Слайд 1
Проектно- исследовательская работа «Как я стал мирмекологом » Проектно- исследовательская работа «Как я стал мирмекологом » Ученик 1 «В» класса Щербачёв Антон Руководитель проекта Вертей Юлия НиколаевнаСлайд 2
Актуальность темы. На уроках окружающего мира мы изучали насекомых. Учитель предложила нам подготовить сообщение о любом насекомом. Я стал готовить сообщение о самом многочисленном представителе этого класса- о муравьях. Почему о них? Всё просто .У меня дома есть настоящая муравьиная ферма –формикарий. Я люблю наблюдать за жизнью муравьёв, но и не предполагал, что поиск новой информации откроет мне столько тайн про жизнь этих удивительных насекомых .В итоге родился этот проект. А я теперь уважительно называю себя мирмекологом.
Слайд 3
Моя гипотеза Изучая муравьиное царство я задумался. Как поведут себя муравьи, которые многие поколения жили в готовых домиках- фумикариях если у них появится строительный материал? Сохранился ли у них инстинкт строителя? Я предполагаю, что навыки и инстинкты строителей муравьи передают из поколения в поколение и сохраняют даже в искусственной среде.
Слайд 4
Цель работы : р асширить знания о жизни колонии муравьев Задачи: 1.Изучить жилища муравьев, особенности их построения. Познать законы муравьиной семьи. 2. Изучить научно - популярную литературу о муравьях. Познать законы муравьиной семьи и особенности построения жилища . 3. Узнать историю о создании формикариев и вкладе мирмекологов в новые научные открытия . 4.Провести эксперимент ( наблюдение) по сохранению у муравьев из формикария инстинкта строителей. Опровергнуть или подтвердить гипотезу. Провести анализ и сделать вывод . Методы исследования: - наблюдения и эксперимент; - сбор данных и их анализ; - обобщение информации; - опрос одноклассников Объект исследования: формикарий Предмет исследования: Муравьи
Слайд 5
Предполагаемые результаты: -познакомить одноклассников с формикарием и особенностями работы мармикролога; -по результатам наблюдений установить интересные факты о жизни колонии в формикарии и сохранении природных инстинктов у муравьев; -использовать результаты исследований для проведения внеурочного занятия в 1 «в» классе, найти единомышленников среди одноклассников; -создать презентацию «Удивительный мир муравьёв».
Слайд 6
1 Этап « Собираю информацию о муравьях»
Слайд 7
Ученых, которые изучают психологию и социальную структуру муравьев, называются мирмекологами
Слайд 8
История создания формикариев
Слайд 9
Муравьи самые распространённые и многочисленные обитатели нашей планеты .Они коренные жители каждого континента
Слайд 10
Как устроен муравей? Если внимательно рассмотреть муравья в лупу, то увидим, что тело его состоит из 4-х отделов: головы, груди, стебелька и брюшка. Различия строения головы (есть волоски или нет), опушнение спинки, различия в окраске, строение ножек – всё это и подразделяет муравьёв на различные виды. Мы поговорим об общих признаках и особенностях жизни муравьёв.
Слайд 11
Интересные факты о муравьях - Муравьи самые древние насекомые на Земле. Окаменелости муравья были найдены более чем 100 млн лет тому назад. - Муравей сильнее слона, ведь он может поднять груз много больше своего веса. - Когда выпадает свободная минута, рабочие муравьи «играют», хватают друг друга лапками и катаются по земле. - Муравьи способны отличать своих «братьев» от чужих, благодаря запаху, который вырабатывают специальные железы. - Иногда запасы зерна у муравьёв могут доходить до 50 кг. При этом оно не загнивает в гнёздах, потому что они его тщательно просушивают на солнце. -Муравьи умеют считать -Биомасса муравьев равна биомассе человечества
Слайд 12
Как устроен муравейник? Все муравьи, обитающие у нас в стране, живут в гнёздах. Строят они их на земле. Купол гнезда состоит из хвои веточек – у него защитная функция, он защищает от дождя, ветра, снега. Внутри купол состоит из крупных веток, там поддерживается постоянная t 26-29 о С. Зимуют муравьи в подземной части. Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. В муравьиной семье существует чёткое рабочее распределение. Главная в семье –муравьиная «царица» .А есть муравьи солдаты, разведчики, рабочие, няньки.
Слайд 13
Как живёт муравьиная семья в формикарии Объект исследования: Messor structor Тип - членистоногие Подтип - Трахейные Класс - Насекомые Отряд - перепончатокрылые Семейство - муравьи Род - муравьи – жнецы Вид - степной муравей - жнец 1 матка 47 муравьев Примерное число особей-47 20 особей охраняют матку. 3 патрулируют арену 24 муравья следят за яйцами
Слайд 14
Социологический опрос Для проведения социологического опроса была составлена анкета из четырёх вопросов. 1.Назовите качества муравьев( три прилагательных) 2. Как вы думаете какие профессии есть в муравьиной семье? 3. Наблюдали ли вы за муравьями? 4. Муравьи полезные или вредные насекомые?
Слайд 15
Итоги опроса
Слайд 16
Мои наблюдения и экперименты
Слайд 17
Мои выводы: Экспериментальным путем я выяснил, что жизненный цикл муравьев проходит от яйца до взрослой особи. Жизнь муравейника основана на добросовестном труде каждого муравья. В муравьиных семьях существует разделение труда, но вне зависимости от сложности задачи, первым делом муравьи защищают матку и будущее потомство. Также я выяснил, что своеобразный муравьиный язык имеет большое значение в жизни муравьёв. Я подтвердил гипотезу, что муравьи из формикария неравнодушны к строительным материалам, изучают его , чтобы в случае защиты использовать его для ремонта, а до этого момента складируют в отдельных помещениях
Слайд 18
Список литературы «От муравья до бабочки».-М.: ОНИКС, 2000 «Я познаю мир. Насекомые».-М.: АСТ, Астрель, 2001 Энциклопедия живой природы. – М.: АСТ-ПРЕСС,2000 Источник : http://www. krugosvet. ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/MURAVI. html http://ru. wikipedia. org/wiki Фотографии из личного архива. Источник: https://www.kp.ru/daily/25678/837889/ Открытие ученых: Муравьи владеют арифметикой Источник: https://moydom.media/life-in-house/istoriya-muravinyh-ferm-2131 История муравьиных ферм: кому пришло в голову заводить муравьев как домашних питомцев? Степанова Елена
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2053"
Проект
Как я стал мирмекологом
Автор проекта:
Ученик 1 «В» класса
Антон Щербачёв
Руководитель проекта:
Вертей Юлия Николаевна
Москва
2019
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1.Актуальность работы………………………………………………………… 4
2. Гипотеза. Цель, методы, объекты и предметы исследования……………. 4-5
3. Предполагаемые результаты…………………………………………………5
ГЛАВА 1НЕМНОГО ИСТОРИИ
ГЛАВА 2 АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
2.1. Как живёт муравьиная семья…………………………………………….7
2.2. Как устроен муравейник в естественной среде…………………………..7
2.3 Как устроен формикарий……………………………………………………8
2.4 Интересные факты о муравьях……………………………………………..8
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Итоги опроса одноклассников……………………………………………..9
3.2 Наблюдение №1 Состав муравьиной семьи……………………………..10
3.3. Наблюдение № 2 Общение муравьёв…………………………………..11
3.4. Эксперимент- инстинкт строителя………………………………………..11
4. Практическая значимость проекта…………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................13
ВВЕДЕНИЕ
На уроке окружающего мира мы изучали насекомых. Учитель предложила нам подготовить сообщение о любом насекомом. Я стал готовить сообщение о самом многочисленном представителе этого класса - о муравьях. Почему о них? Всё просто. У меня дома есть настоящая муравьиная ферма –формикарий. Я люблю наблюдать за жизнью муравьёв, но и не предполагал, что поиск новой информации откроет мне столько тайн про жизнь этих удивительных насекомых . В итоге родился этот проект. А я теперь уважительно называю себя мирмекологом.
Актуальность работы:
Любой из нас хоть раз останавливался возле муравейника, завороженный работой этих невероятно трудолюбивых насекомых. В своем проекте мне хочется открыть завесу неизвестности и рассказать о значимости самых загадочных и удивительных насекомых - муравьях. А ещё поведать всем о формикариях – «муравьиная ферма» или искусственных жилищах муравьев, которые позволяют содержать муравьев в домашних условиях и наблюдать за жизнью и развитием колонии . Это увлекательное дело, набирает в мире все больше поклонников. Муравьи - это древнейшие и трудолюбивые насекомые, жизнь и обитание которых скрывает много тайн. Они до сих пор они являются объектами изучения многих учёных. Изучение насекомых позволяет делать новые открытия в современных технологиях. Так в 2011 году Новосибирские учёные доказали что муравьи используют числа, чтобы рассказать собратьям, как добраться до еды. Сибирские ученые доказали, что муравьи умеют считать - складывать и вычитать простые числа. Муравей способен передать до 6 бит информации со скоростью - около 1 бита в минуту. Это только один факт, который говорит об актуальности изучения мирмекологии.
Гипотеза: я предполагаю, что навыки и инстинкты строителей муравьи передают из поколения в поколение и сохраняют даже в искусственной среде.
Цель работы: Расширить знания о жизни колонии муравьев
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно - популярную литературу о муравьях. Познать законы муравьиной семьи и особенности построения жилища .
2. Узнать историю о создании формикариев и вкладе мирмекологов в новые научные открытия .
3.Провести эксперимент ( наблюдение) по сохранению у муравьев из формикария инстинкта строителей. Опровергнуть или подтвердить гипотезу. Провести анализ и сделать вывод.
Методы исследования:
- наблюдения;
- сбор данных и их анализ;
- обобщение информации;
- анкетирование среди учащихся
Объект исследования:
формикарий
Предмет исследования:
Муравьи
Предполагаемые результаты:
-познакомить одноклассников с формикарием и особенностями работы мармикролога;
по результатам наблюдений установить интересные факты о жизни колонии в формикарии и сохранении природных инстинктов у муравьев;
-использовать результаты исследований для проведения внеурочного занятия в 1 «в» классе, найти единомышленников среди одноклассников;
-создание презентации «Удивительный мир муравьёв».
Глава 1. ИСТОРИЯ
Задолго до того, как был придуман первый формикарий, т.е. первая муравьиная ферма, ученые наблюдали за феноменом поведения этих умнейших насекомых. В биологии муравьи уже давно стали образцами «продвинутой» социальной системы, поскольку каждый отдельный член их «общества» берет на себя определенную роль, чтобы быть полезным для жизни всей колонии в целом. Ученые, которые изучают психологию и социальную структуру муравьев, называются мирмекологами.
1.2 Первооткрыватель
Первый формикарий был запатентован в 1931 году Фрэнком Остином, известным изобретателем своего времени и профессором Дармутского колледжа, одного из древнейших университетов США. Остину пришла эта идея во время наблюдения за колонией муравьев, которая функционировала как единый организм для постройки своего дома.
Оригинальная ферма Остина состояла из деревянного каркаса, снабженного двумя стеклянными панелями. Она была заполнена местной почвой и снабжена верхней платформой и специальным отсеком в нижнем углу, который муравьи инстинктивно использовали для отходов. Так как по своей природе муравьи пытаются обычно спрятаться от посторонних взглядов, у Остина возникла идея расположить две стеклянные панели настолько близко друг к другу, чтобы все коридоры муравьиной фермы можно было просматривать с боку.
Компания «Uncle Milton» продает несколько версий современного жилища для муравьев, снабженного специальным гелем. Этот гель представляет собой особую питательную субстанцию, которая была разработана для поддержки колонии муравьев во время космического полёта NASA. Гель является не только строительным материалом, но и питательной субстанцией для муравьёв. Эту идею учёные планируют использовать при освоении людьми Марса.
Глава 2. СБОР ИНФОРМАЦИИ И ОПИСАНИЕ ХОДА НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Муравьи самые распространённые и многочисленные обитатели нашей планеты . Они коренные жители каждого континента.
2.1.Как живет муравьиная семья?
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. Муравьиная семья — многолетнее, высокоорганизованное сообщество, состоящее из расплода (яйца, личинки, куколки), взрослых особей (самок и самцов) и, как правило, многочисленных рабочих особей (бесплодных самок).
В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. В муравьиной семье существует чёткое рабочее распределение. Главная в семье – муравьиная «царица». А есть муравьи солдаты, разведчики, каменщики.
2.2. Как устроен муравейник в естественной среде?
Все муравьи, обитающие у нас в стране, живут в гнёздах. Строят они их на земле. Снаружи их можно заметить по кучкам земли. Внутри подземная галерея ведёт к камерам, которые соединены между собой. Глубина гнёзд различна от 30 см до 2-х м, а у пустынных муравьёв достигает более 10-ти м. Иногда муравьи селятся и в гнилой древесине: пнях, колодах. Купол гнезда состоит из хвои веточек – у него защитная функция, он защищает от дождя, ветра, снега. Внутри купол состоит из крупных веток, там поддерживается постоянная t 26-29оС. А зимуют муравьи в подземной части. В пустынях, где земля прогревается до 60оС, муравьи никогда не строят наземные гнёзда, только под землёй, где температура значительно ниже.
2.3 Как устроен формикарий?
Формикарий - это «аквариум» особой конструкции, где есть все, чтобы колония муравьев жила и размножалась. Лабиринты для прогулок, затемненные камеры-пещеры, освещенная арена. Обитателей формикария нужно кормить и поить, беречь от стрессов матку и расплод, защищать город муравьев от яркого света, шума и вибраций. Давать им достаточно углеводной и белковой пищи, чтобы у них появлялась энергия работать, размножаться и кормить потомство.
2.4. Интересные факты о муравьях
- Муравьи самые древние насекомые на Земле. Окаменелости муравья были найдены более чем 100 млн. лет тому назад. Их нашли в янтаре.
- Муравей сильнее слона, ведь он может поднять груз много больше своего веса.
- Когда выпадает свободная минута, рабочие муравьи «играют», хватают друг друга лапками и катаются по земле.
- Муравьи способны отличать своих «братьев» от чужих, благодаря запаху, который вырабатывают специальные железы.
- Иногда запасы зерна у муравьёв могут доходить до 50 кг. При этом оно не загнивает в гнёздах, потому что они его тщательно просушивают на солнце.
- В Южной Америке живут бродячие муравьи, Они передвигаются колоннами, сметая всё живое, что встречается у них на пути, даже ящериц и змей.
-В мире, по приблизительным оценкам, миллиард миллиардов муравьев, принадлежащих к 12 тысячам видов. Их общая биомасса приблизительно равна биомассе человечества
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. ОПРОС ОДНОКЛАССНИКОВ
Для проведения социологического опроса была составлена анкета из четырёх вопросов.
1.Назовите качества муравьев (три прилагательных)
2. Как вы думаете какие профессии есть в муравьиной семье?
3. Наблюдали ли вы за муравьями?
4. Муравьи полезные или вредные насекомые?
Результаты опроса:
1. Назовите качества муравьев (три прилагательных)
3. Наблюдали ли Вы за муравьями?
НАБЛЮДЕНИЕ № 1 - СОСТАВ МУРАВЬИНОЙ СЕМЬИ
С первого взгляда мне показалось, что в муравейнике царит беспорядок. Но присмотревшись, я заметил, что каждый муравей занят своим делом. Никто ничего не забывает, не ленится, не мешает другому.
В ходе наблюдений я заметил, что одни муравьи постоянно находятся возле матки, яиц и личинок; кормят их и переносят в случае необходимости в безопасное место; таких муравьев мирмекологи называют рабочими муравьями или няньками. Другие муравьи постоянно ползают по формикарию в поисках еды; их называют фуражеры. Причем я узнал, что бывают активные фуражеры – они сами разыскивают пищу и доставляют ее остальным муравьям. А бывают пассивные фуражеры, - они сами еду находят редко, но под присмотром активных фуражеров переносят еду в хранилище.
Основная часть жителей муравейника - рабочие, которые заботятся о семье.
НАБЛЮДЕНИЕ № 2 - ОБЩЕНИЕ МУРАВЬЕВ
Несколько раз я наблюдал двух муравьёв касающихся друг друга усикам. Так муравьи постоянно общаются между собой. Но это не просто болтовня, все их разговоры по делу. Язык муравьёв это язык запахов и жестов, так они могут поднять тревогу, указать путь к еде, отпугнуть чужаков от найденной пищи. По запаху муравьи отличают своих от чужаков.
ЭКСПЕРИМЕНТ №3- ИНСТИНКТ СТРОИТЕЛЯ
Я наблюдал, как муравьи подтаскивали уголок ( помещение для хранения0 различный материал: щепочки, мертвых насекомых.
Я заметил, некоторые муравьи изучали появившиеся объекты –убегали, сообщали другим муравьям, но каждый раз, возвращались к материалам. Крупные палочки муравьи перенесли группами в отдельное место. Песок им не понравился. Они его игнорировали, так как из него построить что-то трудно. Весь материал муравьи отнесли в хранилище за ненадобностью, так как все помещения муравейника у них в наличии. Таким образом я считаю. Что они проявили интерес к строительным материалам и если бы попали в природу, то использовали бы его по назначению.
Практическая значимость проекта:
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования: Проведя опрос одноклассников, мы выяснили, что ребята из нашего класса много знают о жизни муравьев, но не знают, что муравьев можно содержать и изучать в домашних условиях. С большим интересом одноклассники слушали про муравьиную семью в формикарии .
Изучение литературы и информации помогло нам узнать, что муравьи самые многочисленные обитатели нашей планеты.
Экспериментальным путем я выяснил, что жизненный цикл муравьев проходит от яйца до взрослой особи. Жизнь муравейника основана на добросовестном труде каждого муравья. В муравьиных семьях существует разделение труда, но вне зависимости от сложности задачи, первым делом муравьи защищают матку и будущее потомство. Также я выяснил, что своеобразный муравьиный язык имеет большое значение в жизни муравьёв. Я подтвердил гипотезу, что муравьи из формикария неравнодушны к строительным материалам, изучают его, чтобы в случае защиты использовать его для ремонта, а до этого момента складируют в отдельных помещениях
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Убунту: я существую, потому что мы существуем
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Тигрёнок на подсолнухе
Извержение вулкана
Учимся ткать миленький коврик