "Колосок"