Социальный проект посвящен актуальной проблеме культуре речи обучающихся и взрослого населения. Раскрываются понятие об орфоэпии и акцентологии, нормах произношения и факторах, влияющих на нарушение орфопических норм. В работе представлены результаты социологического опроса, сравнительный анализ постановки ударения в двух возрастных группах. А также представлен сборник стишков-запоминалок, улучшающих усвоение орфоэпических норм.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_galimullina_alina_a_kak_my_govorim.pptx | 110.43 КБ |
proekt_alina_im.docx | 45.57 КБ |
sbornik_stihov_-zapominalok.docx | 1.05 МБ |
Слайд 1
Индивидуальный проект на тему: «А как мы говорим?» Проект выполнила: Галимуллина Алина Рафаиловна Наставник проекта: Учитель: Буренкова И.МСлайд 2
Проблема: акцентологические нормы ( нормы ударения) литературного языка нарушаются большинством обучающихся и взрослыми города Юрюзань из-за их незнания, и потому, что общественность не придает должного значения правильности произношения слов.
Слайд 3
Цель проекта: исследовать соблюдение норм ударения жителями города Юрюзань. В процессе достижения цели решались следующие задачи: * изучить литературу по теме исследования; * разъяснить понятие « языковая норма » ; * изучить особенности ударения в русском языке; * исследовать соблюдение норм ударения жителями города Юрюзань; * внести посильный вклад в решение проблемы нарушения орфоэпических норм жителями города Юрюзань (создать сборник « стихов-запоминалок » и закладки « Говори правильно! » .)
Слайд 4
Орфоэпические нормы – это нормы произношения (собственно орфоэпические (произносительные)и постановки ударения (акцентологические). Нормы делятся на 2 типа: Собственно орфоэпические (произносительные) Нормы постановки ударения (акцентологические) Нормы помогают литературному языку- Сохранять свою целостность и общепонятность Защищают литературный язык от потока диалектной речи,социальных и профессиональных жаргонов, просторечия Выполняют одну из важнейших функций- культурную
Слайд 5
Особенности ударения в русском языке Разноместность — это способность ударения падать на любой слог русского слова Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении
Слайд 6
Основные факторы которые негативно влияют на ударения в словах: Заимствованные слова. Просторечие. Профессионализмы. СМИ Местные диалекты
Слайд 7
Анкетирование В нём приняли участие 30 человек: 15 обучающихся 7-х классов МОУ «СОШ № 2 г. Юрюзань» 15 представителей старшего поколения (родители и родственники обучающихся в возрасте от 30 до 55)
Слайд 8
Слова Дети Взрослые Правильно Не правильно Правильно Не правильно Туфля 6 9 6 9 Столяр 15 0 10 5 Звонит 13 2 10 5 Щавель 8 7 4 11 Красивее 12 3 7 8 Каталог 14 1 9 6 Включит 2 13 5 10 Баловать 5 10 4 11 Торты 8 7 6 9 Завидно 4 11 5 10 Прибыла 3 12 2 13 Договор 14 1 11 4 Квартал 12 3 9 6 Жалюзи 3 12 4 11 Банты 7 8 6 9 Облегчить 7 8 5 10 Новорожденный 13 2 7 8 Феномен 14 1 10 5 Средства 12 3 10 5 Украинский 13 2 11 4 Среднее кол-во ошибок 7,6 10,6
Слайд 9
Наибольшие количество ошибок у школьников в следующих словах: туфля, включит, баловать, завидно, прибыла, жалюзи. Наибольшие количество ошибок у взрослых: Туфля, щавель, включит, баловать, торты, завидно, прибыла, жалюзи, облегчить .
Слайд 10
Основные причины отклонений от норм ударения является: Нехватка знаний Невнимательность Влияние круга общения Отсутствие желания и стремления говорить правильно
Слайд 11
Результатом анализа литературы и собственных размышлений стали следующие выводы: Необходимо чаще уделять этой проблеме внимание со стороны учителей и взрослых (целесообразно ввести ежедневную орфоэпическую разминку в структуру уроков русского языка). Необходимо чаще видеть и правильную постановку ударения (зрительный образ слова и ударения). С этой целью я сделала для одноклассников закладки. Ежедневное прочтение этой закладки позволит усвоить нормы ударения в некоторых словах русского языка. Необходимо заучивать ударения в словах. Заучивание будет проще и эффективнее, если будет проходить в интересной форме. Для этого сделала подборку стишков-запоминалок для заучивания ударений.
Слайд 12
Индивидуальный проект на тему: «А как мы говорим?» Проект выполнила: Галимуллина Алина Рафаиловна Наставник проекта: Учитель русского языка и литературы Буренкова И.М
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Юрюзань»
Индивидуальный проект на тему:
««А как мы говорим ?»
Проект выполнила:
Ученица 7 Б класса
Галимуллина
Алина Рафаиловна
Наставник проекта:
Учитель
Буренкова И. М.
Юрюзань 2020
Содержание
Введение………………………………………………………………………..……..3
жителями города г. Юрюзань …………………………………………………10
школьниками МОУ «СОШ №2 г. Юрюзань» ………………………………….12
Заключение …………………………………………………………………………..14
Литература и интернет-ресурсы …………………………………………………15
Приложение ……………………………………………………………………….16
Введение
Общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы общаемся с друзьями, учителями, родителями. Но люди редко задумываются над правильным произношением слов и часто допускают ошибки, многие из которых связаны с постановкой ударения в словах. Прощаясь, мои одноклассники говорят «созвОнимся», вместо «созвонИмся», в магазине предлагают «тортЫ», а не «тОрты», с экранов телевизоров говорят «обеспечЕние», вместо правильного «обеспЕчение».
А ведь грамотная речь, знание правильной постановки ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека. Поэтому мы решили привлечь внимание окружающих к данной актуальной проблеме и изучить особенности произношения распространенных слов русского языка. Для этого мы разработали проект «А как говорим мы?»
Проблема: акцентологические нормы (нормы ударения) литературного языка нарушаются большинством обучающихся и взрослыми города Юрюзань из-за их незнания, и потому, что общественность не придает должного значения правильности произношения слов.
Цель проекта: исследовать соблюдение норм ударения жителями города Юрюзань.
В процессе достижения цели решались следующие задачи:
* изучить литературу по теме исследования;
* разъяснить понятие «языковая норма»;
* изучить особенности ударения в русском языке;
* исследовать соблюдение норм ударения жителями города Юрюзань;
* внести посильный вклад в решение проблемы нарушения орфоэпических норм жителями города Юрюзань (Создать сборник «стихов-запоминалок» и закладки «Говори правильно!».)
Новизна проектной работы состоит в том, что в ней проанализированы орфоэпические ошибки, допускаемые людьми разного возраста, а также предложен материал, помогающий запомнить нормы ударения.
Объектом исследования является культура речи юрюзанских школьников и представителей старшего поколения.
Предмет исследования – ошибки, связанные с нарушением норм ударения.
Гипотеза: юрюзанцы часто нарушают нормы ударения, так как не имеют достаточных знаний, не задаются целью усвоить их, не придают значения правильному произношению слов.
Этапы работы над проектом
1 этап – организационно-теоретический (описание методов исследования, хода исследования; изучение литературы по теме проекта).
2 этап – практический (наблюдение за разговорной речью среди одноклассников, взрослых, в семье; выявление слов с типичными ошибками; составление анкеты и проведение социального исследования).
3 - обобщение исследования; составление сборника «стихов-запоминалок» и закладок «Говори правильно».
Термин орфоэпия состоит из древнегреческих слов ὀρθός, что означает «правильный», и ἔπος, что переводится как «речь». Соответственно, орфоэпия — это наука, изучающая «правильную речь», определяющая нормы произношения, их обоснованием и закреплением в языке. Предмет и задачи этой науки — верное произношение звуков и ударений в словах.
Орфоэпические нормы – это нормы произношения (собственно орфоэпические (произносительные)) и постановки ударения (акцентологические).
Неправильное произношение звуков и ударений в словах, казалось бы, не несет в себе ничего криминального, однако на деле это не так. Ошибки, отклонения от орфоэпических норм отвлекают собеседника, заставляя концентрировать свое внимание на неверном произношении, а не на смысле произносимого. Все это усложняет понимание и общение. Социальная роль правильного произношения очень велика, так как знание орфоэпических норм «не только существенно облегчает, но и значительно ускоряет процесс устного общения и взаимопонимания между его участниками. Кроме того, свободное владение орфоэпическими нормами свидетельствует о высоком уровне образованности и речевой культуре человека» (2. Стр. 147).
Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом - они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.
К основным источникам языковой нормы относятся:
Изучение орфоэпических норм является самым проблемным в русском языке вызывает ряд трудностей. Основные причины такой сложности - их высокая подвижность, изменчивость, большое разнообразие.
Орфоэпические нормы не статичны, изменчивы во времени. Язык постоянно эволюционирует, развивается под действием внешних (социальных) и внутренних (лингвистических) факторов. В последние десятилетия процесс изменения языковых норм особенно активизировался, что связано с различными историко-политическими событиями, развитием науки и техники, изменениями в социально-экономической сфере.
Важно помнить, что нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.
Изучение орфоэпических и акцентологических норм требуют тщательного анализа со стороны языковедов, а также осторожного и внимательного отношения со стороны носителей языка, то есть нас с вами.
1.2. Особенности ударения в русском языке
Нормы ударения — одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека — освоить нормы ударения и правильно применять их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов.
Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.
Разноместность — это способность ударения падать на любой слог русского слова: на первый — и́конопись, на второй — экспе́рт, на третий — жалюзи́, на четвёртый —апартаме́нты. Во многих же языках мира ударение прикреплено к определённому слогу, является фиксированным (так, в чешском, венгерском, финском языках ударение приходится на первый слог, в польском- на предпоследний, во французском- на последний слог). В русском языке ударение не закреплено на какой-то определенной позицией, оно является свободным.)
Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода́ — во́ду, хожу́ — хо́дишь. Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.
Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов рассматривается словарями как соответствующий норме, а другой — как неправильный. Сравните: поло́жил, мага́зин — неправильно; положи́л, магази́н — правильно. Иногда варианты даются в словарях как равноправные: и́скристый и искри́стый.
В связи с такими сложностями в изучении ударения в русском языке появляются акцентные варианты у слов. Е. Михайлова и Д. Голованова в своём учебном пособии «Русский язык и культура речи» отмечают, что существует несколько основных причин появления акцентных вариантов.
мусоропро́вод. Это неверно, так как в этих сложных словах ударение падает на последний слог (во второй части слова).
Таким образом, мы видим, что ударение в русском языке представляет для говорящих большую сложность, но играет важную роль. Разноместность ударения помогает отличать одно слово от другого, а подвижность ударения служит для различения грамматических форм. Но, несмотря на все сложности усвоения норм ударения, без их знания у человека могут возникнуть определенные трудности в разговоре с другими людьми, ведь неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Например: па́рить репу - пари́ть в облаках, виде́ние (призрак) - ви́дение (точка зрения).
В разговорной речи число отклонений от места ударения в словах бывает иногда столь велико, что вызывает тревогу и недоумение. В чем же причины этих отклонений?
1.3. Причины отклонений от норм ударений в русском языке
В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения достаточно устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму. Однако наблюдаются колебания в ударении отдельных слов, допускаемые литературной нормой, а в речи людей, недостаточно владеющих литературным языком, нередки случаи нарушения нормы.
Картина современного ударения значительно осложняется вследствие взаимодействия литературного языка с такими факторами языковой среды, как:
* Местные диалекты. Литературная речь любого человека несвободна от региональных оттенков. В каждой области развиваются и действуют свои закономерности, которые оказывают влияние на общенациональный язык. Так, влияние северорусских говоров может объяснить такие отклонения, как за́веса, при́говор. А объясняются эти отклонения от нормы тем, что в северорусских говорах существует тенденция к переносу ударения на приставку.
* Заимствованные слова. Иностранные слова, попадая в нашу речь, русифицируются путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими словами. Например, бамбу́к - бамбука́ (вместо бамбу́ка) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсу́к - барсука́.
* Просторечие. В просторечии постановка ударения в устной речи происходит согласно своим законам - люди говорят так, как им удобно (зво́нишь, поло́жил, красиве́е). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но, когда просторечие переходит в постоянное употребление - это становится отрицательным фактором языковой среды.
*Профессионализмы. Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова - профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным произношением и произношением профессионализмов велика: и́скра - искра́ (у шоферов), добы́ча - до́быча (у горняков, нефтяников).
*СМИ (средства массовой информации). А.П. Сковородников, профессор филологических наук, утверждал, что СМИ недаром называют четвертой властью, потому что влияние СМИ на умы, речевые вкусы миллионов людей не меньше, чем у семьи, школы. К сожалению, в настоящее время сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, лишь некоторые передачи могут служить как примеры литературно-нормированной речи.
Таким образом, мы видим, что существование подобных факторов в русском языке может негативно влиять на развитие и использование языка. Упомянутые выше факторы - это основные причины нарушения нормы ударения, ведь подобных явлений в русском языке много.
Задавшись целью изучить особенности постановки ударения в словах школьниками и представителями старшего поколения г. Юрюзань, я провела анкетирование. Для этого был разработан диагностический лист, в который вошли 20 общеупотребительных слов русского языка (диагностический лист в Приложении 1). Участников исследования просили расставить ударения в словах. Опрос занимал не более 5 минут.
Всего в исследовании приняли 30 человек: 15 обучающихся 7-х классов МОУ «СОШ № 2 г. Юрюзань», а также 15 представителей старшего поколения (родители обучающихся в возрасте от 30 до 55 лет). Интересно было сравнить уровень культуры речи в двух возрастных группах.
Проанализировав полученные данные, мы определили среднее число ошибок в постановке ударения среди детей и взрослых. Взрослое население г. Юрюзань делает ошибки в постановке ударения в одиннадцати словах из двадцати. Обучающиеся 7-х классов допускают в среднем восемь ошибок в предложенных двадцати словах. Среднее количество ошибок в обеих группах равно девяти. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Можно сделать вывод о том, что орфоэпические нормы русского языка нарушаются жителями нашего города очень часто, общая речевая культура нашего общества находится на низком уровне, при этом взрослое население допускает больше ошибок, чем школьники. Вероятно, обучающиеся школы изучают ударения в словах, их речь контролируется и корректируется учителями.
Качественный анализ полученных данных показал, что наибольшие количество ошибок у детей в следующих словах: туфля, включит, баловать, завидно, прибыла, жалюзи
Наибольшие количество ошибок у взрослых в следующих словах: туфля, щавель, включит, баловать, торты, завидно, прибыла, жалюзи, облегчить.
А ведь это слова, которые мы произносим практически ежедневно! Этот факт подтверждает актуальность темы проектной работы и указывает на необходимость разработки мер по улучшению устной речи жителей города.
Наименьшее количество ошибок допускают обучающиеся в таких словах как: столяр, договор, феномен, новорожденный, звонит.
Взрослое население реже ошибается в словах: договор, украинский, столяр, звонит, средства.
Таблица 1. Сводная таблица по результатам диагностического опроса
Слова | Дети | Взрослые | ||
Правильно | Не правильно | Правильно | Не правильно | |
Туфля | 6 | 9 | 6 | 9 |
Столяр | 15 | 0 | 10 | 5 |
Звонит | 13 | 2 | 10 | 5 |
Щавель | 8 | 7 | 4 | 11 |
Красивее | 12 | 3 | 7 | 8 |
Каталог | 14 | 1 | 9 | 6 |
Включит | 2 | 13 | 5 | 10 |
Баловать | 5 | 10 | 4 | 11 |
Торты | 8 | 7 | 6 | 9 |
Завидно | 4 | 11 | 5 | 10 |
Прибыла | 3 | 12 | 2 | 13 |
Договор | 14 | 1 | 11 | 4 |
Квартал | 12 | 3 | 9 | 6 |
Жалюзи | 3 | 12 | 2 | 13 |
Банты | 7 | 8 | 6 | 9 |
Облегчить | 7 | 8 | 5 | 10 |
Новорожденный | 13 | 2 | 7 | 8 |
Феномен | 14 | 1 | 10 | 5 |
Средства | 12 | 3 | 10 | 5 |
Украинский | 13 | 2 | 11 | 4 |
СРЕДНЕЕ КОЛ-ВО | 7,6 | 10,6 |
Интересно было наблюдать за реакцией испытуемых на просьбу расставить ударение. Большинство приходили в замешательство, было очевидно, что задание явно вызывает трудности. При заполнении бланков были такие эмоциональные реакции как усмешка над собой, покраснение кожных покровов, раздражительность (вербальная и невербальная), отказ от выполнения задания (два случая).
По окончанию выполнения задания, мной были озвучены правильные варианты расстановки ударения. Люди проявляли заинтересованность в своих результатах . Многие испытали разочарование, допустив много ошибок, но также было много и тех, кому результаты были неважны. Это проявлялось в словах «Ну и что..», « Ну и ладно…» , « Ой, так все говорят» .
Мы сделали предположение, что основными причинами отклонений от норм ударения является:
Это подтверждает нашу гипотезу о том, что юрюзанцы часто нарушают нормы ударения, так как не имеют достаточных знаний, не задаются целью усвоить их, не придают значения правильному произношению слов.
2.2 Предложения по повышению речевой культуры школьников МОУ «СОШ №2 г. Юрюзань»
В проекте «А как говорим мы?» я задумалась над вопросом о том, что же можно и нужно сделать, чтобы неправильно поставленное ударение резало слух, чтобы правильное литературное произношение вошло в норму?
Результатом анализа литературы и собственных размышлений стали следующие выводы:
Усвоить нормы ударения непросто, но те, кто стремится улучшить качество своей речи, всегда могут найти возможность заняться самообразованием, думаю, что собранный мною материал поможет в этом.
Заключение
Человек, свободно владеющий русским языком, должен знать языковые нормы, в том числе и нормы ударения, должен говорить правильно. Однако в настоящее время большинство людей, ориентируясь на собственную интуицию, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, тем самым, показывая свою малообразованность. А ведь язык - необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры. А умение говорить правильно — основной признак общей культуры человека. Безответственное отношение к нормам языка приводит к снижению уровня культуры языка, уничтожению достояния, переданного нам нашими предками.
Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя основными его особенностями: разноместностью и подвижностью. Картина современного ударения значительно осложняется вследствие взаимодействия литературного языка с такими факторами языковой среды, как: профессионализмы, местные диалекты, просторечие.
Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что юрюзанцы часто нарушают нормы ударения, так как не имеют достаточных знаний, не задаются целью усвоить их, не придают значения правильному произношению слов, подтвердилась.
Мной разработаны практические материалы для развития орфоэпической грамотности населения нашего города. Данные материалы могут быть использованы учителями русского языка и литературы на уроках, при оформлении тематических стендов с целью знакомства учащихся с нормами ударения.
Литература и интернет-ресурсы
1. Вербицкая Л.А., Давайте говорить правильно!: трудности современного произношения и ударения: краткий словарь-справочник/ Л.А. Вербицкая. – Спб. – издательство «Академия». – 2008. – 160с.
2. Козлова, Л.В. Трудности изучения норм произношения и постановки ударения в русском языке/Л.В. Козлова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. - № 11(77) в 3-х т.Ч.2. – с. 80-82.
3. https://rosuchebnik.ru/material/chto-izuchaet-nauka-orfoepiya/
Приложение
Просим Вас принять участие в исследовании Ваш возраст__________ Ваш пол _____________ Прочтите, пожалуйста, слова и поставьте ударение в каждом слове. | Просим Вас принять участие в исследовании Ваш возраст__________ Ваш пол _____________ Прочтите, пожалуйста, слова и поставьте ударение в каждом слове. | ||
Туфля Звонит Щавель Красивее Каталог Включит Баловать Торты Столяр Завидно | Прибыла Договор Квартал Жалюзи Банты Облегчить Новорожденный Феномен Средства Украинский | Туфля Звонит Щавель Красивее Каталог Включит Баловать Торты Столяр Завидно | Прибыла Договор Квартал Жалюзи Банты Облегчить Новорожденный Феномен Средства Украинский |
Кто должен измениться?
Сказка об осеннем ветре
Ах эта снежная зима
Чья проталина?
Огонь фламенко