Страшные уроки Второй мировой — это, в числе прочего, и последствия войны 1914—1918 годов, не научившей критически необходимую массу людей ценить свою и чужие жизни. Память о жертвах двух мировых войн — это единственная прививка от чумы «вечного фашизма. Примеры бескорыстной помощи жертвам Первой мировой напоминают ныне живущим о давних традициях благотворительности в нашем крае.Поэтому целью данной работы стало определение степени участия в благотворительной деятельности частных и общественных организаций Царицына периода Первой мировой войны.
Благотворительность жителей
и общественных учреждений Царицына
в период Первой мировой войны
Выполнила: Асташова Юлия,
ученица 9 «Б» класса
МОУ СШ № 81
Руководитель: Ракитина Наталья Евдокимовна,
учитель истории
Введение
1 августа 2014 г. в мемориально-историческом музее города Волгограда открылась выставка под названием «Царицын. На войну уходил эшелон…». Цель ее создателей - показать участие жителей нашего края (Царицынского уезда и Дона) в военных действиях и масштабы помощи Царицына фронту, размах благотворительности, неразрывную связь нашего края с действующей армией[1].
Автор данной работы узнала об этой выставке в сентябре на уроке, наш преподаватель предложил посетить её, потому что историю Первой мировой войны мы изучаем по программе 9 класса именно в это время.
Начавшаяся 100 лет назад Первая Мировая война перевернула мироустройство, вовлекла в водоворот боевых действий чуть не половину планеты, перекроила географическую и политическую карту мира. «Первой» эту войну стали называть только с 1939 года, после начала Второй мировой. До этого её называли либо «Великой», либо «Большой», а в России — «германской» или, позже, «империалистической». Всего в ней погибло около 10 млн. солдат и примерно 11 млн. мирных граждан. Это была бойня цивилизационного масштаба, в которой впервые применялись массово военная техника и химическое оружие, а жестокое обращение с военнопленными перестало быть исключением. Но в то же время представители различных слоёв общества особенно остро почувствовали необходимость благотворительной деятельности. Благотворительность – это добровольная и безвозмездная помощь людям, нуждающимся в поддержке и покровительстве. В зависимости от субъекта её разделяют на частную и общественную[2].
Заняться этой темой автора данной работы побудил не только тот факт, что в августе 2014 года, мир отмечал 100-летие начала Первой мировой войны, но и предстоящие ещё 70-летие со дня окончания Второй мировой войны, так как Вторую мировую войну нередко называют наследницей Первой мировой. Страшные уроки Второй мировой — это, в числе прочего, и последствия войны 1914—1918 годов, не научившей критически необходимую массу людей ценить свою и чужие жизни. Память о жертвах двух мировых войн — это единственная прививка от чумы «вечного фашизма»[3]. Примеры бескорыстной помощи жертвам Первой мировой напоминают ныне живущим о давних традициях благотворительности в нашем крае.
Таким образом, целью данной работы стало определение степени участия в благотворительной деятельности частных и общественных организаций Царицына периода Первой мировой войны.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
Во время исследования применялись различные методы: аналитический, сравнительный, интервьюирование и др.
Объектом исследования является благотворительная деятельность в городе Царицын в период Первой мировой войны, а предметом – отдельные экспонаты, связанные с благотворительными организациями Царицына периода Первой мировой войны.
Глава 1. Частная благотворительная деятельность жителей Царицына в период Первой мировой войны.
К началу Первой мировой войны Царицын был уездным городом Саратовской губернии с населением около 118 тыс. человек. Самоуправление города представляли Городская Дума и Городская Управа. В данном разделе выставки представлены фотографии губернатора Саратовской губернии А.А. Ширинского-Шахматова, и градоначальников Царицына на период Первой мировой войны: А.И. Остен-Сакена, В.В. Кленова, а также гласных последней Царицынской думы: А.К. Воронина, потомственного почтенного гражданина, попечителя горчичного завода, А.А. Репникова, потомственного почтенного гражданина, попечителя мужской гимназии, статского советника, которые лично регулярно занимались благотворительностью[4].
Царицын представлял собой тыловой город, но война вызвала перемещение огромных масс людей, изменила мирный уклад провинциальной жизни. В Царицыне в конце августа 1914 года остались несколько запасных пехотных полков, где проходили обучение новобранцы, мобилизованные в Царицынском, Черноярском, Камышинском, Царевском уездах. Так Царицын превратился в большую «учебку»[5]. Хочется отметить, что в 93-запасном полку в нашем городе проходил службу В.В.Хлебников – поэт и прозаик, один из основоположников русского футуризма[6]. Недаром его фотография тоже присутствует на выставке.
Всеобщая мобилизация, начавшаяся в Царицыне, как и во всей России, в 1914 году, породила массовые проблемы, с которыми прежде страна не сталкивалась – призванными в армию оказались до 50% всего трудоспособного мужского населения. Одним из самых тяжёлых вопросов являлся вопрос положения семей запасников, призванных на войну. В те времена мужчина выступал основным, почти во всех случаях – единственным кормильцем семьи. Соответственно, призыв мужчины на фронт означал автоматическую потерю единственного кормильца. Было множество попыток найти решение сложившейся проблемы, однако ни одно из них не предлагало качественного выхода из сложившейся ситуации. Законом определялась необходимость материальной поддержки семей запасных, призванных на фронт, но только для тех военнослужащих и членов их семей, которые получили ранения или погибли. Закон никак не защищал членов семей военнослужащих, призванных в армию, но не убитых и не искалеченных – то есть большинства.
Выход из ситуации пытались искать местные власти и владельцы крупных предприятий. Городская дума постановила в закрытом заседании о введении особого налога на городское имущество по ставке 1% от стоимости имущества в год. Весь сбор налога должен был направляться семьям мобилизованных военнослужащих. Царицынское уездное земство выделило семьям призванных на фронт запасников сумму в 10 тыс. рублей, но сумма эта была крайне невелика. 22 июля (4 августа по новому стилю), когда в Царицыне проходили патриотические манифестации, у мобилизационного пункта собралось около 5 000 жён призванных на войну солдат. Выдвигалось требование о выделении каких-либо пособий для семей мужей, ушедших на войну. Разумеется, никакого бюджета на эти цели предусмотрено не было, толпу начали разгонять. Возникла потасовка с солдатами и казаками, стрельба и давка, в итоге которых погибло 32 человека и 80 получили ранения[7]!
Владельцы некоторых крупных предприятий города старались по возможности в частном порядке помогать семьям мобилизованных. Так, лесопромышленник И.В. Максимов объявил своим служащим, призванным на военную службу, что за всё время пребывания их на войне их семьи будут получать полное жалование за своих мужей и отцов. Крупный купец и распорядитель торгового дома А.А. Мыльцын распорядился выдавать половину получаемого жалования всем семьям мобилизованных работников, включая сезонных рабочих – на весь период войны. Служащие типографии Общества Трезвости собрали по подписке в пользу своих мобилизованных служащих 12 рублей 35 копеек[8]. Денежные поступления от жертвователей всегда публиковались в газетах Царицына. Но в целом проблему эти отдельные частные инициативы не решали.
Начало войны с Германией вызвало патриотический подъём в разных слоях населения России, в том числе и г. Царицына. Патриотизм населения выразился также в сборе средств на военные нужды. Денежные поступления от жертвователей всегда публиковались в газетах Царицына. Первое время война не влияла на уклад городской жизни и положении царицан. Патриотические настроения были довольно сильны. Регулярно проводились благотворительные вечера, в действующую армию отправлялись собранные горожанами подарки и посылки, на войну отправлялись добровольцы. Так, старшеклассница 1-й женской гимназии Райская, добровольцем ушедшая на войну, служила разведчиком в одном из корпусов Юго-Западного фронта и была награждена Георгиевским крестом[9].
В разделе выставки, посвящённом благотворительности, представлены фотографии и документы, рассказывающие о деятельности царицан в этой сфере, например, афиша лотереи, устроенной для сбора средств на организацию Дома воинов-инвалидов.
Глава 2. Общественная благотворительная деятельность в Царицыне в период Первой мировой войны.
В 1915 году «Великое отступление» русской армии привело к появлению в городе многочисленных беженцев из западных губерний. С июля 1915 года город начал принимать эвакуированных. К началу октября в Саратовской губернии насчитывалось уже 101 920 беженцев. Для помощи им в Царицыне был создан Городской комитет попечения о беженцах при Царицынской городской Управе . На Дар-горе и у завода Нобеля были построены воинские и беженские бараки.
Положение беженцев, размещенных в деревнях и селах, было немного лучше, чем в городах. Крестьяне помогали им с жильем и питанием. В городах же, обремененных воинскими формированиями, возникли сложности с размещением прибывающих людей. Из-за отсутствия одежды, обуви, находясь в подавленном настроении, беженцы отказывались от посещения бань. Среди них стали появляться заболевшие сыпным тифом. Для проведения санитарных мероприятий городские власти вынуждены были привлекать полицию. Но городская управа не смогла остановить эпидемические заболевания. Зараза стала распространяться по всему городу еще и из-за недостатка лекарств и врачей, призванных на фронт. Вскоре из уездов, в том числе из Царицынского уезда, в Саратов стали поступать сведения об отсутствии всякой возможности принимать беженцев[10].
Было создано и Царицынское отделение российского общества «Война, помощь и труд», которое оказывала поддержку ампутированным воинам и их семьям путём устройства мастерских для обучения ремёслам ампутированных и организации приютов для сирот – детей воинов.
Значительную роль в оказании помощи раненым играло Российское общество Красного Креста, «главную работу которого предполагалось сосредоточить в тылу армии». Впервые в России отделение Международного общества Красного Креста появилось в 1879 г. В военное время задачами Российского, в том числе и Царицынского, общества Красного Креста являлось: подготовка и обеспечение военно-врачебных заведений санитарным персоналом и прислугой, организация отправки и прием больных и раненых, пополнение медицинским инвентарём военно-врачебных заведений, устройство госпиталей, лазаретов, амбулаторий в тылу и лечение[11].
11 августа 1914 г. на устроенном по инициативе Председателя Царицынского Комитета Красного Креста А.К.Воронина было проведено Собрание Комитета с целью возобновления активной его деятельности. Первоначальной задачей Комитет поставил устройство и оборудование лазаретов для раненых и изувеченных воинов. Помещения для этой цели были предоставлены учреждениям безвозмездно. Председатель Царицынского комитета Красного креста купец А.К. Воронин отдал под офицерский госпиталь свой роскошный дворец на Успенской улице. Всего в Царицыне в 1914 году было открыто в общей сложности 13 лазаретов (на 632 койки)[12].
Наполняемость лазаретов ранеными и больными была небольшая, что может объясняться крайне неэффективно выстроенной системой эвакуации раненых и значительной удаленностью г. Царицына от театра военных действий.
Летом 1914 г. комитет Красного креста призвал вступать в «члены» с вступительным взносом 10 рублей. Взносы членов Красного Креста и пожертвования шли прежде всего на устройство лазаретов. Любопытно, что для устройства лазаретов в Царицыне хотели использовать синематографы. Этот вопрос обсуждался даже в Городской Думе, но предложение не встретило одобрения, так как синематографы не приспособлены к подобному использованию. В них не было окон, печей, кухонь, а также синематограф – это единственное разумное развлечение, «дающее историческое и научное содержание»[13].
Кроме «обыкновенных» пожертвований Красному Кресту (деньги, теплая обувь, одежда, ткани), в 1914 г. стали появляться новые их виды. Это – содержание коек для раненых на определенный срок, оплата их лечения. Так называемые «именные койки», т.е. оплаченные конкретным лицом, в день стоили 30 коп. Оплата «жертвователями» койки осуществлялось на срок от 1 до 12 месяцев или «на время войны». Среди содержателей коек были крупные промышленники, купцы, члены Царицынского общества Красного креста - В.Ф. Лапшин, А.И. Максимов, Серебряков Г.Н., Серебряков А.Н., Воронцов И.М. и др[14]. В месяц содержание одного больного обходилось в 30 рублей. Газеты сообщали о крупных пожертвованиях в Комитете Красного Креста, о том, что служащие оплачивают койко–места для раненых воинов. Благодаря деятельности Красного Креста, в Царицын было привезено медицинское оборудование. При встрече раненых на пристани Волго-Камского общества представители Красного креста и другие организации угощали раненых булками, молоком, папиросами.[15].
Также важно отметить, что все медики предлагали свои услуги безвозмездно. Лечение в царицынских лазаретах давало хорошие результаты, процент выздоровления был достаточно высок, что подтверждается следующими документами. «Сведения о движении больных и раненых в лазарете №1. Раненых поступило 403 + 32(из др. лазаретов), выписано за излечением – 427»[16]
Всех раненых и больных, поступающих в лазарет, старший или дежурный врач должен был осмотреть, назначить поступившим ванну. Заразных больных немедленно изолировали и отправляли в специальные отделения. Врачи лазарета каждое утро и вечер осматривали больных и раненых, назначали им лечение, во всех лечебных заведениях для раненых и больных воинов и военных, Красного Креста, общественной и частной помощи были введены определенные правила: «1.Посещения лазарета лицами, в семьях которых имеется заразное заболевание, воспрещается.
2. Посещение больных допускается 2 раза в неделю от 2 до 4 часов дня в ограниченном количестве.
3. При входе в палату посетители обязаны надевать больничный халат.
4. Посетители лазарета не должны плевать на пол, грязнить помещение лазарета, для чего обязаны оставлять в прихожей галоши, верхнее платье, шапки, зонты и т.д.
5. Курение в лазарете производится в особо отведенных местах».[17]
Раненые и больные подчинялись воинской дисциплине и подлежали на общих основаниях действию дисциплинарного устава, в то же время обязаны были соблюдать внутренний распорядок лечебного заведения. «Для раненых и больных воинов в помещениях лечебных заведений были допустимы развлечения семейного характера, как-то: хоровое пение, музыка, световые картины и кинематограф патриотического и образовательного содержания. В случае разрешения военным начальством посещения ранеными и больными чинами каких-либо общественных развлечений вне стен лечебного заведения (осмотр памятников искусства, музеев, посещение учреждений попечительства о народной трезвости, театра или цирка, таковые должны иметь место лишь в дневные часы».[18]
Так же следили за тем, какую литературу читали раненые. По предложению А.А.Репникова была организована «летучая» библиотека для раненых. Многие дарили книги, журналы в ее фонды. Временные отлучки из лечебных заведений допускались для посещения церквей, храмов, государственных обществ и частных учреждений, в особо уважительных случаях – по семейным обстоятельствам. Все это осуществлялось в сопровождении сестры милосердия или санитара. Прослеживался дифференцированный подход к уходу за больными. Кроме общих правил гигиены и распорядка дня офицерам были разрешены прогулки, временные отлучки из лечебного заведения, но в установленное время, свободное от обхода врачей; отлучки в вечернее время допускались лишь с особого разрешения врача и при условии возвращения не позже 12 часов ночи[19].
«По вопросу о питании было выражено пожелание, чтобы был установлен однообразный стол для всех лазаретов, причем больных в отношении стола следует разделить на 2 категории больных: нижних чинов и офицеров. Для первых – обед из двух блюд, причем 3 раза в неделю второе блюдо должно быть мясное. Норма мясного довольствия определена в 1 ¼ фунта. По воскресеньям полагается третье блюдо: кисель, компот. Для офицеров – ежедневно 3 блюда на обед и мясное на ужин, кроме того, решено на завтрак помимо чая или кофе выдавать по желанию масло, яйца, ветчину, сыр. Содержание каждого офицера не должно превышать 1 руб. в сутки». К празднику Пасхи Царицынским комитетом Российского общества Красного Креста отправлялись подарки в действующую армию. В 1915 г. было отправлено следующее, «белье – 1700 компл., халаты – 266 шт., мыло – 5 пуд., колбасы копченой – 15 пуд., сало свиное – 19 пуд…», а так же гармошки, сыр, консервы, конфеты, печенье, табак и др.
Следует упомянуть о такой форме пополнения кассы Красного Креста как «кружечный» и «тарелочный» сборы. Чаще инициатива сборов происходила от Общества Красного креста и других общественных организаций. Сборы были от концертов, продаж флагов и флажков (одна из таких продаж дала 341 кружечному сборщику пожертвования 4561 руб. 63 коп.), служащие ресторана «Люкс» ежемесячно перечисляли 10% своего заработка(1000 руб.) Красному Кресту и т.д.[20] Заранее думая об обеспечении раненых продовольствием в январе 1917 г. Царицынский комитет Красного креста ходатайствовал у Верховного начальника эвакуационной и санитарной части России принца А.П.Ольденбурского «об откомандировании военнопленных для засева хлеба и овощей на полях». Судя по царицынской прессе, военнопленные прибывали партиями по 100-200 человек и оказывали существенную помощь[21], т.к. была нехватка рабочих рук.
Заключение
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в Царицыне во время Первой Мировой войны активизировалась как частная, так и общественная благотворительность.
Частные граждане активно участвовали в различных видах благотворительной деятельности, выражая таким образом свою гражданскую позицию. Все слои населения пытались внести посильную лепту в дело победы России в этой войне. Жители города, находясь далеко от линии фронта, всеми силами вносили свою лепту в дело победы страны, направляя своих горожан в ряды воюющих, собирая материальную помощь для нужд армии, снабжая её всем необходимым. Но более весомые вклады вносили представители купечества, а также руководители предприятий, которые располагали достаточными средствами, чтобы помочь армии, внося тем самым свой вклад в успех военной компании.
Среди общественных организации Царицына особенно выделяется благотворительная деятельность Царицынского отделения Общества Красного Креста. Не принимая на себя удар сражений, Царицын стал надёжным тылом для восстановления личного состава русской армии, принимая на лечение раненых на полях сражений.
Все эти действия имели огромное значение для русских бойцов, так как они ощущали огромную моральную поддержку от благотворителей в этой нелёгкой войне. Царицын может по праву считаться городом, принявшим на себя жестокие удары первой мировой войны. Но царицане с честью выдержали это испытание вместе со всей страной и явили яркие примеры милосердия! Свидетельства этого бережно хранятся и в настоящее время в Мемориальном – историческом музее города Волгограда.
Список литературы
Монографии, статьи
Электронные ресурсы:
[1] Новая выставка - http://stalingrad-battle.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1376%3A-l-r-&catid=24%3A2014-03-20-09-59-59&Itemid=19
[2] 13. Литвинова И.Н. Частная форма благотворительности в г. Царицыне: научное сообщение[Текст]/ Вестн. Волг.гос.унив.Сер.7, Филос., 2011.№ 3(15), с.120
[4] Литвинова И.Н. Частная форма благотворительности в г. Царицыне, с.122
[5] Агеева Т. Военная биография тылового Царицына. «Крестьянская жизнь» 12 сентября 2014
[6] Скрипкин, А. С. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности : учеб. пособие [Текст] / А. С. Скрипкин, А. В. Луночкин, И. И. Курилла ; ВолГУ. – М. : Планета, 2011, с.63.
[7] Бобылева Е., Швыдкий О., В начале Первой мировой войны в Царицыне расстреляли «бабий бунт» Вечерний Волгоград, 25.09.2014 г.
[8] Шкода Р. Царицын в первые месяцы мировой войны http://царицын.рф/memory/208-nachalo_1.html
[9] Скрипкин, А. С. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности, с.64
[10] Воробьев Е.П. Царицынский край в период Первой мировой войны.// Стрежень. Под ред. М.Н.Загорулько, вып. 9, Волгоград, 2011 г. - С.78,
[11] Бобровников, В.Г. Милосердная Россия: опыт общественной и частной благотворительности (XVIII - начало ХХ вв.): монография [Текст] / В.Г. Бобровников: ВолгГТУ. - Волгоград, 2008,с.35-36.
[12] http://thegreatwar.my1.ru/publ/3/1-1-0-9
[13] http://царицын.рф/memory/217-caricane_za_granitsei.html
[14] Литвинова И.Н.Милостыня. Общественное призрение(на примере г.Саратова и г.Царицына).- Волгоград, 2012,с.4
[15] http://www.stalingrad-battle.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1450&Itemid=16
[16] http://thegreatwar.my1.ru/publ/3/1-1-0-9
[17] Военно-исторический журнал Министерства обороны РФ http://history.milportal.ru/2013/05/caricyn-v-godyispytanij/
[18] http://history.milportal.ru/2013/05/caricyn-v-gody-ispytanij/
[19] http://царицын.рф/memory/195-zemstvo.html
[20] http://gg34.ru/component/content/article/52-tema-day/17505-2014-06-30-07-56-50.html
[21] http://www.stalingrad-battle.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1450&Itemid=16
Лиса Лариска и белка Ленка
В поисках капитана Гранта
Астрономический календарь. Март, 2019
Два плуга
На горке