Актуальность темы исследования:
Блокада Ленинграда проводилась в Великую Отечественную войну германскими войсками с целью овладеть городом и уничтожить его.
В ходе Ленинградской битвы германские войска прорвались через ст. Мга, заняли 8 сентября 1941 Шлиссельбург и отрезали Ленинград от всей страны с суши.
Началась блокада города, длившаяся 871 день, сообщение с Ленинградом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. В 1941–42 сов. войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады, но смогли это сделать только в январе 1943.
В феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, боеприпасами, сырьём. В ходе Ленинградско-Новгородской операции 1944 блокада была снята полностью, прекратились артобстрелы. Планы германского командования уничтожить Ленинград, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал.
Героизм и стойкость ленинградцев в условиях блокады стали символом непобедимости и мужества советского народа.
Объект исследования :Блокада Ленинграда.
Предмет исследования:проблемы снабжения блокадного Ленинграда.
Цель исследования:Жизнь в блокадном Ленинграде.
Начало работы является:
Изучение и исследование участия и отношения к блокадному ленинграду.
Исследование судьбы людей блокадного Ленинграда.
Подвести итог о блокаде Ленинграда
Методы исследования:в работе использованы методы анализа и описания изученной нами информации.
Теоретическая значимость работы: материалы данной работы могут быть использованы при изучении военной жизни и событий во время Блокадного Ленинграда и судеб людей.
Структура работы:работа состоит из введения,двух глав,разделенных на параграфы,заключения и списков использованной литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt_gigina_alisa.docx | 29.25 КБ |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области “Электростальский колледж”
Индивидуальный проект
По истории на тему:
“Блокада Ленинграда в зеркале судеб”
Подготовила: студентка группы ПАР 19-01Гигина Алиса
Научный руководитель: Воробьева Светлана Анатольевна
Электросталь,
2019 год
Оглавление:
Введение……………………………………….3
Глава 1.Блокада Ленинграда………………….4
Глава 2.Судьбы людей во время блокадного…
Ленинграда…………………………………….6
Заключение…………………………………11
Источники использованной литературы……13
Введение
Актуальность темы исследования:
Блокада Ленинграда проводилась в Великую Отечественную войну германскими войсками с целью овладеть городом и уничтожить его.
В ходе Ленинградской битвы германские войска прорвались через ст. Мга, заняли 8 сентября 1941 Шлиссельбург и отрезали Ленинград от всей страны с суши.
Началась блокада города, длившаяся 871 день, сообщение с Ленинградом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. В 1941–42 сов. войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады, но смогли это сделать только в январе 1943.
В феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, боеприпасами, сырьём. В ходе Ленинградско-Новгородской операции 1944 блокада была снята полностью, прекратились артобстрелы. Планы германского командования уничтожить Ленинград, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал.
Героизм и стойкость ленинградцев в условиях блокады стали символом непобедимости и мужества советского народа.
Объект исследования :Блокада Ленинграда.
Предмет исследования:проблемы снабжения блокадного Ленинграда.
Цель исследования:Жизнь в блокадном Ленинграде.
Начало работы является:
Изучение и исследование участия и отношения к блокадному ленинграду.
Исследование судьбы людей блокадного Ленинграда.
Подвести итог о блокаде Ленинграда
Методы исследования:в работе использованы методы анализа и описания изученной нами информации.
Теоретическая значимость работы: материалы данной работы могут быть использованы при изучении военной жизни и событий во время Блокадного Ленинграда и судеб людей.
Структура работы:работа состоит из введения,двух глав,разделенных на параграфы,заключения и списков использованной литературы.
ГЛАВА 1.Блокада Ленинграда.
Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).
Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.
К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника.
Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города.
В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.
Эвакуация жителей города началась уже 29.06.1941 (первые поезда) и носила организованный характер.
В конце июня была создана Городская комиссия по эвакуации. Началась разъяснительная работа среди населения о необходимости выезда из Ленинграда, так как многие жители не хотели покидать свои дома.
До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Возможность достижения немцами города считалась минимальной.
Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя особенностями:
Нежеланием жителей уезжать из города.
Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области. Впоследствии это привело к тому, что 175 000 детей было возвращено обратно в Ленинград.
За этот период из города было вывезено 488 703 человека, из них 219 691 детей (вывезено 395 091, но впоследствии 175 000 возвращено обратно) и 164 320 рабочих и служащих, эвакуировавшихся вместе с предприятиями.
Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти.
Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми.
Были случаи, когда они умирали, получив большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом.
Вместе с тем, жертв могло бы быть гораздо больше, если бы местные власти областей, где размещали эвакуируемых, не предприняли чрезвычайных усилий по обеспечению ленинградцев продовольствием и квалифицированной медицинской помощью.
ГЛАВА 2. Cудьбы людей во время блокадного Лениграда.
2.1.Люди в первые дни блокады Ленинграда.
Война началась внезапно, на второй день после выпускного вечера. Все сразу изменилось, стало тревожным, людей интересовали только фронтовые сводки. Началась мобилизация. Правительство предоставляло возможность эвакуироваться, но этим воспользовались не все: люди надеялись, что враг не дойдет до города. (Аксенова Тамара Романовна).
Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, два с половиной года. ...8 сентября 1941 года немцы разбомбили крупные продовольственные Бадаевские склады, и трехмиллионное население города было обречено на голодное вымирание. (Букуев Владимир Иванович).
Наступила самая тяжелая для ленинградцев зима 1941-42 годов, когда морозы достигали 40 градусов, а не было ни дров, ни угля. Съедено было все: и кожаные ремни, и подметки, в городе не осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах. Не было электричества, за водой голодные, истощенные люди ходили на Неву, падая и умирая по дороге. Трупы уже перестали убирать, их просто заносило снегом. Люди умирали дома целыми семьями, целыми квартирами. Все питание для работающего на производстве человека составляли 250 граммов хлеба, выпеченного пополам с древесными и другими примесями и оттого тяжелого и такого маленького. Все остальные, в том числе и дети, получали 125 граммов такого хлеба. (Алешин Евгений Васильевич).
Мать, практичная деревенская женщина, в отличие от нашего «мудрого вождя», знала, что война будет, и заранее насушила мешок сухарей и мешок картошки. Сушить сухари было опасно. Сосед все время грозился донести на мать «куда следует» за то, что она сеет панику. Тем не менее сухари были насушены, и благодаря этому мы выжили. (Иванов Юрий Ильич).
2.3.Судьбы детей в блокаду Ленинграда.
Уметь распределить 125 граммов хлеба на месяц, слушать метроном, предупреждающий усиленным биением о бомбардировках, не падать духом и поддерживать тех кому хуже – таким был кодекс выживания блокадника.
А в особой поддержке нуждались 400 тысяч детей, оставшихся в осажденном городе.
Школа номер 207 - одна из 39-ти школ, продолжавших работать в блокадном Ленинграде.
Александр Фадеев в путевых заметках "В дни блокады" писал: "Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.
Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...
И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке".
У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.
Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей.
В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.
В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем.
И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке.
Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.
Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее.
"К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя".
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.
Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... " Учеников продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».
К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки
. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом.
Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.
Одна из учениц писала об этой новогодней елке: "6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде.
Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти". Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: "Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение".
Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль "Дворянское гнездо", в Большом драматическом – "Три мушкетера". В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем "Овод".
2.4. Страшная реальность блокадного Ленинграда.
О страшной реальности блокады Ленинграда, доходившей до каннибализма, фактически молчали до конца 1980-х годов.
Постепенно озвучивали всем известную официальную статистику о погибших от голода, от бомбежек, о литрах крови, сданной для раненых, о граммах блокадного хлеба.
На момент начала блокады 8 сентября, ровно 75 лет назад, население Ленинграда составляло почти 3 млн человек.
Каждый уголок города пострадал от вражеских налетов. На Петроградской стороне один из самых страшных дней местные прозвали Кровавым воскресеньем.
В разгар блокады, когда улицы уже обезлюдели, на Сытном рынке в конце недели все еще собиралось много народу. Туда отправлялись те, кто надеялся что-то продать или обменять на хлеб.
Альме Ореховой было 9 лет, когда началась война. Ее отец сооружал вентиляции для подводных лодок, так что на фронт его не отправили. Мама работала в ателье. Семья жила на Петроградской стороне недалеко от парка Ленина, ныне именуемого Александровским. В одно из воскресений они отправились на Сытный рынок, и тогда по нему ударил враг.
«Разбегались кто куда. Были люди, которые принялись грабить ларьки. Рядом с рынком у нас жили бабушка с дедушкой, и вроде бы нам стоило бежать прятаться к ним, но мы запаниковали и побежали туда же, куда по пути к родным, погибло столько людей — их грузили автобусами», — говорит Альма Орехова.
На дом 9-летней Альмы часто приземлялись «зажигалки» — зажигательные авиабомбы, чьей пробивной силы хватало, чтобы прошить крышу, покрытую кровельным железом. «Рядом было газоубежище и бомбоубежище. Сначала мы туда отправлялись во время воздушной тревоги. А потом тревогу стали объявлять так часто, что мы уже никуда не шли», — вспоминает блокадница.
Мама Альмы Ореховой вступила в отряд ПВО, так что при вражеских налетах не спасалась, а дежурила наверху.
Как только началась война, ленинградцев от мала до велика собирали на стадионах, показывали, как тушить «зажигалки».
Часто эту работу поручали детям. Они старались сбросить бомбы вниз.
Альма и другие ребята собирали у жителей старые носки и чулки, набивали их песком и обкладывали стропила на чердаках, создавали запасы, чтобы затем можно было быстрее потушить огонь.
Семья Альмы Ореховой прожила в Ленинграде до конца войны. Она говорит: видела все. С содроганием вспоминает, как бежала искать маму, которая не вернулась с работы после мощного обстрела.
Улица Лизы Чайкиной — лужи крови, девушку ударило взрывной волной об угол здания, Татарский переулок — раненую женщину грузят в скорую. «И я
Улица Лизы Чайкиной — лужи крови, девушку ударило взрывной волной об угол здания, Татарский переулок — раненую женщину грузят в скорую. «И я
думаю: «Неужели это моя мама?», — и боюсь подойти», — говорит блокадница. Так и не проверив, она бросилась дальше, добежала до ателье и увидела черную, зияющую дыру от снаряда на лестничной клетке. Но тогда все закончилось благополучно для ее семьи.
«В соседний двухэтажный бревенчатый дом тоже попал снаряд. Оттуда выложили на землю пять человек, пока я искала маму. Нашла живой», — говорит Альма Орехова.
Заключение.
Битва за Ленинград, самая продолжительная битва Великой Отечественной войны (она длилась более трех лет), занимает особое место в истории Великой Отечественной войны.
Продолжавшаяся почти 900 дней оборона блокированного Ленинграда с оставшимся в нем более чем двухмиллионным населением — факт невиданный в истории войн. Ленинградцы и их защитники, подвергаясь жители города. Они все были фронтовиками. При этом следует особо подчеркнуть, что массовый героизм ленинградцев выражался не в том, как считают некоторые зарубежные авторы, что они только ждали наступления смерти. Они активно боролись со смертью и в страшных условиях блокады продолжали каждый на своем посту работать и делать все для укрепления обороны города. Вот что писал о героизме ленинградцев побывавший в блокированном городе в сентябре 1943 г. английский журналист А. Верт: «То, что я видел за неделю, было подлинно великим, очень трогательным и очень трагическим. Мне уже не раз приходилось видеть человека в минуты его величия… Но величие Ленинграда особого рода. Тут трудно подобрать слова. „Дух товарищества“, „патриотизм“, „самоотверженность“, „свободолюбие“… Я чувствовал, я понимал, что подвиг Ленинграда однозначно не определить. Здесь все слито воедино и не только это, но и многое другое…».
Но битва за Ленинград — это не только героизм, а и величайшая, потрясшая весь мир трагедия.
Безвозвратные потери советских вооруженных сил в обороне Ленинграда составили около 980 тыс. человек, а санитарные — почти 2 млн человек. В блокированном городе от голода, холода, снарядов, бомб и болезней погибло до 750 тыс. ленинградцев.
В литературе приводились и продолжают приводиться без каких либо доказательств разные цифры жертв в блокированном Ленинграде.
Приведенная здесь цифра, которая тоже может быть уточнена, — результат многолетнего анализа главным образом ленинградских историков, занимающихся изучением истории блокады, самых разных документов, в том числе и тех, которые раньше не были доступны исследователям. Мир не знал таких масштабов истребления гражданского населения, такой глубины человеческих страданий и лишений, которые выпали на долю ленинградцев. Эти страшные жертвы — неизбывная печаль всех людей нашей Родины.Однако, несмотря на ужасы блокады, именно величайшее мужество и героизм ленинградцев и их защитников позволили им не только отстоять город, но и разгромить осаждавшие его войска противника.
Но одной из основной причин того, что Ленинград выстоял и победил, было также и то, что в борьбе с врагом он не был одиноким, что усилия его жителей и защитников опирались на поддержку всей страны.
Вместе с тем Ленинград, сражавшийся с врагом в нечеловеческих условиях фашистской блокады, предстал перед всем миром как несокрушимый бастион величайшей стойкости, мужества и непревзойденного героизма. Героизм ленинградцев, проявленный ими в обороне города, стал символом мужества и массового героизма всех народов нашей Родины. Он придавал дополнительные силы всей нашей стране, вдохновлял всех борцов с фашизмом.
Никто не забыт, и ничто не забыто.
Источники:
Почта
Флейта и Ветер
Рукавичка
Заповеди детства и юности
Как нарисовать зайчика