Презентация подготовлена для выступления на НПК.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_natsionalnye_osobennosti_shorskoy_volshebnoy_skazki.pptx | 2.56 МБ |
Слайд 1
Национальные особенности шорских народных волшебных сказок Секция «Человек в мире людей» Выполнил: Петров Платон Александрович, 5 класс МБОУ « Мозжухинская ООШ»Слайд 2
Жанровая характеристика волшебной сказки Один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние — это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации. В волшебной сказке ведется повествование о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. В волшебной сказке реальность переплетается с фантастикой. В мире волшебства действуют свои законы, а герои наделены сверхъестественными способностями .
Слайд 3
Особенности волшебной сказки Главный герой в волшебной сказке – это носитель всех самых лучших человеческих качеств. Он добрый, смелый, умный и милосердный. Он борется против злых сил и непременно побеждает. Героями сказок могут быть как люди, так и животные, предметы или растения. Действие волшебной сказки происходит в каком-то неведомом царстве. Время также не указано. Обязательно есть четкий сюжет, который представляет собой вереницу приключений главного героя. Чаще всего у героя есть помощник, который сопровождает его и помогает совершать подвиги. В конце сказки положительный персонаж непременно побеждает зло и обретает счастье.
Слайд 4
Поэтика волшебной сказки Сюжет сказки строится на соединении реальности и фантастики; действие происходит в вымышленном тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Чаще всего сюжет основывается на том, что герою нужно справиться с испытаниями и получить награду (обрести счастье). Герои способны оживать, менять облик, перевоплощаться. Им помогают волшебные предметы, служат сказочные говорящие животные: Сивка-Бурка, Конёк-Горбунок, Жар-птица, Серый волк, Финист Ясный сокол, ворон, щука, медведица…; природа даёт молодильные яблочки, живую и мёртвую воду, в ней текут молочные реки с кисельными берегами; есть подземное и подводное царство. Герои ведут борьбу с чудовищами. В композиции народной волшебной сказки используются тройные повторы эпизодов, в которых герой выходит в караул, на поединок, отгадывает три загадки, выполняет три задания. Хоть сказки и описывают выдуманные события, они связаны с реальным миром. То есть, они могут быть перенесены в реальность. Зачастую в сказках выражаются мечты людей об идеальном мире, где добро всегда побеждает зло. В сказках применяются различные тропы: эпитеты, сравнения, гиперболы. Они придают произведению большей образности.
Слайд 5
«Шорцы имеют очень богатое культурное наследие: легенды, песни, героические поэмы, сказки...». Замечательный ученый, исследователь шорского языка и литературы, педагог Андрей Ильич Чудояков Шорские волшебные сказки
Слайд 6
Шорские волшебные сказки « Подур Пакен » « Абышка — Старый охотник» «Могучий Мустакай ».
Слайд 7
Основные сюжетные компонеты классической народной волшебной сказки в шорских волшебных сказках - Положительный главный герой ( Подур Пакен , Абышка – старый охотник, богатырь Мустакай ). - Волшебный помощнии , обладающий волшебными способностями, предметами и изредка сам являющийся представителем Верхнего мира, как безымянный мальчик в сказке « Подур Пакен », который назвался духом-покровителем. Охотнику Абышке помогает таинственный медвежонок, впоследствии оказавшийся Кара-Молатом , сыном Кара-каана , отец проклял его и превратил в медвежонка (« Абышка – старый охотник – старый охотник»). .
Слайд 8
Основные сюжетные компонеты классической народной волшебной сказки в шорских волшебных сказках . -Богатырю Мустакаю помогает кайчи (сказочник) Тордай и жители улуса – старики, которые дают ему силу гор и воды, дочь кузнеца дарит ему нож «крепче камня». -В шорских волшебных сказках есть и волшебные предметы, например, черный туесок, который дает Абышке медвежонок. .
Слайд 9
Особенности шорских волшебных сказок Ярким отличием шорских народных волшебных сказок можно назвать то, что в них отражается таёжно-охотничий уклад жизни, в ряде случаев описываются и социальные проблемы: кааны - богатые люди, купцы - выступают в роли противников героев сказок (хан тайги в «Охотнике Абышке », Сарыг-каан в « Подур Пакене »). Несмотря на то, что они волшебные, в шорских сказках много бытовых элементов, описаний, речь героев содержит народные устойчивые выражения.
Слайд 10
Особенности шорских волшебных сказок Первыми Несмотря на то, что они волшебные, в шорских сказках много бытовых элементов, описаний, речь героев содержит народные устойчивые выражения.
Слайд 11
Сказка « Подур Пакен » Начинается она с традиционного зачина «Давно это было. В верховьях текущего моря жил мальчик. Звали его Подур Пакен . Жил на открытом месте или под деревом — неизвестно». Волшебным образом путешествует он с безымянным мальчиком и приходит в царство Сарыг-каана . В этой сказке неоднократно проходит испытание главный герой, но все эти испытания связаны с обычной жизнью, укладом земледельца .
Слайд 12
Сказка « Подур Пакен » Интересным элементом для понимания самобытного колорита сказки является фраза « Подур Пакен вырос в тёмном лесу. Складно он не мог говорить. Поэтому за него безымянный мальчик разговаривал с хозяином дворца». Это прямое указание на его неграмотность.
Слайд 13
Сказка « Подур Пакен » В отличие от многих русских народных волшебных сказок , в шорских есть подробные описания природы и обычаев гостеприимства родного края главного героя: «В этом краю, где растущая трава — чистое серебро, растущие деревья — чистое золото. Все птички земли здесь поют, всякие звери здесь рождаются». Гостей встречают «всякой едой и яствами, только птичьего молока не хватало». Сюжет заканчивается традиционно счастьем героев: « Подур Пакен стал единственным кааном в этом краю, богатым жить остался».
Слайд 14
Сказка « Абышка — старый охотник» (« Анчи Абышка и Кара-Молат ») В сказке есть бытовые реалии жизни охотника. Например, рассказывается, что «жильём ему был шалаш из молодых деревьев. Со старой женой своею жил анчи Абышка бездетно и одиноко. Весь век свой, прожив в тайге, они ни разу других людей не видели, не знали, что, кроме них, ещё на свете много людей живёт». Описаны и охотничьи снасти, которые использовал Абышка : «силки», «морды». Несмотря на то, что охотник бедный, у него есть ружье, в шалаше есть даже скатерть. Описание построенного Кара-Молатом дома также говорит о мечте бедного люда иметь большой красивый дом: «дом белый, высокий строить принялся. Девять дверей в светлом доме этом было».
Слайд 15
Сказка « Абышка — старый охотник» - В этой сказке противником главного героя выступает богач Чашкан , он ворует волшебный туесок, который выполняет роль «скатерти-самобранки. -Волшебный медвежонок восстанавливает справедливость и защищает Абышку : «Бедных охотников не обижай, у голодных куска не отнимай, не то тебе худо будет».
Слайд 16
Сказка «Могучий Мустакай » Несмотря на то, что время действия сказок не всегда определенное, место действия в шорских волшебных сказках - реальный природный мир, с конкретными географическими названиями. В сказке «Могучий Мустакай », где рассказывается о волшебном богатыре, есть указание на место: «Ниже улуса Тос , где на берегу Мрас-Су , высятся скалы Курлык-Кая , в семиступенчатой пещере одиноко жил человек. Имя его – Мустакай ».
Слайд 17
Сказка «Могучий Мустакай » Эта сказка героическая, и лично для героя сказки Мустакая она заканчивается смертью, но для всех шорцев он становится освободителем, погибая, он спасает всех от сына Алтын-хана, «умирал, улыбаясь».
Слайд 18
Национальный колорит шорских волшебных сказок Национальный колорит шорских волшебных сказок достигается за счет тщательного изложения подробностей жизни героев, подчеркивается принадлежность их к шорскому народу.
Слайд 19
Национальный колорит шорских волшебных сказок -Читать эти сказки интересно и познавательно, мы узнаем из них об истории родного края. -Нам было интересно читать шорские сказки, узнавать об истории, традициях, обычаях, национальных праздниках, о фольклоре родного края. - Шорская сказка - это духовное наследие нашего региона, и изучать ее -значит изучать историю родного края, любить Родину.
Слайд 20
Литература 1. Литература. 5 кл .: Учебник для общеобр . организаций.- В 2 ч. Ч.1 /В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин- М.: Просвещение, 2015.- 306 с. 2. Интернет-ресурсы: - https :// obrazovaka . ru / question / osobennosti - volshebnyh - skazok -5- klass -72007 - https :// obrazovaka . ru / question / priznaki - skazki - otlichitelnye -71765 - https :// obrazovaka . ru / question / priznaki - volshebnoj - skazki -5- priznakov -73437 - https :// obrazovaka . ru / question / osobennosti - volshebnoj - skazki -5- klass -72259 - http://www.мои-сказки.рф/p/blog-page_6.html - https://shorskie-skazki.larec-skazok.ru/ - https://nemaloknig.com/read-382292/?page=1#booktxt 3. Софрон Тотыш Сказки Шапкая . Переиздание.-Кемеровское кн.издательство,1985.-80 с.
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Ласточка. Корейская народная сказка
Заяц, косач, медведь и весна
Золотой циркуль
О чем поет Шотландская волынка?