Данная работа была представлена на областной научно-практической конференции "История семьи в истории Отчизны"
Вложение | Размер |
---|---|
uraimova.docx | 32.41 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 р.п. Мулловка»
Православная семья
Выполнила: Ураимова Динара
Ученица 10 А класса
МКОУ «Средняя школа № 1 р.п. Мулловка»
Руководитель: Шарыпова Ольга Михайловна
Учитель истории и обществознания
Историческая секция
2017 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………..4
Заключение……………………………………………………………..……….11
Список литературы………………………………………………….…………12
Приложения…………………………………………………………...…………13
Введение
Я выбрала эту тему исследования, потому что интересуюсь традициями, культурой разных народов. Тема работы, по моему мнению, актуальна для каждого человека. Сегодня серьезной проблемой является вопрос, что такое православная семья и брак.
Цель моей работы – найти ответ на вопрос: «Что такое православная семья?», охарактеризовать особенности истории возникновения и развития православной семьи. Предметом исследования является православная семья.
Семья - это самое дорогое, что может быть у человека. Семья — это бесценный дар, который нужно беречь. Православная семья – это семья, целью создания которой является жизнь с Богом и спасение души.
Глядя на современные реалии сегодня невозможно отрицать актуальность вопроса об истории возникновения и развития православной семьи и ценностных основах семьи, семейного воспитания. В современном российском обществе данная проблема становится всё более злободневной и актуальной. Каждый молодой человек строящий траекторию своей будущей жизни, должен спроектировать свою собственную модель семьи, а для этого необходимы определённые знания об этой важнейшей сфере жизни общества и человека. Народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание. Культура развлечений и потребительское мировоззрение, навязываемое средствами массовой информации, делают свое дело. Из характера нации вымываются те вещества, которые делали его твердым и мужественным, способным на жертвенный подвиг.
Брак в христианстве
Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
(Православный катехизис)
Христианский брак - освящаемый Церковью добровольный и основанный на взаимной любви пожизненный союз мужчины и женщины.
Венчание, как богослужение и благодатное действие Церкви, полагает начало церковному браку. Брак же есть Таинство, в котором естественный любовный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу, освящается в образ единения Христа с Церковью.
Конечно, Таинство не является, так сказать, автоматической гарантией. От человека требуется искреннее желание, от сердца идущее намерение обожествить свой брак, жить доброй жизнью.
В браке происходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в мир в новой полноте. Только в Браке возможно полное познание человека, видение другой личности. Это познание и жизнь дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее.
Брак — великая святыня и спасительное состояние человеческой жизни при правильном отношении к нему. Брак является основанием семьи. Семья есть малая Церковь Христова. В семье заключается смысл и цель брака. Современная боязнь семьи, страх иметь детей есть следствие малодушия, источник неудовлетворенности и тоски в браке. Христианское воспитание детей составляет задачу и радость семьи, дает смысл и оправдание браку.
Слова Святителя Иоанна Златоуста о христианском браке: «Муж и жена обязаны сохранять супружескую верность друг другу. Нарушение супружеской верности есть преступление самое тяжкое». Взаимная любовь супругов не должна зависеть от степени красоты каждого из них и не должна погасать в том случае, если кто-либо из них по каким-нибудь причинам сделается некрасивым и даже безобразным.
Первая и главная цель брака — это полная и нераздельная взаимная преданность и общение двух супружеских лиц: не хорошо быть человеку одному (Быт 2, 18) и оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будете оба в плоть едину (Мф. 19, 5).
Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание, святые Отцы и Церковь в своих молитвах чина венчания, есть рождение и Христианское воспитание детей.
Еще одна цель брака — предохранение от распутства и сохранение целомудрия. Апостол Павел говорит: «во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Хорошо, говорит, быть безбрачным, ради безраздельного служения Господу, «но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7, 7-9) и впасть в распутство.
Православная семья. Какой она должна быть?
Вера издавна была основой не только для отдельно взятого человека, но и для его рода. Она объединяла семьи, давала им силы преодолеть жизненные испытания. Сегодня все больше людей признаются, что для них православная семья – идеал жизни. Общеизвестно, что главой семьи должен быть мужчина. К мужчине в Новом Завете предъявлены довольно жёсткие требования:
«Муж для жены как Господь для Церкви». Как это понимать? Буквально! Иоанн Златоуст, объясняя слова о том, что муж для жены как Господь для Церкви, предупреждает о том, что если мужчина будет суров к своей супруге, если он не будет слышать её просьб и обращать внимание на её слезы, то и Господь отнесется к нему также.
«Муж должен воздавать честь своей жене, дабы не было ему препятствия в молитвах», - предупреждает и апостол Павел.
Кроме того, на мужа возлагаются обязанности обращаться со своей женой бережно, как с хрупким драгоценным сосудом и любить её. А любовь, согласно апостолу Павлу, «долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит. Всего надеется, все переносит, никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4-8). Бог есть любовь, а муж для жены, как Бог для Церкви.
В отношении воспитания детей апостол Павел обращается опять же к мужчинам: «Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф,6, 4).
Для жены глава – муж, для мужа – Господь. Ограничено установление о власти мужа – «жена повинуется мужу, как прилично в Господе». Установление о главенстве мужа в семье - это очень серьёзное требование для мужа – с него Бог спросит за состояние дел в семье, за психологический климат, за воспитание детей, за то, насколько супруг руководствовался волей Бога в отношении своего поведения.
«Муж в поте лица своего добывает хлеб» - обратите внимание, это не единственная обязанность мужчин, а лишь одна из многих.
В создании православной семьи огромная роль отведена и женщине. Если муж для жены, как «Господь для Церкви», то она для него, словно «Церковь для Господа». Это значит, что она должна быть готова, однажды принеся клятву верности перед алтарем, следовать за ним через все жизненные трудности и невзгоды.
«Жена да убоится мужа своего». Страх, как известно, бывает трёх родов: первый – страх раба или боязнь перед наказанием, перед насилием; второй – страх наемника или страх потерять награду; третий страх – это любовь, страх потерять любимого, страх причинить ему боль, обидеть его. В православной семье возможен только страх любви. Вот и получается, что «жена да убоится» это то же самое, что «жена да дорожит», «жена да любит»… Есть очень красивая притча (приложение 1).
Жене не дозволено «властвовать над мужем» (1 Тим, 2, 9-12), но повинуется ему. Почему? Но ведь тогда сломается вся система богоугодной семьи. Семья – это организация. Раз спрос с мужа за состояние дел в семье, то ему и полномочия соответствующие.
Отсутствие властных полномочий над мужем не превращает женщину в бессловесную рабу. Она вправе, а порой и обязана отстаивать и свои интересы, и интересы детей при необходимости. Мудрый Соломон писал о хорошей жене: «Уста свои открывает с мудростью и кротко наставление на языке её» - жена не лишена права голоса, она обладает огромным влиянием и на супруга, и на детей, просто меньше ответственности и обязанностей социальных накладывает на неё Господь, так как индивидуальное назначение её – чадородие. Вспомним историю Авраама и Сарры - Сарра, когда возникали проблемы с Агарью и Измаилом, не вступала с ними в конфликт, а шла к мужу и он решал её проблему. Когда Сарра увидела, что Измаил смеется над её сыном Исааком и поняла, что Агарь и ребёнок от Агари всегда будут относиться к Исааку не очень хорошо, она потребовала от Авраама изгнать их. Авраам засомневался, все-таки Измаил был его первенцем. И тогда ему явился ангел и сказал, чтобы он слушал Сарру, жену свою, «ибо в Исааке наречется тебе семя». Как же можно утверждать после этого, что женщина в доме – безмолвная раба?
«Жена чадородием спасается» - не подвигами на производстве, не стоянием в храме, а чадородием. Но цель её жизни – не чадородие, а спасение души – такая же, как и у мужчины. В этом они абсолютно равноценны пред Богом, просто послушания у них разные.
Тот факт, что одна из сторон по какой-либо причине не исполняет своих обязанностей, не освобождает другую «половину» от послушания Богу. Поэтому оправдывать свое поведение неправильным поведением мужа или жены – бессмысленно.
Детям отводится ключевая роль. Они скрепляют союз родителей, становятся их гордостью, поддержкой в старости, продолжателями рода.
Дети, в свою очередь, подчинены родителям и от того, насколько они почитают их, зависит их долголетие, здоровье и счастье. Это обетование Бог дал в пятой заповеди Закона Божия и в этом – секрет будущего счастья детей. А если учесть, что яблочко от яблони далеко не катится, то благочестие детей определяется благочестием родителей. Потому воспитание детей начинается с самовоспитания. По тому, как дети относятся к родителям, строится их отношение и к Отцу Небесному.
Быт и традиции православной семьи
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли во всех сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.
В православной культуре существует четкая иерархичность в семье, основанная на послушании Богу и любви духовной. Согласно христианскому вероучению, семья есть организм, созидаемый по образу Церкви. Глава семьи – муж, и это естественно, ведь он старше жены по Сотворению. Дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.
Видя, как родители по-христиански любят его, ребенок перенимает опыт, который пригодится ему в будущем в вопросе как создать православную семью, создать в ней атмосферу стремления к Богу, т.е. утвердить высказывание «семья – Малая Церковь».
Сохраняя традиции православной семьи, мы становимся частичкой тела Церкви и передаем из поколения в поколение национальные особенности Русской Православной Церкви. Поведение каждого члена православной семьи в быту, в застольях, праздниках должно нести религиозный характер с сохранением духовных ценностей. Трудно представить себе христианскую семью без традиций и обычаев, переданных по наследству прадедами. Культура патриотической верности и национального чувства воспитывалась в семье, имея в своей основе особое отношение к почитанию предков и отеческих могил. Главной целью православной семьи на сегодняшний день, как и во все времена, остается сохранение и передача из поколения в поколение духовных и религиозных ценностей.
В православной семье, как правило, много детей, при этом каждый из них одинаково любим. В такой семье царит доверие, взаимопонимание и любовь друг к другу. Совместные молитвы сближают родных, дают привыкнуть детям к тому, что нельзя жить, не говоря с Богом, при этом делают их более духовно развитыми. Старшие дети помогают родителям с воспитанием младших. Маленькие дети растут с чувством Веры, которую им прививают родители. Прививать ребенку веру в Бога легче с младенчества, нежели с осознанного возраста. Соблюдая запреты родителей, их указания, ребенок осознаёт, что они направлены на то, чтобы жить правильно, но не для того, чтоб сломать его характер или унизить. В такой семье дети не чувствуют гнева родителей, так как их наказывают или ругают с любовью, очень важно для правильного развития ребенка. Наблюдая за тем, как родители по православному любят ребенка, он перенимает опыт, благодаря которому всё более стремится к Богу. Сохраняя православные традиции, мы становимся частью Церкви. В любой обстановке – в застолье, в быту на различных праздниках, поведение православного должно нести религиозный характер. Очень сложно себе представить православную семью, в которой бы не передавались традиции от прадеда. Передача духовных и религиозных ценностей – на сегодняшний день самая главная задача православной семьи.
Заключение
Ставя перед собой определенные задачи, я считаю, что мне удалось дать характеристику развития православной семьи и раскрыть особенности традиционной православной семьи.
Я убеждена, что семья для человека важнее всего. Семья даёт главное: полноту чувств, душевное спокойствие и комфорт, чувство своей нужности. Это так важно знать, что ты нужен, что тебя любят, что тебя ждут!
Список литературы
Приложения
Приложение 1.
Как-то раз Иисус Христос с апостолами шли по Израилю и очень хотели пить. Было жарко. Они обратились к богатому старику. Но тот, вместо того, чтобы напоить жаждущих, лишь обругал их. Они пошли дальше и увидели девушку, работавшую в поле. У неё на весь день с собой был один кувшин воды. Они попросили пить. Она отдала им свою воду. Поблагодарив девушку, апостолы со Христом пошли дальше. Апостол Пётр спрашивает Господа:
-Эта девушка, наверное, будет счастлива в будущем?
-Нет, - ответил Иисус Христос, – она выйдет замуж за того старика и всю жизнь будет страдать.
-Где же правда Твоя, Господи?
-Надо же как-то и старика того спасать.
Терпением спасаем души наши, лишь претерпевший до конца спасется. А если терпеть нечего, как спасемся?
Прекрасная химия
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Груз обид
Акварель + трафарет = ?