Исследовательский проект по ИЗО «Особенности создания художественной образности в фотопортрете»
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект по ИЗО "Художественная фотография" | 810.6 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46»
Исследовательский проект
По теме: «Особенности создания художественной образности в фотопортрете».
Работа ученицы 9 А класса
Тен Евгении Вячеславовны
Руководитель проекта:
Шевчук Юлия Юрьевна
Учитель изобразительного искусства и технологии
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2019 г.
Подпись руководителя проекта: _________________/ Шевчук Ю.Ю./
Хабаровск
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА…….……………………...3
Часть 1 ИССЛЕДОВАНИЕ
1.1.Историческое развитие фотографии как фотоискусства…….6
1.2. Особенности художественной фотографии...…………………..8
1.3 Основные принципы портретной съемки…………………….. 10
Часть 2 ПРОЕКТНО – СЪЕМОЧНЫЙ ПРАКТИКУМ
«Создание художественного портрета» …………………………. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..… 16
ВЫВОД ……………………………………………………………… 17
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………. 18
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….. 19
ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА.
Фотоискусство — это искусство создания художественной фотографии — то есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника.
Его отличие от других видов фотографии заключается в том, что оно не имеет своей целью отражать объективную действительность, а направлено на фиксацию специально выбранных или искусственно воссозданных сцен, чтобы выразить определенный художественный замысел.
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что в настоящее время художественная фотография как искусство развивается большими темпами. Данный скачок обусловлен не только развитием цифровой техники и графических программ, но и растущей популярностью всевозможных социальных сетей. Мне очень пригодиться умение создавать художественные фотопортреты и для семейного фотоальбома и для моих страничек в социальных сетях.
Каждый человек интересен своей неповторимостью и индивидуальностью. Мне хочется суметь запечатлеть эту индивидуальность.
Художественная фотография не просто копирует материал, а прежде всего, отражает мнение автора, его видение темы. С ее помощью можно отразить реально происходящие события, а мастерство оператора может добавить к документальности снимка его художническое видение и превратить фотографию из бесстрастного фиксатора в произведение искусства. Сегодня этот вид фотографии все время развивается.
Объектом моего исследования является портретная фотография как художественное направление. Предметами исследования являются особенности художественной фотографии и основные принципы, используемые при съемке фотопортрета.
Гипотеза: любой человек, может создать художественный образ в фотопортрете, даже на обычный мобильный телефон.
Для проверки этой гипотезы был проведен опрос одноклассников и выполнена серия пробных фотопортретов.
В анкетирование участвовали 26 человек (см. Приложение стр. 42).
По итогам анкетирования было выяснено, что большинство опрошенных считают, что умение делать интересные фотографии пригодится им в жизни, и они размещают фотографии, сделанные лично ими, в соц. сетях, хотят, чтобы фотографии, сделанные ими, восхищали других. Но при всем этом респонденты, не обладая знаниями основ художественной фотосъемки уверенны, что интересное и грамотное фото можно сделать без данных знаний.
Выполненные мной пробные фотографии получились неудачными. Их скорее можно назвать любительским фото, нежели художественным фотопортретом. В них не удачно выбраны момент и точка съемки, не интересные композиция и фон, плохое освещение и много других недостатков (см. Приложение рис.1).
Основная проблема, заключается в том, что в настоящее время я не знаю специфики художественной образности фотопортрета. Мне очень нравиться заниматься портретной съемкой, но по факту уровень данных фотографий даже нельзя назвать любительским, так как я не знаю грамоты и у меня нет навыка съемки художественного портрета. В настоящей работе я рассмотрю основные принципы съемки, которые необходимы для создания художественного фотопортрета и применю их на практике.
Цель проекта: создать художественные фотопортреты, используя мобильный телефон.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Самым сложным в фотографии, как в живописи и рисунке, является портрет человека. Но можно ли назвать настоящими портретами дурашливые позы и глупые физиономии на многих снимках?
Что же тогда может считаться художественным фотопортретом? Фотоснимки для паспорта, где с трудом узнаешь себя из - за закаменелой напряженности и пустоты взгляда? А может быть художественный портрет – это когда мы, прихорошившись, встаем перед камерой в заранее приготовленные позы с заготовленной улыбкой, говорящей «Посмотрите как я хороша (или хорош)»?
Чтобы ответить на эти вопросы я изучила историю развития и особенности художественной фотографии и проанализировала примеры портретов, выполненных мастерами мирового фотоискусства.
Часть 1 ИССЛЕДОВАНИЕ
1.1. Историческое развитие фотографии как фотоискусства.
Фотография, как и другие «технические искусства» использовала для своего развития приемы традиционных видов искусства и в то же время осваивала новые методы, появлявшиеся вместе с развитием технологий.
В настоящее время фотография заняла свою нишу в искусстве. Фотоискусство является первым видом искусства, который появился в результате технического прогресса и успехов в области физики, химии и оптики (см. Приложение рис.2).
Фотоискусство можно определить как искусство, основанное на технологиях создания художественной фотографии. Считается одним из изобразительных искусств и занимает одно из ключевых мест в современной массовой культуре.
В наши дни фотоискусство невозможно представить без художественной фотографии. Она дает фотографу возможность почувствовать себя не просто специалистом, способным с помощью современного оборудования отобразить реальность, а творцом, художником, который может создать настоящее произведение искусства. Однако так было не всегда.
Одним из первых примеров художественной фотографии являются открытки, которые появились в 1890-ых годах. Фотографы для получения снимков ездили по разным точкам города на лошади с телегой, где лежала камера-обскура или уже более совершенный фотоаппарат. Что у них получалось в итоге — все мы прекрасно знаем. Это черно-белые фотографии, которые затем массово тиражировались в виде открыток. В типографии на такие снимки наносился текст, в котором указывалось название достопримечательности.
К первым художественным фотографиям можно отнести и групповые снимки. Например, широко известен кадр, сделанный 1898году, на котором Антон Павлович Чехов читает артистам театра пьесу «Чайка» (см. Приложение рис.3).
Ещё больше внимания художественной культуре фото уделялось во второй половине XX века. Фотооборудование становилось все более доступное, начиная от простых туристических фотоаппаратов до более сложного, профессионального оборудования. Появилась масса фотографий как природы, городских пейзажей и быта, так и постановочные фотографии, применяемые в рекламных целях.
1.2. Особенности художественной фотографии.
Современная художественная фотография продолжает развиваться. В современной фотографии появилось множество правил съемки. Только в таких условиях снимок получается красивым, после чего его смело можно назвать художественным.
Чаще всего встречаются такие жанры художественной фотографии:
1. портретный;
2. репортажный.
В процессе создания художественной фотографии, фотограф вкладывает в нее частицу своей души.
Если внимательно изучить фотографии то можно понять о внутреннем мире их автора, что он стремился продемонстрировать публике, какие у него были чувства и душевное состояние в процессе работы. Если у него получилось отразить это в своих работах, то его можно по праву считать творческим человеком.
Так же стало разрабатываться много различного оборудования для улучшения качества съемки, к примеру.
Для получения максимального эффекта или качественного монтажа в настоящее время стали применять графические редакторы. Такие как Adobe Photoshop, PaintShop Pro и множество других. Заняться художественной обработкой фото можно даже в мобильном приложении.Разными средствами можно добиться тех или иных эффектов, которые заставят зрителя разглядывать вашу фотографию несколько минут. А если он это делает — значит, ваш снимок уже художественный.
Относительно съемки портретов тоже существует множество правил. Они в первую очередь касаются выбора объектива для того или иного портрета. Чаще всего художественные фотографии получаются в студиях, так как на улице снять запоминающийся портрет гораздо сложнее. Но многое зависит от места съемки и погодных условий.
Подводя итог вышесказанному, можно подвести следующие итоги.
В самом начале своего становления фотография воспринималась как хобби отдельных заинтересованных лиц. Существенное влияние на ее формирование оказало развитие журналистики, необходимость информировать общество о социально значимых событиях.
Снимки в тот период не несли в себе художественного начала, они лишь отражали события, происходящие вокруг.
Но постепенно фотография стала входить в повседневную жизнь и художественные снимки стали играть существенную роль в других видах искусств – живописи, театра, кино.
Фотография, как и другие «технические искусства» использовала для своего развития приемы традиционных видов искусства и в то же время осваивала новые методы, появлявшиеся вместе с развитием технологий.
Иными словами, фотоискусство – это разновидность искусства, произведения которого выполняются при помощи технических и изобразительных инструментов фотографии.
1.3. Основные принципы портретной съемки.
Портретная съемка — самый распространенный жанр в фотографии и в тоже время, самый сложный. При создании фотопортрета существуют основные правила.
Во время портретной фотосъемки фотограф должен учитывать несколько важнейших составляющих:
Умение владеть техническими параметрами камеры, такие как выдержка, диафрагма и баланс белого подразумевается по умолчанию.
Свет. Освещение — это не только способ сделать фотографию объемной, но и возможность подчеркнуть достоинства, индивидуальность, а также скрыть недостатки модели. Природа наградила всех абсолютно разной внешностью, поэтому каждой модели подойдет конкретная схема освещения (см.Приложение рис.4)
В портретной фотографии есть несколько широко используемых вариантов освещения. Их можно смоделировать при помощи обычного света от окна в вашей комнате, без вспышек.
Один из самых популярных типов освещения — это схема света «Петля» (см. Приложение рис. 5). При съемке с таким углом падения света на щеке появляется небольшая тень от носа в форме петли.
При этом источник света должен находиться чуть выше уровня глаз модели, и свет должен падать чуть сбоку.
Композиция. Композиция в портрете — понятие очень широкое. К нему относятся и поза модели, и построение кадра. Даже фон и предметы одежды сюда частично входят.
Вот некоторые советы, которые помогут сориентироваться в этом важном вопросе:
Правило третей (см. Приложение рис.6). Чем лучше его знаешь, тем точнее вы сможете угадать, когда его нарушить. В двух словах: по правилу третей зрительные центры на фотографии располагаются в красных точках, на пересечении вертикальных и горизонтальных линий. В центрах пересечения линий нужно располагать важные объекты. Это могут быть лицо или фигура, либо глаза — если это портрет крупным планом. Кроме того, это могут быть значимые детали интерьера.
Центр фотографии: если на фоне есть значимые детали, то портретируемого нужно располагать не по центру фотографии, а слева или справа. Если фон нейтрален, и портретируемый смотрит прямо, то, напротив, его фигуру лучше расположить по центру.
Части тела: При постановке портрета не кадрируйте руки или ноги портретируемого в суставах. Кадрированные конечности смотрятся неэстетично.
Глаза: Фокус должен быть на глазах. Нехорошо, если резкими останутся уши или волосы модели, а не лицо. (см. Приложение рис. 7)
Крупный план: При съемке портрета крупным планом, точка съемки должна быть слегка сверху, чтобы не показывать ноздри – они, как правило, выглядят непривлекательно. Такой ракурс, к тому же, выгоден для пышных моделей, а также девушек, которые хотят выглядеть на фотографиях немного худее.
Не снимайте портрет снизу: Если это лицевой портрет, то нижняя часть лица получится слишком крупной, а если это ростовой портрет, то особо крупными получатся ее бедра, а голова, напротив, слишком маленькой.
Одежда. Для портретной фотосъемки нужно подобрать однотонную одежду либо одежду с неброским рисунком. Следует помнить, что портрет модели, снятой в платье в горошек на пестром фоне, будет выглядеть нелепо. Поэтому важно сочетать одежду модели с фоном. Если на одежде есть значимый рисунок, то фон должен быть как можно более однородным.
Многие фотографы рекомендуют темный цвет одежды, поскольку он худит. Черный или темный цвет одежды действительно уместен, если модель хочет выглядеть стройнее, но если ей наоборот хочется подчеркнуть, какая замечательная у нее фигура, лучше выбрать одежду в светлых тонах и при этом выбрать темный фон, чтобы портрет смотрелся контрастнее.
Большинство любителей и начинающих фотографов, в том числе и я не обладает студийным или портативным светом, чтобы хорошо осветить объект съемки, поэтому детали черной или темной одежды и очертания тела теряются в тенях. Необходимо учитывать это при выборе костюма.
Рукава: Еще одна важная рекомендация по подбору одежды для портретной фотосъемки — выбор длины рукава. Даже при небольшом лишнем весе руки на фотографии смотрятся полнее, если выбрана одежда без рукавов. Сделать руки стройнее поможет одежда с длинным рукавом. Если проблема остается, попросите модель слегка раздвинуть руки (например, поставить их на пояс): тогда руки будут смотреться лучше.
Позирование. Отличное руководство для начинающих разработал Линн Херрик (Lynn Herrick). Он собрал более 200 наиболее применяемых поз для портретной фотосъемки, которыми можно свободно пользоваться. Но не нужно забывать, что определенная поза может подойти только к определенной модели (см. Приложение рис.8).
Спина: Сутулая спина и опущенные плечи непривлекательны. У сутулой модели теряется шея.
Ракурс и наклон головы: Наиболее распространены ракурс в три четверти, профиль и анфас. Каждый ракурс меняется, стоит фотографу попросить модель слегка наклонить голову или развернуться ближе к источнику света. «Покрутите» модель, чтобы увидеть, какой наклон головы характеризует ее с лучшей стороны (см. Приложение рис.9).
Подбородок: следует помнить, что некоторые люди, сами того не ощущая, выдают второй подбородок. Чтобы гарантированно избавиться от этой неприятной мелочи, попросите модель наклонить корпус тела вперед (опереться на спинку стула или перила), и слегка опустить подбородок.
Фон. Лишние детали и неприятные мелочи: При съемке портрета необходимо обращать внимание на порядок в комнате – это существенно сэкономит время при обработке в графическом редакторе. Чистая и просторная комната всегда смотрится лучше, чем комната, в которой разбросаны журналы, газеты, игрушки и книги. Временно убрав ненужные предметы, вы сконцентрируете внимание зрителя на модели.
Окружение: Если съемка портрета происходит на улице, также важно следить за фоном: нехорошо, если из головы модели растет фонарный столб или дерево. Если фотограф отойдет на два-три шага влево или вправо или попросит модель это сделать, проблема будет решена (см. Приложение рис.10).
Планирование съемки и подручные средства: Если речь идет о коммерческой съемке, можно заблаговременно обговорить с клиентом, какой фон ему понравится больше – интерьер его квартиры или однородный фон. Однородный фон можно создать не только средствами студии – это могут быть однотонные стены или размытый объективом пейзаж леса.
В качестве однородного фона хорошо использовать окно, которое можно засветить, сымитировав белый студийный фон.
Не забывайте также, что фон, особенно студийный, должен гармонировать с одеждой и особенностями внешности модели. Так, чтобы скрыть недостатки фигуры, нужно снимать модель на неконтрастном фоне, схожим по тону с одеждой.
Настроение модели и атмосфера. Все выше перечисленные правила и советы теряют смысл, если фотограф или модель чувствует себя некомфортно.
Если вы просите модель улыбаться, улыбайтесь сами. Выберите тему разговора, не связанную с фотосъемкой, спросите у модели об интересах, отвлеките ее. Хороший контакт с моделью – 99 процентов успеха в портретной фотосъемке (см. Приложение рис.11).
Также не маловажно создать дополнительный комфорт. Для этого могут подойти:
Часть 2 ПРОЕКТНО – СЪЕМОЧНЫЙ ПРАКТИКУМ
«Создание художественного портрета»
Итак, основываясь на опыт и правила, описанные выше, мы попробуем сделать качественное портретное фото.
Рассмотрев примеры портретов, выполненных мастерами мирового фотоискусства Ричарда Аведона и Юсуфа Карша, проанализировав их образно-художественную специфику, а так же изучив особенности художественной фотографии и основные принципы портретной съемки, я применила их в своих работах. Сравнивая результат с первоначальными пробными фотоснимками, видим большие различия в качестве фотографий (см. Приложение рис.12 – 22).
Используя для создания художественной образности фотопортрета все приобретенные навыки и знания операторской грамоты, выполнила серию снимков, в которой учитывала важнейшие составляющие, необходимые для создания художественного фотопортрета:
а так же постаралась передать характер и состояние модели. (см. Приложение рис.23 – 29).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочется сказать.
При создании качественного портрета нужно учитывать множество факторов и правил, не пренебрегая мелочей. На конечный результат влияет не только оборудование, которое используется для фотографирования, но так же большую роль играет обстановка, свет, одежда и фон, а также не маловажно и настроение модели и фотографа.
Чтобы назвать себя настоящим мастером, недостаточно купить цифровой фотоаппарат и снимать на него все без исключения. Искусство фотографии — увлекательный и очень сложный процесс, который позволяет фотографу раскрыть глубину своего замысла в самых необычных импровизациях. Неотъемлемая часть становления фотографа как профессионала — художественная фотография, которая способна отразить истинный талант творца-фотографа.
Но сравнивать работу фотографа с равнодушным документированием происходящего и беспричинно критиковать каждый снимок, как минимум не этично. Фотограф такой же создатель, как художник или поэт. Он демонстрирует окружающим свое восприятие мира через фотографию, позволяя каждому увидеть в ней что-то свое. Именно такими приемами пользовались великие мастера кисти, создавая свои непонятные поначалу шедевры.
Фотография — это инструмент, с помощью которого подлинный мастер способен вложить в изображение частицу своей души, поделившись ею со всем миром.
ВЫВОД
Выбор мной данной темы проекта был сделан осознано. Я знала, что прежде, чем увижу результат, придётся потрудиться. Поэтому, посоветовавшись с учителем, изучила технологию выполнения проекта.
Выполнение практической части мне далось нелегко. В процессе работы над проектом я научилась: решать композиционные задачи, правильно выбирать фон, свет и обстановку, создавать нужный настрой.
Только узнав специфику художественной образности фотопортрета и изучив основные принципы съемки, которые необходимы для создания художественного фотопортрета я достигла необходимого результата: научилась создавать художественные фотопортреты, используя мобильный телефон.
Гипотеза, что любой человек, может создать художественный образ в фотопортрете на обычный мобильный телефон, не подтверждается.
Я убедилась в ходе работы над проектом, что грамотное и интересное фото можно сделать, только зная правила и основные принципы фотосъемки, иначе невозможно создать художественную образность в портрете, даже используя дорогую технику.
Поэтому респонденты, которые по итогам опроса считают что, не обладая знаниями основ художественной фотосъемки, смогут создать грамотное фото, не правы.
В ходе работы поставленные задачи, которые являются этапами выполнения проекта, решены в полном объеме. И цель проектной работы достигнута. Созданы художественные фотопортреты, с использованием мобильного телефона.
БИБЛИОГРАФИЯ
При написании данного проекта были использованы мнения таких авторов:
мира. - Арт-Родник, 2007. – 83с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рисунок 1
Рисунок 2
Камера-обскуре
Рисунок 3
Антон Павлович Чехов читает артистам театра пьесу «Чайка». 1898год.
Рисунок 4
Рисунок 5
Марелла Аньели, Фото: Ричард Аведон
Рисунок5
Бьорк Фото: Ричард Аведон
Рисунок 6
Майя Плисецкая Фото: Ричард Аведон
Рисунок 7
Фидель Кастро. Фото: Ю.Карш
Сальвадор Дали. Фото: Ричард Аведон
Рисунок 8
Руководство для начинающих. Линн Херрик (Lynn Herrick)
Рисунок 9
Пабло Пикассо. Фото: Ю.Карш
Грейс Келли. Фото: Ю.Карш
Рисунок 10
Оммаж Мункачи, Париж, Площадь Франсуа-Премьер.
Фото: Ричард Аведон
Марк Шагал. Фото: Ричард Аведон
Рисунок 11
Майя Плисецкая Фото: Ричард Аведон
Чарли Чаплин Фото: Ричард Аведон
Рисунок 12
Без применения правил съемки
С применением правил съемки
Рисунок 13
Без применения правил съемки
С применением правил съемки
Рисунок 14
Без применения правил съемки
С применением правил съемки
Рисунок 15
Без применения правил съемки
С применением правил съемки
Рисунок 16
Без применения правил съемки
С применением правил съемки
Рисунок 17
Без применения правил съемки
С применением правил съемки
Рисунок 18
1 2
1 - Без применения правил съемки
2 - С применением правил съемки
Рисунок 19
1 2
1 - Без применения правил съемки
2 - С применением правил съемки
Рисунок 20
1 2
1 - Без применения правил съемки
2 - С применением правил съемки
Рисунок 21
Без применения правил съемки
С применением правил съемки
Рисунок 22
1 2
1 - Без применения правил съемки
2 - С применением правил съемки
Рисунок 23
С применением правил съемки
Рисунок 24
С применением правил съемки
Рисунок 25 Рисунок 26
С применением правил съемки
С применением правил съемки
Рисунок 27 Рисунок 28
С применением правил съемки С применением правил съемки
Рисунок 29
С применением правил съемки
АНКЕТА
1 вопрос.
Отправляли ли вы друзьям в социальные сети фотографии сделанные лично вами?
2 вопрос.
Как вы считаете, можно ли сделать интересное, грамотное фото без знаний основ фотосъемки?
3 вопрос.
Знаете ли вы основные правила художественной фотосъемки?
4 вопрос.
Вы бы хотели, чтоб фотографии, сделанные лично вами, восхищали других?
5 вопрос.
Как вы считаете, может ли пригодиться в жизни умение делать интересное фото?
Лиса-охотница
Сила слова
Весенние чудеса
Каргопольская игрушка
И тут появился изобретатель