Проектная работа Шестерикова Дмитрия «Доблесть и честь русского воинства» гражданско-патриотической направленности. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Так как школа сегодня ориентирована на создание благоприятной образовательной среды для формирования всесторонне развитой личности, воспитание в ней духовно-нравственных качеств, развитию чувства патриотизма у российских школьников. В нашей истории, достаточно много примеров патриотизма. О доблести и славе русского воинства написано много книг, но мало кто занимался исследованиями в этой области. По мнению автора, эта тема является для него полезной: так как в ходе работы над проектом Дима познакомился с примерами героизма в истории Отечества, которые формируют духовно-нравственную систему ценностей личности современного российского школьника. Он работал с дополнительной литературой по исследуемому вопросу, подобрал примеры из истории русского воинства характеризующие доблесть и честь русского воинства. Проанализировал влияние примеров героизма и мужества из истории на формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Немаловажным является и то, что он провел опрос среди школьников 6-11 классов МОУ «Подовинновская СОШ», который способствовал утверждению его предположений. Рецензируемый проект представляет собой интересную работу. Автор на конкретном примере доказывает, что честь и достоинство русского воинства, являясь фактором гражданско-патриотического воспитания. Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны правильно.
Вложение | Размер |
---|---|
текст проекта | 62.93 КБ |
презентация к проекту | 2.37 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Подовинновская средняя общеобразовательная школа»
Вид работы: исследовательский проект по истории
Тема работы: «Доблесть и честь русского воинства»
Выполнил: Шестериков Дмитрий, ученик 7 «б» класса
Руководитель: Юмадилова Надежда Владимировна
Учитель истории, обществознания, МХК
Подовинное, март 2018
Содержание
2.1. Что такое доблесть и честь
2.2. Доблесть и слава русского воинства на героических страницах истории России
Введение
Обоснование актуальности. В свете перемен современной образовательной системы усилилось внимание к гражданско-патриотическому воспитанию. Школа сегодня ориентирована на создание благоприятной образовательной среды для формирования всесторонне развитой личности, воспитание в ней духовно-нравственных качеств, развитию чувства патриотизма у российских школьников. Гражданственность рассматривается как внутренняя свобода и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе воспитания и обучения. В нашей истории, достаточно много примеров патриотизма. Русский солдат готовый отдать жизнь во имя Отечества, проявляя героизм, формировал образ беспримерного подвига живущего в веках. О доблести и славе русского воинства написано много книг, но мало кто занимался исследованиями в этой области.
Цель: Познакомиться с примерами героизма в истории нашего Отечества, которые формируют духовно-нравственную систему ценностей личности современного российского школьника.
Задачи: 1. Изучить литературу по рассматриваемому вопросу.
2. Подобрать примеры из истории русского воинства характеризующие доблесть и честь русского воинства.
3. Проанализировать влияние примеров героизма и мужества из истории на формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма.
Гипотеза: Можно ли рассматривать доблесть и славу русского воинства фактором гражданско-патриотического воспитания?
Методы исследования: описание, сравнение, анализ и синтез, анкетирование.
Основная часть
На протяжении всей истории нашего государства российскому народу неоднократно приходилось подниматься с оружием руках против иноземных захватчиков, отстаивать свободу и независимость родной земли. В длительной и суровой борьбе формировалось сознание необходимости военного единства народов, населяющих нашу многонациональную страну, вырабатывались военная организация и военное искусство. Формировались такие замечательные черты характера наших предков как горячий патриотизм, мужество и стойкость в защите Родины.
В толковом словаре Даля, например, нахожу следующее объяснение: «Честь - внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Словарь Ушакова трактует понятие чести как «моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)». Возьму еще одно определение: «Честь и достоинство - неукоснительное соблюдение человеком профессионального долга и нравственных норм делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека».
Воинский дух, воинская честь - совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в лишениях, страданиях.
Доблесть и слава русского воинства в героических страницах истории России
У российского народа славные боевые традиции. Русское воинство гордится своими победами, прославившими наш народ. Эти великие победы являются днями воинской славы в российском календаре. Это не простые календарные даты, это дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны, и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.
О некоторых великих полководцах и их великих победах хочу рассказать.
Александр Ярославович Невский (1221 – 1263гг.) прославил русское воинство в Ледовом побоище. Битва состоялась 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд.
Согласно Федеральному закону «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года ежегодно 18 апреля отмечается в Российской Федерации как День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.
Дмитрий Иванович Донской (1350-1389гг.) Его имя, прежде всего, связано с одной из самых важных побед в истории Руси - победой над монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 году. Сражение состоялась 8 сентября 1380 года. Князь использовал новую тактику. Стремительный удар засадного полка русского войска определил перелом в ходе битвы. Крупные неприятельские силы были опрокинуты в реку Непрядву, многие утонули. Татары стали в беспорядке отступать к Красному холму. Хан Мамай не стал дожидаться полного разгрома своей армии. С малой дружиной он бежал с поля битвы.
В военном отношении победа над Мамаем показала, что русская армия может сражаться на равных и побеждать Орду. Была восстановлена вера народа в свои силы. Вместе с Куликовской победой пришли национальная гордость и достоинство. Она всколыхнула национальное сознание народа, его национальную память.
4 ноября в России отмечается праздник День народного единства. Он посвящен подвигу Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которые стали руководителями Второго народного ополчения в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами. Ополчение продолжало активно формироваться во время пути из Нижнего Новгорода в Москву, в основном в Ярославле в апреле - июле 1612 года. Состояло из отрядов горожан, крестьян центральных и северных районов России. В августе 1612 года Второе ополчение соединилось с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения и разбило польскую армию м освободило Москву от иноземных захватчиков. Созванный после победы Земский собор восстановил российскую государственность.
10 июля 1709 года русские войска под командованием Петра Первого одержали победу над шведами под городом Полтавой. Этот день так же вошёл в истории воинской славы России.
Талантом полководца, мужеством и силой духа прославился великий русский военачальник, генералиссимус А. В. Суворов, под командованием которого русские солдаты взяли неприступную крепость Измаил.
8 сентября 1812 года вошло в историю России, как день Бородинской битвы. М. И. Кутузов (1745 – 1813) руководил русскими войсками, которые смогли обратить в бегство армию Наполеона.
Тяжелым испытанием для всего советского народа стала Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. Героические страницы тех лет навсегда останутся в памяти русских людей.
5 декабря 1941 года битва под Москвой.
2 февраля 1943 года Сталинградская битва.
5 июля 1943 года началась Битва на Курской дуге.
Рассказывая о Великой Отечественной войне, нельзя не упомянуть имя выдающегося советского военачальника Г. К. Жукова. В 1943 он был удостоен звания Маршала Советского Союза за огромный вклад в организацию Сталинградской битвы и прорыва блокады Ленинграда, награжден орденом Суворова 1-й степени.
3 декабря в России отмечается День неизвестного солдата. Это новая дата среди дней воинской памяти и славы в России. Сколько солдат погибло в годы Великой Отечественной войны, защищая свою Родину, сколько безымянных могил на территории нашей страны, но неизвестные герои обретают имена, благодаря поисковым отрядам. Вечный огонь есть в каждом городе и поселке, он – дань памяти солдатам, не вернувшимся с войны. Наша страна гордится своими отважными воинами. Российские войска и сейчас готовы защищать свою Родину. История России славна доблестными победами русского воинства и бережет свои боевые традиции.
Практическая честь
Изучив теоретический материал, я преступил к практической части. Мною был проведен социологический опрос и анкетирование среди учащихся 6-11 классов. Школьникам были заданы вопросы:
1) Назовите имена выдающихся русских полководцев.
2) Перечислите знаменитые героические сражения, когда русская (российская или советская) армия одерживала Великие Победы.
3) Как вы считаете, служат ли доблесть и слава русского воинства примером для подрастающего поколения?
В ходе социологического опроса и анкетирования мною было опрошено 32 респондента.
На первый вопрос респонденты называли имена выдающихся российских полководцев: А.В. Суворова, Петра Первого, А. Невского, Г.К. Жукова, М.И. Кутузова. Это можно представить в виде диаграммы.
Великие полководцы
Диаграмма 1
Диаграмма позволяет составить рейтинг популярности выдающихся российских полководцев. Первенство за А.В. Суворовым, на втором месте Петр Первый. О них знают 15 школьников. Хорошо знакомы имена А. Невского, Г.К. Жукова, М.И. Кутузова. В числе полководцев, к сожалению, 3 респондента называют Сталина. Это очень печально, что мои сверстники не знают, что заслуга Сталина в победе над фашизмом велика, но он занимал должность начальника Генштаба, в великих битвах он не участвовал. А Македонский и Наполеон герои не нашего Отечества. Из анкетирования я узнал ещё об одном герои России времен Великой Отечественной войны Зиновии Григорьевиче Колобанове. Это танкист – ас, он на своем танке подбил 22 немецких танка.
Исследование показало, что респонденты нашей школы называют 1-3 известных всему миру выдающихся российских полководцев - это 68,75% из опрошенных, а 31,25% школьников не смогли назвать имена выдающихся полководцев.
Диаграмма 2
При ответе на второй вопрос респонденты называли: Куликовскую битву, Сталинградскую битву, Ледовое побоище, Курскую дугу, оборону Брестской крепости. Данные исследования представил в виде диаграммы №3
Диаграмма 3
Отвечая на второй вопрос 26 респондентов – это 81,25 % всех опрошенных знают и называют Великие Победы российского воинства, а 6 школьников – это 18,75% не смогли назвать, что также вызывает огорчение и разочарование.
На вопрос «Как вы считаете, служат ли доблесть и слава русского воинства примером для подрастающего поколения?» - мнения учащихся разделились: 30 человек отметили: «Да» это 94 % . Объясняя это тем, что героизм, мужество и смелость русских воинов служат примером для современной молодежи. Развивают их патриотические чувства, воспитывает чувство гордости за свой народ, свою Родину. 2 респондента ответили: «нет» это 6 % опрошенных. Аргументируя это тем, что современная молодежь имеет совершенно иные интересы, например, вовлеченность в компьютерные игры, просмотр зарубежных сериалов и фильмов, поклонение западной культуре и музыке, ведение нездорового образа жизни и, соответственно, отсутствие интереса к истории своей страны.
Диаграмма 4
Исследование показало, что существует проблема в патриотическом воспитании школьников МОУ «Подовинновская СОШ». Она заключается в том, что у части молодого поколения имеется слабая базовая историческая память, составляющая основу патриотических представлений. Формирование патриотизма как значимой ценности и основы духовного возрождения России невозможно вне исторической памяти. Известно, что народ, отрицающий своё прошлое, исторически обречен. Поэтому я призываю моих сверстников изучать великое прошлое нашего государства, представленное Великими Победами наших предков. Так как дни воинской славы России являются днями славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны, и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что я справился с поставленной целью и задачами. В ходе работы над проектом я познакомиться с примерами героизма в истории нашего Отечества, которые формируют духовно-нравственную систему ценностей личности современного российского школьника. Работал с дополнительной литературой по изучаемому вопросу, подобрал примеры из истории русского воинства характеризующие доблесть и честь русского воинства. Проанализировал влияние примеров героизма и мужества из истории на формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Не все из того, что было задумано, получилось, например я рассчитывал, что все школьники без исключения знают имена выдающихся российских полководцев, без трудностей назовут Великие Победы нашего доблестного воинства, на практике это оказалось не так… Но тем не менее исследование показало, что доблесть и славу русского воинства можно рассматривать фактором гражданско-патриотического воспитания, таким образом моя гипотеза подтвердилась.
Работа над проектом показала мне, что у нашего народа славные боевые традиции. Подвиги наших предков остаются для российских людей символом мужества, горячей любви к Родине, готовности защищать ее с оружием в руках. В испытаниях зарождались и вырабатывались в защитниках Отечества смелость и мужество, стойкость и выносливость, воспитывались чувства товарищества, взаимовыручки и безграничная любовь к Родине.
Список литературы
1. Горинов М. М., Горский А. А., Данилов А. А. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие. Рукописные памятники Древней Руси. Новгородская летопись. Том 3. 346с.
2. Карпов Владимир. Маршал Жуков; Вече, АСТ - Пресс - Москва, 1994. –322с.
3. Кузьма Минин // История государства Российского: жизнеописания. XVII век / Рос. нац. б-ка. – М.: Книжная палата, 1997. – 567с.
4. Наука побеждать. Боевое искусство русских полководцев (ХI - начало ХIХ в.) / Авт.-сост. А.И. Каменев. - Москва: Военная Академия Генерального штаба ВС. РФ, 2005 www.artofwar.ru. –389с.
5. Памятники Куликовского цикла / гл. ред. Б.А. Рыбаков ; ред. В.А. Кучкин ; сост. А.А. Зимин и др. - СПб., 1998. – 412с.
6. Рукописные памятники Древней Руси. Новгородская летопись. Том 3.
7.Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 07/05/2003. – С. 3-7.
Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Подовинновская средняя общеобразовательная школа» Исследовательский проект по истории Тема : «Доблесть и честь русского воинства» Выполнил: Шестериков Дмитрий, ученик 7 « б » класса Руководитель: Юмадилова Надежда Владимировна Учитель истории, обществознания, МХК Подовинное март 2018Слайд 2
Актуальность темы Школа сегодня ориентирована на создание благоприятной образовательной среды для формирования всесторонне развитой личности, воспитание в ней духовно-нравственных качеств, развитию чувства патриотизма у российских школьников. В нашей истории, достаточно много примеров патриотизма. Русский солдат готовый отдать жизнь во имя Отечества, проявляя героизм, формировал образ беспримерного подвига живущего в веках. О доблести и славе русского воинства написано много книг, но мало кто занимался исследованиями в этой области.
Слайд 3
Цель: Познакомиться с примерами героизма в истории нашего Отечества, которые формируют духовно-нравственную систему ценностей личности современного российского школьника. Задачи: 1. Изучить литературу по рассматриваемому вопросу. 2. Подобрать примеры из истории русского воинства характеризующие доблесть и честь русского воинства. 3. Проанализировать влияние примеров героизма и мужества из истории на формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Гипотеза: Можно ли рассматривать доблесть и славу русского воинства фактором гражданско-патриотического воспитания? Методы исследования: описание, сравнение, анализ и синтез, анкетирование.
Слайд 4
Александр Ярославович Невский (1221 – 1263гг.) прославил русское воинство в Ледовом побоище .
Слайд 5
Дмитрий Иванович Донской (1350-1389гг.) Победил войско Золотой Орды на Куликовом поле в 1380 году.
Слайд 6
Кузьма Минин и Дмитрия Пожарский в 1612 г. освободили Москву от иноземных захватчиков.
Слайд 7
Петр Первый (1672 – 1725) 10 июля 1709 года русские войска одержали победу над шведами под Полтавой . .
Слайд 8
А. В. Суворов (1730 —1800), под командованием которого русские солдаты взяли неприступную крепость Измаил в 1790 году
Слайд 9
М. И. Кутузов ( 1745 – 1813) 8 сентября 1812 г. победил французов в Бородинской битве .
Слайд 10
Г. К. Жуков (1896-1974гг.) В 1943 он был удостоен звания Маршала Советского Союза за огромный вклад в организацию Сталинградской битвы и прорыва блокады Ленинграда , награжден орденом Суворова 1-й степени.
Слайд 12
АНКЕТИРОВАНИЕ Вопросы: 1) Назовите имена выдающихся русских полководцев. 2) Перечислите знаменитые героические сражения, когда русская (российская или советская) армия одерживала Великие Победы. 3) Как вы считаете, служат ли доблесть и слава русского воинства примером для подрастающего поколения?
Слайд 13
1) Назовите имена выдающихся русских полководцев. Великие полководцы
Слайд 14
1) Назовите имена выдающихся русских полководцев.
Слайд 15
2) Перечислите знаменитые героические сражения, когда русская (российская или советская) армия одерживала Великие Победы.
Слайд 16
3) Как вы считаете, служат ли доблесть и слава русского воинства примером для подрастающего поколения?
Слайд 17
Цель: Познакомиться с примерами героизма в истории нашего Отечества, которые формируют духовно-нравственную систему ценностей личности современного российского школьника. Задачи: 1. Изучить литературу по рассматриваемому вопросу. 2. Подобрать примеры из истории русского воинства характеризующие доблесть и честь русского воинства. 3. Проанализировать влияние примеров героизма и мужества из истории на формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Гипотеза: Можно ли рассматривать доблесть и славу русского воинства фактором гражданско-патриотического воспитания? Методы исследования: описание, сравнение, анализ и синтез, анкетирование.
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Император Акбар и Бирбал
Твёрдое - мягкое
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт