Презентация
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_predlozheniya.pptx | 94.42 КБ |
Слайд 1
Проект по русскому языку тема: Роль односоставных предложений в художественных произведениях подготовила ученица 7Б класса гимназии №3 Демидова Ульяна Сергеевна преподаватель Дуньшакова Татьяна НиколаевнаСлайд 2
Актуальность темы – современный русский язык обладает обширной и сложной системой односоставных предложений, которые широко используются в художественной и научной литературе, в периодической печати, в разговорной речи. Однако вопрос об их структурных особенностях и выразительных возможностях остается недостаточно изученным и представляет собой богатый материал для творческого исследования. Цели – исследовать роль односоставных предложений в художественном произведении, показать их выразительные возможности при описании обстановки, внутреннего состояния героев, продемонстрировать способность односоставных предложений делать текст ярким и лаконичным, выявить наиболее употребительные группы односоставных предложений. Задачи – ознакомиться с научной литературой об односоставных предложениях. Выявить их основные признаки. Ознакомиться с историей исследования односоставных предложений. Рассмотреть использование односоставных предложений в художественном произведении. Сделать вывод о роли односоставных предложений в произведении.
Слайд 3
Односоставное предложение - предложение, грамматическая основа которого состоит из одного члена: либо только подлежащего, либо только сказуемого.
Слайд 4
Из истории исследования односоставных предложений В русском языковедении понятие простого и сложного предложения впервые было дано в 1831 г. в «Русской грамматике» выдающегося филолога, академика А.Х. Востокова. Он считал, что предложение стоит в центре внимания синтаксиса и является основной языковой единицей. Главным признаком предложения, по мнению А.Х. Востокова, является наличие глагола, личного или безличного. И значит все предложения русского языка – глагольные. Такой же точки зрения придерживался другой российский языковед XIX века, академик Ф.И. Буслаев. Он считал сказуемое главным членом предложения и отрицал существование именных предложений, классифицируя их как неполные. Первым, кто обосновал существование односоставных предложений в русском языке и выделил их в особую группу, был российский филолог – академик Алексей Александрович Шахматов. В своем труде «Синтаксис русского языка», изданном в 1925г., он разработал подробную классификацию односоставных предложений, которая была принята лингвистами и легла в основу современной классификации. Впоследствии концепция односоставного предложения была основательно доработана в трудах доктора филологических наук, профессора В.В. Бабайцевой .
Слайд 5
Типы односоставных предложений В современном русском языке существует два типа односоставных предложений – именные и глагольные. К первому типу относятся назывные или номинативные предложения, ко второму – определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные. Назывные (номинативные) предложения – это односоставные предложения, в которых есть только один главный член - подлежащее. В назывных предложениях сообщается о существовании в настоящем времени какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему. Пример – Ночь. Улица. Аптека . Фонарь .
Слайд 6
Определённо-личными называются предложения, у которых имеется один главный член — сказуемое, выраженное глаголами 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения. Определенно-личные предложения по своему значению очень близки к двусоставным, в них легко можно восстановить по смыслу отсутствующее подлежащее, подставив местоимения 1-го или 2-го лица (я, мы, ты, вы). Пример – Люблю грозу в начале мая.
Слайд 7
Неопределенно-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта. Действующие лица в этих предложениях либо неизвестны, либо неважны. В роли сказуемого в таких предложениях может быть глагол в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного и повелительного наклонений) или в форме множественного числа (прошедшего времени и условного наклонения) или краткое прилагательное . Неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые. В их составе употребляются две группы второстепенных членов: обстоятельства места и времени, прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения. При исключении из состава предложения этих второстепенных членов предложения становятся неполными двусоставными с пропущенным подлежащим. Употребление неопределенно-личных предложений в тексте помогает автору акцентировать внимание только на действии, не называя того, кто его производит. Пример – Любят грозу в начале мая.
Слайд 8
Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, в которых нет действующего лица, а действие происходит само по себе, стихийно, непроизвольно. Безличные предложения могут выражать: 1) действие; 2) состояние человека или животного; 3) состояние окружающей среды; 4) состояние дел . Главный член безличного предложения может быть выражен: безличным глаголом (Зимой рано темнеет); личным глаголом в безличной форме («В глазах потемнело»); инфинитивом (Во всем мне хочется дойти до самой сути); словом «нет» в настоящем времени, «не было», «не будет» - в прошедшем и будущем (Вас покорней не было и нет); страдательным причастием («Уж послано в погоню»).
Слайд 9
Обобщенно-личные предложения — это односоставные предложения, в которых сказуемое обозначает действие, выполняемое вне времени широким, обобщённым кругом лиц. Сказуемое в обобщенно-личных предложениях чаще всего выражено глаголом 2 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3 лица множественного числа. Ярким примером обобщенно-личных предложений являются пословицы, поговорки, афоризмы: «Что посеешь, то и пожнешь». В художественном тексте обобщённо-личные предложения используются для образного выражения общих суждений, обобщений, показывают типичность происходящего.
Слайд 10
Анализ использования односоставных предложений в художественной литературе Односоставные предложения обладают огромными выразительными возможностями, а примеры их использования можно найти во всех, без исключения, произведениях русской литературы. Я хочу проанализировать роль односоставных предложений в художественной литературе.
Слайд 11
Назывные предложения используются поэтом для описания событий, обстановки, местности, авторского отношения к героям. 1. Какое счастье! 2.Такая беда! 3. Вот изрядный вымысел! 4. Десять тысяч! 5. Эка притча! 6. Вот изрядное объяснение! 7. Сущая истина. 8. Второй отец, дядюшка. 9.Митрофанушка, друг мой! 10. О славный час!
Слайд 12
Таким образом, роль назывных предложений в произведении следующая: - они позволяют автору кратко и ярко описывать события, обстановку, персонажей, свое отношение к ним, сосредоточившись лишь на главном и отбросив все лишнее; - придают тексту особую выразительность; - делают авторское изложение лаконичным и емким одновременно.
Слайд 13
Определенно-личные предложения —выражают действие, совершаемое определенным лицом – говорящим или собеседником. Размышления в форме определенно-личных предложений звучат очень строго . 1. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься. 2. Выйди вон. 3. Прочти, потрудись.
Слайд 14
Использование определенно-личных предложений в литературе - помогает избежать повторения одного и того же местоимения в тексте; - делает текст более лаконичным и динамичным по звучанию.
Слайд 15
Безличные предложения в основном используются для описания внутреннего состояния героев. 1)Так мне и жаль стало. 2) И скучно, и грустно и некому руку подать, В минуту душевной невзгоды. 3). Тебе больно? 4)Надо, отец, надо! 5)Нельзя жить чужой совестью, да, да!.
Слайд 16
Обобщённо – личные предложения - в которых сказуемое обозначает действие, выполняемое широким, обобщённым кругом лиц. 1) Век живи — век учись. 2) Лежачего не бьют. 3) Цыплят по осени считают. 4) На чужой каравай рот не разевай. 5) Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 6) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 7) Не рой яму другому, сам в неё попадешь. 8)Тише едешь — дальше будешь. 9)Что посеешь, то и пожнешь. 10)Не в свои сани не садись. 11)Шила в мешке не утаишь. 12) Бездонную бочку водой не наполнишь.
Слайд 17
Неопределенно – личные - предложения , которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; 1)Дни поздней осени бранят обыкновенно. 2) Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. 3) Ведут ко мне коня. 4) То обгоняют дорогу чугунную, То сторонами бегут.
Слайд 18
Заключение Односоставные предложения – неотъемлемая часть нашего языка. Они имеют неполную грамматическую основу, но обладают смысловой и интонационной законченностью. Роль односоставных предложений в литературе многообразна. Они придают тексту красочность и лаконичность; помогают избежать неоправданных лексических повторов местоимений; дают возможность акцентировать внимание автора только на действии, не называя того, кто его производит; могут играть роль обобщения, передавать настроение автора, состояние героев и природы; создавать особый эмоциональный фон произведения.
Пятёрки
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Лиса-охотница
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Распускающиеся бумажные цветы на воде